Прогулка в ДОУ. Виды
Значимость прогулки для оздоровления воспитанников ДОУ
Автор: Буробина Нина Валерьевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад №4» города Михайлова. Систематическое активное пребывание ребёнка на свежем воздухе – один из главных факторов полноценного физического развития. Прогулка любой направленности эффективна и в качестве доступного способа закаливания неокрепшего детского организма, способствует формированию устойчивости к простудным заболеваниям, повышает иммунитет. Основными занятиями дошкольников во время прогулки являются подвижные игры, что благотворно сказывается на развитии кровеносной, дыхательной, костно-мышечной системы, улучшает аппетит. Используя расположенные на площадке, дети во время самостоятельной игровой деятельности, учатся преодолевать препятствия, координировать движения, развивают вестибулярный аппарат. Ребята приобретают новые навыки, двигательные умения, становятся смелыми, ловкими, выносливыми. Кроме того во время прогулки ребёнок естественным образом познаёт окружающий мир, получает новые знания.
Основные требования к продолжительности прогулки в детском саду
При оптимальных погодных условиях прогулка проводится два раза в день. Первый выход на улицу осуществляется сразу после занятий, второй – после полдника. Воспитатель регулирует продолжительность прогулки в соответствии с климатическими условиями, общее время прогулки, рекомендованное санитарными нормами – 4 ч. При температуре воздуха ниже -15, ветре более 7 м/с время прогулки сокращается. Ветер более 15 м/с, осадки, сверхнизкая температура воздуха являются основанием для запрета выхода на прогулку. В летний оздоровительный период рекомендовано использовать любые возможности для прогулок на свежем воздухе, пребывание в помещении группы ограничивается сном и приёмами пищи. Время выхода на прогулку определяется воспитателями самостоятельно, в соответствии с режимом образовательно-воспитательного процесса детей разных возрастных групп.
По месту проведения прогулки подразделяются на несколько типов:
1.Прогулки на территории ДОУ. 2.Пешие прогулки за периметр учреждения. 3.Прогулки в функциональных помещениях детского сада (навесы, веранды), при плохой погоде.
По своей направленности прогулки имеют следующие категории:
1)традиционные; 2)целевые(с выходом за пределы ДО); 3)тематические; 4)экскурсия.
Особенности целевой прогулки
Организация целевой прогулки требует от воспитателя определённых организационных умений, затрат времени на подготовку и оформление документации. Выход за пределы детского сада не проводится бес согласования с родителями, утверждения маршрута администрацией по заявлению руководителя прогулки с указанием количества воспитанников, сопровождающих. Развивающее значение выхода за пределы для очень ребят велико. Под чутким руководством наставника они наблюдают за явлениями природы, общественной жизнью. Активная ходьба воспитывает выносливость, благотворно влияет на физическое развитие. Детей младшей группы рекомендуется выводить на улицу рядом с ДОУ один раз в неделю. Воспитатель им показывает дома, транспорт, пеших людей. Малышам средней группы объясняются назначения общественных зданий: школы, ДК, больницы. Старшие ребята выводятся на длительные прогулки по населённому пункту, в котором расположен детский сад два раза в неделю. Прогулки на соседние улицы, в парки, знакомят малышей с правилами поведения в общественных местах, особенностями движения транспорта, пешеходов. Целевые прогулки способствуют расширению кругозора воспитанников, развитию любознательности, наблюдательности. Знания, представления детей об окружающем мире углубляются на основе эмпирического, непосредственного восприятия, они не навязываются сверху, не вызывают протеста, что очень ценно в смысле сохранения особого психологического мира ребёнка дошкольного возраста.
Структурные части прогулки в ДОУ:
1. Наблюдение. 2. Подвижные игры. 3. Индивидуальная работа педагога с детьми. 4. Труд детей на участке. 5. Самостоятельная игровая деятельность. Компоненты прогулки могут варьироваться между собой, в зависимости от настроения ребят, погодных условий, характера предыдущих занятий. Каждый вид деятельности длится 7-15 минут, а затем сменяется другим на фоне самостоятельной деятельности воспитанников.
Запрещается: 1. Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения. 2. Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
Рекомендуем посмотреть:
Организации прогулки в подготовительной группе Прогулки летом со старшими дошкольниками Консультации для воспитателей. Организация прогулок – походов с дошкольниками в природу Тематические прогулки в детском саду. Средняя группа
Похожие статьи:
Организация прогулки в младшей группе по ФГОС
Наблюдения за живой природой в младшей группе детского сада
Наблюдения за неживой природой на прогулке в младшей группе
Наблюдения за трудом взрослых в младшей группе
Наблюдения за жизнью улицы. Младшая группа
«Значение прогулки в детском саду»статья по теме
Структурное подразделение «Детский сад «18 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Выступление на педсовете
«Значение прогулки в детском саду»
1. Значение прогулки как средства воспитания.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике -сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика — все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней.
2. Участок детского сада и его оборудование.
Для осуществления задач всестороннего развития создаётся участок на территории детского сада для организации разнообразной деятельности детей. Большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.
На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, автомобилях.
Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.
В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).
3. Подготовка детей к прогулке.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, детей к прогулке воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток и стульчиков, чтобы ребенку было удобно сесть, одеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они одевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и. раздевания и они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.
Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит няня, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.
4. Содержание деятельности детей на прогулке.
Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения — упражнения. Летом — это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема), зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.
Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
5. Целевые прогулки и их значение.
Воспитатель организует наблюдения детей за и их значение общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.
В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза е неделю и на более далекие расстояния.
Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт,, пешеходов, средней — здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.
На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
В круглосуточных дошкольных учреждениях с детьми проводится и вечерняя прогулка. Участок при этом должен быть хорошо освещен. Основное место во время прогулки отводится самостоятельным играм детей.
6.Организация и методика проведения прогулки.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике — сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика — все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.
Для осуществления задач всестороннего развития и организации разнообразной деятельности детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками. На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, автомобилях.
Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.
В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток и стульчиков, чтобы ребенку было удобно сесть, одеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям. Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они одевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания и они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.
Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит няня, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе. Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, серсо, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема), зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах. Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.
Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями. Во время прогулки, воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу. Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки. В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния.
Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней — здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.) Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения. На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
В круглосуточных дошкольных учреждениях с детьми проводится и вечерняя прогулка. Участок при этом должен быть хорошо освещен. Основное место во время прогулки отводится самостоятельным играм детей.
7. Правила проведения прогулок в детском саду.
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15 градусов С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 градусов и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20 градусов С и скорости ветра более 15 м/с.
СанПиН 2.4.1.1249-03 пункт 2.12.2
«Роль прогулки в оздоровлении детей дошкольного возраста».
автор: Фоменко Вера Анатольевна
воспитатель МКДОУ “Елочка”, п. Седаново, Усть-Илимский район
«Роль прогулки в оздоровлении детей дошкольного возраста».
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида “Елочка”
«Роль прогулки в оздоровлении детей дошкольного возраста».
Подготовила:
воспитатель Фоменко В.А.
п. Седаново, Усть-Илимский район
Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровье? Здоровье – это многогранное, многоуровневое понятие. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем подразумевается – «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, здоровье включает физический, психический и нравственный компоненты, то есть здоровье – это система нравственных ценностей и совокупность личных качеств человека, обеспечивающих ему полноценное существование и выполнение своих биологических и социальных функций. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит» – гиподинамию, то есть количество движений, проводимые ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности.
Поэтому чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложный процесс биологического формирования организма. С каждым годом все больше отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности поступающих в детский сад детей, снижение иммунитета. Поэтому одной из актуальных является проблема организации двигательной активности в течение дня.
Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
В нашем детском саду огромное внимание уделяется правильной организации прогулки в режиме дня дошкольника. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Воспитанники нашего детского сада много играют, двигаются на прогулке. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Для реализации оздоровительных задач на территории нашего детского сада созданы участки для организации разнообразной деятельности детей. Они озеленены, спланированы и оборудованы в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями. Каждая возрастная группа располагает отдельным участком. На всех участках выделены места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка, для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.
Помимо игровых площадок на участках имеются закрытые веранды для защиты от дождя и солнца, что дает возможность проводить время на улице в любую погоду.
В зимнее время на участках совместно с детьми строим горки, ледяные дорожки и снежные сооружения, лабиринты.
Совместно организуем игры, преимущественно подвижные. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра проводим в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же дети идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру мы проводим в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни начинаем прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организовываем малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии проводятся в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок нами широко используются бессюжетные народные игры с предметами, такие, как кольцеброс, кегли.
Помимо подвижных игр проводим на свежем воздухе дыхательную гимнастику, в теплое время года водные и воздушные процедуры, ходьба босиком по песку и коррегирующим коврикам. Так же на прогулке организуются и спортивные развлечения. Летом — это езда на велосипеде, зимой — катание на санках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Во время прогулок проводим индивидуальную работу с детьми: для одних организуем игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через гимнастические палки, сбегание с пригорков.
Во время прогулки следим за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, привлекаем к участию в более спокойных играх.
Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Даем детям кубики, лото, поощряем игры в семью, автобус, пароход, больницу и др. Помогаем развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
Большое место отводим наблюдениям. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем.
Организуем наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки, походы в парк, лес.
В летний оздоровительный период все занятия и виды деятельности стараемся проводить на свежем воздухе: приём детей на прогулочном участке, утренняя гимнастика, физкультурные и музыкальные занятия, художественное творчество, беседы и т.д.
На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
Во время прогулки мы уделяем внимание и трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, переносим песок в песочницу; зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения.
Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. В детском саду предлагаем родителям консультации: «Роль прогулки для оздоровления ребенка дошкольного возраста», «Поиграем на прогулке с дочкой и сыночком», памятки. Родители частые гости на участке, на свежем воздухе. Вместе с родителями дети ходят в походы на целевые прогулки, экскурсии, занимаются на участке физической культурой вместе с детьми и общеразвивающими упражнениями, основными видами движения, проводим совместные эстафеты, игры, развлечения.
Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке. Главное — каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в здоровьесбережение, развитие и воспитание дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»/ /Под ред—2-е изд., и доп. \М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Киселева Г. М., Пономарева Л. И. «Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы»// Методическое пособие/Под ред— М.: ТЦ Сфера, 2009
- Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. «Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня» //Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2011.
«Роль прогулки в оздоровлении детей дошкольного возраста».
Чем именно полезны прогулки для детей?
Прежде всего, давайте вспомним основные плюсы данного процесса.
Чем именно прогулки полезны для детей вообще и для дошкольников в частности?
Можно выделить несколько моментов, а именно:
- прогулки укрепляют здоровье. Ребенок дышит свежим воздухом, двигается и активно проводит время. Все это благотворно влияет на его самочувствие в целом.
- профилактика утомления. Чем чаще и регулярнее гуляет малыш, тем выносливее он становится. Регулярные прогулки помогают ребенку уставать реже и не утомляться.
- улучшается обмен веществ. Чем больше ребенок дышит свежим воздухом, тем лучше будет осуществляться в нем обмен веществ. Прогулки улучшают усвояемость питательных веществ.
- осуществляется закаливание детского организма. Регулярные прогулки, особенно не в самую хорошую погоду, закаливают ребенка. Но тут важно не перестараться и одеваться по погоде.
- ребенок реже простужается. Регулярно гуляя у ребенка, повышается выносливость и устойчивость к простудным заболеваниям.
Итак, как видите причин для регулярных прогулок очень много. Но есть и еще некоторые важные нюансы, связанные с негативными эмоциями. Давайте рассмотрим эту тему подробнее и отдельно!
Как связаны негативные эмоции и прогулки?
Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях.
⠀
Стэнфордский университет провел исследования, которые доказали: полуторачасовая прогулка на природе снижает активность той области мозга, которая отвечает за негативные эмоции.
Поэтому при регулярных прогулках, ребенок лучше себя чувствует. Он более спокойный и рассудительный.
Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, совершать новые открытия, веселиться и быть собой.
Подробнее о том, как должны правильно осуществляться прогулки в детском саду, мы писали отдельно на нашем сайте. Посмотрите! ⠀ Мы в RigaKids очень любим наши атмосферные прогулки! И вас приглашаем. В детских садах сети RigaKids не задерживаются негативные эмоции, потому что у нас сад красивый и прогулки регулярные.
⠀