Консультация для воспитателей. Работа с детьми в цветнике, огороде


Посадили огород, посмотрите что растет!

Наталья Григорьевна Коновалова, воспитатель МБДОУ № 27 город Углегорск, Сахалинская область

Это возможно, когда детвора будет располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеет несложными способами выращивания растений, научится наблюдать природу, видеть ее красоту. Вот на этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

Дошкольники находятся в детском саду практически каждый день (кроме выходных), с утра до вечера. Где они могут научиться практическим взаимодействиям с природой?

Для этого у нас на каждом участке нашего детского сада есть свой огород. Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. Его наличие способствует контакту ребёнка с объектами природы, знакомит дошкольников с сезонными изменениями.

Здесь дети имеют возможность наблюдать за развитием растений, запомнить их названия и признаки внешнего вида, отметить характерные признаки, приобрести навыки полива и ухода, осознать роль природы в жизни человека. Кроме того, это посильный совместный труд детей, который даёт возможность научиться ответственности, способствует объединению детского коллектива, сохранению и укреплению здоровья ребят. Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы.

На нашем огороде дети совместно с воспитателем посадили укроп, салат, морковь, свеклу, лук, петрушку, горох и ухаживают за ними. В процессе наблюдений и посильного труда они узнали, что их рост и развитие зависят не только от солнечного света, тепла, влаги, почвы, но и от ухода.


Мы учим детей поливу, рыхлению, прополке, объясняем, что рыхлят для того, чтобы к корням растений лучше поступал воздух, учим отличать культурные растения от сорняков.

Работая на огороде и в цветнике весной и летом, дошкольники получают элементарные представления о выращивании растений из семян.

Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с ними.

Труд в природе позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, способствует развитию у детей сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам.

Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей.

[mailerlite_form form_id=4]

Консультация для воспитателей. Работа с детьми в цветнике, огороде

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в цветнике, огороде»
Автор: Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва Описание работы: Предлагаю вам консультацию для воспитателей «Организация работы с детьми в цветнике, огороде». Данный материал будет полезен воспитателям, старшим воспитателям, методистам дошкольных отделений. Консультация направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Цель Совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников в Учреждении. Повышение знаний, профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей при организации работы с детьми в цветнике, огороде.


Создание на земельном участке дошкольного учреждения цветника, огорода имеет большое воспитательное значение. Дети вместе с воспитателем, выращивая на участке растения, учатся ухаживать за ними, узнают о жизни растений, приучаются к труду и бережному отношению к зеленым насаждениям. Яркие впечатления, полученные в детстве от общения с живой природой, надолго остаются в памяти и служат фундаментом для формирования правильных представлений о природе.

Устройство гряд


На общем огороде каждой группе выделяются свои гряды для выращивания овощей. Независимо от площади и места расположения огорода гряды делают установленного размера: длина – 2,5-3 м, ширина – 70-80 см, междурядья – 50-60 см. Высота зависит от влажности и структуры почвы: на ровной поверхности с легкой и рыхлой почвой – 15-20 см, на низких и сырых местах – 40-50 см. Поверхность гряд выравнивают граблями, делают их слегка корытообразными (невыпуклыми), чтобы при поливе вода не скатывалась с гряд. Борта легонько прихлопывают тыльной стороной граблей, чтобы они стали немного наклонными, тогда почва не будет осыпаться.


Необходимо подготовиться к работе на огороде: подготовка сельскохозяйственного инвентаря для детей и взрослых, заготовка семян, выращивание рассады, планировка участка под огород, подготовка почвы к посеву. Необходимо иметь достаточное количество лопат, грабель, леек, ведер, чтобы одновременно могло принимать участие в работе как можно больше детей. Очень важно, чтобы оборудование соответствовало силам и росту детей, было удобным и имело привлекательный внешний вид.

Выбор овощных культур для огорода

При выборе овощных культур следует учитывать возраст детей. На грядах малышей целесообразно посадить лук, посеять горох, бобы или фасоль, редис. В течение зимы дети несколько раз сажают лук в ящики, поэтому приемы посадки и ухода им знакомы. Выращивание лука на огороде расширит знания детей: они узнают, что лук можно выращивать не только в ящиках, но и на грядках.


Семена гороха, бобов крупные, поэтому каждый ребенок под руководством воспитателя может посеять и заделать эти семена. Кроме того, бобы и горох менее требовательны в отношении ухода, чем другие культуры, и в тоже время интересны и доступны для наблюдения детям младших групп.


Новым и более сложным является посев семян редиса, но при правильной организации работы дети хорошо справляются посевом этих мелких семян.


На участке старших групп можно выращивать овощи, разные по срокам созревания и хозяйственному назначению: листовые – салат, капусту, корнеплоды – редис, морковь, свеклу и др., плодовые – огурцы, кабачки, тыкву, помидоры, бобовые – горох, бобы, фасоль.

Цветник

На участке детского сада непременно должны быть цветы. Они украшают участок, делают его уютным, живописным и радостным, дают воспитателю богатый материал для работы с детьми. Разнообразие растительных форм, сочетание и яркость красок, аромат и красота цветов возбуждают интерес детей к растениям, способствуют эстетическому воспитанию. Во время работ и наблюдений, организуемых воспитателем, дети легко и незаметно усваивают много знаний о жизни растений, приобретают навыки ухода за ними.


Растений, пригодных для оформления цветника, очень много. Иметь их все на участке невозможно, да и не нужно. Сажать можно любые из них: все они по-своему хороши и нравятся детям. Правильнее всего подобрать те растения, которые более неприхотливы и требуют меньших забот. К таким растениям прежде всего относятся многолетники и самосейки.

Организация и содержание наблюдений на огороде, в цветнике
Вторая младшая группа Основная цель наблюдений – привлечь внимание детей к растениям, вызвать интерес к ним, воспитывать бережное отношение к живым организмам. Детей этого возраста знакомят с основными явлениями в жизни растений: вырастают из семян, цветут, дают плоды (овощи). Ухаживая и наблюдая за растениями, дети постепенно приобретают знания о внешнем виде некоторых растений. Слова растет, выросло, вырастет
становятся более понятными. Учитывая большую эмоциональность и двигательную активность малышей, очень важно связывать наблюдения с радостными переживаниями и действиями. Для этого в процессе наблюдения следует использовать различные приемы: игровые, практические поручения (найди, покажи, понюхай, потрогай, найди такой же и т.п.), словесные (вопросы, пояснение, художественное слово и др.).


С детьми проводятся кратковременные, но часто повторяемые наблюдения, так как дети быстро утомляются, внимание у них неустойчиво, и не со всей группой одновременно, а с небольшим количеством детей. Первое знакомство детей с растениями цветника можно провести после укоренения рассады. Воспитатель подводит детей к клумбе, показывает им яркие иллюстрации цветов для того, чтобы привлечь внимание. Затем на участке рассматривают растения. Воспитатель отмечает, что они еще маленькие. Предлагает полить растения, чтобы они хорошо росли. Показывает, как надо это делать – под корень, чтобы не сломать листочки. В последующие дни воспитатель привлекает детей к поливке, объясняет, что после поливки растения хорошо растут, быстрее появляются цветы. При появлении первых цветов воспитатель подводит детей к клумбе, спрашивает, почему она стала такой красивой, что нового появилось на ней. Дети рассматривают цветы, воспитатель называет их. Учит детей узнавать называть цветы, различать их по окраске, величине.


Знакомство с ростом овощей лучше всего начать тогда, когда у растений на грядках появится первый лист. С этого момента можно привлекать детей и к уходу за ними (к поливке). Первые наблюдения воспитатель организует с целью закрепления представлений детей о том, что растения вырастают из семян. Предлагает пойти на огород посмотреть, что там выросло. Дети рассматривают всходы, затем воспитатель предлагает каждому ребенку осторожно пальцами выделить из рядка -2 растения, показать его листочки. Показывает, как нужно поливать растения из лейки с ситечком.


Позднее можно провести более продолжительное наблюдение за ростом знакомых растений. Цель их – закрепить первые элементарные представления о том, что растения растут и изменяются, учить выделять характерные особенности растений. Не мене интересным будет для детей сбор первого урожая овощей.

Средняя группа Детям 4-5 лет также трудно проследить весь цикл развития растений. Воспитатель на ярких убедительных примерах знакомит с некоторыми качественными изменениями растений в процессе роста, с последовательностью в наступлении отдельных фаз их развития (появление листочка, превращение бутона в цветок, цветка в плод и т.д.). Очень важно вызвать у детей интерес к наблюдениям. Для этого используются несложные игры-поручения типа «Найди такой же», «Кто заметил?», «Угадай по запаху», «Угадай на ощупь» (с овощами).


В то же время воспитатель учит детей выделять и называть один или два признака растения, отличающие его от других, развивает внимание, интерес детей к растениям, к их разнообразию. Когда на грядках появятся дружные всходы, ребят привлекают к систематическому уходу за ними, в первую очередь к поливке.


Очень важно научить детей сравнивать растения по цвету и форме листьев. В процессе рассматривания воспитатель задает вопросы: «Что мы недавно сажали на грядках, чтобы выросли растения? Почему растения растут рядочками? Почему на разных грядках выросли разные растения?» В средней группе детей подводят к установлению связей и зависимостей между конкретными факторами: они не только рассматривают цветки, но и обращают внимание на готовый раскрыться бутон, ждут, когда появиться цветок. Воспитатель приучает детей делать доступные им выводы и заключения.


Следует понаблюдать за состоянием растений после обильной поливки или дождя в жаркие дни: листья распрямляются, тянутся вверх. В результате этих наблюдений воспитатель подводит детей к установлению зависимости состояния растений от наличия или отсутствия влаги в почве, о значении ее для жизни растений, показывает связь между их состоянием и уходом за ними. В процессе наблюдений необходимо следить за тем, чтобы дети правильно называли части растений (стебель, листья, цветы, бутоны, корни). Воспитатель учит детей сравнивать растения двух соседних грядок: у гороха вырос стебель, у редиса, свеклы стебля не видно – выросло много листьев. Особенно интересны для детей наблюдения за появлением плодов, корнеплодов на грядках.


Старшая и подготовительная к школе группы В процессе ознакомления старших дошкольников с жизнью растений решаются более сложные задачи, чем на предыдущем этапе. Детей подводят к обобщению накопленных представлений о растениях, образованию понятий (например, «культурные» и «дикорастущие» растения), осознанию зависимости жизни растений от природных факторов и труда человека, развивают умение видеть некоторые закономерности в жизни растений (постепенность, последовательность и изменчивость в процессе роста и развития).


С детьми старшего возраста проводятся не только эпизодические (кратковременные), но и длительные наблюдения (в течение многих дней или недель). Эпизодические наблюдения воспитатель организует тогда, когда нужно привлечь внимание ребят к новым явлениям или закрепить знания. Для развития наблюдательности, умения сопоставлять и выделять существенные признаки растений полезно проводить занятия на сравнение. В старшей группе можно дать для сравнения два растения цветника (например, космея и лилия, настурция и цинния). В подготовительной группе дают более сложное задание: сравнить две-три разновидности одного и того же вида растения, например, гвоздика турецкая и китайская, бархатцы крупные махровые и карликовые. Установление при сравнении как различных, так и схожих признаков развивает у ребенка мышление, дает возможность к элементарному пониманию сортности растений, роли человека в преобразовании природы. При длительных наблюдениях воспитатель в течение определенного времени возвращается к одному и тому же растению несколько раз, отмечая происшедшие в нем изменения и связывая их с предыдущими, например, «Превращение цветка в ягоду», «От семечка до семечка» (горох, огурцы, подсолнух) и др. Наблюдения нельзя перегружать, не нужно стараться в один раз сообщить все то, что важно и интересно знать детям об этом объекте. Но каждый раз нужно давать детям что-то новое, расширяющее их представления о данном растении. Для развития интереса к растениям воспитатель может использовать различные приемы, в том числе игровые: «Кто первый увидит?», «Кто быстрее найдет?», «Сколько лепестков у маргаритки, шиповника?». Можно давать детям угадывать цветки по запаху, овощи и фрукты – на ощупь, на вкус.


Вовремя сказанные воспитателем стихи, меткая народная поговорка, пословица или загадка подчеркивает особенности данного растения, способствует лучшему запоминанию. Хорошо использовать небольшие отрывки литературного текста, что способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей. Для лучшего закрепления полученных представлений наблюдения сопровождаются последующими зарисовками детей, записями их рассказов, составлением альбомов.


Спасибо за внимание. Желаю всем прекрасно провести летние месяцы, насладиться красотой и неповторимостью цветов, собрать богатый урожай!

Рекомендуем посмотреть:

Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Сценарий экологического праздника в детском саду, посвященного Всемирному дню Воды Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника Экологическое воспитание младших дошкольников

Похожие статьи:

Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе

Сюжетно – дидактические игры по окружающему миру в детском саду. Средняя группы

Для чего нужен огород в детском саду?

Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.

Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.

Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

Положение о природном участке БДОУ г. Омска «Детский сад № 21 комбинированного вида»

Сетка работ

• Содержание деятельности

• Календарь работ на 2013 — 2014 учебный год

• Календарь работ на 2014 — 2015 учебный год

• Расписание работ на лето 2015 года

ДОСТУПНЫЕ ВИДЫ РАБОТ

В ЦВЕТНИКЕ, ОГОРОДЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые. Ее делают как можно раньше. Дети перекапывают вторично. Перекопка доступна детям только старшего дошкольного возраста. К перекопке нужно привлекать не всех детей, а подгруппами. Воспитатель подробно объявляет, как нужно правильно пользоваться лопатой, как переворачивать землю. При перекопке дети могут отвлекаться, т.к. это — кратковременный отдых. После, перекопки дети принимают участие в разбивке грядок, разравниванию грядок граблями.

Сеять семена могут дети во всех группах. Нужно вначале как следует полить грядки, сеять только в сырую почву. Надо эмоционально рассказать, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при наличии тепла, влаги из семечка проклюнется росток. Необходимо в группе рассмотреть проросшие семена, росточки. Детям надо сказать, что будут они сажать.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Проект «Огород на участке»

Стадия проекта: Проект в стадии реализации

Цель проекта: создать оптимальные условия для проведения экологических занятий на огороде во всех возрастных группах детского сада.

Задачи проекта:

  • высадить огород на территории детского сада в отведенном для выращивания овощных культур месте
  • вовлечь в процесс работы по оформлению огорода родителей, выявить среди них деловых партнеров
  • учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений
  • развивать умение совместно решать поставленную задачу (коллективная посадка, прополка, декор участка)
  • развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений
  • расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста овощных культур, растений огорода
  • привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений
  • развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям, к природе родного края, к труду человека
  • активизировать речь и обогащать словарь детей
  • развивать эмоциональную отзывчивость
  • формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Достигнутые результаты:

У детей появится желание больше узнать о растительном мире, приобретут новые знания о строении растений о влиянии внешних факторов (свет, тепло, влага) на их рост. Дети будут стремиться ответственно подходить к порученному делу.

Социальная значимость проекта:

Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств. Наблюдая, как из семечка вырастает растение, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Этапы проекта. I. Подготовительный этап:

  1. Изучение методической литературы по организации и размещению огорода на территории детского сада.
  2. Создание проекта по организации и размещению огорода на территории детского сада, работе педагогов с воспитанниками всех возрастных групп на огороде детского сада.
  3. Анализ технического состояния территории и почвы для оптимизации работы по созданию огорода.
  4. Составление сметы с перечнем необходимых расходов по реализации проекта.

II. Основной этап реализации проекта.

Во время основного этапа необходимо провести:

  1. Водообеспечение участка.
  2. Наличие посадочного материала (семена, черенки, корневища).
  3. Наличие огородного инвентаря.
  4. Планировка огорода, распределение территорию между группами.
  5. Перекопка почвы, рыхление земли граблями, разбивка комьев, выборка остатков травы.
  6. Обновление и, обогащение почвы удобрениями.
  7. Разбивка грядок.
  8. Рассматривание и сравнение семян, черенков, корневищ перед посадкой.
  9. Посев семян и высаживание черенков, корневищ в грунт.
  10. Наблюдение за всходами, ведение «Дневника наблюдений».
  11. Подробное ознакомление с растениями (стебель, листья, цветы, запах).
  12. Уход за всходами: полив, прополка, рыхление.
  13. Декоративное оформление огорода.
  14. Предоставление фото и видео материалов о ходе реализации проекта, демонстрация фильма «Из каждого росточка-зеленые листочки»

Работа с родителями: 1. Проведение консультации и бесед по проекту.

2. Организация активной помощи родителей в создании необходимых условий для реализации проекта.

3. Привлечение родителей к трудовой деятельности в огороде.

4. Предоставление фото и видео материалов о ходе реализации проекта, демонстрация фильма.

Охват проекта:

0+ воспитанники, родители, педагоги, партнеры

Затраченные ресурсы:

Временные ресурсы, затраченные на проект от идеи до стадии реализации 3 месяцев

Дата старта проекта: 01. 04. 2017

Следующая >

Проект Мини-огород

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1 Составление плана работы над проектом. Распланировать работу над проектом поэтапно(воспитатели с 01.06.18г. по 08.06.18г.)

2 Организация грядок, посадка семян в огороде. Создать условия для реализации проекта(воспитатели, родители с 01.06.18г. по 15.06.18г.)

.

3 Работа с методической литературой. Создать методическое обеспечение проекта(воспитатели с 01.06.18г. по 08.06.18г.)

.

4 Разработка консультаций для родителей «Полезные свойства овощей. Как приучить ребенка есть фрукты и овощи.»

,
«Правильное питание детей»
,
«Трудовое воспитание ребенка в семье»
,
«Экологическое воспитание ребенка в семье»(воспитатели с 01.06.18г. по 31.08.18г.)
.

5 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала. Создать условия для реализации проекта(воспитатели, родители с 01.06.18г. по 14.06.18г.)

.

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

1 Беседа с детьми о том, что такое огород и для чего он нужен. Расширять знания детей о культурных растениях на огороде(воспитатели с 15.06.18г. по 19.06.18г.)

.

2 Рассматривание энциклопедий иллюстраций о культурных растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений (воспитатели на протяжении проекта)

.

3 Чтение художественной литературы: Свен Нурдквист: «Переполох в огороде»

,
«Чужак в огороде»
, Агния Борто:
«Нарисуем огород»
,
«Было у бабушки сорок внучат»
. Ю. Тувим
«Овощи»
, Т. Шорыгина:
«Летний дождик»
,
«Корзина овощей»
,
«Росток»
, Я. Бжехва
«Помидор»
, Т. Бокова
«Праздник урожая»
. Расширять знания детей о значении огорода для людей, познакомить детей с тем, какие культуры выращивают на огородах
(воспитатели на протяжении проекта)
.

4 Экспериментирование: рассматривание семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных условий для прорастания семян. Расширять знания детей о семенах, откуда они берутся и как появляются из них растения (воспитатели с 22.06.18г. по 29.06.18г.)

.

5 Дидактические игры: «Овощи и фрукты»

,
«Опиши овощ»
,
«Угадай, что это»
,
«Вершки-корешки»
,
«Четвёртый лишний»
, Игра-лото
«В саду, на поле, огороде»
,
«Один — много»
. Расширение словарного запаса, классификация растений по месту произрастания: различие овощей и фруктов
(воспитатели на протяжении проекта)
.

6 Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: сюжет — продукты»

,
«Приятного аппетита: сюжет — столовая»
,
«Кафе»
,
«Ярмарка»
. Развитие игровой деятельности. Развитие речи
(воспитатели на протяжении проекта)
.

7 Практическая деятельность: полив растений, прополка грядок, рыхление земли. Развивать ответственность по уходу за растениями. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры(воспитатели с 13.06.18г. по 31.08.18г.)

.

КАК СОЗДАТЬ ДЕТСКИЙ ОГОРОД

Он может состоять из одной или нескольких (если у вас не один ребенок) грядок. Чтобы ребенку было интересно, и он понимал, что это – его личные «владения», детский огород разбивают в стороне от взрослого. Он должен быть расположен так, чтобы ребенку было удобно подойти к нему с любой стороны.

Грядки не должны находиться на открытом солнечном месте, иначе маленький садовод может перегреться на солнышке. Лучше всего выбрать небольшой участочек в рассеянной полутени, например, под старой яблоней.

Чтобы ребенок чувствовал разницу между своими и взрослыми грядками, им лучше придать какие-то необычные формы – полукруга, треугольника, овала. Понятно, что грядки должны быть небольшими, чтобы ребенок мог ухаживать за растениями со всех сторон.

Посильный вклад самого ребенка в детский огород зависит от его возраста. Психологи рекомендуют начинать эту работу с детьми после четырех лет. Понятно, что вклад малышей в детский огород будет минимальным. Вы – взрослые – должны и землю подготовить, и грядки сформировать, и бороздки наметить. При этом все свои действия вы должны обсуждать с ребенком.

Пусть он решит, какой формы будет грядка. Что на ней будет расти, что и как вы будете вместе сажать и сеять. Обязательно купите малышам наборы детских сельхозорудий: лопатку, грабельки, тяпочку, маленькую леечку.

Пускай вместе с вами он своими грабельками порыхлит землю на грядке. А вот семена он должен посеять сам, и полить посевы тоже. Неважно, что вы потом доделаете за него всю работу. Он этого даже не заметит.

Для ребят постарше – какую-то часть подготовительных работ переложите на их плечи, но все остальные вопросы также решайте вместе с ними.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]