Картотека дидактических игр по правовому воспитанию дошкольников картотека (подготовительная группа) на тему

Цель: дать детям повод задуматься о том, что не у всех детей есть родители.

Задания:

1Научить видеть социальную несправедливость в ситуациях со сказочными персонажами, вносить предложения по улучшению или исправлению ситуации.
2Закрепите понятие «сирота».
3Развивайте сочувствие к детям без родителей.

Материал: иллюстрации к сказкам «Три поросенка», «Золушка», «Дикие лебеди», «Белоснежка» и другие.

Правила игры: игроки должны объяснить детям права, какие права детей были нарушены.

Прогресс игры: 2 и более детей могут играть. Взрослый читает отрывок из сказки, а дети-игроки называют сказку, находят подходящую иллюстрацию и объясняют другим детям права, права которых нарушены. Игра заканчивается, когда все изображения просмотрены и объяснены.

Дидактическая игра «Пусть знает каждый ребенок, что у него есть разные права»

Цель: закрепить в детях знания о правах на любовь и заботу, отдых и досуг, хорошее питание, образование и медицинское обслуживание.

Материал: кубик с фотоиллюстрациями по правам детей.

Правила игры: игроки должны объяснить права ребенка, которые показаны на картинке.

Прогресс игры: Дети встают в круг. По сигналу воспитателя дети начинают передавать кубик друг другу в руки. Когда звучит сигнал, ребенок, получающий кубик, смотрит на свое изображение и говорит о правой стороне ребенка, которая изображена на нем. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переработаны все иллюстрации.

Примерно с 2–3 лет развивается самосознание ребенка, с приобретением жизненного опыта у ребенка складываются собственные понятия и представления о жизни. В этот период развития очень важно включить оценочный момент, объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо, что допустимо и недопустимо с точки зрения общества. Нравственное воспитание является одной из важных сторон воспитания детей. Оно осуществляется во всех видах деятельности. Особой формой общественной жизни дошкольников является самостоятельная детальность – игра, где они по желанию объединяются или действуют самостоятельно, осуществляя свои замыслы. Эта счастливая особенность детства способствует воспитанию нравственных качеств, таких как коллективизм, товарищество, доброжелательность, честность, справедливость и т. д.

Желуди

Цель:

развитие ловкости, внимания, терпения, сосредоточенности, стремления к победе, волевых качеств личности.

Возраст:

7 лет.

Оборудование:

5 желудей или небольших округлых камушков.

Ход игры:

ребенок берет 5 желудей (камушков) в руку и раскладывает их на столе. Далее берет один из 5 желудей, подбрасывает его вверх и ловит. Потом подбрасывает его опять и, пока он летит, берет со стола другой желудь, не забывая поймать подброшенный. Снова подбрасывает один из желудей и быстро добавляет новый желудь к тому, который уже зажат в ладошке. Теперь на столе осталось только 2 желудя. Снова подбрасывает желудь, успевая схватить и спрятать в ладошку третий, а при следующем подбрасывании – и четвертый. Так у ребенка в конце игры в ладошке оказывается 4 желудя из 5. Последней попыткой, подбросив пятый желудь, ловим и его.

Примечание

: игру можно серьезно усложнить, попросив ребенка подбрасывать и ловить желуди левой рукой.


Пойдем гулять

Цель

: развитие артистичности, преодоление скованности, стеснения, учить терпеливости.

Возраст

: 4–6 лет.

Ход игры

: дети сидят на стульчиках, ожидая приглашения поучаствовать в игре. Ведущий подходит к любому ребенку и говорит: «Пойдем гулять?» Ребенок соглашается: «Пойдем!» Ведущий продолжает диалог: «Вставай!» «Встаю», – отвечает ребенок и поднимается со стульчика. Ведущий: «Одевайся!» Ребенок: «Одеваюсь», при этом он имитирует движения одевающегося человека. Ведущий: «Умойся!» Ребенок отвечает: «Умываюсь!», показывая, как он это делает. Ведущий: «Вот теперь пойдем гулять!» Далее ведущий и выбранный ребенок, держась за руки, подходят к следующему ребенку. Диалог продолжается. Когда все участники игры готовы пойти гулять, все вместе говорят:

Дружно мы гулять идем,

Песню звонкую поем!

Робинзоны

Цель:

развитие фантазии, находчивости, практических навыков, умения помочь в трудную минуту, поделиться, ободрить словом и делом, придти на помощь.

Возраст

: 6–7 лет.

Ход игры:

с потерпевшего кораблекрушения судна на необитаемый остров попадают взрослые и дети. Они отсылают в бутылке записку с просьбой о помощи. Далее существуют две версии игры.

1. На остров с корабля попадают некоторые вещи. Нужно помочь робинзонам придумать новое применение известных вещей.

2. Собрать для робинзонов посылку, сложив в нее оптимальный набор вещей, с помощью которых они смогли бы построить себе жилище, охотиться, готовить пищу и т. п.

Приключение в космосе

Цель

: развитие воображения, учить детей управлять своим поведением, считаться с чужим мнением, быть не только командиром, но и подчиненным, не бояться трудностей, твердо идти к намеченной цели.

Возраст

: 6–7 лет.

Оборудование:

обручи, стульчики.

Ход игры

: выбираются два ведущих, один – Конструктор, он будет строить ракету, собрав себе команду помощников, другой – Командир космического корабля, он полетит в космос, собрав себе достойный экипаж. На первом этапе игры из стульчиков, установленных спинками наружу, строится космический корабль, устанавливаются приборы управления, обручи – иллюминаторы. На втором этапе экипаж корабля, договорившись друг с другом о маршруте движения, летит в космос. Экипаж и Конструкторы постоянно поддерживают связь, так как полет осложняется внезапным метеоритным дождем, отказом техники, солнечным затмением и тому подобными непредвиденными обстоятельствами. Игра заканчивается с возвращением экипажа на Землю.

Лесная тропинка

Цель

: развитие активности детей, преодоление нерешительности, скованности, развитие способности быстро принимать решение, умения приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.

Возраст:

от 4-х лет.

Ход игры

: игра начинается с движения детей по кругу друг за другом. По команде воспитателя: «Ямка!» каждый участник игры находит себе пару и, взявшись за руки, показывает ширину и глубину ямки. По сигналу воспитателя: «Кочка!» дети собираются в тройки, присаживаются на корточки, соединив руки всех участников над головами. По сигналу: «Горка!» один из трех ребят встает во весь рост, а остальные, присев, образуют склоны горки. Игра может происходить в медленном и быстром темпе, а также с музыкальным сопровождением.

Летучие мыши

Цель

: преодоление нерешительности, страха перед неизвестным, развитие выдержки, ловкости, преодоление боязни темноты.

Оборудование:

небольшие фонарики (один для каждой пары участников), затемненный игровой зал, кегли, мячи, маленькие стульчики, подушка.

Возраст

: от 6 лет.

Ход игры

: воспитатель объявляет, что сегодня дети будут играть в необычную игру. Зачитывает стихотворение Г. Граубина «Летучие мыши».

Летучие мыши мне спать не дают:

Все время над крышей снуют и снуют.

Я завтра же кошку летать научу,

И этих противных мышей проучу!

Считалкой выбирается водящий, он будет кошкой. Водящего усаживают в центре зала на подушку, он «засыпает». Летучие мыши зажигают фонарики и, сохраняя абсолютную тишину, стараясь не сбить и не задеть ни один предмет из стоящих на полу, пытаются найти загаданную и спрятанную в зале воспитателем игрушку. Если кто-то из детей зашумит или заденет и уронит какой-либо предмет, Кошка просыпается и ловит нерасторопных Мышат. Дети ищут спрятанный предмет и спасаются от Кошки в паре, не расцепляя рук. Кошка ловит Мышей, дотрагиваясь до плеча рукой.

Дотрагиваться до спящей Кошки нельзя, а проходить мимо и приближаться можно. Пойманные Мыши выбывают из игры, и игра продолжается, пока все Мыши не попадутся Кошке в лапы.

Воробьи и вишня

Цель

: воспитание смелости, умения мобилизовать свои силы, развитие выдержки, преодоление нерешительности, робости, учить детей сознательно управлять своим поведением.

Возраст

: от 4 лет.

Ход игры

: педагог предлагает поиграть, дети становятся Воробышками, которые хотят полакомиться вишней в саду. А в саду есть Пугало, которое охраняет вишневые деревья. Оно очень пугает Воробьев, когда просыпается. Дети-Воробьи, взявшись за руки и приговаривая слова, подкрадываются к Пугалу:

Я веселый воробьишка,

Серый озорной плутишка,

Буду вишню клевать,

Буду вишню клевать!

Внезапно Пугало оживает и пытается поймать зазевавшихся Воробьев.

Детям нужно сказать о том, что нельзя дотрагиваться до Пугала руками, дразнить его, убегать можно только после того, как Пугало «оживет».

Игра продолжается до тех пор, пока все Воробьи не будут пойманы.

Примечание:

перед игрой рекомендуется вспомнить героя сказки «Волшебник Изумрудного города» Страшилу.

Кто в дупле живет?

Цель

: воспитание у детей собранности, концентрации, уверенности в своих силах, ловкости.

Возраст

: 5–6 лет.

Ход игры

: на земле или в зале чертятся круги-дупла на значительном расстоянии друг от друга. Их на один меньше, чем участников игры. Считалкой выбирается водящий. Он переходит от дупла к дуплу со словами:

В сосне дупло,

В дупле тепло.

А кто в дупле,

Уступи место мне!

Каждая Белка, не желая уступать дупло Водящему, отсылает его к другому дуплу, и, пока Водящий переходит, старается жестами, знаками, мимикой договориться об обмене «жилплощадью». За спиной Водящего Белки все время меняются дуплами. Водящий же должен стремиться занять освободившееся дупло. Если ему это удается, он становится Белкой, а «бездомная» Белка будет играть роль Водящего.

Детки в зоопарке

Цель

: пробудить в ребенке альтруизм, желание принести пользу, доставить радость, проявлять гуманное отношение к слабым, беззащитным, опекать, помогать.

Оборудование:

игрушки, изображающие животных большого и маленького размеров (мама и детеныш), рисунки хищных и травоядных зверей, обитающих в зоопарке, нарисованные на полу дорожки.

Возраст:

5–7 лет.

Ход игры

: воспитатель сообщает, что в зоопарке на площадке молодняка детеныши разных зверей остались без присмотра. Их нужно отвести к мамам, выбрав самую безопасную дорожку, самый короткий путь, самый медленный темп, соблюдая правила осторожного движения. Кто придет первым, тому достается игрушка.

Лисички-сестрички

Цель:

научить детей действовать сообща, слаженно, уметь выполнять совместно действия.

Возраст:

2–4 года.

Ход игры:

педагог предлагает поиграть, дети делятся на пары и каждая пара берет друг друга под руку, и все пары становятся в круг. Педагог выбирает любую пару и обращается к ней:

– Лисички-сестрички, покажите, что умеете.

– Мы рыжие лисички, веселые сестрички,

Мы все вместе делаем.

– Ну так сделайте …

Воспитатель дает задание, пара его выполняет. Затем педагог предлагает другой паре Лисичек выполнить другое задание и так далее. Задания могут быть любыми, игра будет интереснее, если при выполнении задания Лисички будут действовать правыми (игрок, стоящий справа) и левыми (игрок, стоящий слева) руками и ногами. Например, «хлопни в ладоши» – игроки хлопают в ладоши свободными руками (стоящий справа – правой и стоящий слева – левой). Или «топни правой ногой, взмахни левой рукой». После того как дети освоятся с игрой, задания можно усложнить – предложить детям причесать куклу, заплести ей косичку, собрать фигуру из конструктора.

Паровоз бежит по рельсам

Цель:

сближение детей, развитие упорности, аккуратности.

Оборудование:

детские стульчики, по 4–5 для каждой команды.

Возраст:

4–5 лет.

Ход игры:

дети делятся на две команды и встают в шеренги. Перед каждой командой в ряд расставлены стульчики, имитирующие семафоры. По команде воспитателя дети, первыми стоящие в шеренгах обегают змейкой вокруг стульчиков, возвращаются к своей команде, берут еще одного игрока за плечи и вместе обегают стульчики и так далее, пока в змейке не окажутся все игроки команды. Победителем считается та команда, которая не сбила ни одного семафора на пути и быстрее выполнила задание.

Плыви, кораблик!

Цель

: развивать альтруизм, умение радоваться за другого, желание доставлять радость.

Оборудование:

полированная гладкая поверхность (например, стол), бумажные кораблики разных цветов.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры

: ребята разбиваются на пары, каждый участник берет себе кораблик. Цвета корабликов в паре не должны совпадать. Кораблики ставятся на стол. По команде ведущего дети начинают дуть на кораблики, стремясь отправить кораблик своего товарища как можно дальше. Отставший кораблик выбывает из игры.

Примечание:

педагог должен следить, чтобы дети не дули на кораблики слишком сильно и долго (не дольше 10 секунд), чтобы не закружилась голова.

День рождения кота Леопольда

Цель

: развивать у детей желание сделать что-то приятное для другого, учиться помогать друг другу, уметь делиться.

Возраст:

от 5 лет.

Ход игры

: собираясь на день рождения кота Леопольда, участники игры посещают три магазина: магазин одежды, магазин подарков и кондитерский магазин. В первом дети выбирают самый лучший наряд, но не для себя, а для товарища. Во втором – самый лучший, самый полезный подарок для именинника. А в кондитерской – самый вкусный торт. Только выбрать этот торт нужно всем вместе, договорившись между собой.

Шеф-повар

Цель

: развивать у детей умение самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, находить компромиссное решение, заинтересовывать своей идеей других детей, аргументировать свою точку зрения, уметь отстаивать ее в споре.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры

: считалкой выбираются шеф-повар и капризные клиенты ресторана. Помощники шеф-повара разбиваются на две команды, они втайне друг от друга готовят первые блюда, горячие блюда, десерт. Для этого они рисуют совместными усилиями цветное меню. Шеф-повар предлагает капризным клиентам на выбор блюда каждой команды. Участники команды активно уговаривают Клиента попробовать принесенное блюдо, расхваливая его питательную ценность и вкус. Побеждает та команда, у которой заказали наибольшее количество блюд.

Блюда команд, предлагаемые Клиенту, не должны совпадать по названию и рецептуре. Нельзя давать негативную оценку блюду соперников.

Собирайся скорей

Цель

: прививать детям самостоятельность, аккуратность, проявление инициативы, учить заботливому и внимательному отношению к близким.

Оборудование

: 3 плоские картонные коробки с откидывающимися крышками. Карточки с изображением мужской, женской и детской одежды, обуви и головных уборов.

Возраст

: 5–6 лет.

Ход игры

: воспитатель показывает детям коробки-чемоданы и предлагает собрать вещи членов своей семьи для поездки на курорт. В первом варианте игры семья едет в южном направлении, во втором выбирается северное направление. Дети из стопки предложенных карточек выбирают нужные предметы, аргументируя свой выбор. Игру можно разнообразить, используя образ героя-неумейки, например Незнайки.

Вот идет Рассеянный по улице Бассейной

Цель

: развивать чувство юмора, умение играть в коллективе, сохранять тайну.

Оборудование

: 3 карточки ведущего – фотографии мужчины, женщины и ребенка, карточки с нарисованными предметами одежды, обуви, головных уборов, различных аксессуаров.

Возраст:

5–6 лет.

Ход игры

: педагог произвольно выбирает из карточек персонаж, который сегодня отправится на прогулку, он кладет карточку на видное место изображением вниз. Для детей эта таинственная личность в конце игры станет сюрпризом.

Дети, разбившись на команды, из предложенной пары вещей выбирают одну. Каждая команда работает втайне от другой. Воспитатель складывает выбранные предметы рядом с фотографией Рассеянного. Когда дети закончат свой выбор, педагог объявляет: «Сегодня на улице льет проливной дождь, а наш герой решил пойти на прогулку в парк. Что же он надел (погода и место прогулок могут каждую игру меняться)?». Воспитатель называет выбранную детьми одежду. Например, он взял чемодан, трость, повязал на шею платочек, обулся в оранжевые сандалии и синие носки, надел шапку-ушанку, красную юбку, фиолетовый пиджак, ажурные перчатки, фуфайку и белую кофточку в малиновый горошек. Далее педагог открывает личность Рассеянного. Многие из предложенных вещей могут не подойти по погоде, сезону, половой или возрастной принадлежности. Посмеявшись над Рассеянным вместе с детьми, воспитатель предлагает детям помочь ему собраться на прогулку.

Сценарий досуга в подготовительной группе «О правах ребёнка — играя»

Свободное время по юридической тематике в подготовительной группе. Сценарий досуга в подготовительной группе «На правах ребенка – игра» с презентацией.

Цель: Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных идей. Развивайте умение рассуждать, сравнивать, делать выводы. Воспитать чувство собственного достоинства и уважение к другим. Материал: Демонстрация: Книга, на обложке которой написано «Права ребенка»; персонаж Баба Яга; Домик Бабы Яги (хижина) бумажный цветок “Права ребенка”; мяч; музыкальное оформление: аудиозапись голосов лесных птиц. Доставка: каждому ребенку – подушка – «думка», дидактическая игра «У каждого есть права», «Имя», «Дом», «Лечение», «Воспитание», «Любовь и забота». В групповой комнате есть место для подвижных игр, где находится домик Бабы Яги, обтянутый белой тканью (перед ним расставлены подушки, сбоку расставлены цветы). Учитель: Я рад встретить тебя. Сегодня познакомимся с замечательной книгой. Это называется «Права ребенка» (показывает). Эта чудесная книга научит вас правам детей.

Появляется Баба Яга. (может быть кукла или роль взрослого)

Баба Яга(берет книгу у учителя) Мала, ты все еще имеешь право учиться! И я прочитал эту книгу. (идет на открытую игровую площадку, прячется за своей хижиной). Учитель: Что ж, Баба Яга! Он взял нашу книгу, и он это сделал! Что мы собираемся делать сейчас? (ответы детей) Что ж, давай свяжемся с ней и вернем нашу книгу. Дети и педагог переходят на открытую игровую площадку. Воспитатель (указывая на накрытый белой тканью дом). За этой заснеженной горой в лесу живет Баба Яга. Преодолеть гору сложно, но волшебные облака нам помогут. (указывает на подушки). Садись быстро и лети! (Дети садятся на подушки) Мы будем летать очень быстро, поэтому закрой глаза, чтобы они не промокли от ветра, давай взлетим! Держись за облака. Почувствуйте, как быстро мы летим! Гора уже позади.

Что еще почитать: Местоимение – что это такое простыми словами, какие есть разряды местоимений и какие у них постоянные и непостоянные признаки

Включает диктофон с птичьими голосами. Медленно увеличивая звук. Снимает ткань с дома Бабы Яги. Воспитатель. Ты слышишь? Поют птицы. Летим в лес. Мы открываем глаза. Высаживаемся на поляну. Вот изба Бабы Яги. (Дети встают с подушек и приходят домой). В глухом лесу есть избушка На куриных окорочках на опушке. Он находится в двух шагах от леса, где живет бабушка Яга. – Постучим? (Появляется Баба Яга)

Баба Яга: Кто они? Зачем они приехали? Я не жду гостей. Учитель (выключает диктофон). О Баба Яга, как ты злишься, какой у тебя грубый голос и твои враждебные слова. Ты даже птиц своим криком напугал. Баба Яга. Хватит говорить! Почему ты пришел? (Ответы детей) Учитель: Да, Баба Яга, мы пришли забрать книгу, которую ты у нас украл. Баба Яга. Он ничего не украл у вас, он просто взял это. У вас нет прав на эту книгу. И только дети и внуки Царя Султана и Соловья-вора могут рассчитывать на все права, написанные в книге. А также детей, которые верят в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, и тот же цвет кожи, что и у Бабы Яги, и в которых вы верите. Итак, Баба Яга, вы ошибаетесь, верните нам книгу! Баба Яга. Ой ой! Шикарная вещь! Давай давай! иди ко мне сюда, ты, номер один. Воспитатель. Баба Яга, почему ты так странно говоришь с детьми? Ведь у них есть название, у каждого свое. Баба Яга: Имена? Зачем давать им имена, если дети еще маленькие? С цифрами тоже справятся. Воспитатель. Вы согласны с тем, что все дети одинаковые? (Нет) Докажите это Бабе Яге. (У одного ребенка черные волосы и голубые глаза, он высокий и медлительный. Другой ребенок блондин, с карими глазами, с веснушками. Он очень веселый и подвижный. И т.д.) ну, Баба Яга, мы вас убедили? Вы согласны с тем, что каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя? Дидактическая игра «Все имеют права» Пальчиковая гимнастика «Одинокая бабка Ёжке» Одинокая бабка Ёжке. Рядом с ней сова и кошки, и куриные ножки она тоже не любит. Все боятся с ней встречаться, не хотят сидеть в духовке. Бабушка недоумевала, как привлечь гостей? Ей не понравится черт, и она пошла бы заниматься спортом, а соседей пригласила бы на чай с пирожным. А потом куриные ножки танцевали на дорожке, И сова, и кошки подпевали гостям. /К. Стрельник / Баба Яга: Что ж, я признаю, что ты имеешь на это право. Воспитатель: Тогда давайте представимся Бабе Яге, и эхо нам поможет. Сидячая игра «Эхо» Дети встают в круг, поочередно произносят свои имена и передают мяч друг другу, остальные хором повторяют их. Воспитатель. А теперь, Баба Яга, пожалуйста, верните нам книгу, чтобы мы узнали о правах других детей. Баба Яга: Я верну его тебе, если твоя мама будет работать на кого-нибудь в библиотеке. Учитель: И почему? Баба Яга: Поскольку только дети библиотекарей имеют право читать книги, только дети строителей могут жить в домах, а дети врачей находятся под присмотром. Учитель: Ну ты сказал! Дети, как вы думаете, правильно ли то, что сказала Баба Яга? (Детские ответы). Баба Яга, каждый ребенок имеет право на дом, еду, заботу и образование. (Раздайте жетоны – символы «Дом», «Лечение», «Воспитание», Баба Яга идет к себе домой)

Что еще почитать: Спички – настольная игра для детей, развивающая мелкую моторику и сообразительность

Воспитатель: Мне почему-то стало жаль Бабу Ягу. Может, она делает плохие поступки, потому что ее никто не любит, никому до нее нет дела. Ведь каждый имеет право на любовь и заботу. Вы все имеете на это право. Никто даже не поздравил Бабу Ягу с днем ​​рождения. Давай сделаем это. Собираем цветок по лепесткам и дарим ему в подарок. Подвижная игра «Собери цветок»

Собирают цветы, стучат в дверь хижины. Выходит Баба Яга. Дети поздравляют ее с днем ​​рождения и дарят цветы. Баба Яга смущается, спасибо, Учитель. пора нам вернуться. Оседлайте свои облака и летим домой. Баба Яга: Ждать! Получите свою книгу. Я тоже способен на добрые дела.

Воспитатель:Спасибо, Баба Яга. Приходите. У нас есть много других интересных книг и игр. Пока мы не встретимся снова! Баба Яга. Пока мы не встретимся снова! Спасибо за приглашение, обязательно приду. Воспитатель. Все в порядке? Давайте летать! Не забудьте закрыть глаза.

(Включает магнитофон с записью птичьих голосов, набрасывает тряпкой дом Бабы Яги. Баба Яга уходит.) Понравилась поездка? Что понравилось больше всего? (Детские ответы). Какие права вы узнали о своих правах сегодня? (Жетонные ответы детей – символы)

Молодцы, вспомнили о своих правах. Мы еще встретимся с этой книгой, которая познакомит вас с другими правами. Спасибо вам всем. Мне было очень приятно и интересно быть с вами.

Дидактическая игра «Сложи цветок»

Цель: закрепить в детях знания о великих правах ребенка. Учите детей понимать свои способности, следуя определенным правилам, правам. Способствовать негативному отношению к проявлениям агрессии, жестокости, эксплуатации. Поощряйте желание быть честным.

Материал: красные и зеленые кружочки с изображением детских лиц, разноцветные лепестки, на которые наклеены изображения, изображающие права ребенка на хорошую жизнь или их нарушение.

Правила игры: игроки должны разместить лепестки вокруг зеленого круга, на который наклеены изображения, представляющие права ребенка на достойную жизнь, а вокруг красного круга расположить лепестки, представляющие нарушение прав ребенка ребенок.

Прогресс игры: В игре могут участвовать двое и более детей.

Вариант 1

На столе в центре ставят 2 кружка (зеленый и красный), а лепестки на столе располагаются с изображением на столе. Дети по очереди выбирают лепесток, рассматривают его, объясняют: права ребенка защищены или нарушаются. Если на лепестке изображено изображение защиты прав ребенка, оно располагается вокруг зеленого кружка, а если права ребенка нарушаются, то вокруг красного кружка. Игра заканчивается, когда собираются оба цветка.

вариант 2.

Играют двое детей. Ребенку предлагается сложить цветок, на лепестках которого изображены изображения защиты прав ребенка, второму ребенку – изображения нарушения прав ребенка. Побеждает игрок, который первым сочинит цветок.

Дидактическая игра «Цепочка прав ребенка»

Цель: закрепить у детей знания о правах маленького ребенка. Улучшите навыки чтения. Развивайте мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, зрительное восприятие.

Материал: части «цепочки»: одни – графическое изображение прав ребенка, другие – словесное объяснение графических изображений.

Правила игры: для словесного разъяснения прав ребенка дети выбирают картинки с графическим изображением, поясняя их содержание, формируя цепочку. Наоборот.

Прогресс игры:

Вариант 1

Поставщик или ребенок читает устное объяснение прав ребенка на части цепочки. Дети находят подходящую графику, соединяют кабелем и рассказывают о праве ребенка, которое на ней изображено.

Что еще почитать: Игры на троих

вариант 2:

Дети выбирают для себя части с графическим изображением прав ребенка и с помощью учителя или самостоятельно находят соответствующее словесное объяснение. И соединяются шнурком. Выигрывает тот, кто быстрее всех соединит цепочку.

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию

Транскрипт

1 Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по духовно нравственному воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей

2 «Мой адрес» Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Калининграда, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища. Материал: мяч Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. «Наш детский сад» Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве. Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. Планы детского сада, 1, 2 этажей, группы. Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве «Поиски добрых слов» Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова.

3 «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений» Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие. «Наша страна» Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице. Материал: иллюстраций, фотографий Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают «Малая Родина» Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Калининграда. Материал: иллюстраций, фотографий города Калининграда и Калининградской области. Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают.

4 «Флаг России» (города Калининграда и Калининградской области) Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, области, областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал: полосы красного, синего и белого цвета. Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России. «Расскажи о своей семье» Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их. Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи. «Найти флаг России, города Калининграда и Калининградской области Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, области,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал: картинки с изображением разных флагов. Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный

5 «Путешествие по городу Калининграду» Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры. Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города. Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их. «Где находится памятник?» Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе. Материал: изображения памятников. Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник. «Наш микрорайон» Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада. Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона. Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада. «Моих родителей зовут» Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек. Материал: семейные фотоальбомы Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

6 «Страны и народы» Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира. Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира. Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.

Правовое воспитание дошкольников

Дети – наше будущее. И наше общее завтра напрямую зависит от того, какие нормы морального поведения мы закладываем в них сегодня. Осознание ребенком своих прав способствует формированию полноценной культурной самодостаточной личности.

Гражданско-правовое воспитание дошкольников

Гражданское право подробно описано в следующих документах:

  • Декларация прав ребенка (1959 г.).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
  • Всемирная декларация о выживании, защите и развитии детей (1990 г).

Очень важно представить информацию об этих законах в доступной для детей дошкольного возраста форме. Рекомендуется ввести правовое образование для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Форма учебы должна быть в форме непринужденной беседы, игры или посредством взаимодействия учителя с ребенком. Необходимо помочь ребенку осознать свою нишу в обществе, понять свои способности и допустимые ограничения. Обучение нравственному поведению, этике общения. Разъяснить, кто такой гражданин, что такое государство, познакомиться с историей и традициями своей родной страны, других государств и национальностей.

Нравственно-правовое воспитание дошкольников

Нравственное и правовое воспитание заключается в том, чтобы информировать детей об их правах, объясняя, какие действия хороши и полезны для общества, а какие, наоборот, вредят окружающим. Важно объяснить ребенку, что он – часть общества и что многие его действия отражаются на развитии всей страны.

Поговорите со своим ребенком об его правах:

  1. Право на любовь и заботу в семье.
  2. Право на получение образования.
  3. Право на лечение.
  4. Право на отдых.
  5. Право на получение информации.
  6. Право на индивидуальность.
  7. Право выражать свои мысли и интересы.
  8. Право на защиту от всех видов насилия.
  9. Право на полноценную пищу.
  10. Право на комфортные условия проживания.

Объясните значение каждого права.

Правовое воспитание младших дошкольников

В молодом возрасте следует сделать упор на нравственное воспитание. Заложите в сознании ребенка основы поведенческой линии, объясняя, что можно, а что нельзя делать и почему. Какие действия ребенка вредят ему и окружающим его людям.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников
  • Золотарева Людмила Николаевна старший воспитатель
  • Таченко Екатерина Владимировна Воспитатель
  • Романенко Анна Викторовна Воспитатель

МБДОУ № 23 «Березка» Республика Адыгея, г. Майкоп

Обращение к духовно – нравственному воспитанию в настоящее время стало особенно актуальным, когда в истории государства происходят катаклизмы, меняются ориентиры. А ведь общество и государство нуждаются в образованной духовно – нравственной молодежи. Проблему духовно – нравственного воспитания необходимо решать в дошкольном возрасте, когда «сердца открыты для добродетели», т.к. это самый благодатный период детства для формирования духовно – нравственных основ. Я считаю, что нельзя упускать это «золотое время», ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.

Важном средством духовно – нравственного воспитания приобщение детей к традициям народа. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре, как дидактической, так и народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно – нравственного воспитания дошкольника. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве.

Перед игрой, я рассказываю детям о культуре и быте того или иного народа.

Например, перед игрой «Подними шапку» рассказываю о головном уборе адыгского народа. Перед показом армянской сказки «Горшки» рассказываю о гончарном искусстве; в русских народных играх «Наседка и коршун», «У медведя во бору», «Волк во рву» объясняю значение слов, которые употребляли раньше наши предки.

Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом «Укрась одежду национальным узором», «Сложи из частей целое» (одежда, посуда), «Дом Машеньки и Амира», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты неправильно).

Цикл дидактических игр по изучению родного города помогает формировать чувство любви к родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Такие игры как «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в привитии любви к родной земле, гордости принадлежности к этому народу. Использую словесные игры при воспитании духовно – нравственных чувств. Например, игры «Вежливые слова» — ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, «Цветок красивых слов» (дети выставляют лепестки, произнося волшебные слова), «Поделись улыбкой», «Похвали соседа», «Люблю своих близких» — помогают воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, к людям пожилого возраста, заботливая отношение к малышам.

Кроме игр, в формировании духовно – нравственной личности дошкольников важным является участи родителей в воспитательном процессе. Поэтому не случайно в нашем детском саду был разработан проект «Сотрудничество с семьей в духовно – нравственном воспитании дошкольников».

Был предоставлен личный опыт семейного воспитания семьи Хачемизовых «В каждый дом свои традиции». Были проведены родительские собрания на тему «Наши дети растут», где семья Беретарь делилась опытом воспитания детей через труд. Также были проведены консультации по темам: «Воспитание нравственности в семье», «Семейные ценности».

Положительным опытом явилось сотрудничество педагогов и родителей в проведении «Недели семьи», где родители вместе с детьми принимали участие в изготовлении венка памяти и возложении его вместе с детьми к памятнику погибшим войнам.

Проведя работу в этом направлении, я пришла к выводу, что духовно – нравственное воспитание является основой для развития гармонично – развитого человека: честного, правдивого, доброго, умеющего находить компромисс в любых жизненных ситуациях.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]