Организация опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе, — это особо важный процесс, который позволяет сформировать или расширить уже имеющиеся представления у дошкольников об объектах неживой и живой природы, что возможно благодаря самостоятельному познанию.
Такая техника характеризуется внедрением практически во всех случаях работы воспитателя, от прогулок и внеклассовых занятий, до определенного досуга исходя из тематики беседы.
Подобный процесс исследования значительно повышает общую мотивацию учащихся, потому как в этом случае присутствует научная методология, — дошкольники испытывают яркие и положительные эмоции, которые развиваются вследствие ощущения собственной значимости и ответственности в рамках определенной работы.
Помимо этого, дошкольник с энтузиазмом ожидает видимый результат от собственной работы, пытается получить больший объем информации и опыта от педагога и окружающего мира.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности
Качества, характерные для исследовательской деятельности, наблюдаются у ребенка уже с 2 лет. В этом случае проведение экспериментов с предметами или явлениями происходит с помощью наиболее простых действий: размазать краски по листу, испытать что-либо на прочность, попробовать на вкус.
Ребенок тянется к каждому объекту только с одной целью, — исследовать его.
Развитие мелкой моторки и общей координации движений позволяет малышу проводить собственные исследования намного насыщеннее, при этом фактор спонтанности в эксперименте сохраняется у детей до 5-6 лет.
Дошкольники в средней группе отличаются более продолжительными наблюдениями, посредством которых они могут развивать словарный запас, благодаря чему происходит стремление к использованию самостоятельных видов деятельности, при помощи которых они изучают полученные навыки.
Поэтому, основные цели, которые преследует опытно-экспериментальная деятельность в детском учреждении, характеризуются и в дальнейшем внедряются в педагогический процесс исходя из основной типологии задачи.
Описание задачи:
Задача | Описание, подробности |
Образовательная | У ребенка формируется общее представление о тех или иных предметах, явлениях, что позволяет выделить их основные качества и свойства. Также дошкольник начинает определять наличие какой-либо взаимосвязи между исследуемыми объектами. Формируется способность к выводам или открытиям. |
Развивающая | В этом случае основной акцент идет на развитие когнитивных или интеллектуальных способностей, ребенок начинает обобщать и анализировать. Также дошкольник развивает мелкую моторику рук, лучше понимает визуальные, сенсорные или слуховые ощущения, совершенствует память, внимание и речевые навыки. |
Воспитательная | Педагог создает уникальную атмосферу, при которой у ребенка повышается мотивация к самостоятельному исследованию окружающего мира. Дошкольник воспитывает в себе навык работы в рамках коллектива или группы, начинает ощущать взаимопомощь. Также совершенствуется умение аккуратности и усидчивости. |
Во время непосредственного проведения исследований, дошкольники приобретают важные навыки, позволяющие им экспериментировать с объектами или окружающей средой. Также они учатся делать различные выводы и заключения, исходя из проведенных опытов.
Ход занятия.
Восп. Следующий опыт называется «Птицы и нефть»
.
Перед вами лежит перо птицы.
Вам нужно подбросить перышко, подуть на него и внимательно проследить за ним. Что происходит? Правильно, оно парит в воздухе. А теперь обмакните его в раст. Масло (нефть имеет тоже маслянистую структуру)
и еще раз подбросить вверх. Что с ним происходит? Правильно, оно быстро падает вниз. Строение перьев позволяет птицам летать, “отталкивая” крыльями воздух вниз, сами же при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица
(утка, чайка, гагара, лебедь)
садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность “отталкивать” воздух, а значит, птица не может взлететь и может погибнуть или стать легкой добычей хищников. Из этого можно сделать вывод — что нужно помогать птицам и другим животным, не засорять окружающую среду.
Методы и приемы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе характеризуется наличием множества приемов и методов, которые позволяют усовершенствовать педагогическую деятельность, а также развить навык самостоятельности у детей.
Наиболее актуальными из них являются:
- Поисково-проблемный прием. В этом случае усилиями педагога создается ситуация проблемного характера, которую дошкольник должен решить, включая выдвигание собственных гипотез и методов. Такой прием относится к ведущим методам, что характеризует высокую эффективность современного образования. Так, при помощи поиска проблемы, у детей совершенствуется мотивационное начало за счет прямого общения с педагогом. Ребенок стремится получить качественный результат, тем самым повышая активность к исследованию.
- Наблюдательская деятельность за объектом. Восприятие или ощущение определенных предметов может организовываться как на улице, так и в дошкольном учреждении. Так, непосредственно на прогулке, ребенок начинает погружаться в окружающую среду, исследуя новые зрительные, слуховые или тактильные образы. Такое наблюдение относится к одному из наиболее активных методов взаимодействия.
- Эксперименты и опыты. При помощи различных опытов и экспериментов (кидание на пол, попытки разломить что-либо, издать звук и прочее), ребенок учится понимать основные особенности, свойства и качества предметов или отдельных явлений. Учащиеся с большим энтузиазмом наблюдают за исследуемым веществом, особенно, если оно им уже известно. В таком случае дошкольник начинает проявлять инициативу, рассказывать другим сверстникам о собственном опыте проведения. Такой прием способен эффективно развить активность, наблюдательность и самостоятельность у ребенка. Также он способствует созданию дружеской коллективной атмосфере.
Вышеописанные методы и приемы необходимо использовать вместе. При их применении друг от друга, значительно теряется основная педагогическая цель, что приводит к ухудшению процесса исследовательской деятельности.
Современная педагогическая практика указывает на высокую эффективность использования данных методов в отношении различных явлений природы. В этом случае детям особо эффективно наблюдать за живыми растениями, животными или различными явлениями.
Хороший педагог обязательно попытается внедрить такую особенность в образовательную тематику, что значительно увеличит качество образования.
Картотека опытов для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» пгт. Гвардейское»
Симферопольского района Республики Крым
Картотека опытов для ознакомления с живой и неживой природой для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель Верновская П. Н.
Октябрь, 2016
Экспериментирование – один из более успешных способов ознакомления дошкольников с миром живой и неживой природы.
Экспериментально-опытническая деятельность доступна детям уже с дошкольного возраста. В играх с песком, водой, снегом дети познают, исследуют, наблюдают и участвуют в удивительных превращениях в окружающем мире. В опытах с мукой, солью, водой изучают свойства растворов, наблюдают изменения свойств материалов под воздействием высоких или низких температур, участвуют в изменениях состояния простых веществ (воды в лед и пар, свечного воска, шоколада, теста и многого другого). Такие эксперименты, на первый взгляд незамысловатые, вырабатывают у детей навык логического мышления, помогают находить причинно-следственные связи, анализировать и систематизировать знания. У дошкольников развивается речевая активность и связная речь, обогащается словарный запас.
Для осуществления экспериментальной деятельности необходимо организовать в группе экспериментальный уголок, где подобрать для опытов инвентарь: соломинки, тарелочки, мерные стаканчики, ложки, материалы для игр с мыльной пеной, красители (гуашь, акварельные краски), лупы, сосуды для воды, чудесный мешочек, зеркальце, бросовый материал (веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки), семена бобов, фасоли, гороха и др.
Темы экспериментов и опытов весьма многообразны. Но всегда должен прослеживаться принцип «от простого к сложному». Вы можете проводить опыты как целостные самостоятельные занятия, либо использовать их как часть занятия для закрепления ранее полученных знаний. Хорошо использовать и ИКТ – технологии, с помощью которых можно показать ход опыта и запечатлеть эксперименты с помощью фото или видео.
Перечень опытов и тем довольно широк. Они могут быть следующими: овощи, фрукты, погода, деревья, воздух, ветер, злаковые растения (рожь, зерно, пшеница), хлеб-тесто, вода, металлы, магниты, блестящие, гладкие, шероховатые предметы, отражающие поверхности, свет (лучи), времена года – сезоны, мир растений, цвета в природе, свойства почвы, камни, минералы, ткани и так далее.
Зарожденная в детстве тяга к знаниям и наукам, вовремя правильно сформированная и поддерживаемая как педагогами, так и родителями, даст возможность воспитать в нашем будущем поколении желание познавать и мыслить.
Предлагаю примеры опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
«Агрегатные состояния воды»
Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.
Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег). Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода испарится, она перешла в газообразное состояние.
«Свойства воздуха»
Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.
Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.
Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Вывод: Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
«Воздух сжимается»
Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.
Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.
Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
«Воздух расширяется»
Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).
Ход: Рассмотреть «термометр», как он работает, его устройство (бутылочка, трубочка и пробка). Изготовить модель термометра с помощью взрослого. Проделать шилом отверстие в пробке, вставить ее в бутылочку. Затем набрать каплю подкрашенной воды в трубочку и воткнуть трубку в пробку так, чтобы капля воды не выскочила. Затем нагреть бутылочку в руках, капля воды поднимется вверх.
«Вода при замерзании расширяется»
Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
Ход: Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?
Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед , лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.
«Живая вода»
Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.
Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».
Ход: Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.
Вывод: Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.
«Испарение»
Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.
Материалы. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.
Ход: Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.
Вывод: При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывание из газообразного обратно в жидкое.
«Может ли растение дышать?»
Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Ход: Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями
Вывод: Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
«Есть ли у растений органы дыхания?»
Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Материалы. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
Процесс. Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см;
б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.
Итоги. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.
«Нужен ли корешкам воздух?»
Цель. Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
Материалы. Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.
Ход: Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва – хуже. Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменениями проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей – растение гибнет).
Вывод: Воздух необходим для корешков, зарисовывают результаты. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.
«Что выделяет растение?»
Цель. Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
Материалы. Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.
Вывод: Растения выделяют кислород.
«Во всех ли листьях есть питание?»
Цель. Установить наличие в листьях питания для растений.
Материалы. Кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета.
Ход: Взрослый предлагает выяснить, есть ли питание в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Дети предполагают, что в этом листе нет питания. Взрослый предлагает де5тям поместить лист в кипящую воду, через 5 – 7 минут его рассмотреть, зарисовать результат.
Вывод: Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску, следовательно, питание в листе есть.
«На свету и в темноте»
Цель. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материалы. Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Ход: Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.
Вывод: Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).
«Кому лучше?»
Цель. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Материалы. Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.
Ход: Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы.
Вывод: У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.
«Где лучше расти?»
Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.
Материалы. Черенки традесканции, чернозем, глина с песком.
Ход: Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растет хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший рост).
Вывод: Черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.
«Как образуется тень»
Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.
Ход: Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи света.
Уличные тени. Рассмотреть тень на улице: днем от солнца, вечером от фонарей и утром от различных предметов; в помещении от предметов разной степени прозрачности.
Вывод:Тень появляется, когда есть источник света. Тень – это темное пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь предмет. От самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. Лучи света встречают преграду — дерево, поэтому от дерева тень. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. В тени прохладнее, чем на солнце.
«Что нужно для питания растения?»
Цель. Установить, как растение ищет свет.
Материалы. Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь.
Ход: Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом; часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.
Вывод: Без света питание растений не образуется.
«Что потом?»
Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
Материалы. Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.
Ход: Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сборов плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.
Вывод: Семечко – росток – взрослое растение – цветок – плод.
«Как обнаружить воздух»
Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
Ход: Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.
Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.
Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.
Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый), а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.
«Для чего корешки?»
Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.
Материалы. Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.
Ход: Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растения в земле), забирают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.
Вывод: Воды стало меньше, потому что корни черенка всасывают воду.
«Как увидеть движение воды через корешки?»
Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.
Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.
Ход: Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).
Вывод: Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.
«Как влияет солнце на растение»
Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.
Ход: Посадить лук в емкости. Поставить на солнце, под колпак и в тень. Что произойдет с растениями?
Убрать колпак с растениям. Какой лук? Почему светлый? Поставить на солнце, лук через несколько дней позеленеет. Лук в тени тянется к солнцу, он вытягивается в ту сторону, где солнце. Почему?
Вывод: Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски, так как солнечный свет накапливает хлорофитум, который дает зеленую окраску растениям и для образования питания.
Основные виды экспериментальной деятельности
Виды дошкольного экспериментирования отличаются исходя от основного предназначения и цели или проблемы, которые необходимо решить.
Также опытная деятельность может различаться в случае метода применения, этапа или характерных особенностей когнитивных операций:
Вид | Описание, нюансы |
По характеру исследовательской деятельности | В этом случае деятельность может быть иллюстрированной, поисковой или использоваться для решения бытовых задач. |
Исходя из этапа проведения в образовательном плане | Эксперименты и опыты различаются в качестве первичного, заключительного, вторичного или итогового цикла. Такая особенность особо важна при построении конкретного плана задач, исходя из особенностей дошкольной группы. |
По характеру когнитивных операций | В этом случае выделяют следующие типы исследовательской деятельности: констатирующий (наблюдение за свойствами предмета или явления), сравнительный (процесс исследования объекта во время его взаимодействия с другим процессом), обобщающий (способность к определению свойств или закономерностей между явлениями). |
Исходя из метода применения | Здесь определяют фронтальный и демонстрационный способ, использование которых отличается исходя из тех или иных особенностей когнитивного мышления у дошкольников. |
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе осуществляется посредством планомерного совершенствования интеллектуальных и практических навыков, умений ребенка.
Если в процессе наблюдения, дошкольник сумел получить новую информацию и знания, экспериментальная работа выявляется в качестве познавательной системы.
Помимо основных видов занятий, исходя из методологии проведения, в педагогической практике существуют разновидности, которые учитывают непосредственно процесс экспериментирования.
Это следующие занятия:
- Игровые эксперименты. Так как основной деятельностью дошкольников является игровой процесс, исследования могут проводиться в комплексе с ним. На таких занятиях часто присутствует герой из любимого мультфильма или сказки, который предоставляет детям важную информацию или просит о помощи. Посредством такой техники учащиеся лучше воспринимают сказанное и действуют более ответственно.
- Моделирование. Понимание основных свойств или особенностей объекта можно получить в процессе построения небольших копий реально существующих предметов или явлений. Чаще всего дети строят вулканы, речки или небольшие строительные комплексы. Так, педагог может предложить дошкольникам смоделировать вихревой поток при помощи кусков бумаги.
Пример опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе — моделирование извержения вулкана - Опыты. Проведение различных исследований или опытов, — это основа деятельности ребенка. Абсолютно все навыки или умения, получаемые в детском саду, проходят через такой метод обучения. Дошкольники могут ставить различные опыты с жидкостью, воздухом, магнитами или землей. Все это способно быстро расширить представление о тех или иных особенностях окружающего мира.
Формирование важных навыков или умений при экспериментировании позволяет научить ребенка работе с различными приборами и инструментами. В этом случае опытная деятельность значительно ускоряет процесс обучения.
Важно, чтобы подход к исследовательской деятельности нес исключительно комплексный характер. В таком случае ребенок может укрепить уже имеющиеся базовые знания о тех или иных явлениях и предметах. Такой педагогический метод является основой любого дошкольного образования.
Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте
Алевтина Кораблина
Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №5 общеразвивающего вида городского округа г. Нововоронеж
Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте
Подготовила: воспитатель Кораблина А. В.
2019
Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой)
деятельности. Считается, что
экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Экспериментирование может быть организованов трех основных направлениях: самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность педагога с детьми, специально организованное обучение. Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.
Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:
формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение)
;
формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса)
;
познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;
учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
стимулировать познавательную деятельность;
познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни)
;
воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.
Виды экспериментирование в старшей группе:
знакомство со свойствами песка и глины;
воздух, его свойства и значение;
изучение свойств воды;
проведение опытов снег и тепло;
формирование знаний о теле человека;
природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;
наблюдение за явлением магнетизма;
почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.
Рассматривание семян разных растений, наблюдать за появлением ростков.
Посадка семян с ростками и без ростков, наблюдение за их ростом.
Наблюдения растения и вода, растения и свет, растения и тепло.
Изучение рукотворного и нерукотворного мира сквозь увеличительное стекло (лупу)
.
Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:
Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.
Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная)
— применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами.Пример дидактических игр:
• «Определи на вкус»
;
• «Определи по запаху»
;
• «Узнай по голосу»
;
• «Оденем куклу на прогулку»
;
• «Где живёт вода»
Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей.Правила проведения опыта:
• установить цель (для чего проводится опыт)
;
• подготовить материал и оборудование;
• продумать поэтапную инструкцию;
• подвести итоги;
• доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.
Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.
Оборудование, которое можно использовать в старшем дошкольном возрасте.
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
Серии картин с изображением природных сообществ.
Книги познавательного характера, атласы.
Тематические альбомы.
Коллекции: мини-музей (тематика различна, например, «Часы бывают разные»
,
«Изделия из камня»
.
Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода»
,
«Звук»
,
«Магниты»
,
«Бумага»
,
«Свет»
,
«Стекло»
,
«Резина»
.
Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
.
Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши,шприцы без игл и прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
Сито, воронки- половинки мыльниц, формы для льда.
Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
Карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки)
«Что можно, что нельзя»
.
Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе
Занятие по экспериментированию в старшей группе длится 25–30 минут имеет свою логическую структуру:
Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до пяти минут)
.
Основной этап — наиболее активная практическая часть занятия,которая включает:
проведение опытов;
дидактические игры;
физкультминутка, пальчиковая или гимнастика, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.
Заключительный, итоговый этап (до пяти минут)
— выводы, уборка
рабочих мест.
Активизировать познавательный интерес, стимулировать поисковую деятельность и внимание своих маленьких воспитанников помогут разнообразные мотивирующие средства и педагогические приёмы:
сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие.
видеообращение сказочного или вымышленного героя;
стихотворения и загадки;
познавательный рассказ;
диалог с детьми;
проблемная ситуация;
музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
Мотивирующее начало занятия
Дошкольники по своему характеру мышления обладают сильно выраженным стремлением к процессу наблюдения или непосредственному исследованию изучаемых предметов, явлений. Также детям особо интересно самостоятельно ставить эксперименты и опыты.
В случае, если в группе отсутствует необходимая мотивация к обучению, педагог должен организовать урок по экспериментальной деятельности таким образом, чтобы главным стимулом было стремление к получению новых знаний или навыков.
Следует обратить особое внимание на то, что практическая сторона обучения нередко вызывает у дошкольника слишком яркие переживания, которые могут снизить общую ценность и радость от результата исследования.
Исходя из этого, лучше всего перед началом самого занятия делать акцент на том, что главное в опыте, — это конечный результат, а не само проведение.
Для таких целей могут использоваться различные материалы наглядного типа: карты, плакаты, иллюстрации или отдельные изображения. Педагог должен применить дидактические или подвижные игры, которые значительно увеличат мотивационную составляющую.
Многими экспертами в сфере педагогики доказано, что проведение небольших физкультурных пауз эффективно сказывается на самом процессе обучения, из-за чего дошкольники лучше усваивают материал и стремятся довести дело до конца.
Это объясняется высвобождением дополнительного резерва энергии.
Картотека игр по исследовательской деятельности
ИГРЫ С ВОДОЙ
«Умная галка»
Цель: определить, что уровень воды поднимается, если в воду класть предметы.
Содержание:
1.Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Умная галка».
2.Дети наливают неполную емкость воды и опускают в него камешки или монеты, доводя уровень воды до края.
«Водяная мельница»
Цель: Закреплять знания детей о свойствах воды (сила воды).
Содержание: Дети льют воду на вертушку и ли подставляют её под струю воды под краном и наблюдают за вращением вертушки.
«Цветные льдинки»
Цель: Обобщить знания детей о двух агрегатированных состояниях воды — жидкой и твердой, о свойствах воды (способность замерзать принимать форму емкости в которой она находится, холодная вода замерзает быстрее, чем теплая).
Содержание: Дети наливают в формочки теплую и холодную воду и замораживают её.
«Фильтрование воды»
Цель: Закрепить умение фильтровать воду различными способами (вата, песок, крахмал, фильтровальная бумага).
Содержание: Дети фильтруют воду, используя различные приемы.
ИГРЫ С ВОЗДУХОМ
«Сухой из воды»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воздуха( воздух занимает место)
Содержание: Дети помещают сухую салфетку в стакан и прямо опускают его в банку с водой. Вынимают из воды — салфетка сухая. Дети опускают стакан с салфеткой с наклоном — салфетка намокает.
«Что быстрее?»
Цель: Обнаружить атмосферное давление.
Содержание: Дети одновременно опускают 2 листа бумаги (вертикально и горизонтально; и наблюдают, какой из них быстрее приземлится)
«Упрямый воздух»
Цель: Обнаружить, что сжатый воздух занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой.
Содержание: Дети набирают воду при помощи шприца (без иголки) и пробуют отжать поршень, зажав отверстие пальцем.
«Надуем шарик»
Цель: Закрепить с детьми знание о работе легких.
Содержание: Дети надувают и сдувают воздушные шарики, закрепляя знания о работе легких. Шарик надут — вдох. Воздух выпускаем — выдох.
ИГРЫ С ПЕСКОМ.
«Угадай на ощупь»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах песка (сыпучесть, непрозрачность).
Содержание: Дети находят на ощупь предметы в песке и узнают их.
«Спасатель»
Цель: Развивать у детей умение обобщать, продолжать знакомить с качествами песка (непрозрачность, шершавость).
Содержание: Дети отгадывают загадки и находят отгадки в песке.
«Кто быстрее наполнит бутылку песком?»
Цель: Закрепить знания детей о том, что сырой и сухой песок обладают разными свойствами.
Содержание: Дети наполняют бутылочки сухим и сырым песком, используя различные приемы (с помощью лопаточки, воронки, бумажного кулька).
«Где вода?»
Цель: Определить, что глина и песок по — разному впитывают воду.
Содержание: Дети наливают воду в прозрачные емкости наполненные глиной и песком.
ИГРЫ С ДЕРЕВОМ
«От какого дерева кора?»
Цель: Развивать у детей умение, находить дерево по кусочку коры.
Содержание: Игра проводится и на улице, и в группе. Дети по кусочку коры находят нужное дерево или ветку от дерева.
«Что сделано из дерева?»
Цель: Закреплять у детей умение обобщать и находить среди окружающих предметов, предметы сделанные из дерева.
Содержание: Дети находят предметы из дерева и группируют их (созданные природой и созданные руками человека).
«Назови дерево по описанию
«
Цель: Обобщать знания детей о деревьях, их отличительных признаках.
Содержание: Дети называют дерево по описанию, находят дерево его на картинках или на участке.
«Тонет — не тонет»
Цель: Закрепить знания детей о свойстве дерева( не тонет в воде).
Содержание: Дети из предложенных предметов, выбирают предметы сделанные из дерева и погружают их воду.
ИГРЫ С БУМАГОЙ
«Бумажные снежки»
Цель: Закрепляем у детей знания о свойствах бумаги (легко мнется) и о качествах (легкость)
Содержание: Дети делают из бумаги снежки и стараются ими попасть в корзину.
«Вертушка»
Цель: Развивать стремление к преобразованию объекта
Содержание: Дети делают из бумаги вертушку, стараются добиться, чтобы она вращалась различными способами (стоя на месте, дуя на вертушку, во время бега, держа вертушку перед собой).
«Волшебная бумага»
Цель: Способствовать усвоению детьми свойств копировальной бумаги (точное копирование рисунка).
Содержание: Дети рисуют, используя копировальную бумагу, подкладывая попеременно матовую и глянцевую стороны к рисунку.
«Листок в воде»
Цель: Закрепить с детьми знания о свойствах бумаги (разные виды бумаги намокают по-разному).
Содержание: Дети помещают в прозрачную ёмкость с водой разного вида, но одинаковые по размеру листики бумаги (обои, газетная, туалетная, ватман, салфетка и т.д.).
ИГРЫ С МЕТАЛЛОМ
«Что звучит?»
Цель: Закрепить умение определять по издаваемому звуку металлические предметы.
Содержание: Дети играют на металлических и неметаллических музыкальных инструментах, сравнивают, где звук был звонче.
«Не замочи рук».
Цель: Развивать у детей умение выделять свойства металлических предметов(металл тонет, притягивается магнитом).
Свойства: Дети погружают в прозрачную емкость металлические и неметаллические предметы и достают их с помощью магнита.
«Металл — неметалл»
Цель: Определить предметы металлические и неметаллические предметы по их качественным характеристикам (блеск, гладкость, непрозрачность)
Содержание: Дети раскладывают предметы, сделанные из разных материалов на разные подносы.
«Найди и назови».
Цель: Закреплять умение находить в окружающем пространстве металлические предметы.
Содержание: Дети ищут в групповой комнате предметы, сделанные из металла.
ИГРЫ С МАГНИТАМИ
«Рисуем магнитами»
Цель: закрепить знание о взаимодействии магнита и металлической стружки
Содержание: Дети на картоне рассыпают металлическую стружку, и с помощью магнита создают различные узоры и рисунки.
«Волшебная рукавичка»
Цель: Развивать у детей знания о способности магнита притягивать предметы.
Содержание: Дети надевают рукавичку, внутрь помещают магнит и пробуют притянуть металлические и неметаллические предметы.
«Веселые рыболовы»
Цель: Обобщать знания о свойствах магнита (способности проходить магнитным силам через воду).
Содержание: Дети опускают на веревочке магнит в воду и достают предметы, лежащие на дне.
«Необычный гвоздь».
Цель: Определять способность металлических предметов намагничиваться.
Содержание: дети магнитом притягивают гвоздь (намагничивают), соединяют его от магнита, примагничивая к гвоздю более мелкие предметы.
ИГРЫ С ЗЕРКАЛАМИ И УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМИ СТЕКЛАМИ
«Разведчики»
Цель: Развивать у детей понимание того, как многократно можно отразить свет и изображение предмета, т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно.
Содержание: «Разведчик » становится за угол, и с помощью зеркала, путем многократного отражения, не показывая себя, смотрит что происходит.
«Волшебный круг»
Цель: закрепить у детей знания об образовании белого цвета на слиянии семи цветов спектра. Содержание: Дети вращают волчок (на волчке 7 цветов спектра), рассматривают его, выясняют, какой цвет они видят.
«Двойное отражение»
Цель: Определять особенности зеркального отражения( обратная ориентация)
Содержание: дети рисуют, глядя в зеркало.
«Посмотри через лупу».
Цель: Закрепить знания у детей о том, что увеличивать предметы простое стекло не может, только вогнутое стекло лупы.
Содержание: Дети рассматривают мелкие рисунки через простое стекло и через увеличительное.
ЧЕЛОВЕК
«Проверка зрения»
Цель: Выявить зависимость видения объекта от расстояния.
Содержание: Дети рассматривают картинки с изображением предметов с разного расстояния.
«Звуки в воде».
Цель: Выявить особенности распространения звуков через твердые и жидкие тела.
Содержание: Дети опускают камешки в воду , слушают, как они опускаются на дно, наблюдая со стороны и приложив ухо к емкости с водой
«Угадай по запаху»
Цель: Закрепить с детьми умение узнавать знакомые запахи.
Содержание: Дети нюхают кусочки поролона, пропитанные различными составами и определяют запах вещества.
«Съедобное-несъедобное».
Цель: Закрепить умение находить, называть и классифицировать съедобное и несъедобное.
Содержание: дети учатся находить по картинкам съедобное и несъедобное и делить их по группам (продукты, инструменты, одежда и т.д.)
Фиксация результатов опытно-исследовательской деятельности в детском саду
Процесс фиксации результата при проведении опытной или исследовательской работы является особо важным компонентом любой обучающей деятельности. Так, педагогу необходимо постепенно приучать дошкольников к выведению итога исследования, что значительно снизит риск утери мотивационного начала.
Фиксирование особо важно для того, чтобы весь процесс исследования надолго запечатался в памяти ребенка, включая сенсорную, слуховую, двигательную или зрительную.
Основные фиксирующие методы, часто используемые в педагогической практике:
- Графический или визуальный. Является наиболее простой техникой фиксации, при которой результаты оформляются в виде карточек, схем, изображений или фотографий. Несмотря на то, что такой метод лучше всего применяется в отношении младших групп, его использование показывает значительную эффективность и у старших учеников. Педагог должен предоставить дошкольнику возможность выбора той формы фиксации, которая ему больше всего нравится.
- Ментальный. В этом случае используются различные методы, влияющие на функцию речевого аппарата ребенка. Так, дошкольник может рассказать преподавателю о собственных результатах проведения исследования или указать на какие-либо ошибки с их дальнейшим обсуждением. Это позволяет сформировать личное мнение и развить качество речи. Старшая группа во время такого процесса совершенствует навык обобщения и систематизации полученной информации о явлении или объекте.
- Практический. Характеризуется фиксацией результатов исследования на бумаге, при котором ребенок записывает или зарисовывает полученный вывод. В этом случае чаще всего прибегают к использованию рисунков или простых символьных обозначений. Для повышения эффективности можно вести журнал наблюдений, дневник экспериментов, а также оформлять специальный календарь.
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе должна обязательно проводиться в соответствии со всеми описанными методами конспектирования и фиксации, что планомерно развивает ребенка во всех областях.
Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста
Оксана Малинникова
Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста
Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы.
Карточка-1
«Летающие семена»
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.
Ход: Дать детям по одному «летающему»
семени и одному
«не летающему»
. Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук
(например: фасоль и семена клена)
.
Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.
Карточка-2
«Потребность растений в воде»
Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды,и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?
Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.
Карточка-3
«Как вода поступает к листьям»
Цель: на опыте показать, как вода двигается по растению.
Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.
Вывод: вода поднимается вверх по растению.
Карточка-4
«Солнце высушивает предметы»
Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.
Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.
Вывод: солнце нагревает предметы.
Карточка-5
«Передача солнечного зайчика»
Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Материал: зеркала.
Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик»
. Как он получается?
(Свет отражается от зеркала)
. Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал
«солнечный зайчик»
, поставить еще одно зеркало?
(Он отразится еще раз)
Карточка-6
«Радуга»
Цель: познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Материал: таз с водой, зеркало.
Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас? Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»
? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.
Карточка-7
«Воздух невидим»
Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно)
ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
Карточка-8
«Движение воздуха»
Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?
Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.
Карточка-9
«Буря»
Цель: доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый)
.
Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.
Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Карточка-10
«Рассматривание песка через лупу»
Цель: определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: песок, черная бумага, лупа.
Ход: Из чего состоит песок?
Вывод: Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.
Карточка-11
«Песчаный конус»
Цель: познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод: песок – сыпучий материал.
Карточка-12
«Свойства мокрого песка»
Цель: познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: песок, формочки.
Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.
Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.
Карточка-13
«Состояние почвы в зависимости от температуры»
Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю,потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)
Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
Карточка-14
«Вода и снег»
Цель: закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.
Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.
Карточка-15
«Таяние снега»
Цель: познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Карточка-16
«Защитные свойства снега»
Цель: познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.
Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.
Карточка-17
«Замерзание воды»
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.
Карточка-18
«Прозрачность льда»
Цель: познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.
Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.
Карточка-19
«Уличные тени»
Цель: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.
Ход: Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света)
. Что такое тень? Почему она образуется? (это темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)
Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее.
Карточка-20
«Измерение размеров изображения с помощью различных линз»
Цель: познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Материал: лупы, очки,различные предметы: перышки, травинки, веточки.
Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через лупу.
Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.
Карточка- 21
«Веселые кораблики»
(плавучесть предметов)
Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Ход: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву.
Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
Консультация с родителями
Для того чтобы увеличить эффективность обучения, педагогу рекомендуется несколько раз за год проводить комплексные собрания с родителями дошкольников, на которых освещаются их достижения, выводы экспериментов, а также другие немаловажные аспекты.
Каждому из родителей воспитатель должен сообщить основные задачи и цели постановки экспериментов и исследований, что позволит им понять значимость и важность такого развития для ребенка. Подобные опыты лучше всего ставить и в домашних условиях, что значительно укрепит знания дошкольника.
Опытно-экспериментальный вид деятельности дошкольников старшей группы может поддерживаться при помощи использования следующих задач:
- мотивирование ребенка при помощи личного примера, что способствует повышению авторитетности родителя;
- проявление настоящей заинтересованности к занятиям в ДОУ, что характеризуется частыми вопросами у ребенка по поводу упражнений, полученных знаний и методике проведения опытов;
- стимулирование любознательности дошкольника при помощи создания экспериментов в домашних условиях.
В рамках консультирования, педагог должен представить родителям наиболее эффективные или популярные тематики для проведения домашних экспериментов и исследований, включая прогулки на свежем воздухе.
Также родителю необходимо указать на важность закрепления навыков посредством диалога или принятия совместных решений, а также при помощи конспектирования получаемых результатов. При этом ребенок должен сам выбирать, как именно ему следует визуализировать проведение опыта.
Многие психологи указывают на то, что проведение опытно-экспериментальной деятельности в семейном кругу, в который включаются не только родители, но и все родные и близкие люди, — это не только получение важных знаний, но также яркие, позитивные эмоции и переживания для дошкольника из старшей группы.