Проект познавательно-исследовательской деятельности “Я-исследователь”
Проект “Я – исследователь”
Актуальность.
Экспериментирование
– эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальных проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Типология проекта:
проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.
Сроки реализации
: краткосрочный – 2 месяца (февраль, март)
Участники проекта:
дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.
Цель проекта:
“Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование”.
Задачи проекта:
– формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
– развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
– расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
– поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Методы и технологии реализации проекта:
метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры – экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта
.
Методическое:
1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.
2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.
3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.
4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.
5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.
6. Познавательные праздники-досуги для дошкольников. Л.А.Наумова, 2003г.
7. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников. М.А.Давыдова, 2007г.
8. «Тайны воды» Л.Орлова, М.Кретова, С.Леоненко. Музыкальный руководитель №2, 2013г.
Материально-техническое:
– подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
– разработка группового проекта, конспектов занятий и игр
– экспериментирование; – подбор иллюстраций, детской литературы; – подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей; – оформление “детской лаборатории в группе.
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный
(мотивационный, информационно-накопительный).
1. Подготовка к работе педагогов.
Анализ методической литературы.
Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
2.Сотрудничество с родителями.
Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек.
Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
– Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
– Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
– Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.
3. Подготовительная работа с детьми.
– Беседа и рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций по теме «Вода», чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
– Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.
Примерный алгоритм группового проекта
Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.
1.Что мы знаем?
Развивающие вопросы, которые можно задать детям:
– для чего нам нужна лаборатория в группе?
– для чего нужны эксперименты?
– вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?
2. Что мы хотим узнать?
– Что такое лупа?
– Какие вещества растворяет вода?
3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
– Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.
– Проделать эксперименты и опыты.
– Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.
– Рассказать друг другу о том, что узнали.
II. Практический.
Формы организации образовательного процесса
В разных видах детской деятельности в системе “Педагог – Ребенок – Родители
”
Работа с детьми
Месяц (период) | Формы работы |
Февраль | Беседа «Что такое лаборатория? Для чего она необходима?» |
Март | Эксперимент “Какая бывает вода”. Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, воронки. Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”. Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами. Интегрированная образовательная деятельность «Тайны воды» Эксперимент “Окрашивание воды”. Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – лупой, объяснить, для чего они нужны человеку. Эксперимент “Разноцветные сосульки”. Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности. Эксперимент “Твёрдая вода. ”. Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду Беседа “Путешествие Капельки”. Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения. Развлечение познавательного характера «Волшебница вода» Совместно с родителями воспитанников. |
Оформление электронной презентации, оформление детского альбома по экспериментированию; оформление выставки детских рисунков по теме «Вода среди нас»; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов
Работа с родителями
Месяц | Формы работы |
Февраль | Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент. |
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. | |
Март | Предложить родителям провести эксперимент с водой дома вместе с детьми. (Семья Кирилычевой Ани) |
Предложить родителям провести опыты в домашних условиях «окрашивание воды» | |
Помощь родителей в проведение опытов принести лупы, бинокли, разноцветные стекла. | |
Организовать родителей для итогового совместного досуга-развлечения «Волшебница вода» (Участники -родители: Журова Е.В., Кирилычева Е.Ю.) |
III. Обобщающий.
Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?”.
Презентация продуктов деятельности.
Ожидаемые результаты.
Для детей.
– У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.
– Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой
– Сформируются личностные качества соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
Для педагогов.
Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
(подготовительная группа)
Воспитатели:
- Фомкина А.И.
- Сигаева Е.В.
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Вид проекта: групповой, долгосрочный.
Тип проекта: поисково-исследовательский.
Участники: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.
Продукт проекта: обновление и пополнение уголка экспериментирования.
Сроки релизации: март-апрель 2021г.
Актуальность:
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди — часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое — основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Цель проекта:
Практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; — Пополнить и обогатить в группе развивающую предметно-пространственную среду для организации работы дошкольников по экспериментальной и исследовательской деятельности.
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством
- Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира)
- Развивать наблюдательность
- Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т. д.).
- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности
- Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
- Создание условий для проявления исследовательской активности старших дошкольников в самостоятельном и коллективном экспериментировании.
- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Предполагаемый результат:
- У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Дети проявляют познавательный интерес к занятиям, улучшено речевое развитие.
- Сформированы основы диалектического мышления.
- Углублены знания, предусмотренные программой.
- Усвоены основы целостного видения окружающего мира.
- Сформированы коммуникативные навыки.
- Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
- Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
- У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
- У детей расширены знания и представления об окружающем мире, в том числе про снег и лёд.
- У детей развиты познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Умеют применять навыки познавательно – исследовательской деятельности с водой, льдом и снегом в повседневной жизни.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и
непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства
обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный.
- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
- Составление планирования опытно- экспериментальной деятельности
- Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно- экспериментальной деятельности.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования».
В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов.
Оборудование уголка безопасно для детей и хранится в удобных для пользования контейнерах.
Один раз в неделю организуется НОД, в ходе которой старшие дошкольники учатся проводить простейшие опыты с живой и неживой природой. Делают умозаключения.
3 этап – заключительный.
Презентация проекта, обновление и пополнение уголка экспериментирования.
Формы работы:
- Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
- Фронтальная работа.
- Индивидуальная работа.
Работа с родителями:
- ознакомление родителей с задачами опытно-экспериментального проекта
- беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Организация домашней лаборатории»
«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома».
- Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ
- Наглядная информация
Заключение
В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.
Можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе.
- Опыты «Имеет ли вода цвет, вкус и запах», «Есть ли у воды форма?» Цель: Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.
- Опыты «Почему снег мягкий», «Как снег превращается в воду»
Цель: Совершенствовать знания детей о снеге. Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.
- Опыт «Солнечные зайчики» Цель: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.
- Опытно-экспериментальная деятельность «Бумага и её свойства»
Цель: познакомить детей со свойствами бумаги, показать бумагу разных видов.
- Опытно-экспериментальная деятельность «Ветер и его свойства» Цель: рассказать детям о природе возникновения ветра, его свойствах.
- «Увеличительные стекла» Цель: Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность
- Разгадывание загадок.
- Словесные игры: «Как на ёлке снег» «Из чего- какой» (горка из снега-снежная и т. д., «Скажи наоборот».
- Дидактические игры «Выполни рисунок», «Узнай по описанию», «Зимние запасы».
- (Музыка) Слушание «Времена года» П. И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
- Просмотр серий мультфильмов «Фиксики» об опытно-экспериментальной деятельности
- Народные хороводные игры: «Метелица», «Что нам нравится зимой». П/и «Два мороза», «Мороз красный нос», «Снежки-пушинки».
- Игровые упражнения «Скольжение по ледяным дорожкам»
- Игры со снегом: «Постройка снеговиков и крепости»
- Дидактические игры по экологии: «Земля, вода, и воздух», «Выбери нужное», «Где снежинки?
Фотоприложение к проекту:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Следующая > |