Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе


Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе

Ольга Копылова

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе

Ме-сяц Название произведения Программные задачи

Сентябрь Г. Сапгир «Считалки и скороговор-ки»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями, скороговорками.
Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «В школу»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями; обращать внимание детей на выразитель-ные средства.
Познавательно – речевое развитие. Знакомство с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
«Уж небо осенью дышало.»
. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями; побуждать детей интересоваться смыслом слов.
Познавательно – речевое развитие. Чтение и пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; развивать уме-ние содержательно пересказывать литературные тексты, отрабатывать интона-ционную выразительность речи.
Октябрь Сказка Ф. Зальтена «Бемби»

. Фраг-менты.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги.

Стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Продолжать развивать интерес к
художественному слову; пополнять литера-турный багаж поэтическими произведениями, прививать чуткость к художе-ственному слову.
Рассказ М. Зощенко «Великие путеше-ственники»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, развивать у детей чувство юмора, продолжать знакомить с иллюстрациями художников.
Чтение стихотворения Д. Хармса «Очень – очень вкусный пирог»

. Продолжать развивать интерес к
художественному слову; пополнять литера-турный багаж поэтическими произведениями, развивать у детей чувство юмо-ра.
Но-ябрь Произведения поэтов и писателей России. Чтение и обсуждение стихо-творения Ю. Владимирова «Ор-кестр»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями; воспитывать читателя, способного испыты-вать сострадание и сочувствие к героям книги.
Русский фольклор. Небылица «Вы послушайте, ребята»

. Продолжать совершенствовать
художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки – небылицы; продолжать раз-вивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Чтение и обсуждение сказки П. Ершова «Конек – горбунок»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги; обеспечивать оптимальную двигатель-ную активность в течение всего дня, используя физические упражнения.
Чтение прозаического произведения «Обрывок провода»

Е. Воробьева. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; воспитывать чи-тателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; про-должать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Декабрь Целостная картина мира, первичные ценностные представления. Литера-турная речь. Словесное искусство. «Волк и лиса»
(обр. И. Соколова – Микитова)
. Формировать интерес и потребность в
чтении; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочув-ствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем; разви-вать у детей чувство юмора.
Чтение и обсуждение рассаза Ю. Коваля «Стожок»

. Развивать интерес к
художественной литературе; учить пересказывать текст, определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизо-ды в лицах; помочь понять поступки героев; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Знакомство со стихотворением С. Крылова «Зимняя сказка»

. Продолжать развивать интерес к поэзии, пополнять
литературный багаж сти-хами, воспитывать интерес к познанию природы через художественные произ-ведения.
Чтение детских стихов про елку, Но-вый год, Деда Мороза, Снегурочку. Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями; воспитывать читателя, способного испыты-вать сострадание и сочувствие к героям книги.

Ян-варь Русский фольклор. Чтение и обсуж-дение былины «Добрыня и змей»
(пе-ресказ Н. Колпаковой)
. Формировать интерес и потребность в
чтении, пополнять литературный багаж былинами; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и со-чувствие к героям книги.
Чтение и обсуждение сказки С. Топелиуса «Три ржаных колоска»
(пересказ литовской народной сказ-ки)
. Развивать интерес к
художественной литературе; учить пересказывать текст, определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизо-ды в лицах; помочь понять поступки героев; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Чтение и обсуждение поэтического произведения С. Есенина «Береза»

. Продолжать развивать интерес к поэзии, пополнять
литературный багаж сти-хами; воспитывать интерес к познанию природы через художетсвенные произ-ведения.
Чтение и обсуждение русской народ-ной сказки «Петушок – золотой гре-бешок и жерновцы»

. Развивать
литературную речь, приобщать к словесному искусству, прививать интерес к художественной литературе; воспитывать читателя, способного ис-пытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Февраль Красота и выразительность языка произведения. Стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края»
(пер. с укр. С. Маршака)
. Развивать интерес к
художественной литературе, обращать внимание детей на выразительные средства языка; помогать почувствовать красоту и вырази-тельность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
Чтение и обсуждение сказки Х. -К. Андерсена «Гадкий утенок»

. Развивать интерес к
художественной литературе; помочь понять поступки ге-роев, определять характеры персонажей; учить пересказывать текст, переда-вать при пересказе отдельные эпизоды в лицах; воспитывать читателя, способ-ного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

. Продолжать знакомство с русской народной сказкой, учить осмысливать ха-рактеры
персонажей; формировать образность речи, понимание образных вы-ражений, развивать творческие способности.
Чтение и обсуждение стихотворения Р. Бойко «Идет солдат по улице, на нем блестят медали.»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; помогать почув-ствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову; расширять представления о российской армии посред-ством чтения стихотворений на данную тему.
Март Сказка Х. -К. Андерсона «Дюймовоч-ка»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги.
Русский фольклор. Песенка «Идет матушка-весна»

. Продолжать совершенствовать
художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Рассматривание сюжетных картинок. Приобщение к словесному искусству. А. Прокофьев «Русская березка»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; помогать почув-ствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову; пополнять литературный багаж стихотворениями.
Чтение поэтического произведения В. Жуковского «Жаворонок»
(в со-кращении)
. Продолжать совершенствовать
художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении поэтического произведения; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Апрель Сказка «Беляночка и Розочка»

, пер. с нем. Л. Кона. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги.
Чтение глав: «Тренировки»

,
«Что вид-но из окошка»
.
«Праздник»
— из
лите-ратурного произведения В. Бороздина «Звездолётчики»
. Беседа по прочитан-ному. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; воспитывать чи-тателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем; совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их назначением и це-лью высказывания; помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Рассматривание сюжетных картинок. Приобщение к литературному искус-ству. С. Алексеев «Первый ночной та-ран»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; воспитывать чи-тателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем; обеспечивать оптимальную двигательную активность в течение всего дня, используя физические упражне-ния.
Чтение и обсуждение литературной сказки И. Соколова-Микитова «Соль земли»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; обращать вни-мание детей на выразительные средства языка (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения)
; воспитывать читателя, способного испытывать сострада-ние и сочувствие к героям книги.

Май Литературная сказка А. Ремизова «Хлебный голос»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги.
Русский фольклор. Небылица «Вы по-слушайте, ребята»

. Продолжать совершенствовать
художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки – небылицы; продолжать раз-вивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Чтение и обсуждение сказки А. Линд-грен «Принцесса, не желавшая играть в куклы»

. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги; обеспечивать оптимальную двигатель-ную активность в течение всего дня, используя физические упражнения.
Чтение поэтического произведения «Вот пришло и лето красное.»
(рус. нар. песенка)
. Продолжать совершенствовать
художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении поэтического произведения; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Проект по приобщению дошкольников к художественной литературе в подготовительной группе «По дорогам сказок»

Руководители проекта: Мухамедьярова Гульнара Дамировна МАДОУ детский сад № 9 МР Учалинский район РБ 

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Сроки реализации: 1-20 октября 2021г.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, роди-тели.

Проблема: ослабевающий интерес к художественной литературе.

Цель проекта: приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи проекта:

  1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узна-вать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержа-ние, высказывать своё отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный; совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.
  2. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошко-льников в организации театрализованных игр, в создании и передаче об-разов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
  3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Актуальность проекта:

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление с ху-дожественной литературой.

Художественная книга для ребёнка – это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к род-ному краю, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, бу-дит детское воображение, вызывает детскую игру.

Слабое место детьми творчества детских писателей; недопонимание ро-дителями важности ознакомления детей с художественной литературой; недостаточное развитие эмоции у детей. Опираясь на это, мы выбрали для данного проекта именно эту тему «По дорогам сказок».

На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.

Этапы проекта:

Этапы

Название Мероприятие
1 Вводный
  • Формирование проблемы: «Каким образом формировать у детей интерес к художественной литературе».
  • Деятельность детей: выяснить, какие сказки любят дети, и чем они интересны.
  • Деятельность педагогов: приобщить дошкольников и их родителей к чтению художественной литературы.
2 Подготовительный
  • Составление паспорта проекта.
  • Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
  • Взаимодействие с социумом (Городской детской библиотекой).
3 Принятие решения
  • Практическая помощь в систематизации полученных сведений.
  • Составление перспективного плана на месяц по серии занятий «Приобщение дошкольников к художественной литературе».
4 Выполнение
  • Поход детскую городскую библиотеку;
  • Проведение с детьми бесед;
  • Проведение подвижных, дидактических, сюжетно ролевых игр.
  • Чтение художественной литературы, рассматривание картин, рисование рисунков.
  • Создание фотоальбомов « Наши любимые книги».
  • Оформление книжного уголка.
5

6

Оценка результативности

Завершающий

  • Подготовка к презентации проекта.
  • Презентация проекта на семинаре — фестивале «Литературный калейдоскоп».

Реализация проекта

Виды совместной деятельности

Познавательно- речевое развитие:

  • ООД: Придумывание загадок к сказкам, заучивание народных скороговорок, дразнилок, считалок.
  • Беседы: «Берегите книгу», «Зачем нужны книги», «Где живут книги».
  • Свободное общение: «Что такое театр».
  • Чтение художественной литературы — «Сивка – бурка», «Стрекоза и муравей», «Живая шляпа», «Серая шейка», «Конёк – горбунок», Царевна лягушка», «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • Чтение русской народной сказки: «Иван Царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
  • Экскурсии в городскую детскую библиотеку.
  • Составление творческих рассказов «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про…»
  • «Литературная минутка» — перед сном каждый день.
  • Конструктивно-модельная деятельность (лего) «Замок Снежной королевы».

Социально- коммуникативное развитие:

  • Сюжетно — ролевая игра: «Библиотека», «Книжный магазин».
  • Дидактические игры: «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Чей костюм», «Из какой сказки герой», «Вспомни слова героя».
  • Игра – драматизация: «Теремок»; кукольный театр «Три поросёнка»; пальчиковый театр «Колобок».
  • Викторина: «Сказки дружат с детворой».
  • Коммуникативные игры: «Кто чем приметен», «Путаница».

Художественно-эстетическое развитие:

ООД: Лепка «Персонаж любимой сказки», «Кот, петух и лиса».

Аппликация «Царевна лягушка».

Рисование «Персонаж любимой сказки».

Ручной труд (из природного материала) «Цветик — семицветик».

  • Прослушивание музыкальных композиций из мультфильма «По следам Бременских музыкантов».
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Просмотр мультфильмов: «Двенадцать месяцев», «Серебряное копытце», «Стойкий оловянный солдатик».

Физическое развитие:

  • Подвижные игры «Гуси – лебеди», «Палочка — выручалочка», «Волк и ягнята».
  • Физминутки в режимных моментах.

Работа с родителями:

  • Выставка детского творчества, сотворчества детей и родителей:
  • конкурс рисунков «По дорогам сказок»
  • выставка рисунков и аппликаций по прочитанным сказкам.
  • Консультация для родителей «Семья и книга».

Предполагаемый результат:

Дети должны:

  • проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности
  • знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль.
  • знать различные виды театров и уметь показывать их
  • уметь использовать различные средства выразительности
  • уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.

Используемая литература:

  1. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ». М, ТЦ Сфера, 2006 г.
  2. Л.Д. Морозова «Метод проектов в деятельности ДОУ», Ж. «Детский сад от А до Я». М., 2006 г. №2.
  3. С.В. Глебова «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия». М, ТЦ «Учитель», 2007г.
  4. Н.В. Елжова «Скорая помощь для воспитателей», Феникс, 2013г.
  5. Н.Н. Гладышева, Ю.Б. Сержантова, Л.С. Баннова, Л.В. Грибанова «Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование», ТЦ «Учитель» 2014г.
  6. Интернет – ресурсы: Социальная сеть работников образования; maam. ru.
< ПредыдущаяСледующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]