Организация предметно — развивающей среды в ДОУ по теме: Народные промыслы
Организация предметно — развивающей пространственной среды по теме: «Народные промыслы» по образовательной области «Познавательное развитие»
Автор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург Описание: Материал будет полезен воспитателям, а также интересен родителям. Материал сопровождался презентацией. Дошкольный возраст — это возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Задачи познавательного развития: • Воспитывать уважение к труду народных мастеров. • Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. • Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. • Развивать творческую фантазию, их самостоятельность в придумывании рисунка. • Обогащать словарный запас детей. • Развивать связную речь. • Развивать внимание, познавательную активность. • Развивать логическое мышление, память. (слайд 2;3) Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию: — вовлечение ребенка в различные виды деятельности; — использование дидактических игр; — применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи. Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. (слайд 4)
Для формирования и развития познавательного интереса следует: — развивать творческие способности детей, создавать для этого условия, — укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками; развивать у детей чувство собственного достоинства. Народное Декоративно-прикладное искусство участвует во всестороннем развитии детей, радуя их, расширяет понятия и представления, воспитывает художественный вкус. (Слайд5) » Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота — посуда расписная! » Можно загадать ребенку загадку: «Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой, красоту такую люди называют… .(хохломой). (слайд 6;7;)
«Веселый Городец» Есть на Волге город древний, По названью – Городец. Славится по всей России Своей росписью, творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя. Чудо — птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры тонко вывела рука! Городецкий конь бежит — Вся земля под ним дрожит! Чудо — птицы там порхают, И кувшинки расцветают! Будто в сказку нас зовя! (слайд8;9)
В ходе ознакомления с тем или иным промыслом, в игровые уголки вносится соответствующий материал. Подобран практический материал и методические пособия, куда входят подлинные предметы народных промыслов- хохлома, дымковские игрушки, жостов, матрешки, филимоновская игрушка, городецкие изделия; иллюстрации, альбомы по каждому виду народного искусства. Некоторые дидактические пособия созданы своими руками: — Пазлы — д/и «Собери узор» -д/и «Собери сказку» -«Найди пару» -«Из какой сказки герой?» и т. д. (слайд 10;11;12) Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым ребенок учится родному языку. Загадки, пословицы, поговорки, потешки позволяют расширить кругозор детей, лучше узнать жизнь и быт русского народа, его мудрость, помогает формировать чувство патриотизма и любовь к родному краю. Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни, и дает богатые знания об общественных отношениях. Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов. (Слайд 13;14;15) Один из наиболее обширных разделов народного творчества и самый любимый детьми – сказки. У русского народа целая кладовая бесценных жемчужин этого жанра. Сказки учат детей справедливости, честности, благородству, поэтому они больше чем другие жанры используются в работе с детьми дошкольного возраста. Знакомя детей с той или иной сказкой, важно не только доставить им радость, но и довести до их сознания главную идею произведения, научить оценивать поступки героев. Большое значение в правильном восприятии того или иного произведения детьми имеют иллюстрации. Для обогащения словарного запаса и усвоения детьми слов, характеризующих народную речь, важно показать красочные иллюстрации к сказкам, подчеркивая при этом национальный колорит предметов быта, одежду, обстановку, в которой действуют герои. Систематическое и планомерное использование различных видов сказок, формирует у детей интерес к народному творчеству. Впечатления полученные от сказок, дети отражают в играх, рисунках. И значительно обогащается речь детей. Разговаривая между собой, они часто употребляют образные выражения, эпитеты из сказок. ( слайд16;17;18) Проводились беседы с детьми, рассматривали картины, иллюстрации с разными видами декоративного искусства. Давали задания родителям принести разные атрибуты, иллюстрации, оформить работу по разным видам декоративно – прикладного искусства на формате А – 4. (слайд 19) Одной из важных задач работы по данной теме видим создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя. В “центре искусства” подобрала дидактические и развивающие игр; папки с силуэтным моделированием, различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”, “Жостово” и др, оформили таблицы с элементами народных росписей, создали условия для самостоятельной деятельности, различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла. Во время работы пробуждаем в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость. А именно, в , среди большого количества стандартной посуды, в целях доступности материалов, находятся деревянные чашки, ложки в стиле хохломской росписи, самовар, платки (для ряжения). (слайд 19) Важно обеспечить периодическую сменяемость игрушек и материалов, обновлять имеющиеся уголки и зоны, а так же вносить изменения в порядок организации группы. «Мини выставка изделий народных промыслов». (слайд 20) Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России. Научить деток играть с игрушками прабабушек, научить сооружать такие игрушки. (слайд 21) Использование русских народных игр как средства физической культуры способствует формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей всех систем и органов организма, формированию личностных качеств и позитивных черт характера. Народные подвижные игры способствуют уточнению представлений об окружающем мире, расширению кругозора, совершенствованию психических и физических качеств. КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР Накопление всевозможных народных промыслов приводит к созданию обогащенной предметно-развивающей среды в группе. Результатами проведенной работы являются: 1. Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки, заклички. 2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки. 3. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства. 4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи). 5. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности. 6. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать необходимую методическую помощь. Необходимую информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях, через информационные стенды по темам: «Учить понимать прекрасное» и др. Оформила папку-передвижку «Русский праздничный костюм», «Откуда к нам пришла матрешка» и др. Результатом таких дней становятся выставки совместного творчества, где все могут полюбоваться на творение своих рук. Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно-прикладного искусства. Дошкольники умело и свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным объяснением. Дети нашей группы умеют выделять средства выразительности, элементы узоров, сочетания цветов, колорит, симметричный узор композиции характерный для той или иной росписи. Наши маленькие художники активно применяют полученные знания, умения в самостоятельной творческой деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Мой любимый Кубанский детский сад Уголок театральной деятельности у детей первой младшей группы Уголок дежурств в детском саду
Мастер класс. Колодец из шпагата
Похожие статьи:
Панно своими руками для оформления уголка природы в детском саду
Аэродизайн. Мастер-класс