Познавательное развитие дошкольника — через использование современных педагогических технологий
Познавательное развитие дошкольника- через использование современных педагогических технологий
На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Актуальность проблемы развития познавательного интереса на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Выделение проблемы развития познавательного интереса в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности (ст.2), создание условий для ее самоопределения и самореализации.
Во многих исследованиях развитие познавательного интереса связано с построением себя как личности в процессе деятельности (Р.Р.Ветчинкина, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Л.Рубинштейн, Г.А.Цукерман, И.С.Якиманская и др.)
Однако, несмотря на то, что идея саморазвития личности дошкольника прочно утвердилась в педагогических исследованиях, в практике дошкольных образовательных учреждений она не находит должной реализации.
Изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ позволил выявить следующие негативные факторы, сложившиеся в массовой практике дошкольного образования
— заорганизованность, регламентированность жизнедеятельности дошкольников, в ходе которой не всегда учитываются интересы и желания детей. Игровая деятельность часто заменяется учебной деятельностью, характерной для начальной школы. В результате выявляется слабая мотивация познавательной деятельности большинства дошкольников, дети часто проявляют пассивность в решении поставленных перед ними задач.
Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Таким образом, проблема развития познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, поиска и применения эффективных средств, технологий и методов работы с дошкольниками. Ведь дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка.
Во ГОС ДО используются три термина: «
познавательные интересы
», «
познавательные действия
»
и
«
познавательное развитие
».
• Познавательные интересы — это стремление ребёнка познавать новое,
выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
• Познавательные действия — это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.
• Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)
.
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв)
.
В педагогической практике насчитывается более ста разных технологий. Мы рассмотрим всего несколько и те, которые затрагивают познавательное развитие ребенка-дошкольника.
Более актуальной, на мой взгляд, является технология проблемного обучения.
Современная система образования должна быть построена на предоставлении детям возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на разные знания фактов, закономерностей, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Мы должны побуждать детей думать и поощрять их мышление, толь тогда у них будет желание познавать, узнавать, размышлять. Все это поспособствует формированию «способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС ДО, раздел 1, ч. 1.6).
При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-деятельностный характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанника по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей.
Следующую технологию рассмотрим подробнее, так как в дошкольном детстве игра-ведущий вид деятельности, поэтому применение игровой технологии
является обязательной частью воспитательно-образовательного процесса. Игровая педагогическая технология — это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Реализация игровых технологий
опирается на следующие положения:
• игра стимулирует познавательную активность детей
,
«провоцирует»
их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия;
• в игре позиция взрослого и ребёнка равнозначна и выстраивается на паритетных (равных) началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений;
• игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чём-либо;
С данной технологией тесно переплетается технология создания условий для развивающей игровой деятельности детей
К ней относится
1. Технология ТРИЗ
-теория
решения изобретательских задач
.
2. Игры- занятия с блоками Дьенеша, палочками Кьюизинера
3. Педагогическая технология развивающих игр
Б. П. Никитина.
4.Педагогическая технология интенсивного развития
интеллектуальных способностей В. В. Воскобович.
Все мы, наверное, не раз слышали о ТРИЗ-технологии, но мало кто использует ее на практике, а тем не менее цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Игры с использованием ТРИЗ технологий — позволяют развивать творческую личность,
нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами. Данной технологии мы посвятим третье РМО и рассмотрим ее более подробно.
Во всех садах наверное есть блоки-Дьеныша и почти во всех палочки Кьюизинера. Игры – занятия с блоками Дьенеша и палочками Кьюизинера позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление,
внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Слайд 14
Педагогическая технология развивающих игр Б
. П. Никитина
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр
. Каждая игра представляет собой набор
задач
, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает
развивающие игры с кубами
, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами
«Угадай-ка»
, таблицами сотни,
«точечками»
,
«часами»
, термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п.
В старшей группе Радуга силами родителей был сделан такой «Уникуб»
. Игра способствует развитию внимания
,
усидчивости, учит анализу и синтезу.
Педагогическая технология интенсивного развития
интеллектуальных способностей игр В. В. Воскобовича, также способствует решению проблемных и творческих задач, а значит развитие интеллектуальных способностей детей.
На слайде игра «Математический планшет»
как мы его привыкли называть. Это уникальный
«резиночный»
конструктор, который учит работать с координатной сеткой, тренирует мелкую моторику и кисти и пальцев. А также развивает воображение и логику
.
Игровые технологии,
если их использовать в системе и целенаправленно, способствуют формированию мыслительных операций, развитию психических процессов, обеспечивают развитие познавательной активности, самостоятельности творческих сил, формируют детскую инициативность и индивидуальность.
Следующая технология – технология интерактивного обучения
это специальная форма организации познавательной деятельности в виде диалогового
обучения
, когда образовательный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Таким образом, организация познавательной деятельности детей в форме интерактивного обучения позволяет решать такие задачи, как:
-развивать мыслительные процессы дошкольников (анализ, синтез и т.д.);
-развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
-развивать речевую активность детей;
-развивать коммуникативные умения и навыки;
-взаимодействию дошкольников;
-формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.
Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность дошкольников в учебно-игровое взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
1. Одна из форм интерактивного обучения, это способ сбора, обработки и сохранения информации так называемые «Лэпбуки». Мы называем их «умные книжки- самоделки». Лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Создание лепбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы. Сегодня педагоги более подробно продемонстрируют свои лепбуки.
2. Согласно требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Использование компьютерных технологий помогает:
— привлекать пассивных детей к активной деятельности;
— делать ООД более наглядными, интенсивными;
— активизировать познавательный интерес;
— активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
— реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Данную технологию широко используют все педагоги.
Следующая технология активно используется педагогами любой области. И мы о ней будем говорить отдельно на следующем заседании РМО, это технология проектной деятельности.
Технология исследовательской деятельности
способствует- формированию у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
— эвристические беседы;
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— наблюдения;
— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
— опыты;
— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
— подражание голосам и звукам природы;
— использование художественного слова;
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
— трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
- Опыты (экспериментирование)
- Состояние и превращение вещества.
- Движение воздуха, воды.
- Свойства почвы и минералов.
- Условия жизни растений.
- Коллекционирование (классификационная работа)
- Виды растений.
- Виды животных.
- Виды строительных сооружений.
- Виды транспорта.
- Виды профессий.
- Путешествие по карте
- Стороны света.
- Рельефы местности.
- Природные ландшафты и их обитатели.
- Части света, их природные и культурные «метки» — символы.
- Путешествие по «реке времени»
- Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
- История жилища и благоустройства.
Использование технологии мнемотехника
в
образовательном процессе ДОУ несет не только познавательно-развивающую функцию, но еще активно стимулирует речь ребенка. Еще К.Д.Ушинский говорил :
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
МНЕМОТЕХНИКА — искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления, внимания, воображения.
Данную технологию мы с легкостью включаем во все виды занятий и из собственного опыта считаю, что рациональнее ее вводить с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный запас. В работе используются мнемодорожки, мнемотаблицы (схемы, в которых заложена определенная информация).
Анализ сущности педагогических технологий позволяет сделать следующие выводы:
— педагогические технологии ориентированы на обучаемых и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности;
— педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности ребенка; за счет усвоения ею целей и объективного контроля и самоконтроля за качеством профессионального образования.
Таким образом, применяя современные образовательные технологии и интерактивное обучение с целью развития познавательной активности дошкольников, при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов с детьми.
Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.
Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.
Технология организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ
Елена Губатова
Технология организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ
Деятельность — необходимое условие развития личности. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.
В соответствии с ФГОС в ДОУ организуются 9 видов детской деятельности:
1. Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры.
2. Коммуникативная — общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
3. Познавательно-исследовательская — исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
4. Восприятие художественной литературы и фольклора.
5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
. 6. Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал.
7. Изобразительная — рисование, лепка, аппликация.
8. Музыкальная — восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах.
9. Двигательная (овладение основными движениями)
форма активности ребёнка.
Каждый вид детской деятельности обладает богатейшими развивающими возможностями, однако продуктивно их организовать педагогам ДОУ не всегда удается по причине сложности самого вида деятельности, отсутствия необходимой предметно-развивающей среды, а также низкого уровня владения педагогами интересными методами и приемами организации каждого вида деятельности. Поэтому поставим себе задачу разобраться в сущности познавательно-исследовательской деятельности и технологии ее организации в ДОУ.
Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению использованию знаний. Главная цель познавательного развития ребёнка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.Китайская пословица гласит: «расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму», то есть значение усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Любая деятельностьвключает в себя 6 компонентов: цель, мотив, способы действий, средства деятельности, условия её осуществления и результат. Применительно к познавательно-исследовательской деятельностиспецифика компонентов такова:
Цель — получить знание, добыть информацию, почувствовать вкус к открытию нового знания, который впоследствии превратится в любознательность.
Мотив определяется конкретной ситуацией (для продолжения работы, организации игры, реализации творческого замысла, получения интересующей информации, изучения устройства объекта, применения в повседневных бытовых и социальных ситуациях и т. д.).
Способы действий — познавательные умения (анализировать, сравнивать, проводить аналогии, высказывать идеи, проявляя смекалку и оригинальность мышления, приводить доказательства и т. д.) и разнообразные способы практических действий.
Средства деятельности — инструменты для осуществления различных видов работ с разными материалами.
Условия — предметно-развивающая среда, способствующая достижению цели,а также психологически комфортное взаимодействие: свобода мнений, право на ошибку, отсутствие критики, поддержка любых идей, активное слушание товарищей, возможность свободного размещения, перемещения и общение детей, и — плюс ко всему сказанному — подведение итогов познавательно-исследовательской деятельности необходимо начинать до появления признаков утомление у детей. Результат — новое знание и/или умение.
Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по четырём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых в программе представлено несколькими темами.
Живая природа: характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, характерные особенности природно-климатических зон, взаимосвязь живой неживой природы.
Неживая природа: почва, песок, глина, камни, воздух, вода. Три агрегатных состояния вещества (газообразное, жидкое, твёрдое, небесные тела.
Физические явления: магнетизм, звук, вес, электричество, тепловые явления, движение, инерция, давление, свет, цвет и др.
Рукотворный мир: предмет как таковой, материалы и их свойства, преобразование предметов.
Схема развития любого вида деятельностив дошкольном детстве такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и затем становится самостоятельной деятельностью. Чтобы соответствовать данной логике, организовать познавательно-исследовательскую деятельность в ДОУ можно:
— в непрерывно образовательной деятельности, где ведущая роль принадлежит педагогу;
— в процессе совместной деятельности ребёнка со взрослым (наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, дидактические игры с правилами, разработка проекта);
— в процессе совместной деятельности ребёнка со взрослым в ходе режимных моментов (правила одевания-раздевания, культуры питания, поведения во время сон-часа, прогулки, игры и т. д., а также заострение внимания на повседневных бытовых ситуациях их анализ (установить причину конфликта — обсудить, как не надо себя вести, как надо поступить); -через создание условий, побуждающих детей к самостоятельной познавательной деятельности: создание богатой предметно-развивающей среды, центров конструирования, экспериментирования, чтения, природной зоны, игровой зоны. Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или совместно со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
В дошкольном возрасте познание окружающего мира напрямую зависит от окружающей среды. Что ребёнок видит, слышит, с чем взаимодействует, то и познает.
В возрасте 2-3 лет дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребёнка. Объекты со специально выделенными, как бы подчёркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина)
заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в
процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т. п., а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствляющими человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета)
и величине (контрастные размеры, доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник, крупные цветные мозайки, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок, предметы-головоломки, музыкальные игрушки и т. п. В число объектов для исследования также полезно включить несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта
(светового, звукового, двигательного)
от производимого действия. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, манкой, фасолью, которым по возможности следует оснастить групповое помещение.
В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. К образно-символическому материалу относятся специально разработанные, так называемые, наглядные пособия репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребёнка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. Это всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. п.
В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала. К нормативно-знаковому относится материал языковых и числовых знаков,вводящий детей в новую форму репрезентации мира: разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т. п. Этот материал, который постепенно опробуется и исследуется ребёнком, готовит его к освоению письменной речи (чтения и письма, начальной математики, т. е. к овладению универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности.
В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием. Помимо этого, в старшей и подготовительный группах всё активнее внедряется проектная деятельность.Используются следующие виды проектов: — Исследовательско-творческие — осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.)
.
— Ролево-игровые — проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы.
— Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её,ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п.
— Творческие: как правило, не имеют детально проработанный структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома и пр., например, «Театральная неделя»
.
Независимо от возраста детей и области исследования, центральным моментом при организации познавательно-исследовательской деятельности является проблемная ситуация. Осознав проблему, человек либо начинает активно мыслить и активно искать решения проблемы, либо уходит от её решения, что говорит о его беспомощности. Проблемная ситуация является основой метода проблемного изложения материала, широко используемого в современной школе, а также исследовательского метода обучения.
Вообще для учебного познания исторически накопленного опыта применяется множество приемов и средств,однако все они укладываются в пять общедидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.
Под исследовательским понимается такой метод обучения,при котором:
— ребёнок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения;
— познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами явление, закономерность ю, то есть дети не накапливают опыт и знания, а отдают их, развиваясь через самоотдачу;
— основными составляющими процесса исследования являются выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения;
— педагог применяет принцип поэтапности в организации деятельности детей, который основан на сокращении сообщаемой информации и увеличении состоятельной деятельности детей.
Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны дошкольнику, и исследования в этой области интересны и занимательны. В процессе исследования постепенно обогащаются, систематизируются знания об окружающем мире, детское «магическое мышление»
, волшебные фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребёнка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие разворачивалось, как процесс саморазвития. Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа на возникающие вопросы одинаково неблагоприятными представляются две противоположные ситуации.
1. Условия, при которых все действия ребёнка наталкиваются на неизменное сопротивление, тогда всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в глазах ребёнка, воспринимается им как бессмысленная и ведущая к наказанию. Ребёнок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит удачи.
2. Если все желания ребёнка удовлетворяются немедленно и безо всяких усилий с его стороны, если родители и окружающие оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно следят за тем, чтобы он ни в чем не проявлял инициативы, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы, — потребность в поисковой активности не развивается, угасает, ибо в этой активности нет никакой необходимости.
Следовательно, необходимы преодолимые препятствия, развивающие вкус к поиску пути их преодоления. Отказ от борьбы, выработанный в одной ситуации, при решении одних задач, имеет тенденцию распространяться и на другие задачи, в том числе достаточно простые.Поэтому можно предположить и противоположный вариант: высокая поисковая активность, направленная на решение определённых задач, повышает вероятность проявления активного поиска выхода и в других, не знакомых ранее ситуациях.
При создании проблемных митуаций можно использовать следующие методические приемы:
— взрослый подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
— излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
— предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, космонавта, врача, повара и т. д.)
;
-побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
— ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения)
;
— ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточным исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, задания на преодоление «психологической инерции»
и др.).
Система работы по познавательному развитию в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО
Когда ребенок появляется на свет, он начинает свой путь к получению новых знаний и умений. В этом ему помогают сначала семья, потом- педагоги в дошкольных организациях. Задача педагогов при этом состоит в том, чтобы не просто дать ему информацию, а научить его самому ее добывать, необходимо создать ребенку такую зону впечатлений, из которой он будет черпать свою любознательность, познавательный интерес. Все эти категории составляют понятие «познавательное развитие»
Основной задачей педагогов является развитие личности во всех областях и подготовка детей к школьному обучению.
Одной из главных задач педагогов дошкольной организации является всесторонние развитие личности, подготовка ребенка к школе.
В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 48 отмечены обязанности и ответственность педагогических работников: «педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» [7, с.5].
ФГОС ДО разделяет несколько понятий, это познавательное развитие, познавательный интерес и познавательная деятельность.
Познавательное развитие является самым широким понятием, и представляет собой совокупность качественных и количественных изменений в психическом и познавательных процессах, которые меняются с возрастом, из-за того, что ребенок познает все больше и больше новой информации. В настоящее время строго стоит проблема познавательного развития дошкольников, в связи с тем, что именно познавательное развитие оказывает наибольшее влияние на развитие дошкольников, для наилучшего усвоения учебного материала и повышает способности в обучении.
Познавательный интерес — это стремление ребенка узнавать новое, выяснять новое о качествах, свойствах окружающего мира и найти взаимосвязь между этими процессами.
Познавательная деятельность — это действия ребенка, при совершении которых он старается получать новые знания и умения.
Познавательное развитие формируется на основе мышления, речи, памяти, эмоциональной сферы и внимания.
Рис. 1. Компоненты познавательного развития
Познавательное развитие решает следующие задачи:
– Развивает интересы ребенка, любознательности;
– Формирует действия, направленные на познание окружающего мира
– Развивает воображение, творчество;
– Формирует знание о самом себе, о свойствах предметов и окружающей среде.
Процессу познавательного развития детей в разное время посвятили свои работы различные педагоги и психологи, такие как Я. А. Коменский, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский и другие. Говоря в общем, они все приходили к единому мнению о том, что любой познавательный процесс (такие как память, мышление или восприятие) имеет свою структурированную логику развития и преобразуется путем превращения в высшую психическую функцию, которая носит произвольный характер. Причем, если ребенку интересны итоговые результаты и понятна сущность познавательной деятельности, то это произвольность будет формироваться легче и быстрее.
Образовательная область «Познавательное развитие» является одним из главных направлений деятельности любой дошкольной образовательной организации, так как работа по познавательному развитию проходит через все разделы Программы.
Одной из главных целей педагога, занимающегося с детьми это создать такую систему образовательной работы с дошкольниками, которые будут способствовать развитию у них познавательного и интеллектуального интереса.
Чтобы реализовать данную цель, педагогам необходимо решить определенные задачи, такие как:
– Использование современных информационно-коммуникативных технологий по познавательному развитию;
– Создание определенных условий, которые будут способствовать развитию у ребенка познавательного интереса, творческого потенциала;
– Изучение различных подходов к проблеме организации познавательного развития детей.
Для полноценной работы по развитию у детей познавательного интереса, педагогу необходимо создать такую систему педагогической работы, которая будет состоять из взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов:
– Содержательный раздел образования, то есть выбор программы, по которой будет работать организация, технологий.
– Создание необходимых условий для развития у детей компонентов познания; сюда входит создание предметно-пространственной среды, систематическое пополнение учебно- методической литературы, повышение квалификации педагогов.
– Создание правильно организованной образовательной работы, для повышения познавательного развития дошкольников.
– Взаимосвязь с другими образовательными организациями, для обмена опытом, технологиями, взаимосотрудничества
– Работа с родителями
Для повышения компетентности педагогов в области познавательного развития необходимо повышать уровень их образования в этой области. Для этого могут быть применены курсы повышения квалификации, участие в различных конкурсах и олимпиадах по этой теме, посещение педагогами семинаров, открытых просмотров, консультаций, а также работа педагогов в творческих группах.
Для улучшения учебно-методического обеспечения необходимо пополнять картотеки дидактических игр, картотеки НОД, также можно создать картотеку познавательной литературы.
Организация образовательного процесса в ДОО строится на двух составляющих:
– Совместная деятельность педагога и детей
– Самостоятельная деятельность детей
Совместная деятельность педагога и ребенка представлена обычно двумя частями, это образовательная педагогическая деятельность (непосредственно-образовательная деятельность) и кружковая работа (построена на комплексно- тематическом планировании).
А самостоятельная деятельность состоит из индивидуальной и подгрупповой работы.
Для более полноценного познавательного развития детей можно прибегнуть к взаимному сотрудничеству с родителями. Это будет способствовать более плодотворному и быстрому познавательному развитию. Для этого можно воспользоваться несколькими способами:
– Повышение общей педагогической культуры родителей, путем родительских собраний, мастер классов, конференций, консультаций
– Обеспечение единого содействия детского сада и семьи в вопросах познавательного развития детей
– Вовлечение семьи в педагогический процесс
Современный мир уже нельзя представить без интернет технологий. Они плотно вошли в нашу жизнь, и не обошли стороной дошкольные организации. [1,с.16]. Для более успешной работы, проводимой для познавательного развития детей, необходимо применять новейшие образовательные технологии. К ним могут относиться:
– Методы проектов;
– Информационно-коммуникативные технологии;
– Методы ТРИЗ;
– Методы моделирования.
Рассмотрим каждый метод подробнее.
Метод проектов является одним из наиболее значимых для познавательного развития детей. В его основе лежит умение ребенка сориентироваться в информационном потоке, развитие мышления, самостоятельно структурировать свои знания. В его основе лежит совокупность нескольких видов деятельности, в конечном итоге приводящих к получению результата- знания. В ДОО используется множество метод проектов, среди которых можно выделить: «Красная книга», «Масленица», «Дикие животные». [2, с. 38].
Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, также положительно сказывается на познавательном развитии детей. Информация, получаемая, с помощью интерактивной доски, ноутбука, мультимедийных устройств- всегда красочна, интересна. Дети более внимательно относятся к такой информации, у них повышается интерес к занятию. Вследствие этого познавательное развитие у таких детей происходит на шаг быстрее, чем у детей, занимающихся без применения ИКТ. Детям очень нравится проведение занятий по познавательному развитию с показом презентаций, музыкальным сопровождением. [6, с.67].
Применение технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) также является эффективным способом для развития у детей логического мышления, поисковой активности, развитие речи и воображения. В дополнение к этому ТРИЗ обеспечивают развитие психических процессов и личности в целом. К таким методам можно отнести: метод мозгового штурма, метод каталога, метод мышления по аналогии и др.
Методы моделирования неразрывно связаны с процессами познания. Моделирование можно применить практически в любой проблемной ситуации, чтобы по мере ее решения у ребенка появился стимул к ее осознанию и развитию. Использование моделей моделирования побуждает детей встать в активную позицию, что в свою очередь стимулирует познавательную деятельность. Основными моделями являются: предметные, графические, предметно-схематические.
Таким образом, применение инновационных форм работы с детьми, может помочь педагогу в решении различных педагогических задач, направленных на развитие познавательных интересов и умений у детей дошкольного возраста. Но при этом необходимо помнить, что педагог должен в полной мере обладать знаниями этих технологий, чтобы вести правильный педагогический процесс.
Литература:
- Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС. — 2008. — 328 с.
- Инновации и современные технологии в системе образования: материалы II международной научно-практической конференции 20–21 февраля 2012 года. — Пенза — Ереван — Шадринск: Научно-издательский . — 2012. — 388 с.
- Коротаева Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся. — Екатеринбург. — 2005. — 83с.
- Огарев Е. И. Компетентность образования: социальный аспект. Санкт-Петербург. — 2005. — 170 с.
- Сагадеева А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология. Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. — Т. I. — Челябинск: Два комсомольца. — 2011. — С. 94–96. — [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1095/
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. — Т.1. — М.: Наука. — 2006. — 307 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
- вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
- использование дидактических игр;
- применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями являются новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
- интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
- эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
- регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений
- творческие — воображение, создание новых моделей, образов.
Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в группе создать развивающую предметно – пространственную среду. Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту детей, материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны сегодня каждому отдельному ребенку.
Для формирования и развития познавательной активности следует:
- развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
- укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
- развивать у детей чувство собственного достоинства.
Особое место в работе с детьми занимают познавательные дидактические игры: «Большой – маленький», «Времена года», «С какого дерева листик», «Назови, кто я?», «Помоги найти маму», «Где, чей домик?», «Оденем Машу на прогулку», «К названному дереву беги» помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, формируют знания об окружающем.
Словесные игры: «Съедобное — несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». ТРИЗ дает возможность детям проявлять индивидуальность, учит их нестандартно мыслить, снимает чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение.
«Волшебный мешочек» (на ощупь)
- «Похвалушки» (двое детей хвалят каждый свой предмет)
- «Вдвоем» (по очереди рассказывают о предмете, придерживаясь схем)
- «Загадка» (составление рассказа – загадки, не называя предмет)
- «Хорошо — плохо» или «Розовые – черные очки»
- «Чудесные вещи» (придумывание, изобретение чего-то нового, перенося свойства одного предмета на другой)
- «Придумай сказочку» (привычные объекты начинают обладать необычными свойствами)
Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей: «Танграм», «Колумвово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра». Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу.
Актуальным методом познавательной активности детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Последнее время в дошкольном образовании широко используется исследовательская деятельность, которая в наиболее полном, развернутом виде предполагает следующее:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы в соответствии с результатами проверки;
- применяет выводы к новым данным;
- делает обобщения.
В дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: образовательная деятельность, игра, прогулка, сон, умывание. В процессе экспериментирования дети знакомятся со свойствами твердых, жидких, газообразных веществ, свойствах дерева, металла и т. д., например: «Поплывёт или утонет?», «Как вода исчезает?», «Смешивание красок», «Куда делся сахар, когда я помешал чай ложечкой?». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и все делает сам.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, в котором эти знания приобретаются.
Таким образом, применяя игровые технологии, экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.
Для развития познавательных способностей большое значение имеет развитие исследовательского поведения: любознательность, наблюдательность, развитие исследовательских умений и навыков: умение видеть проблемы, умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, умение классифицировать, умения и навыки проведения экспериментов, умения делать выводы и умозаключения.
Для развития у детей умения видеть проблемы используют игры и задания «Продолжи рассказ», «Посмотри на мир чужими глазами», «Назови как можно больше признаков предмета»; наблюдения, рассматривание разных предметов.
В умении вырабатывать гипотезы помогают простые упражнения: «Подумайте, почему дети любят играть?», «Почему течёт вода?» и др.
Наблюдая за окружающим миром, дети делают выводы, умозаключения, а чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов «Почему?» «Зачем?» «Как это происходит?»
Вопросы должны носить поисковый характер, развивать умение выдвигать гипотезы, например: «Как вы думаете, дождь будет идти целый день?», «Как вы думаете, что произойдёт, если дождика не будет совсем?», «Снег растает когда- нибудь?», «Как вы думаете, что случиться с насекомыми, если они не лягут спать?» и др.
Педагог не должен давать детям готовые знания и раскрывать перед ними истину, а учить её находить. Если ребенок задаёт вопрос, постарайтесь не давать ему готовый ответ, а спросить, что он думает сам. Призывая к рассуждению, наводящими вопросами, педагог должен подвести к тому, чтобы он, на основе имеющихся знаний и представлений, находил ответы и делал открытия для себя сам.
Такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появляется желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.
Мероприятия, спланированные вне занятий, являются обязательной составной частью системы познавательного развития ребенка. Именно на таких мероприятиях педагоги имеют возможность не только закреплять, уточнять, расширять, систематизировать накопленные представления детей, но и вводить новые содержания.
Формы мероприятий, проводимые вне занятий
- Традиция «Наши славные дела»;
- Познавательные вечера;
- Рассказы педагогов «Знаете ли вы…»;
- Подбор материала о животных и растениях;
- Коллекционирование.
Желательно, следовать мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Уметь открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставлять всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Следующая > |
1. Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 1324.
Темы выступлений:
1. «ФГОС дошкольного образования. Образовательная область «Познавательное развитие», старший методист Н.С. Аверьянова.
2. Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Земля – наш общий дом», воспитатель И.А. Воронина, музыкальный руководитель М.В. Соломатина.
3. «Познание окружающего мира через художественно-эстетическую деятельность», воспитатель В.К. Давыдова.
4. «Познавательное развитие дошкольников в семейных детских садах», педагог-психолог В.В. Миронова.
5. «Формирование представлений о социокультурных ценностях у детей дошкольного возраста», воспитатель Л.И. Химей.
6. «Эффективное использование социума города Москвы для познавательного развития дошкольников», воспитатель И.В. Кучерова.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/folderview?id=0Bwy77u-Zt1FwZW0zUUFDM2tsVDg&usp=sharing
2. Восточный административный округ. ГБОУ Гимназия №1504.
Темы выступлений:
1. «Особенности формирования познавательных интересов и развития творческого мышления у дошкольников в условиях реализации ФГОС», старший воспитатель О.В. Головина.
2. «Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов и творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста», воспитатели Н.Ю. Белоусова, Г.А. Маргасюк.
3. «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование», воспитатели Л.А. Подолянчук, Г.В. Журавлева.
4. «Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях дошкольного образования», воспитатели Н.Р. Щербакова, Н.А. Хворова.
5. «Окружающий мир глазами ребёнка: изучение мира физических явлений средствами познавательно-исследовательской деятельности», воспитатель И.С. Бородкина.
6. «Использование мнемических приёмов для развития познавательных способностей дошкольников», воспитатели Л.И. Зименкова, С.Г. Тысячная.
7. «Формирование здорового образа жизни через познавательную деятельность дошкольников», воспитатели Н.Н. Болотина, Д.Н. Тылибцева.
8. «Особенности взаимодействия с родителями по познавательному развитию детей в группе раннего возраста», воспитатель В.П. Прудникова, ст. воспитатель В.В. Северина.
9. «Особенности взаимодействия с родителями по познавательному развитию детей в старшей группе», воспитатели Н.Н. Глушко, Е.В. Новикова.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/folderview?id=0Bwy77u-Zt1Fwend5VGlscUxPMEE&usp=sharing
3. Восточный административный округ. ГБОУ СОШ № 1852.
Темы выступлений:
1. «Применение дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста», воспитатели Т.Г. Левкина, С.В. Казакова.
2. «Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста с элементами экспериментирования. Проект «Ветер-ветерок», воспитатель ГБОУ Гимназия №1637 Д.П. Смагина.
3. «Организация исследовательской деятельности дошкольников с неживой природой», воспитатель Ж.В. Михеенкова.
4. «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста», воспитатель ГБОУ ММГ Н.В. Косенкова.
5. «Создание условий для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ФЭМП», воспитатель Л.А. Кузнецова.
6. «Создание экологического журнала совместно с детьми», педагог-психолог ГБОУ Гимназия №1637 И.В. Шепталина.
7. «Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом», воспитатель О.В. Строгонова.
8. «Познавательное развитие детей через интеграцию с продуктивной деятельностью», воспитатель Н.А. Панкратова.
9. «Экологическое воспитанию детей дошкольного возраста», старший воспитатель Спесивцева Н.Н.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/folderview?id=0Bwy77u-Zt1FwTU9DRkxwbjJvQ0k&usp=sharing
4. Западный административный округ. ГБОУ Школа №1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова.
Темы выступлений:
1. «ФГОС дошкольного образования. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Познавательное развитие», старший воспитатель А.И. Питкина, старший воспитатель Н.А. Мамонтова.
2. «Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДО», социальный педагог ГБОУ Школа № 1114 Л.В. Степанцева, старший воспитатель Н.А. Забродина.
3. «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования в рисовании», педагог-организатор Т.А. Качалова.
4. «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности», учитель-дефектолог И.П. Романова.
5. «Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы», старший воспитатель ГБОУ Школа № 590 У.В. Дмоховская.
6. «Работа с детьми с ОВЗ по ознакомлению с миром природы через игру», учитель-логопед Н.П. Коновальчук.
7. «Работа с детьми с ОВЗ по ознакомлению с предметным миром посредством игр с мячом», учитель-логопед Г.Т. Гончарова.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/folderview?id=0Bwy77u-Zt1FwWGFFbXBaS1lVVEE&usp=sharing
5. Западный административный округ. ГБОУ Лицей № 1586.
Темы выступлений:
1. «Методическое обеспечение к образовательной области «Познавательное развитие», старший воспитатель С.Н. Печенкина.
2. «Проектная деятельность как метод реализации задач познавательного развития детей в группе кратковременного пребывания», проект «Современные герои: кто они?», воспитатель А.Н. Багина.
3. «Досуговая деятельность с детьми дошкольного возраста как итог работы тематической недели. Интерактивная программа «Большое космическое путешествие», социальный педагог И.В. Власова.
4. Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Загадочный мир насекомых: аннамский палочник», воспитатели Н.О. Мелконян, С.В. Горбатова.
5. Видеоматериал организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста:
— занятие в средней группе «В гости к Лунтику», воспитатель Е.С. Ларионова;
— занятие в старшей группе «Путешествие на ракете», воспитатель Е.С. Гудиева;
— занятие в подготовительной группе «Космическое путешествие», воспитатель З.Ж. Жаафар.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/folderview?id=0Bwy77u-Zt1FwQWxuQVJGNEMwUVk&usp=sharing
6. Западный административный округ. ГПБОУ КГТиТ № 41.
Темы выступлений:
1. «Особенности построения образовательного процесса в дошкольном отделении в соответствии с примерной образовательной программой «От рождения до школы» в образовательной области «Познавательное развитие», старший воспитатель ГБПОУ КГТиТ № 41 Н.Г. Ошкинис.
2. «Детская познавательная деятельность как фактор освоения социального мира в условиях дошкольного образования», научный руководитель, доцент кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании ФГАОУ АПК и ППРО, старший научный сотрудник, кандидат экономических наук Л.П. Зеленова.
3. «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности», старший воспитатель ГБОУ Школа № 1347 Л.Г. Головина, воспитатель ГБОУ Школа № 1347 С.Н. Мамедова.
4. Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Из чего это сделано? (сравнение материалов: дерево, металл, пластмасса)», воспитатель Ю.А. Часовина.
5. Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Многообразие звуков в природе», воспитатель Ю.Л. Французова.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/folderview?id=0Bwy77u-Zt1FwbW5zalJWT2dESkU&usp=sharing
7. Зеленоградский административный округ. ГБОУ Школа № 1150.
Темы выступлений:
1. Познавательно-исследовательские проекты с детьми старшего дошкольного возраста:
— «Какие бывают меры?» Воспитатели Т.С. Боброва, Е.В. Колбасова;
— «Очистим реку Каменка», воспитатель С.И. Соколикова;
— «Резина, её качества и свойства», воспитатели О.П. Метельская, И.А. Шелюк.
2. Конспекты организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста:
— «Принимаем гостей», воспитатель Г.В. Титова;
— «Капитошка в гостях у ребят», воспитатель О.Ю. Лаптева;
— «Мыльная история», воспитатель Е.А. Лыженкова.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/folderview?id=0Bwy77u-Zt1FwZmtlRzJyQU5EVkU&usp=sharing
8. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Центр образования № 1449.
Темы выступлений:
1. «Математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников», воспитатель Н.С. Крутякова.
2. «Создание условий опытно-экспериментальной деятельности как средство развития познавательной, исследовательской и творческой активности дошкольников», воспитатель О.В. Пименова.
3. «Развитие сенсорно-перцептивных функций у детей с нарушением зрения при формировании у них первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира», воспитатель С.В. Стручкова.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/folderview?id=0Bwy77u-Zt1FwemtyZjdfRGhfcHM&usp=sharing
9. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Гимназия № 1503.
Темы выступлений:
1. «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников», воспитатель Е.А. Лубина.
2. «Поддержка детской познавательной инициативы в проектной деятельности. Исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Вкусная каша – здоровье наше», воспитатель С.В. Гришина.
3. «Интерактивные композиции (мини-музеи, макеты) – основа поисково-исследовательской деятельности», воспитатель М.В. Сащихина.
4. «Использование палочек Кюизенера в сенсорном развитии и формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», старший воспитатель О.В. Лабай, воспитатель В.В. Улитина.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/folderview?id=0Bwy77u-Zt1FwT29rY3pVTVJJREU&usp=sharing
10. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 285.
Темы выступлений:
1. «Организация работы с детьми с повышенной познавательной мотивацией в дошкольных отделениях образовательного комплекса», педагог-психолог Н.В. Храмцова.
2. «Формирование элементарных математических представлений как одно из основных направлений реализации образовательной области «Познавательное развитие», воспитатель М.А. Семёшина.
3. «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании и образовании дошкольников. Презентация проекта «В гостях у липы», педагог-психолог А.В. Финк.
4. «Познавательно-исследовательский проект «История о том, как дошколята помогали Капельке», воспитатель Л.И. Елистратова.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/folderview?id=0Bwy77u-Zt1FwMTVVMk1vdGhnNjQ&usp=sharing
11. Южный административный округ. ГБОУ Гимназия №1636 «Ника».
Темы выступлений:
1. «ФГОС ДО. Образовательная область: познавательное развитие», методист А.В. Григорьевская.
2. «Проектная деятельность в дошкольном образовании», старший воспитатель Г.В. Комар.
3. «Метод проектов в работе воспитателя», воспитатель О.И. Чебышева.
4. «Экологическое воспитание дошкольников», воспитатель И.Г. Сорокина.
5. «Развитие познавательной сферы в процессе конструктивной деятельности дошкольников», воспитатель Е.В. Бурмистрова.
6. «Развитие познавательной активности ребёнка дошкольного возраста», конспект занятия в старшей группе «Путешествие Точки в страну Геометрии», воспитатель Л.А. Чудненко.
7. Детско-родительские проекты:
— «Вулканы – удивительные природные явления», воспитанница подготовительной группы Василиса Попандопуло.
— «Увлекательный мир шахмат», воспитанник подготовительной группы Лев Буга.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/folderview?id=0Bwy77u-Zt1FwQTJ0NjIzU3V2Q1k&usp=sharing
12. Юго-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1492.
Темы выступлений:
1. «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов культурных практик», старший воспитатель С.Б. Бакотина.
2. «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности», воспитатель Е.С. Поветьева.
3. «Ознакомление старших дошкольников с профессиями», воспитатель Ю.В. Соколова.
4. «Познавательно-речевое развитие дошкольников в театрально-игровой деятельности», воспитатель О.В. Суслова.
5. «Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через развитие интонационной выразительности с использованием ИКТ», учитель-логопед Н.С. Туманова.
6. «Декоративно-прикладное искусство как средство знакомства с родной культурой детей дошкольного возраста», воспитатель Н.А. Чешская.
7. «Проект «Обучение правилам этикета как одно из условий социально-познавательного развития дошкольников», воспитатели Т.А. Калина, М.И. Белоусова, Н.А. Мясникова.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/folderview?id=0Bwy77u-Zt1FwWGxheWt6Nm5nMkk&usp=sharing
13. Юго-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 9.
Темы выступлений:
1. «ФГОС ДО. Образовательная область «Познавательное развитие», методист З.В. Дорохина.
2. «Математика для дошкольников в играх и головоломках», воспитатель Л.А. Братишко.
3. «Познавательно-исследовательская деятельность «В науку маленькими шагами», воспитатель Т.А. Салямина.
4. «Проектно-исследовательская деятельность «История вещей», воспитатель И.В. Носова.
5. «Обогащение и накопление сенсорного опыта детей в ходе предметно игровой деятельности в рамках ФГОС ДО», педагог-психолог Н.В. Красавская.
6. «Проект «Мы и мусор. Что делать?», воспитатель Н.А. Кроличенко.
7. «Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраст», воспитатель И.В. Севостьянова.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке:
https://drive.google.com/folderview?id=0Bwy77u-Zt1FwY0NfZndkYUdkX0U&usp=sharing