ПРОЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ) воспитатель подготовительной группы 8 «Веснушки» Маврина И.Н. — презентация


Проект познавательно-исследовательской деятельности “Я-исследователь”

Проект “Я – исследователь”

Актуальность.

Экспериментирование

– эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальных проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Типология проекта:

проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации

: краткосрочный – 2 месяца (февраль, март)

Участники проекта:

дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта:

“Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование”.

Задачи проекта:

– формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

– развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

– расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

– поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Методы и технологии реализации проекта:

метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры – экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта

.

Методическое:

1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.

3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.

5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.

6. Познавательные праздники-досуги для дошкольников. Л.А.Наумова, 2003г.

7. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников. М.А.Давыдова, 2007г.

8. «Тайны воды» Л.Орлова, М.Кретова, С.Леоненко. Музыкальный руководитель №2, 2013г.

Материально-техническое:

– подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

– разработка группового проекта, конспектов занятий и игр

– экспериментирование; – подбор иллюстраций, детской литературы; – подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей; – оформление “детской лаборатории в группе.

Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный

(мотивационный, информационно-накопительный).

1. Подготовка к работе педагогов.

Анализ методической литературы.

Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2.Сотрудничество с родителями.

Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек.

Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

– Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

– Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

– Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

3. Подготовительная работа с детьми.

– Беседа и рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций по теме «Вода», чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

– Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.

Примерный алгоритм группового проекта

Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1.Что мы знаем?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

– для чего нам нужна лаборатория в группе?

– для чего нужны эксперименты?

– вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?

2. Что мы хотим узнать?

– Что такое лупа?

– Какие вещества растворяет вода?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

– Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.

– Проделать эксперименты и опыты.

– Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.

– Рассказать друг другу о том, что узнали.

II. Практический.

Формы организации образовательного процесса

В разных видах детской деятельности в системе “Педагог – Ребенок – Родители

Работа с детьми

Месяц

(период)

Формы работы
Февраль Беседа «Что такое лаборатория? Для чего она необходима?»
Март Эксперимент “Какая бывает вода”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, воронки.

Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами.

Интегрированная образовательная деятельность

«Тайны воды»

Эксперимент “Окрашивание воды”.

Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – лупой, объяснить, для чего они нужны человеку.

Эксперимент “Разноцветные сосульки”.

Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.

Эксперимент “Твёрдая вода. ”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду

Беседа “Путешествие Капельки”.

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения.

Развлечение познавательного характера «Волшебница вода»

Совместно с родителями воспитанников.

Оформление электронной презентации, оформление детского альбома по экспериментированию; оформление выставки детских рисунков по теме «Вода среди нас»; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов

Работа с родителями

Месяц Формы работы
Февраль Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов.
Март Предложить родителям провести эксперимент с водой дома вместе с детьми. (Семья Кирилычевой Ани)
Предложить родителям провести опыты в домашних условиях «окрашивание воды»
Помощь родителей в проведение опытов принести лупы, бинокли, разноцветные стекла.
Организовать родителей для итогового совместного

досуга-развлечения «Волшебница вода»

(Участники -родители: Журова Е.В., Кирилычева Е.Ю.)

III. Обобщающий.

Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?”.

Презентация продуктов деятельности.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

– У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

– Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой

– Сформируются личностные качества соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагогов.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Проект «Лаборатория Почемучек»

(подготовительная группа)

Воспитатели:

  • Фомкина А.И.
  • Сигаева Е.В.

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Вид проекта: групповой, долгосрочный.

Тип проекта: поисково-исследовательский.

Участники: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.

Продукт проекта: обновление и пополнение уголка экспериментирования.

Сроки релизации: март-апрель 2021г.

Актуальность:

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев.

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди — часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое — основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Цель проекта:

Практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта:

  • Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; — Пополнить и обогатить в группе развивающую предметно-пространственную среду для организации работы дошкольников по экспериментальной и исследовательской деятельности.
  • Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством
  • Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира)
  • Развивать наблюдательность
  • Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т. д.).
  • Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
  • Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности
  • Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
  • Создание условий для проявления исследовательской активности старших дошкольников в самостоятельном и коллективном экспериментировании.
  • Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Предполагаемый результат:

  1. У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  2. Дети проявляют познавательный интерес к занятиям, улучшено речевое развитие.
  3. Сформированы основы диалектического мышления.
  4. Углублены знания, предусмотренные программой.
  5. Усвоены основы целостного видения окружающего мира.
  6. Сформированы коммуникативные навыки.
  7. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
  8. Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
  9. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
  10. У детей расширены знания и представления об окружающем мире, в том числе про снег и лёд.
  11. У детей развиты познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Умеют применять навыки познавательно – исследовательской деятельности с водой, льдом и снегом в повседневной жизни.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

Принцип научности:

  • предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками
  • содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

  • основывается на комплексном принципе построения непрерывности и

непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников
  • предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития
  • формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

  • предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства

обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

  • обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

  • предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников

Принцип активного обучения:

  • предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач
  • обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

  • предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

  • предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный.

  • Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
  • Составление планирования опытно- экспериментальной деятельности
  • Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно- экспериментальной деятельности.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования».

В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов.

Оборудование уголка безопасно для детей и хранится в удобных для пользования контейнерах.

Один раз в неделю организуется НОД, в ходе которой старшие дошкольники учатся проводить простейшие опыты с живой и неживой природой. Делают умозаключения.

3 этап – заключительный.

Презентация проекта, обновление и пополнение уголка экспериментирования.

Формы работы:

  1. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
  2. Фронтальная работа.
  3. Индивидуальная работа.

Работа с родителями:

  • ознакомление родителей с задачами опытно-экспериментального проекта
  • беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Организация домашней лаборатории»

«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома».

  • Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ
  • Наглядная информация

Заключение

В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе.

  • Опыты «Имеет ли вода цвет, вкус и запах», «Есть ли у воды форма?» Цель: Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.
  • Опыты «Почему снег мягкий», «Как снег превращается в воду»

Цель: Совершенствовать знания детей о снеге. Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

  • Опыт «Солнечные зайчики» Цель: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.
  • Опытно-экспериментальная деятельность «Бумага и её свойства»

Цель: познакомить детей со свойствами бумаги, показать бумагу разных видов.

  • Опытно-экспериментальная деятельность «Ветер и его свойства» Цель: рассказать детям о природе возникновения ветра, его свойствах.
  • «Увеличительные стекла» Цель: Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность
  • Разгадывание загадок.
  • Словесные игры: «Как на ёлке снег» «Из чего- какой» (горка из снега-снежная и т. д., «Скажи наоборот».
  • Дидактические игры «Выполни рисунок», «Узнай по описанию», «Зимние запасы».
  • (Музыка) Слушание «Времена года» П. И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
  • Просмотр серий мультфильмов «Фиксики» об опытно-экспериментальной деятельности
  • Народные хороводные игры: «Метелица», «Что нам нравится зимой». П/и «Два мороза», «Мороз красный нос», «Снежки-пушинки».
  • Игровые упражнения «Скольжение по ледяным дорожкам»
  • Игры со снегом: «Постройка снеговиков и крепости»
  • Дидактические игры по экологии: «Земля, вода, и воздух», «Выбери нужное», «Где снежинки?

Фотоприложение к проекту:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]