Классный час по правовому воспитанию на тему «Права без обязанностей. Миф или реальность»


Примерное планирование по теме «Правовое воспитание»; 1-4 классы

Голева Марина Александровна

Учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода

Максимова Маргарита Вячеславовна

Учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода

Актуальность
проблемы правового воспитания детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов правового воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы. Эта работа ведется по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно-необходимыми мероприятиями. Новый этап развития отечественной государственности, модернизация образовательной системы диктует необходимость переоценки традиционных форм правового воспитания.

Цель данной работы – показать методы и приемы, используемые в воспитательной работе гимназии по формированию правового сознания младших школьников. Задачи: • обосновать задачи правового воспитания; • показать эффективные формы правового воспитания младших школьников.

Педагогические основы правового воспитания в образовательном учреждении

Наша гимназия работает по программе правового воспитания «Истоки», разработанной в соответствии с требованиями концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

При разработке программы учтены особенности развития ребенка младшего школьного возраста:

  • участие в деятельности, которая носит общественный характер и является социальной по содержанию;
  • расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитие потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • принятие и освоение ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития.

Основными задачами программы являются:

  • Ознакомление учащихся с правовыми актами государства.
  • Воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения.
  • Способствование развития у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
  • Усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания, привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке.
  • Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
  • Содействие социализации учащихся.
  • Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям.
  • Приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно – нравственных норм.
  • Формирование правовой культуры, системы ценностей и отношений соответствующих обществу.

Принципы организации работы

на занятиях и вне занятий с детьми

  • контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения
  • систематичность и последовательность
  • коллективный анализ и оценка
  • личный пример
  • открытый диалог
  • открытый диалог
  • свобода выбора
  • стимулирование
  • сотрудничество
  • увлечение
  • доверие

Основные направления работы по правовому воспитанию

I. Работа с нормативными и руководящими документами. Правовой всеобуч (индивидуальная и групповая форма). Включает в себя изучение документов

  • Закона РФ «Об образовании»,
  • Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
  • Конвенции ООН «О правах ребенка»,
  • Семейного кодекса РФ.

II. Работа с учащимися. Включает в себя:

  • Индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы,
  • Классные часы о нравственном воспитании,
  • Классные часы правовой направленности,
  • Индивидуальные и групповые психологические консультации, опросы, семинары, тренинги,
  • Вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков).

III.

Организация взаимодействия классного руководителя с социальным педагогом, педсоветом. Встречи с работниками МВД.

IV.

Наглядная агитация. Включает в себя

1. Выставки тематической литературы:

  • «Права человека и права ребенка»,
  • «Предупреждение вредных привычек».

2. Оформление тематических стендов:

  • «Молодежный экстремизм: формы проявления, профилактика»,
  • «Телефон доверия»

3. Конкурсы плакатов:

  • «Я не курю – и мне это нравится!»
  • «Вредным привычкам – НЕТ!»

V.

Работа с родителями. Включает в себя

  • Проведение родительских собраний, консультаций, бесед по правовым вопросам
  • Проведение анкет-опросов среди родителей.
  • Открытые показы образовательного процесса
  • Проведение совместных мероприятий
  • Индивидуальное консультирование специалистов.

Примерное программное содержание по правовому воспитанию

Классы Содержательные линии
1 Права и обязанности. Малая Родина. Флаг России. Умей учиться, работать, играть вместе с другими. Коллективизм. Справедливость. Я и моя семья.
2 Герб и гимн России. Правовая культура. Неприкосновенность личности. История гимназии. Моя семья – мое богатство.
3 Идея патриотизма в мифах, сказках, легендах. Дружба детей разных национальностей. Символика Новгородской области. Обычаи и традиции жителей Новгородской области. Умение держать слово (ответственность, честность). Органы правовой защиты.
4 Патриоты нашего Отечества. Символы России. Лидеры РФ, областной и районной администрации. История России и родного края. Понятие «соотечественники». Национальные особенности жизни людей. Патриотизм. Семейное древо. Экономика. Личная и общественная собственность в жизни человека. Правонарушения, их последствия для жизни человека.

Система мониторинга качества включает в себя:

  • педагогическое наблюдение;
  • использование методов специальной диагностики;
  • тестирование;
  • микроисследования.

Ожидаемые результаты
целенаправленного правового воспитания:
должно быть сформировано у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

— активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;

— формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;

— позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;

— обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;

— пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

Критерии отслеживания результатов программы

  • отношения детей в коллективе;
  • самооценка школьника;
  • мотивация поступков;
  • адаптация к школе;
  • психологическая зрелость;
  • притязания;
  • тревожность;
  • творческая активность;
  • агрессивность;
  • общение;
  • взаимодействие.

Реализация программы:

Данный проект реализуется с 2010-2011 учебного года в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на базе МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода. В гимназии работает клуб «Истоки».

Первые полтора года работы по проекту правового воспитания показали высокий интерес детей и родителей к данной теме.

Уровень сформированности детского коллектива находится на достаточно высоком уровне. Психологическое тестирование показала, что более 70% детей успешно прошли процесс школьной адаптации, у детей нет чувства тревоги или агрессии. Самооценка детей достаточно высокая.

Список ресурсов

  1. https://www.edy.ru/db/portal/obschee/index.htm
  2. Иоффе А.Н. Активная методика- залог успеха. / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб. 2000 — С. 144.
  3. Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – М., 1992
  4. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006
  1. Маленкова Л.И.Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.1999.

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса

В современной России правовое воспитание рассматривается как процесс взаимодействия правовых средств с индивидуальным правосознанием и психологией членов общества, обусловленный социально-политическими и экономическими факторами и направленный на дальнейшее повышение их правовой культуры. Более конкретным будет определение, которое показывает процесс взаимодействия различных факторов, участвующих в формировании правосознания и правовой культуры, как отдельных граждан, так и общества в целом. Правовое воспитание представляет собой сложный, многогранный процесс, решающий важные задачи формирования высокого правосознания и высокой правовой культуры. Правовое воспитание осуществляется разнообразными способами и протекает в различных формах. Несколько лет назад в России существовала система правового воспитания, действовавшая в каждой области, крае, городе и в целом по стране. Работали университеты правовых знаний, лектории, велась активная пропаганда права в средствах массовой информации, существовали организации, занимавшиеся правовым воспитанием населения, и особенно народных заседателей, дружинников, членов товарищеских судов и т. д. Проводился, по существу, правовой всеобуч. В настоящее время восстановление подобной системы правового воспитания — насущная потребность, так как в стране растет преступность, усиливается правовой нигилизм.

Итак, правовое воспитание — это деятельность соответствующих субъектов, направленная на формирование высокого правосознания и правовой культуры личности, осуществляемая разнообразными средствами и методами, выраженная в разных формах. Правовое воспитание осуществляется непосредственно действующим правом, поскольку правовые акты действуют в обществе, регулируют поведение и объективно оказывают влияние на мысли, чувства, волю и сознание людей. Воспитательное воздействие права на членов общества заложено в самой его сути. Законодатель при установлении норм права, органы государства, осуществляющие реализацию правовых норм, должны всегда учитывать их воспитательное назначение. В этой связи необходимо различать мотивационное влияние права на волю, мысли и чувства людей (когда оно служит своего рода побудителем, стимулятором их поведения) и регулирующее воздействие (когда оно определяет права и обязанности граждан, устанавливает правила поведения, запреты и санкции и т. п.). Иначе происходит (как у Б. В. Шейндлина) чрезмерное расширение понятия правового регулирования общественных отношений, по существу, включение в него воспитательного воздействия права на мысли и чувства людей [1, с.289].

В литературе иногда воспитательное воздействие права смешивается с правовым регулированием деятельности различных государственных органов, направленной на удовлетворение культурных и духовных запросов людей. Это не совсем так. В процессе регулирования этих отношений право выступает в качестве средства, обеспечивающего деятельность соответствующих органов и учреждений (театров, библиотек), но не как средство воспитания.

Воспитательное воздействие права направлено на развитие и укрепление правосознания, на выработку у всех граждан привычки поступать в соответствии с установленными в обществе правилами поведения. Предпосылки воспитательного воздействия права состоят в том, что оно:

— выражает волю и интересы большинства общества;

— базируется на принципах гуманизма и справедливости;

— закрепляет демократизм государственного строя;

— устанавливает равноправие всех членов общества (исключает дискриминацию людей по религиозному и национальному признаку;

— обеспечивает действительное равноправие мужчин и женщин во всех областях политической и общественной жизни);

— ликвидирует отрыв прав от обязанностей граждан;

— сочетает личные и общественные интересы граждан;

— закрепляет свободу слова, плюрализм мнений, свободу деятельности общественных движений и политических партий и т. п.

Правовое воспитание, как отмечалось, представляет собой довольно сложный и многообразный процесс. Наряду с другими формами воспитания оно направлено главным образом на укрепление правовой идеологии, правовой психологии, правовой культуры, на соблюдение установленных правил поведения, уважение человека, его прав и свобод.

Процесс формирования личности связан с установлением правовых предписаний, дозволений, запретов, с сопоставлением своих поступков с требованиями правовых норм. На этой основе вырабатывается оценочное отношение человека к юридическим требованиям, формируются правовые мотивы [3, с.171].

Объективная действительность познается человеком всегда в определенной системе ценностей. Общественное содержание предметов и явлений оцениваются человеком по способности удовлетворять или не удовлетворять его потребности. Именно в соответствии с собственной шкалой оценок человек направляет и регулирует свою практическую деятельность. В любой практической деятельности оценка выступает как специфический акт познания, регулирующий человеческую деятельность и взаимоотношения человека с окружающей средой [2, с.72]. Оценка невозможна без знания объективного содержания оцениваемого предмета или события (права в целом, закона, отдельного правоприменительного акта — приговора, решения суда, приказа руководителя и т. д.).

В укреплении правосознания важную роль играет влияние права на индивидуальное сознание, которое формируется не стихийно, а под воздействием всей системы общественного воспитания. Во всех случаях, чтобы правильно выбрать воспитательные средства, необходимо выявлять факторы, формирующие те или иные качества человека: социальное положение, система обучения, семья, коллектив и т. д. При этом нужно учитывать всю сложность индивидуального облика личности. Воспитывать личность — значит учитывать все перечисленные факторы, с тем чтобы нейтрализовать одни, усилить другие, развить третьи.

Воспитательное воздействие права состоит в том, что оно способствует восприятию людьми передовых политических, правовых, этических и других взглядов, содействует все более глубокому усвоению ими важнейших принципов и основных устоев обществ.

Наконец, прививая гражданам конкретные навыки и формы поведения, право формирует в индивидуальном сознании каждого те качества, которые стремится выработать законодатель у всех членов общества, и в то же время способствует преодолению издержек идеологии и психологии, негативных проявлений в помыслах и поступках.

Итак, формирование и укрепление правосознания членов общества достигается путем повышения правовой культуры, привлечения к участию в правотворчестве, своевременного принятия новых и отмены устаревших правовых актов. Правовые акты должны претворяться в жизнь. Наибольшее воспитательное воздействие правовые нормы оказывают в процессе их практического осуществления.

Воспитание культурно-правовой личности характеризует уровень ее индивидуального сознания, отражает психологию, установки и оценки, а также предопределяет действия личности в сфере правопорядка. Правовая культура в ее позитивном смысле — это антипод правовому нигилизму, это основа правопорядка, законности и прогрессивного развития общества.

Человек как личность способен действовать самостоятельно в соответствии со своим сознанием и волей. Поэтому существует объективная возможность определенным образом воздействовать на его поведение, влиять на формирование мотивов совершаемых им поступков [4].

Вопрос о правовом воспитании актуален в настоящее время потому, что правовое сознание современного российского общества, его правовая культура развиты слабо, находятся под воздействием устаревших представлений о праве, органах власти, правопорядке.

Правовое воспитание представляет собой сложный, многогранный процесс, решающий важные задачи формирования высокого правосознания и высокой правовой культуры. Правовое воспитание осуществляется разнообразными способами и протекает в различных формах. В XX веке в России существовала система правового воспитания, действовавшая в каждой области, крае, городе и в целом по стране. Работали университеты правовых знаний, лектории, велась активная пропаганда права в средствах массовой информации, существовали организации, занимавшиеся правовым воспитанием населения, и особенно народных заседателей, дружинников, членов товарищеских судов и т. д. В настоящее время восстановление подобной системы правового воспитания — насущная потребность, так как в стране растет преступность, усиливается правовой нигилизм.

Воспитательное воздействие права состоит в том, что оно способствует восприятию людьми передовых политических, правовых, этических и других взглядов, содействует все более глубокому усвоению ими важнейших принципов и основных устоев обществ.

Прививая молодым гражданам РФ конкретные навыки и формы поведения, право формирует в индивидуальном сознании каждого те качества, которые стремится выработать законодатель у всех членов общества, и в то же время способствует преодолению издержек идеологии и психологии, негативных проявлений в мыслях и поступках.

Влияние права на формирование и укрепление правосознания осуществляется различными путями, простыми и сложными, прямыми и косвенными. Чтобы правильно понять процесс воздействия правовых норм на сознание людей, необходимо учитывать все это в комплексе.

Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений, указывал Маркс К. [2, с.171]. Будучи продуктом общества, человек, так или иначе, соприкасается с нормами права. Невозможно представить в условиях государственной организации общества личность, абсолютно безразличную к праву: не участвующую ни в каких правовых отношениях, не подвергающуюся никакому правовому воздействию. [2, с.171]. Плеханов Г. В. отмечал, что правовые и политические отношения оказывают решительное влияние на всю психику общественного человека [6, с.159].

Чтобы правовое воспитание личности носило не только теоретический, но и практический характер, нужно ответить на вопрос: кого и каким образом воспитывает право, т. е. какому воспитательному воздействию подвергаются участники общественных отношений.

Необходимо знать не только, как воспитывать (при помощи каких правовых средств), но и кого воспитывать (человека» добросовестно исполняющего требования правовых норм, или человека, нарушающего установленные правила поведения).

Воспитательное воздействие необходимо разграничивать по целям и по участникам (субъектам) воздействия. Такое разграничение провести нетрудно, если учитывать существование двух, принципиально различных видов правового воздействия — регулятивного и охранительного. В процессе регулятивного воздействия воспитание направлено на повышение правосознания граждан, укрепление их убежденности в справедливости правовых актов, доведение исполнения правовых обязанностей до вполне привычных.

Человек с высоким уровнем правосознания не только добросовестно исполняет правовые нормы, но и активно борется со всеми случаями нарушения законности и правопорядка, проявляет нетерпимость к правонарушениям, активно участвует в обсуждении принимаемых законов, пропаганде права и т. д. Спорно утверждение, что из числа лиц, соблюдающих правовые требования добровольно, воспитание касается только тех, кто соблюдает законы под страхом наказания.

Представляется, что воспитательное воздействие права в современных условиях распространяется в той или иной степени на все население. Повышение роли права в жизни общества предполагает более высокоразвитое правосознание, в том числе и у тех, кто добросовестно исполняет требования правовых норм, ибо добросовестное — еще не образцовое, примерное.

Не менее важно формируемое у людей в процессе воспитательного воздействия права сознание незыблемости прав и свобод личности. Право является важнейшим инструментом гарантий прав и свобод личности. Одновременно оно воспитывает глубокое уважение к человеку.

Законодательство, провозглашая права и свободы личности, воспитывает гуманное отношение к людям, строго карает за преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности.

Установление суровых санкций за преступления против личности, писал Ременсон А. Л., имеет не только предупредительное значение, но и, что особенно важно, значение воспитательное, принципиальное, так как подчеркивает абсолютную недопустимость посягательств на личность гражданина со стороны других лиц [5, с.96].

Все выше рассмотренное должно закладываться с молодых лет, так как человек должен знать, что за каждый совершенный противоправный поступок его ждет юридическая ответственность, согласно правовым актам государства. А не знание законов, как говорится, не освобождает от ответственности. Каждый человек, является частью общества, ежедневно обязан выполнять правила, установленные государством во всех сферах жизни. Если этот процесс войдет в привычку каждого члена общества, то наша страна действительно будет правовым государством не на бумаге, а в реальности.

Поэтому выделяется характерное направление воспитательного воздействия права на человека и состоит оно в воспитании привычки соблюдать требования правовых и иных социальных норм. Привычка формируется в результате систематического повторения тех или иных осознанных действий. Возможность превращения действий «по закону» в действия «по привычке» заложена в том, что нормы права выражают интересы членов общества, воплощают в себе справедливые и гуманные требования, указывают на целесообразные варианты поведения, запрещают общественно опасные действия.

Таким образом, привычку соблюдать нормы права следует рассматривать как закономерный результат высоко сознательного отношения граждан к выполнению своего общественного долга. Такая привычка является одной из форм проявления высокого правосознания. Поэтому задача укрепления и развития правосознания заключается в постоянном повышении его, с тем чтобы исполнение норм права всеми людьми стало привычкой, а уважение к праву, к закону — личным убеждением каждого человека.

Литература:

1. Григорьева, О. В. Правовое воспитание как процесс формирования высокого правосознания и правовой культуры. // Проблемы и перспективы развития современного российского общества. Концепты: духовно-нравственное развитие — социально-инновационное развитие — правовая культура и правовая защита — инновационная креативность. Всероссийская научно-практическая конференция, июнь 2010г.: [Материалы].-Волгоград.-М.: ООО «Глобус», 2010.- С.288–296.

2. Кетхудов, Р. Г. Об оценке как гносеологической категории. [Текст] // Вестник МГУ. Серия 8. 1965. № 4. — С.72.

3. Марксистско-ленинская общая теория государства и права: Социалистическое право. — М., 1973. — С.171.

4. Оксамытный, В. В. Правовое воспитание — важный фактор формирования социально активной личности.- Киев, 1979.

5. Ременсон, А. Л. Индивидуализация наказания и уголовный закон. [Текст] // Ученые записки Томс. гос. ун-та, 1954. № 23. С.96.

6. Плеханов, Г. В. Избранные философские произведения. Т.3.– М., 1959. С.159.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]