Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»


Задание для дошкольников: печатная буква Е

Маленьким детям сложно воспринимать информацию только на слух, поэтому лучше делать упражнения, подразумевающие еще и зрительный контакт с предметами.

Задание 1

Напишите Е и Ё тремя разными цветами, например красным, синим, зеленым.

Задание 2

Приведите примеры 3 животных, название которых начинается на Е. Подходящие слова: енот, ехидна, единорог.

Задание 3

Назовите три слова, начинающихся на Ё. Например, елка, ерш,еж.


В одном из заданий ребёнок должен сказать слово, начинающееся на Ё, например Ёж.

Задание 4

Обведите все Е и Ё в представленном ряду: А с г в Ё л е в Щ ф м и Е ю ц е ж Х С Ф ш к е э к.

Задание 5

Назовите три имени, в которых есть Е.

Задание 6

Составьте пять слов, в которых есть Ё.

Задание 7

Определите место заданного звука в перечисленных словах: ева, ель, медведь, сено, пена, ежик.

Обучение грамоте «Звук [э] и буква Э»

Отгадайте загадку.. Живет без тела, Говорит без языка. Никто его не видит, А всякий слышит.

Верно, это эхо. Что такое эхо?

Эхо — это как отражение в зеркале. Только в зеркале отражается изображение, и мы его видим. А эхо — это отражение звука, и мы его слышим. Звук отражается от любого препятствия, что встречается ему на пути (от стен, гор, деревьев). Эхо можно услышать в пустой комнате, в горах или в лесу.

Например, на пустом стадионе. Стоит что-нибудь крикнуть, и отразившись от бетонных ступенек трибун этот звук, многократно, вернется в виде эха. Интересно то, что эхо возникнет только тогда, когда трибуны будут пустые. Если же на них будут сидеть много болельщиков, не получится эха, потому, что звук не будет отражаться, ведь люди, их одежда просто поглотят звук.

То же случается и в пустой комнате. Пока в ней нет мебели и вещей, звук легко отражается стенами. Но стоит нам поставить туда шкафы, кресла, занести вещи — и эхо исчезает.

Эхо часто помогает человеку во многих делах. Есть такой прибор — эхолот, которыйчаще всего устанавливают на кораблях. Он издает звуки под водой, отправляет их в море или океан и сам же принимает отраженное эхо. Эхолот просто на ходу судна измеряет глубину морского дна. Он помогает морякам избежать столкновения с отмелями и рифами.

С помощью радиоэха моряки специальными приборами на большом расстоянии замечают даже в темноте коварные айсберги, вовремя засекают подводные лодки врага подкрадываются к их кораблям.

(По материалам https://baby-chaild.ru)

Верно, звук [э]— гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).

1. Хлопните в ладоши, если услышите звук [э].

Экран, этаж, какао, елка, юбка, ива, дятел, эскимо, эврика, вода, щетка, этот, книга, элеватор, экскурсия, электричество, диван, эра, эхо, единица, если, дети.

2. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [э]):

автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.

3. И г р а «Кто больше?»

Придумайте как можно больше слов со звуком [э].

О т в е т : эвкалипт, экватор, эскиз и др.

4. И г р а «Слоговой аукцион»

Продолжите слова.

эс… (-киз), эста… (-фета), аэро… (-дром), по… (-эт), ду… (-эт).

5. И г р а «Рифма»

Придумайте рифму к слову этаж.

О т в е т : шалаш, ералаш, монтаж, пейзаж, дренаж.

6. Доскажи словечко

На большие расстояния Мчится он без опоздания; Пишется в конце два С, Называется… (экспресс)

* * *

К дальним селам, городам Кто идет по проводам? Светлое величество, Это… (электричество).

***

На лучинке, в бумажке, В шоколадной рубашке, В руки просится само. Что же это?.. (Эскимо)

* * *

Угукало, агакало, Аукало и плакало, И рассыпалось смехом, И называлось… (эхом)

7. Чтение рассказа Г. Юдина «Экскаваторщики» (Запомните как можно больше слов со звуком [э].)

ЭКСКАВАТОРЩИКИ

Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.

— Бросай свои этикетки! — кричит. — У нас во дворе настоящий эскалатор работает!

Я говорю:

— Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают.

Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди — электрический столб. Экскаватор по этому столбу — р-р-раз! Столб на бок — два! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать электроутюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.

Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и. Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.

  • Назовите слова, которые вам запомнились, со звуком [э]
  • А какие вы знаете правила о соблюдении безопасности…

8. Словесный эксперимент.

— Мы купили много. (эскимо). Чем мы друга угостим?… Эскимо.

Съели одно… (эскимо). Съели много… эскимо. Есть немало неизменяемых слов: кофе, пальто, Буратино.

Это буква Э….

Буква Э открыла рот: то ль зевает, то ль поет. (О.Гофман)

На что еще похожа буква Э?

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка. (А. Шибаев)

9. Жёлтым карандашом закрась все участки с буквой Э.


10. И г р а «Волшебная цепочка»

1. Превратите этаж в дом:

О т в е т : Этаж – жара – арбуз – зуб – бок – код – дом.

2. Составьте цепочки слов, в которых все слова содержат букву «э».

Эластик – канапе – экран.

Электрик – каноэ – экспресс – статуэтка – аэродром – макрамэ – эра – алоэ – экипаж.

3. Кто за несколько мгновений превратит эхо в хор?

О т в е т : эхо – ухо – уха – ура – бра – боа – бор – хор.

11. И г р а «Найди слово»

  • Этажерка – этаж, река, арка.
  • Эластик – ластик, кит, тик, ласт.

12. И г р а «Дополните слово»

Эта (этаж), кран (экран), пресс (экспресс), кипа (экипаж), спорт (экспорт), талон (эталон), страда (эстрада), этаж (Эрмитаж).

13. И г р а «Головоломка – Эхо»

Чемпион стряпуха гречка хомут

Присмотритесь к этим словам и ответьте на следующие вопросы:

    1. Какой цветок вручили чемпиону?
  • Какое блюдо приготовила стряпуха?
  • Как называется водный поток, у которого растет гречка?
  • Куда забросили хомут?

О т в е т : пион, уха, речка, омут.

14. И г р а «Наборщик»

Составьте слова из букв слова электровоз.

О т в е т : ров, воз, взор, век, лев, зов, тело, лето, ток и т. д.

15. Пишем…

16.

Словарь

  • Эвакуатор — специально оборудованный автомобиль, который предназначен для погрузки, разгрузки и перевозки автомобилей в случае их поломки, аварии.
  • Эвакуация — организованный вывоз населения, учреждений и т.п.
  • Эвкалипт — это вечнозелёные деревья, часто достигающие высоты 100 м.
  • Эволюция — это развитие природы.
  • Эврика
    — (греческ. «я нашел») — восклицание при открытии чего-то нового.
  • Эгоист — человек, который чрезмерно заботящийся о собственной пользе, выгоде, ставящий свои интересы выше интересов других людей.
  • Экватор — воображаемая линия, которая проходит через центр земного шара и делящая его на два полушария: северное и южное.
  • Эквилибрист — артист цирка, который способен удерживать равновесие на проволоке, на канате и т.д.
  • Экзамен — проверка знаний, Проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету.
  • Экземпляр — отдельный предмет из множества таких же предметов; образец.
  • Экзотика — причудливые, необычайные особенности (природы, обычаев, искусства и прочее) отдаленных стран.
  • Экипаж — команда судна.
  • Экологияэто
    наука о взаимоотношениях организмов, сообществ между собой и с окружающей средой.
  • Экономикаэто
    наука, которая изучает как люди используют свои ресурсы для своих потребностей.
  • Экскурсия — это посещение музея, достопримечательного места, выставки и т. п.; поездка, прогулка с какой либо целью.
  • Экспедиция — путешествие с научной или военной целью.
  • Эксперимент — опыт, исследование.
  • Эксперт — специалист.
  • Эксплуатация — использование, извлечение выгоды.
  • Экспонат — предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.
  • Экспресс — поезд, автобус и другие транспортные средства для поездок на дальние расстояния с повышенной скоростью и меньшим числом остановок.
  • Элита — лучшие представители общества.
  • Эмблема — символ с определенным смыслом.
  • Эмоция — душевное переживание, чувство.
  • Эпизод — случай, происшествие.
  • Эталон — точная мера
  • Этикет — нормы и правила поведения людей в обществе.
  • Этимология — наука, которая изучает происхождение слов.
  • https://youtu.be/bxX1DqHAwUQhttps
    ://youtu.be/OrIK0EcqKQM

Рекомендую прочитать:

  • 77 эффективных образовательных приёмов
  • Олимпиада по математике (2 класс)
  • Интересно…Великие люди, изменившие мир
  • Детские конкурсы и игры_8

Tags: Интернет-урокрусский языкчтение

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе. Буква «Й»

Цель: формирование навыка чтения, развитие фонематического слуха, развитие памяти и внимания, развитие моторных функций. Развитие кодирования. Формирование умения определять местоположение звука в слове, развитие графо-моторных функций.

Материалы: рабочий лист, простые и цветные карандаши, счётный палочки и пуговки.

План занятия.

1. Введение в тему. 2. Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорки. 3. Закрепление образа буквы. Буква Й. 4. Развитие фонематического слуха. Игра. Угадай звук. 5. Подвижная игра. Дни недели. 6. Обучение чтению. Слова. 7. Работа над предложениями. Схема предложений. 8. Развитие фонематического слуха. Повтори серии слогов. 9. Массажная пауза. Шишки. 10. Развитие внимания. Найди слова. 11. Лексико-грамматический строй речи. Предложения. 12. Диктант. Предложения. 13. Пальчиковая гимнастика. Паучок. 14. Подготовка руки к письму. Мухоморы. 15. Итог.

Ход занятия.

«На что похожа буква «Й» .

Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорки. Педагог предлагает детям повторить за ним чистоговорки шепотом и медленно. А потом – громко и быстро.

Ла-ла-ла – молоко …(пила). Ли-ли-ли – из леса ягод…(принесли). Мо-мо-мо — едим …. (эскимо). Ри-ри-ри — на ветках… (снегири). Ай-ай-ай – вот и месяц… (май).

Закрепление образа буквы. Буква Й.

Педагог показывает карточку с буквой Й. — Какая это буква, назовите её. — Какой звук обозначает буква Й? Вспомните характеристику звука Й. — Правильно, звук Й — согласный, звонкий и всегда мягкий. — Давайте, чтобы не забыть букву Й, сделаем её из палочек. Дети выкладывают букву Й из счётных палочек, а шляпку для буквы делают из пуговки. —

Обведите буквы Й на рабочих листах.

Развитие фонематического слуха. Игра. Угадай звук.

— Я произношу слова. Если в слове вы слышите звук й – хлопаете в ладоши, если звука й в слове нет – в ладоши не хлопаете. Слова: май, дай, дом, лай, снег, свет, йод, дуй, мак, йогурт.

Подвижная игра. Дни недели.

Дети становятся в круг. В понедельник я купался, (изображаем плавание) А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) В среду долго умывался, (умываемся.) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем.) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Обучение чтению. Слова.

Предлагаем детям прочитать слоги сначала на рабочем листе построчно, а затем в столбиках. — Прочитайте слоги шёпотом, а затем быстро. — Найдите и подчеркните среди слогов слова. (ВОЙ, ЛАЙ, РАЙ, РОЙ, БОЙ, ПОЙ).

Работа над предложениями. Схема предложений.

  • Прочитайте предложение на рабочем листе.
  • Назовите первое слово. Второе. Третье.
  • Составьте схему предложения.
  • Что нарисовала Ира? (Рисунок). Какой рисунок? (Красивый).
  • Придумайте, какой рисунок нарисовала Аня, и составьте рассказ.
  • Поделите слово: НАРИСОВАЛА на слоги.
  • Назовите ударный слог в этом слове. Поставьте ударение.

Развитие фонематического слуха. Повтори серии слогов.

Педагог и дети сидят на ковре в кругу. Педагог произносит несколько слогов и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, точно повторяет последовательность слогов за взрослым и перебрасывает мяч обратно. Педагог произносит новую цепочку слогов и перебрасывает мяч другому ребенку.

В игре принимают участие все дети.

Цепочки слогов: ай – ой; уй – ой – уй; ий – ий – ой; эй – ий – эй; уй – уй – ой – ий.

Массажная пауза. Шишки.

Собирала белка шишки (перекладываем шишку из одной руки в другую), Для енота и для мышки. Раз, два, три, четыре, пять (сжимаем шишку ладошками на каждый счёт), Найду шишку я опять (катаем шишку между ладошками). Три еноту и три мышке (сжимаем шишку одной рукой, затем другой), Остальные кому шишки (катаем между ладошками шишку)?

Развитие внимания. Найди слова.

Педагог обращает внимание детей на четвертое задание на рабочем листе.

  • Посмотрите, какие красивые бусы можно сделать из букв!
  • В бусах спрятались слова. Прочитайте все слова, которые вы видите.
  • Каждое слово раскрасьте в любой цвет.
  • Давайте вспомним, какие гласные звуки мы с вами знаем.
  • Раскрасьте кружочки с гласными буквами в красный цвет.

Лексико-грамматический строй речи. Предложения.

  • Посмотрите на картинку, назовите предметы, которые на ней нарисованы.
  • Раскрасьте предметы, в названии которых есть звук Й. (ЯБЛОКИ, ПЕЧЕНЬЕ, ЯЙЦА).
  • Составьте предложения по схемам, опираясь на картинку.

Диктант. Предложения.

Педагог диктует детям слова по слогам.

— Мак рос. Конец предложения. Что вы поставили в конце предложения (Точку). С какой буквы вы написали слово Мак? (С большой буквы). Почему? (Так как это начало предложения).

— Ира на-ли-ла сок. Конец предложения. Подчеркните во втором предложении слово, состоящее из трех слогов.

Пальчиковая гимнастика. Паучок.

Жил-был маленький паучок (ручки вместе, соприкасаются большими пальцами). Бегал, бегал паучок по травке (шевелим пальчиками по столу), Увидел большой цветок И забрался на него (поднимаем ручки вверх). А цветок качался из стороны в сторону (запястья вместе, пальчики растопырены, покачиваем). Вдруг на небе появилась тучка (руками делаем овал). Закапал сильный дождик (стучим пальчиками по столу). И цветок закрыл свои лепестки (прислоняем ладошки друг к другу). Началась сильная буря (сильно раскачиваем ручки из стороны в сторону). Но на небе выглянуло солнышко (накладываем одну ладошку на другую с растопыренными пальчиками) И прогнало тучку (делаем резкое движение вправо). Паучок выбрался наружу (шевелим пальчиками и опускаем руки вниз) И убежал (прячем ручки под стол).

Подготовка руки к письму. Мухоморы.

— Обведите мухоморы, стараясь не отрывать руки от листа бумаги. — Нарисуйте на шляпках грибов точки.

Подведение итогов.

Татарникова Наталья Владимировна Учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №40 г. Елец, Липецкая обл.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]