«Составление загадок по технологии ТРИЗ как средство формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста»


Удивительный мир загадок на основе ТРИЗ

Педагогическая мастерская для педагогов «Удивительный мир загадок на основе ТРИЗ»
Автор: Бодян Маргарита Викторовна, воспитатель-методист ГБОУ ЛНР «Дошкольное учебное учреждение «Ладушки»», г. Ровеньки ЛНР. Данная разработка будет полезна воспитателям и учителям начальных классов. Советую попробовать модели по сочинению загадок Аллы Нестеренко с детьми 6-8 лет, так как у них уже есть достаточно полное представление о предметах окружающего мира.Цель: демонстрация моделей составления загадок для детей дошкольного возраста по моделям Аллы Нестеренко. Задачи: — познакомить педагогов с моделями составления загадок; — повысить их компетентность в сфере инновационных технологий; — развивать творческое мышление. Наш современный мир меняется очень быстро и от этого становится не предсказуемым. Много кто со мной согласится, что из того, чему нас учили в семье, дошкольном учреждении и школе, пригодилось далеко не все. Готовя наших детей к жизни в этом новом мире нам необходимо учитывать: в жизни современных детей будет гораздо больше нестандартных ситуаций, чем у нас, и все, что мы можем сделать для них, – это научить творчески, нестандартно действовать и решать любые проблемы. Существует большое количество способов, как этого добиться. Ни для кого не секрет, что все дети любят отгадывать загадки. Наблюдая за ними, я заметила, что если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Как по мне, важнее научить ребят составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышлений. В то же время, сочинение загадок – это творчество и развитие речи. Сейчас мы с вами поучимся составлять загадки по моделям кандидата педагогических наук, сертифицированного ТРИЗ-специалиста Аллы Нестеренко. Перед нами таблица, назовем ее опорой. Предположим мы решили составить загадку о самоваре.


После заполнения таблички вставляем между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не». Например: блестящий, как монета; шипящий, как вулкан; круглый, но не арбуз.
Понятно, что задание, описанное выше, требует умения читать и писать. Это требование можно обойти, дав опору устно (она хорошо запоминается) и активно помогая ребенку. К тому же, очень часто слова можно заменять рисунками. А теперь давайте попробуем научиться загадывать предмет, указывая его части и их количество.
Например: «4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина» — это машина. Или «4 лапы, много иголок, 2 ушка» — ежик.
Опора:


Еще одна модель, особенностью которой является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. На что похоже? ….. Чем отличается?
Например, загадка про гребешок. — На что похож гребешок? – На забор. — А чем отличается от забора? – Через него не перелезть. — Еще на что похож? – На траву, но не растет. — А еще на что похож? — На пилу, но не пилит.
Далее предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как» или «Но», «Но не» или «Но без».
Забор, но через него не перелезть; трава, но не растет; пила, но не пилит.

Рекомендуем посмотреть:

Эффективность ТРИЗ — педагогики Анкета для родителей детского сада «Применение ТРИЗ-технологии в воспитании ребенка в ДОУ и семье» Развитие речи детей дошкольного возраста Развитие речи и творческих способностей детей дошкольников через сочинение сказок

Похожие статьи:

Развитие творческого мышления школьников старших классов

Игры для развития воображения детей 6 лет

Загадки для детей с ответами

Загадки с ответами про зиму для детей

Загадки про Новый год

Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗметодическая разработка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рыбка» г. Цимлянска

___________________________________________________________________

347320 Ростовская обл., г. Цимлянск, ул. Октябрьская, 39 тел. (291) 2-49-08 ИНН 6137006469

Мастер -класс

Методика составления загадок по технологии ТРИЗ

Воспитатель: Болдина Е.А.

2019 г

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Задачи:

— познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;

— показать на конкретных примерах способы составления загадок (электронная презентация) в работе по речевому развитию.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми разными способами по опорным таблицам.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

— получение педагогами представления о методике составления загадок детьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей:

— активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.

Организационный момент, сообщение темы мастер — класса

— Добрый день, уважаемые коллеги!

— Я рада вас приветствовать на нашем мастер — классе.

— В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать — и я пойму».

— Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

— Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше — сто раз сделать.

— Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

— Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса, я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)

— Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА.Сегодня мы с вами рассмотрим методику проведения составления загадок по технологии ТРИЗ.Загадка является средством развития речи детей дошкольного возраста.

Общая характеристика загадки

— В своей работе с детьми я, как и все воспитатели, часто использую такие малые формы фольклора, как потешки, сказки, считалки, скороговорки, пословицы, в том числе и загадки.

— Давайте немного вспомним, что такое загадка?

— Загадка — одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

— Виды загадок: народные и авторские.

— Типы загадок:

  • Описательные, например:

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач

На вкус как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (АРБУЗ)

  • Загадки – звукоподражания, например:

За стеклянной дверцей

Бьется чье-то сердце.

Бьется чье-то сердце

Тихо так,

Тихо так. (ЧАСЫ)

  • Загадки –рифмы, например:

В подполье, в каморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же это? (МЫШКА)

  • Загадки- перевертыши, загадки – небылицы, например:

Шерсть смотали мы в моток

Выйдет шелковый платок.

Отвечайте, правда ли? (НЕТ)

— Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

Загадки:

— обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

— помогают увидеть вторичные значения слов;

— формируют представления о переносном значении слова;

— помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

— Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

— А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно до — гадаться, от — гадать.

— Но при использовании загадок я выявила, что многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста, не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.

— А конкретно выявились следующие проблемы:

— невнимательно слушают текст загадки;

-не запоминают полностью содержание загадки;

-полностью или частично не понимают текст загадки;

-при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

— не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

— Учитывая то, загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.

— Так как же играть в загадки? Попытаемся сейчас составить загадки по опорным таблицам.

Методика составления загадок о технологии ТРИЗ

Ι ЭТАП. Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы « На что похоже?»

Например: «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» ( на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу) . Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?».

II ЭТАП. Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам

Первая модель:

1. Составление опорной таблицы вида:

«Какая? (какой?, какое?)» «Что такое же? »

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

СОЛНЦЕ

3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»

«Какое» «Что такое же? »
Яркое

Круглое

жаркое

4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»

«Какое» «Что такое же? »
Яркое

Круглое

жаркое

Лампа

Колесо

огонь

5. Вставка «слов – связки» — А НЕ. Составление загадки о солнце

Загадка: Что это?

Яркое, а не лампа?

Круглое, а не колесо?

Жаркое, а не огонь?

Вторая модель

1. Составление опорной таблицы вида:

«Что делает?» «Кто делает то же действие?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

КОМАР

3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»

«Что делает?» «Кто делает то же действие?»
Летает

Пищит

Кусается

4. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?»

«Что делает?» «Кто делает то же действие?»
Летает

Пищит

Кусается

Самолёт

Мышка

собака

5. Вставка «слов – связки» — А НЕ. Составление загадки о комаре.

Загадка: Что такое?

Летает, а не самолёт?

Пищит, а не мышь?

Кусается, а не собака?

Третья модель

1. Составление опорной таблицы вида:

«На что похоже?» «Чем отличается?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок)

Например:

РАСЧЁСКА

«На что похоже?» «Чем отличается?»

3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)

РАСЧЁСКА

«На что похоже?» «Чем отличается?»
Забор

Пила

трава

4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»

РАСЧЁСКА

«На что похоже?» «Чем отличается?»
Забор

Пила

трава

Нельзя лазить

Не пилит

Не растёт

5. Вставка «слов – связки» — КАК, НО. Составление загадки о расчёске

Загадка: Что это?

Как забор, но нельзя лазить.

Как пила, но не пилит,

Как трава, но не растёт.

Работа по подгруппам.

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.

Слова: яблоко, кошка, автомобиль.

Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.

— Скажите, какие речевые задачи вы решали при составлении загадок? (ответы воспитателей).

— Как можно играть в загадки? Можно использовать различные формы.

Формы работы с детьми по составлению загадок:

  1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика.

Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.

  1. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.
  2. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.

— Итак, коллеги, предлагаю вам обменяться информацией:

— Что мы сейчас с вами делали?

— А как мы это делали?

— Таким образом, загадка- настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.

Подведение итогов мастер – класса, рефлексия.

— Возвращаясь к тому, с чего мы начали, то есть с девиза нашего мастер – класса: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать — и я пойму», мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

— Мне очень нравятся слова Е. Ермоловой: «Как общаться с ребёнком? Да очень просто: увлекать, пока не увлечётся. Чем насыщеннее и многослойнее занятия поначалу, тем больше свободы в процессе и больший талант в результате». Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!

А для дальнейшей моей педагогической работы я попрошу вас оценить сегодняшний мастер – класс. Рефлексия:

«Уважаемые коллеги! Прошу вас оценить мероприятие, заполнив таблицу, используя выражения «да», «нет», «частично». Заранее благодарю!

Удовлетворён сегодняшней работой Получил теоретические знания Могу проектировать педагогическую деятельность по данной теме

ТРИЗ для развития речи: как сочинять загадки?

Зачем загадывают и отгадывают загадки?

Потому что детям нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять друг друга.

Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок (наверное, путем озарения) догадывается, каков ответ (или в более сложных случаях сам загадавший подсказывает до тех пор, пока кого-то не осенит). Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».

Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Мышление не работает, и творческое тоже. Да-да.

Итак , гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.

Сделать это совсем не трудно, даже самым маленьким (с небольшой помощью взрослого).

Почему? Потому что замечательные авторы (здесь и далее оды им на три страницы)) уже придумали для этого простые и действенные алгоритмы.

Простые модели сочинения загадок для самых маленьких

(от Т.А. Сидорчук и А.А. Нестеренко)

Загадки по этим моделям могут придумывать дети 3-4 лет.

Модель 1

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.

Добавляем слова-связки и получаем загадку:

Ласковый, но не солнышко,

Теплый, но не свитер,

Усатый, но не сом.

Модель 2

Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

У меня снова про котенка.

Получилась загадка:

Охотится, но не волк,

Умеет прыгать, но не мяч,

Урчит, но не мотор.

Модель 3

Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:

Похож на игрушку, но живой,

Похож на льва, но без гривы,

Похож на сову, но не летает.

Рисовать таблички каждый раз совершенно не обязательно! Достаточно представлять себе мысленно нужную модель. А можно даже в одной загадке объединять две модели.

Если посмотреть на такой способ придумывать загадки шире, то можно применять его на более старших учениках для лучшего запоминания научных понятий из химии, физики, биологии. В этом помогает то, что в процессе сочинения задействуется образное мышление, а, значит, запоминание проходит эффективнее.

Способ сочинять загадку для детей от 7 лет

(от А.В. Кислова и Е.Л. Пчелкиной)

Шаги алгоритма отчасти похожи на уже описанные, но их чуть больше:

1. Выбрать объект; 2. Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых; 3. Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации; 4. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление; 5. Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.

Мы с ребятами придумывали загадку про неисправную лампочку, которая мигала у нас над головой. Конечно, сам алгоритм я не записывала слово в слово, а просто обозначала шаги значками. Вот как это происходило.

Не беда, если загадка не складывается в стихотворение! Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны и необычны, а главное, побуждают к речевому творчеству.

Делитесь в комментариях своими авторскими загадками!

LiveJournal

развитие речи

Вам также может быть интересно: 19 новых идей творческих занятий для взрослых и детей

ТРИЗ-игры для дошкольников, часть 3

ТРИЗ для развития речи: как сочинять загадки?

Рисование без кисточки

Использование ТРИЗ в семье

Основная задача ТРИЗ — помочь людям преодолеть инерцию мышления — привычный образ мыслей. Например, как можно использовать зубочистку помимо основного её назначения? Психологическая инерция — это сила, которая держит человека в плену привычных понятий. Не преодолев её, мы не можем ничего изобрести.

ТРИЗ также тренирует память и внимание, развивает смекалку, логику, воображение. Игры и задачи, которые можно назвать тризовскими, увлекают и детей, и взрослых. Дома семьёй мы сами можем практиковаться и развиваться.

Например, можно смотреть тризовские мультфильмы (или фильмы), в которых герой сталкивается с трудностями и решает их необычным способом, благодаря своей смекалке и взвешенному подходу. Классический пример — мультфильм «Фока — на все руки дока». В основе истории лежит сказка Евгения Пермяка о кузнеце Фоке, решившего все задачки царя Балдея.

Вот еще несколько способов ввести в повседневную жизнь технологии ТРИЗ.

Одной из главных задач развития детей дошкольного возраста является задача развития речи. Для успешного овладения школьной программой, у дошкольника должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить диалоги, составлять небольшие рассказы на заданную тему. Однако, за последние десятилетия резко возросло количество дошкольников с речевой патологией, у которых наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи. Особая острота проблемы состоит в том, что дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения.

Таким образом, весьма актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи и их системного использования, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста.

Одним из таких способов является система ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, созданная Г.С. Альтшулером, которая позволяет осуществлять обучение через творчество, через решение нестандартных задач. ТРИЗ-педагогика, адаптированная к дошкольному детству, ставит целью формирование нестандартного мышления, поисковой активности, способствует развитию речи и творческого воображения.

Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4 – 5 летним детям. Ведь придумать загадку, зарисовать её, загадать её родителям для ребёнка действительно творческая задача, намного интереснее, чем выполнять задание педагога «опиши предмет». Сочиняя, дети не занимаются скучным обобщением, а создают нечто новое.

Сочинение загадок и использованием элементов ТРИЗ хорошо развивает не только речевое творчество и креативность мышления детей, но и способствует их психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.

Как известно, творчество не должно испытывать принуждение, знакомство с ТРИЗом следует проводить в игровой форме, и строится, учитывая возрастные особенности детей и особенности развития речи на каждом этапе. Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.

Этапы работы при составлении загадки:

Первый этап: через игровое упражнения научить детей сравнивать предметы «На что похоже». Чтобы детям было легко и интересно находить и сравнивать, мы используем компьютерные презентации, картинки, которые помогают детям, справиться с поставленной задачей — находить простейшие сходства.

Следующий второй этап — составление загадок по моделям. Для составления загадок предлагается три основных модели.

Первая модель составление загадок по принципу: «Какой? Что бывает таким же?». Для составления загадки выбирается объект (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Далее дается образная характеристика (цвет, форма, действия, качества), которая записывается в левой части таблицы. Содержание правого столбца обговаривается с педагогом, и заполняется самостоятельно детьми в виде рисунков. После заполнения таблицы детям предлагается прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «КАК», «А НЕ» или «НО НЕ». Например: СОЛНЦЕ

Какое? Что бывает таким же?
Яркое Радуга
Круглое Арбуз
Горячее Свеча

Загадка: Что это?

Яркое, но не радуга

Круглое, но не арбуз

Горячее, но не свеча

Когда дети свободно могут подбирать существительные для сравнения, обогащаем речь детей прилагательными.

Затем знакомим детей со второй моделью составления загадок. Загадки составляются по принципу: «Кто делает? Кто (что) делает так же?». Для составления загадки используем связки «КАК» или «НО НЕ».

Третья модель составления загадок: «На что похоже? Чем отличается?».

Методика работы аналогична работе с предыдущими моделями. Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.

Работу по обучению составлению загадок необходимо начинать с детьми среднего возраста (пятый год жизни). Объектами для составления загадок служат предметы, с которыми дети чаще всего сталкиваются, многократно воспринимают и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т.д. Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину), отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают. У детей старшего дошкольного возраста значительно расширяется кругозор. Следовательно, и тематика для составления загадок становится разнообразнее. Объекты для составления загадок выбираются в соответствии с изучаемой лексической темой: «Фрукты», «Овощи, «Транспорт» и т.п., которые имеют многоплановую характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения. Педагог стимулирует детскую речевую активность, предлагает использовать яркие, образные сравнения. Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта. Составление загадок доступно всем детям, так как занимательная форма загадки делает обучение ненавязчивым и интересным.

Процесс составление загадок побуждает детей к наблюдениям, размышлению, познанию, требует активной работы мысли, что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи, для которых характерно, наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике, нарушение памяти, внимания, мышления.

Таким образом, использование ТРИЗ технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста повышает уровень развития творческого мышления и обогащает речь дошкольника.

Использование современной образовательной технологии ТРИЗ является необходимым условием эффективности обучения. Данная технология позволяет решать задачи речевого развития с опорой на интерес ребенка.

Список литературы

1. Аман Т. С., Ведерникова Т. И. Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – Т. 46.

2. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать. Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников [Текст] — Ульяновск, 2014. — 134 с.

3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с использованием технологии ТРИЗ [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2016.- № 3.

4. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду /С. И. Гин. Минск, ИВЦ Минфина, 2008.

5. Григорович, Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. [Текст] // Дошкольное воспитание. — 2015- № 7.

6. Илларионова, Ю.Р. Учите детей отгадывать загадки [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2021.- № 1.

7.Корзун, А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками [Текст] — Минск, 2000г.

8. Нестеренко, А.С. Страна загадок: программа и условия ее реализации в детском саду [Текст] — Москва: Мозаика-Синтез- 2015.

9. Страунинг, А.С. Методы активации творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста [Текст] — Москва: Академия, 2014. .

10. Сидорчук, Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи [Текст] — Москва: Академия, 2015.

11. Ушакова, О.С. Теория и практика развития морфологической стороны речи дошкольника [Текст] /О.С. Ушакова — Москва, 2014.

Задача ТРИЗ в познавательном развитии дошкольников «ЛУНОХОД»

На спутник Земли был высажен Луноход на больших надувных колесах, призванный подробно изучить поверхность и грунты. Но задача осложнилась тем, что сила притяжения Луны гораздо меньше, чем на Земле, и любая неровность на поверхности переворачивала Луноход на бок. Исследователи утяжелили машину грузом, подвесив его под кузов, но возникло новое препятствие. При появлении возвышенностей на пути, груз цеплялся за них и не позволял двигаться дальше. Задача: необходимо увеличить проходимость Лунохода, не внося кардинальных изменений в конструкцию.

Решение: Первое, что приходит в голову – переместить утяжелитель на крышу, или во внутрь кабины. Но подобные действия приведут к смещению центра тяжести, что еще больше повлияет на неустойчивость Лунохода. В итоге астронавты придумали распределить груз равномерно на все колеса и поместить его в шины. Такое решение уже применялось в практике. Японский ученый П. Шохо предложил данный вариант в применении к крупногабаритным грузовикам, кранам и погрузчикам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]