Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

Сказкотерапия представляет собой «лечение сказкой» и является довольно новым методом в прикладной психологии. Такой способ применяют многие врачи, психологи, педагоги, а также сами родители.

В дошкольных учреждениях такую терапию используют широко. Ведь дети очень любят, когда им читают сказки, поэтому данный метод подходит каждому ребенку и позволяет ему справиться с любой жизненной проблемой.

В чем польза терапии?

Сказки известны людям еще с древних пор, как и легенды, басни, притчи. Произведения, написанные несколько сотен лет назад, пользуются большой популярностью, так как рассказывают про мир, его закономерности и понятия.

Сказкотерапия как средство примерки на себя определенной роли несет в себе определенный смысл, который читатель должен уметь увидеть в описанной ситуации. Он может быть:

  • Познавательным, с помощью которого дети знакомятся с окружающим миром.
  • Воспитательным, который позволяет различать понятия добра и зла.
  • Коррекционным, помогающим исправить плохое поведение детей, приводя подобный пример из сказки.

Родители, сами того не подозревая, применяют приемы сказкотерапии, когда читают своим деткам различные произведения на ночь. Такое лечение является очень полезным и интересным, поэтому его можно осуществлять и в домашних условиях, если родители чувствуют, что их ребенку нужна психологическая помощь.

Сказкотерапия для дошкольников позволяет благоприятно воздействовать на поведение детей, а именно:

  • различать такие понятия, как добро и зло;
  • воспитывать положительные качества характера;
  • исправлять недостатки в поведении;
  • указывать, что ребенок в конкретной ситуации не прав, и научить его поступать правильно;
  • помочь создать доверительные отношения между детьми и родителями;
  • формировать связную речь;
  • развивать способность ребенка фантазировать.

Особенно сказкотерапия как средство избавления от психологических проблем проводится, если в поведении малыша наблюдается агрессивность или нервозность, он не может что-то сделать или чего-то боится. С помощью данного метода можно легко определить, какие детские проблемы и переживания присутствуют, и каким образом можно их решить.

С помощью сказкотерапии можно справиться со многими трудностями в воспитании ребенка. Например, малыш совсем не хочет кушать овощи и фрукты, которые так необходимы подрастающему организму. В этом случае можно подобрать историю, в которой употребление данных продуктов восхваляется. Но при этом ни в коем случае нельзя заставлять детей кушать, если они этого категорически не хотят. До ребенка нужно постараться донести, что употреблять полезные продукты важно для его здоровья, чтобы он мог самостоятельно понять требования родителей. Точно таким же методом можно повлиять на детей, если они не желают ложиться спать вовремя, садиться на горшок, умываться, убирать игрушки и так далее.

Если родители самостоятельно не могут сориентироваться в выборе нужной сказки для сказкотерапии, то следует посетить детского психолога, который поможет подобрать соответствующие произведения и скажет, на что нужно обратить внимание в конкретном случае.

Становление звуковой культуры речи во второй младшей группе

Речь — это уникальная возможность обмена информацией, на формирование которой природой отведен короткий отрезок времени — ранний и дошкольный периоды детства. В этот срок в наиболее благоприятных условиях развития проходит становление устной и закладка фундамента для письменной ее формы. Воспитанию звуковой культуры речи уделяют основное внимание именно на раннем этапе детского развития.

Сказкотерапия направляет творческую активность детей

Для формирования фонетической и орфографической правильности речепроизношения, его выразительности (с помощью дикции, тональности, мимики, жестов) важна полноценная среда, в которой происходит постоянное, мотивированное условиями практической деятельности общение детей и взрослых.

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Для определения уровня освоения языка ребенком ориентируются на нормы речевого развития детей четвертого года жизни. Существует ряд признаков, по которым несложно проверить навыки малыша:

  • проговаривание собственного имени, отчества, фамилии, а также имен близких людей;
  • восприятие образов и описывание увиденной ситуации;
  • распределение предметов погрупповым признакам;
  • называние действий;
  • точное повторение услышанного;
  • изложение короткими фразами из3-4 слов;
  • пересказывание мультфильма, короткой сказки.

Важно! Согласно ФГОС, словарь (как активный, так и пассивный) в этот период увеличивается до 800-1000 слов.

Несовершенства касаются неправильного порядка слов в построении фразы несогласованности («пришло много гостев» пришло много гостей), недостатков произношения («лисипед» — велосипед), перестановок звуков в словах («певрые» — первые); пропусков согласных в стечении звуков («босая девича» — большая девочка).

Такие ошибки считают допустимыми и легко исправляемыми в процессе регулярных курсовых занятий.

Однако если речь идет об отклонениях, их следует вовремя выявить и корректировать у специалистов.

Отклонения речевого развития диагностирует специалист

Роль родного языка в развитии личности ребенка

Феномен речи как средства связи человека с внешним миром основан на знаковой сущности языка — возможности кодировать окружающую действительность, социализироваться, усваивать культурный опыт общества и на его основе заложить систему смыслов. Таким образом, роль родного языка в развитии личности ребенка состоит в постепенном переходе от познания мира к познанию себя.

Обратите внимание! Сказка предоставляет уникальную возможность посредством речи через освоение культурных ценностей формировать систему личностных смыслов ребенка.

Какие есть виды сказок?

Можно найти много различных классификаций сказок. Для сказкотерапии для дошкольников могут использовать следующие виды произведений:

  • Народые или художественные сказки. Они позволяют воспитать в детях духовные и нравственные ценности, научить сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу.
  • Поучительные сказки. Они расширяют кругозор читателя о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях, какие последствия вызывает неправильное поведение.
  • Диагностические сказки. Такие произведения позволяют выявить черты характера малыша, а также то, как он относится к этому миру.
  • Психологические сказки. Совместно с героями этих историй дети учатся справляться с трудностями, страхами, обретают собственную уверенность.
  • Логопедические сказки, предназначенные для развития речи. Данные произведения применяются, как средство формирования развития речи дошкольников.

Таким образом, для сказкотерапии для дошкольников используют различные виды сказок, которые направлены на выполнение конкретной задачи в развитии ребенка, в том числе и как средство развития связной речи.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Использование сказкотерапии с детьми как средство развития связной речи

Сказка — это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка — это чудо!

Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГОС. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса.

Ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера.

Поэтому к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми — использование сказки.

В своей работе мы исходили из утвердившегося в психолингвистике положения, что речь представляет собой совокупность отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно. При этом опирались на следующие принципиальные положения:

  • принцип постепенного перехода от более простого к более сложному
  • принцип дифференциации, заключающегося в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний, накопленного им опыта, эмоциональной и познавательной сферы
  • принцип деятельности. В непосредственно образовательной деятельности ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний
  • принцип непрерывности и интегративности. Процесс развития связной речи не заканчивается в деятельности педагога, а продолжается в совместной деятельности ребенка и родителя.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Сказкотерапия в системе коррекционной работы по развитию связной речи преследует такие цели:

  • создание коммуникативной направленности речевых высказываний
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи
  • развитие просодической стороны речи
  • развитие диалогической и монологической речи
  • приобщение детей к истокам народной культуры.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями.

Дидактическим материалом работы служат различные виды театров: настольный, пальчиковый, бибабо. Также используется фланелеграф и драматизация сказок.

Непосредственно образовательная деятельность с применением приема сказкотерапии состоит из нескольких этапов.

На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с предметами, с которыми дети затем встречаются в сказке.

На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения содержания сказочного произведения;

На третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами, одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные ситуации;

На четвертом – творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности.

В соответствии с вышеизложенной системой работы со сказкой были определены дифференцированные задачи и разработана методика, способствующая реализации каждого этапа.

I этап. Цикл кратковременных наблюдений, разработанных в соответствии с содержанием сказочного произведения. Основная цель наблюдений – подготовить детей к пониманию содержания сказки.

Задачи:

  • развивать чувственное восприятие сказки и эмоциональное отношение к ней.
  • побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций;
  • выполнять трудовые действия, направленные на освоение сказки.

II этап. Знакомство со сказкой.

Задачи:

  • подводить детей к пониманию содержания сказки, опираясь на непосредственный чувственный опыт, с которым дети встречаются в сказке;
  • развивать у детей интерес и чуткость к образному языку сказки;
  • расширять знания о художественном слове, его эмоциональной окраске;
  • способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах;
  • развивать у детей умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
  • развивать у детей умение вживаться в образ, передавать его эмоционально.

Читая сказку, используем эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). В беседе по содержанию сказочного произведения используем вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы постоянно обращаемся к личному опыту детей, поощряя высказывания детей.

III этап. Путешествие по сказке.

Задачи:

  • побуждать детей к видоизменению содержания сказки;
  • использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем;
  • развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок (как своих, так и сверстников);
  • воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей, умение внимательно выслушивать их, давать оценку.

Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставлю в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом «путешествия» по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом мною используются различные приемы: вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания привлекаю детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки.

IV этап. Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок.

Задачи:

  • развивать у детей интерес к творческому рассказыванию, желание фантазировать и сочинять сказки;
  • побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок по различным лексическим темам;
  • развивать у детей желание и умение совершенствовать свое сочинение (целенаправленность, композиционная целостность, художественная выразительность и оригинальность);
  • побуждать к творческому рассказыванию сказок лексического содержания, созданию несколько вариантов на одну тему.

Для этого мною используются разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок, предлагая детям разнообразные сюжеты и интересные темы.

Заключительный этап. Продолжительность данного этапа – 2 недели.

Цель заключительного этапа: проведение контрольной диагностики.

Задачи:

  • получить информацию об уровне сформированности связной речи
  • определить наиболее результативные приёмы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Использование приема сказкотерапии в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Заключение

Таким образом, на основании вышеприведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в коррекционной работе по развитию связной речи:

  • У ребенка исчезают переживания связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.
  • Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.

Используемая литература:

  1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки — СПб.: КАРО, 2001. — 128 с, ил.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. — М. 2004.
  3. Зинкевич-Евстигнеева. Т.Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии» Спб. -1998 г.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
  5. Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста» Москва: «ЦГЛ», 2004 г.
  6. МакунинаЕ. Ж.Придумываем истории и сказки. Ребенок в детском саду 6-2005г. с.35.
  7. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. — СПб., «Детство-пресс», 1999.
  8. Шорохова О.А. «Играем в сказку» ТЦ «Сфера» Москва 2006г.
Следующая >

Как проводят сказкотерапию в дошкольных учреждениях?

Сказкотерапия как средство от плохого поведения, страхов и речевых дефектов часто применяется в детских садах и специализированных дошкольных учреждениях. Специалисты используют различные методики для сказкотерапии для маленьких детей дошкольного возраста. К самым распространенным способам относятся такие, при которых воспитатели:

  • Читают произведения всей группе детей, а затем вместе с ними обсуждают какие-то темы, поведение персонажей и прочее.
  • Выбирают сказку, которую хорошо знают все дети, и распределяют для каждого ребенка роль, и проигрывают сценку.
  • Разбирают произведение и задают в соответствии с ним разнообразные задания. К примеру, деткам нужно сделать рисунок, который отразить суть сказки, либо поделиться своим мнением о том, правильно ли вел себя герой, нужно ли что-то исправить.
  • Помогают сочинить сказку полностью или частично, например, сначала прочитать настоящее произведение, а затем вместе с ребятами сделать из него идеальную сказку, где все герои будут положительными.

Подобные упражнения являются очень полезными для развития речи, формирования восприятия и психики детей. Каждый малыш имеет возможность примерить на себя роль того или иного персонажа, затем научится совершать правильные поступки и понять, почему нельзя делать по-другому.

В настоящее время родители и воспитатели могут найти уже готовые примеры сказок для такой терапии. Но наиболее существенный эффект могут произвести те произведения, которые родители подбирают самостоятельно для своих детей.

Формируем ЗКР во второй младшей группе

В работе по формированию ЗКР в детском саду у детей 2 младшей группы стоит задача развить:

  • артикуляционный аппарат;
  • правильное произношение;
  • слуховое восприятие, фонематический слух;
  • длительный ротовой выдох, речевое дыхание;
  • интонационную выразительность речи;
  • мелкую моторику.

В календарный план работ занятия по ЗКР включают ежедневно, по коммуникации и чтению — дважды в неделю.

Пример проекта по развитию речи во второй младшей группе

После проведения диагностики детей по ЗКР и анкетирования родителей составляют план проекта по развитию речи во второй младшей группе. Для этого можно использовать методические разработки ФГОС.

Пример проекта по ЗКР

Игры по ЗКР во второй младшей группе

Поскольку ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра, эта форма активно используется в занятиях. Для составления урока можно использовать готовые конспекты специалистов.

Пример занятия по ЗКР

Картотека игр по звуковой культуре речи

В картотеку подбирают игры по каждому направлению ЗКР. В группе формируют речевой уголок. В него входят:

  • дидактические игры по ЗКР 2 младшая группа картотека с целями;
  • сборники сказок, стихотворений, в том числе и придуманных детьми.

Пример картотеки по ЗКР

Тема для родительского собрания во второй младшей группе по развитию речи

Родители — главные воспитатели детей. Поэтому важно стимулировать их педагогическое самообразование. Родительское собрание — одна из самых эффективных форм просвещения семьи, которая резко повышает эффективность работы с малышами.

Пример методики проведения родительского собрания

Таким образом, значение сказки как малой формы фольклора важно для обучения и воспитания детей. Метод сказкотерапии дает педагогу большое пространство возможностей и является способом всесторонне использовать роль родного языка в формировании ЗКР и развития личности ребенка дошкольного возраста.

Алгоритм проведения сказкотерапии для родителей

Каждый родитель, решивший попробовать сказкотерапию, должен следовать определенному алгоритму. В первую очередь необходимо определить, какая у ребенка присутствует проблема, и что именно спровоцировало его плохое поведение.

Затем внимательно подобрать сказку для сказкотерапии для конкретной цели. Главный персонаж должен быть похож на малыша, например, внешним видом, чертами характера, местом проживания. После этого описать ситуацию, в которой данный персонаж совершает плохой поступок либо боится чего-то.

При этом необходимо акцентировать внимание ребенка на том, как реагируют на подобный поступок окружающие лица, как они выражают свое недовольство. Затем родителям нужно пересказать сюжет произведения так, чтобы персонаж осознал негативность своего поведения либо беспочвенность своих страхов.

После рассказа необходимо обсудить с ребенком историю, дать ему возможность самому высказать собственное мнение о действиях главного героя и способах его исправления.

Также в процессе прочтения нужно обращать внимание детей на то, что человек должен вести себя хорошо, помогать людям, которые старше, говорить вежливые слова. Он должен понять, что добро всегда побеждает зло, вследствие чего отрицательных героев ждет наказание.

Не менее важным моментом для сказкотерапии для дошкольников является то, что при выборе произведения требуется учитывать потребности детей, которые актуальны именно в данном возрасте. Таким образом, главный персонаж должен быть:

  • Активным. Роль, которую будет примерять на себя читатель, должна быть максимально подвижной. Причем все его действия должны быть успешными, приносить победу в борьбе.
  • Самостоятельным. Персонаж должен сам принимать решения, совершать поступки, ни от кого не зависеть, что помогает ребенку быть не просто самостоятельным, но ответственным, умеющим отстаивать свою точку зрения.
  • Высоко оценивающим собственные знания и навыки. Положительный герой всегда должен быть способен справляться со своими страхами, трудностями, что помогает ему побеждать зло. Благодаря этому улучшается самооценка ребенка и приобретается уверенность в себе.

Развитие речи с помощью сказок

Сказка как средство развития связной речи широко применяется воспитателями и логопедами. По сказкам можно создавать мнемотаблицы, с помощью которых дети учатся объединять разные отрывки из сказки в целостный сюжет.

В мозге ребенка активизируются процессы создания длинных предложений, что благотворно влияет на развитие речи.

Артикуляционная гимнастика в сказках, также используется педагогами, как средство развития связной речи дошкольников. Именно такая гимнастика позволяет решить проблему, связанную с работой артикуляционного аппарата. В ходе ее проведения дети выполняют комплекс специальных упражнений, которые нацелены на то, чтобы укрепить и развить мышцы данного аппарата. Для того чтобы закрепить полученные навыки необходимо много раз повторять их, что обычно очень надоедает и интерес к выполняемым действиям пропадает. Как раз в этом случае отлично подходят артикуляционные сказки, с помощью которых у детей создается положительный эмоциональный настрой.

Такие логопедические сказки для развития звукопроизношения производят заметный положительный эффект. Для закрепления звуков нужно не только читать произведения, но и разыгрывать сценки. Такая необходимость заключается в том, что человек легче запоминает то, что видит или делает сам. Поэтому хорошо, если прочтение будет совмещаться с действиями.

Артикуляционные сказки, как средство развития связной речи дошкольников, помогают детям говорить наиболее четко и ясно, правильно произносить звуки. Эта методика очень важна для выполнения в дошкольных учреждениях, так как в таком возрасте намного легче правильно сформировать речевые навыки.

Сказкотерапия для дошкольников предоставляет деткам уникальный шанс без вреда для себя пережить различные ситуации из жизни. При применении скрытого в сказках опыта прошлых поколений, дети могут проникнуть в свой собственный мир переживаний и чувств. Это и является главной особенностью данной терапии, которая позволяет добиться огромных успехов в работе с малышами, нуждающимися в психологической и логопедической помощи.

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

Всё более актуальной проблемой на сегодняшний день является развитие речи, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается значительно высоким. Очень часто приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей дошкольного возраста. Одним из предпосылок и прямой угрозой надвигающейся языковой катастрофы является снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей — один из главных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это даёт возможность обновить и качественно улучшить речевое развитие детей. Показатели речи и свойства личности — взаимосвязаны и должны быть во внимании родителей, которые заботятся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Сказка как жанр художественной литературы используется в различных областях работы с детьми — дошкольниками, имеющими нарушения речи. Исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Аникин В.П., Большунова Н.Я., Кабачек О.А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через внедрения метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Наиболее эффективным средством в работе с детьми с речевыми нарушениями является использование сказки, которая в свою очередь оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более-менее случайными журналами. Многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. Как бороться с таким положением вещей и надо ли с ними бороться вообще — вот тот вопрос, который остаётся на сегодняшний день более актуальным. А ведь это так важно! Дети в сказках находят частичку себя, своей жизни, своей души. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебных сказочных персонажей (Феи, Деда Мороз), который дарит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Сказка — это неотъемлемый элемент в воспитании ребёнка. Роль сказки многогранна: от развития фантазии, до развития правильной и выразительной речи.

Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Они понимает сказку лучше, чем серьёзную для него взрослую речь. Если взрослые хотят объяснить что-то ребёнку, поддержать его, очень кстати вспомнить язык детства — сказку.

Взаимодействие различных методов и приёмов, предметная среда, коммуникация являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходимо опираться на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность, и высказывания ребёнка, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексикограмматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

На занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, приобщение детей к народному творчеству, обогащение эмоционально — чувственной сферы ребёнка, а также выполняет развивающе-терапевтическую функцию, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (снятие стресса, очищение души, умиротворение.).

От трех до шести лет происходит умственное развитие детей, которое характеризуется формированием образного мышления, что позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делать это помогает сказка. В четыре-пять лет происходит развитие сказочного мышления. C помощью сказки ребенок интерпретирует окружающую действительность.

В сказке всегда заложен урок: быть дружными, смелыми, трудолюбивыми, мужественными, честными. Они несут в себе активизирующее воздействие и на эмоциональную сферу ребенка, и на речевую деятельность, обеспечивают комплексный подход в развитии ребёнка. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. А также познает и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу. Дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки.

Возрастная аудитория есть у каждой группы сказок. Детям 3-5 лет наиболее близки и понятны сказки о животных, а также сказки о взаимодействии людей и животных, т.к. в этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, подражая их манерам поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает сказки о людях, потому что в этих сказках содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок — это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательно: «вход в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и «выхода из сказки». Такая структура занятия создает а, настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой включает в себя следующие этапы:

  1. чтение или рассказ самой сказки, затем ее обсуждение. В обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению.
  2. рисунок отрывка, который наиболее значимый для ребенка;
  3. драматизация, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), музыкальный образ сказки, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Чему могут научить такие сказки детей? Во-первых, ребенок осознаёт, что взрослый интересуются его проблемами, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: «ищи силы для решения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности», т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя представляем.

В-третьих, истории показывают, что выход есть всегда, из любой ситуации, всегда нужно только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

  • трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
  • чувство неполноценности. Агрессивное поведение — и есть результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
  • тревоги и страхи, связанные с различными ситуациями.

проблемы, связанные с возрастными особенностями. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без родителей, быть самостоятельным во всём.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, родителей, которая ему так важна и необходима.

Сказка помогает ребёнку активизировать различные стороны мыслительных процессов и самосовершенствоваться. В процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними, у детей повышается речевая активность. Понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей развивается выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется лексический запас.

Чтобы успешно осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, создаются следующие условия:

  • наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, TCO, канцтовары);
  • практические материалы для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.);
  • консультации для родителей и педагогов (цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки);
  • наличие специалистов — логопед, психолог, учитель изобразительной деятельности, которые работают с тесном содружестве.

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии включают:

  • диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;
  • взаимодействие детей дошкольного возраста с окружающим миром посредством сказки;
  • обогащение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;

При подборе материала для работы с детьми, необходимо руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие речи, личности в целом. Сказка помогает детям отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, идти дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность — главные общечеловеческие ценности. Сказкотерапия повышает у детей самооценку, активизирует лексический запас детей, развивает их воображение и мышление.

Сказкотерапия это:

  • процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, о системе взаимоотношений в нём;
  • процесс переноса сказочных символов в реальность;
  • созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;
  • терапия средой, особой сказочной обстановкой;
  • выявление и развитие творческого потенциала;
  • снижение уровня тревожности и агрессивности;
  • азвитие способности эмоционального настроя и естественной коммуникации;
  • развитие умения преодолевать трудности и страхи;
  • формирование навыков адекватного выражения эмоций;
  • укрепление союза «Ребенок-Родитель-Педагог»;

Задачи развития речи детей решаются с помощью:

  • рассказывания сказок от третьего лица; пересказывания сказок; сочинения сказок группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу.

Особую роль в педагогической деятельности нужно уделять просвещению родителей. Разъяснять о том, какую роль играют сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Рассказывать им о необходимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственных качеств на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки, чтобы чтение и обсуждение сказок стала доброй семейной традицией, что создаст тёплую задушевную атмосферу в доме.

При самостоятельном сочинении сказок, историй приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который будет ему необходим для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети научатся сами придумывать и завершать сказку, на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб., 2000. — 310 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2003.-400 с.
  3. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.. 2002. — 160 с.
  4. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. — M., 2001. — 304 с.
  5. Crpayнинг А.М. Росток: Программа по ТРИЗ — PTB для детей дошкольного возраста. 2 т. — Обнинск. 1996. — 420 с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева. Т.Д. “Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии” Спб.- 1998 г.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.: Речь, 2008. — 240 с.
  8. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. — M.: ЦГЛ, 2004.
  9. МакунинаЕ.Ж. Придумываем истории и сказки // Ребенок в детском саду. — 2005. — № 6. — С. 35.
  10. НищеваН.В. Разноцветные сказки. — СПб., “Детство-пресс”, 1999.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]