Консультация на тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»


Консультация на тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»

Консультация на тему

«Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Я рисую – руки в краске, это мелочь для меня, Я рисую яркой краской, посмотрит на меня. В садике рисуем краской, ушки, носики и глазки, Получаются мордашки и детишки-замарашки.

Нетрадиционное рисование с детьми раннего возраста

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности.

Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или мелком на обоях. Как известно многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять

внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию. И никогда не говорите, что получилось плохо, потому что нашим детям нужна уверенность в своих способностях. Для малыша творчество — это процесс, а не результат.

Во время рисования я столкнулась с тем, что малыши боятся рисовать. Им кажется, что у них ничего не получится, что они не умеют рисовать или просто не хотят пачкать свои ручки. Но со временем, глядя на сверстников, они потихоньку приобщились к процессу так, что порой было их уже не оторвать от своей деятельности. Я начинала свою работу с самых простых техник нетрадиционного рисования: рисование ватными палочками, штампами, поролоном, клеевой кистью, только потом добавила рисование пальчиками и ладошками. Ведь не все дети сразу могут обмакнуть свой пальчик в баночку с краской или полностью опустить ладошку в тарелочку с той же краской. Но прежде чем начать непосредственно рисовать, нужно ребенка заинтересовать этим. Поэтому при обучении детей раннего возраста я использовала игру, стихи, потешки, загадки, обыгрывала сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, картинок; использовала пальчиковые и подвижные игры, музыкальные произведения. Дети быстро заинтересовывались процессом, и можно было дольше удержать их внимание, а также настроить их на положительный мотив деятельности.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования у детей раннего дошкольного возраста «Маленькими ручками – целый мир»

Составитель:

Бойцова Татьяна Ивановна воспитатель первой квалификационной категории С.Вад. 2021 года Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Ромашка».

Паспорт проекта.

Вид проекта: творческий.

Сроки реализации: конец января — начало марта; краткосрочный.

Участники проекта: дети раннего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Объект исследования: процесс творческой деятельности детей раннего дошкольного возраста.

Предмет исследования: нетрадиционное рисование как фактор развития творческих способностей и психических процессов у детей раннего дошкольного возраста.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

  1. Жизненный опыт детей раннего дошкольного возраста (3-4 года) в области техники рисования и использовании различных материалов не велик.
  2. А также со стороны современного прогресса, возрастает влияние интернет-факторов на развитие ребенка.

Исходя из этих проблем, была сформирована тема моего проекта «Маленькими ручками – целый мир». Сформировать элементарные представления о том, какими материалами и с помощью чего можно рисовать- это и есть основное направление данного проекта.

Актуальность проекта.

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Ранний дошкольный возраст- это один из самых важных периодов в становлении личности ребенка, так как именно в этом возрасте у ребенка закладываются основные физические и психологические процессы; это фундамент, с которого ребенок начинает понимать необходимые ему в дальнейшем развитии понятия что хорошо и что плохо, что ему нравится и что никогда не будет делать. В это время дети ощущают себя исследователями и путешественниками, с радостью и удивлением открывающие для себя незнакомый и удивительный окружающий мир, в котором многое для них еще недосягаемо в силу их возрастных особенностей. Взрослые являются посредниками между новым и неизведанным – миром природы, людей, вещей и искусства, именно родители и воспитатели могут привить ребёнку понятие красоты и научить необходимым навыкам жизни.

В современное время дети активно осваивают и изучают виртуальный мир. По этой причине у них наблюдается снижение интереса к окружающей среде, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным, это в 21 веке становится проблемой. Основы развивающейся личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее поэзию, музыку. Поэтому сегодня эстетическое развитие, на мой взгляд, выходит на первый план, но нужно выстраивать этот процесс развития в соответствии с интересами ребенка и его способностями.

Есть еще одна проблема, связанная с развитием ребенка в младшем дошкольном возрасте. У детей данного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, из-за этого рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Решать эту проблему помогают нетрадиционные техники рисования, которые позволяют ребенку фантазировать, самовыражаться и не требуют каких-либо специальных навыков и умений.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин.

Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования (рисование ладошками, пальчиками, смятой бумагой, ватными палочками). Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д.Н. и др.).

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата и не требуют специальных умений. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать отпечаток собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

Цель: Развитие художественно-творческих способностей и психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение) детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

Для детей

  • Познакомить детей раннего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования.
  • Формировать интерес к изобразительной деятельности.
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
  • Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
  • Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
  • Способствовать использованию полученных знаний в процессе свободного творчества.

Для родителей

  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
  • Стимулировать их совместное творчество с детьми;
  • Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

Для педагогов

  • Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.
  • Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме.

Ожидаемые результаты:

Дети

  • Знание детей о нетрадиционных способах рисования;
  • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности, внимания;
  • Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Родители

  • Приобретение родителями знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
  • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги

  • Повышение уровня знаний по теме «Нетрадиционные техники рисования». Накопление методического, дидактического и наглядного материала по теме.
  • Распространение педагогического опыта в использовании изобразительных технологий, дальнейшее развитие темы по самообразованию.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

А.И. Лыкова «Художественное воспитание, обучение и развитие детей от 2 до 7 лет. «Цветные ладошки».

А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования».

Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования».

Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками».

Материально-техническое: картон, гуашь, ватные палочки, клубочки, корзинка, домик, имитация звездного неба, шкатулка, мятая бумага, влажные салфетки, мягкая игрушка Лунтик, фотоаппарат, проектор, презентации, костюмы.

Дидактическое: конспекты и сценарии, проведенных занятий.

Взаимодействие с другими образовательными областями.

«Физическое развитие» Развитие мелкой моторики; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

«Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов деятельности; практическое овладение детьми нормами речи.

«Познавательное развитие» Сенсорное развитие; расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества.

«Социально-коммуникативное развитие» Формирование уважительного отношения к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

«Художественно-эстетическое развитие» Использование музыкальных произведений, с целью приобщения к различным видам искусства.

Использование художественных произведений для развития художественного восприятия и эстетического вкуса.

Этапы реализации проекта.

  1. Организационно-подготовительный (конец января)
  2. Основной (февраль)
  3. Заключительный (начало марта)

Реализация проекта проходила в 3 этапа:

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]