ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по сказке «Заюшкина избушка» в подготовительной группе.


Конспект игры-драматизации «Заюшкина избушка» /средняя группа 9/

Транскрипт

1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 125 комбинированного вида» Конспект игры-драматизации «Заюшкина избушка» /средняя группа 9/ Подготовила: воспитатель Коробанова О.А. г. о. Саранск, 2016

2 Игра драматизация по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка». Цель: обогащение игрового опыта детей. Задачи: — учить детей различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей, формировать умение детей создавать игровую обстановку. — развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений. — воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, чувство сострадания, взаимопомощи. Персонажи: лиса, заяц, собаки, медведь, бык, петух. Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание иллюстраций, беседа, просмотр мультфильма. Материалы и оборудование: 2 домика голубой и коричневый, ширма, головные уборы маски. Словарная работа: лубяная, артист, зритель, театр.

3 Ход игры: Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас в гостях русская народная сказка. А, может, вы мне скажите, какая?» (Дети вместе с воспитателем рассматривают атрибуты, примеряют маски.) Воспитатель: «Ребята, догадались, какая пришла к нам в гости сказка?» Ответы детей. Воспитатель: «Дети, а давайте мы поиграем в эту сказку? Сначала решим, где у нас будут стоять домики?» Дети вместе с воспитателем расставляют ширмы, покрывают материалом. Это у них домики лисы и зайчика. Затем воспитатель выбирает детей, которые будут играть роли, а остальные дети — пока зрители. Дети «артисты» готовятся, одевают костюмы, дети — зрители рассаживаются на стульчиках, в зрительном зале. Роль ведущего принадлежит воспитателю. Ведущий: «Жили были лиса и заяц. У лисы изба была ледяная, а у зайчика лубяная (Показывает с помощью мимики жестов зайчика и его домик, и также лису). Пришла весна, у лисы изба растаяла, а у зайчика стоит постарому (Убирает домик лисы). Лиса: «Заинька, пусти меня погреться». (Ребенок речью, мимикой старается показать, какая лиса хитрая. А зайчика, наоборот, ребенок показывает добрым.) Ведущий: «Лиса зашла к зайчику домой и выгнала его. Идет зайчик дорогой и плачет, а навстречу ему Как вы думаете, ребята, кто зайчику на встречу попался?» Ответы детей: собаки. Собаки: «Тяф тяф тяф! Зайка, почему ты плачешь»? Зайка: «У меня изба была лубяная, а у лисы ледяная. Весной у лисы дом растаял, и она попросилась ко мне погреться и выгнала». Собаки: «Не плачь, зайчик, мы ее выгоним» Дети подходят к ширме, стучат.

4 Собаки: «Тяф тяф! Уходи лиса»! Лиса: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»! Собаки испугались и убежали. Ведущий: «Опять зайчик идет и плачет. А навстречу ему медведь» Медведь: «Зайчик, почему ты плачешь?» Ведущий: «Зайчик стал рассказывать свою историю» Зайчик: «У лисы дом был ледяной, а у меня лубяной. Весной у лисы дом растаял, лиса попросилась ко мне погреться и выгнала». Медведь: «Не плачь, зайчик, я сейчас выгоню лису». Зайчик: «Не выгонишь, собаки гнали и не выгнали, и ты не выгонишь»! Медведь: «Нет, выгоню»! Дети подходят к ширме домику, медведь начал реветь: — Уходи, лиса! Лиса кричит: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»! Ведущий: «Испугался медведь и ушел. Идет зайчик и плачет, а навстречу ему бык» Бык: «Чего плачешь, зайка»? Зайка: «Была у меня изба лубяная, а у лисы ледяная. Весной у лисы изба растаяла, она попросилась ко мне и выгнала». Ребенок шмыгает носом, имитирует слезы. Бык: «Не плачь, зайка, я выгоню лису из твоего дома». Зайка: «Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал не выгнал, и ты не выгонишь». Бык: «Нет, выгоню»! Ведущий: «Пошел бык к избе да как начал реветь». Бык: «Уходи, лиса»! Лиса: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»! Ведущий огорченно: «Испугался бык и убежал. А зайчик опять плачет. Навстречу идет петух с косой». Петух говорит бодро: «Кукареку! О чем, зайчик, плачешь»?

5 Зайчик: «Как мне не плакать, петушок! Попросилась ко мне лиса погреться, да и выгнала меня». Петушок: «Не плачь, зайчик, я ее мигом выгоню»! Зайчик говорит грустно: «Нет, не выгонишь. Собаки гнали не выгнали, медведь гнал не выгнал, бык гнал не выгнал, и ты не выгонишь». Петушок: «Нет, выгоню»! Ведущий: «Подошел петушок к избе и закричал». Петушок закричал так бойко, громко: «Кукареку! Иду на пятах, несу косу на плечах! Хочу лису посечи, уходи лиса»! Ведущий читает радостно: «Услышала лиса крик петушиный, испугалась. Выбежала и наутек А петушок с зайчиком стали жить поживать да добра наживать». Все радуются. В следующей игре дети играют самостоятельно, воспитатель наблюдает со стороны, где нужно помогает или направляет.

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»(для детей старшей группы)

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»(для детей старшей группы) Действующие лица: Взрослый: Рассказчик. Дети: Зайчик, Лиса, 2 Собаки, Медведь, Петушок, Зайчата, Осенние Листья, Снежинки, Весенние Цветы. Пролог. Рассказчик. Здравствуйте, детишки, Девчонки и мальчишки! Мы вас в гости пригласили, Сказку новую сложили. Сидите тихо, навострите ушки, Сказка наша — «Заюшкина избушка». Негромко звучит «Увертюра» (муз. И. Бодраченко).

Рассказчик. Сказка наша началась ни зимой, ни весной, ни летом, Что приходит к нам с теплым приветом, Дело было — поздней осенью, Когда небо серо с просинью, Когда дождик с утра моросит, Воет ветер и гулко шумит, И срывает листву он осеннюю, Запоздалую да последнюю…

Открывается занавес. Лесная поляна. Поздняя осень. Деревья с кое-где сохранившимися осенними листочками. Появляются Осенние Листья. Они кружатся с листиками в танце, убегают.

Рассказчик. Приближались холода, Замерзали звери, Убежали кто куда, Спрятались под ели. На поляне появляются лесные звери: озябшие Зайчата бегут и жмутся друг к другу. Медведь, по-еживаясь от холода, бредет по поляне в поисках берлоги. Быстро пробегает продрогшая Лиса. Сцена 1. на поляну выбегает Зайчик, он тоже зябнет от холода. Рассказчик. Вот и Зайчик наш дрожит, Лапки леденеют, Шубка серая его Скоро побелеет, Только он не унывает, Зайчик песню напевает. Зайчик скачет по поляне и напевает свою песенку. 1-я песенка Зайчика. (Муз. и сл. И. Бодраченко) Я хочу построить дом. Чтоб уютно было в нем, (2раза) Печку теплую сложить И дровами затопить. (2 раза) Домик будет лубяной, Не замерзну в нем зимой. (2раза) Это будет лучший дом, Самый лучший в мире дом! (2раза) Зайчик начинает «строить» на поляне свой дом. Выбегают Зайчата. 1-й Зайчонок. Зайка ловкий и умелый, Лихо взялся он за дело. 2-й Зайчонок. Без гвоздей, без топора Быстро строится изба. 3-й Зайчонок. Вот окно, а вот крылечко, Над трубою — дым колечком! Зайчик. Все. Построена избушка. (Уходит в домик). Зайчата (вместе). Где ты, Зайка-сероушка? Зайчик (из окошка домика). Как прекрасен домик мой! Не простой он — лубяной! Мерзнуть я теперь не буду, Домик мой, ты просто чудо!

Рассказчик. То-то будет здесь веселье, Ведь у Зайки… Зайчата (вместе). Но-во-селье! Зайчата убегают в лубяной домик Зайчика и возвращаются с подушками, а Зайчик — с корзинкой, наполненной морковками. Все весело танцуют: Зайчата — с подушками, Зайчик— со своей корзинкой, угощая при этом своих друзей Зайчат. Зайчик поет песенку, ему подпевают Зайчата. 2-я песенка Зайчика. (Муз. и сл. И. Бодраченко). Ах, как славно жить на свете На лужайке, на опушке, Что мне дождик, что мне ветер — У меня своя избушка. А в подвале есть морковка, А на лавке есть подушки… В гости, зайцы, приходите, У меня своя избушка. Зайчата (поют). Что за славная избушка! Здесь не мерзнут лапки, ушки, Будет Зайчик круглый год Жить без горя и забот.

ТАНЕЦ ЗАЙЦЕВ СО ВСЕМИ ДЕТЬМИ. Зайчата продолжают весело плясать, затем машут Зайчику лапками, прощаются с ним, уходят в лес, а Зайчик — в свой новый домик. Занавес закрывается. Сцена 2. Рассказчик. Пусть живет в своей избушке Серый Заинька косой, А теперь пора настала Познакомиться с Лисой. Много дней прошло иль мало, Вот уж холода настали, Реки все сковало льдом, Стало все бело кругом. Открывается занавес. Та же поляна. Зима. В глубине сцены — ледяной дом под серебристым по-крывалом. Появляются Снежинки. Они кружатся в своем снежном танце. Убегают.

Рассказчик. На заснеженной дорожке Вижу Лисоньки следы, И совсем в другой домишко Приведут меня они. Не домишко, а дворец! Весь искрится жарко, Льдинки светятся, горят На морозе ярко. На поляне появляется Лиса, важно прохаживается, любуясь своим домом. Рассказчик. Ну, а вот сама Лисица, Выступает как царица. Лиса поет свою песенку. Песенка Лисы. (На мотив песенки Д. Уотта «Песенка трех поросят»). Хоть полсвета обойдешь, обойдешь, обойдешь, Лучше дома не найдешь, не найдешь, да. Домик мой не лубяной, лубяной, лубяной, Он хрустальный, ледяной, ледяной, да. Весь сверкает серебром, серебром, серебром, С позолоченным крыльцом, он с крыльцом, да

Лиса. Пусть узнают все на свете Дом хрустальный — Лисаветы! Гордо посмотрев на зрителя и на Рассказчика, махнув хвостом, Лиса уходит в свой дом.

Рассказчик. Эх, рано Лисавета хвалится, Сказка-то наша лишь начинается. Занавес закрывается. Сцена 3. Рассказчик. Стало солнышко опять Нашу землю пригревать, Лес проснулся ото сна — Это к нам пришла весна! Открывается занавес. Эта же поляна. Ранняя весна. В глубине сцены — осевший домик Лисы. Появляются Весенние Цветы. У них в руках букетики весенних цветов. Они танцуют на поляне, укра-шают ее цветами. Появляются Зайчата, они весело танцуют и будят заспавшегося Медведя.

Рассказчик. Солнцу рады все зверюшки, Веселятся на опушке! Песенка зверюшек. (Муз. и сл. И. Бодраченко). Медведь (поет). Почему, почему так светит солнце? Зайчата и Весенние Цветы (поют). Потому, потому что весна. Медведь (поет). Почему, почему небо синее? Зайчата и Весенние Цветы (поют). Потому, потому что весна.

Все вместе (поют). Белый снег повсюду тает, И ручьи бегут, звеня, Все зверюшки солнцу рады, И ты, и он… медведь (поет). И я! Зайчата и Весенние Цветы (поют обращаясь к Медведю). Почему, почему расцвел подснежник? Медведь (поет). Потому, потому, что весна. Зайчата и Весенние Цветы (поют). Почему, почему запели птицы? Медведь (поет). Потому, потому что весна. Все вместе (поют). Белый снег повсюду тает, И ручьи бегут звеня, Все зверюшки солнцу рады, И ты, и он… Медведь (поет). И я! Все звери уходят.

Сцена 4. Рассказчик. Солнце греет, припекает, А лисичкин дом-то… тает! Потолки все потемнели, Стены белые осели… Из дома выбегает встревоженная Лиса. Лиса. Тает, тает… Вот беда! Всюду талая вода! Здесь кругом большие лужи… Дом такой мне уж не нужен! (Растерянно) Что же делать? Как же быть? Где теперь я буду жить? (Обрадовано) Знаю, кто поможет мне, Хитрой Лисоньке-Лисе. Подбегает к дому Зайчика. Рассказчик. Лиса недолго горевала! К дому Зайца побежала. Лиса (жалобно). Зайка, дверь открой скорей Лисе, соседушке своей… Я вот-вот схвачу простуду… (Кашляет) Не откроешь — (в зрительный зал) будет худо. Зайчик (из домика). Я бы рад открыть, сестрица, Да с тобой нельзя водиться, Ты ведь хитрая плутовка, Проведешь меня ты ловко. Лиса (еще жалобнее). Ах, голубчик, помоги! У меня в глазах круги… На ногах стою едва, Ни жива и ни мертва. Лиса прислушивается, но Зайчик в домике молчит. Лиса укладывается на спину, складывает «лапки» на груди.

Лиса. Помираю, так и знай… Братец Заяц, открывай!.. Зайчик (выглядывает из окошка). Что ты, Лисонька-сестрица, Заходи в мою светлицу! Лиса заходит в дом Зайчика. Рассказчик. И открыл Зайчонок дверь! А Лиса, коварный зверь, Как зашла в избушку, Зайца хвать за ушки. Из дома Зайчика появляется Лиса, она крепко держит Зайчика за уши. Лиса (грубо). Шел бы ты, Косой, отсюда, А иначе будет худо. Тесно в домике вдвоем, Вон, живи под тем кустом! Грубо толкнув Зайчика в сторону куста, с победным видом скрывается в доме.

Зайчик. Что же делать? Как же так? Дом ведь строил я, Беляк? Где же жить мне? Под кустом? Снова быть лесным бомжом? Плача уходит. Рассказчик. Плачет Зайка, слезы льет, Грустно по лесу идет, А Лиса в его избушке На печи поет частушки. Из дома Зайчика с подушками в руках выходит Лиса, она по-хозяйски встряхивает их, усажива-ется, поет частушки. Частушки Лисы. (Муз. народная, сл. И. Бодраченко). 1. Как без всякого труда Мне дом достался хоть куда. Эх, так и вот так, И вот эдак и вот так. 2. Пусть одни построят дом — Жить другие будут в нем. Эх, так и вот так, И вот эдак и вот так. 3. На печи теперь лежу Да в окошечко гляжу. Эх, так и вот так, И вот эдак и вот так. Забрав свои подушки, Лиса уходит в дом. Рассказчик. А теперь мы ненадолго Попрощаемся с Лисой, И посмотрим, где же Зайка, Где наш Заинька косой? Сцена 5. Появляется Зайчик, плачет, садится под березку. Рассказчик. Вот сидит он у березки И роняет тихо слезки. 3-я песенка Зайчика. (Муз. и сл. И. Бодраченко). Ах, как плохо жить на свете На лужайке, на опушке, Здесь и дождик, здесь и ветер, А у Зайца нет избушки… Где же ты, моя морковка? Где же вы, мои подушки? Плохо жить на белом свете, Если нет своей избушки. Ах, как плохо жить на свете. На лужайке, на опушке, Если хитрая Лисица Забралась в твою избушку. Зайчик снова плачет.

Рассказчик. А в ту пору две Собаки, Две большие забияки, Через тот лесок бежали, Плач зайчишкин услыхали. Появляются две Собаки. 1-я Собака. Кто здесь плачет под березкой? Кто роняет тихо слезки? 2-я Собака. Ба-а, да это же Косой! Что случилось, брат, с тобой? Зайчик. Я теперь хожу голодный, Потому что я бездомный… (Плачет). 1-я Собака. Ну-ка, Заинька, дружок, Съешь скорее пирожок. 2-я Собака. Да показывай дорогу Прямо к своему порогу. На Лису найдем управу! Зайчик (обрадовано). Дом мой прямо и направо. Зайчик и Собаки подходят к дому, где теперь живет Лиса. Собаки. Эй, Лиса, покинь избушку! Лиса (из дома). Это что там за зверушки Сон мой нарушают, Спать Лисе мешают? Щас как встану с печки — Утоплю вас в речке! 1-я Собака. Что-то лапы так трясутся… Поскорей бы в лес вернуться. 2-я Собака. Не суди, Косой, нас строго, С братом мы уносим ноги… Убегают в лес. Рассказчик. Тут Собаки хвост поджали Да рысцою побежали В лес, подальше от избы, Чтобы не было беды. Зайчик (вслед Собакам). Что ж, спасибо и на том, Видно, жить мне под кустом. (Садится под куст).

Сцена 6. На поляне появляется Медведь, он собирает в корзинку корешки, видит Зайчика. Медведь. Эхе-хе, да здесь Косой… Что случилось, брат, с тобой? Аль обидел кто тебя? Зайчик (всхлипывая). Лиса выгнала меня. Вот, сижу теперь голодный И совсем, совсем бездомный… (Плачет). Медведь (достает корешок из корзины). Хватит слезы лить, дружок, Съешь-ка лучше корешок Да показывай дорогу Прямо к своему порогу. Зайчик и Медведь подходят к дому, где живет Лиса.

Медведь. Эй, Лиса, с печи слезай, Зайцу домик отдавай! Лиса (из дома). Кто шумит здесь под окошком? Уносите лучше ножки! А не то я закричу Да ногами затопчу И когтями-лапами Морду исцарапаю! Медведь (оторопело). Больно злющая Лисица, С нею лучше не водиться… В лес, однако, побегу, Шкуру я поберегу… (Торопливо уходит). Рассказчик. И Медведь скорей убрался — Злой Лисицы испугался. Ну, а Зайка вновь невесел,Ушки серые повесил. Зайчик. Кто прогнать Лисицу сможет? Кто мне, бедному, поможет? (Садится под куст, плачет). Сцена 7.

На поляну выходит Петушок с косой на плече, поет свою песенку. Песенка Петушка. (Русская народная мелодия). Петушок я, Петушок, Золотистый гребешок, На зеленом на лужку Я пою: «Ку-ка-ре-ку!» Петушок я, Петушок, Золотистый гребешок, На плече своем несу Очень острую косу. Петушок. Это кто здесь на пенечке Тихо плачет в одиночку? Ты ли, Заинька косой? Что случилось, брат, с тобой? Зайчик. Провела меня Лиса, Прогнала меня в леса, А сама живет в избушке, На пуховой на подушке. Кто поможет мне, Косому, Лису выгонит из дому? Петушок. Я могу тебе помочь — Прогоню Лисицу прочь! Петушок и Зайчик подходят к дому, где живет Лиса. Петушок. Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Уходи, Лиса, за реку, Уноси скорей-ка ноги Ты от этого порога! Лиса (выглянув в окошко). Ха-ха-ха, ха-ха-ха, Испугалась Петуха. Сам от этого порога Уноси скорее ноги. Петушок (снимая с плеча косу). Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Убегай, Лиса, за реку, Как возьму свою косу — Потеряешь ты красу! Лиса. Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Испугалась Петуха. Сам с косою убирайся, На глаза не попадайся! Петушок (Зайчику). Что же делать? Не выходит. Зайчик (зрителям). Кто ж теперь Лису прогонит? Петушок. Погоди-ка, друг Зайчишка, Появилась тут мыслишка… Силой нам Лису не взять — Шутку надо с ней сыграть!

Петушок (Лисе). Эй, Лиса, вставай-ка с печки! Там охотники за речкой! Лиса. Уходи, Петух, ты прочь! Петушок. Я хочу тебе помочь. Вон уж по мосту идут — Твою шкурку обдерут! Лиса (выходит из дома). Ну-ка, где тут? Кто такие? Петушок. Ружья-то у них большие, Точно будут в цель стрелять! Лиса (вглядываясь в даль). Что-то их и не видать… (Снова уходит в дом). Петушок (зрителям). Ну, ребята, выручайте, Как из ружей вы стреляйте, Повторяйте все за мной: Пиф-паф, ой-ой-ой, Уходи, Лиса, долой! Дети-зрители, Зайчик и Петушок хором повторяют слова. Из дома выбегает испуганная Лиса. Лиса (мечется по поляне). Ой, спасите-помогите! Мою шкурку не губите! Я пожить еще хочу… Я бегу, лечу, скачу-у… (Убегает). Финал. Выходят все участники спектакля. Исполняется «Финальная песенка». Зайку постигла большая беда, Но больше Лиса не вернется сюда. Не верне

тся
сюда, сюда!

Герои спектакля играют с зрителями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]