Игры и игровые упражнения для развития геометрических представлений детей дошкольного возраста


Цель дидактической игры «Фигуры»

В картотеке перечислены игры со множеством дидактических функций, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка. Но объединяющая их цель – формирование представления о геометрических формах.

Общие задачи:

  • запоминание и осмысление геометрических фигур;
  • закрепление представления о колерах и очертаниях окружающих объектов;
  • развитие зрительного, в том числе цветового, пространственного и плоскостного, восприятия;
  • совершенствование навыка сравнительного анализа, классификации, обобщения;
  • тренировка памяти, концентрации внимания, сообразительности, умения логически мыслить;
  • формирование навыка порядкового счета, первичных математических знаний;
  • улучшение моторики пальцев рук, общее физическое развитие;
  • расширение индивидуального словаря, формирование навыка развернутых ответов на вопрос;
  • воспитание усидчивости, целеустремленности, самостоятельности, наблюдательности, умения действовать по правилам и инструкциям, продуктивно работать в коллективе.

Ход игры:

У играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Дидактическая игра «Найди и назови»

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Средняя группа

Предлагаем дидактические игры для детей «Геометрические фигуры», которые можно использовать в средней возрастной группе, то есть для воспитанников 4-5 лет.

Чудесный мешок

Возьмите для игры среднего размера мешок из непрозрачного материала, подберите несколько некрупных предметов, имеющих четко определяемую геометрическую форму: мяч, клубок ниток, яблоко, коробку с карандашами, кубик, коробок спичек и прочее. Положите все в мешок, попросите ребенка вытянуть предметы только круглой формы, затем только прямоугольной.

Геометрический футбол

Игра знакомит дошкольников с двумя пространственными объектами: шаром и кубом. Соорудите на столе подобие футбольных ворот. Попросите ребенка закатить в ворота сначала шар, затем куб. Затем помогите воспитаннику сделать выводы: шар не имеет углов, поэтому легко перекатывается, куб сдвинуть с места сложнее из-за наличия граней, зато он устойчивее на горизонтальной поверхности.

Домик для ежа

Для игры вырежьте треугольники разного размера: возьмите два бумажных квадрата – один большего размера, второй меньшего, разрежьте их диагонально. Разложите получившиеся фигуры перед воспитанником, расскажите, что наступила осень, ежик готовится уснуть до весны, нужно помочь ему соорудить уютный домик из всех представленных треугольников.

Рыбка

Вырежьте из квадратных листов треугольники по вышеописанному методу. Попросите дошкольника составить из фигур рыбку. Это можно сделать несколькими способами, главное – треугольники не должны пересекаться. Если какой-то вариант геометрической рыбки понравится ребенку больше остальных, из него можно сделать с помощью клея аппликацию.

Эстафета

Разделите воспитанников на две команды. Каждая группа детей становится в ряд. В начале каждого ряда поставьте табурет. На другом конце помещения положите на стол перемешанные меж собой картонные квадраты и треугольники.

Когда прозвучит старт, игроки по очереди подбегают к столу, хватают фигуру, несут ее к своему табурету. Первая команда должна собирать квадраты, вторая – треугольники. Игра завершается, когда в одной из команд в эстафете поучаствуют все игроки. Эта команда и побеждает, но при условии, что фигуры собраны правильно.

Скажи одним словом

Для игры подготовьте группы геометрических фигур, объединенных формой, но с разными остальными признаками. Например, крупные и маленькие прямоугольники, круги разных цветов. Раскладывайте объекты на столе по 4 штуки. Ребенок должен назвать их обобщающим словом.

Разложи по размеру

Для игры сделайте парные геометрические фигуры: один объект в паре крупный, второй маленький. Положите на стол два квадрата. Задача воспитанника – положить на квадраты остальные объекты соответственно их размеру. То есть на крупный квадрат нужно класть большие треугольники, овалы и прочее, а на маленький – такие же маленькие.

Дидактическая игра «Найди фигуры»

Для настольной игры сделайте парные карточки, изображающие несколько геометрических форм. Одни картинки из пар заберите, вторые разложите на столе. Демонстрируйте детям карточки по очереди, а они должны отыскать на столе аналогичные изображения.

Найди домик

Для подвижной игры раздайте детям по маленькому геометрическому изображению: одним круг, другим квадрат, третьим треугольник и так далее. Расставьте в разных местах игровой комнаты табуреты с изображением соответствующих форм. Включите музыку, под которую дети должны бегать по помещению, танцевать. Когда музыка прервется, дети должны быстро отыскать свой «домик», то есть табурет, подбежать к нему. Игру можно усложнять: отодвигать табуреты так, чтобы игроки этого не заметили.

Дидактическая игра «Фигуры и формы»

Для игры распечатайте геометрические картинки. Показывайте ребенку фигуры вразнобой, а он должен назвать объект соответствующей формы. Например, увидев круг, воспитанник может назвать следующие предметы: яблоко, мяч, апельсин, колесо, солнце.

Что спрятано

Разложите перед воспитанником геометрические изображения. Пусть дошкольник внимательно на них посмотрит, затем закроет глаза, не подглядывает. Спрячьте одну из картинок. Воспитанник, открыв глаза, должен вспомнить, какая фигура исчезла.

Ход игры.

Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребёнку 2- 3 таблицы.

Игра «Найди предмет такой же формы»

У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т. д.

Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.

Игра «Угадай, что спрятали»

На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

Дидактическая игра «Только одно свойство»

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Старшая группа

Рекомендуем эти игры на тему геометрии для дошкольников старшей возрастной группы, то есть 5-6 лет.

Мозаика

Для игры подготовьте карточки, изображающие объекты, выполненные из геометрических фигур. Предложите воспитаннику внимательно посмотреть на изображение, сказать, какие он видит формы, большие ли они, много ли их. Далее разложите перед ребенком соответствующие фигуры, попросите выполнить из них изображение, аналогичное тому, что на карточке.

Когда дошкольник начнет ловко выполнять задание, можно предложить усложнение: пусть сделает изображение, не глядя на карточку. Также можно предложить воспитаннику пофантазировать: сделать из тех же фигур другое изображение.

Пицца

Для игры сделайте большой круг – это будет основа пиццы. Разделите его на части по числу участвующих детей. Также вырежьте много всяких небольших фигур – это будет начинка для пиццы.

Один ребенок создает на одном из кусков пиццы геометрический узор. Остальные игроки должны аналогично составить узор на своих частях. Когда дети справятся, спросите у них, что за фигуры они использовали, в каком количестве.

Если играет один ребенок, то называйте ему геометрические объекты, которые он должен выкладывать как «начинку».

Модные очки

Для игры подготовьте изображения очков с линзами разной геометрической формы. Вместо стекол должны быть отверстия. Отдельно вырежьте соответствующие отверстиям геометрические фигуры. Задача ребенка – найти для каждых очков подходящие стекла.

Когда первое задание будет выполнено, попросите воспитанника найти в помещении и за окном объекты, по форме максимально приближенные к стеклам очков.

Если играют двое детей, предложите им выбрать очки с неодинаковыми линзами. Каждый игрок пытается найти вокруг предмет, состоящий сразу из двух геометрических форм: как у своих очков и очков товарища.

Крылья божьей коровки

Для игры сделайте изображения божьих коровок. У них должно быть одно крыло, второе вырежьте отдельно. На крылышках насекомых должны быть изображены вместо черных точек разные геометрические фигуры, у каждой божьей коровки свои.

Разложите перед игроками заготовки, расскажите, что жучки заигрались, потеряли свои красивые крылья. Нужно помочь им их найти. Дети находят для каждого насекомого подходящее крылышко. Дальше подсчитывают, сколько у жучков фигурных точек на каждом крыле и на обоих.

Найди лишнюю фигуру

Для игры подготовьте карточки, каждая из которых изображает 4 геометрические формы. Игровая задача – найти объект, не соответствующий трем остальным по большинству признаков, прокомментировать выбор. Например, изображены маленький красный круг, большой красный круг, маленький зеленый круг, большой желтый квадрат. Понятно, что лишняя – последняя фигура, так как она не соответствует остальным по двум признакам из трех: форме и цвету.

Геометрическое соревнование

Сделайте из ватмана игровое поле: изобразите на нем разные фигуры. Играют два ребенка: по очереди бросают игральную кость. За попадание на треугольник дается 1 балл, за квадрат – 2 балла, за круг – 3 балла, за прямоугольник – 4 балла. Перед игрой следует договориться, сколько будет ходов. Побеждает игрок, набравший наибольшее число баллов.

Собери фигуры

Для настольной игры подготовьте изображения выстроенных в ряд фигур. Причем располагаться объекты должны не хаотично, а в определенном порядке по принципу чередования. Задача игрока, получившего изображение, продолжить ряд, правильно подобрать следующие по очереди фигуры. Завершив задание, игрок называет геометрические объекты, которые использовал.

Игру можно организовать как соревновательную. Дети играют попарно, победитель тот, кто раньше завершит свой ряд. Дальше возможно усложнение задания: убрать из ряда, выложенного одним игроком, 2-3 объекта, а второй воспитанник должен вставить на опустевшие участки правильные фигуры.

Подбери фигуру

Подготовьте для игры крупные и маленькие изображения ромашек, у которых в центре геометрические фигуры. Положите на стол крупные цветы. Пусть дети перечислят, какие видят фигуры. Попросите воспитанников подобрать к каждой крупной ромашке маленькую с аналогичной сердцевиной.

Фигурное домино

Для игры сделайте 28 картинок. На половине каждой из них должна быть изображена определенная геометрическая фигура. На дублированных карточках должны быть нарисованы одинаковые объекты. А у седьмой дублированной картинки должны быть обе пустые половины.

Положите карточки на стол тыльными сторонами вверх. Игровые правила соответствуют обычному домино, игра стартует с пустой дублированной карточки. Ход – выкладывание карточки к краю цепочки так, чтобы одинаковые изображения состыковывались. Если у игрока нет соответствующей картинки, то он берет нужную из общей кучи. Побеждает игрок, первым освободившийся от своих карточек.

Матрешки

Для игры подготовьте изображения матрешек с геометрическими контурами, формирующими узор на сарафане. Отдельно вырежьте фигуры, соответствующие элементам узора.

Рассмотрите с детьми каждый геометрический объект, пусть дети обведут его пальчиком, скажут, как он называется. Дальше предложите воспитанникам вернуть сарафанам матрешек нарядный вид. Дети выбирают из кучи фигуры, накладывают их на контуры узоров сарафана.

Игры и игровые упражнения для развития геометрических представлений детей дошкольного возраста

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
средняя группа.
Упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке.

  • В данных упражнениях совершенствуется умение узнавать геометрические фигуры, выделять их из рисунка, абстрагируясь от несущественных признаков.
  • В упражнениях осуществляется работа по совершенствованию числовых представлений.
  • Сначала предлагаются простые рисунки, фигуры в которых не накладываются друг на друга. Затем задания и рисунки усложняются, при этом фигуры могут состоять из других фигур.

Упражнения.

  1. К акие фигуры использованы в рисунке?
  1. Сколько на рисунке кругов? Квадратов? Треугольников?
  1. Чем похожи и чем отличаются рисунки?
  1. Найди 9 треугольников: Найди 3 треугольника:

Н айди все треугольники и прямоугольники:

Сколько фигур на рисунке и какие:

Дидактические игры.

«Фотоаппараты»

Материал: карточки с изображениями геометрических фигур разного цвета, величины. Ход: дети берут в руки «фотоаппараты» (имитируют), воспитатель показывает на несколько секунд карточку с геометрической фигурой, дети её «фотографируют» (запоминают), а затем «проявляют плёнку» — зарисовывают или выкладывают такую же фигуру.

«Чего сколько?»

Игра аналогична. Дети должны рассказать, сколько и каких фигур на рисунке они увидели.

«Пирамидки»

Материал: набор пирамидок, их контурные изображения. Ход: — по предложенной контурной схеме найти пирамидку; — по пирамидке найти соответствующую контурную схему; — по предложенной контурной схеме сложить пирамидку; — по предложенной сложенной пирамидке нарисовать контурную схему.

«Разные дома»

Игра аналогична. Вместо пирамидок используются изображения домов разной конфигурации и их контурные изображения.

«Геометрическое лото»

Материал: на одного ребёнка 1-2 больших карты, разделенных на 4-6-9 частей, в одной их которых – геометрическая фигура; набор карточек с изображениями предметов простой формы. Х од: карты раздаются детям по 1-2, маленькие карточки у ведущего, который поднимает их по одной и спрашивает: «Кому это надо?». Дети сравнивают форму предметов с моделью геометрической фигуры и, если они совпадают, то кладут на свободную клеточку. Выигрывает тот, кто первым заполнит карту.

«Геометрическое домино»

Материал: наборы карточек, разделённых на две части (по типу домино), на которых изображены геометрические фигуры (в младшем возрасте одинакового цвета и величины). Ход: как при игре в обычном домино. Рядом кладут одинаковые фигуры (по форме, или цвету, или величине, или по 2-3 признакам сходства сразу). В старших группах усложнение: рядом класть фигуры, например, одинаковой формы, но разного цвета.

«Найди такую же фигуру»

Материал: у детей и у воспитателя наборы геометрических фигур разного цвета и величины в зависимости от возрастной группы, у детей фишки. Ход: воспитатель показывает геометрическую фигуру (поднимает модель или стрелкой показывает ее на «геометрических часах»). Ребёнок должен поставить фишку на такую же фигуру. Выигрывает тот, кто первым закроет все фигуры и правильно их назовёт.

«Загадочные контуры», «Чей это след?», «Чья это тень?», «Неправильные тени»

Материалы: контурные изображения предметов, реальные изображения предметов. Варианты заданий: — угадать, что нарисовано на картинке (контуры могут переплетаться); — угадать, какому предмету принадлежит «мокрый след»; — угадать, кто какую тень может отбросить; — угадать, правильно ли нарисованы тени от предметов?

« Узнай по части», «Дорисуй», «Сложи картинку», «На что похоже?», «Какая игрушка?», «Камушки на берегу», «Что в мешочке у Деда Мороза?»

Какая фигура спряталась?

На что похоже?

Дорисуй!

Что в мешочке у Деда Мороза? Камушки на берегу

«Белый лист», «Заплатки», «Разбитая витрина», «Что Петя выпилил, а что нарисовал?»

Во всех этих играх необходимо одну фигуру (форму) закрыть другой такой же формы (чтобы получилось полное совпадение). В результате получается белый лист (темные фигуры закрываются белыми), штаны с заплатками вместо дыр, стёкла, вставленные вместо выбитых. В последнем случае надо определить, какой формы части выпилены, а какие нет, т.е. дорисованы.

«Подбери ключик к замочку», «Подбери гайку».

Материал: замочки (болты) с отверстиями определённой формы и набор ключиков (гаек) с контурами такой же формы. З адача: собрать пары – кто быстрее?

«Найди свой домик», «Машины и гаражи»

Материал: наборы больших геометрических фигур для «домиков» или «гаражей», наборы геометрических фигур для «жильцов» или «рулей». Ход: по сигналу воспитателя дети свободно перемещаются по площадке (группе), изображая жильцов (птичек и т.п.) или машины. По другому сигналу – занимают «домики» («гаражи») в соответствии с теми фигурами, которые у них в руках.

«Найди пару», «Парные картинки», «Соедини пары»

Материал: наборы геометрических фигур или таблицы с геометрическими фигурами. Ход: дети заполняют пустые «окошки» в таблицах, на карточках, или кладут такую же геометрическую фигуру рядом, или соединяют линиями (со средней группы можно на скорость).

?

«Чудесный мешочек»

Материал: мешочек, наборы геометрических фигур или предметов. Варианты заданий: — узнать на ощупь фигуру или предмет; — найти такой же, как в мешочке, предмет или фигуру; — найти все треугольники и т.д.

«Сосчитай, сколько и каких фигур», «Найди все треугольники, круги…», «Какие фигуры видишь?»

На листах бумаги рисуются разные геометрические фигуры, которые могут пересекаться, прятаться друг за друга, за линиями, штрихами. Задача: найти все фигуры, которые спрятались, показать и назвать их.

«Наденем треугольные очки»

Материал: модели очков разной формы (типа пенсне). Ход: дети «надевают» очки и «видят» сквозь них только те предметы, которые имеют такую же как очки форму. Можно за каждую находку выдавать жетончик. Выигрывает тот, кто найдёт больше предметов.

«Составь парус»

Материал: изображения кораблей, у которых паруса обозначены только контуром различных геометрических фигур разной величины, набор геометрических фигур, соответствующих по форме «парусам». Х од: каждый ребёнок получает картинку с изображением корабля, он должен как можно быстрее «поднять паруса» — накрыть контуры моделями фигур.

Л огические упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Чего не хватает?»

? ?

Старший дошкольный возраст

«Составь парус»

Материал: изображения кораблей, у которых паруса обозначены только контуром различных геометрических фигур разной величины, набор геометрических фигур, соответствующих по форме «парусам». Х од: каждый ребёнок получает картинку с изображением корабля, он должен как можно быстрее «поднять паруса» — накрыть контуры моделями фигур.

Л огические упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Чего не хватает?»

? ?

Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования.

  • В данных упражнениях развивается умение анализировать образец на основе выделения составных частей, умение синтезировать части в целостный образ.
  • Упражнения на конструирование без образца развивают память, воображение, навыки прогнозирования и планирования.
  • Задания на преобразования способствуют развитию вариативности мышления.

1 подгруппа.
Упражнения на разбиение геометрических фигур на части, являющиеся геометрическими фигурами, путём перегибания, разрезания, линиями.

  • Разделить квадрат на два прямоугольника, два треугольника, четыре квадрата, четыре треугольника, четыре прямоугольника.
  • Разделить фигуру одной линией на три треугольника, два треугольника, один треугольник и один четырехугольник, два треугольника и шестиугольник, пятиугольник и треугольник:
  • П ровести в каждой фигуре отрезок так, чтобы одной из частей оказался квадрат:
  • Как из треугольника шестиугольник?
  • Разделить квадрат на четыре части так, чтобы из них можно было сложить треугольник.

2 подгруппа.
Упражнения на составление геометрических фигур из частей.

  • Головоломки типа «ТАНГРАМ», «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ», «ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА», «СФИНКС», «ПЕНТАМИНО» и др.
  • Складывание геометрических фигур из палочек, например, из 5 палочек сложить два треугольника.
  • Составление фигур из других геометрических фигур: треугольник из 2 треугольников, из 6 треугольников; прямоугольник из 2 треугольников, из 2 прямоугольников, из 2 квадратов, из 4 треугольников, их 3 прямоугольников и т.д.
  • Какие фигуры можно составить из 4 квадратов? 2 треугольников? 2 треугольников и одного квадрата?
  • Из каких фигур можно составить прямоугольник?
  • Д остроить прямоугольник:

3 подгруппа.
Упражнения на преобразование геометрических фигур по заданному условию.

  • Упражнения с палочками на преобразования: убрать или переложить определенное количество палочек, чтобы получилась заданная фигура или изображение.
  • Квадрат разрезан на 4 треугольника по диагоналям. Необходимо переложить части так, чтобы получилось два одинаковых квадрата, один треугольник, два квадрата – один внутри другого.

«Разрезные картинки», «Мозаика», «Сложи чайник»

Для этих игр и соревнований подойдут любые картинки, доступные восприятию детей, разрезанные на 2-10 частей. Задача: сложить картинку, малышам можно предложить образец.

«Раздели и сложи».

П редлагается изображение, мысленно которое надо разделить на две части (мысленно провести линию) и мысленно сложить из них квадрат.

III
группа.Упражнения, направленные на развитие умениявыделять элементы и свойства геометрических фигур.

  • Упражнения способствуют осознанному выделению элементов фигур.
  • Способствуют пониманию связей между количеством элементов фигур и их названием.
  • Помогают выявить некоторые существенные свойства геометрических фигур.
  1. Как называется фигура, у которой 5 углов? 6? 7? 8?
  2. Начерти фигуру с самым маленьким количеством углов (с самым большим количеством углов).
  3. Сколько разных фигур с 4 углами можно нарисовать?
  4. Сколько палочек потребуется, чтобы сложить пятиугольник?
  5. Игра «Узнай меня»: «У меня нет углов, но я не круг», «Я четырёхугольник, но не все стороны равны».
  6. Можно ли построить треугольник с одним прямым углом? А с двумя? С тремя? (то же про четырёхугольник).
  7. Н айди все треугольники:
  1. Дай имя каждой фигуре.
  2. Обведи стороны, вершины разными цветами.

Дидактические игры.

«Обведи точно»

Р ебёнку предлагается нарисовать какую-либо геометрическую фигуру по клеточкам, например, прямоугольник со сторонами 6 и 3 клетки. Затем поставить другой карандаш в левую верхнюю вершину, закрыть глаза и постараться обвести фигуру другим цветом точно по контуру.

«Фигура в фигуре».

Р ебёнок под диктовку рисует фигуры друг в друге (4-7), затем закрывает их листом или переворачивает и восстанавливает картинку по памяти.

«Стрельба по мишени»

Материал: набор геометрических фигур, которые можно закрепить на стене (круги, овалы, разные виды многоугольников), на прогулке их можно нарисовать на стене; мячик — «снежок». Ход: играют дети парами или командами, по очереди бросая мячик по мишеням – геометрическим фигурам. Побеждает тот, кто за определенное количество бросков наберёт большее количество очков. Количество очков за один бросок зависит от количества углов в геометрической фигуре, например, попадание в пятиугольник приносит игроку 5 очков. Если игрок попал в фигуру без углов (круг, овал), то с него снимается 2-5 очков (в зависимости от установленного правила).

«Найди то, что я скажу», «Найди по описанию»

Материал: разные геометрические фигуры (в зависимости от возрастной группы). Ход: воспитатель называет признаки геометрических фигур, а дети их находят в наборе. Например: «Найдите фигуру большую, красного цвета, у которой 4 угла и стороны все разной длины. Как она называется?». В старшем возрасте детям предлагается самим загадывать подобного рода загадки.

IV
группа.Упражнения, направленные на развитие умения выявлять особенности взаимного расположения геометрических фигур.

  • В играх и упражнениях развивается умение выявлять пространственные отношения между геометрическими фигурами на плоскости: слева, перед, между, внутри, пересекаются.
  • Сначала дети анализируют готовый вариант расположения геометрических фигур.
  • Затем дети самостоятельно располагают геометрические фигуры по заданию, по представлению.

Упражнения.

  1. Сколько треугольников внутри круга? Вне круга? Сколько треугольников пересекают круг?
  1. Начерти треугольник, квадрат и круг так, чтобы квадрат был внутри треугольника, а круг – вне треугольника (справа, слева).
  2. Какие фигуры находятся внутри другой фигуры? За границей? Пересекаются?
  1. Начерти круг и квадрат так, чтобы круг был частью квадрата; квадрат частью круга; чтобы они не имели общих точек.
  2. Какая фигура может получиться при пересечении треугольника и прямоугольника?
  3. Начерти два треугольника так, чтобы их пересечением была точка (отрезок, треугольник, четырёхугольник).
  4. Нарисуй по описанию: «Стоял большой белый дом. Крыша у него была треугольная, коричневая. Два больших окна были прямоугольными, зелёными, а маленькое окошко на крыше – желтое, круглое. Дверь у него была квадратная, коричневая».

Дидактические игры.

«Что изменилось в расположении фигур?»
«Инопланетяне»
Материал: изображения планет разной формы, наборы таких же геометрических фигур разного цвета и размера. Ход: на загадочных планетах, которые имеют форму геометрических фигур, живут забавные инопланетяне. Части их тела имеют такую же форму, как и форма их планет. Какие существа могут жить на планетах? Дети составляют на скорость (оригинальность) фигурки инопланетян.

«Украсим варежки», «Украсим шарфик», «Коврик», «Орнамент», «Украсим салфетку»

С помощью набора геометрических фигур разной формы, цвета, размера дети создают узоры по образцу, продолжают начатый воспитателем узор, придумывают свои узоры.

«Зрительный диктант»

Материал: наборы геометрических фигур, пустые карточки, карточки с геометрическими фигурами. Ход: дети получают пустые карточки наборы геометрически фигур. Воспитатель показывает курточку с геометрическим узором, который дети выкладывают у себя на пустых карточках. Варианты: дети выкладывают узор по образцу; детям показывают узор несколько секунд, а затем они восстанавливают его по памяти.

V
группа.Упражнения, направленные на развитие интеллектуальныхопераций и логического мышления.

  • В этих упражнениях дети учатся осуществлять элементарный анализ, сравнение, обобщение, классификацию по свойствам и отношениям между геометрическими фигурами.

Упражнения.

  1. Чем похожи фигуры и чем они отличаются?

И ? И ? И ?

  1. И змени форму фигуры; форму и цвет; цвет и размер (игра «Фабрика»).
  1. Продолжи ряд: следующая фигура должна быть:
  • Т акого же цвета, но другой формы
  • Т акой же формы, но другого цвета
  • Д ругой формы и другого размера
  1. Раздели фигуры на группы: что к чему подходит.
  2. К ак разделили фигуры на группы?
  1. Ч ем отличаются группы фигур?
  1. Н айди лишнюю фигуру.
  1. Н айди ошибку в ряду фигур:
  1. Чего не хватает?
? ?
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]