Грамота для детей
Научиться читать – одна из самых главных задач для дошкольника. Освоив этот навык, ребёнок сможет самостоятельно познавать мир с помощью книг и находить ответы на свои вопросы.
Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме
Начните заниматься прямо сейчас
Начать заниматься
Однако научиться этому не так легко. Мы предлагаем использовать игровые методики, которые помогут превратить непростой процесс обучения в увлекательный квест.
Обучение грамоте в старшей группе
Именно в возрасте 5-6 лет детей обычно начинают активно обучать грамоте и уделять время развитию речи: различать звуки и буквы, читать отдельные слова и предложения, ставить ударение.
Дошкольники учатся находить нужные слова, чтобы называть предметы на картинках, составлять предложения, рисовать схемы слов.
Также дети тренируют и готовят свои руки к письму: много рисуют и раскрашивают, штрихуют, обводят контуры предметов, учатся понемногу писать буквы.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Овладение грамотой – сложная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка и достаточно высокого уровня развития устной речи. Если дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов, то у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов. Дети недостаточно различают на слух фонемы близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» попадают в группу риска по дислексии. Дислексия проявляется в многочисленных ошибках при чтении, ошибки сохраняются продолжительное время и носят стойкий характер, являются специфическими, повторяющимися, типичными. Так как коррекционное обучение началам грамоты имеет цели: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте и научить детей чтению и письму, была выделена система специальных упражнений, направленная на подготовку детей к обучению грамоте и овладению её элементами. Все упражнения провожу в игровой занимательной форме, поскольку игра – основной вид деятельности детей – дошкольников. Практический опыт показывает, что обучение в игре идёт значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов. Использование игры на занятиях по обучению грамоте помогает мне снять у детей напряжение, вести изучение и закрепление трудного (теоретического) материала на уровне эмоционального осознания. Игровые методы я использую ещё и в связи с тем, что у детей с общим недоразвитием речи поздно формируется учебно-познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Занятия по обучения грамоте направлены на развитие понятийного теоретического мышления и на них невозможно обойтись без игр, обслуживающих центральный и наиболее сложный этап обучения: этап введения теоретических понятий. Игра вносит в эти понятия то образное, чувственное содержание, которого лишены и словесные определения нового абстрактного знания, и даже его наглядные схемы и модели. Игру, в результате которой у детей формируются понятия нового типа, перестраивается представление о слове, можно назвать обучающей в строгом смысле слова. Как же строится обучающая игра? Образец нового учебного действия (выделение звуков в слове, различие гласных и согласных звуков и т.д.) первоначально задается детям в воображаемой игровой ситуации, мы отправляется в сказку. С самого первого занятия по обучению грамоте я начинаю рассказывать детям сказку (её условное название «Путешествие Маши по стране Русского языка») и на последующих занятиях постоянно возвращаюсь к героям этой сказки. По мере необходимости вводятся новые условные персонажи, которые персонифицируют вводимые понятия. Незнайка, Буратино, Карлсон не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато фея фонетика помогает нам побольше узнать о звуках, знакомит с Тимом и Томом, которые прекрасно воплощают различение твердости и мягкости согласных. Фея Графика отвечает за буквы, за правильное чтение. Ударный мастер поможет найти ударный слог. Корней Корнеич расскажет об однокоренных словах – родственниках. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются детьми от имени этих лингвистических персонажей.
Основные требования к играм, используемым на занятиях по обучению грамоте. 1. При выборе правил игры учитывают особенности детей данной группы (подгруппы). 2. Игра должна соответствовать целям занятия и содействовать их реализации (обучающая цель занятия). 3. Игра, кроме познавательных, должна иметь игровые задачи. 4. По окончании игры обязательно подводятся результаты и выявляются победители в лице одного ребенка или группы. С учетом этих требований разрабатывались игры. И было замечено, что наибольшей эффективностью обладают игры с включением действий, необходимых для развития навыка чтения, когда чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели. Исходя из того, что ведущими симптомами дислексии на начальном этапе овладения чтением являются слабость образования звуко – буквенных связей (это появляется в неспособности в должные сроки овладеть звуко – буквенной символикой) и неспособность формировать навыки слогослияния, большое внимание уделяется работе над звуком, буквой и слогом.
План работы над звуком и буквой 1. Выделение звука из ярда слогов, слов. 2. Определение места звука в слове. 3. Придумывание слов на заданный звук. 4. Уточнение артикуляции и характеристика звука. 5. Знакомство с буквой. 6. Из каких элементов буква состоит. 7. На что похожа буква. 8. Узнавание заданной буквы среди других букв. 9. Определение пространственных соотношений элементов букв, расположение буквы на листе бумаги. 10. Работа с буквенными таблицами на распределение внимания. Остановлюсь лишь на тех видах игр и игровых упражнений, которые я наиболее часто использую на занятиях, и которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными. Игры на уровне звука и буквы. Выделение звука из слов.
Игровое управление «Открытки» Логопед показывает детям открытку и называет слово, предъявляется 10-15 открыток – слов. Необходимо запомнить слова и назвать их в той последовательности, в какой они были названы. Для лучшего запоминания слова связываются между собой в рассказ или небылицу. Подружки – парк –принцесса – пудель – птичка – пальма – почтальон – посылка – подарок – Павлик – портфель – пряник – пальма. Дети запоминают и называют слова, определяют, какой звук встречается во всех этих словах, дают ему характеристику. Аналогично проводится упражнение «Письмо», но детям предъявляются не открытки, а ряж слов. Оля – осень – отпуск – остров – овцы – овощи – ослик – обувь – осы – облако – окна – обруч – окунь – озеро.
Игровое упражнение «Зажги фонарик». Инструкция: зажечь фонарик, если в слове встречается звук ….. Логопед медленно произносит слова, дети поднимают сигналы, услышав звук.
Игра «Необычные цветы». Цель :Найти заданный звук в слове. Из ряда картинок – лепестков дети выбирают только те, в названии которых есть заданный звук и составляют цветок.
Игра «Рыболов» Цель: Определение места звука в слове. Дети ловят на удочку карточки с картинками, называют слова, четко проговаривая все звуки. В конце игры детям предлагается ещё раз назвать все слова и определить, какой звук сегодня пришел к нам в гости.
Игра «Улитка – светофор». Эта настольно-печатная игра разработана на все звуки. Возьмем, для примера, поле со звуком А. Цель: упражнять детей в нахождении места звука А в слове. Оборудование: игровое поле с предметными картинками, фишки красные, желтые, зеленые (цвета светофора) символизируют начало, середину, конец слова. Ход игры. Дети делятся на команды и по очереди называют слова, определяя место звука А в слове. Если звук стоит в начале слова, выдается красная фишка, в середине – желтая, в конце – зеленая. Когда все слова – картинки названы, подводится итог. Команда, у которой из набранных фишек получилось больше светофоров, победила.
Игровое упражнение «Светофор». Логопед называет слово, дети определяют место заданного звука в этом слове и поднимают сигнал (красный, желтый или зеленый).
Игровое упражнение «Домики». У детей на столах домики с тремя окошками (схема: начало, середина, конец слова) и предметные картинки. Необходимо определить место заданного звука в слове и вставить картинку в нужное окошко. Знакомство с буквой. Стабильный графический образ буквы необходимо формировать на полианализаторной основе. Для этого я использую такие игровые упражнения, как обводка пальцем контура выпуклых рельефных букв, тактильное опознание «наждачных» букв – «Читающие пальчики», игра «Чудесный мешочек» с буквами, лабиринты – «Какие буквы написали коньками на льду Маша и Миша», зашумленные картинки – «Буквы рассыпались» (например, найти букву А и обвести её фломастером по контуру). Группировка букв. Детям предлагается на буквенной таблице найти все буквы, например, А и закрыть их фишками или пальчиками. Более сложный вариант, когда дети ищут 2 буквы (например А, У) и закрывают их фишками разного цвета или пальчиками правой и левой руки. Работа с буквенными таблицами на распределение внимания. Игровое упражнение «Близнецы». Например, дана таблица, на ней буквы А разного шрифта, каждая буква в двух экземплярах – «близнецы». Задание: найти две одинаковые буквы и закрыть их пальчиками левой и правой руки. Работа начинается с верхнего ряда и идёт построчно слева – направо.
Игровое упражнение «Умные фломастеры» или «Послушный фломастер». За основу я взяла «Электронную муху», но в данном упражнении нет опоры на клетку, дети выполняют работу на чистом листе. Даётся установка: «Фломастер будет выполнять все мои команды и посмотрим, что же он нам напишет». Предварительно детям объясняю, что фломастер делает «шаги» и шагает только в том направлении, какое я называю (вверх, вправо, вниз, влево). Дети должны точно выполнить указания, сравнить свою букву с образцом. Выигрывает тот, чья буква соответствует образцу. Например, вверх, вверх, вправо, вниз, вниз П вправо, вниз, влево, вверх, вверх, вправо Б Игровое упражнение «Магический квадрат» — нахождение букв в геометрических фигурах. , У, Х, М, П У, Ш, , Э, Ы
Упражнения по конструированию и реконструированию букв. Составление букв из спичек, веревочек, из «буквенного конструктора» (дуга – полукруг, короткая и длинная полоски).
Игровое упражнение «Превращение букв». Оборудование: «буквенный конструктор» на каждого ребенка. Например, составить букву «О» — О, букву «О» превратить в «Э» — Э, «И» — И, в «П» — П
Игровое упражнение «Логические цепочки». Х л Н ? П ; Ж К Ф ? Р
Очень нравится детям игра «Живые буквы». «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – любимая буква на месте замри»! Дети изображают буквы, а педагог или ребенок – ведущий «читает». Работа с печатными текстами по типу корректурной пробы. Работа на уровне слога. В коррекции дислексии первостепенное значение принадлежит выработке навыков слогослияния. Чтение слогов с уже усвоенными буквами позволяет автоматизировать чтение слогов и упорядочить звуко – буквенные связи. Пройденная буква сразу же вводится в слоги. Составляются прямые и обратные слоги. При чтении слогов левая рука лежит на столе и необходимо постоянно акцентировать внимание на то, что читаем слева – направо. На начальном этапе для составления слогов я использую игровые упражнения «Ромашка» и «Бабочки». Упражнение «Бабочки» нравятся детям больше, потому что они сами могут манипулировать картинками – буквами, составлять слоги и читать. После того, как пройдено 10-12юукв, вводится такое упражнение, как чтение слоговых таблиц. Работа с таблицами проводится в форме игры «Лото» и называется «Закрой окошко». Логопед называет слог, дети находят данный слог на своих таблицах и закрывают его («окошко») фишкой. Работа начинается с таблиц СГ-ГС, в них присутствуют прямые и обратные слоги того же буквенного состава (ТО – ОТ, МА – АМ). Подобные упражнения дают хороший эффект при регулярном применении, усложнении (СГС, ССГС, СГСС) и частой смене таблиц. С таблицами можно провести упражнение «Птичий базар», предложив детям вполголоса прочитать свою карточку. При чтении слогов угадывание невозможно, ребенок при выполнении задания вынужден опираться только на навыки слогослияния. Придумывание слов на заданный слог. Игровое упражнение «Чудесный мешочек». Ребенку предлагается достать слог, прочитать его и придумать слово, которое начинается на данный слог.
Игровое упражнение «Вороний язык», «Мышкины слова». В стране русского языка даже мышки умеют разговаривать, но могут они сказать только те слова, которые можно «попищать» — ПИ (те слова, которые начинаются со слога ПИ-), слог выставляется на доске. Какие это слова? Пианино, пижама, пирог, письмо и т.д. А какие слова умеет говорить ворона? Картошка, карман, карта и т.д. аналогично обыгрываются слоги МУ, ГА, КО, КВА.
Игровое упражнение «Чудо – дерево» или «дерево и листочки». На ветвях написаны слоги. Дети придумывают слова и закрепляют листочки на соответствующих ветках. Используя слоговые карточки мы работает над синтезом – конструируем слова. Для составления слов из заданных слогов активно используются на занятиях игры Воскобовича «Читайка», «Нахлобушки»; игра «По кругу».
Игровое упражнение «Слово рассыпалось». Проводится по принципу разрезной картинки, на одной сторон карточки слоги, на другой – части предмета. Если слово составлено верно, карточки со слогами переворачиваются и на обратной стороне получится предмет, соответствующий прочитанному слову. Игровое упражнение «Рыболов». Дети ловят на удочку слоги, читают их. Когда «аквариум» опустел, детям предлагается из своих слогов составить слова и объяснить их значение.
Цепочка слов Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. Оборудование: карточки с предметными картинками. Ход игры: играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово – название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.
Найди место звука в слове Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове. Оборудование: карточки со схемами расположения места звука в словах. Ход игры: каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.
Подбери слово к схеме. Цель: Та же. Оборудование: карточки со схемами расположения звуков в словах. Ход игры: получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки/слова с заданным звуком, ориентируясь на закрашенный квадрат.
Найди пару Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Развивать фонематический слух. Оборудование: звуковые часы, набор предметных картинок, слова – паронимы. Ход игры: логопед помещает на часах 6 картинок. Например: коса – коса, ком – дом, мак – рак. Детям предлагается найти картинки с предметами, называния которых звучит сходно и отличаются только одним звуком. Каким? Ребенок, который первым нашел эти слова, передвигает стрелки на картинки. Дети находят все три пары слов. Игру можно повторить, заменив картинки новыми парами/ бочка – почка, тачка – дачка, майка – чайка…./ Включи телевизор Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов (как усложненный вариант). Оборудование: Пособие «Телевизор», предметные картинки и карточки с буквами, картинки для телеэкрана. Ход игры: логопед объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор, и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах – названиях предметов, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране появится соответствующий предмет. Например: матрешка, аист, кот – МАК. Картинка «мак» появляется на экране. Выделенный звук можно обозначить соответствующей буквой и прочитать. Зажги светофор Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове. Оборудование: предметные картинки, светофоры на каждого ребенка или круги красный, желтый, зеленый. Ход игры: логопед показывает картинку, один ребенок называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово, находят место изучаемого звука в слове и поднимают соответствующий сигнал – зажигают светофор – красный кружок – начало слова, желтый – звук в середине слова, зеленый – звук в конце слова.
Домики Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове. Оборудование: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова). Ход игры: ребенок берет картинку, называет её, определяет наличие звука (например: Ч или Щ), его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки. Рыболов Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове. Оборудование: малые предметные картинки с металлической скрепкой, удочка, карточки – схемы «начало, середина, конец слова» на каждого ребенка. Ход игры: «Поймать» слово, определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко. Дети по очереди выполняют действия.
Причаль на катере Цель: упражнять в чтении слогов. Оборудование: панно с изображением причалов на гласные буквы, катер (рисунок) с капитаном и согласной буквой. Ход игры: сегодня мы будем причаливать на катере к разным пристаням. Например: на катере «Л» к пристани «А» капитан даёт сигнал: протрубить ЛЛЛААА! Тогда на пристани будут знать, что катер «Л» приближается к причалу «А» и приготовятся к встрече. А что мы погрузим на этой пристани? ЛАМПУ (её можно сразу нарисовать или выставить картинку). Но нам ещё нужна ЛЮСТРА и ЛЕСТНИЦА, чтобы повесить люстру. К каким причалам надо подплыть за этими вещами?
Цветы и бабочки Цель: упражнять в чтении слогов. Оборудование: панно с изображением 10 цветов, на каждом цветке гласная буква. Бабочки, у каждой на крыле согласная буква. Ход игры: бабочка «М» летала над цветами и села на цветок «У». логопед помещает бабочку справа от буквы. Какая песенка получилась? МУ. А теперь бабочка перешла на другую сторону цветка, что получилось? УМ. Далее дети самостоятельно
Следующая > |