Языковые средства изобразительности и выразительности в сказках
Чтобы сказки были интересны детям и имели живой язык повествования, авторы используют различные средства выразительности. На протяжении столетий их выработалось большое количество. Сказка создается благодаря единству всех поэтических средств: эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений и др. Главные герои приобретают необходимые автору черты благодаря эпитетам: лиса становится хитрой, поросята неряшливыми.
К сведению! С помощью олицетворения автор наделяет неодушевленные предметы человеческими признаками, чтобы детское воображение могло отождествить себя с главным героем и сопереживать ему.
Особенности русской народной сказки
Русские народные сказки написаны ярким, выразительным языком. Они не только расширяют словарный запас, но и помогают ребенку правильно строить диалоги, развивают связную речь. В народном фольклоре много образных выражений, фразеологизмов. Народные сказки — это своего рода пособие для усвоения норм русского языка.
Русские народные сказки делятся на три группы:
- о животных, где звери ведут себя словно люди, например, «Петушок — золотой гребешок»;
- бытовые, героями которых выступают обычные люди — крестьяне, селяне, солдаты, например, «Никита Кожемяка»;
- волшебные, в которых представлена злая сила и победа над ней, например, «Сивка-бурка».
Классические персонажи русских народных сказок
Дидактические сказки
Дидактические сказки – это сказки, которые можно придумать для создания положительной мотивации к учебному процессу, для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, предлоги) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок “упаковываются” учебные задания.
Создается дидактическая сказка по следующему алгоритму:
Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ. Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.
Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать “злые” сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т.д.), стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).
Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, отзывчивые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.
Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).
Для старшей логопедической группы детского сада лучше брать просты, казалось бы знакомые сказки, несложные по сюжету и структуре: «Три поросенка», «Репка», «Рукавичка», «Царевна-Несмеяна», «Волшебное кольцо» и др. Это обусловлено характером речевых нарушений контингента детей этой группы. Обязательно наличие иллюстраций и картинок к этим сказкам. Ведь картинки – это наглядное изображение предметов, их признаков, а так же событий, ситуаций, эпизодов. По картинкам педагогу легче провести живую, непринужденную беседу, во время которой отрабатываются все компоненты речи.
Начиная работу со сказкой, ребенку необходимо знать, о чем рассказывается в сказке. Поэтому вначале надо прочитать сказку детям и спросить:
- Все ли ему понятно?
- Понравилась ли ему сказка?
- О ком рассказывается в сказке?
- Кто в сказке добрый, а кто – злой и почему?
- Кто поступил правильно, а кто – нет и почему?
В ходе чтения надо обязательно разъяснять значение устаревших или непонятных для детей слов (важно, что объяснение должно быть доступным). Например: изба – деревянный дом; сваты – знакомые жениха, которые просят родителей невесты выдать ее замуж. Тут же желательно предложить пословицы, поговорки, доступные по смыслу 5-летним детям (смысл их можно объяснить попутно), которые позволяют понять мораль сказки. Дети, к примеру, на вопрос: «А мышка одна смогла бы вытянуть репку, ведь только с ней ее вытянули?», дают утвердительный ответ. Сказку можно прочитать повторно и привлечь внимание к героям сказки, приводя загадки о них. Загадки, к примеру, о героях-животных, должны быть описывающие действия животного и его признаки, доступными для понимания детей. После их отгадывания нужно уточнить, что делает животное – как разговаривает, как передвигается, ест и т.п., какое оно. Важно задавать вопросы на развитие грамматической подсистемы речевой функциональной системы – в сказке нужно найти ласковые слова (с уменьшительно-ласкательными суффиксами) и слова, обозначающие большие предметы (с увеличительными суффиксами), предлагается разгадать этимологию прозвищ героев ( кошка Мурка – потому что мурлычет, Несмеяна – не смеется). Легко, например, по сказке «Репка» отработать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД, задавая соответствующие вопросы.
Одним из интересных видов работы над сказкой являются занимательные задания. Их можно выполнять после прочтения сказки и по мере чтения. В работе необходимо уделять внимание заданиям, развивающих аналитико-синтетические способности, возможности рядообразования.
С легкостью можно придумать массу интересных и правильных вопросов. В той же сказке «Репка» можно пересчитать героев-животных, а потом героев-людей; отыскать среди них животных домашних и диких; сравнить их по размеру, по форме; отыскать в сказке хитрых, простоватых, добрых; из ряда персонажей исключить ненужного для конкретной сказки; узнать сказку по отрывку, героям; исправить «ошибки» взрослого (эти ошибки могут быть смысловые (посадил волк репку), грамматические (стала репка тянуть деда), фонетические (кошка Журка) и др. Дети с удовольствием отгадают животных по следам, соединят последовательно цифры с названиями дней недели, получат контурные изображения героев сказок и др. Педагогу нужно быть готовым к тому, что дети могут выполнить задание не совсем так, как бы сделали вы, и дать не тот ответ, который от них ждут. Например, если бы вы объединили предметы в пары по цвету, он вполне может объединить их по форме, предназначению и т.д. А чтобы понять, ошибся ребенок или просто рассуждал не так, как вы, попросите его объяснить, почему он так решил. В ситуации «Пересчитаем, сколько хвостов у героев сказки «Репка», дети дали ответ – 4. Объяснилось все просто: у собаки, кошки, мышки и у РЕПКИ!
Очень понятны детям сказки как инструмент для пересказа. Очень важно умение составлять повествовательный (с опорой на глаголы) и описательный (с опорой на прилагательные) рассказ. В этом виде работы необходимы картинки: их нужно разложить в нужной последовательности, исключить лишнюю или сказать, чего недостает, найти соответствующее место одной из картинок. Можно соединять каритнки-эпизоды линиями, попутно пересказывая сказку. Интересно детям составлять схемы сказки с круговой последовательностью действий, т.е. начало и конец совпадают («Цапля и журавль», «»Старик и волк», «Бобовое зернышко»). Зная такую сказку, дети воспроизводят временную последовательность эпизодов в ней. При затруднении в пересказе мы с детьми применяли прем озаглавливания эпизодов.
Большое место уделяется развитию мелкой моторики: раскрашивание картинок-эпизодов, героев, штриховка, составление фигурок из сказок из спичек и счетных палочек. Понятно, что продуктивность работы зависит от настроения и желания детей. Или просто некоторым детям нужно чуть больше времени. Поэтому педагогу желательно преподносить не все сразу и использовать не все задания, а ориентироваться на то время, когда сказки доставляют детям удовольствие, иначе пользы от этого не будет.
Для выделения заданного звука из текста на занятиях по обучению грамоте используются сказки Г.Юдина «Поэты», «Мыша-водолаз», «Генерал Гена» и т.д.
Можно включать «сказочные» задания в занятия: ребенок всегда будет рад переключиться на сказочный лад (например: дети получают письмо от Незнайки, помогают Петушку и т. д.). Для некоторых детей оптимальной является подача материала «маленькими порциями».
Для развития связной речи, воображения, творческого мышления используются дидактические игры: «Шутку продолжи сказкой», «Салат из сказок», «Сказочные задачи» и т. д. В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки на индивидуальном логопедическом занятии предлагалось помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). На занятиях может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек.
Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.
Например: занятие по автоматизации [л] в слогах и словах можно провести на основе сказки «Репка». Для развития высоты и тембра голоса можно предложить ребенку изобразить, как рычит медведь, медведица, медвежонок в сказке «Три медведя» или превратиться в зайца, медведя, лису из сказки « Колобок» и сказать: «Колобок, колобок, я тебя съем!» — разными голосами.
Можно использовать отрывки хорошо знакомых детям русских народных сказок и иллюстраций к ним с необычными заданиями. Часть изображений дается в виде накладывающихся друг на друга контуров. Ребенок должен разглядеть контурные фигуры и обвести нужное изображение (например, колобок круглый, а не квадратный) или выбрать для обводки изображение по своему желанию (например, обвести дедушке валенки или лапти). Это задание чрезвычайно полезно всем детям, так как, тренируясь в различении контурных изображений, они будут меньше путать похожие буквенные начертания при обучении письму.
Небольшие упражнения по рисованию симметричных фигурок и узоров сразу двумя руками потренируют детей в умении координировать свои движения. В своей работе активно использую авторские сказки Г.Юдина для запоминания слов на заданные звуки.
Сказки Г. Юдина:
Запомните слова со звуками [м, м’], которые встретятся вам в сказке Г, Юдина «Поэты».
ПОЭТЫ Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
— Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил: Каждый день и каждый час Мы твердим упрямо: Нет на свете никого Лучше нашей… Малины! — заорал Миша.
Да при чем здесь «малина»! Я Хотел сказать: «Лучше нашей мамы». Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
Ну, хотя бы про этот мухомор. Не ешьте белые макароны, А ешьте красные мухоморы! ,
— Что ты, что ты!- испугался мышонок. — Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора: В лесу нет доктора важней, Чем бойкий рыжий…
Айболит!—заорал медвежонок.
Да не Айболит, а муравей- Айболит лечит зверей, а муравей — лес,
Откуда ты так много знаешь?
Использование сказки для развития речи дошкольников
В современной педагогической деятельности развитие каких-либо навыков с помощью сказок называется сказкотерапией. Она основана на чтении, прослушивании, сочинении, театрализованных постановках. Может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Подходит для работы с младшими и средними дошкольниками, подростками и учениками старшей школы, взрослыми и пожилыми людьми. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.
Как правильно сделать логопедический массаж ребенку дома
К сведению! Сказкотерапия — достаточно инновационный метод работы, в котором используется потенциал сказок. Главная цель — преодоление барьеров в общении, создание возможностей для самовыражения и снятие психического напряжения.
Определенных инструкций и условий по работе нет, однако выделяют основные методы работы:
- Рассказывание сказки. Этот прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, общения и умения дополнять друг друга.
- Дописывание сказок. Содержит в себе важный диагностический материал о внутреннем состоянии ребенка, его склонности к определенным героям. Учит детей договариваться, слушать друг друга. Этот метод хорошо работает для развития речи дошкольников средних и старших групп.
- Постановка с помощью кукол. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые ребенок не может себе позволить проявить. С помощью кукол дети могут общаться друг с другом, примеряя разные роли.
После прослушивания сказки важно обсудить:
- что понравилось, чему учит эта история;
- положительных и отрицательных героев, их поступки;
- как бы поступили дети, если бы были на месте главного героя;
- если конец огорчил детей, то можно дописать историю самостоятельно.
Групповое занятие по сказкотерапии
Во время игрового занятия педагог может прибегнуть к использованию дидактических материалов, специальных тетрадей и проч. Также рекомендуется подготовка необходимых материалов: карандашей, красок, теста, с помощью которых дети смогут изобразить, слепить персонажей, театрально обыграть их.
В современном мире, где ребенку книгу заменяют компьютер, интернет и другие средства технического прогресса, особенно остро стоит вопрос развития речи дошкольников.
Слушая взрослых, дети запоминают многие слова, выражения, способ их использования и таким путем обогащают свой язык.Одной из задач чтения и рассказывания является обогащение словаря ребенка.
Психологи утверждают, что дошкольный возраст-сензитивный период, который является самым благоприятным для развития речи, а так же, формирования культуры речевого общения малыша.
Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С.Выготский,А.С.Леонтьев,Е.И. Тихеева, О. И. Соловьева.
Е. И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи, считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека.
Большой вклад в разработку проблемы развития речи внесла А.М. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того, чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи.
Практика же показывает, что развитие речи детей дошкольного возраста является очень трудоемким и ответственным процессом, который требует определенной системы и терпения со стороны педагога, подбора наиболее действенных методов и приемов обучения. А учитывая то, что ребенок практически целый день находится в дошкольной организации, то главным ответственным лицом является воспитатель.
Одним из действенных средств развития речи является сказка, совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка. Сказочно-фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия понимания ее ребенком – дошкольником, которая полностью соответствует возрастным особенностям и потребностям малыша.
Опираясь на наш опыт работы в детском саду, мы выяснили с помощью анкетирования и индивидуальных опросов родителей, что в семье взрослые не читают детям сказки, а занимаются своими делами, детей же отвлекают телевизором или игрой на планшете, сотовом телефоне. Проводя с гаджетами большую часть свободного времени, дети насыщаются ненужной информацией, от того становятся гиперактивными, неусидчивыми, не умеют друг с другом договариваться, мало общаются. А нехватка речевого общения со сверстниками и взрослыми ведет к тому, что малыши плохо говорят, имеют минимальный скудный словарный запас.
Взрослое поколение понимает огромную значимость речи, которая помогает маленькому дошкольнику познавать окружающий мир, делиться своими знаниями, рассказывать о своих переживаниях. Малый, имеющий в своем активном словаре скудный запас лишен такой возможности. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды деятельности при работе с детьми в детском саду и использование традиционных и нетрадиционных методов и приемов существенно влияют на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста.
Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. И когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя, начнет познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики. Передо мной как педагогов стоит задача — выстраивать работу с семьей по изучению сказок на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей. Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудростиВ сказке заключена мудрость народа, она учит детей сопереживать, различать добро и зло, помогать другу, расширяет жизненный опыт ребенка, готовя его к будущей самостоятельной жизни в социуме.
Само слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Крупнейший исследователь и собиратель сказки А. И. Никифоров дал следующее определение: «Сказки-это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».
«Сказки-это блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст их родителей». Конечно же, любой воспитательный процесс идет совместно с родителями, которые принимают активное участие в развитии речи своего любимого чада. В связи с этим, мы бы рекомендовали им:
-чтение народных сказок с меняющимся голосом и интонацией;
-совместные настольные игры по сказкам;
-совместное изготовление книжек – малышек для обогащения библиотеки группы;
-дни без гаджета (отключение на целый день телевизоров, телефонов и компьютеров);
-постановка и инсценировка сказки родителями совместно с детьми.
Развитие речи на занятиях с использованием сказки обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребенка, помогает малышу обогатить свой активный словарный запас. «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение» — сказал великий педагог Д. Родари. Пересказывая, рассказывая сказки, у детей формируется грамматически правильная речь, богатая сложными предложениями, с разнообразной лексикой: глаголами, определяющих действие; прилагательными, характеризующими персонажей; наречиями. Это способствует осмыслению выразительных деталей текста, слиянию образных и логических компонентов.
Современная методика развития речи включает в себя различные приемы совершенствования всех сторон речевой культуры детей дошкольного возраста.
Существует также известная классификация сказок по их содержанию: Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака. Сказки о животных. Здесь главные персонажи — это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот — умный, лиса — хитрая, медведь — сильный. Примеры: «Теремок», «Репка», «Колобок». Социально-бытовые сказки — иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки — сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры социально-бытовых сказок: «Каша из топора»,»Барин и плотник», «Мужик и поп».
Чрезвычайно важно создавать благоприятные условия для развития речи в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Профессиональное использование различных педагогических средств, приемов и методов и умелое их сочетание способны не только развивать речь детей, но и обеспечить гармоничное воспитание в соответствии с современными требованиями.
Современная методика развития речи содержит разнообразные приемы совершенствования всех сторон речи дошкольников. Их можно использовать при знакомстве детей со сказками. Рассмотрим некоторые из них:
Чтение вслух и рассказывание сказок – им принадлежит главенствующая роль в ознакомлении детей со сказками во всех возрастных группах.
Моделирование сказок. Использование геометрических, форм, схематичного изображения, как стимульный материал для составления сюжетов сказок.
Например,
сказка «Три поросенка» —
«Волк и семеро козлят» —
Использование мнемотехники для детей дошкольников становится актуальным, так как схемы и мнемотаблицы в значительной степени облегчает детям процесс овладение грамоты выстроенной речи, кроме того, наличие зрительного плана+схема делают сказки четкими,связными и последовательными.
Ритмизация (простукивание, прохлопывание ритма, отражающего особенности движения – быстрый, моросящий дождик, настроение героев – «идет грустный медвежонок», «скачет веселый зайка»)
Психогимнастика — выразительная передача в мимике, движениях эмоциональных состояний (этюды «Горе», «Радость»)
Музыкальное сопровождение (фрагменты классических произведений:А.И.Хачатурян «Танец с саблями», П.И.Чайковский «Вальс цветов»)
Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия в воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Словесная режиссерская игра – упражнение детей в звуковом оформлении связного высказывания (разная сила голоса, темпа и ритма речи), использование в речи образных выражений, сказочных повторов, а так же лексических средств (прилагательных, наречия) для определения свои эмоций, чувств от прослушивания сказки, музыки.
Словесное рисование — точное определение словами состояний героев («петушок обиделся»), изображение их позы, мимики, жестов не раскрытых в контексте литературного произведения (глаза у мышат радостные, они улыбаются, пляшут).
Драматизация – «это игра детей в рассказанное или прочитанное произведение» Р. И. Жуковская
Хочется закончить статью словами Шалвы Аманашвили: «Сказки нужны детям как воздух, потому что через сказки – умные, мудрые с невероятными и обычными событиями фантастическими и обычными героями,- они постигают правду жизни. Сказки крисстализуют душу ребенка и очищают душу взрослого».
В нашем садике ведется плодотворная работа по развитию речи детей дошкольного возраста. Все педагоги используют в своей работе чтение и инсценировки различных сказок и многие другие формы и методы, способствующие всестороннему развитию детей.
Список используемой литературы
- Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ.,Детство-Пресс, 2014 г.
- Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. , Лабиринт, 2015 г
- Аникин В.П. Русская народная сказка.- М., 1977г
- Бунятова А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.// Успехи современного естествознания.- 2010.-№6
- Зимина И.Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. //Дошкольное воспитание//.- 2005.- №5.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии. — М. : Речь, 2006
- Николаева Н. Д. Возможности волшебного мира сказок в обучении и воспитании.// Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования. — Якутск, 2004г
- Кольцова И. Н. Социокультурные функции сказки. — Н. Новгород, 2000
- Стрелкова Л.П. Уроки сказки. — М.: Педагогика, 1989г.
- Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование//.- № 8-2008. -23-35с.
Развитие речи в дошкольном возрасте
Общение является тем видом деятельности, которым ребенок овладевает еще в раннем возрасте. Без общения невозможно было бы существовать в социуме, получать и передавать информацию, успешно социализироваться и взаимодействовать с окружающими.
К сведению! Хорошо поставленная речь дошкольника положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.
Речевое развитие дошкольников является одной из структурных единиц программы развития личности по ФГОС. Составленная программа предполагает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- расширение словарного запаса ребенка;
- формирование правильной диалогической и монологической речи;
- знакомство с художественной литературой, различными жанрами;
- своевременное корректирование речевых нарушений.
Общение со сверстниками — это ключевой вид деятельности
Роль сказки в развитии речи дошкольниковстатья по развитию речи
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга
Статья
По теме: «Роль сказки в развитии речи дошкольников».
Подготовила: Железнякова О.А.
Санкт-Петербург, Колпино
2018 г.
Речевое развитие детей дошкольного возраста является оной из наиболее актуальных и сложнорешаемых проблем в современной педагогике. В наш век всеобщей компьютеризации взрослые все больше поощряют занятия детей с компьютерами, планшетами, телефонами…, и все дальше на последний план уходит книга. Нам, педагогам, приходится приложить немало усилий, чтобы заинтересовать ребенка именно литературой. И тут на помощь приходит сказка…
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадет.
Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: «Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
Нужно помнить, что каждому возрасту своя сказка. Но также одну сказку можно перечитывать разным возрастам и каждый раз находить новые ценности.
Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, — как бы между прочим,-важные для формирования речи функции:
- расширяет словарный запас ребенка
- передает готовые художественные обороты и метафоры
- показывает пример составления различных предложений
- естественным образом знакомит с грамматическими основами.
Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.
Формы работы со сказкой могут быть различны:
- пересказ
- сочинение сказочных историй
- придумывание своего окончания
- добавление нового героя
- Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном
- Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки.
- Сравнение: кто на кого похож, сравнение иллюстраций разных авторов
- Словесное рисование иллюстраций…. И т. д…
В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.
4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. «Захотел Зайка посадить деревце… чтобы на нем росли золотые яблочки… Для этого нужно деревце поливать волшебной водичкой».
Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок.
Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями.
Сказка может служить привычным шаблоном и для различных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.
Например, для детей младшего возраста интересно формировать сказочную карету, которая отправится в путь, если только дети выполнят определённые задания. Каждому посетителю кареты даётся индивидуальное задание для объяснения и рассуждения.
- Кто расскажет, в какие необыкновенные места мы направляемся
- Какие волшебные слова нужно произнести, чтобы карета отправилась в путь
- Кто назовет, какие подарки можно привезти своим друзьям из сказочной страны
В старшем возрасте сказка поможет восприятию буквенно-звукового состава слова. Например, расселение сказочных героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв. В подводный Теремок уместнее заселять Карася, Окуня, Щуку, Сома; в ягодный – иных жителей.
Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.
С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и педагогам придется вспомнить главный язык детства — мудрую и очень интересную сказку. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Винокурова Татьяна Николаевна, воспитатель «Детский сад № 118 ОАО «РЖД», г. Самара
Аннотация: Работа будет интересна воспитателям, работающим с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. В ней раскрываются виды работ по развитию речи на основе знакомства со сказками. Дети, ранее плохо владеющие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общаться со сверстниками активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные, употребляют предложения с однородными членами.
Ключевые слова: сказка, средство, развития речи.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма.
Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». [2; 12]
В методике развития речи средних дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: З.А. Гриценко, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой, Л.А Венгер, Д.И. Сергеевой, Шороховой О.А. и других педагогов. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования народной сказки для развития речи детей.
Поиск путей формирования речи дошкольников на основе знакомства с народными сказками стал целью моей работы с детьми 4 – 5 лет.
Диагностика развития речи детей проводилась по методике Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на основе наблюдения, анкетирования и анализа продуктов детских видов деятельности. [6; 256]. Результаты диагностики показали, что дети плохо владеют речью, мало говорят, речь невыразительна — 75%, малоэмоциональна, прерывиста. Воспитанники плохо пересказывают сказки — 74%, пересказывают с помощью воспитателя — 26% и не умеют брать на себя роли при разыгрывание сценок из сказок — 68%, разыгрывают сказки по ролям -32%.
Наметив последовательность своей работы, определяемую усложнением содержания и соответствием возрасту детей, поставили цели и задачи.
Цель: теоретическое обоснование и апробация методов и приемов работы со сказкой, направленных на развитие речи дошкольников.
Задачи: развивать грамматический строй, связной, выразительной речи, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь;
- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки
- развивать склонность к театрализации, к умению брать на себя роли при разыгрывании сценок, спектаклей по мотивам народных и авторских сказок
- уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов
- воспитывать позитивные межличностные отношения
- воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных (для детей среднего возраста).
Далее определили систему своей работы «Сказка в речевом развитии дошкольников среднего возраста», таким образом:
Познавательно — речевое развитие, осуществляем через следующие основные виды деятельности детей:
- Слушание и запоминание сказок.
- Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
- Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
- Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
- Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).
- Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.
- Пластические импровизации на тему сказок.
Иллюстрации познавательно — речевого развития являются фотографии рис. 1
Рис. 1 Развитие речи через познавательно – речевое развитие
Более эффективному восприятию сказки способствует специально созданное социокультурное пространство детского сада. Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями проходит через создание единого социокультурного пространства
Немало важную роль в развитии речи детей играют малые фольклорные жанры. А именно, хоровое произношение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком, отгадывание загадок, повторение чистоговорок, скороговорок, заучивание стихов. [6] Параллельно с данной работой проводится артикуляционная и пальчиковая гимнастики с использованием материала по устному народному творчеству.
Следующим важным этапом в развитии речи является художественное творчество — рисование сказок, аппликация, лепка. Дети передают несложный сюжет сказки «Веселый колобок» «Репка»; объединяют в рисунке несколько предметов «Избушка лубяная и ледяная», «Колобок и заяц (другие герои по желанию детей)», подбирают цвета, лепят пластилиновые сказки «Кто в теремочке живет?» Используют в работе различные материалы: карандаши, краски, цветные мелки, соленое тесто, глину, цветную бумагу и др. Из детских работ можно оформить, например альбом на тему: «Любимые сказки детей», книжки малышки, альбом с загадками «Дорисуй героя сказки», «Укрась костюм сказочного героя». Иллюстрации развития речи через художественное творчество являются фотографии на рис. 2
Рис. 2 Развитие речи через художественное творчество
Важно в группе создать все условия по развитию игровой деятельности детей: разные дидактические игры, кубики по сказкам, конструкторы для игры в сказку, атрибуты для сюжетно — ролевых игр, уголки театра и речевой деятельности, шапочки, маски, куклы – бибабо, и так далее. [1] Побуждая детей к совместным играм, необходимо учитывать дружеские привязанности их между собой, поддерживать индивидуальные интересы и возможности детей в игре.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс развития речи при ознакомлении со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Снижению уровня тревожности и агрессивности у детей, умению преодолевать трудности и страхи способствуют разминки: «Разозлились — одумались», «Поссорились – помирились», для выражения эмоций — «Собираем добрые слова» (Дети, кидая мячик друг другу, вспоминают добрые слова или хорошие качества людей).
Непосредственно образовательную деятельность детей, с использованием интегративного подхода в развитии речи можно сочетать с кружковой работой «В гостях у сказки», в которой используются игры – драматизации. Важно отметить, что одна игра — драматизация проводится по блокам в течение месяца.
- блок Знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, беседы, просмотр диафильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций).
- блок Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок).
- блок Отражение в художественной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, изготовлении атрибутов для игр.
- блок Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывания сюжета сказки, театрализованной игры.
Развитие речи детей с использованием сказки, наиболее результативно, если находит продолжение в семье. Для этого проводятся беседы, круглый стол, консультации для родителей и детей, презентации, проекты для совместной деятельности, выпуск фотогазеты игр – драматизаций, изготовление атрибутов к играм — драматизациям, выставки поделок родителей с детьми, вечера развлечений и досуги.
Результат исследования развития речи средствами сказки с дошкольниками среднего возраста представлен в диаграмме рис. 3.
Рис. 3 Результат диагностики развития речи детей 4 – 5 лет в ДОУ № 118. в динамике на начало и конец учебного года
Исходя из данных диаграммы мы видим, что дети ранее плохо владеющие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общаться со сверстниками. На вопросы воспитателя стараются отвечать полными предложениями. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои сказки. С желанием участвуют в играх — драматизациях, речь стала более выразительна, меньше пауз. Эмоциональное развитие постепенно становиться более осмысленным, подчиняется мышлению. Дети начинают различать эмоции других людей, увеличилось число проявлений сострадания, соучастия, взаимопомощи. У всех детей наблюдается развитие навыков произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия. Если посмотреть в динамике развития речи детей среднего возраста то мы увидим, что % развития речи с прошлой диагностики увеличился к концу учебного года на 24%.
По отзывам родителей, все дети с удовольствием дома рассказывают знакомые стихи, потешки, пальчиковые игры, любят рассматривать книжки с картинками, рассказывают, играют в сказку, наряжаются в героев, просят родителей принять участие в этом процессе, делают поделки по собственной инициативе.
Сказка, с ее богатым, выразительным языком, является доступной восприятию детей 4–5 лет, выступает могущественным средством развития речи детей. Целенаправленная работа в социокультурном пространстве ДОУ средствами народной сказки приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка. [4; 45]
Литература
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М: Просвещение, 1977г.
- Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. № 5. 1994.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2008. – 121 с.
- Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников (загадки из сказок, стр. 84, портреты героев сказок, стр. 154). – Ярославль, 2008.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.Е. Васильевой – М.: Мозаика – Синтез, 2010. — 304с.
- Сергеева Д. “А как речь – то говорит, словно реченька журчит”: Малый фольклор. Дош. воспитание, 1994г. №9
- Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.
- Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. -208 с.
Следующая > |
Особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте
Формирование образной речи имеет огромнейшее значение для развития связной речи, что считается основа воспитания и обучения детей в старшем дошкольном периоде. Ребенок может более глубоко осмыслить содержание литературных произведений и осознать некоторую особенность художественной формы, которая выражает содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном периоде.
По мнению авторов Н.В. Гавриш, О.С. Ушакова, А.М. Бородич отметили, что дети дошкольного периода еще могут понять все особенности и тонкости художественной речи, но владеют самым элементарным средством художественной выразительности вполне им доступно. Разумеется, никакого логического определения и термины детям при этом не даются.
Известно, что самое распространенное изобразительное средство языка является так называемая тропа — прием изменения основных значений слов. Они помогает автору по-новому показать самый обычный предмет (хотя далеко не всегда художественной речи бывает украшена тропой, так как это не обязательный ее признак).
Тропа бытует в общенародной речи, и возможность создать их, т. е. комбинированные слова, создать новое сочетание слов, безгранично. Простейший вид тропы может быть доступно пониманию старших дошкольников.
Исследования следующих психологов А.Н, Гвоздев, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др. и методисты (О.М. Дьяченко, О.С. Ушакова, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, Т.В. Лаврентьева, В.И. Яшина и др.) отметили, что старшие дошкольники свободно могут использовать в своей речи средство интонационной выразительности: так же могут читать стихи весело, грустно, торжественно.
Отметим, что кроме того, дети в данном возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Речь старшего дошкольника насыщена словом, обозначающий все части речи. В данном возрасте оно активно занимается словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создается при этом множество неологизмов. К.И. Чуковский называл это особым «языковым чутьем».
В старшем дошкольном периоде ребенок совершает первую попытку произвольно использовать грамматическое средство и анализ грамматического фактора. Развивает смысловую сторону речи: появляется обобщающие слова, антонимы, синонимы, оттенок значений слов, происходит выбор точного, подходящего выражения, употребление слов в различных значениях, использование прилагательных, антонимов.
Как отмечено в исследованиях А.А Люблинской, А.А.Леонтьева, А.Н. Гвоздев, Д.Б, Эльконина а мышление и восприятие старшего дошкольника находится на таком уровне, которое позволит им хорошо понять прочитанное, ответить на вопросы по содержанию, выделить из художественного текста средства выразительности.
С.Л. Рубинштейн указал на то, что выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью.
Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями — нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д., — словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.