Классификация музыкальных занятий по их содержанию
Марина Балясова
Классификация музыкальных занятий по их содержанию
Следующее основание для классификации музыкальных занятий — это его содержание. В связи с этим музыкальное занятие может быть типовым, или традиционным, доминантным, тематическим, комплексным, интегрированным.
Типовое (или традиционное)
музыкальное занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество)
и подразумевает последовательное их чередование. Структура
музыкального занятия может варьироваться.
Доминантное музыкальное занятие – это занятие, на котором преобладает один вид музыкальной деятельности. Или занятие, направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности-чувства ритма, ладового чувства, звуковысотного слуха и др. В последнем случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности, но при одном условии – каждый из них направлен на совершенствование доминирующей у ребёнка способности.
Тематическое музыкальное занятие определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей. В зависимости от темы занятия подразделяются на собственно тематические (например «Природа в музыке»
,
«Времена года в музыке»
,
«Музыка моего народа»
) и
музыкально-тематические. Главное в тематических занятиях показать изобразительные возможности музыки в передаче явлений окружающего мира. В музыкально – тематических занятиях формулировка темы связана с выразительными средствами музыки, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов. Такие занятия ещё называют сюжетными музыкальными занятиями. Они объединены не только одной темой, но и одной сюжетной линией (например, «Сказка в музыке»
,
«Зимние истории и небылицы»
). Целостность
музыкального занятия в данном случаи достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.
Комплексные музыкальные занятия – основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и др. Их цель – объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную). Обогатить представление детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств. О взаимосвязи искусств.
Подготовка к комплексным занятиям трудоёмка, она требует согласованных действий от воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, специалистов. Проводятся такие занятия примерно один раз в месяц фронтально и, как правило, начиная со средней группы.
Интегрированное занятие характеризуется наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией)
содержания разных образовательных областей Программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие, в первую очередь идеи или темы, какого либо явления, образа.