Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы


Дидактические игры по ФЭМП в младшей группе

В этой категории представлены игры для дошкольников 3–4 лет, обучающие группированию, сопоставлению и соотношению объектов по величине и форме, восприятию расстояния и направленности движения, расширяющие представления о геометрических фигурах, формирующие навык плоскостной и пространственной ориентации. У детей должны сформироваться количественные представления и понимание равенства предметов.

Вне зависимости от того, как разделены дидактические игры по ФЭМП по группам, важно развивать мелкую моторику и речевые навыки, воспитывать у детей усидчивость и трудолюбие.

Подбери предмет к фигуре

На одном столе разложены геометрические фигуры, на другом — небольшие предметы. Педагог указывает на одну из представленных геометрических форм. Задача игрока — отыскать на другом столе предмет, приближенный по очертаниям к продемонстрированной фигуре. Например, воспитатель указал на круг, ребенок берет со стола круглое косметическое зеркальце.

Геометрическое лото

Для игры нужны вырезанные картонные изображения основных геометрических форм, а также карточки-лото, изображающие эти самые фигуры. Педагог раздает карточки воспитанникам, просит наложить вырезанные фигуры на лото так, чтобы они закрыли соответствующие геометрические изображения. Раскладывая фигуры, каждый игрок обводит их пальчиком, называет вслух.

Помощники

Воспитатель наполняет ведерки разными видами субстанций: песком, мелкими камушками, бумажными клочками, зерном и прочим. Просит воспитанников с помощью лопатки пересыпать содержимое в свободные ведерки. Дети, выполняя задание, рассказывают, что им пересыпать сложнее, что легче, какая субстанция весит больше.

Красивый платок

Для игры нужно вырезать из цветной бумаги изображения осенних листьев разного размера, цвета и формы. Воспитатель раздает детям носовые платочки, один берет себе. Затем предлагает совместными усилиями украсить платки. Педагог украшает свой платочек, дети повторяют узор за ним, при этом проговаривают, сколько листков определенного цвета и формы раскладывают в каждом углу платка, в каком направлении их кладут, равное или нет количество листочков, как их уравнять.

Далее каждый ребенок украшает платок по-своему, рассказывает, какие листья использовал, в каком количестве.

Две дорожки

Педагог раскладывает на горизонтальной поверхности две ленты: одна заметно шире другой. Далее раздает детям игрушечные машинки. Задача — проехать по дорожкам. Выполняя задание, дошкольники делают вывод, что по узкой ленте может проехать только одна машинка, а по широкой дорожке могут одновременно ехать две машинки.

Наперегонки ползком

Дети играют парами, становятся в одном конце игровой комнаты. На другом конце воспитатель кладет на пол два предмета. Один предмет должен находиться ближе к детям. По сигналу игроки ложатся животом на пол, начинают ползти к целям. Один игрок быстрее добирается до предмета. Педагог спрашивает у остальных воспитанников, почему так получилось. Дети должны сделать вывод, что из-за разного расстояния между игроками и предметами.

Угощение для зайчиков

Воспитатель расставляет игрушечных зайчиков на столе, просит детей угостить их морковками. По ходу игры педагог задает вопросы, на которые игроки должны четко отвечать:

  • «Сколько зайчиков пришло к нам в гости?» — «Много»;
  • «А сколько морковок?» — «Много»;
  • «Морковок больше или меньше, чем зайчиков?» — «Поровну».

Тропинки

Педагог рассказывает воспитанникам, что зайчик и барсук живут в уютных норах, только вот тропинок к дому нет. Далее показывает детям картинки, изображающие норы на разном расстоянии от зверят. Задача игроков — провести карандашом дорожки к норам зайчика и барсука, при этом сказать, какой путь длинный, какой короткий.

Аналогичные картинки можно сделать для других животных.

Дидактические игры по математическому развитию

Представленная картотека дидактических игр по математике рекомендуется педагогам дошкольных учреждений и родителям. В ходе занятий дошкольники знакомятся со счетом, учатся работать с цифрами и геометрическими формами, сравнивать, сопоставлять, перечислять.

Задачи представленных в каталоге игр:

  • получение навыка использования цифр;
  • совершенствование умения вести счет, распределять числовые значения;
  • знакомство с числовыми и понятийными обозначениями времени, дней, месяцев;
  • развитие пространственной и плоскостной ориентации, умения определять и объяснять местоположение объектов относительно друг друга;
  • расширение представлений о геометрических фигурах;
  • развитие памяти, умения логически мыслить, рассуждать, анализировать, выдвигать предположения, подводить итоги, концентрировать внимание;
  • развитие творческого мышления, воображения.

Дидактические игры по ФЭМП в средней группе

Представляем игры для формирования элементарных математических представлений у дошкольников 4–5 лет. Дети учатся вести счет, оперировать пространственными и временными представлениями, анализировать, составлять, сравнивать, упорядочивать объекты, использовать соответствующие лексические понятия. У дошкольников формируется цветовосприятие, понимание последовательности. Игры развивают память, речевые навыки, концентрацию внимания, умение логически мыслить.

Геометрия

Дети получают по 10–20 счетных палочек и по 2 шнурка длиной 20–30 см. Из этих приспособлений составляют разные плоскостные фигуры. Из палочек получаются фигуры с углами: квадраты, прямоугольники, треугольники разной величины. А из шнурков — овалы и круги.

Бусы для матрешки

Педагог подготавливает шнурок, на него цепляет с правого края маленькие изображения геометрических фигурок в определенной очередности. Далее просит детей продолжить изготовление красивых бус для матрешки. Игроки берут из коробочки геометрические фигурки, наклеивают их на шнурок в правильной очередности.

Урожай

Для игры нужны две разноразмерные корзины и изображения овощей и фруктов разной величины. Игровая задача — рассортировать урожай по корзинам: в большую положить крупные плоды, в меньшую — маленькие. В процессе игры дети рассказывают, какие корзины по величине видят перед собой, какие овощи и фрукты в них кладут.

Хвосты

Для игры нужны игрушечные животные: слоник, зайчик, обезьянка, лисичка, медвежонок. Животные не могут разобраться, чей хвост длиннее. Дети должны решить спор. Они измеряют хвосты, прикладывая их друг к другу, сравнивают, употребляя соответствующие прилагательные: длинный, короткий, большой, маленький.

Правильно-неправильно

Педагог раздает воспитанникам по два круга: красный и зеленый. Затем произносит фразы на тему сезонов года и времени суток. Дети поднимают красный кружок, если фраза неправильная, например, «после осени пришла весна». Или зеленый кружок, если фраза правильная, например, «утром мальчик делает зарядку».

Найди предмет

Воспитатель прячет предмет в игровой комнате, а ребенок должен его отыскать, ориентируясь на подсказки. Педагог говорит, например: «Три шага вправо, один вперед, нагнись, загляни под стол». Ребенок пытается выполнить все, что слышит.

Круг и овал

Педагог прикрепляет к магнитной доске несколько овалов и кругов разной величины и цвета. Спрашивает, чем различаются фигуры, чем схожи. Дети отвечают, что у них нет углов. Педагог предлагает воспитанникам покатать фигуры по горизонтальной поверхности. Дети отмечают, что круги легко катятся, а овалы нет. Рассуждают, почему так, накладывают фигуры друг на друга. И приходят к выводу, что овалы вытянутые, поэтому не могут катиться.

Назови время суток

Для игры нужны сюжетные картинки, что делают дети в течение дня: зарядка, завтрак, чистка зубов, прогулка и прочее. Воспитатель демонстрирует картинку, игрок называет время суток, когда происходит изображенное действие. За верный ответ получает фишку. Побеждает игрок с наибольшим количеством фишек.

Для некоторых действий могут быть два верных ответа. Например, зубы положено чистить утром и вечером.

Найди место

Дети становятся в ряд. Воспитатель дает каждому игроку задание, куда встать. Например: «Миша, встань справа от Оли», «Вова, встань позади Кости», «Юля, встань перед Витей». Распределившись по указанным местам, дети развернуто говорят, кто стоит перед ними, позади, справа и слева.

Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе

Для старших дошкольников актуально обучение счету, сложению, вычитанию. Игры учат детей 5–6 лет отвечать на вопросы с употреблением числительных.

Назови соседние цифры

Игроки становятся в круг, педагог — в его центр. Он поочередно бросает мяч детям, называет цифру. А игроки должны назвать соседние в ряду цифры справа и слева.

Квадратная мозаика

Игрок получает 36 диагонально разрезанных квадратов 8×8 см. Фигуры должны различаться цветом. Каждую часть квадратов нужно пронумеровать на задней стороне.

Игроки выполняют следующие задания:

  • раскладывают части квадратов по цвету;
  • раскладывают по номерам;
  • складывают из частей квадраты;
  • совмещают части так, чтобы получились новые квадраты.

Посчитай мячи

Педагог вкладывает в большие сетчатые мешки мячи: в один 6 крупных, в другой 7 маленьких. Дети предполагают, в каком мешке мячей больше. Воспитатель спрашивает, как доказать это утверждение. По подсказке педагога дети раскладывают мячи попарно: маленький и крупный. Один маленький мяч оказывается без пары. Значит, маленьких больше. Затем педагог спрашивает, как уравнять мячи. Нужно либо убрать один маленький, либо прибавить крупный.

Звуковой счет

Дети получают карточки с цифрами до 10. Воспитатель прячется за заграждением, стучит в бубен или барабан определенное количество раз. Игроки внимательно слушают число ударов, затем поднимают соответствующую цифру.

Игру можно усложнить. Педагог просит поднять цифру, больше или меньше количества ударов.

Назови день недели

Игроки формируют круг, педагог становится в его центр. Он поочередно бросает детям мяч, задает вопросы о днях недели. Например: «Какой день перед пятницей?» или «Какой день будет завтра?».

Матрешки

Игроки в количестве 6–10 человек становятся в ряд, повязывают платки разного цвета, вслух называют свой порядковый номер. Водящий внимательно слушает, затем выходит из комнаты. Двое игроков меняются местами. Водящий, вернувшись в комнату, говорит с использованием числительных, что изменилось. Например: «Желтая матрешка была шестой, а стала третьей. Синяя матрешка была третьей, стала шестой». Потом игроки выбирают нового водящего.

Гаражи

Игроки получают картонные автомобильные рули, на которых написаны цифры до 10. Рули окрашены в красный, желтый, голубой цвета. Педагог расставляет в разных частях игровой комнаты три стула с соответствующими цветовыми метками. По сигналу дети разбегаются в разные стороны, бегают по комнате. По команде «В гараж!» все бегут к стульям, аналогичным цвету руля. Добежав до гаража, выстраиваются в ряд соответственно указанным на рулях цифрам.

Радуга

Воспитатель демонстрирует детям картинку радуги, перечисляет полоски, объясняет, что они располагаются в определенной последовательности. Воспитанники внимательно рассматривают радугу, пытаются запомнить чередование полос, затем закрывают глаза. Педагог убирает полоску, либо меняет полоски местами. Открыв глаза, игроки пытаются определить, что изменилось.

Слагай и вычитай

Дети становятся в ряд. Ведущий поочередно бросает детям мяч, называет математический пример на сложение или вычитание. А поймавший мяч игрок должен в уме посчитать ответ.

Дидактические игры по ФЭМП в подготовительной группе

Для дошкольников 6–7 лет, готовящихся к школе, представлены дидактические игры, закрепляющие базовые математические представления.

Неделя

Для игры нужны карточки, изображающие цифры от 1 до 7. Их разбирают игроки. Под музыкальное сопровождение дети танцуют. По сигналу строятся в ряд в соответствии с цифрами на карточках. Называют себя по порядку: первый игрок — «Я понедельник!», второй — «Я вторник!» и так далее.

Аналогичную игру можно провести с карточками от 1 до 12, в этом случае игроки будут изображать месяцы года.

Мы — художники

Педагог просит детей изобразить сюжетную картину на определенную тему. Например: улица, парк, зоопарк, цирк, детская комната. В процессе рисования дети развернуто рассказывают, где изображают каждый элемент рисунка, при этом употребляют слова: перед, сзади, рядом, возле, справа, слева, сверху, снизу, между, под, над и прочие.

Сравни и продолжи

Педагог раздает воспитанникам карточки, изображающие геометрические фигуры в ячейках в определенной последовательности. Последние ячейки не заполненные. Задача игроков — определить последовательность чередования фигур, заполнить оставшиеся ячейки.

Монеты

Для игры в качестве наглядного материала нужны монеты разного достоинства. Педагог задает математические примеры, а дети их решают. Примеры должны быть такого типа: «У Вани было 5 рублей. Он купил в магазине булочку за 2 рубля. Сколько у него осталось денег?».

Кому бросить мяч

Дети становятся в несколько рядов. Первый игрок получает мяч. Ведущий дает ему задание, например: «Брось мяч стоящему справа от тебя». Игрок, поймавший мяч, получает следующее задание, например: «Брось мяч стоящему перед тобой». И далее по такому же принципу.

Починим машину

Для игры требуется изображение автомобиля, сложенное из разных геометрических фигур. Игроки внимательно рассматривают изображение, затем закрывают глаза. Педагог убирает 1–2 детали машины. Открыв глаза, дети пытаются вспомнить, какие фигуры исчезли.

Дидактические игры по математике своими руками

Чтобы усилить познавательный интерес дошкольников, рекомендуется делать для игр яркий, разнообразный и увлекательный материал. Сделать своими руками математические игры несложно, вот несколько интересных примеров:

  1. Вырезанные из бумаги яблоки с разным количеством семечек — от 1 до 10. К ним дети прикрепляют карточки с соответствующим изображением цифр.
  2. Математические четки — шнурок с нанизанными бусинами. При решении арифметического примера ребенок сдвигает бусины: отсчитывает первое число, затем второе. А после складывает или вычитает, определяет получившееся количество бусин.
  3. Продолжи ряд. На бумажных полосках изображены разные изогнутые линии. В начале вдоль этих полосок приклеены геометрические фигурки в определенной последовательности. Задача ребенка — продолжить ряд, используя дополнительные фигуры из коробочки.
  4. Вылови рыбку. На бумажных ведерках изображены цифры от 1 до 10. На рыбках — арифметические примеры. Дошкольник решает пример, смотрит на каком ведерке изображен ответ, помещает туда рыбку.
  5. В картонных листах определенного цвета прорезано несколько разных геометрических отверстий. Также вырезаны геометрические фигуры, соответствующие этим отверстиям по форме и цвету листа. Игровая задача — правильно разложить фигуры по отверстиям.

Изготавливая материал для игр, можно использовать любые подручные и природные средства. Главное — они должны быть безвредны для ребенка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]