Проект по экспериментально – исследовательской деятельности в младшей группе «Наблюдаю и познаю»
Проект
по экспериментально – исследовательской
деятельности
«наблюдаю и познаю
2021
Актуальность проекта:
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Основным методом деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных игр — опытов.
Цель:
Создание условий для формирования основ целостного мировидения, через игру средствами экспериментальной деятельности .
Задачи:
1. Создать в групповой комнате условия для детского экспериментирования.
2. Расширять представления детей об окружающем мире.
3. Формировать навыки постановки элементарных опытов с бумагой, песком, водой, воздухом (совместно с воспитателем)
4. Развивать мышление, речь в процессе познавательно — исследовательской деятельности.
5. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Вид проекта:
познавательно – игровой .
Срок реализации:
долгосрочный 02.09.19г. – 31.05.20г.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители.
Этапы:
1. Подготовительный.
Составление паспорта проекта, подготовка материала для экспериментальной деятельности, подбор игр, загадок, стихов.
2. Основной.
Планирование образовательной деятельности, работа с родителями.
3. Заключительный.
Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным и бросовым материалом.
Перспективное планирование проекта
дата | тема | цель | задачи | содержание |
04.09 | «Мыльные пузыри». Рассматривание | Знакомство детей с мыльными пузырями. | Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей. | Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть) |
11.09 | «Рябь на воде». Экспериментирование | Развитие дыхательного аппарата. | Вызывать заинтересованность детей к происходящему. | На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь |
18.09 | «Бутылочки с сюрпризом». Эксперимент | Различие слухового внимания. | Вызывать заинтересованность детей к происходящему. | Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо. |
25.09 | «Вода холодная и горячая». Эксперимент | Обучение детей определять температуру веществ и предметов. | Развивать тактильные ощущения. | Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) |
02.10 | «Чудесный мешочек» (№1 по форме) Эксперимент | Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик). | Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик). | Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем. |
09.10 | «Воздух под водой». Эксперимент | Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку. | Развивать дыхательный аппарат. | В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки. |
23.10 | «Лёгкий — тяжелый». Опыт | Знакомство детей с весом предметов. | Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать их по весу. | Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка) |
06.11 | «Игры с губкой». Эксперимент | Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей. | Познакомить со свойствами губки. Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. | Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать. |
13.11 | «Шарики с сюрпризом». Рассматривание | Развитие мелкой моторики рук. | Развивать тактильные ощущения. Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются. | В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем. |
20.11 | «Прищепки». Экспериментирование | Развитие мелкой моторики рук. | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её. | Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия. |
27.11 | «Бумага». Эксперимент | Знакомство детей со свойствами бумаги. | Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде. Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой. | Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов. |
04.12 | «Чудесный мешочек» №2 (по цвету). Эксперимент | Обучение детей соотносить предметы по цвету. | Развивать тактильные ощущения. Дать детям название цветов, активизировать речь. Создать положительный эмоциональный настрой у детей. | Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же. |
11.12 | «Игра с пёрышком». Экспериментирование | Создание положительного эмоционального настроения у детей. | Формировать словарь: части тела. Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова. | Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам: Смотрите, смотрите, что я принесла! Оно по ладошке тихонько ползёт, Сначала по кругу, после вперёд. По ручке оно до плеча доползает. И шейку оно очень нежно ласкает, По ручке другой вниз уползает, Опять по ладошке тихонько ползёт, Сначала по кругу, а после в полёт. Куда полетит? Интересный вопрос. Перо прилетело на маленький нос! Потом эти ушки перо гладить хочет Одно и другое немного щекочет. Но пёрышку надо теперь отдыхать, Оно улетает в карман полежать. |
18.12 | «Игры с султанчиками». Эксперимент | Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ. | Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот. Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) . Создание положительного эмоционального настроения. | Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются. |
25.12 | «Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям) Эксперимент | Развитие тактильных ощущений. | Развивать тактильные ощущения. Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый. Создать положительный эмоциональный настрой у детей. | Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он. |
15.01 | «Развесим платочки». Экспериментирование | Развитие мелкой моторики рук. | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок. | Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия. |
29.01 | «Найди по звуку». Эксперимент | Закрепление названий музыкальных инструментов. | Определять и различать издаваемые шумовые звуки. Создание положительного эмоционального настроения. Закреплять названия музыкальных инструментов. | К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит. |
05.02 | «Снег. Какой он? ». Рассматривание | Знакомство со свойствами снега. | Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках). Развивать тактильные ощущения | Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь. |
19.02 | «Что в пакете? ». Эксперимент | Обучение детей действиям по показу. | Учить детей выполнять действия по показу воспитателя. Вызывать чувство радости и интереса. | Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел. |
26.02 | «Открываем, закрываем». Опыт | Развитие мелкой моторики рук. | Разрабатывать мелкую моторику рук детей. Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках. Повышать эмоциональное настроение. | Принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое. |
03.03 | «Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт | Развитие слухового внимания детей. | Учить детей сравнивать звуки и находить похожие. Вызывать радость и удивление у детей. | Показать ребятам, коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку. |
17.03 | «Поиграем с солнечным зайчиком» Рассматривание | Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются. Развивать смекалку, любознательность. Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) . Вызвать чувство радости и удивления. | Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:Солнечные зайчики Играют на стене, Помани их пальчиком, Прибегут к тебе. Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика. |
01.04 | «Ветер по морю гуляет». Опыт | Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ. | Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер. Учить различать и самим регулировать его силу. Поднятие эмоционального настроения у детей. | В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте. |
14.04 | «Играем с песком». Экспериментирование | Развитие мелкой моторики рук. | Поднимать эмоциональное настроение у детей. Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости. | Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать. |
28.04 | «Плавает, тонет». Опыт | Закрепление знаний о весе предмета. | Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут). Способствовать созданию радостного настроения. | В тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают. |
13.05 | «Что в трубке лежит? » Эксперимент | Развитие любознательности у детей. | Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку) . Развивать усидчивость, терпение. Вызвать чувство радости и удивления. Развивать мелкую моторику рук. | Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку. |
20.05 | «Доска Самоделкина». Эксперимент | Развитие мелкой моторики рук. | Развивать мелкую моторику рук. Поднимать эмоциональное настроение у детей. | Обратить внимание ребят на доску с интересными приспособлениями, показать, как можно ими манипулировать. |
Литература
1.Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска»; 2.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников); 3. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему». 4.Иванова А.И.«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». 5. Рыжова Н.А. «Наш дом — природа»; 6. А.И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»; 7.Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;
Ткань, ее качества и свойства
Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется); опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.
Глина, ее качества и свойства
Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала. Взрослый организует выставку глиняных игрушек. После рассматривания ее детьми выясняет, из чего сделаны все игрушки; какой материал был при этом использован; что еще дети хотели бы узнать о нем. Затем предлагает им подставки с лежащими на них кусочками глины и спрашивает, что можно из них вылепить и почему. Дети скатывают шар (глина мягкая, пластичная, ее можно мять: из шара сделать лепешку и т.д.). Кладут небольшой кусочек глины в емкость с водой и наблюдают за ее размоканием. Взрослый демонстрирует, как глиняная игрушка легко разбивается. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.