Картотека мини — рассказов для пересказывания детям подготовительной к школе группы


Пересказ в подготовительной к школе группе

.

И это сильный пол? Остроумные и смешные высказывания знаменитых людей о мужчинах

.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Обучение в детском саду >> Источник: Э. П. Короткова, «Обучение рассказыванию в детском саду», М., 1978 г. OCR Detskiysad.Ru
В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.п.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя. Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа, усложняется, возрастает и количество текстов. В подготовительной к школе группе для занятий рекомендуются следующие произведения: русские народные сказки «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Лиса и Козел»; рассказы «Четыре желания», «Утренние лучи» К. Д. Ушинского, «Косточка» Л. Н. Толстого, рассказы советских писателей: «Грибы» В. Катаева, «Еж» М. Пришвина, «Купание медвежат» В. Бианки, «Медведь» Е. Чарушина, «Просто старушка», «Плохо» В. Осеевой, «Земляничка» Н. Павловой, «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода» Н. Сладкова, «Разлились реки» Г. Скребицкого и др. Литературные произведения оказывают огромное художественно-педагогическое влияние на мысли, чувства, интересы и творческие способности ребенка. Пересказ активизирует весь процесс эмоционально-эстетического освоения детьми литературного материала. В форме пересказа проявляется художественно-речевая деятельность дошкольников на начальном этапе ее развития. Ребенок шести-семи лет может более точно соотнести свой пересказ с текстом, отметить допускаемые пропуски, перестановку материала; возрастает его самостоятельность при разборе ответа товарища. Методы и приемы, используемые воспитателем для осуществления задач обучения пересказу, различны: выразительное дву-и трехкратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения задания, оценка и т.д. О правильном применении их будет свидетельствовать повышение от занятия к занятию активности и самостоятельности детей при выполнении учебных речевых заданий. Важно, чтобы на занятиях возникали благоприятные условия для общения, содержанием которого является изложение текстов сказок, рассказов. Различными приемами воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они передавали прочитанное понятно, четко, ясно, умели адресовать свою речь тем, кто их слушает, могли уточнить, дополнить ответы рассказчиков, проявляя к товарищам доброжелательное, заинтересованное отношение. Накапливаемый опыт речевого общения имеет немаловажное значение в подготовке детей к школе. Рассмотрим занятие по пересказу сказки «Лиса и Козел». Бежала Лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце немного, утонуть-то — не утонешь, а выскочить — не выскочишь. Сидит Лиса, горюет. Что тут делать? Вот идет по той же дороге Козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает. От нечего делать заглянул Козел в колодец. Увидел там Лису и спрашивает: — Здорово, Лисонька. Что ты тут делаешь? — Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно, и водицы холодненькой сколько хочешь. А Козлу давно пить хочется. — Да хороша ли вода-то? — Вода-то хороша, — отвечает Лиса. — Да ты прыгай сюда, вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит. Козел сдуру и прыгнул. Воду замутил, чуть Лису не задавил. Рассердилась Лиса, бранится: — Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел, всю забрызгал. Вскочила Лиса Козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца! Только Козел ее и видел. Сидит Козел в колодце. До вечера просидел, не знает, как выбраться. Хватился хозяин Козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел. Веревку принес и Козла из колодца вытащил. Ход занятия. Рассказав сказку, педагог проводит с детьми беседу с целью вызвать у них желание поделиться своими впечатлениями, суждениями. При этом он так формулирует вопросы, чтобы дать ребятам возможность проявить инициативу при оценке сказочных персонажей и построить свои высказывания самостоятельно: «Вы с интересом прослушали сказку. Что скажете о Лисе, а что — о Козле?» Выслушивая ответы, воспитатель просит детей аргументировать свои выводы и оценки. Затем педагог обращает внимание детей на композицию сказки, на выразительные средства ее языка. «Вспомните, как Лиса очутилась в колодце. А почему Козел попал в тот же колодец? Каким голосом говорила Лиса, когда нахваливала прохладу в колодце, холодненькую водицу? А как она стала говорить с Козлом, когда тот прыгнул в колодец?» Эти вопросы подводят детей к суждениям о характерах персонажей. По просьбе педагога дети воспроизводят с различными интонациями фразы из диалога. В заключение беседы следует вопрос: «О чем рассказывается в конце сказки?» Дошкольники пробуют сжато передать содержание этой части сказки. Лиса из колодца сама сумела выскочить, а Козла хозяин вытащил. После беседы педагог вновь рассказывает сказку и предлагает пересказать ее. Далее дети упражняются в различных видах пересказа. Вначале двое-трое ребят рассказывают сказку от начала до конца, затем педагог предлагает коллективно пересказать текст: один ребенок рассказывает первую часть (до того момента, как Козел прыгнул в колодец), другой продолжает пересказ до конца. Приведем в пример еще одно занятие — по пересказу рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания». Ход занятия. Перед чтением текста педагог беседует с детьми о временах года, о развлечениях и радостях, которые приносят зима, весна, лето, осень (задает вопросы: «Чем радует вас зима? А чем радует весна? лето? осень?»). Обобщив высказывания, воспитатель выражает уверенность в том, что детям будет интересно послушать рассказ «Четыре желания». После двукратного чтения проводится беседа по прочитанному. Вопросы педагога, лексически и синтаксически близкие к тексту, побуждают детей передать содержание рассказа подробно и образно: «Какие четыре желания высказал Митя? Когда он пожелал, чтобы все зима была? А когда захотел, чтобы все весна была? После чего Митя поделился с отцом третьим своим желанием — чтобы лету конца не было? А когда отец записал в книжку четвертое его желание — чтобы осени конца не было?» Своими указаниями воспитатель обращает внимание детей на поэтические описания, на образную авторскую речь. В том случае если ребенок говорит слишком сжато и сухо, педагог советует ему припомнить, как об этом написано в книге, или зачитывает соответствующий отрывок. Например, на вопрос «Когда Мите захотелось, чтобы осени конца не было?» ребенок отвечает: «Когда Митя собирал в саду яблоки и груши». Воспитатель помогает построить высказывание ближе к тексту: «Когда Митя собирал в саду румяные яблоки, желтые груши». Если в ходе беседы дети поймут, с какой точностью, полнотой и живостью следует передавать прочитанное, то при пересказе они постараются воспроизводить художественный материал без значительных пропусков и с выразительной интонацией. В конце беседы педагог ставит перед детьми творческую речевую задачу — пересказать текст — и еще раз читает рассказ. В этом случае дети воспринимают текст с установкой на пересказ. Чтобы усилить эмоциональное восприятие художественного текста, воспитатель может использовать прием «мысленного вхождения в описанную ситуацию». Это активизирует воображение детей в том плане, что они видят себя непосредственными участниками оцисанного события, вместе с героем наблюдают, размышляют, удивляются, радуются. Например, во время беседы по рассказу В. Бианки «Купание медвежат» педагог обращается к детям: «Вы послушали рассказ и как будто вместе с охотником очутились в лесной чаще и вместе с ним увидели, как медведица купала своих медвежат». После такого вступления дети с большим интересом отвечают на вопросы: «Что сделала медведица, чтобы выкупать первого медвежонка? А как она поступила со вторым медвежонком?» На занятиях по пересказу ребенок шести-семи лет вполне справляется с заданием передать текст от лица персонажа. Чтобы дети быстрее включились в новую учебную ситуацию, воспитатель привлекает их внимание к центральному герою произведения, т. е. воздействует на них конкретными образами. Например, педагог предлагает подумать над тем, как сам охотник из рассказа «Купание медвежат» поведал бы обо всем случившемся. Воспитатель конкретно формулирует вопрос: «Как охотник начнет свой рассказ?» — и предлагает выступить одному-двум ребятам. Дети проявляют самостоятельность и пробуют придать своему изложению форму прямой речи: «Я шел по берегу лесной реки и вдруг услышал…» — так, например, строит фразу ребенок. Воспитатель одобряет его и просит продолжать рассказ. Для обучения пересказыванию может быть рекомендован цикл произведений о весне: «Медведь» Е. Чарушина, «Разлились реки» и «Путешественник поневоле» Г. Скребицкого, рассказы-миниатюры Н. Сладкова «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода» и др. При этом надо подчеркнуть, что круг произведений для пересказов следует постоянно расширять, больше вводить в него современную художественную прозу для детей. Рассмотрим методику проведения занятия по пересказу произведения Е. Чарушина «Медведь». Цель: учить детей пересказывать последовательно, полно, передавая образные словосочетания и обороты, используя выразительные интонации. Мишка в берлоге спал, лапу сосал. Солнце снег согнало, проснулся Мишка и пошел но лесу еду добывать. Прошлогодние ягоды искал, корешки копал и увидел — пчелы из дупла летят. Захотел Мишка меду, полез в дупло. Да не дали меду пчелы, прогнали Мишку. Рявкнул он, свалился с дерева и пошел другую еду искать. В коротком рассказе передан забавный случай из жизни леса. Язык произведения точен, эмоционален, динамичен. Автор употребляет много глаголов — в шести строках их восемнадцать: в берлоге спал, лапу сосал, проснулся, пошел по лесу еду добывать, ягоды искал, корешки копал, полез в дупло, рявкнул, свалился с дерева и др. Ритм рассказа меняется от спокойно-размеренного в начале до ускоренного в конце. Рассказ Е. И. Чарушина можно уверенно отнести к произведениям, которые отвечают требованию, выдвинутому К. Д. Ушинским к тексту для пересказов: «Он должен быть таков, чтобы мог легко запечатлеться в голове детей; чтобы, дослушав рассказ до конца, дитя помнило его середину и начало, чтобы подробности не затемняли главного…». Ход занятия. Перед чтением текста педагог предлагает детям ответить на вопрос «Где зимует медведь?» Дети отвечают обстоятельно и правильно: «Медведь зимой спит в берлоге»; «Он спит всю зиму в берлоге и сосет лапу»; «Медведь делает себе берлогу под деревом». «Вам, наверное, будет интересно узнать, — продолжает воспитатель, — что делает медведь, когда он просыпается и выходит из своей берлоги. Об этом вы узнаете из рассказа Евгения Ивановича Чарушина «Медведь», который я вам сейчас прочитаю». После чтения педагог проводит с детьми беседу по тексту, цель которой — помочь дошкольникам овладеть новыми словосочетаниями и образными выражениями. На вопрос «Когда Мишка проснулся?» ребята ответили правильно («Ранней весной»; «Весной»), но недостаточно полно и эмоционально. Педагог предложил детям припомнить, как об этом сказано в книге, и зачитал нужную фразу: «Солнце снег согнало — проснулся Мишка». В свои вопросы воспитатель преднамеренно вводил словосочетания из прочитанного рассказа, и дети использовали их в своих ответах. Так, опираясь на речевой образец, они вспомнили выражение прошлогодние ягоды. Для активизации детского воображения педагог также предлагает вопросы, побуждающие детей высказывать свои догадки и конкретизировать картину. Например: «Подумайте, как рявкнул медведь». — «Громко, сердито, — отвечают дети. — По всему лесу было слышно». Затем воспитатель просит произнести слово рявкнул так, чтобы сразу было видно, как сердит медведь. Во время беседы педагог показывает иллюстрации, и, глядя на них, дети о. В конце беседы воспитатель предлагает детям подготовиться к пересказу и читает рассказ еще раз. При повторном чтении дошкольники глубже проникают в смысл произведения, более живо и эмоционально воспринимают все события. Некоторые дети даже сопровождают чтение текста имитирующими движениями (например, слова корешки копал). На занятии выступают с рассказами восемь человек. Как правило, пересказы бывают близки к авторскому тексту. Обороты, которые употреблялись в беседе, передаются детьми особенно точно. Речь детей во время пересказа непринужденна, выразительна. Слово рявкнул они произносят громким, отрывистым голосом, низким тоном. Для пересказов детей характерна конкретизация обстоятельств действий, например: «Солнце с земли снег согнало» вместо «Солнце снег согнало»; «Полез Мишка на дерево, залез в дупло» — в тексте «Полез в дупло» — и т.д. Детям нравится этот рассказ, и они выразительно пересказывают его даже спустя одну-две недели после занятия. Рассказы Н. Сладкова из книги «Воробьишкина весна» представляют собой поэтические миниатюры. Их можно отнести к тем «маленьким рассказцам в несколько строчек», назначение которых К. Д. Ушинский видел в том, чтобы ребенок сразу уловил содержание и передал его. ЗЕЛЕНЫЕ БАБОЧКИ На тополях понатужились и лопнули почки. Из каждой почки, как бабочка из куколки, вылупился зеленый листик. Воробьи расселись по ветвям и стали склевывать клейких зеленых бабочек. Угощаются; один глазок вверх — нет ли ястреба, другой вниз — не лезет ли кошка? СОСУЛЬКИНА ВОДА На крышах сосульки. Днем с сосулек капает вода. Это особая вода — сосулькина. Чив очень любит сосулькину воду. Перегнется с карниза и ловко подхватит клювом сосулькину капельку, похожую на капельку солнца. Напившись воды, Чив начинает так отчаянно прыгать и чирикать, что прохожие останавливаются, улыбаются… Подготовка к пересказу миниатюры «Сосулькина вода» связана с наблюдениями: ранней весной дети рассматривают сверкающие на солнце сосульки, слушают звонкую капель, изучают поведение воробьев. Чтобы облегчить ребятам восприятие литературного произведения, педагог в свои объяснения вводит словосочетания и обороты, взятые из рассказа, раскрывает смысл незнакомых понятий и слов (например, карниз). Перед чтением рассказа «Зеленые бабочки» воспитатель рассматривает с детьми на участке кусты, на которых начинают лопаться почки. «Зеленой точечкой показался листик», — объясняет педагог, и дети тоже начинают внимательно разглядывать ветки. «Здесь листик как зеленые усики», — говорят они. Наблюдение продолжается и на занятии: ребята рассматривают ветку тополя с зазеленевшими листьями, трогают листочки, говорят, что они липкие. «Клейкие листочки», — уточняет воспитатель высказывание детей, тем самым подготавливая их к встрече с этим словом в рассказе. Так дети готовятся к осмысленному и эмоциональному восприятию и воспроизведению литературных произведений. Пересказ вновь возвращает их к наблюдениям, которые теперь уже становятся поэтическими поисками и находками. После занятия дети подбегают к кустам, находят лопнувшие почки, первые листья, обмениваются впечатлениями: «А здесь уже зеленые крылышки из почки вылезли», «А это зеленый носик у листика высунулся». РАЗЛИЛИСЬ РЕКИ Широко разлилась река, затопила луга и болота. Не река, а прямо огромное озеро. Над разливом кружатся чайки; этим птицам раздолье, когда кругом так много воды. Надоело летать — уселись прямо на воду, отдохнули и снова поднялись в воздух: мелких рыбешек себе на обед высматривают. ПУТЕШЕСТВЕННИК ПОНЕВОЛЕ Чайкам раздолье летать над разливом или плавать, качаясь на волнах. А вот разным зверям и зверушкам, которых захватило врасплох половодье, тем просто беда. Пришлось и лисичке стать путешественницей: вскарабкалась на бревно да и плывет на нем сама не знает куда. При подготовке детей к пересказу педагог должен активизировать в их памяти не только представления, накопленные в наблюдениях — на экскурсиях, прогулках, но и знакомые литературные образы. Ранней весной во время ледохода ребят водили к реке, в группе читали стихотворение Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Предложение послушать на занятии новый рассказ о весеннем разливе реки, о половодье дети встречают с интересом. Знакомые образы помогают глубже вникнуть в новые и эмоционально откликнуться на поэтические описания, содействуют не только правильному воспроизведению прочитанного, но и длительному, яркому сохранению его в детской памяти. Чтобы убедиться в этом, можно предложить детям пересказать миниатюры Г. Скребицкого сначала через семь дней после занятия, а затем через две-три недели. Дети совместно с педагогом могут сравнить старые и новые варианты пересказов. Это позволит воспитателю оценить эффективность различных методических приемов обучения. Как показала практика, дети длительное время удерживают в памяти не только суть прочитанного, но и языковую форму произведения. С помощью пересказа дети глубже и полнее усваивают рассказы о природе, учатся зорче вглядываться в цвет неба, листву деревьев, полет птиц, отыскивать новое в знакомом и говорить о нем интересно, образно. В работе с детьми подготовительной к школе группы особое внимание нужно уделять формированию первоначальных навыков учебной деятельности — умения слушать речь педагога, понимать ее, запоминать, действовать согласно указаниям воспитателя. Вышеприведенные примеры свидетельствуют о том, что в структуре занятия большое значение имеет установка на пересказ. Обычно она дается после беседы о прочитанном, перед повторным чтением. Это способствует целенаправленному восприятию текста. Общая установка на пересказ в соответствующей структурной части занятия дополняется указаниями о характере пересказа (коллективно, по частям, в лицах, от первого лица и т.д.). При этом педагог сопровождает свои указания речевым образцом, чтобы дети на конкретных примерах могли выявить особенности той или иной формы пересказа. Следует учитывать, что ребенок седьмого года жизни может проявить большую самостоятельность при выполнении заданий. Если дети достаточно хорошо пересказывают прочитанное, методика занятия может быть изменена: после чтения дается установка на пересказ, затем текст вновь зачитывается и дети пересказывают его. В этом случае развернутой беседы по прочитанному не проводится: у детей уже накоплен опыт восприятия произведений; они могут проявить самостоятельность в процессе освоения материала и устного изложения его, придерживаясь усвоенных ранее требований к качеству пересказа. В заключение следует еще раз подчеркнуть, что пересказ литературных произведений в речевой практике старших дошкольников занимает большое место. Чем лучше усваивает ребенок различные способы пересказа, тем значительнее его успехи в овладении монологической речью.

УЧИМ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ.

https://www.liveinternet.ru/users/4619293/post258529248/

КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ.

Прочитайте ребенку один из рассказов. Задайте несколько вопросов по тексту. Если ребенок умеет читать, предложите ему прочитать короткий рассказ самостоятельно, а затем и пересказать его.

Муравей.

Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник.

1. Ответить на вопросы: Что нашел муравей? Чего не мог сделать муравей один? Кого позвал на помощь муравей? Что сделали муравьи? Всегда ли вы помогаете друг другу? 2. Пересказать рассказ.

Воробей и ласточки.

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

1. Ответить на вопросы: Что сделала ласточка? Что сделал воробей? Кого позвала на помощь ласточка? Что сделали ласточки? 2. Пересказать рассказ.

Храбрецы.

Ребята шли в школу. Вдруг выскочила собака. Она с лаем кинулась на ребят. Мальчики бросились бежать. Один Боря остался стоять на месте. Собака перестала лаять и подошла к Боре. Боря погладил ее. Потом Боря спокойно пошел в школу, а собака тихо побрела за ним.

1. Ответить на вопросы: Куда шли ребята? Что случилось по дороге? Как повели себя мальчики? Как повел себя Боря? Почему собака пошла за Борей? Правильно ли назван рассказ? 2. Пересказать рассказ.

Лето в лесу.

Наступило лето. На лесных полянках трава выше колен. Стрекочут кузнечики. На бугорках краснеет земляника. Цветут малина, брусника, шиповник, черника. Вылетают из гнезд птенцы. Пройдет немного времени, и появятся вкусные лесные ягоды. Скоро придут сюда дети с корзинками собирать ягоды.

1. Ответить на вопросы: Какое время года наступило? Какая трава на полянах? Кто стрекочет в траве? Какая ягода краснеет на бугорках? Какие ягоды еще только цветут? Что делают птенцы? Что скоро будут собирать дети в лесу? 2. Пересказать рассказ.

Цыпленок.

Маленькая девочка намотала шерстяные нитки на яйцо. Получился клубок. Этот клубок она положила на печку в корзинку.Прошло три недели. Вдруг послышался писк из корзинки.Пищал клубок. Девочка размотала клубок. Там был маленький цыпленок.

1. Ответить на вопросы: Как девочка сделала клубок? Что произошло с клубком через три недели? 2. Пересказать рассказ.

Лиса и рак. (Русская народная сказка)

Лиса предложила раку бегать наперегонки. Рак согласился. Лиса побежала, а рак уцепился за лисий хвост. Лиса добежала до места. Обернулась лиса, а рак отцепился и говорит: «A я давно тут тебя жду».

1. Ответить на вопросы: Что предложила лиса раку? Как перехитрил рак лису? 2. Пересказать рассказ.

Сиротка

Собаку Жучку заели волки. Остался маленький слепой Щенок. Прозвали его Сироткой. Щенка подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку, повертел хвостом, и лизнула щенка в нос. Однажды на Сиротку напала бродячая собака. Тут появилась кошка. Она схватила зубами Сиротку и вернулась к высокому пеньку. Цепляясь за кору когтями, она втащила щенка наверх и прикрыла его собой.

1. Ответить на вопросы: Почему щенка прозвали Сироткой? Кто воспитывал щенка?Как защищала кошка Сиротку? Кого называют сироткой? 2. Пересказать рассказ.

Гадюка.

Раз Вова пошел в лес. С ним побежал Пушок. Вдруг в траве послышалось шуршание. Это была гадюка. Гадюка — ядовитая змея. Пушок кинулся на гадюку и разорвал ее.

1. Ответить на вопросы: Что случилось с Вовой? Чем опасна гадюка? Кто спас Вову? О ком мы узнали в начале рассказа? Что произошло потом? Чем закончился рассказ? 2. Пересказать рассказ.

Н.Носов. Горка.

Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.

1. Ответить на вопросы: Что делали ребята? Где был в это время Котька? Что случилось, когда ребята ушли? Почему Котька не смог подняться на горку? Что тогда он сделал? Что же случилось, когда прибежали ребята? Как поправили горку? 2. Пересказать рассказ.

Карасик.

Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, красивая. Серебристый карасик – вот как она называлась. А ещё у Виталика был котёнок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие, зелёные. Мурзик очень любил смотреть на рыбку. Однажды к Виталику пришёл его друг Серёжа. Мальчик сменял свою рыбку на милицейский свисток. Вечером мама спросила Виталика: «Где твоя рыбка?» Мальчик испугался и сказал, что её съел Мурзик. Мама велела сыну найти котёнка. Она хотела его наказать. Виталику стало жаль Мурзика. Он его спрятал. Но Мурзик вылез и пришёл домой. «А, разбойник! Вот я тебя проучу как следует!» — сказала мама. — Мамочка, миленькая. Не бей Мурзика. Это не он съел карася. Это я» — Ты съел? – удивилась мама. — Нет, не я съел. Я на свисток милицейский его променял. Я больше не буду.

1. Ответить на вопросы: О чём говорится в рассказе? Почему мальчик солгал маме, когда она спросила, где рыбка? Почему Виталик потом сознался в обмане? Какая главная мысль текста? 2. Пересказать рассказ.

Смелая ласточка.

Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками. Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал. Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь. Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево. Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его. Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками. Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки. Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота. Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю. Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.

1. Ответить на вопросы: Какое несчастье случилось с птенчиком? Когда случилось несчастье? Почему оно случилось? Кто спас птенчика? Что задумал рыжий кот? Как ласточка-мама защитила своего птенчика? Как она заботилась о своём птенчике? Чем закончилась эта история? 2. Пересказать рассказ.

Волк и белка. (по Л.Н. Толстому)

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на волка. Волк хотел ее съесть. -Пусти меня,— просит белка. -Отпущу, если скажешь, почему белки такие веселые. А мне всегда скучно. -Тебе оттого скучно, что ты злой. Злость тебе сердце жжет. А мы веселые оттого, что добрые и никому зла не делаем.

1. Ответить на вопросы: Как волк поймал белку? Что волк хотел сделать с белкой? О чем она попросила волка? Что ей ответил волк? Что спросил волк у белки?Как ответила белка: почему волку всегда скучно? Почему белки такие веселые?

Словарная работа. -Белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжет». А чем можно обжечься? (Огнем, кипятком, паром, горячим чаем…) Кто из вас обжигался? Это больно? А когда больно, хочется веселиться или плакать? -Оказывается, можно поранить даже плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто его обожгли. Вот и волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит, злость его жжет. 2. Пересказать рассказ.

Петушок с семьей. (по К.Д. Ушинскому)

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Хвост у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Петя зернышко нашел. Зовет он курочку с цыплятами. Они зернышко не поделили — подрались. Петя-петушок их помирил: сам зернышко съел, крыльями замахал, во все горло закричал: ку-ка-ре-ку!

1. Ответить на вопросы: О ком говорится в рассказе? Где ходит петушок? Где у Пети гребешок, бородка, шпоры? На что похож хвост петуха? Почему? Что нашел петушок? Кого он позвал? Почему цыплята подрались? Как их помирил петушок? 2. Пересказать рассказ.

Купание медвежат. (по В. Бианки)

Из леса вышли большая медведица и два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался и убежал в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду. Медвежата остались довольны.

1. Ответить на вопросы: Кто вышел из леса? Как медведица схватила медвежонка? Медведица окунала медвежонка или просто держала? Что сделал второй медвежонок? Чего надавала мама медвежонку? Остались ли медвежата довольны купанием? 2. Пересказать рассказ.

Уточки. (по К.Д. Ушинскому)

Сидит Вася на бережку. Смотрит он, как уточки в пруду плавают: широкие носики в воду прячут.Не знает Вася как уточек домой загнать. Стал Вася уточек кликать: «Ути-ути-уточки! Носики широкие, лапочки перепончатые! Хватит вам червячков таскать, травку щипать — пора вам домой идти. Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут.

1. Ответить на вопросы: Кто на берегу сидел и на уточек смотрел? Что Вася делал на бережку? Что уточки в пруду делали? Куда уточни носики прятали? Какие у них носики? Зачем уточки свои широкие носики в воду прятали? Что Вася не знал? Как Вася уточек звал? Что сделали уточки? 2. Пересказать рассказ.

Корова. (по Е.Чарушину)

Стоит Пеструха на зеленом лугу, траву жует-пережевывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает, мух да слепней отгоняет. -А что тебе, Пеструха, вкуснее жевать — простую зеленую травку или разные цветочки? Может-быть, ромашку, может, синий василек или незабудку, а может, колокольчик? Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее, молочко у тебя будет слаще. Придет доярка тебя доить — надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.

1. Ответить на вопросы: Как зовут корову? Где стоит корова Пеструха? Что она делает на зеленом лугу? А рога у Пеструхи, какие? Бока, какие? А что еще есть у Пеструхи? (Вымя с молочком.) А зачем она хвостом помахивает? Как вы думаете, ребята, что корове вкусней жевать: травку или цветочки? Какие цветочки любит кушать корова? Если корова любит цветочки есть, какое у нее молочко будет? Кто корову придет доить? Придет доярка и надоит … . 2. Пересказать рассказ.

Мышки. (по К.Д. Ушинскому)

Собрались мышки у своей норки. Глазки у них черненькие, лапки маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, хвостики длинные по земле волочатся.Думают мышки: «Как сухарь в норку протащить?»Ох, берегитесь, мышки! Кот Вася недалеко. Он вас очень любит, хвостики вам помнет, шубочки вам порвет.

1. Ответить на вопросы: Где мышки собрались? Какие у мышек глазки? Какие у них лапки? А зубки, какие? Шубки, какие? А хвостики, какие? О чем мышки думали? Кого мышкам надо бояться? Почему кота Васю надо бояться? Что он может сделать мышкам? 2. Пересказать рассказ.

Лиса. (по Е. Чарушину)

Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит — кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей, пушистой охотнице.

1. Ответить на вопросы: Что делает лисичка зимой? Куда встает она? Зачем она встает?Что она слушает и смотрит? Что лиса делает, когда услышит и заметит мышку? Чем лиса ловит мышей? 2. Пересказать рассказ.

Еж. (по Е. Чарушину)

Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. Дали ему молока. Развернулся еж и начал есть молоко. А потом ежик удрал к себе обратно в лес.

1. Ответить на вопросы: Где ходили ребята? Кого они нашли? Где сидел ежик? Что сделал ежик со страху? Куда дети принесли ежа? Почему они не укололись? Что они ему дали?Что было дальше? 2. Пересказать рассказ.

Я.Тайц. По грибы.

Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал: — Ну–ка, кто больше наберет! Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади- половинка. Надя сказала: — Бабушка, давай меняться лукошками! — Давай! Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит: — Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала! Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом: — Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.

1. Ответить на вопросы: Куда пошли Надя с бабушкой? Зачем они пошли в лес? Что сказал дедушка, провожая их в лес? Что они делали в лесу? Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка? Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой? Что сказал дедушка, когда они вернулись?Что сказала Надя?Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом? 2. Пересказать рассказ.

Весна.

Солнце пригрело. Побежал ручьи. Прилетели грачи. Птицы выводят птенцов. Весело скачет по лесу заяц. Лисица вышла на охоту и чует добычу. Волчица вывела волчат на поляну. Медведица рычит у берлоги. Над цветами летают бабочки и пчелы. Все рады весне.

Лето.

Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из нее варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем.

Осень.

Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.

Зима.

Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью. Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.

В лесу.

Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

В зоопарке.

Ученики нашего класса ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На солнце грелись львица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большим панцирем. Девочкам очень понравилась лисица.

Грибы.

Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.

Летние каникулы.

Наступило жаркое лето. Рома, Слава и Лиза с родителями поехали в Крым. Они купались в Черном море, ходили в зоопарк, ездили на экскурсии. Ребята ловили рыбу. Было очень интересно. Они надолго запомнили эти каникулы.

Четыре бабочки.

Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка. Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.

Котенок.

У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее найти. Один раз они играли и услышали над головой мяуканье. Вася закричал Кате: — Нашел кошку и котят! Иди сюда скорее. Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать. Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Они отвлеклись, а котенок играл один. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «quot;Назад, назад!»quot; — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок, глупый. Сгорбил спину и смотрит на собак. Собаки хотели схватить котенка, но Вася подбежал, упал животом на котенка и закрыл его от собак.

Пушок и Машка.

У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьет для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.

Привал.

Боря, Паша и Петя пошли на прогулку. Тропинка шла мимо болота и обрывалась у реки. Ребята подошлик рыбакам. Рыболов переправил ребят через реку. На берегу они устроили привал. Боря нарубил веток для костра. Петя порезал булку и колбасу. Они поели у костра, отдохнули и вернулись домой.

Журавли.

Журавли живут возле болот, лесных озер, на лугах, берегах речек. Гнеда строят прямо на земле. Журавель кружит над гнездом, охраняет его. В конце лета журавли собираются в стаи и улетают в теплые страны.

Друзья.

У Сережи и Захара живет собака Дружок. Дети любят заниматься с Дружком, учить его. Он уже умеет служить, лежать, приносить в зубах палку. Когда ребята зовут Дружка, он бежит к ним, звонко лая. Сережа, Захар и Дружок хорошие друзья.

Ёжик.

Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь.

Чужое яичко.

Старушка поставила корзинку с яичками в укромное местечко и посадила на них курочку. Сбегает курочка водички попить, да зернышек поклевать и опять на место, сидит, квохчет. Стали из яичек птенчики выклевываться. Выскочит цыпленок из скорлупки и давай бежать, червячков искать. Попало к курочке чужое яичко – оказался там утенок. Подбежал он к речке и поплыл, как клочок бумаги, загребая воду широкими перепончатыми лапами.

Почтальон.

У Светы мама работает на почте почтальоном. Она разносит почту в почтовой сумке. Света днем учится в школе, а вечером вместе с мамой раскладывает вечернюю почту в почтовые ящики. Люди получают письма, читают газеты и журналы. Профессия Светиной мамы очень нужна всем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]