ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Сoвременные дети живут в мощном потоке информации. Огромный речевой поток обрушивается на головы детей: одни с этим справляются, у других мозг не готов к таким объемам. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Проблема речевого развития детей дошкольного вoзраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.
Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.
Данный опыт разработан для детей дошкольного возраста, призван заинтересовать педагогов и родителей к проблеме развития речи у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий.
Развитие речи ребёнка требует постоянного педагогического руководства. В связи с этим, необходимо разработать на базе ДОУ систему по развитию речи детей с использованием в педагогическом процессе игровых технологий, которые будет способствовать развитию понимания речи, расширению и обогащению представлений детей об окружающем, формированию обобщенных представлений о предметах и действиях, развитию активной речи, обогащению и расширению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, развитию потребности детей в общении посредством речи, обучению простым формам монологической и диалогической речи.
Условиями успешного развития речи является:
Первое условие — это потребность общения, или коммуникации. Создание таких ситуаций, которые ставят ребёнка перед необходимостью речевых высказываний.
Второе условие — это создание речевой среды, дающей детям образцы речи. Речевая среда — это речь родителей (законных представителей), родных, друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь педагога.
Третье условие — это запас знаний, которым должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития. Дошкольник хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает.
Четверное условие — реализация системы игр, направленную на развитие всех сторон речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь).
Пятое условие – развитие мелкой моторики рук у детей.
Для достижения цели опыта необходимо игровые технологии включить не только в непосредственно образовательную деятельность, но и в свободную деятельность детей.
Убеждена, что использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей, и на снятие отрицательных последствий образования.
Основные направления моей работы по развитию речи детей с использованием разных игровых технологий:
- Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
- Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
- Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование, словоизменение.
- Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание).
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
- Сенсорное развитие.
В своей работе игровые технологии включаю в непосредственно образовательную деятельность и в свободную деятельность детей.
- Пособия для развития мелкой моторики (игры с пуговицами и шнурками, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв).
- Игры по развитию связной речи (мнемотаблицы, схемы для пересказа сказок и заучивания наизусть стихов, различные виды театра)
- Пособия для развития дыхания (игра «Дуйбол», разноцветные шарики, бабочки, султанчики, бумажные снежинки, вертушки, карандаши, колокольчики и т.д.).
- Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки).
- Картотеки речевых игр:
— на развитие слухового внимания
— на развитие фонематического слуха
-на развитие физиологического дыхания
— на развитие речевого дыхания
-на развитие голоса.
Любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование личности в целом. Таким образом, работа по развитию речи с использованием игровых технологий, позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширить знания об окружающем мире.
Следующая > |