Задачи организации самостоятельной деятельности в старшей группе
Самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе характеризуется возможностью решения множества задач, которые станут особо полезными для подготовки к школе.
Наиболее эффективным из них являются:
- Развитие волевых и мотивационных качеств. В этом случае у ребенка формируется психологическая устойчивость, которая позволяет защитить его от различных факторов из внешней среды: чужое мнение, посторонний шум или голоса, критика в свой адрес. Все это позволяет развить умение, при котором ребенок будет доводить свою деятельность до логического конца. В старших группах, такая задача позволяет создать необходимые условия для формирования навыка самоанализа, а также оценочным суждениям к определенным действиям.
- Развитие саморегулирующих процессов. Дошкольник учится точно рассчитывать процент затраченной энергии на выполнение определенных действий, а также понимает необходимо в смене деятельности или наличию отдыха. С 5-6 лет у ребенка начинают формироваться важные физиологические процессы в нервной системе, что развивает усидчивость, концентрацию, а также положительную реакцию на конструктивную критику и замечания.
- Формирование важной способности к самостоятельному построению алгоритма действий. В этом случае ребенок учится выстраивать подробный план для исследовательской, игровой, трудовой или наблюдательной деятельности без посторонней помощи. Также развивается важность наличия дружеских отношений, как с детьми, так и с взрослыми.
- Развитие социальных и культурных качеств при помощи различных игр, в основе которых лежит сюжетно-ролевая методика взаимодействия. Хорошим примером является игровая деятельность «Больница», «Магазин», «Банк», что дает возможность более глубоко узнать о тех или иных особенностей разной деятельности.
- Укрепление самостоятельных навыков. В этом случае ребенок обучается различным действиям, которые направлены на раздевание и одевание, соблюдение этикета, личной гигиены или чистоты детского сада. Такие вещи должны выполняться автоматизировано, без участия воспитателей. Также присутствует развитие самостоятельности посредством выполнения различных поручений от педагога. Подобное воспитание совершенствует добросовестное поведение к дежурным работникам ДОУ.
Исходя из вышеописанных задач, у дошкольника развивается игровая, художественно-речевая, познавательная, а также социально-коммуникативная активность.
Помимо этого, педагог может способствовать совершенствованию трудовой деятельности, благодаря чему ребенок будет стремиться помогать старшим во всем, — от уборки на территории детского сада, до ухода за цветами.
Стирка кукольной одежды — пример формирования трудовых навыков при организации самостоятельной деятельности детей в подготовительной группе
Самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе, — это особо важная черта личности, которая характеризуется повышенным стремлением к быстрому и эффективному решению определенных задач, без наличия сторонней помощи от взрослого.
Такое личностное свойство позволяет увеличить критичность, инициативность, а также развить наиболее адекватную самооценку у ребенка.
Индивидуальная работа в подготовительной группе: картотека с целями
Содержание статьи:
Когда ребенок переходит из старшей в подготовительную группу детского сада, это означает, что следующим шагом на пути его развития станет поступление в школу. Именно в этот период детям 6-ти лет уже не столь интересны игры. Они начинают осваивать навыки обучения. На этом этапе важно помочь дошкольнику овладеть навыками, которые помогут легче осваивать новые знания: концентрировать внимание на информации, быть дисциплинированным и усидчивым.
Ребенок должен получить новые знания и умения для того, чтобы быстро влиться в школьный коллектив и адекватно воспринимать школьную программу. Важную роль в этом играет и индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе.
При планировании работы с детьми педагог продумывает взаимодействие с конкретным ребенком. Как правило, такая индивидуальная работа педагога с ребенком в подготовительной группе — одна из самых эффективных.
На момент проведения игры или занятия все внимание педагога отдается одному малышу, и он может вовремя заметить трудности, направить воспитанника, подсказать, скорректировать.
Картотека индивидуальной работы в подготовительной группе
Для оценки эффективности работы педагога необходимо разработать план, по которому в дошкольном учреждении будут проводиться занятия, тренировки и познавательные мероприятия. Незаменимую помощь воспитателям в качестве руководства окажет разработанная картотека индивидуальной работы в подготовительной группе.
Именно картотека индивидуальной работы педагога с воспитанниками содержит необходимые данные о последовательности занятий, экскурсий и другой нагрузки, которую необходимо организовать дошкольникам в подготовительной группе.
Скачать картотеку с целями по индивидуальной работе в подготовительной группе Скачать в .pdf
Формы индивидуальной работы с детьми в подготовительной группе
Существует большое разнообразие форм работы с дошкольниками подготовительной группы. Это игры, экскурсии, беседы, эксперименты, целевые прогулки, специальные занятия, чтение книг, разглядывание иллюстраций и т.д.
Новые возможности для карьерного роста
Попробуй бесплатно! Учебная программа «Компетенции воспитателя». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
Для индивидуальной работы в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений используются дидактические игры:
- Игры с цифрами и числами. Для закрепления счета в прямом и обратном порядке. Воспитанники, играя в дидактические игры “Какой цифры не стало?”, “Путаница”,“Исправь ошибку”, учатся без труда оперировать числами и словесно сопровождать свои действия. Подобные игры помогают детям, отстающим по программе, усваивать материал.
- Игры — путешествия во времени. Помогают дошкольникам закрепить знания о времени, днях недели, названии всех месяцев года. Это такие игры, как “Назови скорее!”, “Живая неделя”, “Сколько времени?”, “Двенадцать месяцев”.
- Игры на ориентирование в пространстве. Их задача: научить или закрепить умение воспитанников ориентироваться в пространственных ситуациях, специально созданных, и определять свое местонахождение по условию задачи. Это игры — “Расскажи про свой узор”, “Найди похожую”, “Путешествие по комнате”, “Художник” и др. Дети посредством этих игр учатся находить слова для обозначения положения предметов.
- Игры с геометрическими фигурами. Воспитанникам дается задача узнать в окружающих предметах форму треугольника, круга, квадрата, прямоугольника, овала. Такие игры, как “Составь квадрат”, “Танграм”, “На что похожи” и т.д.
- Игры на логическое мышление. Примеры: “Мельница”, “Чем отличаются”. Они нацелены на тренировку мышления детей при выполнении действий.
Для индивидуальной работы в подготовительной группе
по развитию речи используются:
- Словесные игры. Развивают у детей сообразительность, внимание, связную речь, быстроту реакции. Воспитанники в таких играх должны сами находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по свойствам, описывать, отгадывать предметы по описанию, выделять присущие им признаки. Это народные игры типа “Черное и белое”, “Краски” и т.д.
- Настольно-печатные игры. Способствуют систематизации знаний детей об окружающем мире, развитию мыслительных процессов и операций. Примеры таких игр: “Парные картинки”, “Лото”, “Домино”, складные кубики и разрезанные картинки, “Лабиринт”.
- Игры с предметами. Можно использовать не только игрушки, но и реальные предметы. С помощью таких игр воспитанники узнают признаки и свойства предметов, учатся их классифицировать. Это игры с народными дидактическими игрушками (матрешками, бочонками, грибками, шарами), бирюльками, мозаикой, природными материалами.
- Мнемотаблицы, схемы. Это система различных приемов, облегчающих процесс запоминания у детей, и увеличивающих объем их памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Для индивидуальной работы в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию используются:
- Игры с предметами. Дошкольники знакомятся со свойствами различных предметов и их признаками: цветом, размером, формой, качеством. Примеры таких игр: “Создай портрет”, “Лесная полянка”, “Занимательная палитра”, “Составь букет”.
- Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино. Решают различные задачи развития. Дети любят такие игры, для них это увлекательное занятие.
- Словесные дидактические игры. Учат воспитанников обобщать явления, классифицировать и относить предметы к той или иной категории.
Для индивидуальной работы в подготовительной группе по развитию мелкой моторики рук детей педагоги применяют пальчиковые игры, лепку, конструирование из бумаги, просто конструирование, мозаику, пазлы.
Для индивидуальной работы в подготовительной группе в области развития логического мышления, стимулирования психических процессов у детей, формирования знаний об окружающем мире используются настольно-печатные игры. Примеры таких игр: “Знатоки сказок”, “Сказка за сказкой” (ассоциации), “Кто в доме живет?”, “Часть и целое”, “Назови одним словом”, лото “Дикие и домашние животные”, “Профессии”, “Подбери по цвету и форме”.
Индивидуальная работа узких специалистов в подготовительной групп
В штате практически каждого дошкольного учреждения присутствует музыкальный руководитель, учитель-логопед (дефектолог), педагог-психолог, специалист по физическому воспитанию и по изодеятельности. В их планы также включается индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе
Учитель-логопед занимается развитием речи дошкольников, при необходимости ставит отдельные звуки. Педагог по физическому воспитанию оценивает двигательное развитие детей и корректирует в случае отставания. Музыкальный руководитель формирует общую музыкальность воспитанников (сенсорные способности, чувство ритма, ладовысотный слух), развивает выразительность движений, певческий голос.
Планомерная работа всех специалистов в совокупности выступает гарантом всестороннего развития дошкольника. А если ребенок развивается, значит подготовка к школе происходит наилучшим образом. Еще один бесспорный плюс индивидуальной работы в подготовительной группе — личный контакт воспитателя с ребенком, в ходе которого решаются помимо образовательных еще и воспитательные задачи.
План индивидуальной работы с детьми в подготовительной группе на год
План индивидуальной работы в подготовительной группе с детьми на год — это подробно разработанная педагогом программа под каждое направление развития дошкольника. Если рассматривать, например, физическое воспитание, то в плане будут расписаны дни и часы проведения тренировочных занятий, пробежек, гимнастических упражнений. Будут зафиксированы нужные нормативы.
Индивидуальная работа проводится также во время прогулок в подготовительной группе. На свежем воздухе замечательно проходят занятия по изобразительному искусству, когда дети рисуют то, что видят во время прогулки.
www.resobr.ru
Методика организации самостоятельной деятельности
Несмотря на тот факт, что самостоятельная деятельность проводится с учетом отсутствия взаимодействия педагога с детьми, роль взрослого остается существенной. Так, воспитатель может спрогнозировать дальнейшие действия дошкольник исходя из предметной деятельности, способностей, а также основной тематикой урока.
Основные методологические приемы самостоятельной работы у детей:
- создание безопасной, легкой и красочной пространственно-предметной среды;
- закрепление или формирование мыслительно-практических умений в отношении конкретного образовательного процесса;
- создание мотивационной составляющей у детей, вне зависимости от того, какая деятельность осуществляется.
Пространственно-предметная среда в свою очередь организуется при помощи центров или образовательных уголков, исходя из различной деятельности.
Виды центров и уголков развития:
- Художественные или эстетические уголки. Чаще всего применяется в отношении музыкального или театрального обучения. Рекомендуется использовать различные маски, костюмы или интересные декорации, включая необходимые инструменты для пальчикового или кукольного театра, музыкальный инструментарий.
- Центры для экологического воспитания. В этом случае рекомендуется добавить локальный центр вида живого уголка или летнего сада. Дети из старшей группы не только наблюдают за цветами или любой другой растительностью, но и ухаживают за ними. В экологических центрах формируется самостоятельная деятельность, дошкольники знакомятся с методами очистки почвы, воздуха и воды.
- Познавательная среда. В этом случае педагог создает специальные уголки, которые отличаются исходя из тематического направления. Они позволяют получить новые знания, исследовать имеющиеся инструменты, что открывает новые возможности для экспериментов.
- Центры для развития двигательной активности. В таких уголках хранятся различные инструменты и игры, которые способствуют физическому развитию ребенка. Здесь также имеется основная документация о технике безопасности, которая оформляется в виде наглядных таблиц или плакатов.
- Психологический центр. В этом случае педагог создает уютный уголок для отдыха и тишины. Здесь находятся такие атрибуты спокойствия, как подушки, мягкие кресла и диваны, а также палатка для отдыха. Дети не только отдыхают, но и занимаются пассивной деятельностью: исследуют карточки, беседуют между собой, рассматривают журналы или книги.
Формирование или расширение уже имеющихся интеллектуальных и практических навыков может осуществляться за счет совместной деятельности.
Накопленные знания в рамках продуктивной деятельности, а также усвоенные правила поведения при исследовательском процессе, реализуются посредством самостоятельной работы.
На таких занятиях, дети развивают основное представление о том, что такое план занятия, какие алгоритмы следует строить в повседневной жизни, а также развивают многочисленные навыки, влияющие на физическое, интеллектуальное и психическое развитие.
Педагог должен проводить с детьми достаточное количество подвижных игр, включая мероприятия, при которых будет использоваться спортивный инвентарь, — мячи, обручи, скакалки и другие. Такие занятия позволяют формировать у дошкольника желание и мотивацию к взаимодействию в рамках группы.
В процессе прогулки, дети должны проводить подробные наблюдения или любую другую исследовательскую деятельность вместе с учителем, смотря за тем, как развивается природный мир.
Продуктивные или творческие занятия формируют навык самостоятельного создания различных сказочных героев или ситуаций посредством лепки, рисования или конструирования.
Совокупность используемых методов дает возможность создать в ребенке такие важные качества, как креативность, здравая самооценка, а также способность к грамотному изложению мыслей. Такие умения станут дают больше возможностей для развития будущей личности.
Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе
Мария Мельникова
Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема недели: Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг
Цель: Формирование интереса к книгам. Привлекать внимание к иллюстрированным изданиям знакомых произведений
Задачи:
1.Обучающая: Развивать интерес к художественной и познавательной литературе, развивать умения чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову. Формировать умения объяснять основные различия между литературными жанрами.
2.Развивающая: Развивать умение внимательно слушать произведения, умение беречь и заботится о книгах.
3.Воспитательная: воспитывать у детей отзывчивость, бережное отношение к книгам.
Итоговое мероприятие: экскурсия в библиотеку, изготовление совместно с родителями книги «Моя любимая сказка»
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Понедельник 03.12.2017
Совместная деятельность взрослых и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями
Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах
Первая половина дня-
-Игры по интересам;
-Мозаики, пазлы для развития моторики рук;
-Карандаши, бумага, трафареты – упражнения в рисовании кругов и квадратов. Рассматривание книг в книжном центре. Внести д/и «Из какой сказки герой?»
(игровое поле, фишки, кубик)
Прогулка: Самостоятельная двигательная деятельность Цель: обучение детей самостоятельно организовывать игры, находить себе занятия по интересам.
Игры с выносным материалом: корм для птиц, лопатки,
Вторая половина дня-
Настольно-печатные игры
Цель: поощрение стремления детей освоить правила простейших настольно-печатных игр, учить подчиняться правилам в игре. В книжном уголке разместить произведения В. Драгунского. В уголок изо внести раскраски сказочных героев.
д/и «Чьи следы?»
(карточки животных, карточки следы)
Предложить родителям совместно с детьми изготовить книгу своими руками «Моя любимая сказка»
1. Познание. Формирование целостной картины мира. (Прир. окружение. Экологическое воспитание.)
Дыбина, стр. 35
Тема: «Путешествие в прошлое книги»
Цель: формирование знания детей как книга преобразовывалась под влиянием человека.
1.Задачи: Познакомить детей с историей создания и изготовления книги, с ее развитием.
2. Активизировать познавательную деятельность;
3. вызвать интерес к миру книги; к творческой деятельности человека;
4. Воспитывать бережное отношение к книгам.Предметно-практическая среда: красочно оформленные книги, иллюстрации с изображением печатных станков разных времён ; набор картинок на тему от прошлого к настоящему книги; набор сюжетных картинок, отражающих бережное отношение к книгам.
Примерный план деятельности: 1.Мотивационно-побудительный: рассматривание выставки книг.
2.Основной: непосредственное занятие, физ. минутка.
3.Рефлексивный: Что интересного вы узнали?
2. Музыкальная деятельность (по плану муз. работника)
3 Физическая культура (по плану физ. инструктора)
Первая половина дня-
-утренняя гимнастика (Закрепление умения в ходьбе и беге врассыпную, закрепление умения ловить мяч, повторение ползания по гимнастической скамейке, упражнение в сохранении устойчивого равновесия) Работа совместно с физ. инструктором.
Повторение песен: «Наша Родина сильна»
— совместно с муз. руководителем.
Б Беседа: «Моя любимая книга»
Цель: воспитание любви к книгам. Закрепление представления о труде писателя, художника, воспитывать бережное отношение к книгам.
Д/и: «Из какой сказки герой?»
.
И/р: Повторить последовательность зимних месяцев и название дней недели
Прогулка:
Построение в колонну по 2 (повторение занятия по физкультуре)
Наблюдение за погодой.Цель: уточнить и конкретизировать представление о зиме (самые короткие дни, самые длинные ночи, много снега, осадки различные, деревья стоят голые и т. д., учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.
Подвижные игры: «Не оставайся на снегу»
Труд: Сгрести снег под деревья, и клумбы.
И/р: попади снежным комком в цель.
Самостоятельные игры детей.
Вторая половина дня-
Гимнастика после сна «Велосипед»
(см. картотеку, карточка №2»
Чтение художественной литературы:
В. Драгунский «Заколдованная буква»
.Цель: формирование умения отвечать на вопросы воспитателя по содержанию произведения.
Д/и «Чьи следы?»
Проблемная ситуация «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, а в дверь позвонили?»
. Цель. Предостережение детей от контактов с незнакомыми людьми.
И/р: повторить счет до 10 в прямом и обратном порядке
Кор/р по рекомендации логопеда: подборка чистоговорок на произношение звука ш
Кружок «Красноярский край-малая Родина»
«Полезные ископаемые Красноярского края»
Цель: Продолжение формирования представлений о полезных ископаемых и способах их добычи на территории Красноярского края.
(Каменный уголь, нефть, газ)
. Работа с
образцами полезных ископаемых.»
Вторник 04.12.2017
Совместная деятельность взрослых и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями
Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Первая половина дня-
Внесение в
книг про животный и растительный мир Красноярского края
Игры в уголке природы с природным материалом: камушки, ракушки, шишки;
— -Игры по интересам
-Мозаики, паззлы для развития моторики рук. Д/и мячик
Прогулка: Создание условий для двигательной активности.
Игры с выносным материалом: корм для птиц, лопатки, ведерки, мячи.
Вторая половина дня-
Сюжетно-ролевая игра «Отправляемся в поход»
— Активизация знаний о природе родного края, обучение начальным навыкам туризма, придумывание и введение новых ситуаций. (кепки, рюкзаки, карта, компас, ткань для создания пещеры, фонарик, аптечка)
Настольно-печатные игры
Цель: поощрение стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр, учить подчиняться правилам в игре. В книжном уголке разместить книги, портреты поэтов. В уголке ИЗО внести раскраски героев «Волшебник изумрудного города»
д/и «Четвертый лишний»
(набор карточек, на каждой карточке
изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишний)
Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Правила дорожного движения всем знать положено!»
1. Познание (ФЭМП)
Занятие 7
Тема: «Ознакомление с обозначением числа10»
, Помораева стр. 41
Цель:Уточнение и представление о числе 10 Задачи: продолжать учить составлять число 10 из единиц. Закрепить навыки счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырех угольника. Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение.Предметно-практическая среда: мяч, конверты с заданиями, карточки с цифрами от 1 до 10, карточки с изображением разного количества предметов (до 10, треугольники, четырехугольники, магнитная доска, картинки с изображением Дровосека, составленного из разных многоугольников, кукла Элли.
Среда взаимодействия: воспитатель-ребенок. Примерный план деятельности: 1.Мотивационно-побудительный: появление куклы Элли, игровое упражнение «Поможем кукле Элли вернуться домой»
2.Основной: непосредственное занятие физкультминутка
3.Рефлексивный: Чем мы сегодня занимались? Что узнали нового? Что вам понравилось?
2. Физическая культура (по плану физ. инструктора)
3. Познание (конструирование, ручной труд)
Тема: Закладка для книги
(см. папку)
Цель: Изготовление закладки в технике оригами с элементами аппликации.
Задачи: Научить детей делать закладки для книг своими руками. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, интерес к своей работе, фантазию, эстетический вкус. Совершенствовать свои навыки и умения.
Предметно-практическая среда: цветная бумага, ножницы, клей
Планируемый результат: Изготовление закладки для книг
Среда взаимодействия: воспитатель-ребенок. Примерный план деятельности: 1.Мотивационно-побудительный: показ техники изготовления книги.
2.Основной: непосредственное занятие, физ. Минутка, выполнение работы.
3.Рефлексивный: рассматривание поделок, что понравилось Первая половина дня
Утренняя гимнастика (закрепление в ходьбе и беге с остановкой по сигналу воспитателя, в ползании на животе по гимнастической скамейке, развивая силу и ловкость, повторить задание на сохранение устойчивого равновесия)
Беседа: «Что такое книга, Где живут книги?»
Цель: воспитание любови и бережного отношения к книге, развитие интереса, потребность к чтению, воспитание грамотного читателя, знающего правила поведения в библиотеке.
Д/и «Отгадай сказочного героя по описанию»
Повторение песни: «Наша Родина сильна»
И/р: Составление разрезных картинок.
Кор/Р: по рекомендации психолога Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Прогулка:
Построение из колонны по одному, в колонну по 2 (повторение занятия по физкультуре)
Наблюдение за работой дворника.Цель: совершенствование словарного запаса; формирование стремления к порядку и чистоте; прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде
Труд: Очистить участок от снега, покормить птиц
П/и: «Что нам нравиться зимой»
,
«Подбрось и поймай»
.
И/р: рисование геометрических фигур на снегу.
Самостоятельные игры детей.
Вторая половина дня-
хождение по массажным коврикам, гимнастика после сна (Котенок)
.
(см. картотеку, карточка№ 3)
Чтение художественной литературы: по желанию детей
Д\и: «Четвертый лишний»
развитие наблюдательности, зрительной памяти, познакомить с различными приёмами запоминания.
Танцевальное движение: «Переменный шаг»
И/р: классификация предметов по форме.
Кружок «Волшебная ниточка»
Прошивание углов техникой изонить.
Цель: формирование понятия о моделировании на плоскости, Познакомить с прошиванием углов техникой изонить
Среда 05.12.2017
Совместная деятельность взрослых и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями
Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Первая половина дня-
Внесение в книжный центр книг и энциклопедий про животный мир, произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Игры в уголке природы с природным материалом: камушки, ракушки, шишки, разными видами бумаги.
— -Игры по интересам
-Мозаики, паззлы для развития моторики рук.
Д/и мячик
Вторая половина дня-
Настольно-печатные игры
Цель: поощрение стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр, учить подчиняться правилам в игре. В книжном уголке разместить сказки разных народов. В уголке изо внести раскраски животных из сказок
д/и «Подскажи словечко»
(карточки животных)
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
1. Коммуникация (Подготовка к обучению грамоте)
Тема: Звуковой анализ слов. Варенцова, стр. 77. Занятие 4.Цель: развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки.Задачи: освоить умение выделять ударный звук в слове. Закрепить представление о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3, 4, 5 звуков, с заданными схемами. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. Планируемый результат: различают твердые и мягкие звуки.Проводят звуковой анализ слов Предметно-практическая среда: пятизвуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого цвета, картинки с изображением поезда с тремя вагонами, карандаши, рабочие тетради.
Среда взаимодействия: воспитатель-ребенок.
Примерный план деятельности: 1.Мотивационно-побудительный: игра «погрузи продукты в поезд»
2.Основной: Беседа, из чего состоит наша речь, звуковой анализ слова «линейка»
3.Рефлексивный: Что сегодня нового узнали? Что понравилось?
2. Художественное творчество.
Рисование
Тема: «Серая шейка»
. Иллюстрация к сказке Д. Н. Мамина- Сибиряка. Комарова, стр. 52.
Цель: развитие интереса к созданию иллюстраций к литературному произведению.
Задачи: Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке, создавать образы сказки. Закреплять приемы рисования красками, закрашивания рисунка кистью, использование простого карандаша в рисовании сложных фигур Планируемый результат: рисунки по эпизодам сказки
Предметно-практическая среда иллюстрация к произведению «Серая шейка»
, лист альбомный, краски акварель, кисти, баночки с водой.Среда взаимодействия: воспитатель-ребенок. Примерный
план деятельности:
1.Мотивационно-побудительный: вспомнить сказку «Серая шейка», рассмотреть игрушечную уточку
2.Основной: показ воспитателем техники рисования, самостоятельная работа детей.
3.Рефлексивный: Вот какие рисунки у нас получились. Презентации своих рисунков
Первая половина дня-
-утренняя гимнастика: закрепление ходьбы и бега между предметами, разучить прыжки с короткой скакалкой, упражнять в прокатывании обручей (Совместно с физ. инструктором)
Беседа: «Осторожно, гололед»
Цель: формирование знаний детей с основными правилами передвижения по скользкой поверхности, формировать навыки осторожного и осмотрительного отношения к своему здоровью. Формировать представления о потенциально опасных для человека ситуациях, учить избегать их.
Д/И «Угадай по описанию»
Повторение песен:
«Про папу»
, танцевальных движений совместно с муз. руководителем.
И/р: упражнять в штриховке, учить соблюдать порядок, чистоту.
Прогулка:
Построение из колонны по одному, в колонну по 2 (повторение занятия по физкультуре)
Наблюдение за машинами проезжающими мимо детского сада.Цель: Обращение внимание детей на дорогу с проезжающими машинами. Узнать у детей, какие машины они знают (грузовая машина, легковая, автобус)
.
Разобрать машину по частям (колесо, руль, кузов)
. Какова цвета проехала машина? Закрепить знание о транспорте.
П/И «Санки»
,
«Подбрось и поймай»
.
Труд- Поддерживание чистоты на участке.
И/р: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость.
Самостоятельные игры детей
Кор/Р:по рекомендации логопеда: подборка чистоговорок на произношение звука С
Вторая половина дня-
хождение по массажным коврикам, дыхательное упражнение «Сердитый пес»
(см. картотеку по дыхательной гимнастике упр. 5)
Чтение сказок народов Красноярского края «Ягодка голубика»
(ненецкая сказка)
Д/И «Подскажи словечко»
И/р: складывание бумаги гармошкой
Четверг 06.12.2017
Совместная деятельность взрослых и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями
Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Первая половина дня-
Внесение в книжный центр энциклопедий. Игры разных народов», «Загадки народов Сибири»
,
«Пословицы, поговорки»
.
Игры в уголке природы с природным материалом: камушки, ракушки, шишки;
— -Игры по интересам
-Мозаики, паззлы для развития моторики рук.
Д/и «Угадай сказку»(сюжетное поле, обобщающие карточки)
Игры с выносным материалом.
Вторая половина дня-
Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»
Цель: Закрепление представления детей о специфике профессии продавца и ее особенностях;
Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли,
развивать сюжет; Учить моделировать игровой диалог. (Стеллажи, книги, касса, телефон, компьютер, рация, бейджики, деньги, пакеты.)
В книжный центр внести альбомы народных промыслов, раскраски
д/и «Народные промыслы»
(6 полей, 48 карточек)
Консультация для родителей «Книга-наш лучший друг»
Познание (ФЭМП)
Тема:
«Продолжение знакомства с цифрами от1 до 9»
.Помараева,стр. 44 занятие 8.
Цель: продолжение знакомства с цифрами от 1 до 9.
Задачи учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Закреплять представление о временах года и месяцах осени. Уточнить представление о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы и вершины.
Предметно-практическая среда: карточки с цифрами от 1 до 9, картинки лисы, кота сделанных из счетных палочек, модель времена года, картинка с изображением лисы, составленной) из многоугольников (см. игру танграм)
Среда взаимодействия: воспитатель-ребенок. Примерный
план деятельности: 1.Мотивационно-побудительный: появление кота Базилио и лисы Алисы, Игровая ситуация «Составь число»
2.Основной: работа с раздаточным материалом, Д/И составьте целое по его части физкультминутка 3.Рефлексивный: Чем мы сегодня занимались? Что узнали нового? Что вам понравилось?
2. Художественное творчество. Аппликация объемная «Мойдодыр»
(см. папку)
Цель: расширение представлений детей о сказочных героях.Задачи: Совершенствовать умения детей создавать композицию из отдельных деталей. Закреплять умения отрезать часть от ватного диска по прямой и округлой линии на глаз и по разметке, делать небольшие надрезы и вырезы. Закреплять приемы наклеивания волокнистых материалов на фон аппликации.
Предметно-практическая среда: плотный картон фиолетового (синего)
цвета, размер, А4; шаблон Мойдодыра, ватные диски ; цветная бумага; ножницы; простой карандаш; клей ; кисть; клеенка; тряпочка для удаления лишнего клея; иллюстрация с
изображением Мойдодыра
Планируемый результат:аппликация объемная Среда взаимодействия: воспитатель-ребенок. Примерный план деятельности: 1.Мотивационно-побудительный: Появление чумазого мальчика, рассматривание иллюстраций из сказки 2.Основной: Физ. минутка, показ выполнения работы, самостоятельная работа детей 3.Рефлексивный: Какие замечательные работы у вас получились. Устраивается выставка работ Первая половина дня
Гимнастика: закреплять в беге между предметами, разучить игру «бездомный заяц»
, повторить игровые упражнения с мячом.
(совместно с физ. инструктором)
Беседа: «День поэзии»
Цель: рассказать детям о том, что в марте отмечают всемирный день поэзии, предложить вспомнить и рассказать стихотворения, которые нравятся каждому из детей. Продолжать объяснять с опорой на прочитанные произведения жанровые особенности стихотворений. Зачитать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами, учить вслушиваться в ритм т мелодику поэтического текста.
Д/и «Угадай сказку»
.
Повторение песен «Емелина неделя»
Наша Родина сильна». Совместно с музыкальным руководителем
И/р: развитие умения вырезать ножницами из прямоугольника-овал.
Кор/р по рекомендации психолога
Бросать друг другу мяч с любым вопросом «о тебе»
Прогулка: Построение из колонны по одному, в колонну по 2 (повторение занятия по физкультуре)
Наблюдение за снегом.Цель: Закрепление знаний детей о природных явлениях; формирование представления о зиме.Труд: предложить очистить стол и скамейки от снега П\и: Лохматый пес»,
«У медведя во бору»
И/р: Упражняться в умении перешагивать через препятствия. Самостоятельная
деятельность.
Вторая половина дня-
Гимнастика после сна;
Чтение. Как старый Тока эвенков помирил (эвенкийская сказка)
Д/И
«Народные промыслы»
Повторение танцевальных движений: «Доброта»
-И/р: конструирование конуса из бумаги
Кор/р по рекомендации логопеда Закрепить в речи простые предлоги: на — с, в — из, по.
Кружок «Красноярский край-малая Родина»
Воды Красноярского края.Цель: Знакомство с основными реками, озёрами своей Красноярского края. Значение рек, водоёмов в жизни людей. Виртуальные экскурсии на водоёмы
Пятница 07.12.2017
Совместная деятельность взрослых и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями
1. Коммуникация (развитие речи чтение художественной литературы)
Гербова 34
«Небылицы-перевертыши»
Цель: Развитие связной речи, памяти, внимания, мышления, воображения.
Задачи: Познакомить детей с народными и авторскими небылицами; вызвать желание придумать свои актуализировать, систематизировать и дополнить представления детей о жанре небылиц, познакомить с приемами создания словосочетаний – небылиц, рассказов и сказок в данном жанре, развивать чувство юмора, воображение, фантазию, связную речь.
Планируемый результат:составляют небылицы Предметно-практическая среда: игрушка художник Торопыжкин, незаконченные рисунки, рисунки – небылицы, предметные картинки, муляжи животных, мешочек, листы бумаги, цветные карандаши, цветик — многоцветик.
Среда взаимодействия воспитатель-ребенок, ребенок-ребенок.
Примерный план деятельности:
1.Мотивационно-побудительный: знакомство с художником Торопыжкиным
2.Основной: непосредственное занятие, физминутка
3.Рефлексивный: Что сегодня понравилось?
2. Художественное творчество Рисование Лыкова 168 «Золотой петушок»
Цель: формирование художественно-эстетических способностей у детей подготовительной к школе группы.Задачи: Создать образ петушка — золотого гребешка, используя цветные карандаши, восковые мелки. Закрепить умение правильно держать карандаш, наносить штриховку, создавать фон, прорисовывать линии контура. Развивать чувство композиции и цвета, творческую фантазию, воображение, зрительную память. Воспитывать интерес к познанию художественной литературы и отражению впечатлений в изобразительном творчестве.
Планируемый результат: рисунки Золотой петушок.
Предметно-практическая среда: лист бумаги, простой карандаш, цветные карандаши,восковые мелки Среда взаимодействия: воспитатель-ребенок. Примерный план деятельности:
1Мотивационно-побудительный: рассматривание иллюстраций золотого петушка. 2.Основной: показ воспитателя техники рисования, самостоятельная работа детей.
3.Рефлексивный: Вот какие рисунки у нас получились. Презентации своих рисунков.
3. Физическая культура (по плану физ. инструктора)
Первая половина дня-
-утренняя гимнастика; Упражнять детей в беге на скорость, повторить прыжки, отрабатывать метания мешочков в даль. (совместно с физ. инструктором)
артикуляционная гимнастика «Пение гласных звуков»
;
Беседа: «Какие бывают книги?»
.Цель: развитие устойчивого интереса к книге, к её оформлению, иллюстрациям. Обогащать представления детей о
разнообразии книг, жанрах произведений.
Закреплять правила культурного обращения с книгами.
— Д/И «как было раньше, и как сейчас»
Цель: развивать внимание.
Повторение песен: «Про папу»
, танцевальных движений совместно с муз. руководителем.
И/р: Рисование по клеточкам.
Кор/р по рекомендации логопеда подборка чистоговорок на произношение звука Л
Прогулка: построение в 2 колонны парами.
Наблюдение за снежинками.Цель: Знакомить детей с красотой природы, показать что падающие снежинки можно рассмотреть на темном фоне
Труд: Покормить птиц. Расчистить участок от снега и веточек.
П/и: «Птички – невелички»
,
«Петух, курица, цыпленок»
И/р: учить расстегивать сапоги после прогулки.
Самостоятельные игры детей
Вторая половина дня-
-Гимнастика после сна;
Чтение: Викторина по сказкам
Беседа: «Мостовая- для машин, тротуар-для пешехода.Цель: формирование представления детей о правилах уличного движения
Д.И: «Как перейти дорогу?»
И/р: Д/И по рекомендации психолога «Угадай время года»
Кружок «Волшебная ниточка»
Прошивание углов техникой
«изонить»
.
Цель: формирование понятия о моделировании на плоскости, Познакомить с прошиванием углов техникой «изонить»
Первая половина дня-
-Внесение в книжный центр книг про небылицы, сказки с иллюстрациями. Подборка иллюстраций с петушком
Игры в уголке природы с природным материалом, фигурками насекомых и животных;
Д/И Фотографии. Какие раньше и сейчас были книги и типографии.
Прогулка: Создание условий для двигательной активности.
Игры с выносным материалом.
Вторая половина дня-
Д/И «Как перейти дорогу?»
модели дорожных знаков, игровое поле
«Улица поселка»
, шнур, плоскостная
«зебра»
, картинки — задания
«Определи последовательность перехода»
Д/И (Цветок с разноцветными лепестками, съёмные цветы с различными карточками на липучках, изображающими предметы, явления, части слов, звуки и т. д., съёмные круги, разделённые на 2 или 4 части с заданием, стрелка.)Рекомендовать каждой семье: организовать вечера семейного чтения; записаться в библиотеку
Организация деятельности детей
В подготовительной группе современная педагогически-образовательная система, хоть и характеризуется передачей знаний, навыков или умений посредством обучения, в это же время, она способна развить у детей такое важное качество, как мотивация к самостоятельному поиску необходимой информации, включая любую ответственную деятельность.
Основное свойство, по которому можно определить качество и эффективность развития школьников, — это воспитание и обучение при помощи совместной деятельности ребенка и учителя. Вместе с этим образуется навык самостоятельной деятельности, который выявляется в качестве главного аспекта для создания успешной личности.
При правильно настроенном педагогическом процессе, педагог развивает в дошкольнике стремление к поиску интересующих его ответов на тот или иной вопрос, а также всячески поощряет любознательность.
Учитель также позволяет ребенку совершенствовать творческие навыки, при помощи которых, он может лучше справиться с бытовыми проблемами.
Детская активность, отстраненная от участия педагога, проявляется в любом виде деятельности, включая игровой, художественный или познавательный. Также развивается социально-коммуникативный навык, что совершенствует личность будущего индивида.
Основные виды деятельности самостоятельного характера в дошкольной группе:
Разновидность | Форма реализации |
Игровая | Игровой процесс, — это основа любой деятельности ребенка, при котором он способен воссоздать модель внешней среды, исходя из своих творческих способностей. Воспитателю особо важно сохранить игровую активность, которая хорошо применяется в процессе образования. Так, дети могут разыгрывать различные сказочные сюжеты, обсуждать рассказы или любые другие ситуации, используя игрушки. В игровой деятельности также совершенствуется способность дошкольника к правильному взаимодействию с другими детьми или взрослыми. |
Познавательная | Исследовательские навыки в старшей группе чаще всего находятся на хорошем уровне для того, чтобы проводить самостоятельные опыты или наблюдения. Так, дошкольник может обдумывать те или иные гипотезы, обозначить интересующий вопрос или спрогнозировать результат в конкретном случае. Интересно, что исследовательская практика ребенка максимально приближена к научному подходу. |
Художественная и речевая | Деятельность художественного характера заключается в том, чтобы создать интересующий образ с помощью тех или иных творческих навыков. Старшие школьники могут выражать в своих подделках различные сюжеты, при этом вкладывая в них скрытый смысл или мораль. Дети используют лепку, рисование с использованием красок или карандашей, а также конструирование из различных материалов. Часто любимой формой взаимодействия является театрализация конкретного сюжета или сказочного героя. Поэтому, дети любят различные костюмы, маски или аквагримы, что позволяет им окунуться в сказочный мир. |
Двигательная | В этом случае дошкольники самостоятельно организовывают различные двигательные упражнения, могут составлять график выполнения, а также изучать техники выполнения. Также у ребенка появляется соревновательный дух, который эффективен не только при физических нагрузках, но и в жизни. |
Трудовая | Если дети наблюдают за тем, как работает дворник, готовит еду повар, а также каким образом педагог сохраняет порядок в детском саду, они неосознанно стараются подражать взрослым, что повышает чувство уверенности в себе и ответственности перед конкретным заданием. В этом случае также развиваются умения для самообслуживания. |
Из всех вышеперечисленных методов организации, эффективнее всего оказывается игровой вид, который присутствует абсолютно во всех описанных техниках.
При этом педагог не может отказаться от других в пользу какого-то конкретного, потому как только при помощи комплексного подхода можно получить наилучшие результаты в образовании и воспитании.
Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи
Транскрипт
1 Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи «Закончи слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку. «Сплетем венок из предложений» Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
2 «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)». Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь. Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов. «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы. Ход: Ребенку предлагают собрать какое нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук — [л], [о], [н]. «Веселый поезд» Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка билет. Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков). «Найди братца» Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Материал: Предметные картинки Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б’], [б] и [б’] братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
3 «КТО ЭТО? ЧЬЁ ЭТО?» Цель: Упражнять в образовании прилагательных от существительных. Педагог показывает картинки с изображением лисы, волка, белки, мышки, поросёнка, петуха. Спрашивает: «Кто это?». Дети отвечают полным ответом: «Это лиса». И т.д. Затем воспитатель другие картинки с изображением хвостов. Просит назвать, чьи это хвосты. Дети отвечают: «Это лисий хвост» и т.д. «ПРЯТКИ» Цель: Упражнять в использовании пространственных предлогов. Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т.д. Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т.д. «ПОДБЕРИ ПРАВИЛЬНО» Цель: упражнять в использовании местоимений он, она, оно, они. О ком или о чём можно сказать: он, она, они, оно. Воспитатель называет слова, дети подбирают соответствующее местоимение. В начале игры педагог даёт образец: воспитательница она, дети они, стул он, окно оно. Слова для работы: песок, море, волна, лодка, Вова, Оля, цветок, солнце. «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги. Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».
4 «МЕДВЕДЬ И ЗАЯЦ» Цель: Работать над выразительностью речи (тембр, темп). В. У медведя дом большой. Д. (низко) Ой! Ой! Ой! Ой! (показывают руками большой дом). В. А у зайки маленький. Д. (высоко) Ой! Ой! Ой! Ой! (Показывают руками маленький дом) В. Мишка наш пошёл домой. Д. (медленно, степенно, протяжно) Ой! Ой! Ой! Ой! (Имитируют движения медведя вперевалочку). В.Да и заинька домой. Д.(быстро и кратко). Ой! Ой! Ой! Ой! (имитируют движения прыгающего зайца). «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?» Цель: Учить детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным. Воспитатель показывает детям разные картинки дети подбирают к ним глаголы действия. Муха летала, жужжала, надоедала. Машина ехала, остановилась, везла. Морковь росла, зеленела. Макароны варились, лежали, жарились. Мышка бежала, пищала. Мальчик прыгал, бегал, рисовал, лежал, играл. «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: Учить составлять предложения из отдельных слов. 1 вар. Воспитатель предлагает детям составить предложения, взяв за основу слова лужа, кот.либо другой набор слов. 2 вар. Воспитатель предлагает детям составить предложения, отмечая сколько слов в нем на длинной полоске бумаги, обозначающую предложение. 3 вар. Педагог произносит предложения, дети определяют в них количество слов. 4 вар. Педагог предлагает детям карточку с уже обозначенным количеством слов в предложении, дети составляют предложение с указанным количеством слов. «ПОДБЕРИ СЛОВА ПРАВИЛЬНО» Цель: Упражнять детей в подборе притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои. Педагог предлагает детям подобрать к словам, изображённым на картинках, слова мой, моя, моё, мои. «Мой чайник» «Моя лейка» «Мои санки»
5 «НОВОСЕЛЬЕ» Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память. 1вар. У жителей леса сегодня большой праздник новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам. «Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа» «Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа» «козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева» «Заяц живёт над козлёнком» «Мышка живёт над зайцем» «Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей» «ПОДАРКИ ДЛЯ НОВОСЁЛОВ» — Давайте, ребята, выберем подарки для наших новосёлов (можно на определённый звук). Педагог выставляет картинки с изображением разных предметов: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок. Дети выбирают предмет и дарят его новосёлу. «Я подарю мячик мышонку, который живёт на третьем этаже в квартире слева» «Я подарю торт зайчонку, который живёт на втором этаже слева» 3 вар. Педагог переворачивает картинки, изображением вниз. Задаёт детям вопрос «Кто живёт на первом этаже?» или «Кто живёт на втором этаже слева?» Ответ: «На первом этаже живут козлёнок и бельчонок» или «На втором этаже слева живёт зайчонок». 4вар. Педагог прячет картинки с подарками под картинки с животными. «Что мы подарили мышонку?» «Мы подарили мышонку мяч».
6 «МАГАЗИН» Цель: Упражнять в изменении глагола хочу по числам, родам, временам. Воспитатель предлагает побыть в роли покупателей и ответить на вопросы: что вы хотели бы купить? Что вы хотите купить? Дети отвечают индивидуально и парами. Примерные ответы: — Я хотел бы купить Я хотела бы купить Мы хотели бы купить — Я хочу купить Мы хотим купить «ЧТО КАКОЕ?» Цель: Упражнять детей в правильном согласовании существительных с прилагательными. 1вар. Художник всё изобразил белым цветом. Назовите предметы, к которым подходит слово белый, белое, белая. Аналогично любые цвета и другие прилагательные. -Что может быть горячим, холодным, февральским, кофейным и т.д. 2вар. «Какой снег?» «Холодный, рассыпчатый, липкий и т.д.» «ИЗМЕНИ СЛОВО» Цель: Упражнять детей в умении изменять слова по образцу. Сегодня к нам в гости пришёл волк. Он пропустил последнее занятие в лесной школе. Все звери научились изменять слова, а волк этого делать не умеет. Покажем ему? Пример воспитателя: попугаи попугай. Далее слово произносит педагог, а дети изменяют его. Трамваи трамвай Караваи каравай Урожаи урожай Лентяи лентяй Сараи сарай Змеи змей и.т.д. «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?» Цель: Упражнять в составлении предложений с предлогом в. — А вы знаете, где живёт ворон? «Ворон живёт в гнезде» Где живёт волк? Волк живёт в норе. Где живёт белка? Белка живёт в дупле. Где живёт медведь? Медведь живёт в берлоге. Где живёт лягушка? Лягушка живёт в болоте. Где живёт рыба? Рыба живёт в воде. Где живёт ласточка? Ласточка живёт в гнезде.
7 «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: Упражнять в составлении предложений из заданных слов. Педагог предлагает детям составить предложение из картинок, которые упали и всё перепутали. — Филин, спать, день. Филин спит днём. Сколько слов в предложении? Какое первое слово, второе, третье? — Федя, нюхать, фиалка. Федя нюхает фиалку. — Мальчик, рисовать, фломастеры. Мальчик рисует фломастерами. Аналогичная работа. «КТО К КОМУ?» Цель: Упражнять в составлении предложений с предлогом к. Представьте себе, что детёныши животных потерялись в лесу. Когда они встретились, кто к кому побежал? — Волчонок побежал к волку. — Цыплёнок побежал к курице. И т.д. «БЫЛО СТАЛО» Цель: Расширять словарь детей словами антонимами. Когда Том и Тим были маленькими, их родители посадили во дворе тополь. Мальчики очень любили это дерево. Они росли. Рос и тополь. Тим и Том часто вспоминали, каким был тополь, и гордились, глядя на него, каким он стал. Я буду говорить о тополе, когда он был саженцем. А вы подберете противоположное по значению слово и скажите, каким он стал сейчас. Тополь был тонким, стал толстым. Был низким, стал высоким. Был молодым, стал старым. Веток было мало, стало много. Ветки были короткие, стали длинные. Кора была гладкая, стала шероховатая. Листья были маленькими, стали большими. Были мокрыми, стали сухими. «СЛОВА» Цель: упражнять детей в замене звуков в словах. Давайте заменим звук «л» на звук «р» и посмотрим, что получится. Лак рак, игла игра, булки. бурки, жалко жарко.
8 «КОРМУШКА» Цель: Обучить составлению сложноподчинённых предложений. Воспитатель вывешивает кормушку. — На нашу кормушку прилетели птицы. Назовите их. — Они увидели в кормушке разнообразный корм, на любой вкус: гречку, хлебные крошки, геркулес, ягоды, семечки, колбасу. — Голубь выбрал (геркулес). — Галка долго думала и выбрала (гречка). — Воробей с удовольствием стал клевать спелые (семечки). — Синичка занялась (колбасой). -А сороке достались (хлебные крошки). Дети вспоминают, что себе выбрали птицы, и по образцу педагога составляют предложения. «Снегирь клюёт ягоды, потому что они спелые». Предполагаемые предложения: Голубь клюёт геркулес, потому что он полезный. Галка клюёт гречку, потому что она вкусная. Воробушек клюёт семечки, потому что они аппетитные. Синичка клюёт колбасу, потому что она свежая. Сорока клюёт крошки, потому что они мягкие. «БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ» Цель: Упражнять в словообразовании. Воспитатель читает стихотворение. Далее выполняется игровое упражнение: Я назову предмет большой, А вы предмет поменьше. В моих словах звук «Ц» молчит, А в ваших четко так звучит. Дерево-деревце Блюдо-блюдце Колено-коленце Болото-болотце Зеркало-зеркальце Масло-маслице Дело-дельце Тело-тельце. «ПРЯТКИ» Цель: упражнять в правильном употреблении предлогов под, из-под. Воспитатель показывает, как шмель, лягушка, мышка и кошка играли в прятки. Три игрушки из четырёх расставляются под различными предметами. Одна игрушка водящий (например, шмель). — Где спряталась кошка? (Кошка спряталась под столом). И т.д. — Шмель нашёл своих друзей. Откуда вышла кошка? (Кошка вышла из-под стола). И т.д.
9 «ЗАКОЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: упражнять в подборе глаголов со звуком «ж». Ножом хлеб (режут). Лошади громко (ржут). Весенний ручеёк весело (журчит). Несчастного человека надо (пожалеть). У самого синего моря старик со старухой (жили). Взял предмет на место его (положи). Пирожки на сковороде мама (жарит). По дорожке дети могут быстро (бежать). «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОДНИМ ЗВУКОМ, ОДНИМ СЛОГОМ» Цель: учить детей заканчивать слово одним звуком или одним слогом. Чтобы найти дорогу домой Машенька стала бросать предметы, которые у неё были. Если вы докончите слова звуком «ч», то узнаете, какие это были предметы. Клю ч, кала ч, обру ч, мя ч. А дорога была длинной, и Маша стала бросать предметы, которые у неё ещё остались. Если вы докончите слово одним слогом -чек, то узнаете, какими предметами Маша отмечала дорогу. Плато чек, фарту чек, носо чек, значо чек, крючо чек, поясо чек. «ИЗМЕНИ СЛОВО» Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ. Щенок Щеня очень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильно, Щеня будет молчать, если ошибёмся, громко залает. Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ. — Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ. — Ты ищешь ; — Он ищет ; — Мы ищем — Вы ищете ; -Они ищут Прошёл год. Щеня вырос т стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а.. (лапищи), не глаза, а, не зубы, а, не нос, а, не усы, а.., не когти, а., не хвост, а.. «ЛАСТОЧКИ И ЛЮДИ» Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных. Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них. У ласточек есть перья, а у людей нет. перьев. У ласточек есть крылья, а у людей нет.крыльев. У ласточек есть лапы, а у людей нет. лап. У ласточек есть клювы, а у людей нет. клювов. У ласточек есть хвосты, а у людей нет. хвостов. У ласточек есть птенцы, а у людей нет. птенцов. У ласточек есть гнёзда, а у людей нет.гнёзд.
Мотивирующее начало занятия
Самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе начинается с создания основного мотиватора, — интереса к определенной тематике, решения проблемы или желания коммуникации с другими дошкольниками.
Действия практического характера могут осуществляться исходя из собственных навыков или умений, которыми обладает ребенок.
Непосредственно результат обучения оценивается не только педагогом, но и дошкольником, потому он рассказывает о собственном опыте и наблюдениях учителю. Это также позволяет еще эффективнее развить навык коммуникации.
Основная роль воспитателя направлена на создание нужной мотивации к действиям дошкольников, которую он организует исходя из предметной или пространственной среды конкретной группы. Подобный интерес к деятельности может обладать как игровым, так и творческим, познавательным характером.
Педагог должен создать интересные случаи в рамках конкретного плана для того, чтобы спрогнозировать самостоятельную работу ученика в отношении определенной тематики, а также исходя из индивидуальных особенностей дошкольника.
Мотивирующее начало должно характеризоваться повышением интереса к самому обучению, что лучше всего развивается при помощи игровой деятельности. Различные игры, представления или любые другие творческие аспекты хорошо интегрируются в любую задачу: от познавательной и творческой, до двигательной или трудовой.
Временной план занятия
Обучающие или воспитательные задачи, которые позволяют закрепить или сформировать навык для самостоятельной деятельности, реализуется посредством проведения занятий в детском саду, которые должны длиться не более получаса.
Уроки развивающего характера обладают структурой, которая состоит из определенных форм деятельности, что позволяет повысить внимание и интерес ребенка. Также они должны быть направлены на снижение утомляемости во время самого обучения.
Временной план занятия характеризуется созданием алгоритмических действий, которые могли бы указать педагогу на наличие определенных особенностей, свойственных для каждого ребенка. В таком случае учитель можно доработать основной план и использовать его в будущих занятиях.
Рекомендации психологов и педагогов
Многие специалисты в сфере психологии и педагогики отмечают то, что дошкольник из старшей группы активно развивает и укрепляет навыки самостоятельности:
- Так, ребенок эффективно придерживается этикета за столом, соблюдает аккуратность и чистоту, а также поддерживает активное общение со сверстниками, без присутствия учителя.
- Также дошкольник знает о последовательности того, как нужно одеваться при выходе на прогулку, включая умение завязывать шнурки и правильно пользоваться застежкой. Он может внимательно следить за порядком собственных вещей и своим внешним видом в целом.
В какой-то степени, по словам психологов, дошкольник выходит из детского сада сформировавшимся самостоятельным индивидом, потому основные рекомендации специалистов для педагога направлены на наличие мониторинга уровня самодостаточности перед проведением различных образовательных методик.
В случае, если у ребенка отсутствуют или плохо развиты самостоятельные навыки, педагог должен предпринять те или иные коррекционные действия, которые позволят нивелировать отсутствие независимости и решительности дошкольника.
Воспитанники должны точно понимать любые указания от учителя, потому педагогу особо важно добиться авторитетности в старшей группе. Для этого хорошо подходят, как различные поощрения, так и коммуникация со всеми детьми без исключения.
Основная форма, позволяющая закрепить полученный трудовой навык, — это постановка различных поручений от педагога. К примеру, учитель может направить ребенка полить цветы, помочь расставить инструментарий для занятия, или убрать тряпкой пыль.
Особо эффективно составлять для детей своеобразный план дежурств в классе, столовой или тихом месте.
Подобное введение различных обязанностей детям, которые выполняют контроль состояния дошкольного учреждения, позволяет повысить дисциплину ребенка, а также воспитать у них необходимое уважение к труду других людей.
Помимо этого, такая практика дает возможность развить ответственность к тем или иным поручениям от взрослого человека.
Основой качественного и гармоничного совершенствования взрослой личности, является самостоятельная деятельность, которая проводится в старшей подготовительной группе. Так, дети обучаются важным умениям, которые позволят более эффективно развить характер, интеллект и укрепить физическое здоровье.
При этом педагог должен обратить внимание на наличие мониторинга, плана и взаимоотношения в процессе обучения.