Занятие «Чудо-Хохлома» (ложка в технике пластилинография), мастер-класс


Главные отличия

Все виды росписей хохломы бытовой кухонной утвари имеют свои особенности. Именно по ним специалисты или просто знающие люди могут рассказать о технике создания. Название «хохлома» является одним из самых популярных среди росписей. Научиться рисовать поэтапно могут не только опытные художники, но и дошкольники. К узорам хохломской росписи для начинающих относятся:


  1. Травяные узоры — линия, выгнутая в сторону. Чтобы её получить, необходимо сначала прижать в центре кисточку, а затем, отводя в сторону, плавно сбавлять давление и постепенно толщину.

  2. Лист — это один из самых простых узоров. Рисуются зеркально травинки, выгнутые наружу. Все пустые места заполняются аналогичного цвета краской.
  3. Скрученный, словно улитка, завиток встречается реже, так как его рисовать сложнее. Важно поддерживать одинаковое давление на кисть.
  4. Капелька — кисточка ставится на основание ворсинок и медленно разворачивается на 180 градусов, слегка выводясь вперёд и отрываясь от поверхности. Рисование капелек помогает натренировать руку для правильного нажима.
  5. Кустик — это несколько капелек, выстроенных в виде веера. В его основание ставится небольшая точка.

Занятие по ИЗО в детском саду на тему: «Роспись ложки (хохломская)»

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе
Тема: «Росписьложки (хохломская)»
Программное содержание:

-Продолжать знакомить детей с изделиями Хохломы. Познакомить с новым элементом- завиток. Закрепить умение рисовать ягоды (штампом), листья, травку. Учить детей составлять узор в круге. Передавать колорит росписи, сочетание цвета, фона и элементов растительного узора. -Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. -Воспитывать любовь и уважение к людям труда.

Материал демонстрационный:

выставка изделий хохломской росписи, изображения хохломских изделий.
Материал раздаточный:
деревянные ложки, гуашь, кисточки, ватные палочки, салфетки, подставки под кисточки, стаканчики для воды.
Аудиоматериал:
песня «Наша Хохлома» Ю. Чичкова, песня «Русские ложки»

Ход занятия:
Звучит русская народная музыка. На столах перед детьми расставленыхохломские изделия.
Воспитатель: Кому посуда для кашки-окрошки, Чудо- блюдо да чашки, ложки? Заходи, народ честной на нашу выставку. Не проходите мимо, будьте гостями дорогими на нашей чудо-выставке. Полюбуйтесь изделиями великих мастеров. Посмотрите, ребята, на эти изделия. Как их можно назвать одним словом. — Посуда. — А одинаковая ли здесь посуда? — Нет. — Здесь и чашки, здесь и ложки, самовар да поварешки. — А чем же похожа эта посуда? Возьмите в руки по одному изделию, внимательно рассмотрите его. Чем же похожа эта посуда? — Она сделана из дерева, одинаковые элементы узора (завитки, травка, листки, веточка с ягодами), узор выполнен на черном или желтом фоне. — А как же называется эта посуда? Кто уже догадался? -Хохломская посуда Да к вам приехала сама Золотая Хохлома! Выросла золотая травка на ложке, Распустился цветок на плошке, Ягодка клюква поспела на поварешке. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал
(раскрашивал)
, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома». Давайте еще раз вспомним, из каких растительных элементов состоит хохломской узор — Ягоды, листья, завитки, кустики. (демонстрирую на картинках) — Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное — мерцающий золотой фон, который делает изделие более нарядным и праздничным — Ребята, я обратила внимание на корзинку, которая стоит в уголке. Может быть ее кто- то забыл. Давайте в нее заглянем (достаем ложки). — Кто-же оставил нам эти ложки. Может быть мастера, которые привезли нам свои изделия? Посмотрите-ка, ложки-то непростые, а деревянные. Но вот только на них нет узора, и смотрятся они не совсем празднично. Ребята, а вы хотите стать настоящими мастерами- художниками Хохломы и разрисовать эти ложки. А теперь, все за столы дружно сели, на меня все посмотрели. (одеваем фартуки) — Какие цвета нам понадобятся для составления узора?
(черный, красный, зеленый)( показываю образцы нарисованных ложек)
— Ребята, посмотрите на образцы ложек и скажите, из каких элементов состоит узор на этих ложках?- Узор состоит из ветки с ягодами, листиков, завитков и травки.— Какое главное правило при составлении узора?
(элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно)
.

— Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды — тоже концом кисти или приемом тычка)

. Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями
(дугообразными)
. А вот ягоды можно еще нарисовать штампом (ватной палочкой). Посмотрите, как я буду расписывать ложку. В центре ложки мы рисуем завиток один, другой. От завитка кончиком кисти рисую травинки. А вот ягоды нарисуем штампом. — Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите деревянные ложки узорами. А теперь приступаем к работе. Самостоятельная работа детей, сопровождается музыкой (звучит песня «Наша Хохлома» Ю. Чичкова.) Когда дети нарисуют ягоды и листья, посоветовать дорисовать к ягодам мелкие детали на их концах (точки или «усики», а на листьях- прожилки (черные). Анализ детских работ.- А теперь посмотрите и найдите ложки, наиболее похожие на хохломские, выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка лучше других. — Ребята, вы очень старались, теперь наша ярмарка пополнится хохломскими ложками.- Роспись, хохломская, словно колдовскаяВ сказочную песню просится самаИ нигде на свете нет таких соцветийВсех чудес чудесней наша хохлома А сейчас я попрошу выйти сюда задорных музыкантов.- Ну-ка, ложки разбирайте,С нами пляску начинайте.Песня «Русские ложки».

Особенности техники

Принято расписывать хохломой деревянные изделия: игрушки, посуду и прочее. Готовое изделие можно преподнести в подарок или оставить у себя для украшения интерьера. Прежде чем приступать к росписи, необходимо подготовить все материалы и инструменты. Для работы понадобятся:

  • деревянная доска для разделки еды либо любой другой предмет под основу;
  • клейкое вещество;
  • гуашь или другие краски;
  • яичный белок;
  • листы бумаги;
  • карандаши;
  • кисточки для рисования разной толщины;
  • лак для закрепления рисунка;
  • малярная кисточка.

После того как вышеперечисленный список и трафареты хохломской росписи будут собраны, можно приступить к работе.

Поэтапный мастер-класс:

  1. Деревянную основу хорошо обмазать яичным белком и дать ему немного впитаться.
  2. Подготовить на отдельном листе эскизный рисунок.
  3. Покрыть разделочную доску или иной предмет золотой краской и дождаться её полного высыхания.
  4. Аккуратно перерисовать карандашом рисунок с листа на основу.
  5. Раскрасить в красный оттенок все орнаменты цветов и ягод.
  6. Тонкой кистью дорисовать завитки, листочки и прожилки.
  7. Обозначить границы узоров и обвести их пожирнее.

Хоть основа была покрашена в золотой цвет, конечный рисунок должен создавать ощущение, что фон всё-таки чёрный. Готовому изделию нужно дать высохнуть, затем проверить и дорисовать недостающие элементы и зелёную траву. Закрепить рисунок тонким слоем лака.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]