НОД по обучению грамоте в детском саду. Старшая группа
Данный материал предназначен для воспитателей детского сада. Конспект НОД пригодится в работе с детьми старшей/подготовительной группы, образовательная область познание (обучение грамоте). План-конспект НОД по обучению грамоте для старшей группы д/с
(целесообразней проводить по подгруппам)
Тема. Знакомство детей со словом.
Цель: формирование представлений у детей о слове как интонационно – смысловой единице речи. Программные задачи: 1. Ознакомление ребенка со словом. 2. Приобретение умения вслушиваться в звучащее слово. 3. Учить задавать и различать вопросы «Кто это?», «Что это?». 4. Закреплять в речи детей слово обозначающее «живой», «неживой» предмет. 5. Продолжать воспитывать детей говорить каждое слово отчетливо, ясно, внятно. Материалы и оборудование: проигрыватель для аудиозаписей; красиво оформленная шкатулка, в ней картинки-загадки; кукла; медвежонок; фотография медведя; набор картинок «Веселая зарядка», изображающие человеческую фигуру в движении; в конспекте использована дидактическая игра автора И. Токмаковой «Добавь словечко»; разминка Е. и С. Железновых «Мы ногами топ-топ-топ».
Ход НОД:
I часть.
— Ребята, вокруг нас много разных предметов, и о каждом предмете мы можем сказать. Я вам сейчас буду показывать картинки и спрашивать «Что это?», а вы мне отвечайте одним словом (указываю на разные неодушевленные предметы). Дети отвечают, например, книга, стол, мяч и т.д. — Как можно спросить про эти предметы? Что это? — А сейчас я вас спрошу иначе «Кто это?» (показываю картинки, указываю на одушевленные предметы: птичка, рыбка, кошка, показываю рукой на няню, на детей, на себя). Как можно спросить? Кто это? — Теперь я вам буду называть разные предметы, а вы задавайте мне вопрос «кто?», «что?» (Таким образом, подвожу постепенно детей к понятию «живой», «неживой»). — Приглашаю девочку по желанию, рядом с ней ставлю куклу и обращаюсь к детям с вопросом. — Чем отличается девочка от куклы? (дети называют отличия и вместе приходят к выводу, что девочка живая, а кукла неживая, игрушка). Затем показываю иллюстрацию с изображенным на ней медведем и медвежонка игрушку. — Ребята, чем-нибудь они отличаются друг от друга? Выясняем, что игрушка медведь неживой, а картинка изображает живого медведя. Подводим итог: — Все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос «кто?».
II часть.
Физпауза «Веселая зарядка», на карточках схематично изображены человечки в разных позах. Детям нужно повторить такие же движения.
III часть.
— Ребята, посмотрите, какая у меня есть необычная шкатулка, она непростая и очень загадочная, потому что там много загадок для вас, которые ждут, не дождутся, когда же им помогут, наконец-то, их разгадают. — Интересно? Тогда слушайте внимательно до конца каждую загадку и ответьте на вопросы «кто это?», «что это?». Живой это предмет или неживой? •Что всегда идет, а с места не сойдет? (часы) •Зимой и летом одним цветом? (ель) •Всех я во время бужу, хоть часов не завожу? (петушок) •Красные лапки щиплют за лапки? (гусь) •В воде она живет, нет клюва, а клюет? (рыба) •Без языка, а говорит, без ушей, а услышит? (телефон) Далее предлагаю детям самостоятельно придумать или вспомнить загадку и задать ее всем детям. Дети загадывают и отгадывают. Называют живой это предмет или неживой.
IV часть.
Физпауза «Мы ногами топ-топ-топ», дети под музыку выполняют упражнения: Мы ногами топ топ топ, Мы руками хлоп хлоп хлоп, И туда и сюда повернемся без труда. Мы головками кивнем, Дружно ручками махнем, И туда и сюда повернемся без труда. Мы подпрыгнем высоко Прыгать вместе так легко И туда и сюда повернемся без труда.
V часть.
— Сейчас, я произнесу слово, а вы скажите, что оно значит, как вы его понимаете. Слушайте, книга! Что означает это слово? (Ответы детей). — Правильно, вы хорошо понимаете, что значит слово книга, какое значение, смысл оно имеет. — Теперь, я произнесу разные звукосочетания. Слушайте: на, му, рум, по, ба и т.п. Скажите, понятно ли, что они значат, какое имеют значение, смысл? (Ответы детей). — Это не слова, это просто звукосочетания, слоги, которые сами по себе, отдельно друг от друга ничего не значат, не имеют смысла. А когда слоги вместе они составляют слова, а каждое слово имеет значение, смысл. — А давай поиграем в игру «Добавь словечко». Ложка — это ложка, ложкой суп…(едят) Кошка — это кошка, у кошки семь…(котят). Тряпка — это тряпка, тряпкой вытру…(стол). Шапка — это шапка, оделся и пошел… А я придумал слово, смешное слово — плим. И повторяю снова — плим, плим, плим. Не прыгает, не скачет плим, плим, плим, И ничего не значит плим, плим, плим. — Что такое «плим»? Правильно, это слово ничего не обозначает. (Детям предлагается сказать слово «плим» с разной интонацией). -Теперь, давайте поиграем в игру «Назови словечко» (цель: учить различать слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие действия). Перед детьми раскладываю на столе предметные картинки, изображающие стол, бабочку, кубик, сидящего человека, бегущего ребенка и т.п. -Дети, посмотрите, на картинки и назовите по одному слову к которому можно задать вопросы: кто это? Что это? Что делает? (за каждый правильный ответ ребенок получает картинку).
VI часть.
Заключительная. — Спасибо, мне понравилось, как мы сегодня играли. Сегодня мы узнали столько нового (здесь можно спросить нескольких детей, что нового они узнали). Подвести итог. — Сегодня мы узнали, что все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а живые предметы отвечают на вопрос «кто?», также мы знаем что слова состоят из слогов, и каждое слово имеет смысл.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэта Фета Конспект сюжетно — игрового НОД по физкультуре для детей старшей группы Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности НОД в детском саду для старших дошкольников
Похожие статьи:
Пословицы про слово
Конспект НОД в старшей группе на тему «Общение»
Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему «Отдых»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Молочная продукция»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Строительные профессии»
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»
автор: Ганцева Марина Аркадьевна
Учитель-логопед Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №568», г. Екатеринбург
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»
Конспект составила:
Ганцева М. А. (учитель-логопед)
ФГБДОУ «Детский сад №568», г. Екатеринбург
Задачи:
- уточнять понятие «гласные звуки»;
- учить дифференцировать звуки [а], [у];
- учить выделять первый звук в слове;
- учить подбирать слова с заданным начальным звуком по наглядной опоре и без нее;
- развивать фонематический слух;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов (ау, уа);
- закреплять графический образ букв А, У;
- развивать память;
- воспитывать любознательность, интерес к звукам и буквам;
- воспитывать бережное отношение к вещам (к пособиям, используемым на занятии).
Оборудование:
- ноутбук, проектор, колонки, презентация; карточки для слитного чтения слогов (ау, уа); магнитная доска, красные фишки (магниты); буквы А, У; указка; схема для определения места звука в слове, красная фишка;
- для детей: индивидуальные зеркала; схемы для определения места звука в слове; звуковые пеналы (с фишками красного, зеленого и синего цвета); тетради; карточки для слитного чтения слогов (ау, уа); кассы букв; простые карандаши, счетные палочки (буквенный конструктор).
Ход НОД:
- Вводная часть. Игра «Запомни и повтори»
:
арбуз – акула – апельсин ананас – абрикос – Африка альбом – аист – арка | утро – улица – ухо Уля – ум – усики уж – узел – умница |
Артикуляционная гимнастика
. «Окошко», «Трубочка», «Окошко — трубочка», движение губ «хоботком» вправо-влево, «Лошадка».
СЛАЙД №2
- Основная часть:
1) «Звуки [у], [а], мы вас знаем!»:
— Какие звуки мы изучали? (А, У) Давайте вспомним о них, все, что мы знаем.
СЛАЙД №3
— Как плачет Аня? (А)
СЛАЙД №4
— Как воет волк? (У)
СЛАЙД №5
— А теперь послушайте меня и угадайте, кто это: Аня или волк? (Логопед произносит звуки [а], [у] по несколько раз, дети угадывают все вместе и индивидуально)
СЛАЙД №6
Уточнение артикуляции звуков [а], [у].
Дети улитке рассказывают об артикуляции звука [у], Айболиту — об артикуляции звука [а].
План анализа артикуляции появляется в презентации постепенно:
- губы
- зубы
- язык
- как выходит воздух изо рта (свободно) – вылетает «ветерок» (картинка)
Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
СЛАЙД №7
— Каким цветом обозначаются звуки [а], [у]? В каком по цвету замке живут звуки [а], [у]? (Дети выбирают)
СЛАЙД №8
Характеристика звуков (гласные звуки). Дети рассказывают Незнайке.
— Звук [а] какой? (Гласный) Почему? (Воздух изо рта выходит свободно).
— Звук [у] какой? (Гласный) Почему? (Воздух изо рта тоже выходит свободно).
СЛАЙД №9
2) Игра «Назови первый звук в слове».
Логопед и дети берут схему для определения места звука в слове, кладут в первое окошко красную фишку (звук в начале слова)
На экране появляются картинки, дети их называют, выделяя первый звук и нажимая на фишку. Дети называют первый звук (все вместе и индивидуально).
Картинки: ананас, аист, утка, автобус, утюг, удочка, акула, апельсины, улитка, утенок, абрикос, улица.
3) Дидактическая игра «Угадай слово» (с опорой на картинки).
СЛАЙД №10
Логопед говорит: «Я стану загадывать слова. Чтобы отгадать слово, вам надо будет поставить к нему первый звук – [а] или [у]. Отгадывать слова вам помогут картинки». Словарный материал: …пельсины, …тюг, …втобус, …тёнок, …брикос, …тка, …литка, …дочка, …кула, …лица, …нанас, …ист..
4) Физминутка «А или У?»
Логопед произ носит звуки [а], [у]. Дети, если услышат звук [а], изображают аиста, если услыщат звук [у] – Чебурашку с большими ушами.
СЛАЙД №11
— Ребята, поговорим о букве У.
СЛАЙД №12
5) Буква У.
- Показ буквы.
- Нахождение буквы в кассе.
- «Сколько элементов у буквы У? Какие это элементы? На что похожа эта буква?»
- Выкладывание буквы из палочек.
- Игра «Правильно – неправильно» (Дети определяют, правильно ли написана буква У)
СЛАЙД №13
- Прорисовывание буквы в воздухе (На экране слайд с анимацией – улитка ползет, помогая правильно нарисовать в воздухе букву У).
СЛАЙД №14
- Игра «Выдели звук У». Дети называют картинки, появляющиеся на букве У, выделяя звук [у]. Выполняют пальчиковую гимнастику:
— «Удочка» — показывают указательный палец правой руки (остальные пальцы сжаты) и вращают большим пальцем левой руки.
— «Улитка» — изображают улитку сначала одной рукой (показывают указательный и средний пальцы – «рожки»), проводят рукой по столу («улитка ползет»), потом – другой рукой.
— «Утюг» — изображают утюг (кладут одну руку ладонью вниз на стол, вторую руку – сверху, «гладят утюгом»).
— «Утка» — показывают руками «клювики».
СЛАЙД №15
6) Игра «Украсим букву У»
. Дети по очереди называют слова со звуком [у] в начале слова. Каждый ребенок называет слово, и на экране (на букве У) появляются цветы.
СЛАЙД №16
— О букве У мы вспомнили всё, что знаем. А теперь поговорим о букве А.
Буква А – первая буква а
лфавита (Дети замечают, что слово «алфавит» начинается на звук [а].
7) Буква А.
- Показ буквы.
— Ребята, найдите на этом слайде буквы А (логопед вызывает одного ребенка к доске, он показывает указкой буквы: А, а)
- «Сколько элементов у буквы А? Какие это элементы?»
СЛАЙД №17
- Выкладывание буквы из палочек.
СЛАЙД №18
- Нахождение буквы в кассе.
- На что похожа эта буква?
СЛАЙД №19
- Прорисовывание буквы в воздухе (На экране слайд с анимацией – арбузики перемещаются, помогая правильно нарисовать в воздухе букву А).
СЛАЙД №20
Игра «Украсим букву А»
. Дети по очереди называют слова со звуком [а] в начале слова. Каждый ребенок называет слово, и на экране (на букве А) появляются цветы.
СЛАЙД №21
9)
Анализ и синтез слога АУ.
Логопед показывает картинку с изображением Ули (Ульяны).
— Уля зашла в лес. В лесу было много грибов. Собирая грибы, она зашла далеко в лес и не заметила, как потеряла дорогу. Страшно стало Уле. Вспомнила она слово короткое, но очень нужное. Крикнешь его, тебя услышат и придут на помощь. Какое это слово? (Ау!)
Дети протяжно произносят «слово» АУ хором и по рядам.
— Назовите первый звук в слове Ау (А). Звук [а] какой? (гласный). Он обозначается фишкой красного цвета (Дети выкладывают красную фишку на стол, а логопед на магнитную доску).
— Назовите второй звук в слове Ау (У). Звук [у] какой? (гласный). Обозначьте его.
— Первый звук [а]. Второй звук [у]. Что получилось? (АУ) «Прочитаем» слово. Я веду указкой, а вы протяжно пропевайте каждый звук в слове (АУ).
— А теперь обозначим звуки буквами. Прочитаем слово (используется карточка для слитного чтения слога АУ).
СЛАЙД №22
10) Анализ и синтез слога УА
.
Логопед показывает картинку с изображением плачущего ребенка.
— Малыш плачет: «Уа!»
Дети протяжно произносят слово УА хором и по рядам.
Слог УА разбирается аналогично.
СЛАЙД №23
11) Печатание слогов
АУ, УА.
СЛАЙД №24 с надписью «Молодцы!»
- Итог НОД. Рефлексия.
— Назовите слова со звуком А. Назовите слова со звуком У.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»