Словесные игры для детей старшего дошкольного возрастакартотека по развитию речи (старшая группа) на тему


Дидактические игры (словесные) для детей 5-6 лет

Дидактические игры (словесные) для старших дошкольников
Автор: Пашкова Лариса Александровна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ «Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида» Игры могут быть использованы в процессе обучения, в воспитательной работе. Данный материал рекомендован педагогам разных типов учреждений, в том числе и дополнительного образования, воспитателя, учителям. Игры предназначены для детей старшего возраста. Игры применялись в виде отдельных занятий, игр и упражнений.
Игра «Столяр»

Цель. Развиваем фантазию и речевое творчество детей; учим, какими инструментами пользуется столяр при работе. Описание игры. Ведущий загадывает детям загадки на заданную тему. За быстрые и правильные ответы игрокам выдаются фишки. А в конце игры, при подсчете, самый смекалистый получает приз. Кланяется, кланяется, Придет домой – растянется. (Топор) Зубастый зверек Грызет со свистом дубок. (Пила) Толстый тонкого побьет, Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь) Деревянная река, Деревянный катерок, А над катером струится Деревянный дымок. (Рубанок)

Игра «Веселая олимпиада»

Цель. Учим детей отгадывать загадки, закрепляем навыки речи –доказательства, развиваем навыки речи – описания. Описание игры. Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название. Команды соревнуются в отгадывании загадок о спорте. Игроки должны правильно отгадать загадку, доказать отгадку, если можно обыграть. За каждый правильный ответ команда получает олимпийское кольцо (обруч). Команда, первой набравшая 5 колец, объявляется победительницей. Ростом мал, да удал, От меня ускакал. (Мяч) Плывет белый гусь – Брюхо деревянное, Крыло полотняное. (Яхта) Льется речка – мы лежим, Лед на речке – мы бежим. (Коньки) Деревянные кони по снегу скачут, А в снег не проваливаются. (Лыжи) Когда весна берет свое, И ручейки бегут звеня, Я прыгаю через нее, А она – через меня. (Скакалка) По дороге едут ноги И бегут два колеса. У загадки есть ответ: Это мой … (Велосипед)

Игра «Звуки перепутались»

Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память. Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов. Нашла я сливе … кофточку, Надела Феня … косточку. Созрел на дереве … кафтан, Зимой надел я … каштан. На дерево уселся … граф, Живет в красивом доме … грач. Зазеленели в парке … детки, И на прогулку вышли … ветки. В лесу летают летом … кошки, Охотятся на мышек … мошки. Когтистые у киски … тапки, У Вики новенькие … лапки. Далеко идти мне … пень, Лучше сяду я на … лень.

Игра «Добавлялки»

Цель. Развивает речевое творчество детей. Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек. С неба все скользят пушинки – Серебристые … (снежинки) Архитекторы – творцы Строят чудные … (дворцы) Жил да был веселый гном. Он в лесу построил … (дом) В этом доме, ты мне верь, Заперта надежно … (дверь) Затвердела снега корка, Будет скользкой наша … (горка) У малышки – погремушка Очень шумная … (игрушка) Знает наша детвора: Прятки – лучшая … (игра)!

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет


Дидактическая игра для дошкольников 5-6 лет «Найди отличия» Дидактическая игра для детей старшей группы. Виды труда Дидактическая игра по познавательному развитию для детей 6-7 лет

Похожие статьи:

Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет

Дидактическая игра «Найди пару» для детей 3-4 лет

Дидактическая игра «Цветочки» для детей 5-6-7 лет

Дидактическая игра для развития мелкой моторики детей 3 – 7 лет

Дидактическая игра для дошкольников. Формирование представлений о времени

Играем-развиваем

Игры со словами для дошкольников — хороший способ весело и с пользой провести время.

Во-первых, такие игры «на отлично» справляются с главной задачей — увлечь ребенка, повеселить, посоревноваться.

Во-вторых, словесные игры акцентируют внимание ребенка на словах, пробуждают интерес к собственной речи. И это важно, так как это первый шаг к развитию грамотной устной и письменной речи.

В-третьих, игры со словами расширяют словарный запас, способствуют развитию памяти, мышления, развивают интеллект.

Буква

Называем по очереди слова, начинающиеся с одной буквы. Проигрывает тот, кто не смог дать ответ.

Последняя буква

Называем по очереди слова, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова. Проигрывает тот, кто затрудняется дать ответ.

Рифма

Подбираем рифму к слову по очереди. Можно помогать друг другу. Главное, чтобы было весело и игра приносила удовольствие.

Чемодан

Игра начинается с фразы «Я собрался в поход и положил в чемодан…….». Далее взрослый добавляет название предмета, который он бы хотел взять с собой. Например, веревку. Ребенок произносит ту же фразу и добавляет свой предмет и т.д. Важно не запутаться и называть каждый раз все предметы, которые до этого были положены в чемодан. Игра хорошо развивает память.

Запретное слово

Взрослый выполняет роль ведущего. Его задача придумывать для ребенка вопросы, подразумевающие ответы «Хорошо» и «Плохо».

Ребенок должен отвечать на вопросы , не используя этих слов. Они запретные. Вопросы могут быть примерно такие:

Загадки

Взрослый загадывает предмет, находящийся в пределах видимости. Ребенок должен, задавая вопросы, пытаться отгадать что это за предмет. Если ребенку трудно справиться с этим, поменяйтесь ролями и покажите ребенку какие вопросы следует задавать и на что обращать внимание (цвет, размер, местонахождение, твердый или мягкий, живой или неживой и т.п.

Скороговорки

Предложите детям пооревноваться в скороговорении. Начните с простых скороговорок. Потом можно выбрать и посложнее. Бесспорно, скороговорки благотворно влияют на развитие речи детей, тренируют память и внимание. Кроме того, когда дети рассказывают скороговорки, они местами ошибаются и получаются забавные моменты. Игра сопровождается смехом. Дети пытаются сосредоточится и «переговорить» своего соперника. И им это удается. Только до первой ошибки. И снова детвора заливается веселым хохотом.

Игры для детей на вербальный интеллект

Недавно услышал такое словосочетание – вербальный интеллект. Оказывается, он начинает формироваться уже в раннем детстве, а в будущем влияет на положение человека в обществе, его карьерный рост. В общем, штука это очень важная и нужная. Поэтому я озаботился вопросом «Как развить вербальный интеллект у сына?». И, что интересно, нашел несколько игр для детей, которые помогают эту нужную штуку развить. Предлагаю и вам познакомиться с ними.

Подбери пару

Начать можно с простой игры. Предложите ребенку продолжить предложение и подобрать нужную пару:

Корова-теленок

Нога – рука

Курица — …

Время назад

Для этой игры нужно выбрать тему. Например, «Магазин» или «Лес». Каждый участник (будет легче, если игру начнет взрослый) произносит небольшой рассказ. Но главное то, что говорит он «Задом-наперед». То есть сначала то, чем закончилась история, а в самом конце о том, чем все начиналось.

Можно потренироваться на известных сказках, а уже потом переходить к своим собственным историям (проверено, так проще).

Домино

Мы для этой игры используем карточки из детского домино. Но это могут быть и картинки из журналов, и рисунки.

Итак, ведущий раздает каждому игроку по карточке (причем кладет картинками вниз, чтобы никто из участников не видел какая картинка у другого игрока). Первый игрок кладет на середину стола свою карточку картинкой вверх и начинает рассказ. Это может быть фантастическая история, страшилка или просто повествование о том, что изображено на картинке.

Рассказ не нужно заканчивать, в определенный момент (можно договориться об условном сигнале, который будет подавать ведущий) ход переходит к следующему участнику. Он также выкладывает свою карточку на середину стола, картинкой вверх и продолжает повествование. То есть его рассказ должен быть с одной стороны продолжением рассказа первого игрока, с другой – собственным рассказом с индивидуальными подробностями.

Последний игрок должен продолжить историю предыдущего, ввести своего «карточного» героя и закончить рассказ.

Создай пословицу

Для этой игры понадобится подготовительный материал. Заранее я на листочке выписал известные нам пословицы (а их Степка знает очень много, наша бабушка просто кладезь пословиц).

Пословицы выписывал таким образом: в левой колонке начало, в правой конец пословицы.

Написал крупно, печатными буквами (чтобы сын быстрее прочел). Каждую пословицу пронумеровываю. Ставлю на стол песочные часы и Степка начинает соединять начало с концом. Выглядит это примерно так:

Трус и таракана 1 – где волк в пастухах Лесом шел 2 — торопись слушать Каков Дема 3 – принимает за великана Не торопись отвечать 4 – а дров не видел Худо овцам 5 – таково у него и дома

Ответы составляем таким образом:

1-3

2-4

3-5

4-2

5-1

Если не успел найти пару, а песок в часах уже пересыпался – проиграл.

Каждому свое место

Игра для детей, построенная по типу предыдущей. Только здесь я пишу пословицы и меняю слова местами. Нужно составить из слов правильную фразу. Например:

Нем, языка, без, колокол, и. (И колокол без языка нем)

Безделья, маленькое, дело, большого, лучше (Маленькое дело лучше большого безделья)

Смело, дело, доброе, говори, про (Про доброе дело говори смело)

И, клубка, нитке, по, доходят, до (ПО нитке и до клубка доходят)

Такое бывает!

В игре для детей «Такое бывает!» все участники по очереди рассказывают что-то невероятное (про вещи, явление природы. необычное животное…). Выигрывает тот, кто расскажет четыре захватывающих интересных сюжета и никто ему не разу не скажет: «Такое бывает!»

Придумай свое

Потренироваться опять же можно на известных сказках. Ведущий напоминает сюжет, а задача игроков придумать оригинальные названия. Например, «Колобок» — «Внучок из теста», «Обхитривший лису», «Сбежавший от родственников»…

А потом можно переходить к незнакомым рассказам. Прочитать и придумывать названия. Эта игра мне еще нравиться и тем, что она учит креативно мыслить. Я сам в нее с удовольствием играю.

Одинаковые признаки

Эта игра для детей освоена нами еще не полностью, поэтому, признаюсь, пока идет со скрипом. Но мы не отчаиваемся, а продолжаем тренироваться.

Итак, ведущий ставит задачу – придумать предметы со схожими признаками. Например, круглый и плоский. Это может быть блин, нарисованный на асфальте круг, раздавленная шина…

По мере продвижения игры задания усложняются. Признаков может быть больше, но примеры найти уже непросто. Самое сложное – найти предметы, которые выполняют противоположные функции. Например, окно (открывается и закрывается), рука (гладит и бьет).

Побеждает тот, кто придумает больше всего ответов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]