Картотека дидактических игр по правовому воспитанию дошкольников картотека (подготовительная группа) на тему

Цель: дать детям повод задуматься о том, что не у всех детей есть родители.

Задания:

1Научить видеть социальную несправедливость в ситуациях со сказочными персонажами, вносить предложения по улучшению или исправлению ситуации.
2Закрепите понятие «сирота».
3Развивайте сочувствие к детям без родителей.

Материал: иллюстрации к сказкам «Три поросенка», «Золушка», «Дикие лебеди», «Белоснежка» и другие.

Правила игры: игроки должны объяснить детям права, какие права детей были нарушены.

Прогресс игры: 2 и более детей могут играть. Взрослый читает отрывок из сказки, а дети-игроки называют сказку, находят подходящую иллюстрацию и объясняют другим детям права, права которых нарушены. Игра заканчивается, когда все изображения просмотрены и объяснены.

Дидактическая игра «Пусть знает каждый ребенок, что у него есть разные права»

Цель: закрепить в детях знания о правах на любовь и заботу, отдых и досуг, хорошее питание, образование и медицинское обслуживание.

Материал: кубик с фотоиллюстрациями по правам детей.

Правила игры: игроки должны объяснить права ребенка, которые показаны на картинке.

Прогресс игры: Дети встают в круг. По сигналу воспитателя дети начинают передавать кубик друг другу в руки. Когда звучит сигнал, ребенок, получающий кубик, смотрит на свое изображение и говорит о правой стороне ребенка, которая изображена на нем. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переработаны все иллюстрации.

Сценарий досуга в подготовительной группе «О правах ребёнка — играя»

Свободное время по юридической тематике в подготовительной группе. Сценарий досуга в подготовительной группе «На правах ребенка – игра» с презентацией.

Цель: Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных идей. Развивайте умение рассуждать, сравнивать, делать выводы. Воспитать чувство собственного достоинства и уважение к другим. Материал: Демонстрация: Книга, на обложке которой написано «Права ребенка»; персонаж Баба Яга; Домик Бабы Яги (хижина) бумажный цветок “Права ребенка”; мяч; музыкальное оформление: аудиозапись голосов лесных птиц. Доставка: каждому ребенку – подушка – «думка», дидактическая игра «У каждого есть права», «Имя», «Дом», «Лечение», «Воспитание», «Любовь и забота». В групповой комнате есть место для подвижных игр, где находится домик Бабы Яги, обтянутый белой тканью (перед ним расставлены подушки, сбоку расставлены цветы). Учитель: Я рад встретить тебя. Сегодня познакомимся с замечательной книгой. Это называется «Права ребенка» (показывает). Эта чудесная книга научит вас правам детей.

Появляется Баба Яга. (может быть кукла или роль взрослого)

Баба Яга(берет книгу у учителя) Мала, ты все еще имеешь право учиться! И я прочитал эту книгу. (идет на открытую игровую площадку, прячется за своей хижиной). Учитель: Что ж, Баба Яга! Он взял нашу книгу, и он это сделал! Что мы собираемся делать сейчас? (ответы детей) Что ж, давай свяжемся с ней и вернем нашу книгу. Дети и педагог переходят на открытую игровую площадку. Воспитатель (указывая на накрытый белой тканью дом). За этой заснеженной горой в лесу живет Баба Яга. Преодолеть гору сложно, но волшебные облака нам помогут. (указывает на подушки). Садись быстро и лети! (Дети садятся на подушки) Мы будем летать очень быстро, поэтому закрой глаза, чтобы они не промокли от ветра, давай взлетим! Держись за облака. Почувствуйте, как быстро мы летим! Гора уже позади.

Что еще почитать: Сюжетно-ролевые игры в детском саду. Пример — игра «Магазин игрушек»

Включает диктофон с птичьими голосами. Медленно увеличивая звук. Снимает ткань с дома Бабы Яги. Воспитатель. Ты слышишь? Поют птицы. Летим в лес. Мы открываем глаза. Высаживаемся на поляну. Вот изба Бабы Яги. (Дети встают с подушек и приходят домой). В глухом лесу есть избушка На куриных окорочках на опушке. Он находится в двух шагах от леса, где живет бабушка Яга. – Постучим? (Появляется Баба Яга)

Баба Яга: Кто они? Зачем они приехали? Я не жду гостей. Учитель (выключает диктофон). О Баба Яга, как ты злишься, какой у тебя грубый голос и твои враждебные слова. Ты даже птиц своим криком напугал. Баба Яга. Хватит говорить! Почему ты пришел? (Ответы детей) Учитель: Да, Баба Яга, мы пришли забрать книгу, которую ты у нас украл. Баба Яга. Он ничего не украл у вас, он просто взял это. У вас нет прав на эту книгу. И только дети и внуки Царя Султана и Соловья-вора могут рассчитывать на все права, написанные в книге. А также детей, которые верят в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, и тот же цвет кожи, что и у Бабы Яги, и в которых вы верите. Итак, Баба Яга, вы ошибаетесь, верните нам книгу! Баба Яга. Ой ой! Шикарная вещь! Давай давай! иди ко мне сюда, ты, номер один. Воспитатель. Баба Яга, почему ты так странно говоришь с детьми? Ведь у них есть название, у каждого свое. Баба Яга: Имена? Зачем давать им имена, если дети еще маленькие? С цифрами тоже справятся. Воспитатель. Вы согласны с тем, что все дети одинаковые? (Нет) Докажите это Бабе Яге. (У одного ребенка черные волосы и голубые глаза, он высокий и медлительный. Другой ребенок блондин, с карими глазами, с веснушками. Он очень веселый и подвижный. И т.д.) ну, Баба Яга, мы вас убедили? Вы согласны с тем, что каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя? Дидактическая игра «Все имеют права» Пальчиковая гимнастика «Одинокая бабка Ёжке» Одинокая бабка Ёжке. Рядом с ней сова и кошки, и куриные ножки она тоже не любит. Все боятся с ней встречаться, не хотят сидеть в духовке. Бабушка недоумевала, как привлечь гостей? Ей не понравится черт, и она пошла бы заниматься спортом, а соседей пригласила бы на чай с пирожным. А потом куриные ножки танцевали на дорожке, И сова, и кошки подпевали гостям. /К. Стрельник / Баба Яга: Что ж, я признаю, что ты имеешь на это право. Воспитатель: Тогда давайте представимся Бабе Яге, и эхо нам поможет. Сидячая игра «Эхо» Дети встают в круг, поочередно произносят свои имена и передают мяч друг другу, остальные хором повторяют их. Воспитатель. А теперь, Баба Яга, пожалуйста, верните нам книгу, чтобы мы узнали о правах других детей. Баба Яга: Я верну его тебе, если твоя мама будет работать на кого-нибудь в библиотеке. Учитель: И почему? Баба Яга: Поскольку только дети библиотекарей имеют право читать книги, только дети строителей могут жить в домах, а дети врачей находятся под присмотром. Учитель: Ну ты сказал! Дети, как вы думаете, правильно ли то, что сказала Баба Яга? (Детские ответы). Баба Яга, каждый ребенок имеет право на дом, еду, заботу и образование. (Раздайте жетоны – символы «Дом», «Лечение», «Воспитание», Баба Яга идет к себе домой)

Что еще почитать: Доклад-сообщение Ромашка для детей 1, 2, 3, 4 класса, окружающий мир

Воспитатель: Мне почему-то стало жаль Бабу Ягу. Может, она делает плохие поступки, потому что ее никто не любит, никому до нее нет дела. Ведь каждый имеет право на любовь и заботу. Вы все имеете на это право. Никто даже не поздравил Бабу Ягу с днем ​​рождения. Давай сделаем это. Собираем цветок по лепесткам и дарим ему в подарок. Подвижная игра «Собери цветок»

Собирают цветы, стучат в дверь хижины. Выходит Баба Яга. Дети поздравляют ее с днем ​​рождения и дарят цветы. Баба Яга смущается, спасибо, Учитель. пора нам вернуться. Оседлайте свои облака и летим домой. Баба Яга: Ждать! Получите свою книгу. Я тоже способен на добрые дела.

Воспитатель:Спасибо, Баба Яга. Приходите. У нас есть много других интересных книг и игр. Пока мы не встретимся снова! Баба Яга. Пока мы не встретимся снова! Спасибо за приглашение, обязательно приду. Воспитатель. Все в порядке? Давайте летать! Не забудьте закрыть глаза.

(Включает магнитофон с записью птичьих голосов, набрасывает тряпкой дом Бабы Яги. Баба Яга уходит.) Понравилась поездка? Что понравилось больше всего? (Детские ответы). Какие права вы узнали о своих правах сегодня? (Жетонные ответы детей – символы)

Молодцы, вспомнили о своих правах. Мы еще встретимся с этой книгой, которая познакомит вас с другими правами. Спасибо вам всем. Мне было очень приятно и интересно быть с вами.

«Солнышко»

Доступно рассказать детям об их правах — такая задача стояла перед участниками конкурса методических разработок «Через игру к правовому воспитанию» среди педагогов начальной школы и дошкольных образовательных организаций Кировской области.

На конкурс поступило более 30 работ от воспитателей детских садов из разных районов, в том числе и из нашего. Педагоги представили различные разработки на правовую тематику. Все работы тщательно проверялись. Никакого скачивания из интернета — все работы должны быть авторскими.

30 января в Институте развития образования Шабардин Владимир Валерьевич, уполномоченный по правам ребенка в Кировской области, встретился с участниками конкурса, наградил победителей благодарственными письмами, ценными призами, поздравил педагогов и выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество по правовому воспитанию детей.

Среди победителей есть и педагоги из Нолинска: Фофанова Любовь Александровна, педагог-психолог МКДОУ детский сад №1 «Солнышко», занявшая второе место, и Вшивцева Наталия Ивановна, воспитатель МКДОУ детский сад №1 «Солнышко», ей присуждено третье место.

Вшивцева Наталия Ивановна работает в детском саду «Солнышко» с 2014 года, а ее общий педагогический стаж — более 20 лет. В этом году под ее опекой ребята старшей группы. Именно с ними она и проводила подготовленное занятие. К ребятам, которые на это время стали зайчиками, лисичками и другими зверятами, пришла в гости Баба Яга. Вместе они выясняли, на что имеет право ребенок. Так, в игровой форме дошкольники знакомились с правами ребенка. Потом конспект занятия и фотографии были отправлены на конкурс. «Третье место стало приятной новостью, — рассказала Наталия Ивановна. — Мы все вместе заработали его. Я показала детям благодарственное письмо, полученное за участие в конкурсе. Они были очень рады».

— Наталия Ивановна всегда умеет найти подход и к детям, и к родителям. Они проводят праздники, оформляют стенды для ребят и даже создали в группе мини-музей магнитиков. Дети с удовольствием приносят новые экспонаты, — рассказала заведующий детским садом Е.Г. Одегова.

В том же 2014 году пришла на работу в детский сад педагог-психолог Л.А. Фофанова. Ее педагогический стаж тоже более 20 лет.

— Когда есть психолог в детском саду, да еще на целую ставку, это замечательно. Любовь Александровна у нас и председатель психолого -медико-педагогического консилиума, ведет коррекционную работу с детьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья, со всеми воспитанниками детского сада проводит работу по социально-коммуникативному развитию, а кроме того создала авторскую программу «Одаренные дети» и успешно воплощает ее, — делится Елена Геннадьевна.

Надо сказать, что лучшие работы конкурса будут размещены в областном банке педагогического опыта для использования в практической деятельности другими педагогами.

Дидактическая игра «Сложи цветок»

Цель: закрепить в детях знания о великих правах ребенка. Учите детей понимать свои способности, следуя определенным правилам, правам. Способствовать негативному отношению к проявлениям агрессии, жестокости, эксплуатации. Поощряйте желание быть честным.

Материал: красные и зеленые кружочки с изображением детских лиц, разноцветные лепестки, на которые наклеены изображения, изображающие права ребенка на хорошую жизнь или их нарушение.

Правила игры: игроки должны разместить лепестки вокруг зеленого круга, на который наклеены изображения, представляющие права ребенка на достойную жизнь, а вокруг красного круга расположить лепестки, представляющие нарушение прав ребенка ребенок.

Прогресс игры: В игре могут участвовать двое и более детей.

Вариант 1

На столе в центре ставят 2 кружка (зеленый и красный), а лепестки на столе располагаются с изображением на столе. Дети по очереди выбирают лепесток, рассматривают его, объясняют: права ребенка защищены или нарушаются. Если на лепестке изображено изображение защиты прав ребенка, оно располагается вокруг зеленого кружка, а если права ребенка нарушаются, то вокруг красного кружка. Игра заканчивается, когда собираются оба цветка.

вариант 2.

Играют двое детей. Ребенку предлагается сложить цветок, на лепестках которого изображены изображения защиты прав ребенка, второму ребенку – изображения нарушения прав ребенка. Побеждает игрок, который первым сочинит цветок.

Дидактическая игра «Цепочка прав ребенка»

Цель: закрепить у детей знания о правах маленького ребенка. Улучшите навыки чтения. Развивайте мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, зрительное восприятие.

Материал: части «цепочки»: одни – графическое изображение прав ребенка, другие – словесное объяснение графических изображений.

Правила игры: для словесного разъяснения прав ребенка дети выбирают картинки с графическим изображением, поясняя их содержание, формируя цепочку. Наоборот.

Прогресс игры:

Вариант 1

Поставщик или ребенок читает устное объяснение прав ребенка на части цепочки. Дети находят подходящую графику, соединяют кабелем и рассказывают о праве ребенка, которое на ней изображено.

Что еще почитать: Игра в слова для детей: правила, темы, примеры

вариант 2:

Дети выбирают для себя части с графическим изображением прав ребенка и с помощью учителя или самостоятельно находят соответствующее словесное объяснение. И соединяются шнурком. Выигрывает тот, кто быстрее всех соединит цепочку.

Игра викторина «Права ребёнка» для учащихся 1-4 классов

Сценарий игры-викторины для детей с интеллектуальной недостаточностью начальных классов «Права и обязанности?!»

Сценарий будет интересен и полезен воспитателям ГПД, работающим с детьми с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста, по теме правового воспитания. В сценарии представлены разработки заданий в игровой форме, доступные для изучения сложной правовой темы детям с ОВЗ.
Тема: «Права и обязанности?!». Цель: формирование у обучающихся правильного отношения к своим правам и ответственности при соблюдении своих обязанностей. Задачи: 1. Обобщить знания обучающихся о правах и обязанностях, об элементарных правовых понятиях. 2. Корригировать и активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воссоздающее воображение на основе заданий викторины. 3. Формировать навык коллективного общения и активности, создать настроение позитивных состязаний, воспитывать положительные эмоции, связанные с правовой культурой. 4. Воспитывать начальную правовую грамотность. Материалы: карточки с заданиями к конкурсам «Зачеркни лишнее», «Отгадай ребус» и «Слова перевертыши», Дипломы участникам. Методы и приёмы: художественное слово, вопросы-ответы, дидактическое упражнение, словесно-дидактическое упражнение, наглядный материал, сравнение с реальностью. Предварительная работа: беседы с обучающимися по классам о правах и обязанностях детей, чтение и заучивание стихов о правах, рассматривание иллюстраций с изображением прав и обязанностей, д/игры «Отгадай ребус» и «Что лишнее?», изготовление эмблем команд. Время проведения: 15.00 – 15.40. Аудитория: обучающиеся 2-4 классов, приглашенные педагоги.
Ход занятия
Обучающиеся сидят за двумя столами, разделенные по командам (команды составлены из детей разных классов), перед ними воспитатель.I. Организационный момент — Обратить внимание на гостей, поздороваться. — Разминка, настрой на работу. II. Основная часть Воспитатель: Сегодня мы собрались на викторину, чтобы поговорить о правах и обязанностях, проверим ваши знания, поиграем в разные игры, связанные с этой темой. У нас две команды, которые вы сами сейчас представите. Представление команд. Командиры представляют названия команд. Показывая эмблемы, рассказывают о них. Команда «Знайки» и команда «Выполняйки».
Воспитатель: Первым делом нам надо размяться, а поможет нам в этом разминка «Доскажи слово» (ответы хором):
Разминка «Доскажи слово».
1) Мама работала, Папа трудился, А я на учебе все находился. Все, кто устал от работы нелегкой Имеют полное право на … (отдых) 2) Всех по-разному зовут: Кот — Мурлыка, Пес — Барбос, Даже нашу козочку Зовут красиво – Розочка Настя, Вика и Данила Все имеют своё … (имя) 3) Чтобы вырасти успешным Надо много знать, уметь. Чтобы вырасти большим Недостаточно питанья Мы использовать должны Право на … (образование) 4) Если дети заболели Плохо чувствуют себя И у них бронхит, ангина, Пневмония, скарлатина, Слышен детский крик и плач Вам поможет только… (врач) 5) Сказка учит нас, друзья Жить без домика нельзя. Лисе, зайке, поросенку Даже глупому мышонку. Ох, как нужно нам оно Это право на … (жильё) Воспитатель: Молодцы, правильно закончили стихи, все были активны. Можно приступать к викторине. Готовы? Дети: Да, готовы! (хором) Воспитатель: Во время викторины, за каждый правильный ответ, команда получает 1 балл, в конце баллы суммируются и, команда, получившая большее количество баллов, побеждает.
Первый конкурс «Что такое право и что такое обязанность?» Каждой команде по жребию даётся задание объяснить значение понятий «Право и «Обязанность».Второй конкурс «Права героев сказок» 1. Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам). 2. Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку). 3. Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку). Определи, кто из героев сказок лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх. 1) Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок). 2) Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три поросенка). 3) Право на свободный труд: Золушка, Красная Шапочка, Балда. (Золушка). 4) Право на свободу вступление в брак: Золушка, Дюймовочка, Алёнушка. (Дюймовочка). Третий конкурс «Вспомним сказку» Каждой команде по очереди предлагается вспомнить название сказки:
— где нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”) — где литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”) — где нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”)
Физкультминутка для всех «Да! Нет!» Воспитатель: Давайте поиграем. Я задаю вопрос, а вы, если ответ «да» — встаёте и поднимаете руки вверх, если ответ «Нет» — приседаете, обхватывая голову руками. Ответы такие, если прочитанное мной в пользу человека – говорим «Да!». Если это противоречит закону, говорим «Нет!». – Россия – наша страна? – Да! – Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да! – Можно ли человека обращать в рабство? – Нет! – Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет! – Защищён ли человек законом? – Да! – Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да! – Можно ли без разрешения войти в жилище другого человека? – Нет! – Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да! – Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да! – Может ли человек владеть имуществом? – Да! – Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да! – Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет! – Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да! Четвёртый конкурс «Права обучающихся в школе» Вопросы задаются командам по очереди.
А) Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; Б) Право на получение оценки своих знаний; В) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения; Г) Право на платное пользование книжками из библиотеки школы; Д) Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь. (Ответ: А, Б, В, Д)
Пятый конкурс «Обязанности обучающихся в школе» Вопросы задаются командам по очереди.
А) Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию; Б) Бережное отношение к имуществу школы; В) Допустимость пропуска учебных занятий; Г) Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы. (Ответ: А, Б, Г)
Шестой конкурс «Блиц-опрос» Блиц-опрос среди командиров команд, за каждый правильный ответ которого, команде начисляется по баллу. Командиры отвечают по очереди.
1. С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения). 2. С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет). 3. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (С 16 лет). 4. Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? (Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах ребенка).
Подведение итогов викторины (можно включить спокойную музыку для релаксации обучающихся), вручение дипломов участникам.III. Итоги Воспитатель: Вот и подошла к концу наша игра-викторина. Все работали замечательно, активно отвечали на вопросы, играли, выполняли задания, показывая свои знания и зарабатывая баллы для своей команды. Молодцы!

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие в начальной школе по теме: Права ребёнка Конспект внеклассного занятия «Права ребёнка», 4 класс

Похожие статьи:

Классный час. Права ребенка, 3 класс

Правовое воспитание дошкольников

Дети – наше будущее. И наше общее завтра напрямую зависит от того, какие нормы морального поведения мы закладываем в них сегодня. Осознание ребенком своих прав способствует формированию полноценной культурной самодостаточной личности.

Гражданско-правовое воспитание дошкольников

Гражданское право подробно описано в следующих документах:

  • Декларация прав ребенка (1959 г.).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
  • Всемирная декларация о выживании, защите и развитии детей (1990 г).

Очень важно представить информацию об этих законах в доступной для детей дошкольного возраста форме. Рекомендуется ввести правовое образование для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Форма учебы должна быть в форме непринужденной беседы, игры или посредством взаимодействия учителя с ребенком. Необходимо помочь ребенку осознать свою нишу в обществе, понять свои способности и допустимые ограничения. Обучение нравственному поведению, этике общения. Разъяснить, кто такой гражданин, что такое государство, познакомиться с историей и традициями своей родной страны, других государств и национальностей.

Нравственно-правовое воспитание дошкольников

Нравственное и правовое воспитание заключается в том, чтобы информировать детей об их правах, объясняя, какие действия хороши и полезны для общества, а какие, наоборот, вредят окружающим. Важно объяснить ребенку, что он – часть общества и что многие его действия отражаются на развитии всей страны.

Поговорите со своим ребенком об его правах:

  1. Право на любовь и заботу в семье.
  2. Право на получение образования.
  3. Право на лечение.
  4. Право на отдых.
  5. Право на получение информации.
  6. Право на индивидуальность.
  7. Право выражать свои мысли и интересы.
  8. Право на защиту от всех видов насилия.
  9. Право на полноценную пищу.
  10. Право на комфортные условия проживания.

Объясните значение каждого права.

Правовое воспитание младших дошкольников

В молодом возрасте следует сделать упор на нравственное воспитание. Заложите в сознании ребенка основы поведенческой линии, объясняя, что можно, а что нельзя делать и почему. Какие действия ребенка вредят ему и окружающим его людям.

Картотека дидактических игр по правовому воспитанию

Транскрипт

1 Картотека дидактических игр по правовому воспитанию

2 Цель: -формировать правовые знания; -способствовать формированию чувства самоценности; -помочь ребенку в накоплении социального опыта; -обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле. Игры, способствующие формированию правовых знаний «Я имею право…» Цель: формировать правовые знания детей. Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»). Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право». Затем каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения. «Я не должен…» Цель: учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах. Материал: серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый — ребенок; ребенок — ребенок; ребенок — окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»). Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

3 Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи «Скорая помощь» Цель: учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03. Материал: игрушечная машина «Скорой помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты — на каждого участника игры. На столе разложены сюжетные картинки. Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больницу (собирают картинки) только «тяжелобольных людей». Остальные обсуждают действия бригады «Скорой помощи». «Если возник пожар» Цель: знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем; закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы. Дети становятся в круг. В центре — воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар тому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу. Этот шар в руках недаром. Если раньше был пожар, Ввысь взмывал сигнальный шар — Звал пожарных в бой с пожаром. Где с огнем беспечны люди, Где взовьется в небо шар, Там всегда грозить нам будет Злой, безжалостный…(передает шар ребенку) Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.) Раз, два, три, четыре —

4 У кого пожар…? Ребенок. В квартире. (Передает шар.) Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил…? Ребенок. Утюг. (Передает шар.) Красный отблеск пробегает. Кто со спичками…? Ребенок. Играет. (Передает шар.) Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над…? Ребенок. Газом. (Передает шар.) Пламя прыгнуло в траву. Кто у дома жег…? Ребенок. Листву. (Передает шар.) Дым увидел — не зевай и пожарных… Ребенок. Вызывай. (Передает шар.) Помни каждый гражданин этот номер -…! Ребенок. Ноль один. «Помогите! Полиция!» Цель: сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться за помощью в полицию. Материал. Карточки с изображением телефонного аппарата, на котором написан номер службы полиции Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства полиции.

5 Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова полиции. Играющие стараются как можно быстрее разложить карточки с изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства полиции. После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды. Игры, направленные на формирование чувства собственной безопасности «Если чужой стучится в дверь» Игровой тренинг Цель: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире. Ход тренинга Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации. Примерные ситуации: — почтальон принес срочную телеграмму; — слесарь пришел ремонтировать кран; — милиционер пришел проверить сигнализацию; — медсестра принесла лекарство для бабушки; — мамина подруга пришла в гости; — соседи просят зеленку для поранившегося ребенка; — незнакомые люди просят оставить вещи для соседей; — женщине нужно вызвать «Скорую помощь». Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками. «Куда бежать, если за тобой гонятся» Цель: научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

6 Материал: картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, поста ДПС. Ход занятия Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей. «Купание в море» Цель: предостеречь детей от несчастных случаев во время купания в море, реке. Материал: игрушки (разложены на полу) — на каждую пару детей. Музыкальное оформление. Аудиозапись «Шум моря». Ход занятия Перед тем как «войти в воду», дети выполняют несколько гимнастических упражнений. «Войдя в воду», они распределяются по парам (один исполняет роль взрослого, другой — ребенка) и берутся за руки. «Ребенок» закрывает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду. После паузы поднимает лицо. Воспитатель напоминает, что опускать лицо в воду можно только закрыв рот. Затем «ребенок» выполняет следующие упражнения: приседает («уходит с головой под воду»), считает про себя до 5, встает; достает игрушку со «дна»; дует на «воду»; делает быстрый выдох под «водой». Дети в парах меняются ролями. «Съедобный грибок положи в кузовок» Цель: закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Материал: набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи). Вырезанные из картона деревья (или игрушки). Корзина. Картинки с грибами (муляжи) разложены под «деревьями». Дети собирают в корзину только «съедобные грибы». По окончании игры воспитатель достает из корзины поочередно все грибы, дети называют их. Игры, формирующие умение оценивать других с позиции доброжелательности «Снежная королева» Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

7 Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». Дети рассказывают, что в этой сказке было’ зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям! Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего. Вариант. Можно предложить всей группе надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры. «Угадай, кто это» Цель: учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности. Воспитатель выбирает одного ребенка рассказчика. Остальные сидят на стульях, образующих круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка — «отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми: Станьте, дети, Станьте в круг, Станьте в круг, Станьте в круг. Я твой друг И ты мой друг, Добрый, добрый друг! Ля-ля-ля, ля-ля-ля. На слова «ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, трое детей внутри круга танцуют. Рассказчик и «отгадка» занимают места на ульях, угадавший становится рассказчиком.

8 «Комплименты» Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу; дать представление об индивидуальных особенностях людей, их внешних и внутренних различиях; привлекать застенчивых детей к общению; пробуждать желание рассказывать о товарище. Сидя в кругу, дети берутся за руки. Один ребенок, глядя в глаза соседу, должен сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий в ответ кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит свой комплимент соседу. Упражнение проводится по кругу. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему подобрать комплимент. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире «Колобок» Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение; работать над выразительностью речи. Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч — «Колобок». Тот, к кому попадает «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказки», «Колобок, давай с тобой дружить», «Приходи ко мне в гости, Колобок!». После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку. Вариант. Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к «Колобку». «Поводырь» Цель: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу. Материал: повязка на глаза — по количеству пар детей. Предметы — «препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д. В комнате разложены и расставлены предметы — «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий — ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

9 «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» Игра-упражнение Цель: продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом. Каждое упражнение выполняется 2-3 минуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки. — Вытяните руки вперед, найдите руки соседа — «ваши руки ссорятся». Опустите руки. — Ваши руки ищут друг друга — «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями. — После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнения. «Нарисуй узор» Цель: побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу. Материал: бумажный шаблон варежки -на каждого ребенка. Набор карандашей — на каждую пару. Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор. После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента. «Головомяч» Цель: развивать навыки сотрудничества. Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола. Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

10 «Цветик-семицветик» Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого; поощрять желание заботиться о других. Материал: цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками. Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели. Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным. Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старым людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся. «Приятные воспоминания» Цель: формировать умение внимательно выслушивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще не высказался. Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, перебивая друг друга. После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правильный ответ поощряется. «Помоги себе сам» Цель: обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение. Воспитатель предлагает: медленно, глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть;

11 «занять делом» ступни ног: подбрасывать мяч или потанцевать; «занять делом» все тело: побегать, попрыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии); «найти занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть и.т.д. «Добрые эльфы» Цель: формировать положительное отношение к другим людям; развивать социальные чувства. Воспитатель садится на ковер, рассаживает детей вокруг себя и начинает рассказывать. Когда-то, давным-давно, люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям, нежно поглаживая их, ласково убаюкивали добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами изобразим древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнит роли тружеников, а те, кто по левую эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их. Составил: социальный педагог Коцур И.С.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]