Картотека опытов с водой с детьми подготовительной к школе группе.


Картотека опытов с водой с детьми подготовительной к школе группе.

Картотека опытов с детьми в подготовитедьной к школе группе

Вода

Опыт № 1
«Свойства воды»
Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Опыт № 2 «Вкус воды»

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт № 3 «Запах воды»

Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Опыт № 4 «Цвет воды»

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.

Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт № 5 «Живая вода»

Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.

Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Итог. Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

Опыт № 6 «Испарение»

Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Материалы. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

Процесс. Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Итог. При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывание из газообразного обратно в жидкое.

Опыт № 7 «Агрегатные состояния воды»

Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

Ход: 1) Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег). 2) Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода испарится, она перешла в газообразное состояние.

Опыт № 8 «Вода при замерзании расширяется»

Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

Ход: Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?

Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед , лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется. Опыт № 9

«
Лед легче воды».
Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.

Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.

Опыт № 10 «Зависимость таяния снега от температуры»

Цель. Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

Ход: 1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким? 2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?

Вывод: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.

Что необходимо учесть

Идея воспитателя провести для детей 5-6 лет несколько опытов, наглядно показывающих свойства воды, требует небольшой подготовки перед своим воплощением. Особенно это касается длительности действа — малыши в детском саду вряд ли способны сконцентрироваться более чем на полчаса, продолжительные занятия их утомляют. Пусть программа включит всего три опыта с водой — но интересных, и отвечающих следующим требованиям:

  • Возможность группового участия. То есть воспитатель показывает, а дети, объединившись по 4-5 человек, увлеченно повторяют;
  • Безопасность. Требование исходит из первого пункта — дети 5-6 лет вполне могут разлить воду, уронить емкости для опытов и т.д. Поэтому исключена работа с горячими жидкостями, огнем, вредными веществами;
  • Наличие сменной одежды. Скорее всего, без небольших лужиц дело не обойдется. Малыш, случайно намочивший одежду, может заболеть. По той же причине опыты проводят исключительно в теплом помещении без сквозняков.

Не исключено, что кому-то из детей вдруг захочется попробовать воду, приготовленную для опытов — хорошо, если она будет кипяченая.

Опыты с водой в детском саду — прекрасный способ интересно и доступно объяснить детям азы ее физических свойств, поэтому не забывайте комментировать происходящее на рабочем столе.

Опыт с рюмками

В детском саду вместо рюмок можно использовать пластиковые стаканчики. Поставьте емкости рядом, в одну налейте немного воды.

Сложите салфетку, ее концы поместите в разные рюмки.

Вскоре вода «переберется» во вторую рюмку, а через полчаса уровень жидкости в предметах посуды станет одинаковым.


Вот такие нехитрые, но очень интересные опыты для детей 5-6 лет можно провести в детском саду, а при желании малыши смогут повторить их дома сами.

9 лайков

Радужная вода

Чтобы опыты с водой для дошкольников были занимательнее, то воду лучше окрашивать в разные цвета при помощи обычных акварельных красок. Для следующего эксперимента нужны краски, сахарный песок, бокал из стекла, вода, шприц, четыре маленьких стеклянных стаканчика.

  1. В первый стаканчик насыпать сахар не нужно, во второй следует бросить половину чайной ложки сахара, в третий – полную ложку сахара, в четвертый – полторы.
  2. Теперь в каждый стаканчик нужно добавить воды, размешать сахар.
  3. Для первого берется красный цвет и размешивается, для второго – зеленый, в третий добавить черный цвет, а в четвертый – желтый.
  4. Затем надо взять шприц и набрать воду из первого стаканчика с красной водой без сахара. Вылить содержимое шприца в пустой приготовленный бокал.
  5. Далее набирается с помощью шприца зеленая вода из второго стаканчика, в которой растворено половина чайной ложки сахара, шприц нужно опустить на дно бокала с красной набранной водой и медленно выпустить воду с зеленой краской.
  6. Теперь такую же процедуру следует провести с третьим стаканчиком, где вода черного цвета с содержанием сахара в количестве одной ложки. Выпустить ее нужно из шприца по аналогии с предыдущим действием.
  7. И остался четвертый стаканчик. Все то же самое – набирается из него вода при помощи шприца, выпускается на дно бокала.

В конце опыта можно заметить, как в бокале получилась «радужная вода», все цветные слои воды не смешались, а расположились один за другим, имея четкие границы. Чем больше добавлено сахара, тем больше плотность воды, этим и объясняется отсутствие смешения. Чем больше использовать цветов, тем опыт окажется красочнее и нагляднее.

Опыт со шнурком и салфеткой

Детям 5-6 лет будет интересно посмотреть, как вода впитывается в предметы различной структуры и плотности. Возьмите белый шнурок, кусочек бумажной салфетки, два стакана с водой, горлышко пластиковой бутылки, маркеры.

В детском саду подготовку инвентаря поручите воспитанникам. На шнурке и бумаге сделать яркие отметки, как показано на фото.

Далее разместить эти предметы так, чтобы их нижний край оказался в воде — впитываясь, она будет подниматься. Цветные отметки покажут, что «вода течет вверх».

Твердая жидкость

Для проведения эксперимента понадобится глубокая тарелка, вода, жидкий краситель, крахмал.

  1. Высыпать крахмал (полстакана) в тарелку и залить водой, добавить немного какой-нибудь жидкой краски, можно взять пищевой краситель.
  2. Полученную массу нужно хорошо перемешать.

Получится необычная жидкость, которая легко переливается, но если по такой жидкости резко ударить, то она окажется твердой.

Галилео СТС — Неньютоновская жидкость

Красочная лампа

Подобные зрелищные опыты с детьми дошкольного возраста пользуются особой популярностью.

  1. Смешать полстакана подсолнечного масла с таким же количеством воды, добавить краситель.
  2. Взять таблетку аспирина, бросить на дно емкости с полученной смесью.

Аспирин начинает шипеть, и перемешивать масло и воду, а капельки краски начинают растворяться. Очень красивое зрелище. Для подсветки, можно направить луч фонарика.

Опыт со стрелками

Вода преломляет свет, поэтому находящиеся в ней предметы кажутся больше, чем есть на самом деле. В этом можно убедится, положив в банку с водой мячик для тенниса, например. Но гораздо интереснее провести следующий опыт: на альбомном листе нарисовать три стрелки так, как показано на фото, поставить его вертикально.

Далее пред листком поставить прозрачную (в детском саду лучше использовать пластиковую) банку, постепенно заполнить ее водой. И произойдет чудо — стрелки поменяют направление!

Передвигая банку вдоль листа, можно полноценно оценить визуальный эффект.

++

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]