Требования к уголку ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС ДОО


Требования к уголку ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС ДОО

ТРЕБОВАНИЯ К УГОЛКУ ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОО

Подготовила:

воспитатель МБУ Д/С №139 «Облачко»

Курицына Т.И.

Тематические зоны в группе — обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят малышам получать большой опыт во время пребывания в детском саду. Одним из любимых занятий и младших, и старших дошкольников является рисование, которое способствуют творческому развитию дошкольников. А найти себе подходящее занятие ребёнок сможет в уголке ИЗО, который специально для этой цели оборудует воспитатель.

Целью
уголка изобразительной деятельности
является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Требования к созданию и оформлению уголка ИЗО

Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС) оформление зоны ИЗО в группе должно отвечать следующим требования.

  1. Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.

    Уголок располагается в хорошо освещённом (недалеко от окна) месте. Мебель должна соответствовать росту детей

  2. Оборудование соответствует потребностям данного возраста

    . Ведь каждая возрастная категория своеобразна. Например, у младших дошкольников идёт процесс адаптации, поэтому воспитателю не нужно часто менять оформление. Внимание детей не должны отвлекать лишние детали. Кроме того, уголок изо должен способствовать развитию сенсорики малышей. В старшем же возрасте более важны условия для самовыражения. Материалы для творчества и эстетического развития (например, альбомы с картинками) должны находиться в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе.

  3. Высокая эстетичность

    . Хороший уголок привлекает детское внимание своим красивым оформлением. Ребята должны себя ощущать там комфортно, испытывать эстетическое наслаждение. Важное значение имеет именно «детский» дизайн — включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы), творческих работ воспитанников.

  4. Полифункциональность.

    Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами. Ведь группы — это не очень большие помещения, поэтому каждый метр нужно использовать рационально. Оборудование и материалы должны легко трансформироваться для создания новой игры. Например, с помощью уголка ИЗО можно организовать сюжетно-ролевую игру «В мастерской художника» (совмещение с уголком театрализации).

  5. Вариативность.

    Оснащение зоны периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления. Кроме того, в уголке должны создаваться условия для индивидуальных (например, рисование, раскрашивание картинок) и коллективных занятий (рассматривание альбомов, дидактические игры).

  6. Безопасность и высокое качество материалов,
    используемых в создании зоны.
    Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения уголка (например, опасные предметы должны храниться в коробках с крышкой).
  7. Соблюдение гендерного принципа.

    Как известно, мальчики и девочки имеют свои предпочтения. Воспитатель должен учитывать этот момент при подборе материала в уголке ИЗО (в частности, предлагать раскраски с автомобилями, самолётами, роботами и принцессами, цветами, бабочками и пр.)

Содержание уголка ИЗО в группе

Важнейший компонент зоны ИЗО в группе — её наполняемость.

Прежде всего, это непосредственно материалы для творчества как традиционные так и нетрадиционные

  1. Бумага различной текстуры и формата (А3, А4, А5).
  2. Бумага, тонированная в тёплые и холодные тона, двухцветная (голубой верх листа — небо и зелёный — трава).
  3. Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гелиевые ручки, маркеры, уголь, сангина.
  4. Гуашевые и акварельные краски, кисти разной толщины, палитры, стаканчики-непроливайки, подставки для кистей.
  5. Небольшие магнитные доски для рисования.
  6. Природный материал для декорирования рисунков (шишки, жёлуди, семена, опилки и пр.).
  7. Приспособления и инструменты для рисования в нетрадиционной технике (поролон, ватные палочки, зубные щётки, штампы, трубочки для коктейля и пр.).
  8. Раскраски самой разной тематики, трафареты с изображением животных, растений, фруктов, овощей, автомобилей и пр.
  9. Фартучки и нарукавники для дошкольников.

При наполняемости уголка материалами обязательно учитывается возраст воспитанников.

Так, в младшем возрасте достаточно цветных карандашей и фломастеров основных цветов: чёрный, красный, жёлтый, синий и зелёный. Далее цветовая гамма расширяется по мере взросления детей. Новые материалы добавляются по мере их освоения (например, акварельные краски, сангина и уголь в старшей группе). То же самое относится и к материалам для нетрадиционных изобразительных техник (например, после того как воспитанники младшей группы освоили на занятии рисование ватными палочками, педагог выкладывает их в зону ИЗО).

Большое значение в уголке ИЗО имеют и наглядные материалы.

То есть в уголке должны присутствовать

  1. Репродукции картин известных художников, демонстрирующие различные жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), портреты живописцев.
  2. Альбомы по декоративно-прикладному искусству («Гжель», «Хохлома», «Дымка» и др.). Если данная тема рассматривалась на занятии, по ней выкладывается дополнительным материал.
  3. Образцы игрушек и предметов народного промысла. Для детей младшего дошкольного возраста

    – 2 – 3 вида народных игрушек (богородская игрушка, семеновские и другие матрешки, городецкая резная игрушка (лошадки) и т.п.).
    Для детей среднего и старшего дошкольного возраста
    подбираются 3 – 4 вида произведений народного искусства (дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т.п.).

  4. Папка с лучшими детскими работами.
  5. Альбом с работами в нетрадиционных изобразительных техниках.
  6. Коллекции красивых открыток по разным темам: Новый год, Восьмое марта, День Победы, День Космонавтики. Ребята могут использовать их как образцы для создания рисунков, плакатов.
  7. Пошаговые схемы рисования популярных объектов (человек в разных позах, кошка, собака, лошадь и другие животные, птицы, цветы).
  8. Плакаты на тему изобразительной деятельности.

Неотъемлемая часть уголка ИЗО — дидактические игры данной направленности

.

Для младших дошкольников это простые пособия на закрепление основных цветов. Задача ребёнка — определить, какие цвета используются в каждом конкретном рисунке. Для малышей подойдут также игры типа «Укрась сарафан Матрёшки»: необходимо соотнести по цвету сарафан и цветочки

В средней группе усложняются игры предыдущего возраста и уже можно вводить игры на развитие композиционных навыков и игры по декоративно-прикладному искусству. Вначале они простые, например, «Разложи конфеты по вазочкам». Ребята должны внешне научиться отличать друг от друга изделия разных промыслов (соотнести конфеты и вазочки)

В старшем дошкольном возрасте эти игры усложняются. Например, в играх по декоративно-прикладному искусству целью становится углубление знаний. Детям предлагается с помощью карточек воссоздать последовательность выполнения элементов народной росписи. Пособие может быть направлено на более детальное изучение какой-то определённой росписи, например, хохломы. Кроме этого добавляются игры на закрепление знаний о жанрах живописи; о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.

Ещё одна важная составляющая (хотя и не обязательная) уголка ИЗО в группе — стенд для детских работ.

Ребёнок может повесить туда свой рисунок, чтобы воспитатель и остальные ребята на него полюбовались.

Организованный таким образом уголок ИЗО в группе поможет дошкольникам в полной мере раскрыть свои изобразительные способности, закрепить материал, пройденный на занятии, реализовать свои собственные фантазии. Главное, чтобы материалы и наглядные пособия всегда были в свободном доступе. Также важно яркое и оригинальное оформление этой зоны: ведь художественный вкус нужно развивать с самого раннего возраста.

Как организовать уголок по художественно-эстетическому развитию

«Как организовать уголок по художественно-эстетическому развитию»

Консультация для воспитателей ДОУ

Современная система дошкольного воспитания говорит нам о необходимости внедрения новых форм и методов работы. Реализация ФГОС направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей и реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку.

Одним из важнейших факторов художественно-эстетического развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения является предметно-пространственная развивающая среда. Она имеет важное значение для развития ребенка, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Согласно ФГОС дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, восприятия музыки, художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной деятельности детей.

Предметно-пространственная среда выступает, в данном случае, не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания.

Художественно-эстетическое воспитание реализуется разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие восприятия, образных представлений, воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, а так же в приобщении к искусству, как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, согласно ФГОС она должна быть содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Для всестороннего развития используются различные центры активности детей.

Театральный уголок: важный объект предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении. В театрализованный центр необходимо включить разные объекты.

Особенности оформления уголка изодеятельности в детском саду

Любое творчество — это поле для экспериментов, самовыражения и формирования новых навыков у детей. Интересно оформленный уголок изобразительного искусства позволит воплотить в реальность детские задумки и многому научить.

Уголок ИЗО в детском саду

Рисование, лепка не только развивают мелкую моторику рук, стимулируют воображение и образное мышление, но и учат сравнивать получившийся результат и оригинал, анализировать форму предметов и способы ее передачи. Творческая деятельность формирует в ребенке усидчивость, целеустремленность, желание пробовать что-то новое, проявлять себя и показывать свое видение мира.

Яркий пример, как правильно оформлять уголок изобразительного искусства в детском саду

Поэтому в группе детского сада необходимо предусмотреть место для изодеятельности. Место, где ребенок может самостоятельно заняться творчеством, должно характеризоваться наличием всех необходимых материалов:

  • раскраски;
  • мелки;
  • клей;
  • бумага;
  • цветной картон и фломастеры.
  • Расширить представления о красоте окружающего мира помогут репродукции картин, предметы народного промысла (расписные матрешки, глиняные игрушки, подносы и узорчатые деревянные ложки) и скульптуры мелкой пластики.

    Также важно предусмотреть в группе стенд для демонстрации выполненных детьми рисунков, пластилиновых фигурок.

    Важно! Похвала поощряет ребенка продолжить творить, он становится увереннее в себе.

    Требования ФГОС к созданию и дизайну в ДОУ

    По требованиям образовательного стандарта, уголок изодеятельности необходимо предусмотреть в хорошо освещенном месте. Мебель и материалы должны соответствовать высокому качеству. По наполнению уголок должен соответствовать возрасту дошколят, а творческие материалы необходимо временами изменять или дополнять новыми.

    Самым оптимальной мебелью для уголка является шкаф с открытыми полками, на которых можно разместить вдохновляющие предметы (альбомы, репродукции картин), а необходимые для творчества материалы (бумагу, клей, ножницы) изолировать от детей, хранить в закрытой тумбочке или ящиках. Либо это может быть стол, совмещенный со стеллажом.

    К сведению! Для организованного хранения всех необходимых материалов (картона, красок, пластилина) можно использовать коробки разных расцветок или однотонные с яркими символами содержимого.

    Для поддержания творческого настроя можно добавить мольберт, на котором полезно закрепить картину известного художника для вдохновения или лучшую работу, выполненную ребятами.

    Для хранения карандашей, кистей, а также природного (шишки, ракушки, зерно и т. д.) и бросового (пуговицы, блестки, бусины и т. д.) материала, подойдут пластиковые или жестяные стаканы одного размера, пиалы.

    Уголок рисования в детском саду: оформление своими руками

    Чтобы привлечь внимание детей и вдохновить на творчество, уголок ИЗО следует красочно оформить, не забывая о возрасте ребят. В младшей группе часто менять изображения не рекомендуется, так как в этом возрасте у детей идет процесс адаптации и любые изменения в окружении вызывают стресс.

    К сведению! У ребят старшей группы важно поддерживать инициативу творческого самовыражения — материалы должны быть всегда доступны, и воспитателю необходимо создать атмосферу, в которой дети считают себя хозяевами в группе.

    Для создания позитивного творческого настроя можно нарисовать или закрепить на стене картину — сказочный замок страны творчества, сказочный или мультипликационный персонаж (крошка Енот, Карандаш из «Незнайки», кот Матроскин или Фиксики и т. д.) с палитрой, кисточкой или карандашом. Также картину можно менять, например, после пройденной темы или ознакомления с новым материалом или техникой.

    Подставки для карандашей в уголке ИЗО

    Возможен вариант точечного оформления уголка — расклеенные в разных местах кляксы или силуэты детских ручек, радуга из-за тучек или капельки дождя, яркая, броская надпись, расставить на полках держатели бумаги в виде животного, подставку для кистей в виде грузовика, карандашей или стаканов с веселыми рожицами.

    Придумывание с детьми названия уголка

    Познакомить детей с новым пространством в группе и вовлечь в творческий процесс можно с совместного придумывания названия уголка.

    Для начала рекомендуется предложить возможные варианты: «Лукоморье», «Страна мастеров», «Уголок художника» или «Город красок», затем обсудить предложенные детьми названия и выбрать голосованием лучшее.

    Основные виды деятельности в уголке ИЗО

    Уголок рисования предполагает следующие виды деятельности:

  • Рассматривать репродукции картин известных художников — это способствует расширению кругозора у детей, закрепление знаний о жанрах и стилях живописи, приемах и методах живописи.
  • Раскрашивать картинки — это занятие развивает мелкую моторику и фантазию ребенка.
  • Закрепление материала, пройденного на занятии — после ознакомления с той или иной техникой рисования или лепки (например, аппликация природными материалами), стилем росписи (например, гжель и т. д.) рекомендуется предложить детям нарисовать другой рисунок в данном стиле росписи или создать картину в изученной технике.
  • Дидактические игры — простые задания на знание цвета в младшей группе; игры для развития композиционного видения или знания стилей ДПИ — в средней группе. Игры для запоминания жанров живописи и техник изображения — в старшей группе.
  • Заниматься творчеством в свободное время — лепить, рисовать, создавать поделки с использованием природного материала или строить оригами.

Анализ оформления и работы уголка ИЗО

В детских садах нередко проводятся конкурсы-смотры на лучшее оформление уголка ИЗО.

Пример расстановки мебели в уголке изобразительного искусства

Однако проанализировать изобразительный уголок в садике под силу любому воспитателю — нужно лишь ответить на следующие вопросы:

  • Наличие названия и оригинальность оформления уголка.
  • Эргономичность расположения мебели. Наличие в уголке всех необходимых материалов, а также образцов мелкой скульптуры, альбомов по живописи и репродукций картин.
  • Соответствие уголка возрастной группе дошкольников.
  • Как педагог организует работу детей в уголке ИЗО — совместная деятельность, система мотивации или индивидуальные творческие задания.
  • Организованный в группе уголок ИЗО в детсаде помогает развить творческие способности ребенка, привить художественный вкус и научит ребят самостоятельно искать способы изобразить фантазии.

    Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

    Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

    Большинство дошкольников обожают рисовать. Им очень нравятся занятия по изобразительной деятельности в детском саду, и поэтому в свободное время ребята с удовольствием повторяют свои рисунки и поделки. Многим же нравится раскрашивать готовые картинки, например, на определённую тематику (девочкам — сказочных принцесс, а мальчикам — автомобили, самолёты и пр.). Кому-то интересно рассматривать альбомы с репродукциями произведений живописи и изящные изделия народного промысла (матрёшки, деревянные ложки, блюда, подносы).

    Многие ребята в детском саду в свободное время с удовольствием раскрашивают картинки

    Все указанные виды деятельности способствуют творческому развитию дошкольников, а найти себе подходящее занятие ребёнок сможет в уголке ИЗО, который специально для этой цели оборудует воспитатель. Ребята получают возможность раскрыть свой потенциал и обогатить представления о красоте окружающего мира.

  • Оборудование соответствует потребностям данного возраста. Ведь каждая возрастная категория своеобразна. Например, у младших дошкольников идёт процесс адаптации, поэтому воспитателю не нужно часто менять оформление. Внимание детей не должны отвлекать лишние детали. Кроме того, уголок изо должен способствовать развитию сенсорики малышей. В старшем же возрасте более важны условия для самовыражения.
  • Материалы для творчества и эстетического развития (например, альбомы с картинками) должны находиться в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе.
  • Высокая эстетичность. Хороший уголок привлекает детское внимание своим красивым оформлением. Ребята должны себя ощущать там комфортно, испытывать эстетическое наслаждение. Важное значение имеет именно «детский» дизайн — включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы), творческих работ воспитанников.
  • Вариативность. Оснащение зоны периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления. Кроме того, в уголке должны создаваться условия для индивидуальных (например, рисование, лепка, раскрашивание картинок) и коллективных занятий (рассматривание альбомов, дидактические игры).
  • Соблюдение гендерного принципа. Как известно, мальчики и девочки имеют свои предпочтения. Воспитатель должен учитывать этот момент при подборе материала в уголке ИЗО (в частности, предлагать раскраски с автомобилями, самолётами, роботами и принцессами, цветами, бабочками и пр.).
  • В младшем дошкольном возрасте зону ИЗО можно совмещать с уголком сенсорики

    На центр изодеятельности (как и на другие зоны в группе), педагог составляет паспорт, в котором указывает его название, назначение и подробно прописывает оснащение уголка.

  • Бумага различной текстуры (матовая, глянцевая, гофрированная, бархатная, прозрачная, самоклеящаяся плёнка, картон) и формата (А3, А4, А5), наклейки, разноцветная фольга.
  • Кусочки ткани разной фактуры, нитки, тонкие ленточки (для аппликации).
  • Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гелевые ручки, маркеры, уголь, сангина.
  • Гуашевые и акварельные краски, кисти разной толщины, палитры, стаканчики-непроливайки, подставки для кистей.
  • Природный материал для создания поделок, аппликаций и декорирования рисунков (шишки, жёлуди, семена, опилки и пр.).
  • Фартучки и нарукавники для дошкольников, подносы.
  • Фотогалерея: материалы для изобразительного творчества

    Видео: материалы оборудование для организации изодеятельности в ДОУ (связь рисования и сенсорики)

    Большое значение в уголке ИЗО имеют и наглядные материалы.

    1. Репродукции картин известных художников, демонстрирующие различные жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), портреты живописцев.
    2. Образцы игрушек и предметов народного промысла (жостовские подносы, хохломские ложки, дымковские и филимоновские игрушки, гжельские чашки и пр.).
    3. Папка с лучшими детскими работами.
    4. Альбом с работами в нетрадиционных изобразительных техниках.
    5. Коллекции красивых открыток по разным темам: Новый год, Восьмое марта, День Победы, День Космонавтики. Ребята могут использовать их как образцы для создания рисунков, плакатов.
    6. Фотогалерея: наглядный материал в уголке ИЗО

      Для малышей подойдут также игры типа «Укрась сарафан Матрёшки»: необходимо соотнести по цвету сарафан и цветочки.

      В средней группе уже можно вводить игры по декоративно-прикладному искусству. Вначале они простые, например, «Разложи конфеты по вазочкам». Ребята должны внешне научиться отличать друг от друга изделия разных промыслов.

      Пособие может быть направлено на более детальное изучение какой-то определённой росписи, например, хохломы.

      На открытые полки лучше положить декоративные вещи, а материал для творчества поместить в тумбочку

      Как вариант можно использовать для зоны творчества комод с выдвижными ящиками и полкой вверху.

      Столик-стеллаж — удобный и компактный вариант для детского сада

      Если в группе не очень много места, то выручит миниатюрный угловой стеллаж

      Также может выручить обыкновенная этажерка и навесные полки.

      Рисовать детям можно не только на столике, но и на специальном мольберте

      Ещё одна важная составляющая (хотя и не обязательная) уголка ИЗО в группе — стенд для детских работ. Ребёнок может повесить туда свой рисунок, чтобы воспитатель и остальные ребята на него полюбовались. Изготовить такую вещь можно своими руками — из обычной москитной сетки для окон. На боковые стороны вставляются декоративные кнопки, на них натягиваются цветные шнурочки. Фиксируются рисунки на шнурочки маленькими зажимами.

      Проявив фантазию, любой воспитатель может легко изготовить стенд для детских работ

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]