Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с хохломской росписью»
Закирова Гульнара Мизфатовна
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с хохломской росписью»
Цель: Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях.
Учить рисовать «завитки»
. Упражнять в
рисовании тонких плавных линий концом кисти.
Совершенствовать умение составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла.
Способствовать развитию чувства цвета, ритма, композиции;
Способствовать воспитанию интереса к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Демонстрационный материал: готовые изделия хохломских мастеров, образцы элементов хохломской росписи (осочек, травинка, усики, капелька, ягодка)
, лист бумаги для показа способа
рисования «завитка» с нарисованной основной веткой (криулем, образец вазы с хохломской росписью.
Раздаточный материал: готовые силуэты ваз затонированные в желтый цвет, гуашь, баночка с водой, салфетка, тычки из губки, кисточка на каждого ребенка, листочки для тренировки рисования «завитков»
.
1. Словесный- рассказ детям о возникновении Хохломских изделий и росписи.
2. Наглядный – рассматривание изделий расписанных хохломской росписью, раздаточный и демонстрационный материал.
3. Практический – работа детей за столами.
Словарная работа: «завиток»
, криуль, растительность.
Интеграция с ОО:
История возникновения промысла
Есть много легенд о том, как зародился знаменитый хохломской промысел. Первые письменные исторические упоминания о сельце Хохлома датированы шестнадцатым веком.
Зарождение — начало XVII века
Еще при царе Иоанне Васильевиче знали о местечке «Хохломская Ухожея» (ухожея – очищенная от леса земля, приготовленная под пашню (устар.)). Земля была неплодородная. Крестьяне издавна зарабатывали промыслом, вырезая простую деревянную посуду – ложки, горшки, миски, квасники и кувшины в виде птиц, лодий (кораблей) и зверей. Изделия были без росписи, промазывались для крепости олифой.
Часть крестьян уходила на заработки. Многие в Троице-Сергиеву Лавру, к которой были «приписаны» заволжские земли и села. Там мастера расписывали золотом и киноварью деревянные кружки и ковши, золоченые кубки, подаваемые в престольные праздники.
В начале семнадцатого века в заволжские леса бежали староверы, которых стали называть «кержаки». Они не приняли указ патриарха, и расселились по всей необъятной Сибири, в лесах Зауралья. Многие осели в непроходимых чащобах Заволжья. С собой раскольники везли иконы, старинные письма, книги, предметы утвари. Среди них были и иконописцы, владеющие многими секретами росписи. Чтобы выжить в суровых землях, стали разукрашивать деревянную утварь.
И простенькая кухонная посуда из Хохломы расцвела прекрасными узорами, не оставляющими ни одного человека равнодушным.
Хохлома в СССР
Хохломское производство пережило крушение царской России, много раз приходило в упадок и возрождалось заново. После распада СССР перестали работать многие мастерские. В современной России есть два главных центра производства – это город Семенов – столица золотой хохломы, с фабрикой «Семеновская роспись», предприятием «Хохломская роспись». А также село Семинос и производством «Хохломской художник».
В семидесятые годы мастеров пригласили для обучения в Курск. Так зародилась знаменитая курская ручная роспись. Вначале мастера писали по образцам, а потом проявились свои неповторимые особенности – зеленый фон, золотая кайма. Сочные орнаменты суджанских ковров воплотились в росписях маками и полевыми цветами. Возникли интересные идеи выполнения ваз и сахарниц в форме уточек, петушков.
Роспись синим и голубым по серебряному фону — творческая находка мастеров из Вологды, стала называться «Северной хохломой». В ее рисунках с традиционной травкой появляются северные ягоды – голубика, клюква.
Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»
Ирина Волкова
Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»
Конспект ООД по рисованию в старшей группе
Тема: «Золотая хохлома»
Задачи: Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи (ягоды, легкая изогнутая травка, завиток, капельки)
. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью
(всем ворсом, концом)
. Прививать интерес к народным промыслам.
Материалы и оборудование
Деревянная посуда, расписанная хохломской росписью, образцы элементов хохломской росписи, бумажные заготовки посуды, акварельные краски, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, диск с русской — народной музыкой.
Хохлома. Хохломская роспись для детей.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.
Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят — втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком — золотистой. Расписывают посуду «под хохлому» масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Красный, черный, золотой и зеленый — цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.
Роспись бывает «верховая» — на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» — сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота
Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там — берите в руки кисть и краски и вперёд!
Травка — узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.
Травный орнамент.
Узор листочки — стебельки и листики.
Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.
Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.
В росписи «под фон» чаще используется элемент «кудрИна». Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
Хохлома: роспись, картинки и узоры
Можно выделить несколько видов орнамента:
Травная роспись – старинный вид рисунка. Он пишется мелкими мазками, завитками, колосками и ягодками по серебряному фону.
Напоминает русские травы – луговые, болотную осоку, белоус.
Этот рисунок может быть разбросан по всему изделию тарелок, разделочных досок, шкатулок или собран букетами, кустами. Причем из разрозненных травинок художники создают различные сочетания картинок — мотив петуха, жар-птицы, сидящей на дереве, клюющей ягоды, а также рыб.
Роспись «под листок» или «под ягоду» — в нее, кроме травки, включены овальные лепестки, расписанные тычками кисти, более крупными мазками.
В основу входят остроконечные или округлые листья по три или пять, и группы ягод около стебля.
В зависимости от величины изделия могут быть включены элементы ветки, рябины, винограда, смородины, крыжовника, клубники, цветы ромашки, тюльпана и колокольчика.
Роспись под «пряник» или «рыжик» — этот орнамент применяют обычно внутри блюда или чаши. Геометрические фигуры вписываются в ромб или квадрат. С травными кустами в углах, а в середине – большой «рыжик» в круге — солнце. Еще пряник называют «косовик», так как из него как бы вырастают косы из трав и мотивов. Вначале эти элементы росписи кажутся простыми и примитивными. Но если вглядеться, то видно, что солнце движется, и вместе с ним захвачены кружением все листочки и травинки.
«Кудрина» — стилизованные золотые изображения кудреватых завитков, формирующих листья, цветы, ягоды и плоды. Это вид росписи, где главной является контурная линия, золотое пятно и легкие тонкие штрихи в прорисовке мелких деталей.
«Фон» — художник рисует стебель с цветами и листьями, стилизованные изображения петушков, рыб. Затем фон заполняется краской – обычно черной. Поверх черного фона делают мазки краской – травинки, налепливаются гроздья диких яблочек, меленькие цветочки.
Роспись под «Пряник» Хохлома под фон Роспись «Кудрина»