Занятие по знакомству с художественной литературой в старшей группе
Старшая группа
Тема: “В гостях у писателя С. Я. Маршака”.
Цели и задачи: Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения. Развивать интонационную выразительность речи, артистические способности дошкольников.
Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.
Оборудование: книги С. Я. Маршака, иллюстрации к его произведениям, портрет писателя, атрибуты костюмов для чтения-драматизации стихов, схематические рисунки для заучивания наизусть, поделки оригами, цветные карандаши.
Чтение детям и слушание в аудиозаписи произведений С.Я. Маршака. Словесные игры и упражнения на развитие темпа, тембра, мелодики речи и логического ударения. Разучивание наизусть отрывков из стихотворений “Усаты – полосатый”, “Вот какой рассеянный”, “Багаж”, “Урок вежливости” и их инсценировка. Изготовление с детьми поделок оригами “кошка”
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой .
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» ( в обработке А.Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
— расширять знания детей о русских народных сказках;
-закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
— учить детей анализировать сказку;
— учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.
_ воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
— воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
— развивать интерес к русским народным сказкам;
— приобщать детей к истокам русской культуры;
— развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
— развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
— обогащать эмоции детей.
Методы и приемы:
Наглядный (показ, демонстрация);
Словесный : Аудиозапись сказки и демонстрация иллюстративного материала. Диалог в ролях.
Игровой: организационный момент; физкультминутка, заключительная часть
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, игрушек, чтение русских народных сказок, Составление рассказов описательного характера по предметным картинкам. Работа с родителями.
Словарная работа: холсты, наливные,
Подготовка к занятию. Выставка русских народных сказок, иллюстрации к сказки, книга со сказкой «Хаврошечка», пальчиковый театр.
Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?
Воспитатель: Этот клубочек не простой, а волшебный. Он нам поможет попасть всказку. Для этого надо сказать волшебные слова.
Ты катись, катись, клубок, с овражка на мосток,
Только сильно не спеши, путь – дорогу укажи на сказочную поляну.
Воспитатель: . И вот мы на сказочной поляне . Что вы видите на сказочной поляне ? Книги. О чем эти книги ? Вам знакомы эти сказки? Как обычно начинается сказка? С каких слов?
Дети: Жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве и т.д.
Воспитатель: Ребята. А о чём обычно рассказывается в сказках?
Дети: О приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях.
Воспитатель: Можно ли по иллюстрации догадаться, о чём эта сказка?
Дидактическая игра «Узнай сказку назови героев».
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить с новой сказкой , а
в ней вам встретятся незнакомые слова: холсты, яблочки наливные. Как вы их понимаете ? (Холсты – это ткань изо льна, изготовленная вручную. Наливные яблочки – спелые, налитые соком, сочные)
Садитесь по удобнее и слушаем сказку которая называется
Воспитатель: Какие сказочные слова вы услышали в сказке?
Дети: Влезет Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – всё готово, Яблоки наливные, веточки серебряные. Листья золотые.
Воспитатель: как вы думаете, почему сказка начинается слов: «Есть на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?
Дети: Потому что Крошечку – Хаврошечку взяли эти люди и работой заморили: она и ткёт и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. А хозяйские дети только и знали, что у ворот сидеть на улицу глядеть.
Воспитатель: Какой вы представляете себе Хаврошечку?
Дети: Доброй, умной, работящей
Воспитатель: Какими были мачеха и её дочери?
Дети: Злыми, завистливыми, хитрыми.
Воспитатель: Кто был другом в этой сказке Ховрошечке?
Как помогала Ховрошечке ?
Дети: Помогала выполнять ей тяжёлую работу: (Коровушка) Ховрошечка в одно ухо влезет, в другое вылезет, готовые холсты подберёт.
Воспитатель: Как узнала мачеха об этом?
Дети: Она послала своих дочерей проследить за Хаврошечкой и Трехглазка всё увидела, как Хаврошечка в одно ухо влезла, а из другого вылезла и вся работа была сделана, потому что у неё два глазка заснули, а третий смотрел и всё видел.
Воспитатель: На кого из героев сказки вы хотели быть похожими?
Эй, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь.
Походим мягко, как лисята