Консультация на тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»
Консультация на тему
«Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Я рисую – руки в краске, это мелочь для меня, Я рисую яркой краской, посмотрит на меня. В садике рисуем краской, ушки, носики и глазки, Получаются мордашки и детишки-замарашки.
Нетрадиционное рисование с детьми раннего возраста
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности.
Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или мелком на обоях. Как известно многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять
внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию. И никогда не говорите, что получилось плохо, потому что нашим детям нужна уверенность в своих способностях. Для малыша творчество — это процесс, а не результат.
Во время рисования я столкнулась с тем, что малыши боятся рисовать. Им кажется, что у них ничего не получится, что они не умеют рисовать или просто не хотят пачкать свои ручки. Но со временем, глядя на сверстников, они потихоньку приобщились к процессу так, что порой было их уже не оторвать от своей деятельности. Я начинала свою работу с самых простых техник нетрадиционного рисования: рисование ватными палочками, штампами, поролоном, клеевой кистью, только потом добавила рисование пальчиками и ладошками. Ведь не все дети сразу могут обмакнуть свой пальчик в баночку с краской или полностью опустить ладошку в тарелочку с той же краской. Но прежде чем начать непосредственно рисовать, нужно ребенка заинтересовать этим. Поэтому при обучении детей раннего возраста я использовала игру, стихи, потешки, загадки, обыгрывала сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, картинок; использовала пальчиковые и подвижные игры, музыкальные произведения. Дети быстро заинтересовывались процессом, и можно было дольше удержать их внимание, а также настроить их на положительный мотив деятельности.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Составитель:
Бойцова Татьяна Ивановна воспитатель первой квалификационной категории С.Вад. 2021 года Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Ромашка».
Паспорт проекта.
Вид проекта: творческий.
Сроки реализации: конец января — начало марта; краткосрочный.
Участники проекта: дети раннего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Объект исследования: процесс творческой деятельности детей раннего дошкольного возраста.
Предмет исследования: нетрадиционное рисование как фактор развития творческих способностей и психических процессов у детей раннего дошкольного возраста.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
- Жизненный опыт детей раннего дошкольного возраста (3-4 года) в области техники рисования и использовании различных материалов не велик.
- А также со стороны современного прогресса, возрастает влияние интернет-факторов на развитие ребенка.
Исходя из этих проблем, была сформирована тема моего проекта «Маленькими ручками – целый мир». Сформировать элементарные представления о том, какими материалами и с помощью чего можно рисовать- это и есть основное направление данного проекта.
Актуальность проекта.
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Ранний дошкольный возраст- это один из самых важных периодов в становлении личности ребенка, так как именно в этом возрасте у ребенка закладываются основные физические и психологические процессы; это фундамент, с которого ребенок начинает понимать необходимые ему в дальнейшем развитии понятия что хорошо и что плохо, что ему нравится и что никогда не будет делать. В это время дети ощущают себя исследователями и путешественниками, с радостью и удивлением открывающие для себя незнакомый и удивительный окружающий мир, в котором многое для них еще недосягаемо в силу их возрастных особенностей. Взрослые являются посредниками между новым и неизведанным – миром природы, людей, вещей и искусства, именно родители и воспитатели могут привить ребёнку понятие красоты и научить необходимым навыкам жизни.
В современное время дети активно осваивают и изучают виртуальный мир. По этой причине у них наблюдается снижение интереса к окружающей среде, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным, это в 21 веке становится проблемой. Основы развивающейся личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее поэзию, музыку. Поэтому сегодня эстетическое развитие, на мой взгляд, выходит на первый план, но нужно выстраивать этот процесс развития в соответствии с интересами ребенка и его способностями.
Есть еще одна проблема, связанная с развитием ребенка в младшем дошкольном возрасте. У детей данного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, из-за этого рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Решать эту проблему помогают нетрадиционные техники рисования, которые позволяют ребенку фантазировать, самовыражаться и не требуют каких-либо специальных навыков и умений.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин.
Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования (рисование ладошками, пальчиками, смятой бумагой, ватными палочками). Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д.Н. и др.).
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата и не требуют специальных умений. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать отпечаток собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель: Развитие художественно-творческих способностей и психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение) детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
Для детей
- Познакомить детей раннего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования.
- Формировать интерес к изобразительной деятельности.
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
- Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
- Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
- Способствовать использованию полученных знаний в процессе свободного творчества.
Для родителей
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
- Стимулировать их совместное творчество с детьми;
- Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
Для педагогов
- Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.
- Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме.
Ожидаемые результаты:
Дети
- Знание детей о нетрадиционных способах рисования;
- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности, внимания;
- Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Родители
- Приобретение родителями знаний о нетрадиционных способах рисования;
- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
- Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
- Повышение уровня знаний по теме «Нетрадиционные техники рисования». Накопление методического, дидактического и наглядного материала по теме.
- Распространение педагогического опыта в использовании изобразительных технологий, дальнейшее развитие темы по самообразованию.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
А.И. Лыкова «Художественное воспитание, обучение и развитие детей от 2 до 7 лет. «Цветные ладошки».
А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования».
Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования».
Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками».
Материально-техническое: картон, гуашь, ватные палочки, клубочки, корзинка, домик, имитация звездного неба, шкатулка, мятая бумага, влажные салфетки, мягкая игрушка Лунтик, фотоаппарат, проектор, презентации, костюмы.
Дидактическое: конспекты и сценарии, проведенных занятий.
Взаимодействие с другими образовательными областями.
«Физическое развитие» Развитие мелкой моторики; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
«Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов деятельности; практическое овладение детьми нормами речи.
«Познавательное развитие» Сенсорное развитие; расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества.
«Социально-коммуникативное развитие» Формирование уважительного отношения к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
«Художественно-эстетическое развитие» Использование музыкальных произведений, с целью приобщения к различным видам искусства.
Использование художественных произведений для развития художественного восприятия и эстетического вкуса.
Этапы реализации проекта.
- Организационно-подготовительный (конец января)
- Основной (февраль)
- Заключительный (начало марта)
Реализация проекта проходила в 3 этапа:
Следующая > |