Презентация.Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Развитие исследовательской активности в процессе детского экспериментирования.


Развитие исследовательских задатков у дошкольников

Развитие исследовательских задатков у ребенка во многом зависит от позиции взрослых. Ведь дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты.

Поэтому взрослые должны мотивировать детей на выполнение интересных заданий, стимулировать нестандартные и интересные решения, помогать ребенку оценить уровень предложенных решений.

При этом необходимо предоставлять максимальные возможности для самостоятельных действий, поддерживать инициативу дошкольника.

Активизация познавательного интереса

Несмотря на то, что у детей существует естественная потребность в познании, их интерес и поисковую активность необходимо стимулировать. Для этого можно использовать задания на развитие умений оригинально мыслить, видеть проблемы, рассуждать с разных точек зрения.

Упражнения и задания для этого подойдут разноплановые. Вот только несколько из них:

  • Составить рассказ от имени Колобка (герой может быть любым);
  • Придумать несколько ответов на эвристические вопросы (Почему поют птицы?);
  • Упражнения на развитие умения задавать вопросы («Задай вопросы веселому зайчику на рисунке, чтобы узнать о нем»);
  • Провести мысленный эксперимент («Что будет, если все люди станут великанами?»);
  • Эксперименты с реальными объектами с целью выявить новые свойства (с водой, красками, лучом света, пластмассой, тканью);
  • Игры на развитие мышления («Последовательные картинки», «Были-небылицы» и другие).

Поощрение самостоятельности ребенка

Исследовательская и поисковая деятельность принесет мало пользы дошкольнику, если он будет только наблюдателем. Недостаточно и того, что ребенок всего лишь будет выполнять действия. Важно, чтобы он самостоятельно ставил цели, что он хочет проверить, узнать, понять. А обозначив цель, действовал в соответствии с ней.

Чтобы последовательно развивать самостоятельность ребенка, родителям нужно придерживаться соответствующих правил:

  • Создавайте в доме среду, способствующую самостоятельности ребенка.
  • Давайте возможность решать небольшие проблемные ситуации.
  • Поддерживайте интерес к деятельности.
  • Дозируйте свою степень активности в совместных с ребенком делах.
  • Не ругайте за неудачи. Вместе разберите их причины.
  • Хвалите ребенка за успехи. Это ОЧЕНЬ важно!

Методы и способы реализации исследовательской активности

Уровень развития старших дошкольников позволяет им проявлять себя в любом из рассмотренных видов познавательно-исследовательской деятельности. Особой активностью в этом направлении отличаются одаренные дети. Но каждого ребенка можно растормошить, зажечь в нем искорку любопытства и подтолкнуть к более глубокому постижению окружающей действительности.

Существует две основные формы познавательно-исследовательской деятельности:

  • Ребенок – это источник деятельности. Он сам ставит цель и стремится ее достигнуть, удовлетворяя свое любопытство.
  • Исследовательский процесс организует взрослый, пробуждая интерес, мотивируя к познанию. Дошкольник учится действовать.

Каждая из этих форм направлена на решение единой задачи: помочь ребенку разобраться в проблемном вопросе, прочно усвоить новые знания и приобрести новый опыт.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности дошкольников варьируются от бесед до выполнения небольших проектов с получением конкретного результата. Они широко применяются в ДОУ. Также отлично подойдут и в домашней обстановке.

Развивающие беседы

Когда речь идет о развивающих беседах, то диалог должен мотивировать ребенка не только на получение готовой информации, но и на желание размышлять, анализировать и делать выводы.

Например, заинтересовался дошкольник, почему внезапно среди лета выпал град. Не нужно спешить с объяснениями. Подведите к рассуждениям, чем является каждая градинка, отчего замерзают капли воды, что происходило в атмосфере накануне. Ребенок размышляет, выстраивает логическую цепочку и формулирует свое предположение. Возможно, потребуется некоторая коррекция, однако юный исследователь уже сможет сделать вывод.

Или ребенок услышал новое слово и интересуется, что оно обозначает. Дайте порассуждать об этом сыну или дочке, и только в конце прокомментируйте и сформулируйте детскую мысль более отчетливо.

Организация наблюдений

Наблюдать с ребенком можно за живой природой (животными, насекомыми, растениями), неживой природой (сезонными изменениями и явлениями природы) и общественной жизнью. Организуя наблюдения, необходимо определить:

  • место наблюдения (парк, луг, пруд, городская среда);
  • объект наблюдения (растение, животное, объект неживой природы).

При необходимости подготовить и взять с собой специальные приборы (лупу, термометр и т.д) или предметы (корм для птиц, щеточки и пр).

Летние погодные условия способствуют познавательно-исследовательской деятельности дошколят. Организация наблюдений в это время года направлена и на укрепление здоровья ребенка, и на создание условий, в которых он смог бы проявить себя как пытливый исследователь окружающего мира.

Можно организовать наблюдение в домашних условиях. Например, за выращиванием лука. Хорошо срабатывает игровая мотивация: обустроим грядку на подоконнике.

Ребенок с помощью взрослого наливает воду в стаканчики, «сажает» в них луковицы и выставляет на подоконник. В течение нескольких дней ведется совместное наблюдение за луковицами. Можно вести «Лист наблюдений» и фиксировать изменения с помощью зарисовок. Когда стрелки лука будут достаточно длинными, их можно срезать и накрошить ребенку в суп. Он будет рад попробовать витамины с собственной «грядки».

Опыты и эксперименты

Для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его мышления, дошкольник должен во время выполнения задания оказаться в позиции не зрителя, а исследователя. Поэтому так важно, чтобы взрослые организовывали и проводили совместно с ребенком опыты и эксперименты.

Самые интересные эксперименты – это опыты с предметами. Всем известный опыт «Тонет – не тонет» потребует простой инвентарь: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов (перышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д.).

В ходе эксперимента ребенок должен распределить предметы по признаку «тонет – не тонет»:

  1. Тонет сразу;
  2. Тонет после намокания;
  3. Не тонет.

Дошкольник самостоятельно проверяет «плавучесть» каждого предмета. Предварительный осмотр и тактильное обследование предметов подсказывают, какие качества предметов влияют на результат взаимодействия с водой.

Вовлечение в проекты

В современных детских садах широко применяется метод проектной деятельности. В основном, обращаются к трем видам проектов:

  • исследовательский (изучение тех или иных явлений);
  • творческий (создание творческого продукта);
  • нормативный (совместное создание свода правил).

Организация проектной познавательно-исследовательской деятельности позволяет включить детей в общее дело и создать совместный творческий продукт.

С таким же успехом можно организовать проект в домашних условиях для своих детей или для ребенка и его друзей.

Например, увлечь созданием общего рисунка на большом листе. И краски при этом можно совместно приготовить необычные, волшебные (на основе муки, соли и гуаши). Такие краски удобно наносить на лист непосредственно рукой, что необычайно привлекает детей.

Влияние познавательно исследовательской деятельности на формирование готовности к школе

Вовлечение дошкольника в познавательно-исследовательскую деятельность дает ему хороший задел для предстоящего обучения в школе. Этот вид деятельности обеспечивает прочное усвоение знания и развивает стремление к познанию нового.

Ребенок учится формулировать цели, логически рассуждать, придерживаться алгоритма в действиях, контролировать шаги, оценивать полученные результаты. Все перечисленное пронизывает учебную деятельность в школе.

В дополнение, поисковые усилия формируют произвольное внимание и оказывают влияние на становление волевых качеств дошкольника. Ребенку приходится повторять эксперименты, возвращаться к наблюдениям, чтобы найти ответы на проблемные вопросы.

Таким образом, познавательно-исследовательское отношение к окружающему миру всесторонне развивает дошкольника и повышает его готовность к обучению в школе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]