Требования современной школьной программы таковы, что к моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы элементарные математические представления. К ним относятся знание цифр и основных знаков, умение считать в пределах десяти и справляться с простыми задачами по математике, в которых детям 5—6 лет необходимо выполнять сложение и вычитание. При этом, как известно, дошколята гораздо быстрее и легче усваивают информацию, которая подается в игровой форме. Специалисты развивающего сайта «Разумейкин» стремились учесть эти факторы при подготовке онлайн-заданий для обучения математике детей 5 лет. Все упражнения представлены в легкой интересной форме.
Раздел «Другие математические представления» знакомит ребенка с основными знаками («больше», «меньше» и «равно») и учит ими пользоваться. С помощью нашего сайта вы сможете легко и продуктивно заниматься. Выполняя задачи по математике, дошкольники 6 лет изучают порядковый счет и основы измерения длины, массы и объема. Ребята учатся понимать и анализировать зависимость результата измерения от величины мерки. Задания в рамках программы онлайн-обучения математике детей 5—6 лет дают представление об основных геометрических фигурах и телах в картинках , а также элементарное понятие о таблицах.
При разработке комплекса упражнений для малышей старшего дошкольного возраста наши специалисты старались сделать их не только максимально понятными и увлекательными, но и действительно полезными в практическом плане. Почти все онлайн-задания по математике для детей 6 лет выстроены в форме игры и имеют подробные объяснения. Найти их можно в обучающем видео перед упражнением. Объяснение к заданиям-тестам в разделе «Математика для дошкольников 5—6 лет» дается также в том случае, если ответ, который вывел ребенок, оказался неправильным или недостаточно полным.
Каким образом оцениваются результаты?
За выполнение заданий по математике для дошкольников 5 лет на сайте «Разумейкин» предусмотрена целая система поощрений. Мы убеждены, что она позволяет повысить интерес детей к обучению и сформировать положительную мотивацию.
Справляясь с задачами в разделе «Математика для дошкольников 5 лет», малыши получают награду. На нашем сайте предусмотрены медали, кубки, вымпелы и грамоты.
Практически все задания-игры в разделе «Математика для детей 6 лет» оцениваются в зависимости от того, с какой попытки ребенок дал правильный ответ. При необходимости к выполненному упражнению можно вернуться. Сделав задание в разделе «Математика для дошкольников 5—6 лет» повторно, ребенок сможет улучшить прежний результат и получить более высокую награду.
Перед тем как приступить к выполнению упражнений в разделе «Математика для детей 5—6 лет», мы рекомендуем пройти тестирование. Полученные результаты помогут понять, на каких темах потребуется остановиться более детально. Кроме того, родители смогут определить, какие именно задания в разделе «Математика дошкольникам 6 лет» стоит выполнить в первую очередь.
Занимательная математика в картинках
Занимательный математический материал для детей дошкольного возраста.
Все дети дошкольного возраста — настоящие маленькие исследователи. Они открывают для себя целый мир, который их окружает. Воспитатели и родители должны работать совместно, чтобы оказать ребенку помощь в этих исследованиях. Они должны стараться сохранять и развивать стремление дошкольника к познанию и удовлетворить желание активной деятельности, постоянно подогревая интерес к процессу изучения окружающего мира. Отличным помощником в этом станут игры по математике для дошкольников.
Роль и цели математических игр
Очевидно, что с самого рождения ребенку необходимо развивать все мышцы. Но не только они требуют внимания. Ум также нуждается в постоянных тренировках. Ведь человек, который способен мыслить логически, легко справляется с решением всех жизненных задач. Он способен быстрее принимать решения, находить выход из сложных ситуаций, более мобилен и оперативен.
Роль дидактических игр в математическом развитии дошкольников велика. Именно через них и начинается познание математики, как науки, и увлечение ею.
Чтобы развивать логическое мышление и математические способности (а одно тесно связано с другим), необходимо использовать специальные игры. Только так можно привить интерес к математике.
Основные цели изучения математики в игре для дошкольников:
· развитие логического мышления;
· развитие самостоятельности и способности решать задачи без помощи взрослых;
· формирование интереса к творческой и познавательной активности;
· накопление логико-математического опыта;
· знакомство с основными математическими понятиями с самого младшего дошкольного возраста;
· знакомство с элементарными действиями: сложение, вычитание, счет и т. д.
Важно!
Нельзя прекращать использовать дидактические игры в среднем и старшем дошкольном возрасте. Для полноценного развития математических способностей необходимо тренировать детей из года в год.
Виды заданий по математике
Детей дошкольного возраста разделяют на три возрастные группы:
младший (3-4 года), средний (4-5 лет), старший (5-6 лет). Бывает, что выделяют еще одну группу — подготовительную — туда входят дети 6-7 лет. Именно в соответствии с возрастной категорией необходимо подбирать дидактические игры для юных математиков.
Дидактические мероприятия подразделяются на следующие:
· игры;
· загадки;
· задачи-шутки;
· головоломки;
· работа с геометрическим материалом.
Важно!
Не стоит заниматься дидактическими играми по математике слишком долго. Особенно это касается младших дошкольников. Изначально достаточно проводить такие занятия по 5 минут в день.
Дидактические игры своими руками
Чтобы усилить познавательный интерес воспитанников, педагоги стараются привлечь их внимание всеми возможными способами. Для достижения этой цели многие родители и воспитатели разрабатывают пособия по математике для дошкольников своими руками. Чтобы изготовить их, можно использовать любой подручный материал:
· ткань, нитки, пуговицы;
· природные материалы;
· канцтовары;
· воображение, ему придается особое значение в творческом процессе.
Примерами могут послужить следующие игры:
· «Найди лишнее». Игра проводится с целью анализа геометрических фигур, умению их сравнивать и находить лишнее. Детям предлагается проанализировать ряды геометрических фигур, вырезанных из картона или другого материала, и найти в нем ошибку. Она может заключаться, например, в нахождении треугольника среди кругов или отличии фигуры по цвету от других.
· «Кто соседи». Для этой игры требуется всего один дополнительный предмет — мяч. С его помощью совершенствуется навык называть соседей числа. Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч и называет случайное число. Ребенок должен поймать мяч и назвать его соседей.
· «Сбор урожая». Целью этой игры является развитие навыка сравнения предметов по размеру. Перед детьми ставятся две корзины. В одну из них нужно положить крупные фрукты и овощи, во вторую — мелкие.
· Математические игры на восприятие и тренировку памяти
· Самой популярной игрой является «Путаница». Она подходит для дошкольников всех возрастных групп. Смысл ее заключается в следующем: на столе в случайном порядке выкладываются карточки с числами от 1 до 9. Ребенок должен расположить их в порядке возрастания или же, наоборот, убывания. Для самых маленьких можно использовать два-три числа, постепенно увеличивая количество карточек.
· «Хлопаем в ладоши». Очень простая и интересная игра. Воспитатель называет любое число, а ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько единиц в этом числе.
· «Не зевай!». Перед ребенком на столе разложены карточки с числами, которые легко изготовить самостоятельно. Воспитатель рассказывает сказку, в которой фигурируют различные числа. Как только прозвучит какое-либо из них, дети должны быстро поднять соответствующую карточку.
Большую роль для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность имеют и современные интерактивные задания. Они должны подбираться с учетом ФГОС и соответствовать возрастной категории воспитанников.
Математические задачи на смекалку
Почетное место среди всех заданий занимают математические задачи на смекалку. Такие упражнения очень нравятся детям и формируют гибкий, пластичный ум и сообразительность.
Примеры:
· «В комнате 4 угла, в каждом сидит кошка, напротив каждой кошки — 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?» (4 кошки);
· «У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног?» (всего 4);
· «Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?» (8 человек);
· «7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики?» ( 7 дорожек).
Загадки, шуточные задачи, занимательные вопросы
Такие задания, как правило, вызывают наибольший интерес у детей. В эту категорию входят как веселые, простые задания, так и дидактические игры на состав числа для дошкольников.
Примеры:
· «Продолжите фразу: если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…» (вышел позже Саши).
· «Отгадайте загадку в стихах:
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще второй
И уселся, как герой. Сколько стало щенят?».
· «У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?»
· Значение подобных упражнений: дети приобщаются к активной умственной деятельности, осваивают необходимые навыки счета. Благодаря таким заданиям незаметно, в несерьезной форме формируются навыки счета.
· Важно!
Все игры и задания должны быть подобраны с учетом возрастной группы воспитанников. Маленькие дети не смогут справиться со сложными заданиями, что может привести к потере интереса к предмету и даже снижению самооценки.
· Старшие, напротив, не захотят думать над слишком легкими заданиями. Они будут им просто не интересны. В результате этого может сложиться неверное представление о математике — малыши будут считать ее слишком сложной, старшие дети — легкой.
· Все виды дидактических игр по математике способствуют развитию интереса к цифрам, задачкам и счету у детей, начиная с самого раннего возраста. С навыками математического и логического мышления адаптация ребенка в школе проходит гораздо быстрее. В процессе изучения дети учатся рассуждать, анализировать и обобщать полученную информацию.
Примеры в пределах 10
Постепенно ребёнок будет всё лучше и лучше вычислять уже в пределах 10. Чтобы научиться “щёлкать” примеры как орешки, нужно много решать. Но просто решать однотипные примеры скучно. Математика должна быть интересной!
Чтобы ребёнок мог потренироваться в написании примеров в любое время, мы придумали для вас уже готовые задания. Просто скачивайте, распечатывайте и занимайтесь!
Методический материал «Сборник задач». Математика для детей 5-7 лет.
Автор: Енина Светлана Николаевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №112», г. Воронеж.
Данный материал рассчитан на детей 5 – 7 лет, которые готовятся к поступлению в школу.
Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих с детьми данного возраста – воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям, а так же родителям, которые хотят подготовить ребёнка к школе.
Цель: формировать умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах десяти.
Сборник задач. Математика для детей 5-7 лет.
1. В озере жили 8 щук. Иван поймал 1 щуку. Сколько щук осталось в озере?
2. Рыболов поймал 7 карасей и положил их в ведро. Кот Васька утащил 6 карасей. Сколько карасей осталось в ведре?
3. Чтобы сварить уху, в кастрюлю положили 7 из восьми пойманных карпов, остальных отдали коту. Сколько карпов досталось коту на ужин?
4. Папа принес с рыбалки 4 окуней и 3 плотвичек. Сколько окуней и плотвичек поймал папа?
5. Бабушка купила в магазине 8 карасей, половину из них пожарила на обед. Сколько карасей осталось?
6. В магазине на витрине лежало 7 рыб, 4 из них – щуки, остальные – лещи. Сколько лещей лежало на витрине?
7. Во дворе клевали крошки 3 белых голубя и 6 серых. Сколько белых и серых голубей обедало во дворе?
8. На кусте сидели 9 воробьёв. 8 воробьёв улетели. Сколько воробьёв продолжали сидеть на кусте?
9. На куст рябины прилетели 7 снегирей, 6 из них сели на нижнюю ветку, остальные — на верхнюю. Сколько снегирей устроилось на верхней ветке?
10. В зоомагазине продавались 6 попугаев. К концу дня 5 попугаев купили. Сколько попугаев осталось ждать своего хозяина?
11. 4 букашки спрятались под лавку и столько же – под стул. Сколько всего букашек попряталось от паука-злодея?
12. Сначала Муха-Цокотуха поставила на стол 8 чашек, потом ещё 2. Сколько всего гостей пригласила муха?
13. У бабушки было 3 серых козлика и 4 белых. Сколько всего серых и белых козлов было у бабушки?
14. Утром постригли 6 овец, а вечером ещё 3. Сколько всего овец постригли в этот день?
15. Кузнецу надо подковать 8 лошадей. 5 он уже подковал. Сколько лошадей осталось подковать кузнецу?
16. На водопой привели 9 коней. 8 из них вошли в реку. Сколько коней осталось на берегу?
17. Бабушка подоила 5 коров, а внучка – 2. Сколько всего коров было подоено?
18. Наф-Наф собрал 5 желудей, 4 жёлудя съели братья. Сколько желудей досталось Наф-Нафу?
19. Для подкормки лосей зимой лесничий разложил 10 охапок сена. 5 охапок лоси уже съели. Сколько охапок сена лоси съедят позже?
20. Дети пустили по ручейку сначала 7 корабликов, а потом ещё 3. Сколько всего корабликов дети пустили на воду?
21. Над окном висело 5 сосулек. Днём пригрело солнышко и 2 сосульки растаяли. Сколько сосулек продолжало сверкать на солнце?
22. Осенью на огороде собирают урожай. С одной грядки сняли 4 кочана капусты, с другой грядки – столько же. Сколько всего кочанов капусты уродилось на этих грядках?
23. В первую неделю октября только один день был солнечным, остальные – дождливыми. Сколько дождливых дней было на этой неделе?
24. Мама работает учительницей. Сегодня ей надо проверить 10 тетрадей. 3 тетради она уже проверила. Сколько тетрадей осталось проверить?
25. Во вторник маме на мобильный звонили 7 раз. На 5 звонков мама ответила. Сколько звонков мама пропустила в этот день?
26. Чтобы колобок не смог укатиться далеко от дома, бабка велела деду сделать забор. Для его постройки нужно 10 колышков. 8 колышков дед уже обстругал. Сколько колышков осталось сделать деду?
27. Таня и Ваня нарвали для бабушки на поле цветы – 5 ромашек и 4 колокольчика. Сколько всего цветов брат и сестра подарили бабушке?
28. В группе было 10 детей. После обеда забрали шестерых. Сколько детей осталось на тихий час?
29. На завтрак в школьную столовую пошли 8 учеников. Какао выбрали 5 детей, остальные выбрали чай. Сколько детей пили чай?
30. Мама отправила детей в магазин. Таня купила 3 яблока, а Ваня – 6 груш. Сколько всего груш купили дети?
31. Утром на стройку привезли 6 машин кирпича, а после обеда – ещё 3 машины. Сколько всего машин кирпича привезли на строительство дома в этот день?
32. В девяти подъездном доме начался ремонт. Пока успели отремонтировать только 2 подъезда. Сколько подъездов осталось отремонтировать?
33. У Мальвины было 10 платьев, 8 из них она отдала в стирку. Сколько платьев осталось висеть в шкафу у Мальвины?
34. В вагоне ехало 9 человек. 2 человека на ближайшей станции вышли. Сколько человек продолжили путь в этом вагоне?
35. В очереди к билетной кассе метро стояло 10 человек. 9 человек купили билеты и ушли. Сколько человек осталось возле кассы?
36. У Карабаса Барабаса было 10 кукол. В вечернем спектакле 2 куклы не участвовали. Сколько кукол принимали участие в этом спектакле?
37. Вчера Пьеро придумал 2 стишка, а сегодня – 5. Сколько всего стишков придумал Пьеро за эти дни?
38. Утром Мальвина попросила 2 минуты на умывание и 3 минуты на чистку зубов. Сколько времени потребовалось Мальвине на утренний туалет?
39. Машенька велела медведю наколоть для печки 8 поленьев. Медведь наколол только 3. Сколько поленьев ему осталось наколоть?
40. Утром Машенька испекла для медведя 4 пирожка с капустой и 5 с малиной. Сколько всего пирожков испекла Машенька?