Педсовет. Современные тенденции развития дошкольного образования.


Современные тенденции дошкольного образования

В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования.

Введение ФГОС ДО в практику потребует реализации целого ряда мероприятий, определения их характера и последовательности.

К современным тенденциям в развитии дошкольного образования прежде всего необходимо отнести:

Гуманизация образования – рассмотрение личности ребёнка как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним их традиционных общедидактических принципов, на современном этапе развития образования его реализация обеспечивается другими условиями, в первую очередь, комплексностью традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы.

Индивидуализация как усилие еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхода.

Реализация этого принципа проявляется, в первую очередь, в организации личностно — деятельностного подхода в образовании. Появление такого комплексного, системного подхода к воспитанию и обучению детей обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. Особенностью такого подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы субъектно — субъектных отношений между педагогом и воспитанником. В самом названии данного подхода подчеркивается взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного.

Личностный (или личностно ориентированный) подход предполагает, что в центре обучения находится обучающийся с его индивидуально психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями. В рамках этого подхода обучение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и «зоны ближайшего развития» воспитанника. Этот учет проявляется в содержании учебных программ, формах организации учебного процесса и характере общения.

Суть деятельностного компонента в том, что образование способствует развитию личности только в том случае, если оно побуждает ее к деятельности. Значимость деятельности и ее результата влияет на эффективность овладения человеком общечеловеческой культурой. При планировании учебной деятельности необходимо учитывать не только общие характеристики деятельности (предметность, субъектность, мотивированность, целенаправленность, осознанность), но и ее структуру (действия, операции) и компоненты (предмет, средства, способы, продукт, результат).

Любовь и дисциплина

— Давайте поговорим о реформировании самого воспитательного процесса. Как вы себе это представляете?

— Все начинается с детского сада. Ребенок в среднем посещает его четыре года. Первое: нужно сделать так, чтобы в детских садах дети чувствовали себя комфортно. Там не должно быть «жести», как в советских садиках, когда ребенок описался, его поставили на стол, все на него показывают пальцем. Или ругают. Или заклеивают скотчем глаза.

— Да нет же, сейчас так не делают.

— Слушайте, делают так, что вы даже не представляете. У нас много этих историй, я могу рассказать, но не буду. Если ребенок не может сходить в детском саду в туалет — стесняется или боится, а подобное происходит сплошь и рядом, — значит, что-то случилось. Может быть, его осудили или посмеялись над ним. А к ребенку со стороны воспитателей должно быть бережное отношение — как к своему, по-доброму, с принятием. Ребенок должен получать базовые навыки, но в первую очередь он должен просто кайфовать все детство. Пусть он шалит, бегает, играет, поет и так далее.

— Опять же, сейчас идут перекосы, когда детям позволяется все, что угодно.

— Согласен. Поэтому должен быть баланс. У нас в Smile Fish две рельсы: любовь и дисциплина. Любить ребенка — это не значит позволять ему скакать по подоконникам, бить других детей или выбегать на проезжую часть. Наша любовь выражается в том, чтобы все дети в группе чувствовали себя расслабленно, комфортно и, главное, в безопасности. Мы даем определенную свободу каждому ребенку, чтобы он ощущал себя как дома.

Дисциплина при этом обязательна. Есть психологические исследования, когда ребенок видит лидера, знает четкие правила, то под таким контролем чувствует себя в безопасности. А когда ему все дозволено, то он расхлябан, неуравновешен, и от этого сам становится нервным, начинает волноваться, всего боится. Поэтому, естественно, в наших детских садах существует четкий режим дня: время приема пищи, сна, занятий, прогулок. В этом случае у ребенка формируется определенный внутренний ритм.

Я бы хотел отметить важную миссию воспитателя. Прежде всего, воспитатели должны любить детей и свою профессию, работать по призванию, а не принуждению. Задача воспитателя в детском саду — бережное отношение к здоровью и психологическому комфорту всех детей. С другой стороны, воспитатель должен увидеть талант у каждого ребенка, потому что все дети уникальны. Мы считаем, что воспитатели вообще одни из главных людей в жизни ребенка. Вспомните Арину Родионовну у маленького Саши Пушкина — она была обычным воспитателем, няней, а великий русский поэт увековечил ее имя в своих произведениях. Значит, она что-то делала, чтобы раскрыть его потенциал, относилась к нему по-доброму.

В наших детских садах есть программа «Пирамида взросления». Условно говоря, это такой треугольник, где воспитатель, ребенок и родитель общаются между собой. Все втроем должны взаимодействовать друг с другом, не боясь коммуникации. Таким образом можно развить сильные черты ребенка. Позднее функции воспитателя должен взять на себя школьный учитель.

— Вы считаете, что в школе тоже первично воспитание?

— Конечно. Вы помните свой первый класс? Я хорошо помню: много детей, огромный кабинет. И учитель говорит: «Здравствуйте, дети! Откройте страницу номер…» А мы сидим перепуганные за партами, никто никого не знает. А я ведь шел в школу как на праздник. Учитель что должен сделать? Отношения построить. Ему детей дали на четыре года, поэтому какие оценки, какая первая четверть? Это вообще неважно. Первое время, особенно когда на улице хорошая погода, дети с учителем должны гулять по паркам и прочее. Им нужно познакомиться, стать друзьями, выработать единые правила. Представляете, насколько такие дети будут эффективнее других?

В начальной школе детей учат прикладным вещам, которые потом используются всю жизнь. Вот я, к примеру, многое не помню из школьной программы — ни логарифмы, ни что такое синхрофазотрон, но зато я каждый день пишу, читаю, решаю какое-то микроуравнение. Поэтому главное для учителя — прозорливость, он должен видеть конечный продукт. Какими людьми станут мои ученики? Какими компетенциями будут обладать? Какие принципы я вложу в их жизнь? Какие фундаментальные истины я дам им?

И потом этот учитель должен рекомендовать уже родителям, какие таланты развивать, чтобы с пятого класса набор уроков был по выбору. В это время каждый ребенок должен уже отвечать на вопрос: что я создам? Один может попробовать себя в медицине, а другой мечтает стать блогером. Пусть дети экспериментируют. Ребенок должен понимать, как он улучшит свою жизнь, свою страну. Видеть себя в обществе, какой вклад привнесет в этот мир. Кроме того, в школе помимо базовых предметов нужно учить коммуникации, дружбе, построению семьи, этикету и так далее — вспомните колесо ценностей Smile Fish. Почему бы не ввести уроки публичных выступлений, финансовой грамотности — про банки, кредиты, ипотеки? Это должны быть предметы, которые сегодня актуальны. Почему наших детей этому не учат? Почему их вообще не учат жизни?

— Какие специалисты нужны вашей компании?

— Разные. Для меня диплом о высшем образовании вообще не показатель. Естественно, в наших садах работают профессиональные педагоги дошкольного образования, психологи. Но это не является гарантией, что человек получит у нас работу. Прежде всего мы отдаем предпочтение людям, которые действительно любят детей и у них куча идей, а это значит, что на собеседовании они с ходу могут спеть десять детских песенок, рассказать шутки-прибаутки, организовать игру, смастерить поделки из подручных материалов.


Smile Fish

Позитивная динамика

Меньше всего дошкольное образование доступно в Ингушетии (61,35%), Дагестане (67,7%), Тыве (79,6%), Ивановской области (82,4%). Также в числе отстающих регионов оказались Новосибирская область (88,1%), Забайкальский край (89,05%) Рязанская область (91,71%), Крым (93,48%) и Татарстан (93,27%).

Такие выводы можно сделать из исследования Минпросвещения о доступности дошкольного образования в России для детей в возрасте до трех лет.

Недетское дело: самарские частные садики преследуют из-за субсидий

Учреждения должны были предоставлять услуги по фиксированной стоимости, чтобы «разгрузить» очереди в муниципальные сады

Из документа также следует, что на 100% обеспечить потребности самых маленьких дошколят сегодня готовы только 37 субъектов. В их числе ЯНАО, НАО, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Кировская, Костромская, Курская, Ленинградская, Ульяновская, Тульская, Тверская, Тамбовская, Саратовская, Псковская, Пензенская, Орловская, Омская, Новгородская, Нижегородская, Московская, Магаданская области, Хакасия, Мордовия, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Адыгея, Алтай, Башкирия, Краснодарский, Хабаровский, Пермский и Приморский края.

В остальных эта доля составляет 93–99%. К этой категории относятся и города федерального значения Москва (99,5%) и Санкт-Петербург (99,97%).

Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минпросвещения, повышение и сохранение 100-процентной доступности всех уровней образования — ключевая задача, реализация которой позволяет создать для детей равные условия вне зависимости от места проживания.

Не всегда готов2

Фото: агентство городских новостей «Москва»

Брось трубку: почему развитие детей замедлилось

Увеличение времени, проведенного в пандемию с гаджетами, негативно сказалось на дошкольниках

— Еще в 2021 году доступность дошкольного образования для детей до трех лет не превышала по стране 78%. Благодаря активной работе по созданию новых мест в яслях и детских садах удалось существенно повысить этот показатель. По данным Минпросвещения России, доступность дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, по состоянию на 1 июля 2021 года, составила более 98%, — подчеркнули в министерстве.

Как уточнили в пресс-службе, задача по достижению и сохранению в регионах России 100-процентной доступности дошкольного образования решается прежде всего за счет создания дополнительных мест по федеральному проекту «Содействие занятости» национального проекта «Демография».

— Несмотря на эпидемиологическую ситуацию, продолжена работа по созданию новых мест в яслях и детских садах. По итогам 2021 года создано 75 853 места для детей до трех лет. В 2021 году планируется создать еще свыше 73 500 мест. При этом особое внимание уделяется строительству новых объектов в сельской местности, их оснащению современным оборудованием во всех регионах страны, — заверили в Минпросвещения.

«Известия» обратились за комментариями в отстающие регионы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]