Сбережем природу
Цель дидактической игры по экологии – сформировать у дошкольников понимание, почему важно любить и оберегать природу. Для урока необходимо подготовить карточки с изображением объектов неживой и живой природы.
Разложив карточки на столе, нужно убрать одну. А воспитанники должны рассказать, что произойдет с остальными природными объектами, если исчезнет убранный объект. Что произойдет на планете, если исчезнут «деревья», «солнце», «насекомые» и прочее (убирать карточки одну за другой).
В завершение игры воспитатель должен объяснить детям, что объекты природы взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга. Поэтому их всех нужно беречь.
Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста.
Транскрипт
1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей 6 «Рябинка» Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста. Нягань, 2021 Разработчик: Липсюк Светлана Васильевна Воспитатель первой квалификационной категории
2 «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!» Дидактическая. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать мышление, сообразительность,слуховое внимание. Материалы: мяч Ребенок поймавший мяч, называет слово «воздух», далее должен назвать птицу. На словона слово: «вода» — обитателя рек, морей, озер и океанов, на слово: «земля» — животное, обитающие на земле и т.д. «Природный и рукотворный мир». Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания детей о томчто дает человеку природой, что создано руками человека. Материалы: мяч.
3 . Перед игройвоспитатель уточняет знания детей о том, что окружающие нас предметы сделаны руками людей, или существуют в природе, человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход. «Чудеса в мешочке» Дидактическая задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь, угадывать их по характерным признакам. Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р. Воспитатель предлагает достать из мешочка предмет, не вытаскивая его сразу, а ощупав, назвать его характерные признаки. «А как правильно». Дидактическая задача: закреплять знания детей о природе. Развивать, познавательную активность, мышление Материалы: предметные картинки.
4 Воспитательраскладывает на столе предметные картинки, называет какое либо свойство или признак, далее дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «желтый» — это могут быть картинки листочка, кабачка, репа. Или: «влажный» — вода, росса, облако, туман, иней и т.д. «У веточки — свои деточки?» Дидактическая задача: закреплять знания детей о плодах деревьев,листьях. Учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников. Дети рассматривают картинки с листьями деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» — ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.
5 «Знаешь ли ты растения» Дидактическая задача: Найти растение по слову-названию. Воспитатель называет комнатное растение, а дети должны найти его. Педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем просит некоторых детей вы полнить задание. Если детям трудно будет найти названное растение на большой площади комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с предыдущими, то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложненным вариантом игры. «Красный, желтый, зеленый» Дидактическая задача: Найти предмет по сходству. Правило: Поднимать листок после того, как назовет и покажет его воспитатель. Оборудование: Игра проводится на прогулке. Подобрать одинаковые букеты из 3-4 разных листьев.
6 Воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три — такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом. Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета. «Где чей домик?» Дидактическая задача: закрепить знания детей оживотных и их жилищах в природе (насекомых, зверей,земноводных, птиц). Материал: планшет, на котором с одной стороны изображены различные животные, а с другой их жилища, например:нора, берлога, улей, скворечник, гнездо. В конверте с обратной стороны планшета находятся стрелки-указатели по количеству животных. В игре принимают участие двое и более детей. Они поочередно на ходят предлагаемое животное и стрелкой определяют его жилище. При правильном выполнении игровых действий ребенок получает фишку. Если ответ неправильный ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, у кого к концу игры соберется большее количество фишек.
7 «Кто что ест?» Дидактическая задача: закрепить знания детей о разных видах питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей) в природе. Материал: планшет, на котором по кругу размещены разные виды корма для различных животных. В его центре укреплена движущая стрелка, с обратной стороны в конверте помещены карточки с иллюстрациями животных. В игре участвуют двое и более детей. Поочередно по загадке воспитателя ребята находят соответствующую картинку с изображением животного и с помощью стрелки указывают вид корма, которым оно питается. За правильный ответ — фишка. Выигрывает тот, у кого к концу игры будет большее количество фишек. «Что сначала, что потом?» Дидактическая задача: закрепить знания детей об основных стадияхразвития и роста живых организмов (животных, растений, человека). Материал: набор карточек, на которых зафиксированы стадииразвитияи роста растений или животного (одуванчика,гороха, земляники, лягушки, бабочки и др.), а также человека (младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость). Вариант 1. Ребенку предлагается разложить карточки в порядке роста и развития живого существа (например, бабочка-капустница: яйцо — гусеница — куколка — бабочка) и рассказать, что было сначала, а что потом. Вариант 2.
8 Воспитатель раскладывает карточки, преднамеренно делая ошибку в их порядке. Дети должны ее исправить и объяснить правильность своего решения.
Составь цепочку
Экологическая игра уточняет и закрепляет знания о природных объектах. Для ее проведения требуются карточки, изображающие объекты неживой и живой природы.
Ребенок должен описать то, что изображено на карточке. Например, «бабочка» – насекомое, яркое, с красивыми крыльями, летает летом, питается нектаром, гусеница превращается в куколку.
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию. Средняя группа.
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию.
Средняя группа
Воспитатель:
Стецко Светлана Александровна.
«Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
«Третий лишний» (птицы)
Цель: Закреплять знания о многообразии птиц.
Ход игры: Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).
«Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов. Вариант 1: На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме. Вариант 2: Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь. Вариант 3: Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
«Что лишнее?»
Цель: Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.
«Моё облако»
Цель: Развивать воображение, образное восприятие природы.
Ход игры: Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.
«Когда это бывает?»
Цель: Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры: Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку
следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т.д.
«Расскажи без слов»
Цель: Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).
«Похож – не похож»
Цель: Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию. Ход игры: Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию.
«Живая неживая природа»
Цель: Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
Ход игры: «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).
«Что это за птица?»
Цель: Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
Ход игры: Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.
«Узнай, чей лист»
Цель: Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.
Ход игры: Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с не опавшими листьями, имеющими разнообразную форму.
«Бывает – не бывает» (с мячом)
Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
«Найди пару»
Цель: Развивать у детей мышление, сообразительность.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках. Педагог даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках.
«Угадай, что в мешочке?»
Цель: формировать умения детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.
Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, тот ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.
«Не зевай!» (птицы зимующие, перелётные).
Цель: Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры. Во втором варианте игры рекомендуется использовать названия животных.
«Отгадайте, что за растение»
Цель: Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т.д.
«Кто где живет»
Цель: Развивать умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники).
Ход игры: Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок – «лисой». «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» — «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» — к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно выполняет задание.
«Птицы»
Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб. Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет (птицу, рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.
«Закончи предложение»
Цель: Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.
«Какое время года?»
Цель: Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.
Ход игры: Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.
«Где растет?»
Цель: формировать умения детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.
Ход игры: Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора. После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.
«Наши друзья»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.
Ход игры: Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного. Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.
«Съедобное – не съедобное»
Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.
Материал: Мяч.
Ход игры: Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит. Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)
«Чудесный мешочек»
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
«Когда это бывает?»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.
Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.
Ход игры: Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.
Для каждой ветки свои детки
Цель дидактической игры – закрепить знания о плодовых деревьях и ягодных кустарниках, научить детей определять вид растения по плодам и листьям. Для игры требуются картинки с садовыми деревьями и кустарниками, а также отдельно картинки с плодами и ягодами.
Дети отгадывают деревья и кустарники. К каждому растению подбирают соответствующий фрукт или ягоду.
Картотека дидактических игр по экологии в средней группе
Картотека дидактических игр по экологии в средней группе.
Подготовила воспитатель: Бардакова Е.В
Сентябрь
«Что где растёт?»
- Цель: Формировать у детей элементарные представления о том, где растут овощи, фрукты, цветы, ягоды, грибы.
«Вершки и корешки».
- Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки.
«Что сажают в огороде?»
- Цель: Способствовать умению классифицировать предметы по отдельным признакам (по месту их произрастания).
«Определи на вкус»
- Цель: Упражнять в умении определять вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький).
«Найди, о ком расскажу».
- Цель: Закрепить умение находить животное по его характерным признакам.
Октябрь
«Раз, два, три дерево назови».
- Цель: Закрепить название деревьев (берёза, дуб, клён, ель, рябина).
«Кто живёт в лесу».
- Цель: Закрепление знаний о животных, живущих в лесу.
«Кто знает, пусть продолжает».
- Цель: Учить подбирать слова к обобщаемому слову (насекомые — это…).
«Найди листок, какой покажу».
- Цель: Способствовать умению находить листок по показу.
«Собери дерево из частей».
- Цель: Закреплять умение собирать из частей целое.
Ноябрь
«Кто с хозяином живёт, что хозяину даёт? »
- Цель: Закрепить знания детей о домашних животных, и пользе , которую они приносят.
«С какой ветки детки?»
- Цель: Закреплять знания о деревьях и их плодах.
«Загадки о животных» (лесных и домашних).
- Цель: Способствовать умению отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.
«Кто ползает, а кто летает»
- Цель: Формировать знания детей о насекомых и способах их передвижения.
«Сложи картинку»
- Цель: Совершенствовать умение собирать из частей целое. Закреплять знания о временах года.
«Да и нет».
- Цель: Упражнять детей в распознавании овощей и фруктов.
Декабрь
«Кто во что одет».
- Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть).
«Охотник и пастух».
- Цель: упражнять детей в группировке диких и домашних животных.
«Когда это бывает?»
- Цель: Закрепить знания детей о частях суток, упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток.
«В магазине растений»
- Цель: Закрепить знания детей о растениях, умение правильно их классифицировать.
«Кто живёт у нас зимой».
- Цель: Закрепление знаний о зимующих птицах нашего края и их названия.
«Какое время года»
- Цель: Способствовать умению детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года.
Январь
«Разрезные картинки».
- Цель: Закреплять знания детей о строении тела домашних животных.
«Кто, где живёт»
- Цель: Закреплять знания детей о насекомых и месте их обитания.
«Бывает — не бывает»
- Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
«Зоологическое лото»
- Цель: Упражнять в умении объединять предметы по месту их обитания.
«Все по домам».
- Цель: Учить, по внешнему виду домика, определять животное, в нём живущее.
Февраль
«Чьи детки?»
- Цель: Способствовать умению называть животных и их детёнышей.
«Загадки об овощах»
- Цель: Способствовать умению отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.
«Найди по названию».
- Цель: Закреплять знания о птицах, развивать слуховое восприятие.
«Когда это бывает»
- Цель: Уточнить и углубить знания детей о временах года.
«Кто, что любит»
- Цель: Уточнить представления детей о том. Чем питаются дикие животные.
Март
«Когда это бывает»
- Цель: Учить отгадывать загадки по характерным признакам времён года.
«Какая сегодня погода?»
- Цель .: Способствовать умению по описанию выбирать нужные картинки.
«Узнай по вкусу».
- Цель: упражнять в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий , кислый, солёный, горький).
«Магазин цветов».
- Цель: Способствовать умению описывать комнатные растения, которые нужно купить.
«Съедобное или несъедобное»
- Цель: Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных растениях.
Апрель
«Где спряталась матрёшка»
- Цель: Закрепить знания названий растений, воспитывать любознательность.
«Какую пользу приносят».
- Цель: Закреплять знания детей о домашних животных, и пользе, которую они приносят.
«Опиши , мы отгадаем».
- Цель: способствовать умению классифицировать растения по их признакам.
«А что по
том?»
- Цель: Закреплять знания о частях суток, о деятельности детей в разное время суток.
«Птицы, которые прилетают весной».
- Цель: Закрепить знания детей о перелётных птицах.
Май
«Кто, где живёт?»
- Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по среде обитания.
«Найди ошибку».
- Цель: Развивать внимание, учить находить ошибки в изображении времён года.
«Магазин « Цветы»».
- Цель: Способствовать умению описывать цветы, которые нужно купить.
«Четвёртый лишний».
- Цель: Способствовать умению замечать ошибки, развивать наблюдательность.
«Парные картинки».
- Цель: Воспитывать наблюдательность, умение находить в предметах, изображённых на картинках, сходства и различия.
Июнь
«Отбери и назови цветы, которые знаешь»
- Цель: Закреплять умение различать и называть цветы.
«Охотники и пастух»
- Цель: Упражнять детей в группировке диких и домашних животных.
«Чья это тень?»
- Цель: Закреплять названия животных, способствовать умению узнавать животных по силуэту.
«Собери цветок из частей»
- Цель: Способствовать умению детей собирать целое из частей. Закреплять названия растений.
«Узнай дерево по ветке».
- Цель: Способствовать умению детей узнавать и называть деревья и кустарники по кроне, ветвям, плодам, стволу. Закреплять название деревьев, произрастающих в средней полосе и на участках ДОУ.
Июль
«Где , что растёт»
- Цель: Формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи, фрукты, цветы, деревья, грибы.
«Чей хвост?»
- Цель: Развивать способность анализировать, закреплять умение называть и различать животных.
«Кого не стало?»
- Цель: Развивать наблюдательность, зрительную память, закреплять названия домашних животных.
«Загадки о птицах».
- Цель: Способствовать умению отгадывать загадки о птицах, опираясь на ключевые слова.
«Угадай»
- Цель: Способствовать умению узнавать фрукты и ягоды по их частям (долька, косточка, гроздь, кожура и т. д).
Август
«Съедобные — несъедобные»
- Цель: Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Научить различать их по внешнему виду.
«На птичьем дворе
».
- Цель: Способствовать умению детей узнавать и называть домашних птиц (утка, курица, гусь, петух, индюк) и их детёнышей.
«Сложи картинку» (пейзажи).
- Цель:
- Закреплять умение собирать из частей целое изображение.
«Да и нет».
- Цель: Закрепить знания о частях тела животного, и какие звуки он издаёт.
«Угадай»
- Цель: Способствовать умению узнавать овощ по частям (долька, зубчик, кочан, ботва, стручок и т. д).
Узнай птицу
С помощью дидактической игры дошкольники уточняют знания о перелетных и остающихся на зимовку птицах. Требуются карточки с изображенными узнаваемыми силуэтами птиц. Воспитанники отгадывают птиц, рассказывают, остаются те зимовать, или оправляются в южные края.
Занятие развивает зрительную способность различать живых существ по силуэту.
Человек и природа
Экологическая игра формирует и закрепляет понимание, что в окружающем мире создано человеческими руками, а что дает природа.
Занятие по экологии проходит в форме беседы. Воспитатель бросает мяч ребенку, спрашивает: «Что создал человек?» и «Что создала природа?». Ребенок отвечает. Ответами на первый вопрос могут быть «дома», «дороги», «. На второй – «нефть», «древесина», «торф», «уголь», «соль».
Найди лишнее
Дидактическая игра по экологии закрепляет знания о насекомых, формирует понимание об их отличии от других живых существ.
Воспитатель перечисляет четырех существ, дети говорят, какое слово лишнее:
- кролик, енот, волк, [пчела];
- воробей, [муравей], грач, перепелка;
- мотылек, стрекоза, [куница], шмель;
- стрекоза, саранча, [пчела], божья коровка;
- комар, майский жук, [ящерица], бабочка;
- кузнечик, мотылек, [синица], мошкара;
- клоп, таракан, [пчела], тля;
- ящерица, [стрекоза], черепаха, жаба.
Назови насекомое
Чтобы провести экологическую игру, формирующую понятие «насекомых», необходимо разрезать на небольшие части картинки, на которых изображены:
- летящая стрекоза;
- муха;
- гусеница на цветке;
- бабочка с раскрытыми крыльями;
- божья коровка;
- собирающая нектар пчела;
- жук на ветке;
- кузнечик в траве.
Дети должны правильно сложить пазлы.
Вершки и корешки
Цель экологической игры – закрепление знаний о том, какие части растений пригодны в пищу. Понадобятся два хулахупа (красный и зеленый) и карточки с изображением огородных растений.
Хулахупы нужно положить так, чтобы они пересеклись. Зеленый – для вершков (зелени), красный – для корешков (корнеплодов), центральная часть (где хулахупы пересекаются) – для растений, у которых съедобны и зелень, и подземная часть. Дети по очереди берут карточки, кладут в соответствующие зоны.
Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста
Что вредно и полезно для природы (воды)?
(Игра с перфокартами.)
Цели:
Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал:
Перфокарты, на которых изображены действия человека, наносящие вред природе (воде) и применение воды в полезных целях.
Игровое действие:
Отметить различными знаками (например, разного цвета или формы) положительное и отрицательное воздействие человека на природу (воду).
Лото «Кому нужна вода?»
Цель:
־ Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира.
־ Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц.
־ Развивать логическое мышление, память и внимание.
־ Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.
Материал:
— Игровые поля 20х25 (5 штук), разделённые на квадраты. В центре игрового поля имеется изображение, вокруг которого размещено 8 пустых квадратов. Изображения: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?».
— Карточки размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений.
Ход игры:
1 вариант.
В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей.
Ведущий раздаёт участникам игры игровые поля – карточки размером 20х25, на которых изображено: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?». Карточки, размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений находятся у ведущего. Ведущий перемешивает их, и, вынимая по одной, показывает детям, уточняя вопросы: «Кто это? Кому нужна эта карточка? Играющий называет, что изображено на карточке, и почему он выбрал её». (Например, «Это кошка. Она пьёт воду»). Если ответ правильный ведущий отдаёт карточку играющему, и он выкладывает картинку на своём игровом поле.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники игры не подберут карточки к игровым полям. Выигрывает тот, кто первый заполнит своё игровое поле карточками.
2 вариант. «
Путаница». В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей. Ведущий предлагает играющим карточки с неправильно заполненными полями. Играющие должны исправить ошибку.
Рекомендации по использованию дидактической игры в практике работы ДОУ:
Игру можно использовать при организации деятельности с детьми по образовательным областям – «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
«Загадочные человечки»
Программное содержание.
Познакомить детей с тем, что вода может находиться в твёрдом, жидком, газообразном состоянии. Учить строить модель любого конкретного предмета или даже сюжета с помощью «человечков».
Дать детям знания о неживой природе, элементах физики. Развивать у детей такие качества, как пытливость, любознательность, мыслительную деятельность и воображение.
Материал.
Карточки с изображением воды в различных агрегатных состояниях (твёрдых, жидких и газообразных) — льдинка, снежинка, сок, молоко, пар; карточки с изображением моделей «человека», характеризующие агрегатные состояния — (демонстрационные и раздаточные).
Ход игры.
В игре могут принимать участие 3-5 человек.
Воспитатель предлагает детям набор карточек с изображением моделей человечков, которые символизируют состояние воды: жидкое, твёрдое и газообразное. А так же карточки с изображением различных предметов: льда, воды, снежинки, пара, стакана сока, апельсина и т. д. Объясняет, что любой предмет можно изобразить схематически, с помощью моделей.
Воспитатель предлагает детям найти все твёрдые предметы. Почему эти предметы твёрдые? Что находится у них внутри? Внутри каждого твёрдого предмета живут человечки. Они крепко держатся за руки, чтобы ничего не прошло.
Затем воспитатель предлагает найти жидкие вещества, которые текут: вода, компот и т.д. В жидкости тоже живут человечки. Они держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями. То есть они держат свои ручки так, чтобы сквозь воду могли пройти твёрдые предметы.
Газообразные вещества – дым, пар, воздух. Здесь тоже живут человечки. Но они как бы летают, постоянно находятся в движении.
С помощью человечков обучить детей элементам моделирования, т.е. учить детей строить модель любого конкретного предмета или сюжета: модель стакана с соком, модель апельсина, модель пара и т.д.
1 вариант.
Воспитатель предлагает детям с помощью человечков построить модель любого конкретного предмета или сюжета: модель стакана с соком, модель апельсина, модель пара и т. д. Обучает детей элементам моделирования.
2 вариант.
Воспитатель предлагает к выложенным моделям подобрать карточки с изображением подходящего предмета.
Рекомендации по использованию игры в практике работы ДОУ
: Игру можно использовать при организации деятельности с детьми по образовательным областям «познание», «социализация», «коммуникация», в экспериментальной деятельности и индивидуальной работе с ребёнком. А так же дети могут использовать игру в самостоятельной деятельности.
«Где снежинки?»
Цель:
Уточнить и расширить представления детей о снеге. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать мышление интерес к зимним явлениям к неживой природе.
Материал:
Карточки с изображением различных состояний воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля, град; четыре карточки с изображением четырёх времён года.
Ход игры:
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы:
— В какое время года, вода в природе может находиться в твёрдом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень.)
Съедобное-несъедобное
Цель дидактической игры – научить дошкольников различать съедобные и несъедобные грибы. Для занятия требуются картинки грибов и корзина.
Воспитатель задает загадку о грибе. Дети отгадывают, находят изображение среди картинок. Если гриб съедобный, кладут картинку в корзину.
Обучение экологии в игровой форме вызывает интерес у детей, развивает любознательность, мыслительную способность и стремление к познанию окружающего мира, расширяет кругозор. Дошкольники закрепляют знания об окружающем мире, получают понимание о взаимосвязях между природными объектами и явлениями.
Картотека дидактических игр по экологии с детьми дошкольного возраста
Цель:
закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы:
корзинка, предметные картинки или муляжи с изображением съедобных и несъедобных грибов.
Игровые действия:
Положить в корзинку только съедобные грибы.
Вариант 2: Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.
Дидактическая игра «Цветочный магазин».
Цель:
Совершенствовать умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других.
Материалы:
картинки с цветами.
Игровые действия:
Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец догадался, о чем идет речь.
Дидактическая игра «Растения-лекари».
Цель:
Способствовать закреплению знаний о лекарственных растениях.
Игровые действия:
Среди картинок с растениями выбрать ту, на которой, по мнению ребенка, изображено лекарственное растение. Необходимо рассказать о том, как используют растение в лечебных целях.
Дидактическая игра «Какого растения не стало?»
Цель:
Способствовать развитию памяти.
Игровые действия:
На столик выставляется четыре или пять комнатных растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Можно увеличивать количество растений на столе.
Дидактическая игра «Воздух, земля, вода»
Цель:
Содействовать закреплению знаний детей об объектах природы.
Игровые действия:
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т.д.
Игра-наоборот: Воспитатель называет слово «воздух», ребенок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное, обитающие на земле; на слово
«вода» — обитателя рек, морей, озер и океанов.
Дидактическая игра «Природа и человек».
Цель:
Содействовать закреплению и систематизации знаний детей о том, что создано человеком, и что дает человеку природа.
Материал:
Картинки с изображением предметов, созданных человеком (дома, заводы,
орудия труда, предметы быта и т.д.), и природой (лес, уголь, нефть, газ и т.д.).
Игровые действия:
Детям предлагается разложить карточки на 2 поля, на которых изображены человек и природа.
Дидактическая игра «Выбери нужное».
Цель:
Содействовать закреплению знаний о природе, развитию мышления, познавательной активности.
Игровые действия:
на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше картинок с предметами, которые этим свойством обладают. Например: «зеленый» — это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» — вода, роса, облако, туман, иней и т.д.