«Оздоровительная гимнастика после сна для детей дошкольного возраста»


Правила проведения

Поскольку работа проводится с детьми, необходимо строго придерживаться таких правил. Регулярно проветривать помещение, в котором занимаются дети. В теплое время года зарядку проводят на свежем воздухе. Для упражнений, которые проводятся на полу, необходимо обзавестись специальными гимнастическими ковриками.

Одежда и обувь для упражнений должна быть практичная и удобная. Полное отсутствие синтетических тканей, вместо них рекомендованы натуральные, свободный крой. Упражнения проводить ежедневно в одинаковое время. Это выработает системный подход и научит детей ответственности и порядку. Соблюдать последовательность гимнастических упражнений.

Чтобы занятия не казались монотонными и не утомляли ребенка, периодически нужно дополнять имеющийся комплекс чем-то новым. Детская зарядка не рассчитана на силовую подготовку. Поэтому нужно выбирать движения, направленные на развитие гибкости, координации и повышение тонуса. Нужно постоянно следить за состоянием ребенка, не допуская задержек дыхания. Завершить гимнастику стоит до того, как ребенок устанет.

Осторожно! Не допускаются резкие отрывистые движения, а также быстрые поднятия с кровати. Это чревато головокружением, потемнением в глазах и растяжением отдохнувших мышц.

Закаливание

Закаливания производятся в том случае, если они разработаны и закреплены программой ДОУ. При этом методики должны быть индивидуально ориентированы на каждого учащегося с учетом характеристик здоровья каждого ребенка. Если детей в группе много и индивидуальная программа не представляется возможной, рекомендована следующая умеренная методика закаливания.

Часть активных упражнений летом проводится на улице, в более холодный сезон дети проводят гимнастику в прохладной комнате (18–20 оС) без обуви, находясь в майках и трусиках. Проводится оздоровительная ходьба босиком по резиновым массажным коврикам, чередуясь с шагами в тазики с водой. Завершить комплекс гимнастики можно умыванием лица, рук, шеи, груди.


Закаливания тренируют защитные силы организма, которые сделают ребенка менее восприимчивым к меняющимся факторам окружающей среды

Летом допустимы обливания водой комнатной температуры. Детям также будут полезны дозированные солнечные ванны в теплый период с 9:00 до 11:00. Время при этом должно постепенно увеличиваться с 3 до 20 мин.

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

Упражнение «бокс»

Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Картотека упражнений для разных блоков

Картотека предполагает разбиение нагрузок в отдельности для каждой группы мышц. Часто упражнения расписывают по месяцам, после чего проводят анализ выполненной работы. На основании последнего делают аналитическую справку по итогам контроля проведенных физических мер. Такой анализ отражает:

  • цели и задачи гимнастики;
  • указание возрастной группы;
  • количество воспитанников, задействованных в выполнении упражнений;
  • количество часов, отведенных на занятия;
  • описание упражнений с учетом их длительности;
  • ответственных лиц;
  • период проведения;
  • результаты и рекомендации.

Наиболее эффективная и продуктивная гимнастика после сна в подготовительной группе выглядит следующим образом.

Упражнения в кровати

На первичном этапе проводится разминка мышц после сна. Блоки в кровати содержат:

  • «потягивание» – руки тянутся вдоль тела, сменяясь потягиванием поверх макушки, ноги в это время натянуты в противоположную сторону кровати;
  • «змейка» – в положении лежа дети делают перекаты с одного бока на другой, руки при этом сложены по швам;
  • «велосипед» – дети поднимают ноги вверх и рисуют в воздухе круги, как бы прокручивая педали велосипеда;
  • «растяжка» – дети принимают положение сидя и тянутся пальцами рук к пальцам ровно вытянутых ног;
  • «кошка» – стоя на коленках и руках, дети чередуют прогибы спины с ее выгибанием в другую сторону;
  • «волна» – сидя на коленях, ребята поочередно садятся то на одну сторону, то на другую, руки при этом тоже поочередно направлены в разные стороны.


Пример наглядного выполнения воспитанниками детского сада упражнения «кошка»

Активные движения

Закончив разминку в кровати, дети переходят к бодрящей зарядке:

  • повороты головы вправо-влево, наклоны в разные стороны, круговые вращения;
  • крепко стоя на пятках, дошколята сцепленными вместе руками тянутся к потолку;
  • стоя на одной ноге, носок согнутой ноги касается коленки, руки при этом на поясе;
  • повороты и наклоны туловища;
  • руки по бокам, ноги на ширине плеч – в таком положении проводить наклоны туловища, во время которых руки отводить назад, можно в это время издавать «шипение» гусей, чтобы сделать зарядку веселее;
  • ходьба на месте переходит в ходьбу по кругу или в шеренге, выстроенной другом за другом. Дети ходят поочередно на внутренней и внешней части стопы; поднимают ногу, согнутую в колене, вперед; тянут носочек;
  • после приседаний на месте приступают к приседам по время ходьбы: сидя на корточках, дети продолжают в таком положении двигаться вперед;
  • динамичные прыжки с чередованием ног (4 раза на правой, 4 – на левой, 4 – на обеих) можно дополнить вытягиваниями колен, хлопками на определенный счет, «низкие» прыжки чередовать с «высокими» и пр.

Чтобы ребятам было проще и интереснее вникать в суть упражнений, можно их проводить в игровой форме, сопровождать музыкальным фоном. Во время активных нагрузок можно разрешить ребятам побегать друг за другом, походить по ортопедическим резиновым коврикам, а также поупражняться со спортивными снарядами. Организованная ходьба дошколят по ортопедическим коврикам является профилактикой плоскостопия, а также развивает мелкую моторику пальцев ног.

Гимнастика для детей 4-6 месяцев

Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.

Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

Одновременное сгибание – разгибание ног.

Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

Расширяется спектр упражнений на мяче.

В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.

С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.

Организация гимнастики

Все манипуляции, проводимые с детьми, должны быть тщательно обдуманы и соответствовать ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам). Это свод четких правил и требований к образованию определенного уровня. Для физического развития дошкольников существует «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста», где отражены правила проведения зарядки для различных групп с учётом возрастного, физического и психологического развития детей.

В организации гимнастики воспитатель руководствуется такими критериями:

  • возраст;
  • физические способности детей;
  • распределение нагрузки;
  • комплексность упражнений;
  • длительность;
  • место проведения.

Возраст

С учетом этого показателя различается комплекс упражнений после обеденного сна. Так, для деток младшего возраста зарядка проводится в игровой форме, и малыши изображают птичек, зверей, маминых помощников. При этом требуется обязательное выполнение воспитателем каждого из «упражнений».

В подготовительной группе дети возрастом 5–6 лет более организованы и самостоятельны, поэтому воспитатель может назначить «старшего» из детей, который будет показывать упражнений всей группе, а остальные детки будут их повторять. В это время воспитатель может уделить время индивидуальной работе с конкретными детьми.


В подготовительной группе дети запоминают упражнения, выполняемые ежедневно, поэтому часто практикуется самостоятельное проведение разминки

Распределение нагрузки

Стандартный комплекс упражнений выполняется на протяжении 15–20 минут. На распределение нагрузки влияют искривление осанки, плоскостопие и прочие физиологические проблемы. Если таковых не имеется, общая схема имеет следующий вид:

№ этапаЧто делатьОписание упражненияДлительность (мин.)
1Потягивания рук и ногВыполняется в кровати, непосредственно после пробуждения. Можно продолжить упражнение в виде поочередных махов руками и ногами возле кровати3
2ХодьбаПереход в активную фазу продолжается ходьбой, от медленной до постепенно ускоряющейся. Можно начинать в прохладной комнате3
3Активные телодвиженияДвижения для профилактики проблем опорно-двигательной системы продолжают в теплом помещении. Это могут быть активные махи, наклоны, повороты туловища, прыжки, приседания. Рекомендуется дополнять спортивными принадлежностями (скакалки, детские гири и гантели и пр.)5–7
4Дыхательные упражненияВ меру прохладной комнате осуществляют элементы, взятые с дыхательной гимнастики3–4

Дыхательная гимнастика

Важная часть пробуждения – правильно выставленное дыхание, добиться которого поможет ряд специальных манипуляций:

  • цоканье языком, пародируя лошадок;
  • активное хихиканье;
  • надувание шарика: глубокому вдоху следует равномерное выпускание воздуха, руки при этом дети разводят в стороны, имитируя надувание шара; закончить упражнение хлопком в знак лопнувшего шарика;
  • дракон: активные вдохи через нос и выдохи ртом;
  • змейка: попытки дотронуться языком кончика носа и подбородка;
  • коровка: выдохи должны быть плавными, размеренными, сопровождающиеся протяжным «му-у-у»;
  • паровоз: согнув руки в локтях, дети ходят друг за другом по комнате (вагончики), при этом произнося «чух-чух-чух».

Все эти упражнения направлены на укрепление и стимулирование дыхательных путей, обеспечение вентиляции отделов легких.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]