Использование игровых технологий на музыкальных занятиях в разделе «Слушание музыки»


Игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ

Игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.

Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.

А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился ко взрослой жизни.

Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.

Как уже было сказано, игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры.

Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство.

Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасте. Кроме того, отдельное место в педагогике занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.

Игра также является прекрасным средством диагностики, как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.

Понятие «игровые педагогические технологии»

включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Функции игры.

Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:

Коммуникативная функция

– объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция –

снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

Компенсаторная функция

– создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Психотехническая функция

– формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Обучающая функция

– развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция

– создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Функция самовыражения

– стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Методика организации дидактических игр.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • определение кол-ва играющих(вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дид. материала для выбранной игры (игрушки ,разные предметы ,картинки и др.);
  • подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дид. материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры;
  • показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие;
  • определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дид. задачи, игровых правил;
  • подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Анализ проведённой игры

направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Руководство дидактическими играми.

Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.п. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, педагогу необходимо постепенно переводить игру

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

Педагог намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова педагога и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д.

Руководя играми, педагог использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

Надо помнить, с одной стороны об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры, темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется.

Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «Новая игра будет ещё интереснее». Педагог разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые- полезные и увлекательные.

Педагогическая ценность дидактических игр.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний

Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

3. ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКУ.

На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр:

  • сюжетно-ролевые;
  • подвижные;
  • настольные.

Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

  • обучающей задачи;
  • содержания и правил;
  • игровых действий.

Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр:

  • для развития звуковысотного слуха;
  • на развитие чувства ритма;
  • на развитие тембрового слуха;
  • на развитие памяти и слуха;
  • на развитие детского творчества.

Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю:

  • в процессе пения;
  • в процессе слушания музыки;
  • в процессе ритмических движений;
  • в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ

Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазий, выдумки у детей связан с игрой

. Во все исторические времена дети разных народов играли, и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие способности.

Наиболее полезны для ребенка старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие, познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.

Развитие ребенка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и в семье. Задача педагогов, музыкальных

руководителей и родителей – всячески способствовать полноценному развитию детей, и в этом неоценимую роль играют педагогические
технологии
.

Что такое педагогическая (образовательная) технология?

Под образовательной технологией

понимается упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей. Таким образом,
технология
отражает последовательность педагогической деятельности, её логику и поэтому всегда представлена этапами деятельности, каждый из которых имеет свою цель. Лишь после достижения поставленной цели одного этапа происходит переход к следующему этапу деятельности.

При этом первый этап любой технологии — диагностический

, и в этом отличительная особенность
технологии
от традиционной методики обучения. Для реализации
технологического
подхода нужна детальная информация об исходном состоянии каждого ребёнка. Исходным же объектом методики обучения является «усреднённый» дошкольник (воспитанник, начальное состояние которого для построения методической системы не имеет значения.

Виды педагогических технологий

«Здоровьесберегающая»
технология
Технология «ТРИЗ»

Технология «Проблемного обучения»

Технология «Марии Монтессори»

.

«Игровая»
технология и др
.

Игровая педагогическая технология

— организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:

• отбору, разработке, подготовке игр;

• включению детей в игровую деятельность

;

• осуществлению самой игры;

• подведению итогов, результатов игровой деятельности

.

Педагогическая технология музыкального

воспитания – это инструмент, позволяющий
музыкальному
руководителю ДОУ эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности.

В отличие от методов, способов и приёмов педагогическая технология позволяет музыкальному

руководителю не только утверждать:
«Знаю как»
, но и ответить на вопрос
«Почему я так делаю»
. Кроме того, применение педагогических
технологий
делает процесс решения задач последовательным, упорядоченным, продуманным и осознанным, позволяя педагогу достичь запланированного результата. Это очень важный момент, так как
технологичность
– одна из характеристик деятельности педагога 21 века.

Игровые технологии на музыкальных занятиях

:

технология

элементарного музицирования — использование

технологии Т

. Э. Тютюнниковой
«Элементарное музицирование с дошкольниками»
содействует развитию их творческих способностей, природной
музыкальности
, создает условия для широкой ориентации в
музыке
и накоплению запаса
музыкальных впечатлений
, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.

Данная технология

включает в себя ритмические игры с различными предметами (игра с палочками, игра на ложках, игра с ведерками, со стаканчиками, с воздушными шарами,с мячами, бумажный оркестр и т. д.)

Игроритмика

– является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под
музыку
соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с
музыкой
,
музыкальные задания и игры
. Цель:развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под
музыку красиво
, свободно, координационно.

Игрогимнастика

– служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при разучивании танцевальных движений: на укрепление осанки, на расслабление мышц, ритмические упражнения
(игромассаж, пальчиковые игры)
Технология

практического освоения
музыкальной
информации основана на применении полученных знаний, на активизации слухового восприятия и образного
музыкального мышления
. На начальном этапе обучения практическая деятельность ребенка проявляется в различных действиях с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Для организации такой деятельности необходимы наглядные пособия: карточки, лото, картинки, таблицы. Оперирование вспомогательными предметами закрепляет полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Проявление самостоятельности ученика ведет к развитию творческих способностей. К данной
технологии относятся
: слушание
музыки
, размышление о
музыке
, пение хором,игры:
«угадай мелодию»
,
«на чем играю»
,
«На что похожа музыка»
, «
Музыкальная викторина и т
. д.

• театрально-игровая технология

.

Театрально – игровой технологии

отведено особое место в работе
музыкального руководителя
. Основной задачей работы в этом направлении является развитие театральных способностей дошкольников через все виды
музыкальной деятельности
.

В работе с детьми в ДОУ музыкальные инсценировки и музыкально

-ритмические игры имеют большое значение. Развитие чувства ритма, речевого, певческого дыхания, координация движений, чувств ориентации в пространстве, расширение певческого и речевого диапазона.

Песни — инсценировки, театрализованные музыкальные миниатюры

,
музыкально
– ритмические игры и упражнения, декламация под
музыку
.

Классификация песен для инсценировки:

Фольклорные песни – хороводы

Детская эстрадная песня

Псни-попевки

Песенки – шумелки.

Песенки – инсценировки, такие, как «Два весёлых гуся»

,
«Маленький ёжик»
,
«Антошка»
и другие, позволяют на
музыкальных занятиях
развивать в детях творческие способности, коммуникативные качества, эмоции ребенка, помогают снять комплексы: зажатость, стеснительность.

• танцевально – игровая технология

.

Игротанец

— новый термин в области хореографии. Два слова, столь понятных и известных каждому. Что главное в игре? Кто то скажет, что – получение удовольствия, кто то вспомнит про радость. Что главное в танце? Во-первых – движение, во вторых – ритм, в третьих
музыка
. То есть танец – это ритмическое движение под
музыку
, приносящие радость, удовольствие, вселяющие уверенность в свои силы.

Игротанец включает в себя

: танцевальные
игровые песенки
, массовые танцы, танцы по показу (зеркальный танец, ритмические игры, анимационные танцы. Каждый
игротанец
направлен на развитие чувства ритма, на создание особой атмосферы, на умение быстро менять роли.

В условиях музыкального занятия

игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

В музыкальной игре

, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для
музыки и речи – ритм
, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Игры с
музыкальным
сопровождением нравятся всем детям.
Музыка
помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность. Через
музыкальную
игру способности детей развиваются естественно и гармонично.

Использование музыкально — игровых технологий поможет музыкальному

руководителю занимательнее и эффективнее провести тот или иной раздел
занятия – пение
, слушание, импровизирование.

Литература

1. Анисимова Г. И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников»

, Ярославль
«Академия развития»
2007.

2. Давыдова М. А. «музыкальное воспитание в детском саду»

,М.
«Вако»
2006.

3. Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии»

, М. 2006.

4. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010.

5. Касаткина Е. И. Игровые технологии

в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.

6. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. — 2007 — №6.

7. Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой

активности дошкольников. Шмаков С. А.
«Игры учащихся – феномен культуры»
, – М.: Новая школа, 1999.

8. Щуркова Н. Е. «Практикум по педагогической технологии»

, М. 2001.

8

Игровые технологии для музыкального развития детей дошкольного возраста

Зердеева Елена Юрьевна, музыкальный руководитель

Васильева Татьяна Алексеевна, заместитель заведующего по ВМР

МБДОУ Детский сад № 1 «Мамонтенок» г.Салехард

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В каждом человеке скрыт бубенчик

и, если его затронуть,

человек зазвучит всем
лучшим, что у него есть.
М. Горький

Звуки окружают нас везде и всюду, они увлекают нас своим разнообразным звучанием, каждый из которых может стать музыкой, надо только постараться её услышать. О музыка! Она обладает возможностями позитивного воздействия на детей самого раннего возраста, дает положительные эмоции. А это внутреннее благополучие, душевное и физическое здоровье малышей.

Накопление у детей музыкального опыта – актуальная проблема для всего периода дошкольного детства в целом, и для каждого музыкального руководителя в частности. Ребёнок, начиная с раннего возраста, нуждается, прежде всего, в открытии для себя мира звуков и музыки. Одна из самых увлекательных и занимательных форм изучения звукового мира является игра со звуками.

Реализовать все идеи сенсорного и музыкального воспитания поможет игровая технология

!
Игровое общение
на музыкальных занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей. Дети с удовольствием откликаются на возможность такого общения.

Прежде чем начинать процесс игры необходимо познакомить детей с музыкальными и шумовыми (самодельного происхождения)инструментами, поскольку они звучат по-разному. Для более удобного различия во время работы с ними, малышам следует называть их по внешнему виду и признаку, учитывать из какого материала сделаны (звуковые мешочки, бутылочки с крупой и т.д.) Важно познакомить детей с выразительностью звучания инструментов, заинтересовать их.

Задача музыкального руководителя является не только выстроить учебный процесс, но и искренне радоваться их успехам малышей. Ненавязчиво знакомя, предлагать детям рассмотреть тот или иной инструмент, помочь малышам потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Играя шумовыми инструментами и на народных музыкальных инструментах, дети увлечены всем происходящим.

Увлекательная игра на музыкальных инструменте предполагает использование прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям младшего возраста. К ним относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, тарелочки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.

Обучая детей младшего возраста игре на музыкальных инструментах, необходимо, соблюдать последовательность и закономерность. Для того, чтобы заинтересовать и научить ребенка играть на шумовых инструментах, используем принцип концентричности: когда на начальные знания и умения наслаиваются всё новые и новые знания, постепенно усложняя задачи и упражнения. Вот когда малыши уже накопили свой первый слуховой опыт, нужно показать детям правильные приемы игры на инструментах, учитывая их возраст, уровень развития и способности. Первоначально педагогу часто приходится работать индивидуально, чтобы дети освоили навык игры на инструментах для совместной игры. Когда все дети достаточно хорошо держат инструменты в руках, знают основные способы игры на них, можно продолжить фронтальную работу.

Такая разновидность шумовых игрушек подразумевает обучение детей не только умению извлекать звук в нужный момент, следить за динамикой звучания, но и умение вовремя останавливаться, соблюдать тишину, чтобы услышать объяснения педагога. Безусловно, для малышей это является особо трудной задачей, чтобы облегчить задачу музыкального руководителя, помогают такие методы как:

  • погремушечка «спит» — дети, держа игрушку одной рукой, кладут её на колени и «укрывают» другой рукой.
  • колокольчик — зажимают в кулачке
  • палочки, ложки и трещотка — не «трогают» друг друга.

Для того, чтобы организовать детей вновь набранной 1 младшей группы и создать рабочую атмосферу (сюда входит первоначальное знакомство с «шумелками» и умение детей выполнять просьбы педагога, а так же спокойная обстановка на занятии) в среднем уходит не более двух месяцев при регулярных занятиях. Гораздо меньше уделяется времени, если дети ранее систематически усваивали материал.

Конечно же, возможности у детей 2-3 лет не такие уж и большие и работу необходимо проводить в последующих возрастных группах тоже. Обучение малышей игре на шумовых инструментах подразумевает наличие взаимопонимания, контакта музыкального руководителя и воспитанников. Со временем у детей воспитывается умение сосредоточиться, быть внимательными, реагируют на сигналы педагога: начали вместе, тихо — громко, закончили вместе, игрушки успокоились и. т. д. И за один-два года обучения нам удаётся достичь положительных результатов.

Немаловажное значение имеет организация занятий, предварительная подготовка, сохранности и безопасности здоровья детей. Нельзя пренебрегать безопасностью самодельных инструментов. Дети младшего возраста имеют потребность попробовать всё на «зуб», поэтому все «шумелки» должны соответствовать нормам безопасности: никаких мелких деталей, откручивающихся крышек (которые дают доступ к наполнителям, а это может быть горох, пуговицы, бусины и.т.д.) и никаких отрывающихся наклеек. Исключением являются игрушки-шумелки, предназначенные конкретно для показа педагогом. Обычно инструменты педагога несколько отличаются большим размером, сложным, трудоёмким методом оформления. Необходимо исключить такие инструменты из музыкального уголка. Не нужно стремится к большому количеству вариантов «шумелок», главное, чтобы они отличались друг от друга не только внешним видом, а так же способом извлечения из них звука. За время работы у меня образовалось несколько самых востребованных и удобных в обращении инструментов:

1. «Колокольчик» — металлический колокольчик внутри горлышка от маленькой пластиковой бутылочки.

2. «Шуршунчик»- мешочек из ткани (размером 6 на 12 см.) с наполнителем из шуршащей целлофана.

3. «Гремелочка»- пластиковое яйцо из «Киндера сюрприза», наполненное горохом. Резинка проходит через яйцо. Длина петли должна подходить для одевания игрушки как на руку, так и на обувь ребёнка.

4. «Бутылочка» — бутылочка из под йогурта «растишка» с крышкой. Внутри которой сыпучая крупа.

5. «Деревянные палочки, деревянные ложки».

Количество инструментов желательно должно быть по количеству детей. При работе с инструментом детям располагаться так, чтобы был хороший обзор, свобода движений и быстрый доступ к инструментам (игрушки не падают на пол).

Для обучения игре с шумовыми инструментами необходимо соблюдать последовательно этапы:

  1. Знакомство с инструментом (показ педагога): рассматривание внешнего вида, название, наличие определённого звука. Обучение правилам обращения: как держать, что делать, чтобы он звучал, сопоставление его с музыкальным произведением.
  2. Рассматривание инструментов, манипуляции с ним, «проба» на звук. Озвучивание несложных игр, использование двухчастных форм произведений, где используется не более двух видов извлечения звука.
  3. Озвучивание сказок «шумелок», разучивание сложных игр, потешек с большим количеством шумовых инструментов доступного для малышей.
  4. Творчество детей в шумовом оркестре.

При знакомстве детей с шумовыми инструментами возможно использовать любую танцевальную мелодию («Полянка», «Ах вы сени», «Как у наших у ворот»…), где каждая часть меняет способ озвучивания (стучать по мешочку, сжимать и разжимать, давить на него одним пальцем и всей ладошкой, движения «постираем»…). Предлагаем несколько примеров игр с шумовыми инструментами.

Игра «Стирка»
Слова Действия
Мы мешочки в руки взяли сжимают и разжимают
Крепко – крепко постирали «стирают» мешочек
Мы мешочки отожмём выжимают мешочек
А потом играть начнём хлопают по мешочку
Игра «Зима»
Слова Действия
Зима, зимушка – зима, нажимают пальчиком
Все сугробы замела. сжимают и разжимают рукой
Мы на санки сядем гоп, катают между ладонями
И покатимся в сугроб. хлопают всей ладошкой по мешочку

Игра «Зайка — шалунишка»

Перед детьми на столе лежат

шумовые инструменты
.
Зайка би-ба-бо
говорит слова, затем прячется за ширмой и звучит каким-нибудь инструментом. Дети слушают. По слуху определяют его и находят у себя такой же. В конце игры под музыку зайка пляшет, а дети подыгрывают на любом инструменте.
Здравствуйте, ребята, а вот и я

Очень торопился к вам, друзья,

С горки кубарем упал.

Все игрушки потерял,

И теперь в коробке тарарам,

Помогите разложить мне по местам!

Игра с «бутылочкой» под стишок «Пирожок»
Слова Действия
Раз, два, три, четыре стучат об ладошку
Тесто вместе замесили. гремят над головой
Раскатали мы комок катают между ладонями
И слепили пирожок. перекладывают с одной ладошки в другую
Из печи его достали, ставят перед собой
На подносе остужали. машут на бутылочку руками
Приходите все сюда разводят руки
Приглашаем вас, друзья! четыре хлопка над головой
Игра Деревянные палочки
Слова Действия
Тик-так, тик-так-ходят часики вот так. палочки вверху тикают влево-вправо
Туки-так, туки-так-так колёса стучат. палочка об палочку
Туки-ток, туки-ток-так стучит наш молоток. стучат одновременно двумя палочками

Младший возраст самоценен тем, что он позволяет ребёнку музицировать по собственному желанию. В младшем дошкольном возрасте музыкальные инструменты определены в своём основном значении, ведь совместная игра на шумовых инструментах, прежде всего не для игры, а для общения.

Список используемой литературы:

1. М. Трубникова «Играем в оркестре по слуху»- Москва, 2000г.

2. Л. Виноградов «Музыка как наука общения и воображения» «Детский сад со всех сторон» № 29, 2007г.

3. Т. Тютюнникова «Шумовой оркестр снаружи и изнутри» — «Музыкальная палитра» №6, 2006г.

Современные педагогические технологии в работе музыкального руководителя детского сада

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому мы создаем электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

Применение ИКТ при выполнении музыкально – ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, например, «Школа танцев для детей + детская мультдискотека» для детей от 2-х лет. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям. Широко используются в деятельности музыкального руководителя компакт-диск для компьютера: Программы. Планирование. Конспекты занятий. Музыка в ДОУ.

Музыкально-дидактические игры также проводятся музыкальным руководителем с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? » «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах используются музыкальным руководителем видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснется, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Видеоролики позволяют интересно, ярко и понятно дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера.

Практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволяет музыкальному руководителю значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]