«Особенности обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста»


Основы правильного плавания в различных стилях

Независимо от возраста, в котором происходит освоение навыка, важно знать: правильное положение тела – горизонтальное с опущенным в воду лицом. Инстинктивно человеку свойственно задирать голову. Но опущенное лицо помогает удерживать баланс и препятствует переутомлению шейных позвонков при длительном нахождении в воде.

Такое положение повышает плавучесть и увеличивает скорость движения при любом стиле. Поэтому, когда вы учите «с нуля», лучше сразу выработать правильное положение, чтобы потом не тратить время и силы на переучивание.

Спортивное плавание выделяет 4 стиля:

  1. Батерфляй. Для детей, которые только учатся, такой стиль не подходит. Он требует больших физических усилий, отлаженной координации действий. Во время движения пловец «пролетает» над водой, делая одновременные махи руками и всплеск ногами, похожий на движения дельфина.
  2. Брасс. Руки выполняют широкие, «раздвигающие» движения, а ноги как бы отталкиваются от поверхности воды.
  3. Кроль на груди. Самый быстрый стиль: руки делают размашистые гребки, а ноги выполняют попеременные махи по типу «ножницы». Большую часть времени лицо пловца погружено в воду. В этом случае вдох происходит на повороте головы.
  4. Кроль на спине. Движения идентичны предыдущему стилю, только пловец находится на спине. Здесь явное преимущество для детей, которым не комфортно опускать лицо в воду.

Если вы не растите профессионального спортсмена, сразу приучать его к какому-то определённому стилю не стоит. В первую очередь нужно отработать дыхание, работу ног и рук.

Как научить ребёнка плавать?

Если заниматься каждый день, вполне можно достичь желаемого результата за период недельного отпуска. Есть даже экспресс-методы, разработанные опытными инструкторами, позволяющие освоить базовые движения в течение одного-двух дней. Самое главное здесь – не форсировать события и ориентироваться на степень готовности вашего подопечного.

Процесс обучения зависит ещё и от того, что вы хотите получить «на выходе»: нужно ли просто научить ребёнка держаться на плаву или сразу освоить желаемый стиль. Если вы склоняетесь ко второму варианту, профессиональные пловцы рекомендуют начинать с «кроля».

Естественно, что подбирая упражнения, важно ориентироваться на возраст ученика. Далее рассмотрим базовые техники, соответствующие возрастным физиологическим и психологическим особенностям.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста

Заставлять маленького, но уже человека, плавать без желания нельзя, да и не имеет смысла. В возрасте 3-4 лет ребёнок познает мир через игру. Поэтому в игровой форме можно привить малышу главные навыки, а техника плавания будет отрабатываться по мере взросления.

Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, которые помогут освоить нужные движения:

  1. «Мельница». Исходное положение: стоя в воде по грудь, руки полусогнуты. Нужно выполнять круговые движения руками, погружая их при опускании в воду. Здесь важно сделать акцент на правильной очередности погружения: в первую очередь с водой соприкасаются кисти, потом предплечья, локти, плечи.
  2. «Ножницы». Это задание направлено на работу ног. Держась руками за бортик или дно (при небольшой глубине) ребёнку понадобится лечь на воду и делать попеременные махи ногами вверх и вниз.
  3. «Медуза». Придерживая ученика под грудь, попросите его лечь на воду лицом вниз. Шея, ноги и руки максимально расслаблены. Такое положение учит держаться на плаву и не бояться окунать лицо.
  4. «Морская звезда». Положение тела схоже с предыдущим, только руки и ноги вытянуты в стороны. Можете усложнить задание, добавив выдох в воду. Если ребёнок не готов лежать лицом вниз, можно начать упражнение с положения на спине.
  5. «Сердце». Исходное положение: стоя, руки вытянуты вперед. Попросите малыша «нарисовать» сердце, разводя руки в сторону и соединяя их внизу. Плечи и руки должны быть погружены в воду.
  6. «Лягушка». Ребёнок держится руками за взрослого, осуществляя движения ногами, как бы отталкиваясь от воды.
  7. «Прыжки» в воде. Предложите малышу присесть, а потом подпрыгнуть, делая одновременно два предыдущих упражнения. Будьте готовы оказать физическую помощь (придержать, поймать) и психологическую поддержку начинающему пловцу.
  8. «Поплавок». Исходное положение: стоя. Сделать глубокий вдох и, присев, опуститься ко дну. Предварительно скажите, что понадобится задержать дыхание. В качестве стимула для выполнения можно положить какую-то яркую игрушку на дно.

Такие тренировки помогут освоиться в воде, не плакать при попадании капель в глаза или нос. Вы можете использовать защитную экипировку: очки, шапочку и прочие аксессуары, чтобы создать ребёнку максимальный комфорт.

Если преподнести тренировки как весёлое времяпрепровождение с родителями – ребёнок с нетерпением будет ждать новых увлекательных занятий. К слову, такие занятия обеспечивают хороший психопрофилактический эффект и позволяют снять мышечное и эмоциональное напряжение.

«Академическая» методика обучения детей младшего школьного возраста

Период от 7 до 10 лет характеризуется осознанностью в выполнении упражнений. Уже не нужно выдумывать завлекающие занятия в игровой форме. Младший школьник готов учиться плавать по собственной инициативе. Конечно, родителям не стоит забывать, что мотивация в этом возрасте ещё зависит от внешних факторов. Поэтому, как и с малышами, важно создать атмосферу, стимулирующую к занятиям, вызывающую интерес и приносящую положительные эмоции. Чаще используйте похвалу и избегайте насмешек.

Теперь перейдем к практике. Поэтапное выполнение описанных ниже упражнений – гарантия, что ребёнок научится плавать:

  1. Дыхание в воду. Исходное положение: стоя, погрузив лицо в воду, руки держатся за поручни. При этом нужно выдыхать воздух носом или ртом до образования «бурления». Такие упражнения делают от 10 до 15 раз перед началом тренировки.
  2. Плавание с доской. Исходное положение: лёжа на воде, держась за доску. Руки вытянуты. Лицо опущено в воду. Перемещение вперёд осуществляется за счёт движения ног. Ноги работают от бедра, не сгибаясь в колене. Здесь важно соблюдать технику дыхания: для вдоха лицо поднимают вверх, выдох – в воду. На освоение плавания с доской может уйти от одного до нескольких занятий в зависимости от готовности вашего подопечного.
  3. «Стрела». Упражнение похоже на предыдущее, только выполняется без доски. Это задание является своеобразным тестом: если ребёнок с ним справился, значит стоит переходить к следующему этапу.
  4. Подключение рук. Тут может быть три варианта:
      если движения ногами выполнялись в стиле брасс, то и движения руками выполняют в том же стиле. Вы получите уже «готовый» брасс, останется только оттачивать мастерство;
  5. если ноги двигались кролем, допускаются «брассовые» движения руками. В этом случае ребёнок освоит технику «по-собачьи», которая интуитивно понятна и допускается на начальных этапах;
  6. и третий вариант: ноги при плавании – кролем, гребки руками – тоже кролем. При параллельной тренировке дыхания в бок, ребёнок полностью освоит этот стиль.

Конечно, говорить об идеальной технике исполнения на данном этапе ещё рано. Но ребёнок уже умеет держаться на поверхности воды и перемещаться вперёд.

Учите ребёнка плавать перед путешествием? Будьте спокойны за него не только в воде, но и на суше. Чтобы ребёнок не потерялся в чужом месте, скачайте приложение «Где мои дети» с функцией Звук вокруг и GPS из магазинов AppStore и GooglePlay.

«Экспресс-вариант» для младших школьников

Если вы считаете вышеописанный способ слишком сложным или длительным (особенно, когда лето в разгаре и хочется научить свободно плавать ребёнка за считанные дни), попробуйте другой путь. Он позволит добиться результатов за короткий срок, не акцентируя внимание на отработке техники.

Суть занятий сводится к нескольким упражнениям:

  1. Исходное положение: лёжа на воде, руки упираются в дно. 10 раз погрузить в воду лицо и расслабить мышцы шеи. Естественно, что выполнить упражнение удастся только на небольшой глубине.
  2. Выполнение тех же действий с отрывом одной руки от дна бассейна.
  3. Выполнение тех же действий с попеременным отрывом рук от дна.

Когда ребёнок освоит третье задание, попросите убрать сразу две руки. Таким способом он научится «лежать» на воде. Но это только половина дела. Дальше следует научить его передвигаться вперёд. Сделать это можно с помощью следующих упражнений:

  1. Исходное положение: лёжа на воде, руки плавно выпрямить вперёд. Помните, что спешка и рывки здесь ни к чему.
  2. Находясь на воде с вытянутыми руками, оттолкнуться от бортика ногами и «проскользить» вперёд. Когда это получится, добавляем движения ногами (просто шевелить ими без акцента на технику исполнения). Освоив перемещение с ногами, подключаем руки также без привязки к стилю. Пускай ребёнок двигает ими так, как ему комфортно. Единственное требование: не заводить руки за тело, чтобы можно было поднять лицо над водой без потери баланса.
  3. Подъём головы. На первых порах голову следует поднимать без вдоха. Важно отработать последовательность действий. Когда это получится, добавляем вдох над водой.

Такой метод был предложен тренером Д. Таракановым. Автор утверждает, что желаемый результат может быть достигнут всего за одно занятие.

Средний и старший школьный возраст

Обучить подростка можно с использованием методов, изложенных выше. После 12 лет детям проще выполнить описанные задания, они с легкостью усваивают инструкции. Сложности, возникающие при обучении, чаще всего, могут быть вызваны психологическими моментами:

  • сильный страх воды (как следствие неудачных попыток плавать раньше);
  • отсутствие контакта с «учителем»;
  • устойчивое нежелание учиться.

Здесь взрослому необходимо найти подход к старшему школьнику, мотивировать на получение новых навыков, продемонстрировать преимущества плавания. Как только будут установлены доверительные отношения, можно приступать к тренировкам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]