Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»


Цели дидактических игр в детском саду

Дидактические игры способствуют всестороннему развитию ребенка дошкольного возраста.

Их цели:

  • формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
  • закрепление знаний о цветах;
  • знакомство с геометрическими объектами;
  • формирование представлений о правильных и неправильных действиях, поступках;
  • воспитание положительных личностных качеств, умения взаимодействовать с окружающими;
  • знакомство со счетом и численными характеристиками;
  • развитие памяти, речевых навыков, концентрации внимания, умения логически мыслить;
  • эмоциональное и творческое совершенствование, развитие воображения;
  • улучшение мелкой моторики, общей координации и двигательной реакции;
  • развитие дыхательной способности.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры в ДОУ и руководство ими»

Ирина Васина

Консультация для воспитателей «Дидактические игры в ДОУ и руководство ими»

Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. В условиях реализации ФГОС в работе дошкольных учреждений дидактические игры занимают важное место. Они используются на занятиях и в свободной деятельности детей.

Дидактическая игра представляет собой сложное,педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Системы дидактической игры для дошкольников впервые были разработаны Ф. Фребелем и М. Монтессори.

Еще в 40-50-е годы прошлого века в отечественной педагогической практике дидактической игре в дошкольном воспитании отводилась роль средства отдыха от серьезных учебных занятий.

В 1960-70 накапливался опыт использования игры и как средства активизации учебного процесса.

С 1970-80 введение обучения с 6 летнего возраста стимулировало использование дидактической игры в учебно — воспитательном процессе.

Дидактические игры способствуют:

— развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности;

— развитию речи детей: пополнению и активизации словаря, развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

— социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал.К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Дидактическая задача.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции должны развиваться, какие качества личности можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.)

.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру «Что изменилось?» использовать для упражнений в запоминании, «Магазин игрушек» — для развития мышления, «Отгадай что задумали» — наблюдательности, внимания.

Игровые правила.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Игровые действия.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре,вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!»

По содержанию дидактические игрыподразделяются на следующие виды:

— математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);

— сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме)

;

— речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);

— музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма)

;

— природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы)

;

— для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.)

В зависимости от использования дидактического материала дидактические игрытрадиционно подразделяются на три группы:

1. Игры с предметами (игрушками)

.

2. Настольно-печатные игры

3. Словесные игры.

Игры с предметами- В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть.Примеры таких игр: «Не ошибись»

,
«Опиши данный предмет»
,
«Что это такое?»
,
«Что сначала, что потом»
и др.

Настольно — печатные игры – устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото «Игрушки»

,
«Посуда»
,
«Одежда»
,
«Растения»
,
«Дикие и домашние животные»
и др., домино. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих,дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. «Кто чем играет»

,
«Составь портрет»
,
«Узнай по описанию»
.

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Для достижения положительных результатов в развитии и обучении детей через организацию дидактических игр,необходимо соблюдать следующие условия:

• положительный эмоциональный настрой;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

• регулярность;

•принцип системности: от простого к сложному;

• результат для ребенка выступает как состояние потребности, заниматься предложенной деятельностью, а для воспитателя — как уровень достижения детей.

Руководство дидактической игрой включает:

1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3. Показ игровых действий.

4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием)

.

5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.

Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Организация дидактической игрыпедагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ, у детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия, если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами.

В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками.

С детьми этого возраста воспитателю целесообразно самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.

У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Он является учителем и участником игры, стремиться вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке, уточнение представлений, усвоение названий форм, цвета, величины, пространственных отношений.

Широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.

С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования.

В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника)

. Дети классифицируют предметы по материалу, назначению.

Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения. У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил.

У детей в подготовительной к школе группы игровая деятельность более осознанна и направлена на достижение результата. Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов.

Ценность дидактических игр в воспитании детей всецело зависит от воспитателя, от того как он сумеет подобрать эти игры, усложнить задачу, помочь правильно направить правила игры для достижения программных задач.

Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста

Совместная деятельность родителей и педагогов — индивидуальные беседы с родителями, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дают более эффективный результат в работе с детьми.

Дидактические игры для младшей группы детского сада

В 2-3-летнем возрасте дети активно знакомятся с окружающим миром, узнают основные понятия. Дидактические игры в этой возрастной группе простые, подразумевают одно действие. Рекомендуются групповые игры, они учат малышей соблюдать коллективные правила, формируют навыки общения и взаимодействия для достижения целей.

Отыщи пару

Для игры подготовьте картинки варежек и шапочек 4-х цветов: зеленого, красного, желтого, голубого.

Расскажите детям, что куклы собираются на прогулку. Шапочки они уже надели, а варежки такого же цвета подобрать не могут, нужно им помочь. Хаотично разложите картинки на столе. Задача играющих – найти для каждой шапочки подходящие по цвету варежки.

Играть могут несколько человек, каждый подбирает свои 4 пары. В этом случае можно организовать соревновательную игру: победит тот, кто первым подберет все 4 пары варежек к шапочкам.

Слушай внимательно

Раздайте воспитанникам по флажку. Включите музыку или, при наличии музыкальных способностей, играйте на каком-либо инструменте. Когда музыка звучит тихо, дети должны сидеть спокойно, опустив флажок. А когда музыка начинает играть громко, воспитанники поднимают флажок над головой, размахивают им.

Сделай бусы

Для игры подготовьте шнурки и бусины 4-х цветов: красного, голубого, зеленого, желтого.

Расскажите воспитанникам, что куклы собрались на именины, но им нечем себя украсить. Предложите сделать бусы, покажите детям шнурки и коробку с разноцветными бусинами. Задача – выбрать из коробки бусины определенного цвета, нацепить их на шнурок аналогичного колера.

Игра может быть соревновательной. Играют 4 ребенка, каждый делает бусы заданного цвета. Справившийся быстрее остальных становится победителем.

Найди свою пару

Для игры сделайте картонные геометрические формы разных цветов. Фигуры распределите попарно по числу игроков.

Положите картонки в коробочку, попросите детей вынуть по одной. Пусть игроки рассмотрят фигуры, затем найдут такую же у товарища. Повторять действие можно много раз. Можно его усложнить, разделив геометрические формы не только по цветам, но и размеру.

Собери картинку

Подготовьте для игры картинки, изображающие знакомые дошкольникам предметы, разрежьте их на 4 части. Также расставьте перед детьми реальные предметы, соответствующие изображениям.

Задача игроков – собрать картинку. Игрок, выполнивший задание, соотносит получившееся изображение с реальным объектом. Побеждает тот, кто первым соберет картинку, правильно укажет на соответствующий ей предмет.

Плохой или хороший поступок

Распечатайте для игры картинки с сюжетами положительного и отрицательного характера. Пусть воспитанники рассмотрят изображения, оценят поступки персонажей. Например: «Мальчик дернул девочку за косичку. Девочка заплакала. Он поступил плохо».

Бабочки летят

Для игры вырежьте из цветной бумаги 5 бабочек. Каждую подвяжите на нить 50 см. А нить закрепите на веревке, протянутой горизонтально. Расстояние между фигурками должно быть примерно 40 см, а высота их расположения должна соответствовать уровню глаз дошкольника.

Расскажите, что бабочки красиво летают. Подуйте на одну из них, попросите воспитанников сделать то же самое. Дети поочередно становятся возле бумажных фигурок, дуют на них. Игра соревновательная, побеждает тот, у кого бабочка дальше пролетит. Следите, чтобы игроки держали спину прямо, не напрягали плечи при выдохе, не раздували щеки. Каждый игрок делает один выдох, причем он должен длиться не больше 10 секунд, иначе может начаться головокружение.

Ход игры

Существует несколько вариантов увлекательных дидактических игр на тему «Игрушки».

Кукольный дом

Для игры необходимо сделать из подручных материалов кукольный дом и предметы мебели. Занятие развивает творческое мышление, с его помощью дети узнают, где какая мебель должна находиться в жилище, учатся правильно вести себя в доме, закрепляют знания о сторонах и углах.

Воспитанники рассматривают кукольный дом, делают расстановку мебели так, как считают наиболее правильно и комфортно. При этом приговаривают, например, «шкаф должен стоить в левом углу спальни на втором этаже», обеденный стол поставим в . Педагог попутно спрашивает, почему дети выбрали такую расстановку, почему считают ее правильной.

Одень куклу

В младшей группе можно провести соревновательную игру, взять две или больше кукол одинакового размера со схожей одеждой. Игроков столько, сколько кукол. Остальные дети болеют за играющих одногруппников.

Игру, в зависимости от количества кукол, можно проводить попарно, а можно в несколько туров с выбыванием. Побеждает самый ловкий.

Почини игрушку

Педагог подготавливает картинки, изображающие разные игрушки. Разрезает на несколько частей. Задача игроков – «починить» изображение, соединить его части.

Найди тень

Для игры нужно подготовить картинки, изображающие разные игрушечные предметы, и картинки с аналогичными силуэтами этих предметов. Задача игроков – составить пары картинок.

Подбери игрушку

Педагог показывает детям геометрические формы – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Играющие пытаются определить в ходе дидактической игры, какая игрушка похожа на каждую из фигур.

Кто во что одет

Для дидактической игры «Игрушки» в младшей группе нужно взять несколько различающихся по одежде и внешнем виду кукол. Расставив их, педагог спрашивает «у кого красный сарафан», «у кого белые носочки», «у кого светлые волосы», «у кого голубые глаза» и так далее. Дети указывают на соответствующих кукол.

Что исчезло

Для средней группы дошкольников подойдет такая игра: педагог выставляет на столе несколько игрушек, дети запоминают их, закрывают глаза. Воспитатель убирает один предмет. Дети, открыв глаза, пытаются вспомнить, какой предмет исчез.

Кому что

Воспитатель кладет три мячика разного размера, рядом ставит три куклы (или три машинки, или три плюшевых медвежонка), тоже различающихся по размеру. Задача – попарно распределить предметы, определить, как они соотносятся по величине.

Аналогично можно распределять предметы по окраске. Например, взять красный, желтый, синий мячи и кукол в аналогичного цвета платьях.

Опиши игрушку

Для игры в старшей группе педагог выбирает несколько разных по внешним признакам игрушек. Дети делятся на группы. Участники по очереди называют признак, характеризующий выбранный его группой предмет.

Например:

  • кукла – красивая, большая, светловолосая, нарядная, улыбающаяся, голубоглазая;
  • медвежонок – плюшевый, коричневый, мягкий, добрый, милый, веселый;
  • машинка – пластмассовая, маленькая, быстрая, гладкая, блестящая.

Выигрывает группа, назвавшая наибольшее количество признаков. Игра развивает способность подбирать прилагательные к существительным.

Дидактические игры для средней группы детского сада

Для дошкольников 3-4-летнего возраста дидактические игры – способ расширения индивидуального словаря, ознакомления с объектами окружающего мира. Дети узнают параметры и характеристики предметов, учатся классификации и сопоставлению, закрепляют ранее полученные знания.

Когда это происходит

Для игры подготовьте картинки с сюжетами повседневной жизни дошкольника, разложите перед воспитанниками. Когда вы скажете «утро», дети должны отыскать соответствующие этому времени суток изображения, например, чистку зубов, выполнение зарядки, расчесывание волос. Игроки, поднявшие правильную картинку, получают балл. Побеждает игрок с наибольшим числом баллов.

Бывает ли так

Произносите фразы, касающиеся объектов и явлений времен года, а воспитанники должны сказать, бывает ли так. К примеру: «В жаркий летний день мы вышли из дома с санками, чтобы покататься с горки». Или: «Весной птицы стали собираться в стаи, чтобы лететь в южные края».

Что можно делать в этом месте

Задавайте вопрос, касающийся определенного места, а дети должны сказать, что там можно делать. К примеру: «На речке можно… плавать, загорать, строить замки из песка, рыбачить, кататься на лодке». Или: «На огороде можно… полоть грядки, поливать растения, собирать урожай, ставить пугало».

Назови признаки

Говорите слова, а дети должны поочередно называть их признаки. Например: лиса – рыжая, хитрая, красивая, ловкая, хвостатая, пушистая. Или: дом – высокий, кирпичный, деревянный, новый, разрушенный, просторный.

Что это звучит

Для игры подготовьте несколько коробочек с разным содержимым: песком, дерном, зерном, бобами, галькой. Продемонстрируйте воспитанникам, как звучат разные субстанции: потрясите каждую коробочку. Затем перепутайте их и, не показывая детям содержимое, снова потрясите. Игроки должны догадаться по звуку, какая субстанция находится внутри.

Магазин

Организуйте импровизированный магазин, разложите на прилавке разные игрушки. Объясните детям, что они могут купить игрушку, когда не назовут ее, а опишут ее признаки. Причем при описании нельзя глядеть на предмет, чтобы не дать продавцу догадку. Продавец должен по представленным признакам догадаться, о какой игрушке идет речь, отдать ее покупателю. К примеру, покупатель говорит: «Мне нужна круглая, прыгучая, сделанная из резины игрушка». Продавец выбирает мяч.

Прятки

Организуйте игру на площадке детского сада, если там много деревьев и кустарников разных видов. Или отправьтесь с воспитанниками в городской парк.

Дети выбирают того, кто будет искать, сами прячутся за деревьями и кустами. Ваша задача – направлять ищущего, подсказывать, где следует искать, не называя вид растения. Например: «Найди того, кто спрятался за высоким деревом с дуплом и резными листьями».

Назови действие

Задавайте вопросы, а воспитанники должны отвечать глаголами. Правильно ответивший игрок получает балл. Побеждает тот, кто соберет наибольшее число баллов. К примеру: «Что делает учитель? – ведет урок, проверяет тетради, воспитывает, ставит оценки, пишет на доске». Или: «Что можно делать на кухне? – варить суп, чистить картошку, заваривать чай, обедать, мыть посуду, печь пироги».

Настольно-печатные игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста

 В статье раскрывается актуальность проблемы развития внимания в старшем дошкольном возрасте и возможность использования настольно-печатных игр в качестве средства обусловливающего его развитие.

Ключевые слова: внимание, старший дошкольный возраст, дидактическая игра, объем, распределение, переключение, устойчивость

Актуальность проблемы изучения внимания обусловлена тем, что этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности детей, как внешний, так и внутренней, а его продуктом является качественное ее выполнение [5].

Вопросам изучения внимания посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Добрынина, Л. Н. Леонтьева, Т. Рибо, С. Л. Рубинштейна и др.

Важной особенностью внимания является то, что оно обеспечивает избирательность протекания психических процессов и является формой организации познавательной деятельности. При этом само внимание не является самостоятельным процессом, оно входит в состав других процессов и не имеет своего содержания [4].

По мнениюЛ. С. Выготского, внимание — это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении) [3].

В дошкольном возрасте внимание имеет ряд специфических особенностей, знание которых имеет важное значение для организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.

У детей старшего дошкольного возраста внимание ещё очень неустойчиво, так как оно не имеют внутренних средств саморегуляции. Л. С. Выготский отмечал, что важнейшей предпосылкой развития внимания в старшем дошкольном возрасте является развитие речи у детей. Употребление языка как средства направления внимания и указателя к образователю представлений имеет для педагогики важное значение [3].

Автор указывает, что изначально процессы внимания направляются речью взрослого и они выступают для старшего дошкольника скорее как процессы внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. В данном возрасте возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкций, а иногда и с опорой на внешние вспомогательные средства. Постепенно используя привычные средства овладения вниманием по отношению к самому себе ребёнок старшего дошкольного возраста приходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.

Н. В. Ляудис считает, что развитие внимания на протяжении дошкольного возраста происходит от достижения цели, которую ставит взрослый к контролируемому решению задач, поставленных самим ребёнком [5].

В старшем дошкольном возрасте в целом внимание и его качественные характеристики являются более развитыми, чем по сравнению с детьми младшего возраста. В то же время, подчеркивает Л. И. Баскакова, развитие внешне опосредованного внимания идёт гораздо быстрее, чем развитие внимания в целом, тем более натурального внимания. В старшем дошкольном возрасте наступает некоторый перелом в развитии, который характеризуется тем, что внешне опосредованное внимание постепенно начинает превращаться во внутренне опосредованное, и со временем эта форма внимания занимает основное место среди других его видов [1].

Ф. Н. Гоноболин считает, что внимание ребёнка старшего дошкольного возраста относительно длительно и устойчиво, что проявляется в его деятельности. Ребенок приобрел некий опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организацией. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация внимания возрастают к концу старшего дошкольного возраста. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка. Все свойства внимания к старшему дошкольному возрасту активно развиваются [4].

Как отмечают многие исследователи, внимание приобретает определенные качества в зависимости от деятельности, в которой оно проявляется и формируется, в зависимости от того, как осуществляется руководство этой деятельностью.

Развить внимание возможно в процессе руководства вниманием на занятиях, упражнений, а также дидактических играх.

В работах А. К. Бондаренко, Д. В. Менджерицкой отмечается целесообразность использования в обучении детей дошкольного возраста дидактических игр. [2,6].

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Среди всего многообразия дидактических игр, используемых в дошкольном возрасте, особое место принадлежит настольно-печатным играм.

Настольно-печатные игры — это разновидность дидактических игр, которые представляют собой игры с правилами на печатной основе.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний. Они способствуют развитию сообразительности, внимания к своим действиям, к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода, на развитие мыслительных операций.

Как отмечают А. К. Бондаренко, Д. В. Менджерицкая, настольно-печатные игры разнообразны по своим видам. К ним относятся: разнообразные игры-пособия, картинки (парные картинки, разрезные картинки), паззлы, предметное лото, домино, тематические игры (где что растет, когда это бывает, кому это нужно) и т. д. Игры, требующие двигательной активности и сноровки (летающие колпачки, попади в цель, гусек), игры типа мозаики [2,6].

Основным отличие настольно-печатных игр от других видов игр является то, что они проводятся за столом. В этих играх присутствуют несколько участников, определенные игровые правила и игровые действия.

Настольно-печатные игры могут быть эффективно использованы для развития внимания, поскольку они помогают детям концентрироваться, обеспечивают переключение и распределение внимания, развивают объем внимания. Охарактеризуем эти возможности более подробно.

Объем внимания отражает количество объектов, которые ребенок в воспринимает одновременно. В соответствии с этим, развитию объема внимания будет способствовать постепенное увеличение количества объектов, которые ребенок одновременно воспринимает в игре.

При использовании настольно-печатных игр, вариантами игр, которые способны будут способствовать развитию объема, могут быть игры на: классификацию, на построение логического ряда, на группировку картинок по какому-либо признаку, на поиск лишнего предмета, изображенного на картинке и т. д.

Для того, чтобы развивать объем внимания, необходимо учитывать, на каком уровне объем внимания уже развит у ребенка для того, чтобы изначально предлагать ему настольно-печатные игры, в которых количество картинок, воспринимаемых одновременно, не будет значительно превышать сформированный у него объем запоминания. Потому что это может приводить к не успешности ребенка при выполнении задания, и снижению у него мотивации на выполнение подобных заданий и участие в играх. Кроме того, мы полагаем, что развитию объема внимания в настольно-печатных играх, может способствовать участие нескольких участников, как, например, в лото, в домино или в играх, в которых дети подбирают картинки в микрогруппах по 3–4 человека. Когда старший дошкольник в игре участвует вместе с другими детьми, он попадает в условия, в которых ему необходимо отслеживать и держать в поле внимания, действия, которые осуществляет сверстник, отслеживать порядок хода для того, чтобы не пропустить свой ход, анализировать правильность подбора сверстником той или иной картинки, для того, чтобы предупредить возможную ошибку, и для реализации соревновательной мотивации, чтобы стремиться быстрее в игре достичь необходимого результата [1].

Основными принципами развития объема внимания в настольно-печатных играх, могут выступать: принцип постепенного увеличения количества одновременно воспринимаемых объектов, организация настольно-печатных игр в парах и микрогруппах, использование с соревновательных элементов.

Устойчивость внимания предполагает общую направленность внимания на ту деятельность, которую ребенок, выполняет, то есть умение удерживать внимание на протяжении всей игры. Для того, чтобы развивать устойчивость внимания, можно предлагать детям настольно-печатные игры, разные по продолжительности игровых действий. Например, в игре может ребенку предлагаться одно или два задания, также три задания. В игре, такой, как домино и лото, также может быть несколько серий игр [1].

Ключевым условием перехода на другой уровень продолжительности игры, является оценка педагогам того, как ребенок уже справляется с данной игрой, может ли он удерживать внимание на протяжении всей игры. Если ребенок справляется с этим, то можно осуществлять постепенное увеличение продолжительности игры. При этом необходимо помнить, что монотонность игры, редкая смена действий или картинок может приводить к снижению интереса, отвлечению внимания и повышенной утомляемости.

К числу основных принципов развития устойчивости внимания в настольно-печатных играх у старших дошкольников, могут выступать: принцип постепенного наращивания времени продолжительности игры, повышение сложности игрового действия, когда ребенку, например, необходимо выполнять анализ или сравнение, что требует удержания внимания на объекте. А также предупреждение монотонности игры.

Распределяемость внимания отражает способность ребенка распределять свое внимание между разными объектами. Например, в игре «Домино», ребенку необходимо одновременно следить за игровыми действиями участников и за имеющимися у него картинками, для того, чтобы соотносить их с картинкой, изображенной результате последнего хода другого участника [1].

В развитии распределяемости важное значение имеет также тренировка, в которой необходимо постепенно наращивать сложность настольно-печатных игр по содержанию. Вначале целесообразно предлагать игры более простого содержания, где ребенку необходимо выполнять простые действия и следить за ними. Постепенно, усложняя само содержание игр, а также увеличивая количество участников в игре, можно способствовать развитию распределяемости [1].

Основными принципами развития распределяемости внимания в подвижной игре, могут выступать: принцип постепенного усложнения игры, принцип увеличения количества участников игры.

Переключаемость представляет собой способность сохранять внимание при смене деятельности или при смене игрового материала, чтобы внимание при этом сохраняло свою продуктивность. Для развития переключаемости внимания в настольно-печатных играх, важно, чтобы в игре осуществлялась смена игрового материала, то есть карточек, смена ходов, перемена участников, когда игра, например, осуществляется в несколько серий для того, чтобы в нее поиграло как можно больше детей.

Принципы развития переключаемости внимания в настольно-печатных играх близки к принципам развития других свойств. В данном случае мы считаем, что наибольшее значение имеет постепенное увеличение сложности игровых действий, подбор игр, в которых предусмотрено изменение игровых карточек, смена участников для того, чтобы ребенка непроизвольно стимулировать к переключению внимания.

Таким образом, рассмотрев возможности настольно-печатных игр в развитии внимания и его свойств, мы можем сделать вывод о том, что эти возможности достаточно широки.

Важное значение имеет грамотное использование в настольно-печатных играх условий для его развития, посредством реализации обозначенных нами принципов работы, подбора игрового материала, методики организации самой игры.

Литература:

  1. Баскакова, И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст] / И. И. Баскакова. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. — 64с.
  2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. — М., 2011. — 175 с.
  3. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Смысл. 2004–512 с.
  4. Гоноболин, Ф. Н. Внимание и его воспитание [Текст] / Ф. Н. Гоноболин. М.: Педагогика, 2012. — 56 с.
  5. Ляудис, Н. В. Внимание в процессе развития [Текст] / Н. В. Ляудис. — М.: Владос, 2011. — 145 с.
  6. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая. — М., 2008. — 128с.

Дидактические игры для старшей группы детского сада

Дидактические игры, предназначенные для дошкольников 5-6-летнего возраста, подразумевают выполнение сложных задач, формируют правильные взаимоотношения. В этой возрастной группе образовательный и развивающий процесс строится в форме основных занятий, а посредством игр дети закрепляют полученные знания и навыки. Значимую роль играет соревновательный процесс, способствующий правильному эмоциональному развитию и установлению положительного контакта с окружающими людьми.

Мяч слови – цвет назови

Дети становятся в круг. Станьте в центре, бросайте мяч поочередно каждому игроку, при этом называйте определенный цвет. Задача игрока – назвать объект с соответствующей окраской, затем бросить мяч обратно. Например: оранжевый – апельсин, абрикос, морковка. Или: фиолетовый – баклажан, слива, виноград, сирень.

Обобщение

Игроки становятся в ряд. Бросайте каждому из них поочередно мяч, предварительно назвав обобщающее понятие. Дети должны назвать объекты, соответствующие обобщению. К примеру: фрукты – яблоко, апельсин, персик, груша, абрикос, лимон.

Дорисуй

Для игры распечатайте карточки, изображающие фигуры, которые могут стать частью какого-либо объекта. Ламинируйте изображения так, чтобы по ним можно было рисовать маркерами с возможностью стирания линий.

Покажите детям карточки, спросите на что похожи фигуры. Раздайте картинки игрокам, чтобы они дорисовали на них то, что представляют. Затем сотрите изображения, поменяйте карточки между игроками. И так, пока каждый ребенок не пофантазирует над всеми фигурами.

Вспомни и найди

Игру следует организовать в просторном помещении, в котором детсадовцы хорошо ориентируются. Разложите на полу любые игрушки. Попросите игрока внимательно посмотреть на них, запомнить расположение. Затем завяжите ребенку глаза платком. Игровая задача – вслепую отыскать разложенные на полу предметы.

Колумбово яйцо

Для игры распечатайте шаблон яйца, затем разрежьте по линиям на 10 фигур. Из этих фигур можно создавать самые разные силуэтные изображения. Дошкольников такое занятие необычайно увлекает, развивает воображение.

Кто быстрее соберет предметы

Игра соревновательная. Для нее подготовьте карточки, изображающие предметы, которые относятся к разным профессиям. Для каждого игрока, или для группы игроков, если детей много, определите профессию. Игровая задача – быстрее остальных отыскать в ворохе три картинки, относящиеся к заданной профессии. Например: повар – колпак, кастрюля, черпак. Или: врач – белый халат, градусник, шприц. Или: швея – нитки, ножницы, швейная машинка. Или: строитель – каска, дрель, мастерок.

Дорисуй

Раздайте игрокам картинки, изображающие объекты с недостающими частями, например, собаку без хвоста, дом без окон, машину без колес. Дети должны сказать, чего не хватает на картинке, дорисовать эту часть.

Дидактические игры на тему «Игрушки»материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дидактические игры по лексической теме «Игрушки» в старшей группе

1. «Чего не стало»

Цели:

  • Обогащение словарного запаса по теме.
  • Развитие зрительного внимания.

На столе выставляются игрушки (до 5). Дети вместе с педагогом рассматривают их, называют каждую игрушку. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку. Затем дети открывают глаза и называют игрушку, которой нет на столе.

2. «У кого какая игрушка»

Цели:

  • Сравнение игрушек по величине.
  • Активизация словаря.

Детям предлагаются три мяча, различных по величине (большой, поменьше и самый маленький), три медведя (матрешки, куклы, машины) тоже отличающихся по размеру. Необходимо найти хозяина для каждого мячика, соотнося игрушки между собой по величине.

3. «Найди пару»

Цели:

  • Сравнение игрушек по цвету.
  • Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

В игре участвуют парные картинки с изображением игрушек, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке.

4. «Какой игрушки не хватает»

Цели:

  • Развитие умения сравнивать игрушки по цвету и форме.
  • Воспитание зрительного внимания.
  • Активизация словаря.

Детям предлагается таблица из 9 клеток, в 8 из них изображения трех различных игрушек или одинаковых, но трех разных цветов. Одна клетка пустая. Ребенок совместно с педагогом устанавливает закономерность расположения игрушек в клетках и определяет, какой игрушки не хватает.

5. «Что здесь спрятано»

Цели:

  • Развитие воображения.
  • Активизация словаря по теме.

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, квадрат, овал, треугольник. Дети определяют на какие игрушки похожи данные фигуры.

Дидактические игры по теме: ОДЕЖДА

1. «Одень Таню, одень Ваню»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания и логического мышления.
  • Активизация словаря по теме.
  • Закрепление названий цветов.

На маленьких карточках (10 штук) изображения одежды для девочек и мальчиков. Дети вместе с педагогом рассматривают карточки, называют каждый из предметов одежды. Затем на большом поле раскладывают карточки соответственно к изображению девочки или мальчика. Выясняют, какую одежду могут носить все.

2. «Выбери одежду для матрешек»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания.
  • Закрепление названий цветов.
  • Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

На большом полотне изображение матрешек желтого, синего, красного и зеленого цвета. На маленьких карточках изображены сарафан, косынка, фартук, носки для каждой матрешки. Детям предлагается выбрать одежду соответствующего цвета для каждой матрешки.

3. «Кто во что одет»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания и умения выслушивать вопрос и отвечать на него одним словом.

Взрослый задает вопрос типа: У кого сегодня белые колготки? Кто одет в джинсовый сарафан? И т.п.

4. «Мишка и Мишутка»

Цели:

  • Развитие умения сравнивать предметы по величине.
  • Воспитание зрительного внимания.
  • Активизация словаря.
  • Образование уменьшительной формы существительных

Детям предлагаются игрушки маленький и большой мишка или их изображения. На маленьких карточках изображены рубашка и рубашечка, шорты и шортики, шапка и шапочка, шарф и шарфик, носки и носочки. Нужно «одеть» игрушки, называя, что для кого. Например: Мишке наденем рубашку, а Мишутке – рубашечку.

Подготовительная группа

В подготовительной группе дошкольники готовятся к переходу в первый класс, получают важные знания и умения. Поэтому применимы сложные дидактические игры преимущественно образовательной направленности.

Поезд для животных

Для игры сделайте из картона поезд с 3-мя вагонами: первый для зверей, второй для птиц, третий для насекомых. Распечатайте картинки, изображающие представителей фауны. Игровая задача – правильно разложить картинки по вагонам.

Человек или природа

Дети становятся в круг. Бросайте каждому из них по очереди мяч, спрашивая наугад «Что сделал человек?» или «Что сделала природа?». В первом случае ответами будут, например, «автомобиль», «, «одежда». А во втором «дерево», «река», «камень», «гнездо». Игрок, затрудняющийся с ответом, выбывает из круга. Победителем становится последний, давший правильный ответ.

Назови растение

Произнесите звук, а игроки должны вспомнить начинающиеся с него растения. К примеру: А – астра, арбуз, апельсин, ананас, алоэ, акация, алыча.

Облака

В погожий день, когда в небе плывут кучевые облака, выведите воспитанников на прогулку. Пусть каждый выберет облако, расскажет, что оно ему напоминает.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]