Фитбол-гимнастика в детском саду
- 26 января 2013
Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Опыт работы с фитбол – мячами в образовательной деятельности ДОУ. Особенности обучения и развития детей с нарушенным слухом в физкультурно-оздоровительной работе.
Фитболы считаются нетрадиционным оборудованием в детском саду, но вместе с этим имеют хороший лечебный эффект.
Фитболы укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, развивают координацию и чувство равновесия, но главное – формируют, сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях, навык правильной осанки. Кроме того, происходит тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной системы, развивается выносливость, повышается подвижность и гибкость позвоночника.
Упражнения на мяче способствуют развитию силы, заряжают энергией, усиливают кровообращение и обмен веществ.
С 2009 года наш детский сад посещают дети с нарушением слуха (слабослышащие и после кохлеарной имплантации). Для дошкольников с нарушенным слухом физическое воспитание играет еще большую роль, чем для их нормально развивающихся сверстников, потому что им свойственны разнообразные изменения в двигательной сфере. К наиболее характерным и ярко выраженным относятся:
- недостаточно точная координация и неуверенность в движениях,
- трудность сохранения статистического и динамического равновесия,
- относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве.
Такие особенности в развитии детей связаны с нарушением работы вестибулярного аппарата. Поэтому сейчас на занятиях особый акцент делается на развитие вышеперечисленных физических качеств.
Поэтому на физкультурных занятиях и в других формах образовательной деятельности, было решено использовать фитбол – мячи.
В данный момент применение фитбол – мячей особенно актуально, потому что они имеют ряд преимуществ, среди другого инвентаря. Такие мячи, как средство оздоровительно-коррекционной работы, выбраны в связи с их специфическим воздействием на опорно-двигательный, связочно-мышечный аппарат. Упругая, неустойчивая среда необходима для формирования вестибулярного аппарата, развитие механизма равновесия и ритма движений.
Опыт моей работы с фитбол – мячами позволяет мне рекомендовать их в качестве высокоэффективного и доступного средства в физическом развитии ребенка – дошкольника.
Такие мячи значительно расширяют возможности физкультурно-оздоровительной работы, и способствует повышению эффективности психолого-педагогической, коррекционной и реабилитационной поддержки ребёнка.
Фитбол — гимнастика в детском саду
Существуют множество разнообразных мячей: и с ручками, «рожками», и овальные, и с пупырышками. Они имеют не только различную форму и размер, но ещё и яркий цвет. Дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах.
Где можно использовать фитбол мячи?
Используя фитбол мячи в занятиях сочетается работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, тем самым усиливается и эффект занятий.
Игры с фитболами можно использовать не только на физкультурных занятиях, но и повседневной работе:
- на занятиях в качестве физкультминутки;
- на прогулке;
- в самостоятельных играх детей, эстафетах;
- в развлечениях, праздниках и досугах;
- в индивидуальной работе;
- с использованием дыхательных упражнений,
- ритм-блоков с музыкой;
- для освоения ОВД и ОРУ.
Очень эффективно использование фитбол – мячей в совместной работе с родителями. Особенно хорошо нормализуются детско – родительские отношения. Дети ощущают радость от совместной двигательной деятельности, а так же поддержку родителя.
Фитбол – мячи вносят разнообразие в проведение досугов, праздников и развлечений. Приемы с использованием речевок, музыкального сопровождения, помогают координировать движения, дыхание и речь, так как индивидуальный внутренний ритм таких детей часто замедлен. Также можно сочетать дыхательную гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства.
Использование фитбол – мячей повышает эмоциональную включенность детей в занятие.
Повышает эффективность оздоровительных задач и усвоение материала.
Также фитболы позволяют разнообразить подвижные и эстафетные игры, они дарят детям радость и здоровье.
Этапы обучения
Обучение на мячах проходит в несколько этапов.
Но начиная работать на мячах, следует знать, что мяч должен соответствовать возрасту ребёнка – 45см-4-5лет; 50см-5-6 лет; 55см-6-7 лет. При посадке на мяч, угол между бедром и голенью должен быть 90*.
Овальные мячи удобны тем, что опора становится более устойчивая, такие мячи подходят детям на первой стадии обучения и для тех, кто боится упасть.
И начинать использовать фитболы можно уже с раннего возраста.
Мяч для детей младшего возраста является средством коммуникации. Он помогает быстро найти контакт с ребёнком. Заставляет ребёнка всё время находиться в движении, тем самым постоянно вызывает новый интерес. (Покатить, подбросить, похлопать, попрыгать на мяче, покататься на нём, полежать).
Целью 1 этапа является:
- освоение мяча как оборудования. Здесь можно использовать такие упражнения, как любые прокатывания, отбивания мяча, похлопывания, перебрасывания в паре, в кругу.
- обучение правильной посадке на мяче.
Второй этап является самым трудоёмким:
Цель 2 этапа:
- научить детей основным исходным положениям. Таких положений на мяче около 7-8.
- тренировка основных мышечных групп, в том числе и дыхательных.
3 этап
(зависит от уровня освоения 2 этапа).
Целью данного этапа является:
- научить основным динамическим движениям с мячом.
Дети выполняют упражнения в группах, из любых исходных положений, прыжки на мяче на месте и в движении, в свободной деятельности.
Упражнения с фитбол – мячами можно проводить как часть занятия, используя их только в основной части.
Также, можно построить занятие так, чтобы мячи были использованы на протяжении всего занятия.
Поэтому для достижения лечебного и профилактического эффекта комплексы с фитболами включаются в образовательный процесс регулярно курсами 3-4 раза в год, в течение 1-1,5 мес. Это составляет 10-12 занятий за1 курс.
Конечно, все занятия для дошкольников строятся в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью дошкольника.
Какие задачи решаются при использовании фитбол-гимнастики?
Занятия в старшей и подготовительной группах, после освоения трёх этапов, можно проводить, используя мячи на протяжении всего занятия. По структуре оно напоминает классическое занятия по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой, где есть:
Вводная часть
- развитие всех видов внимания,
- восприятия и памяти,
- ориентировки в пространстве на материале основных движений.
Основная часть
- освоение общеразвивающих упражнений ,
- упражнений на фитболах ,
- основных видов движений.
Заключительная часть
- подвижная игра,
- релаксация.
Рассмотрим отдельно, каждую часть занятия. Какие двигательные задания и упражнения можно включать в данную часть?
Вводная часть 3-5 мин
- Построение, различные виды ходьбы, движения руками с мячом
- Бег с ведением мяча, с прокатыванием
- Прыжки с мячом между ног, с продвижением, сидя на мяче.
- Ходьба с восстановлением дыхания и различные виды перестроений в движении.
Основная часть 15-20 мин
- укрепление мышечного корсета вокруг позвоночника
- повышение подвижности и гибкости позвоночника
- тренировка сердечно-сосудистой системы
- улучшение дренажной функции легких и укрепление дыхательной мускулатуры.
Заключительная часть 3-5 мин
- восстановление сердечно-сосудистой и дыхательной систем
- включает спокойную игру и упражнения на расслабление.
Список использованной литературы:
- 1. Коррекционная «Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста». / Н. Д. Шматко, Л. А. Головчиц и др. – Москва: «Просвещение», 1991 год.
- Весёлая физкультура для детей и их родителей. Занятия развлечения, праздники, походы. / Казина О.Б. – Ярославль: «Академия развития: Академия Холдинг», 2005. – 140 с.
- Оздоровление детей в условиях детского сада. /Л.В. Кочеткова. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 112с.
- Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5 – 6 лет: /И.К. Шилкова — М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 2001. – 336 с.
- Система оздоровительной тренировки «Изотон», «Спортивные технологии»
Презентация
Автор: Степанова Светлана Николаевна, воспитатель по физической культуре высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ № 1747, дошкольное отделение «Оленёнок», г. Москва. Стаж работы 13 лет. Награждена Почётной грамотой Министерства Образования и Науки Российской Федерации.
Методика работы с коррекционными мячами или фитболами
В различных ДОУ по-разному подходят к организации фитбол-аэробики. В некоторых детских садах этот метод используется в качестве самостоятельной тренировки 1-2 раза в неделю. В других – как элемент танцев, свободной творческой деятельности детей.
Программа тренировок с коррекционными мячами включает 4 направления:
- Фитбол-гимнастика – это общеразвивающая технология, включающая динамические упражнения и задания на растяжения.
- Фитбол-ритмика включает танцевальные ритмические элементы.
- Фитбол-атлетика подразумевает силовые тренировки, за счет которых развиваются разные группы мышц.
- Фитбол-игра – это игровые задания, соревнования, эстафеты.
Ритмика и атлетика в большей степени рассчитаны на детей младшего школьного возраста. В детсадах обычно используют лишь отдельные их элементы, а основной упор делается на гимнастических и игровых формах.
Фитбол-гимнастика решает оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи
Тренировки с использованием гимнастического шара не только помогают в укреплении организма и развитии опорно-двигательного аппарата. Благодаря игровым комплексам упражнений можно развить творческое направление личности ребенка. В занятиях используют сказки, занимательные истории из жизни любимых героев, мультипликационных и книжных персонажей. Это помогает развить фантазию, образное мышление.
Фоновое музыкальное сопровождение учит детей двигаться в такт музыке, создает нужное настроение, повышает физическую и эмоциональную активность.
Если тренировка основана на сказке с поучительным сюжетом, то она несет дополнительную образовательную функцию, позволяет малышам понять, как следует поступать в определенных ситуациях с позиций морали и этики.
Польза фитбола
Фитбол – это не только красочная игрушка для ребенка, в первую очередь это инструмент для активного занятия посильными физическими упражнениями. Благодаря фитболу, оказывается такая польза для здоровья:
- нормализуется работа кишечника, ребенок меньше страдает коликами, что особенно важно с третьего месяца, когда малыши испытываю болезненные ощущения в животе из-за заглатывания воздуха при кормлении;
- устраняется гипертонус мышц, особенно, если ребенок родился с неврологическими нарушениями и гипертонус поставлен в диагнозе;
- стабилизируется нервная система, в процессе упражнений налаживается тесная связь с родителями, ведь делать упражнения малыш может не только с мамой, но и папой;
- стимулируется кровообращение;
- улучшается дыхание;
- развивается координация движений;
- повышается гибкость, укрепляется мышечный корсет, особенно спины и поясницы;
- упражнения являются отличным средством профилактики заболеваний опорно-двигательной системы;
- повышается выносливость организма, укрепляется иммунитет.
Фитбол рекомендован для детей, у которых обнаружена дисплазия тазобедренного сустава, повышенная нервная возбудимость и гипертонус, избыточный вес, большая прибавка в первый год жизни, запоры, колики.
Чтобы упражнения были максимально эффективными и безопасными, правильно выбирайте мяч. Фитбол должен быть не менее 75 см в диаметре, но для грудничков можно и меньше – его можно использовать на диване, в кроватке.
Дошкольники и школьники
Фитбол для дошкольников и школьников не менее важен. Этот самый простой снаряд поможет отвлечь детей и от компьютеров и гаджетов, на которые современные дети тратят уйму времени. Вот какие упражнения можно предложить детям:
- подъемы мяча над головой;
- подкидывание мяча для координации движений рук;
- приседания с мячом;
- перебрасывания мяча родителю;
- перекаты на фитболе на спине;
- удерживание равновесия, сидя на мяче;
- мостик на мяче.
При выборе фитбола для дошкольников и школьников лучше ориентироваться на большие мячи – так детям удобнее на них заниматься. Хорошо, если фитбол имеет ручку – во многих упражнениях это очень удобно, да и переносить большой мяч проще. При покупке фитбола ориентируйтесь на вес ребенка, но нынешние производители делают отличные крепкие мячи, проверенные на производстве. Такой фитнес-снаряд не навредит здоровью и поможет разнообразить досуг ребенка.