Организация и руководство игровой деятельностью
ФГОС обозначены основные составляющие организации игры. Это совокупность:
- условий организации;
- условий мотивации ребят;
- условий реализации, в том числе и учёта времени для осуществления замысла игры.
Когда проводятся игры
Игры организуются четыре раза в день:
- после прихода в детский сад перед завтраком (от 5 до 40 минут);
- после первого приёма пищи и до начала занятий (от 5 до 7 минут);
- во время прогулки (час-полтора);
- после сна (20–40 минут).
Признаки связной речи. Как их развить
Связную речь удобно оценивать по ее признакам:
- Логичность. Мысли должны излагаться последовательно.
- Правильность и разнообразие словаря.
- Содержательность. Нужно хорошо знать предмет или явление.
- Ясность. Окружающие должны понимать говорящего.
- Точность высказывания. При монологе слова подбираются особенно тщательно, действительность отображается максимально правдиво.
Поскольку систематическое обучение недоступно маленьким детям, оно проводится в игровой форме.
Развитие связной речи через игру достигается многими методами. Это различные виды театров, приемы мнемотехники, экскурсии, участие в детских утренниках, различные конкурсы, сюжетно-ролевая игра.
Мнемотехника
Эта методика применяется и у взрослых, и у детей в случаях, когда необходимо запомнить большой объем информации. Ее суть заключается в переводе информации в изображения, так сказать, краткий конспект в картинках. Мнемотехника помогает воспринимать и воспроизводить информацию в дальнейшем.
Поскольку дошкольники и младшие школьники обладают зрительно-образной памятью, им легче запоминать информацию, опираясь на нарисованный сюжет или на схему из картинок и знаков.
Возможности мнемотехники
Она помогает:
- запомнить последовательность событий;
- приучить к режиму дня;
- создать ассоциации с буквами и словами при обучении чтению;
- развить внимание при рассматривании схем и таблиц;
- развить образное мышление, при установлении связи между словом и образом.
Для этих целей используются:
- картинки,
- мнемоквадрат (понятная картинка, изображающая слово, словосочетание или предложение),
- мнемодорожка (четыре последовательных изображения),
- таблицы, которые можно рисовать вместе с детьми.
Мнемотаблицы – наиболее сложные виды наглядности. В них изображен сюжет сказки, стихотворения наиболее понятными образными картинками. По мнемотаблицам можно придумывать свой сюжет, а можно рассказывать знакомые произведения.
Сюжетно-ролевая игра
Это игры, во время которых дети разговаривают друг с другом и с игрушками, подражают голосам животных, гудению машины, самолета. Они общаются, создавая диалоги. Сюжеты таких игр могут быть взяты из жизни или из художественных произведений: «Магазин», «Семья», «Детский сад», «Школа», «Автобус», «Космический театр», «Зоопарк», «Кошкин дом», «Почта».
Здесь не нужно придерживаться строго определенного сюжета. Взрослый может помочь приготовить атрибуты для игры, сам исполнить какую-то роль, помочь детям развить сюжет, направив его в нужное русло.
Пальчиковый театр
Этот метод, кроме развития связной речи, стимулирует развитие памяти, внимания, моторику рук, координацию движений. Взаимодействуя со сверстниками, дети быстро запоминают текст роли, учатся перевоплощаться, усваивают средства выразительности. Если в представлении участвуют родители, удовольствие от такого вида деятельности многократно увеличивается.
При помощи игровых методов развиваются все признаки связной речи.
Последовательность
- Я начну сказку, а ты продолжи
В руках у взрослого кукла, изображающего персонажа сказки. Он начинает рассказывать, говоря 1-2 предложения, затем передает игрушку ребенку. Ребенок продолжает сказку, говоря 1-2 предложения, передает игрушку обратно. Рассказчики передают куклу друг другу на протяжении всего рассказывания.
- Закончи рассказ
Детям предлагается закончить рассказ, начатый взрослым. Например: «Однажды мы играли возле дома, и нам захотелось отправиться на прогулку в лес. Мы собирали грибы и ягоды, пели веселые песни и не заметили, как зашли слишком далеко. Мы очень испугались и … Что было дальше?» Таких рассказов можно придумать очень много, ввести в них сказочных героев или реальных лиц.
- Используем упражнения на мнемотехнику
Вот несколько самых распространенных упражнений:
- Собери группу. Дать малышу картинки на 1-3 темы (одежда, виды спорта, фрукты) и предложить их сгруппировать, и объяснить, почему он так думает.
- Нарисуй впечатления. Предложить ребенку вечером нарисовать хорошие и плохие впечатления от прожитого дня, рассказать о них. Взрослый должен ежедневно добавлять несколько новых понятий и слов.
- Выучи стихи. Заучивать стихи, используя мнемотаблицу, где строки представлены картинками.
- Сетка памяти. Показать несколько картинок, расположив их в виде сетки, назвать , описать, перевернуть, предложить назвать. Проверить, перевернув картинку.
- Фотопамять. Показать и убрать картинку, дать вместо нее похожую, но отличающуюся 1-2 деталями. Пусть он назовет эти отличия.
- День – ночь. Разложить картинки, предложить малышу закрыть глаза, так как настала ночь. Убрать одну картинку, предложить открыть глаза и назвать спрятанный экземпляр.
Логичность
Игры на развитие логики:
- Картинки перепутались. Глядя на яркие красочные картинки, ребенок должен найти «ошибки» художника и назвать их. Другой вариант – разложить картинки, изображающие какую-то историю или сказочный сюжет в нужном порядке.
- Собери пословицу. Это игра для детей, умеющих читать. Нужно соединить на карточке начало пословицы и ее конец, выбрав его из нескольких вариантов.
- Найди ошибку. Ребенку показывают сюжетную картинку, на которой имеются нарисованные несуразицы. Например, на картинке, изображающей зимний пейзаж и играющих в снежки детей, есть изображение совочка и ведра с песком.
Эмоциональная окрашенность
- Веселые песенки
Между речью и музыкой много общего. Это ритмичность, разнообразные интонации, деление на фразы, динамичность и разнообразный темп. Часто повторяя одни и те же слова, дети их запоминают, правильно употребляют в предложениях. Кроме этого, малыши поют текст целыми фразами, что обогащает связную речь. Это могут быть колыбельные песенки, песенки – «вставалочки», напеваемые по утрам, логоритмика, когда пение сопровождается движениями.
- Участие в утренниках
Малыши, участвующие в публичных выступлениях, учатся не стесняться публики, координировать свои действия. Выступая, малыши стараются заслужить аплодисменты, поэтому они максимально точно передают текст стихов и сценок.
- Конкурс стихов, загадок
Загадки – это миниатюрные описательные рассказы. Они образны и выразительны, воспитывают культуру общения, делают речь выразительной. Дети очень любят отгадывать загадки, но часто не могут придумать их самостоятельно. Для стимуляции связной речи можно провести конкурс загадок или соревнование чтецов стихотворений.
Участвуя в таком конкурсе, дети максимально концентрируют свое внимание. Они легко запоминают стихи и загадки, используемые в конкурсе, поскольку все проходит в игровой форме.
- Используем сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра создает благоприятный эмоциональный фон, приподнятое настроение. Поэтому все, что проходит через игру, усваивается легко и быстро. Дети берут на себя роли взрослых, воспроизводят отношения между людьми и их деятельность. Для этого нужно общаться между участниками, комментировать свои действия и действия сверстников.
Чтобы все прошло удачно, ребенку приходится связно выражать свои мысли, использовать в речи правильные грамматические формы. В противном случае никто не поймет, что нужно «продавцу» (пожарному, учителю, строителю, воспитателю). Дети распределяют роли, выстраивают сюжет игры. Если с ними играет взрослый, они прислушиваются, как он строит свое высказывание, стараются подражать.
Наличие слов всех частей речи, включая служебные:
- Узнай слово по описанию. Детям предлагают угадать слово по его признакам, названным взрослым. Например: «трусливый, серый …» (заяц), «белое, коровье, душистое …» (молоко).
- Как сказать по-другому? Взрослый называет слово и предлагает детям подобрать похожие по смыслу слова. Например: «прекрасный – изумительный, красивый». Для этой дидактической игры используются все части речи.
Наборы карточек
- Какой, какая, какие. Взрослый показывает карточку, на которой изображена схема, например, с изображением предмета, сделанного из дерева, и самого дерева. Предлагает назвать, какой предмет. «Окно какое? Деревянное».
- Большой, маленький. На карточках изображен один и тот же предмет в разном масштабе. Ребенку предлагается показать, где большой, где маленький предмет.
- Короткие слова. Детям показывают игрушки и предлагают сначала назвать те, которые обозначены короткими словами (лев, мяч), а потом длинными (черепаха, бабочка, машина).
- Кто что умеет делать. Эта дидактическая игра может варьироваться, если взять карточки на разные темы. Например, можно показать ребенку карточки на тему «Насекомые» и спросить: «Что умеет делать стрекоза (жук, бабочка, гусеница, паук)?»
Использование сложных распространенных предложений
- Экскурсии
Значение этого метода состоит в том, что во время реальных или виртуальных экскурсий ребенок усваивает значение новых слов. Он учится употреблять их уместно в соответствии с ситуацией, в которой находится. Например, во время экскурсии в осенний лес взрослый обращает внимание на то, что ручей звонкий, чистый, прозрачный, журчащий, холодный. Осень золотая, ранняя, багряная, теплая, хмурая или солнечная.
Именно взрослый представляет ребенку окружающий его внешний мир, обращает внимание его особенности. Исследователи детской речи считают, что тот предмет или явление, которое ребенок не может назвать, как бы не существует для него.
- Пальчиковый театр
Для представлений пальчикового театра можно использовать как распространенные и известные всем русские народные потешки и сказки («Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Колобок», «Репка»), так и стихи Корнея Чуковского, А. С. Пушкина, Самуила Маршака, Агнии Барто и других детских авторов. Пальчиковые куклы поднимают настроение малышей, дарят радость. Для их использования не нужны специальные условия и оборудование. Для инсценировок используют самодельные или приобретенные в магазине миниатюрные куклы, надеваемые на пальцы.
- Плоскостной театр
Театрализованные сказки понятны детям даже раннего возраста, их драматизация похожа на волшебство, которое можно сделать своими руками. Первое представление показывает мама или папа, затем к драматизации подключаются дети. Их речь становится более грамотной, в ней появляются образные выражения, поговорки из текста сказок.
- Куклы-рукавички
С помощью таких кукол можно разыгрывать знакомые сказки с участием одного или нескольких детей. Если «актер» не один, роли распределяет взрослый. Театрализованные сказки можно изменять, придумывать для них другое развитие событий, концовку, вводить в старые сказки новых персонажей.
Игра с куклой отвлекает детей от собственных речевых ошибок. Замечания по поводу речевых ошибок родители делают не ребенку, а кукле, что придает малышам уверенности в себе. Самый сложный вид такой драматизации – придумывание и разыгрывание сказки, придуманной детьми самостоятельно.
Упражнения для развития связной речи дошкольников
Формирование правильного лексико-грамматического строя речи у дошкольников перед тем, как дети пойдут в первый класс, происходит в детском садике.
Используются простые методы:
- Определение эмоций на карточках: гнев, радость, печаль, злость.
- Диктант наоборот. Педагог зачитывает текст, а ребенок с помощью карточек показывает, какие эмоции в нем преобладают.
- Упражнения для изменения силы голоса. Дети произносят звуковой ряд: «а-а-а-а-а, о-о-о-о-о, у-у-у-у» с разной интонацией и силой.
Чтобы ребенок узнавал как можно больше новых слов, учился строить предложения и выражал сказанное с помощью интонации, развитие должно происходить во всех сферах: речь, театральное искусство, физическая подготовка, дидактика.
Развитие интонационной выразительности речи дошкольников
В ДОУ даются на развитие речи простые задания, которые можно выполнить как в группе, так и дома:
- Читая текст, ребенок выделяет голосом слова : наконец-то, я здесь, я уверен.
- Выделение слов после «но». В предложении «ты меня обидел, но…», дети должны первую часть сказать на обычном голосовом уровне, а затем выделить фразу.
Важно! Задача воспитателя и родителей – на своем примере показать ребенку, как правильно выделять важные фразы с помощью интонации.
Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников
Интонационная выразительность речи дошкольников формируется путем выполнения специальных упражнений. Воспитатель использует разные методики для того, чтобы обеспечить развитие речевого дыхания ребенка с использованием игровых упражнений.
Самые простые способы – прослушивание аудиозаписей и просмотр небольших мультиков, изучение эмоций человека с помощью карточек и повторение за детьми-актерами.