Классическая музыка в воспитании дошкольников
Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего ее слушать… Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые всем прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Д. Д. Шостакович
Музыка сопровождает человека на протяжении всего жизненного пути. Она формирует его нравственный облик, развивает культуру его поведения, активизирует умственное развитие, оказывает влияние на процесс физического совершенствования. Влияние музыки велико и многообразно: одно произведение воспринимается легко, а другое заставляет задуматься. Ребёнок, так же как и взрослый с большим удовольствием и энтузиазмом будет слушать ту музыку, которая доставляет наслаждение, а не ту, которая требует особого внимания. Поэтому перед родителями, воспитателями и музыкальными руководителями стоит огромная задача научить ребенка слушать ту музыку, которая раскрывает высокие мысли и чувства, которая сделает его внутренний мир духовно богаче, глубже и совершеннее.
Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. На развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в нашей стране оказали значительное влияние взгляды ведущих педагогов и психологов России В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, П. Ф. Каптерева.
Доказано, что музыка воздействует на ребенка на самых ранних этапах его жизни начиная с внутриутробного периода. Музыка, которую слушает будущая мама, оказывает влияние не только на самочувствие ребенка и формирование его психики, а подсознательно уже и формирует его вкусы и предпочтения.
При восприятии музыки у человека активно работает воображение, возникают различные музыкальные и немузыкальные ассоциации. Все компоненты музыкально-эстетического сознания: интерес к музыке, эмоциональное ее переживание, мышление, воображение — тесно взаимосвязаны.
Приобретая определенные знания о музыке, а также умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Безусловно, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности.
Так как у дошкольников ещё до конца не сформировались представления о существующих в реальной жизни чувствах человека, то музыка, передающая всё многообразие внутреннего мира человека, поможет расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение и для формирования у детей эстетических чувств. Приобретая интерес к музыкальной культуре, ребенок познает эталоны красоты, приобщается к Прекрасному.
Без сомнения, музыка оказывает непосредственное влияние на развитие умственных способностей ребёнка, ведь формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Словарный запас обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения и чувства, переданные в музыке. Также музыка оказывает благоприятное воздействие на эмоциональную сферу, ведь эмоциональная отзывчивость на музыку является одной из важнейших музыкальных способностей. Это связано и с развитием эмоциональной отзывчивости в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта и сочувствие.
Успех музыкального развития детей зависит от степени развития музыкального педагога, от его компетентности, от гибкости его подхода и приемов обучения, а также форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми. Безусловно, одним из важнейших аспектов формирования музыкального вкуса у детей является качество используемого репертуара, т. е. содержание музыкального воспитания. Важно использовать в работе с детьми высокохудожественную музыку, а это прежде всего — классическая и народная музыка.
Практика показывает, что дети раннего возраста прекрасно воспринимают старинную музыку Баха, Генделя и разнохарактерную музыку других композиторов. На ритмическую музыку: (подвижную, маршевую) дети как правило реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного периода, круг знакомых интонаций расширяется и закрепляется, выявляются предпочтения, формируется начало музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Многие знаменитые композиторы-классики писали музыку специально для детей. Из репертуара детской классики необходимо уже в раннем и младшем возрасте знакомить детей с альбомами фортепианных пьес для детей — П.Чайковского, Э. Грига, С. Майкапара и др. Помимо детской музыки очень важно слушать с детьми и фрагменты классических произведений разных эпох — И. Баха, В. А. Моцарта, П. Чайковского, С. Рахманинова, и других зарубежных и отечественных композиторов — классиков, тем самым прививая детям эталоны красоты.
Чтобы внести в повседневную жизнь детского сада некое разнообразие необходимо проводить тематические презентации и семинары. Например, рассказать о старинной музыке и дать послушать ее в исполнении тех музыкальных инструментов, для которых она была написана (клавесин, орган). Для наглядности рассказ лучше сопроводить показом иллюстраций, дающих представление о жизни и обычаях людей той эпохи, в которой было создано произведение, об искусстве тех времен. На тематическом уроке можно сопоставить музыку различных исторических эпох, например, танцы. Может быть использована самая разнообразная танцевальная музыка: от старинных танцев: «Бурре», «Гавот», «Менуэт», — до вальсов Ф. Шопена, Ф. Шуберта, балетной музыки П. Чайковского.
Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, оставляя неизгладимый след в воспитании ребёнка, способствуют формированию интересов, чувств, воображения, мышления, оценок, вкусов, ценностного отношения к музыке. Известно, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы и снижается уровень тревожности.
Как говорил замечательный композитор Д. Б. Кабалевский: «Главной задачей массового музыкального воспитания детей, является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность. Обучить детей искусству очень трудно, и основная трудность здесь заключается в том, что по настоящему научить ребят чему-нибудь в искусстве невозможно, если не увлечь их этим искусством эмоционально».
День музыки, 1 октября — Сценарий тематического досуга в средней группе «День музыки»
Публикация «Сценарий тематического досуга в средней группе «День…»
«Путешествие в музыкальную страну» (тематический досуг для средней группы) Вед: Начинаем концерт необычный, И не совсем привычный, Концерт наш — путешествие В прекрасную страну. Страну, где льются звуки, Где нету места скуке, Где все поют, играют, И сердце замирает! Ну что,…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
День музыки для детей дошкольного возраста 5–7 лет День музыки для детей дошкольного возраста 5–7 лет Экран: заставка (1 октября – всемирный день музыки) Звучит фонограмма (арфа. Входит Фея музыки Лира Фея музыки: Здравствуйте, ребята! Я пришла сегодня к вам в гости, потому, что 1 октября – Всемирный день музыки. Ему мы…
Фотоотчёт о Всемирном дне Музыки под названием «Без музыки нельзя на свете жить» для дошкольников ДОУ
Всемирный день Музыки прошел 01 октября 2021 года в МБДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида» города Пикалёво под названием «Без музыки нельзя на свете жить» для дошкольников. Праздничное музыкальное мероприятие подготовила и провела музыкальный руководитель Людмила…
Консультация для педагогов «Судьба, окрыленная Музыкой» к международному Дню музыки на МAAM
Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Судьба, окрыленная Музыкой» . К Международному дню музыки на МААМ. (Представленные в статье фото выполнены мною) . 2020-2021 год в России, как и во всем Мире, объявлен Годом Бетховена и Годом Германии в России. В XVIII веке – не быть…
День музыки, 1 октября — Фотоотчет о проведении музыкального путешествия в Международный день музыки
Статья «Фотоотчет о проведении музыкального путешествия в Международный день…»
Музыка — это язык сердца, ведь она заставляет чувствовать. Музыка может рассказать о том, о чем не скажешь словами. Чем больше ребенок узнает о музыке, тем больше он будет понимать её прекрасный язык, тем шире будет его кругозор. Главная задача музыки — пробуждать в людях эмоции…
Сценарий праздника «День музыки» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Расширить представления детей о музыке. Задачи: • Познакомить со звучанием музыкальных инструментов. • Вызвать интерес к музыке. • Расширить знания об известных исполнителях классических музыкальных произведений. • Привлечь детей к участию в мероприятиях. Мероприятие…
Сценарий к Дню музыки «О, музыки волшебная страна» СЦЕНАРИЙ К ДНЮ МУЗЫКИ «О, музыка, волшебная страна!» (Дети заходят в зал под песню «Ода музыке» («Музыка с неба прилетит стихами…». На экране красивая 3Д заставка с видом музыкального королевства. Под волшебную, сказочную мелодию выходят ведущие) Ведущий 1 …Музыка нас обнимает…
Сценарий праздника «День Музыки» Сценарий праздника «День Музыки» Звучит спокойная красивая музыка Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята, Я рада вас всех видеть, Ребята, сегодня первое октября И собрались мы не зря. Слышите тихий, мелодичный звон? (тихо звучит музыкальный фон) О празднике оповещает он, О…
Страницы: …