Виды детской деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО


Основные направление деятельности воспитателя ДОУ

В дошкольной деятельности выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание, но в последние годы все больше внимания уделяется экологическому и правовому воспитанию. Это связано с тем, что социально-экономическая и политическая ситуация в стране и во всем мире стремительно меняется, и современные дети в этих направлениях развиты намного лучше своих сверстников прошлых лет. К тому же требования к развитию полноценной личности предусматривают всестороннее развитие ребенка, поэтому игнорирование вопросов современного времени не принесет ничего хорошего. Педагогам ДОУ приходится использовать намного больше знаний и умений, чем в предыдущие годы, так как этого требует окружающая обстановка и изменившиеся правила оценки деятельности воспитателя, требований к ней.

В основные направления педагогической деятельности воспитателя входят следующие разделы:

  • Самообразование.
  • Организация проблемно-поисковой работы детского коллектива.
  • Расширение навыков и умений воспитанников путем внедрения в деятельность новых информационных технологий.
  • Расширение образовательного пространства воспитанников.
  • Использование специальных занятий по подготовке воспитанников к школе с использованием ИКТ.
  • Расширение собственного кругозора и образовательного пространства педагога с применением новейших информационных технологий.

Работа преподавателей и воспитателей ДОУ ведется в разных направлениях, но, по сути, направлена на одну важнейшую цель – формирование ребенка как цельной творческой личности. Поэтому одной из самых важных задач любого воспитателя является гармоничное объединение всех направлений своей деятельности для достижения своей цели.

В педагогической литературе часто встречаются 5 основных направлений деятельности воспитателя в ДОУ. Эти понятия перекликаются с должностными обязанностями воспитателя, но не копируют, а дополняют их.

Можно найти много различных определений основных направлений работы воспитателя, но все они, по сути своей, сводятся к следующим кратким и емким формулировкам:

1. Попечение.

2. Воспитание.

3. Надзор.

4. Организация учебной работы.

5. Проведение учебной работы.

Расшифровать это можно следующим образом:

  • Попечение представляет собой заботу, покровительство и оказание помощи воспитаннику. Оно касается как обучения и воспитания, так и чисто человеческих чувств, а также здоровья ребенка. Воспитатель создает психологически здоровую атмосферу в детском образовательном учреждении, благодаря чему ребенок чувствует себя спокойно, уверенно, в безопасности.
  • Воспитание – широкое понятие, включающее в себя как привитие общечеловеческих норм, так и формирование свободной, полноценно и разносторонне развитой личности.
  • Надзор предусматривает контроль не только поведение и успеваемости, но и выявление разнообразных нарушений с целью последующего их исправления, коррекции.
  • Организация учебной работы – это планирование и подготовка всего процесса обучения в ДОУ. Она включает в себя многочисленные этапы – от самообразования до изготовления необходимого наглядного материала.
  • Проведение учебной работы – собственно процесс обучения, в котором задействованы все знания и умения, накопленные воспитателем.

Также направления работы воспитателя можно сформулировать следующим образом:

  1. Спортивно-оздоровительное.
  2. Духовно-просветительское.
  3. Общекультурное.
  4. Общеинтеллектуальное.
  5. Социальное.

Наличие нескольких формулировок не вносит различных толкований в определение направлений воспитательной деятельности, а только лишь объясняет, «расшифровывает» их.

Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организованная образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области).

Основные виды деятельности детей в ДОУ:

1. Игровая деятельность —форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия

и
способы осуществления
и характеризующаяся принятием ребенком
условной
позиции ( в отличие от его реальной жизненной).

Существует огромное количество классификаций детских игр. Традиционная классификация детских игр:

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ:Сюжетно – ролевые, Режиссерские, Игры – драматизации, Театрализованные, Игры со строительным материалом, Игры – фантазирование, Игры–этюды.

ИГРЫ с ПРАВИЛАМИ:Дидактические, Подвижные.

Сюжетно – ролевые игры

Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на

:

n Игры на бытовые сюжеты;

n Игры на производственные и общественные темы;

n Игры на героико-патриотические темы;

n Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач.

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

n роли, которые исполняют дети в процессе игры;

n игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

n игровое использование предметов(реальные заменяются игровыми).

Отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

Режиссерские игры — игры, в которых ребенок заставляет кукол говорить, выполнять разнообразные действия, действуя и за себя и за куклу. В ходе данных игр ребенок выступает в роли режиссера, проектируя действия, придумывая, чем будут заниматься его игрушки, как будет развиваться сюжет событий, каким будет его финал. Именно сам ребенок выполняет роли каждой игрушки, придумывает имена, выбирает главных героев, положительных и отрицательных героев, а также устанавливает главные правила игры.

Условия для развития режиссёрских игр:

n Создание индивидуального пространства для ребёнка, обеспечение места и выделение времени для игры.

n Подбор игрового материала ( игрушки, предметы-заместители различные элементы одежды)для режиссёрской игры ребёнка.

n Создание макетов (дом для куклы Барби, макет рыцарского замка или космического пространства).

Театральная игра является эффективным средством социализации дошкольника. В ней осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.

Виды театрализованных игр:

1. Настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр рисунков.

2. Стендовые театрализованные игры:

стенд-книжка; фланелеграф; теневой театр.

3. Игры-драматизации, включающие:

пальчиковый театр; театр бибабо( перчаточный); кукольный театр; игра-драматизация с шапочками на голове; импровизация.

Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду. Ониосуществляют развитие сенсорных способностей детей и закрепляют сенсорные эталоны.

ИГРЫ с ПРАВИЛАМИ

Дидактическая игра

Главная цель любой дидактической игры — обучающая. Дидактическая игра специально создается взрослым

в обучающих целях, и тогда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

По содержанию: Математические, Речевые, Экологические

По дидактическому материалу: Игры с предметами, Настольно–печатные, Словесные:игры – поручения, игры – беседы, игры – путешествия, игры – предположения, игры – загадки.

Подвижная игра — одно из средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Активная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции, усиливают все процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей использовать приобретенные двигательные навыки.

2.Познавательно – исследовательская деятельность — форма активности ребенка, направленная на познание

свойств и связей объектов и явлений,
освоение
способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.

Виды: Экспериментирование, исследование; Моделирование: замещение, составление моделей, -деятельность с использованием моделей; по характеру моделей ( предметное, знаковое, мысленное)

3. Коммуникативная деятельность —форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений

и
достижения общего результата
. Это
конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками; Устная речь как основное средство общения.
4. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ —форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции.

Виды:

Гимнастика:основные движения( бег, ходьба, прыжки, лазанье, равновесие); строевые упражнения; танцевальные упражнения; с элементами спортивных игр.

Игры: подвижные; с элементами спорта.

— Простейший туризм.

— Катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах.

5. Самообслуживание и элементы бытового труда —форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей; приносящая конкретный результат, который можно увидеть/ потрогать/ почувствовать.

Виды детского труда: Самообслуживание, Хозяйственно – бытовой, Труд в природе, Ручной труд.

Отличие труда дошкольников:

n Дошкольник не может производить общественно значимых материальных ценностей

, но,
результаты некоторых трудовых процессов, выполняемых ребенком, оказываются полезными не только для ребенка, а и для других людей.
n Труд дошкольника тесно связан с игрой (подражание трудовым действиям взрослых).

n В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным

.

n Труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.

n Труд ребенка носит ситуативный,необязательный характер; строится на принципе добровольности участия ребенка, исключает принудительность.

6. Изобразительная деятельность –форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.

Виды: Рисование, Лепка, Аппликация.

7. Конструктивная деятельность –форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]