Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы»


Художественная литература в ДОУ

1.Значение

Художественная литература таит в себе огромные возможности для формирования личности ребенка.

Она не только расширяет кругозор и рождает новые интересы, она объясняет ребенку жизнь природы и общества, вводит в мир человеческих чувств и взаимоотношений, формирует устойчивый интерес к словесному искусству.

Она раскрывает перед ним все неисчерпаемое богатство русского языка.

2. Проблемы

Не так давно нашу страну считали самой читающей в мире. Читали все, везде и всегда. Меняются времена, меняется способ работы с печатным текстом.

Всеобщая технологизация, влияние аудиовизуальных ресурсов, цифровых и электронных носителей информации приводят к тому, что в современном обществе отмечается существенное снижение уровня читательской культуры.

Еще в конце прошлого века замечательный преподаватель русской словесности В.Острогорский

утверждал, что отсутствие литературного образования у молодежи ведет к малограмотности, невежеству, отсутствию тяги к науке и искусству.

Поэтому проблема введения детей в книжную культуру требует повышенного внимания.

Мы, педагоги, должны сформировать среду, в которой образованность, эрудиция, станут правилами хорошего тона.

Возможно ли это в детском саду, ведь дети еще так малы и не умеют читать?

Безусловно, можем и даже должны это сделать.

На этой возрастной ступени очень важно приобщить детей к золотому фонду детской книги. Ведь если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу – это интересно, то в школе, усевшись за учебники и компьютер, он уже не полюбит художественную литературу.

Как утверждают психологи, знакомство с книгой начинается с первого года жизни. Ребенок становится читателем задолго до того, как научится читать.

Детям дошкольного возраста доступны такие виды читательской деятельности, как чтение-слушание, чтение-разглядывание, чтение-общение, чтение-размышление, чтение-переживание.

Книга в д/саду и дома должна стать не только частью предметного мира, окружающего ребенка, она должна быть включена во все виды совместной деятельности.

3. Художественная литература
как смысловой фон для других форм совместной деятельности.
Виды совместной деятельности.

Коммуникативная

:

Беседы на различные темы по содержанию художественных произведений; словесное творчество, стихотворные опыты.

Познавательная

:

Обогащение представлений об окружающем мире

Продуктивная

:

Отражение литературного творчества в изобразительной деятельности.

Игровая

:

Использование сюжетов из художественных произведений с целью обогащения игрового опыта и формирования социокультурных компетенций.

Двигательная:

Использование художественного слова в подвижных играх, динамических паузах, пальчиковой гимнастике.

Трудовая:

Организация ремонта книг, изготовление печатных дидактических пособий.

Принципы

Художественное слово – это тонкий инструмент в руках педагога.

В отборе его важны следующие принципы:

* Свободный выбор воспитателем художественных текстов для конкретной группы с опорой на рекомендательный список.

* Свободная непринужденная форма организации чтения.

* Органичное соединение чтения с другими формами совместной деятельности в целостном образовательном процессе.

* Соответствие возрастным возможностям

* Тематическая и жанровая направленность художественной литературы.

Круг чтения дошкольника

Тематическая направленность
содержания книг.

  • Чувство Родины.

Это книги, которые помогают расширить знания детей о родной стране, о неведомых городах и селах, о своей малой родине, воспитывают гражданские качества, закладывают основы патриотизма.

С.Баруздин «Страна, где мы живем». Г.Снегирев «Я путешествую»

  • Мир людей.

Эти книги дают детям систему нравственных ориентиров в сложном и многообразном мире человеческих отношений, показывают духовную красоту человека-труженика, защитника, достойного гражданина.

С.Баруздин «Шел по улице солдат» Е. Пермяк «Чужая калитка» С.Михалков «А что у вас», «Дядя Степа» С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» Б.Житков «Помощь идет».

Детям – о детях.

Эти книги – необходимые советчики в сложном и многообразном процессе воспитания детей. Они дают прямой и ясный пример для подражания, раскрывают ребенку его собственный мир, в котором маленькие читатели видят себя как бы со стороны.

Л.Толстой «Рассказы о детях» К.Ушинский «Рассказы и сказки для детей»

А.Барто «Вовка – добрая душа» В. Осеева «Хорошее» Н.Носов «На горке», «Карасик», «Незнайка и его друзья» В.Катаев «Цветик-семицветик». Г.Остер «Вредные советы».

  • Понять и полюбить природу.

В этих книгах писатели уделяют большое внимание экологической проблеме. Они учат детей приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть не только ее красоту, но и ее хрупкость, незащищенность, учат беречь, охранять все живое.

Писатели: Е.Чарушин В.Бианки Д.Мамин-Сибиряк, Н.Сладков, Соколов- Микитов, Э.Шим, Г.Скребицкий.

  • Про все на свете.

Это книги о науке и технике, о космосе и диковинках окружающего мира. Яркие и умные – они как маленькие ступеньки, взбираясь на которые, малыши раскрывают для себя новые и новые горизонты.

Рассказы из серии «Почемучка» С.Маршак «Как печаталась ваша книга», «Откуда стол пришел». Энциклопедии из серии «Я познаю мир», «Хочу все знать

».

Жанры художественной литературы.

Устное народное творчество

.

Русские народные сказки, былины, сказки народов мира

.

Сказка близка и созвучна мироощущению детей. В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.

Малые фольклорные формы:

Потешки, колыбельные песенки, считалки, дразнилки, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Произведения фольклора своим содержанием и формой исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.

Проза.

Повести, рассказы, авторские сказки.

Это самый насыщенный жанр детской литературы, в котором нашли отражение самые разнообразные темы: познавательные и юмористические, фантастические и героические, приключенческие и романтические .

Поэзия.

Стихи, поэмы.

Пристрастие к поэзии – отличительная особенность дошкольника.

Она заключается в том, что ребенок, проникая в эмоциональный мир стихотворения, переживает и понимает его настроение. Поэзия помогает ввести ребенка в увлекательный мир русского Слова, многогранного в своем звучании и смысловых оттенках, чтобы постичь языковое богатство, созданное многими поколениями.

Басня.

В круг чтения детей 6-7 лет рекомендуется вводить басни И.А.Крылова, многие из которых будут изучаться в школе. Суть предваряющего чтения заключается не в том, чтобы понять мораль, (это придет позже), а в том, чтобы прикоснуться к пониманию образной речи.

Книга поможет узнать обо всем

Неотъемлемой частью начального литературного образования является формирование представлений о феномене литературного творчества, знакомство с фактами биографии писателей и иллюстраторов детских книг.

Художник и писатель, объединившись в одной книге, высказывают читателю свои мысли, свои идеи. Только один – словом, а другой – рисунком.

И чем ярче талант обоих художников, чем глубже их взаимопонимание, тем интереснее становится книга.

Для малышей книжка без картинки просто невозможна, потому что их способ восприятия требует образности — яркой, завершенной, чтобы помочь увидеть разнообразие и богатство окружающего мира.

Родные поэты

Литературное творчество местных поэтов помогает педагогу влиять на духовно- нравственное развитие детей, способствует воспитанию любви к малой родине, потому что оно охватывает широкий спектр различных явлений и событий природы и общества.

* Путешествие в историю

* Как прекрасен этот мир

* Войди в природу другом

* Жизнь дана на добрые дела

Организация чтения художественной литературы в ДОУ.

Методические рекомендации.

-Ежедневное чтение художественных текстов как ритуал жизни группы.

-Определение постоянного времени для чтения в распорядке дня.

(Продолжительность чтения – в старшей группе 15-20 мин., в подготовительной – 20-25мин.)

-Создание непринужденной обстановки

-Составление предварительного плана чтения на 2-3 месяца вперед с учетом тематических циклов, происходящих событий (сезон, праздники, памятные даты) и особенностей группы.

-Подбор художественных текстов и их чередование по жанрам.

-Продолжительность чтения больших художественных произведений –

от 2 до 10 дней.

-Обязательное обсуждение прочитанного.

-Использование иллюстративного комментария во время чтения.

-Наличие в группе достаточного количества сборников художественных

-Выразительная речь воспитателя во время чтения.

-Чтение – не принудительное занятие:

Книга должна развивать ребенка и доставлять ему удовольствие

Дети, спешите в библиотеку

Тесное сотрудничество с детской библиотекой на протяжении многих лет способствует успешной работе по приобщению детей к художественной литературе.

Обзорные экскурсии

Различные мероприятия

Кукольные спектакли

Акции

Выставки

Работа с родителями

Вовлекая родителей в образовательный процесс, мы обращаемся к ним с убедительной просьбой проявить уважение и интерес к родному языку, найти время и силы, чтобы обогатить его в устах ребенка.

Из психологии известно: если слово усвоено в раннем возрасте, оно попадает в оба полушария головного мозга, если позднее – только в левое.

  • Родительское собрание. «Литературное образование в семье»
  • Оформление наглядной информации
  • Участие в акции «Незнайкин рюкзачок»
  • Выставка семейного рисунка «Приключения Незнайки»
  • Фотовыставка «Наши друзья – книги»

Приобщение дошкольников к художественной литературе

требует от педагогов ДОУ овладения общетеоретическими и профессиональными умениями, но самое главное – это любовь педагога

к чтению.

Школа В.А. Сухомлинского в основу воспитания ставила четыре культа: Матери, Родины, Слова и Книги.

Мы любим книгу. Это значит, что мы стремимся создать культ Книги.

Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствует тому, чтобы взрослых

память о детстве, просветляла,

а детям

была надежным помощником на пути к взрослой жизни.

Технология художественного чтения и рассказывания детям

Ковалева Алена

Технология художественного чтения и рассказывания детям

Методы ознакомления с художественной литературой:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача

текста. Сохраняется язык автора, передаются все оттенки мыслей писателя,

оказывается воздействие на ум и чувства слушателей. Значительная часть

произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста

(возможны перестановка слов, замена их, краткое толкование)

.
Рассказывание
хранит больше возможностей для привлечения внимания детей.

3. Инсценировка. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного

ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или

рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Спорным остается вопрос о проведении занятий по художественному слову.

Напомним, что в Концепции дошкольного воспитания (1989 г.)

была дана

рекомендация об отмене специальных занятий по чтению и рассказыванию

художественных произведений детям и о переносе этого вида деятельности в

совместное взаимодействие педагога и дошкольников. Полагаем, что с такой

рекомендацией можно согласиться, учитывая, что в домашних условиях

подобных занятий родители специально не проводят, организуя чтение или

рассказывание произведений, рассматривание книжных иллюстраций в

любое удобное время по желанию ребенка.

С другой стороны, возникает сомнение относительно правильности отмены

занятий по художественному слову, поскольку для поддержания интереса к

книге и воспитания любви к чтению необходима продуманная, взвешенная

работа педагогов. Воспитатели осознают, что в современных условиях книге

очень сложно выдерживать конкуренцию с компьютером, с тотальной

увлеченностью детей компьютерными играми и программами. Возможно,

именно детский сад сможет противостоять формирующейся компьютерной

зависимости детей и поддерживать культуру чтения и обсуждения книги.

Можно учесть компромиссный вариант: чтение или рассказывание

произведения обеспечивать в блоке совместной деятельности педагога и

детей, а обучение пересказу и заучивание наизусть осуществлять в ходе

непосредственно образовательной деятельности.

Принцип интеграции раскрывает разнообразные возможности для

ознакомления детей с художественным словом. Отметим некоторые формы

совместной деятельности педагога и детей, в которых можно использовать

художественное слово:

1. Чтение или рассказывание одного произведения в сочетании с другими

видами деятельности.

2. Чтение или рассказывание нескольких произведений, объединенных

тематикой (чтение рассказов и стихов о времени года, о жизни животных и

растений, о труде взрослых) или единством образов (две сказки с участием

лисы или волка, медведя). Полезно объединять произведения одного жанра

или нескольких жанров (загадка, рассказ, сказка, стихи)

. В едином

пространстве объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Интеграция произведений,принадлежащих к разным видам искусства: а)

чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с

картины известного художника или книжных иллюстраций; б) чтение (лучше

поэтических произведений) в сочетании с музыкой; в) чтение или

рассказывание с элементами театрализации или драматизации.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала, прежде

всего атрибутов для инсценировки: а) чтение и рассказывание сказки

сопровождается показом игрушек и действий с ними; б) использованием

настольного театра (картонного или фанерного)

; кукольного и теневого тетра,

фланелеграфа; в) применением технических средств: диафильмов, слайдов,

кинофильмов, телепередач и пр.

5.Интеграция с обучением родной речи: а) чтение может быть логически

связано с содержанием НОД (беседа о школе, чтение стихов, загадывание

загадок); б) чтение может быть самостоятельной частью НОД (повторное

чтение стихов или рассказа, загадывание загадок, припоминание считалок,

пословиц, поговорок как закрепление материала).

Дискуссионными остаются такие методические вопросы, как подготовка

педагога и детей к этому виду деятельности, методика беседы о прочитанном,

организация повторного чтения или рассказывания, использование книжных

иллюстраций.

Подготовка педагога к работе с художественным словом:

— обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными

критериями, с учетом возраста детей, текущей образовательной

деятельности, времени года, выбор методов работы с книгой, определение

задач;

— подготовка воспитателя к исполнению произведения, чтение текста таким

образом, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально

пережили прослушанное;

— с этой целью проведение литературного анализа художественного текста:

понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их

взаимоотношения мотивы поступков;

— работа над выразительностью передачи: овладение средствами

эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации)

;

расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного

произношения, хорошей дикции и пр.

Подготовка детей к восприятию художественного слова:

— подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его

содержания и формы; можно активизировать личный опыт детей, обогатить

их представления путем организации наблюдений, экскурсий,

рассматривания картин, иллюстраций и др. ;

— предварительная словарная работа, объяснение незнакомых слов, что

обеспечивает полноценное восприятие произведения. Следует объяснять

значения таких слов, без понимания которых становятся неясными основной

смысл, характеры героев и поступки персонажей. Варианты объяснения

могут быть различными: подстановка другого слова-синонима во время

чтения, подбор синонима с помощью детей (лубяная – деревянная, горница –

чистая комната в избе, мачеха – неродная мать, употребление слов или

словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с

подобранной картинкой или книжными иллюстрациями, вопросы к детям о

значении слова.

Однако не все слова требуют толкования (столбовая дворянка, соболья

душегрейка, пряник печатный, сафьяновые сапожки, если они не мешают

пониманию основного содержания. На вопрос о значении слова необходимо

давать ответ в доступной ребенку форме.

-Знакомство с книгой требует создания спокойной обстановки, четкой

организации детей, активизации познавательных процессов детей (внимания,

восприятия, мышления, памяти, воображения, создания психологически

комфортной, позитивной атмосферы.

Отношение педагогов к чтению и рассказыванию художественных

произведений сформировалось двоякое: в одних детских садах сохранилось

непосредственное обучение в форме НОД, в других – чтение и рассказывание

произведений перенесено в совместную деятельность педагога и детей.

Второй вариант представляется наиболее адекватным требованиям ФГОС,

который предусматривает разнообразие и обогащение форм совместной

деятельности в детском саду.

Разнообразные и весьма ценные методические рекомендации даются в

пособии: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. –

Москва: Просвещение, 1992. Они не утратили своей актуальности и в наше

время.

Алгоритм ознакомления с художественным произведением является вполне

определенным.

Сначала происходит знакомство с произведением. Основная цель –

обеспечить детям правильное и точное восприятие художественного слова.

Далее проводится беседа по прочитанной книге с целью уточнить

содержание и художественную форму, средства художественной

выразительности.

Затем организуется повторное чтение текста с целью закрепления

эмоционального восприятия и его углубления, чтобы обеспечить отражение

прочитанного в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации,

конструировании, изготовлении кукол и декораций, разучивании и пр.).

Чтению самого произведения может предшествовать краткая вводная

беседа, которая готовит детей к восприятию, связывает их опыт с темой

художественного произведения. В беседу может быть включен краткий

рассказ о писателе, напоминание о других его книгах. Интерес к книге можно

вызвать у детей с помощью загадки, стихов, картинки. Далее следует назвать

произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение, имя автора.

Степень воздействия художественного слова повышают выразительное

чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт

с детьми. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста

вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно повысить или

понизить голос, использовать паузу.

По окончании чтения, когда дети находятся под эмоциональным

впечатлением, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к

беседе, решает педагог. Методисты считают, что наиболее целесообразно

поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при

повторном чтении. Разговор, затеянный педагогом и не поддержанный

детьми, может быть неуместен, так как разрушит впечатление от

прочитанного. Чтобы начать беседу, можно спросить, понравилась ли сказка

(рассказ, книга, кто в ней понравился больше всего, а кто не понравился и

почему. По реакции детей педагог может судить, готовы ли дети к

обсуждению или нужно время для переживания книги.

В широкой практике воспитателей зачастую чтение сопровождается

аналитической беседой по прочитанному даже в том случае, когда

произведение сильно воздействует на эмоции детей. Часто беседы не

соответствуют методическим требованиям. Характерны такие недостатки,

как случайный характер вопросов (хотя система вопросов должна быть

заранее продумана, стремление педагога к детальному воспроизведению

текста детьми (хотя пересказ допускает изменение текста без изменения

смысла – ввести синоним, трансформировать простые и сложные

предложения, прямую речь заменить косвенной и наоборот и пр.); отсутствие

оценки взаимоотношений героев, их поступков; анализ содержания в отрыве

от художественной формы; недостаточное внимание к особенностям жанра,

композиции, языку. Такой анализ, очевидно, не углубляет эмоции и

эстетические переживания детей и не поддерживает интерес к книге.

Если же понимание произведения затрудняет детей, сразу после его

чтения возможна беседа. Вопросы в беседе по книге можно

классифицировать следующим образом:

-вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и

героям (Кто вам больше всего понравился? Почему? Нравится вам герой

сказки или нет? Почему);

-направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему.

Например, после чтения сказки А. М. Горького «Воробьишко»

можно задать

такой вопрос: Кто же виноват в том, что мама осталась без хвоста? По сказке

«Колобок»

: Кто виноват в том, что Лиса съела колобка? По сказке
«Репка»
:

Чья же помощь помогла вытащить репку? ;

-направленные на выяснение мотивов поступка, например, по сказке «Маша

и медведь»: Почему Маша не разрешала медведю отдыхать? ;

-обращающие внимание на языковые средства художественной

выразительности (Как об этом говорится)

;

-направленные на воспроизведение содержания (С чего все начинается? Как

продолжается? Чем завершается);

-подводящие детей к выводам (Почему писатель так назвал свой рассказ?

Зачем автор рассказал нам эту историю? Что он хотел сказать нам своим

произведением).

При чтении научно-популярных книг, энциклопедий, например, о труде,

природе, беседа сопровождает чтение и даже включается в сам процесс

чтения. Содержание познавательных книг указывает на необходимость

беседы для успешного решения главной образовательной задачи –

познакомить детей с новым явлением (по книгам С. Баруздина «Кто построил

этот дом?», С. Маршака «Откуда стол пришел»

, В. Маяковского
«Конь-огонь»
и др.).

В конце беседы возможны повторное чтение произведения (если оно

короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание

текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы,

воспитывают эстетические чувства детей. Методика использования

иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей.

Основной принцип таков – показ иллюстрации не должен нарушать

целостного восприятия текста.

Е. А. Флёрина, занимавшаяся разработкой методики по использованию

детской литературы в дошкольном образовании, допускала различные

варианты использования картинки для углубления и уточнения образа. Если

книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными

друг с другом, сначала показывается картинка, а потом читается текст.

Примером служат детские книги В. Маяковского «Что ни страница – то слон,

то львица», А. Барто «Игрушки»

, С. Маршака
«Детки в клетке»
, Б. Заходера и

др. Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного

текста, написанного без разделения его на части (например, произведения

К. И. Чуковского). В этом случае можно за несколько дней до чтения дать

детям для рассматривания книгу с картинками, которые вызовут интерес к

книге, либо картинки рассматриваются совместно с педагогом после чтения.

Если книга разделена на небольшие главы, то иллюстрации

рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книг

познавательного характера картинка используется в любой момент для

наглядного пояснения текста. Это не нарушит целостности впечатления.

Более подробно методика ознакомления с книжной иллюстрацией

рассматривается в работах Т. А. Репиной, В. А. Езикеевой, И. Котовой, Л. М.

Гурович и др.

Одним из методов, углубляющих понимание содержания и

выразительных средств произведения, является повторное чтение.

Небольшие по объему произведения, как уже было сказано, повторяются

сразу после первичного чтения, большие требуют определенного времени для

осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых

частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести

через какой-то отрезок времени (2-3 недели)

.
Чтение стихов, потешек,
коротких рассказов повторяется чаще. Дети любят слушать знакомые

рассказы, сказки, стихи по многу раз. При повторении необходимо точно

воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть

включены в другие виды детской деятельности, в разные образовательные

области, в литературные утренники и развлечения.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной

литературой используются разные методы и приемы формирования

полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение

воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание

иллюстраций, обогащение словаря и объяснение незнакомых слов.

Особое место в детском чтении занимает такой жанр, как повесть для

маленьких, большое значение имеет чтение книг на моральные, нравственноэтические темы. В них через художественные образы у детей воспитывают

высокие нравственные и моральные качества. Чтение этих обязательно

сопровождается беседой с тем, чтобы дети учились оценивать поступки

персонажей, их мотивы, осмыслить отношение к героям, осознать главную

идею. При правильной постановке вопросов и правильном обсуждении у

детей возникает желание подражать нравственным поступкам героев, они

принимают их поступки как эталон собственного поведения.

Как уже отмечалось, можно объединять по тематическому принципу

два произведения и более. Одно из них может быть знакомым детям, а другое

– новым. Так, на тему дружбы можно сочетать рассказ Л. Н. Толстого «Два

товарища» и рассказ В. А. Осеевой «Синие листья»

. О вежливости и

уважении к окружающим можно рекомендовать книги В. А. Осеевой

«Волшебное слово»

,
«Просто старушка»
,
«Печенье»
; С. В. Михалкова «Одна

рифма»; русскую народную сказку «Морозко»

в обработке А. Толстого» Л.

Воронковой «Подружки идут в школу»

и др.

Значительное место в детском чтении отводится веселой книге. Она

способствует воспитанию чувства юмора, переживанию положительных

эмоций, развивает умение замечать смешное в жизни, понимать шутку

окружающих, шутить самому и смеяться над собой. Дети смеются, слушая

небылицы, считалки, дразнилки, потешки, перевертыши, шуточные диалоги.

Заключенное в них остроумие доступно детям 5-7 лет. Используя веселую

книгу, необходимо постоянно усложнять знакомство с комическим

содержанием. Начинать его надо с чтения произведений, где комические

ситуации ярко выражены: в основе их лежат динамика действия,

одушевление предметов («Федорино горе»

К. И. Чуковского, «Кто сказал

«мяу»

?» В. Сутеева, перевертыши, небылицы). Затем можно переходить к

более сложным произведениям, содержащим комизм, основанный на

нелогичности поступков, абсурдности высказываний, показе отрицательных

качеств персонажа («Раз, два, три»

С. Михалкова,
«Бобик в гостях у Барбоса»
и «Живая шляпа»

Н. Носова). Для раскрытия их комического содержания от

детей требуется больше умственных усилий.

Итак, обобщим вопросы методики ознакомления с художественной

книгой на разных возрастных этапах.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к

книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать

его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У

малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на

вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок

лучше понимает содержание книги.

Начиная с младшей группы, детей подводят к различению жанров.

Воспитатель сам называет жанр художественной литературы (расскажу

сказку, прочитаю стихотворение, загадаю загадку). Рассказав сказку,

воспитатель побуждает вспомнить интересные места текста, повторить

характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок»

, «Выросла

репка» большая–пребольшая», назвать повторяющиеся обращения

(«Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!»

, «Терем-теремок, кто в

тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, а вытянуть не могут»

).

Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными

интонациями. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку,

однако речь их недостаточно выразительна,причины: плохая дикция,

несформированность звукопроизношения. Поэтому следует учить детей

четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания,

создавать условия для перевода новых слов в активный словарь.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у

детей способности к восприятию литературного произведения, стремления

эмоционально откликаться на описанные события. При ознакомлении

внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух

форме произведения (поэзия или проза, к некоторым особенностям

литературного языка (сравнения, эпитеты)

. Это способствует развитию

поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах,

педагог называет жанр произведения. Становится возможен небольшой

анализ текста, т. е. беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы,

понравилась ли сказка (рассказ, стихи, о чем рассказывается, какими

словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение

размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно

оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает

возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным

выражениям, грамматическим конструкциям. Начинается регулярное

обучение пересказу небольших по объему текстов (см. раздел «Связная

речь»).

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к

книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и

литературный опыт позволяет ребенку понимать идею произведения,

поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к

авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и

воспроизводить ее. Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанрами поэзии и прозы, с содержанием сказок, рассказов и стихов, с разными жанрами фольклора, с их композиционными и

языковыми особенностями.

При этом широко используются словесные методы и приемы в

сочетании с наглядными:

-беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр,

основное содержание, средства художественной выразительности;

-зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное

чтение);

-беседы о ранее прочитанных любимых детьми книгах;

-знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве,

рассматривание книг, иллюстраций к ним;

-просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов, мультфильмов по

литературным произведениям для детей;

-прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами

художественного слова.

Целесообразно организовать творческую деятельность детей на

материале детской литературы. Так, свое отношение к сказкам, рассказам,

басням и стихам дети выражают в рисунке, лепке, поэтому сюжеты, образы

литературных произведений можно предлагать в качестве тем для рисования,

лепки. Рекомендуется использовать такие творческие задания на подбор

сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и

словосочетанию из художественного произведения, на продолжение

авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление

творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих

заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные

средства, использованные в книге.

Статья «Знакомство дошкольников с разными жанрами литературы»

Свое отношение к литературному произведению и его героям дети выражают: в рисунке, аппликации, лепке, при пересказывании и чтении наизусть текста, в разных видах театральной деятельности.

Встаршей группе

дети знакомятся с разными произведениями русского и зарубежного детского фольклора: малые формы (прибаутки, заклички, загадки, небылицы), пословицы, поговорки, сказки (волшебные, бытовые, докучные), былины. Дети знакомятся с классическими и современными поэтическими произведениями (лирические, юмористические стихи, поэтические сказки, литературные загадки, басни) и прозаическими текстами (сказки, сказки-повести, рассказы). Художественные произведения усложняются по смысловой нагрузке. Преобладают рассказы и сказки с нравственным подтекстом. Усложняется язык произведений, его отличает большая образность и выразительность, становятся доступны тексты с описаниями и элементами научно-популярного стиля (фрагменты детских энциклопедий).

Дети понимают, что содержание литературных произведений является изображение автором разных жизненных ситуаций, в центре которых находится человек и его отношение к окружающему.

Дети начинают осваивать представление о некоторых особенностях таких литературных жанров как загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица; знают фамилии трех, четырех писателей, поэтов; отдельные факты их биографий, некоторые особенности их творчества.

Дети понимают, что книга является результатом деятельности писателя, художника и работников типографии; объясняют значение иллюстраций в книге, знают фамилии двух, трех художников-иллюстраторов, некоторые особенности их творчества.

Знают и используют разные способы выражения своего отношения к литературному произведению, его героям в различных видах речевой и художественно-творческой деятельности.

Вподготовительной группе

дети имеют богатый литературный опыт. В круг чтения входят разнообразные жанры произведений русского и зарубежного детского фольклора, классические и современные поэтические произведения, прозаические тексты (рассказы, были, сказки, сказки-повести, детские романы). Дошкольникам интересны произведения со сложным подтекстом, неоднозначными образами героев, основанные на столкновении характеров, противоборстве сил добра и зла. Им становятся доступны тексты с новой познавательной информацией, элементами делового стиля (детские энциклопедии). Дети любят тексты с продолжением, в том числе романы, повести, рассказывающие о новых приключениях знакомых героев.

Дошкольники понимают, что книга является особым способом познания окружающей действительности, человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. В этом возрасте дети знают фамилии пяти-шести писателей, поэтов, отдельные факты их биографии, некоторые особенности их творчества.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Нетрадиционные методы приобщения дошкольников к книжной культуре

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга

Автор: Костина Галина Алексеевна, воспитатель

«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни надо ввести его в мир книги». В.А. Сухомлинский.

«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В.А. Сухомлинский.

«Читайте детям не нотации, а книги». Г.Остер.

Актуальность.

Дошкольный возраст время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.

В наш век технического прогресса, проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому желательно приобщать ребенка к книги, чтению уже в дошкольный период (в соответствии с ФГОС ДО), иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя. Как говорил С.Я. Маршак: «Есть талант писателя, а есть талант читателя». Именно через «талант читателя» мы познаем наш огромный многослойный и многогранный мир!

Вернуть детям любовь к книге и чтению обязательно нужно! Для этого в своей работе я использую различные методы и приемы. Например:

Организация книжных уголков, «книжных больниц»;

Создание мини-музеев детской книги;

Организация экскурсий в библиотеку;

Проведение литературных праздников, викторин, конкурсов чтецов и т. д.

Одним из интереснейших способов привлечения дошкольников к художественной литературе, является метод «СТОРИСЕК» или «Как потрогать сказку».

Что же такое «сторисек»?

«Сторисек» в переводе с английского языка означает «мешок историй» Изобретатель «сторисека» — Нейл Гриффитс – доктор филологических наук, английский писатель, автор книг по обучению детей дошкольного возраста.

Классическое наполнение «Мешка историй»

  • Художественная книга
  • Игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения
  • Научно-популярная книга, близкая к художественному произведению (например, к книге «Маугли» — энциклопедия животных)
  • Аудиокнига (СД-диск)
  • DVD диск
  • Дидактические игры

Работая с этим методом, я поняла, что содержимое мешка зависит от произведения, с которым мы хотим познакомить детей, от их возрастных особенностей и, конечно, от фантазии и творческих способностей детей и педагогов. За время работы с этим методом классическое наполнение «сторисек» дополнялось:

  • портретами авторов с информацией о них
  • раскрасками с героями произведений
  • трафаретами
  • иллюстрациями разных художников к произведениям

Цель:

Развитие у детей дошкольного возраста любви к литературе, к чтению, книгам в игровой нетрадиционной, креативной форме.

Задачи:

  • Знакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами;
  • Обогащать лексику образными словами, выражениями, помогать формировать грамотную речь;
  • Расширять кругозор;
  • Формировать познавательную активность;
  • Формировать разносторонние представления о предметах и явлениях окружающей действительности;
  • Развивать интерес к художественной литературе, связную речь, интонационную выразительность;
  • Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Работа по внедрению технологии (метода) «сторисек» проводится в несколько этапов.

Подготовительный этап

  1. Определяется произведение детской художественной литературы, с которым планируется познакомить детей.
  2. Изготовление мешка для комплекта материалов.

За время работы с этим методом стало понятно, что удачной формой является изготовление «Волшебного мешка» совместно с воспитанниками. Его можно украсить пуговицами, бисером можно вышивать имена воспитанников приклеить к мешку бумажные элементы, использовать роспись по ткани и др. В этом случае впоследствии

дети будут с повышенной мотивацией участвовать в мероприятиях, связанных с продуктом их деятельности.

3. Подготовка компонентов для наполнения мешка.

Основной этап.

Это непосредственная работа с мешком историй.

  • Работа с художественной книгой предполагает громкие чтения в группе детей;
  • Беседа по содержанию книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций;
  • Разыгрывание при помощи игрушек эпизода/эпизодов художественного произведения;
  • Проведение игр по теме выбранного произведения;
  • Работа с научно-популярной книгой (поиск ответов на вопросы, возникшие в ходе чтения и обсуждения художественного произведения);
  • Коллективное прослушивание аудиокниги с разукрашиванием раскрасок. (Аудиокассета позволяет детям прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания)

Завершающий этап:

  • Участие воспитанников в мастерской «В мире историй», изготовление творческих продуктов на основе художественного произведения.

За время работы с этим методом мы изготавливали закладки, рисовали обложки, создавали новые иллюстраций к книгам, представляя себя художниками – оформителями, делали маски и персонажей для настольного, теневого, пальчикового и т. д. театра по прочитанным произведениям. Кроме этого ребятам предлагалось придумать другой конец той или иной истории, оформить ее в виде книжки самоделки.

Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение нескольких дней. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей. Мешок историй мы передаем в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.

Знакомя детей с произведением по методу «сторисек» мы затрагиваем все образовательные области согласно ФГОС ДО.

Работа с родителями. Родители воспитанников привлекаются к участию в изготовлении и наполнении мешка истории, созданию коллажей по прочитанному произведению.

Совместно с родителями воспитанники оформляют свои «домашние» мешки историй, приносят их в детский сад и с удовольствием знакомят друзей с любимыми произведениями и героями.

В помощь родителям изготавливаются буклеты-шпаргалки, например, «Воспитание культуры чтения у дошкольника», «Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению», «Как научить ребенка любить книгу», «Читайте детям сказки», которые помогают родителям осознать всю важность процесса по приобщению детей к книжной культуре.

Следующая >

Методическая разработка. Жанры литературы, используемые для воспитания детей дошкольного возраста.

Методическая разработка. Жанры литературы, используемые для воспитания детей дошкольного возраста.

Дети 5-7 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» — за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.

Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Вообще, используется литература самого разного объема, формы и стиля. Патриотическое воспитание, как более узкая часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров, рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.

Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в среднем. Для знакомства с родной культурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях – в игре или обрядах. Малая форма народного фольклора все еще присутствует и в программе и в быту детей – песенки, потешки и заклички, но интерес детей уже к ним не так сильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.

Былины — особый древний жанром устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин вплотную подходящих к патриотическому воспитанию. Для детей используются адаптированные варианты текстов. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью: «Велел Илья Соловью свистнуть вполсилы. А тот засвистал так, что люди замертво попадали. Тогда вывез Илья злодея в чисто поле и отсек ему голову…»

Обрядовыме песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы – входят в круг детского чтения (народные и авторские). К небывальщине и нелепицам дети испытывают особое тяготение. У дошкольников уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире. В небылицах-перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Все действия – сплошная логическая ошибка. И детям нравится оперировать неосязаемыми сущностями, легко переставляя их в уме и ощущая себя значимыми и компетентными.

…Среди моря овин горит

По чисту полю корабль бежит…

Стихотворения, посвященные природе в разные времена года, описывающие красоту природы усложняются. Стихотворения для этого возраста берутся объемом 4-5 строф, со сложным образным языком и красочными эпитетами, такими как в стихотворениях «Зима недаром злится» Ф. Тютчева –

…Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя…

Или «Белая береза» С. Есенина –

…На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой…

Знакомство детей с поэтическим языком при знакомстве с природой приучает их подмечать прекрасное и выражать мысль не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы. Дети охотно учат стихи; используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств. «Смотрите! Березка сама как невеста, а волосы у нее золотистые!», «Небо сегодня хмурое и сердитое, как море!» — говорят дети.

Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира. Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина – яркие зарисовок из жизни натуральной природы и ее обитателей, живых, таких понятных. Персонажи естественны и их переживания, описанные авторами, близки детям. В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, взаимодействие всех живых существ с их повседневными заботами и хлопотами.

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о родном городе и столице России — отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Немногие родители маленьких москвичей находят время сводить детей в кремль, музей, к памятникам и историческим местам. Но детям, для развития гордости за свой город, для знания его особенностей и достоинств, нужны знания. В этом случае педагогу помогают сборники рассказов вроде «Прогулка по Кремлю», «Моя Москва» и т.п.. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов: «…Как будто чудное растение или нагромождение скал возвышается собор Василия Блаженного, построенный еще при царе Иване Грозном…», «Как Кремль – сердце Москвы, так и колокольня «Иван Великий» — сердце Кремля. Когда-то она была самым высоким зданием в Москве».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]