Проект «Весёлый этикет» в средней группе
Вторая неделя «Культура поведения в общественных местах»
Понедельник : Познание «Уроки этикета» .Цель: В игровой форме обобщить знания ребят об этикете – правилах, принятых в обществе. Беседа «Правила поведения в общественном транспорте». Чтение З.Александрова «Что взяла, клади на место». Театрализованная деятельность: «Встречайте гостей».
Вторник: Лепка по сказке «Два жадных медвежонка». Беседа Как вести себя в общественном месте Задачи: развить представление о необходимости знания правил поведения, сформировать навыки поведения в общественных местах, опираясь на опыт детей. Просмотр презентаций «Правила поведения за столом».Правила поведения для малышей». Театрализованная деятельность: «Давайте познакомимся».
Среда: Рассматривание иллюстраций «О правилах этикета». Занятие «Какие бывают приветствия?» Цель: Создание и организация игровых ситуаций для воспитания умения уместного применения детьми различных форм приветствий. Показ инсценировки «Сказка о глупом мышонке»
Четверг: Чтение «Два жадных медвежонка» венгерская сказка Пальчиковые игра «В гости» С/р игра «Путешествие в общественном транспорте» — закрепить правила поведения в общественных местах, закрепить свои знания, умение доброжелательно общаться друг с другом.
Пятница: Дид. игра «Чтобы гости не скучали»
Итоговое мероприятие «Поищем и найдём волшебные слова».Коллективная работа «Этикет за столом»
Работа с родителями:
Цель: повышать педагогическую культуру семьи, привлекать родителей к активному участию в воспитательно — образовательном процессе детского сада.
Подбор картинок по теме: «Этикет за столом»
Консультация: «Этикет в обществе и дома»
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Поищем и найдём волшебные слова»
Цели. Научить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности. Раскрыть значение вежливых слов, формировать у детей представления и потребности в доброжелательном общении с окружающими.
Материал: игрушка – Лесовичок, шкатулка, карточки с «волшебными словами», символы-кружки: чёрный и красный. Дети входят в группу, Здороваются с гостями, разными способами. Воспитатель: Давайте мы улыбнёмся и друг другу тоже и поздороваемся друг с другом, но не только словами, но и с помощью рук. (Дети встают вокруг и поворачиваясь лицом друг к другу, протягивают руку соседе и говорят при этом любое вежливое слово приветствия, так все по кругу) Воспитатель: Что вы сейчас чувствуете? Дети: Радость, счастье, тепло. Воспитатель: А почему? Да потому что мы с вами стали маленькими волшебниками, сказали друг другу вежливые слова и почувствовали тепло друг друга, подарили частичку тепла своей души друзьям, пожелали здоровья.
Картотека бесед с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Правила этикета»
Виктория Гунькина
Картотека бесед с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Правила этикета»
Конспект беседы с детьми 3–5 лет по формированию КГН «Научим Мишутку волшебным словам: «спасибо» и «пожалуйста»
Цель: закреплять знания детей о правилах и нормах общения.
Сюрпризный момент: приход в гости Мишутки.
Демонстрационный материал: игрушка медвежонок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел медвежонок по имени Мишутка. Давайте поздороваемся с ним. Молодцы!
Наш Мишутка очень любознательный медвежонок и хочет узнать какое волшебное слово нужно сказать, чтобы попросить что – то?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, это слово «пожалуйста», молодцы!
А что нужно сказать, когда кто — то дал тебе что-то или сделал хорошее, помог тебе чем – нибудь?
Ответ детей.
Воспитатель: Молодцы, конечно «спасибо»! Когда кто – то сделал для тебя что – то хорошее, нужно поблагодарить его волшебным словом «спасибо».
А какие вежливые слова вы еще знаете?
Ответ детей.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Мишутке все правила вежливого общения.
Какие основные правила речевого этикета мы знаем?
Ответ детей:
-обязательно говорить при встречи со знакомыми людьми слова приветствия «здравствуйте», по окончании встречи «до свидания»;
-когда садишься за стол нужно пожелать всем «приятного аппетита», когда выходишь из – за стола после еды, говорим «спасибо»;
— к взрослым обращаться на — «Вы»;
-не перебивать когда кто-то говорит, нужно дождаться, когда говорящий закончит свою речь;
-не следует ябедничать и обзываться.
Воспитатель: Молодцы! Правила этикета – это волшебные правила поведения, зная и соблюдая их, вы ни когда не попадете в неудобную ситуацию. Всегда будете выглядеть вежливыми и воспитанными.
Мишутка говорит нам «спасибо!» и прощается с нами «до свидания!»
КГН. Конспект беседы на тему «Расскажем тетушке Улитке, как нужно вести себя за столом»
Цель: закреплять знания детей о правилах и нормах поведения за столом.
Сюрпризный момент: приход в гости тетушки Улитки.
Демонстрационный материал: игрушка – Улитка.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла тетушка Улитка. Давайте, пока накрывают нам столы к полднику, расскажем тетушке Улитке правила поведения за столом.
Вопросы:
1. Что необходимо сделать перед едой? (перед едой нужно вымыть руки)
2. Что нужно сделать в начале трапезы? (пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита)
3. Как мы сидим за столом? (сидим ровно, спинка прямая, локти на стол не кладем)
4. Можно ли брать руками пищу из тарелки? (для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы)
5. Можно ли разговаривать и баловаться за столом во время еды? (кушаем молча, запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу, запрещается баловаться за столом. Кушать следует с закрытым ртом)
6. Что нужно сделать, если попался большой кусочек еды? Можно его целиком запихивать в рот? (набивать едой полный рот нельзя, если попались большие кусочки пищи –разделить на маленькие, используя столовые приборы.
7. Можно ли облизывать тарелку, даже если было очень вкусно? (нет, тарелку облизывать нельзя)
8. Если кто – то испачкался, что нужно сделать? (по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой)
9. И последний вопрос, когда мы покушали, что мы делаем? (нужно вытереть рот и руки салфеткой, и вставая из-за стола сказать «спасибо!»)
Воспитатель: Молодцы! Тетушка Улитка очень рада, что вы хорошо помните правила поведения за столом и ей пора уползать в свой домик. До свидания!
Стол уже накрыт, руки мы помыли, теперь берем стульчики и присаживаемся на свои места, сначала девочки, теперь мальчики.
Конспект беседы с детьми 3–5 лет по формированию КГН «К кукле Кате пришли гости»
Цель: закреплять знания детей о правилах и нормах поведения в гостях.
Демонстрационный материал: кукольный стол со стульчиками, посуда игрушечная, три куклы.
Вариант №1.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Помогите мне накрыть стол, к нашей кукле Кати придут в гости 2 подружки: кукла Оля и кукла Даша.
Дети накрывают стол на три персоны, расставляют чашки, тарелочки, чайник и салфетки.
Воспитатель: Катя пригласила в гости своих подружек Олю и Дашу к полднику.
Оля и Даша постучались в дверь, Катя открыла им дверь (Они поздоровались) — «Здравствуй Катя!». Катя: Здравствуйте! Проходите! Присаживайтесь!- Куколки присели за стол и стали беседовать. Катя предложила выпить чаю. Даша и Оля выпили чай, поблагодарили Катю. Еще немного посидели и пошли домой. Уходя, Оля и Даша попрощались с Катей «До свидания!» Катя им ответила: «До свидания!»
Воспитатель: Ребята, вот мы и поиграли с куколками, а теперь давайте обсудим, как вели себя куклы в гостях хорошо или плохо?
Ответы детей: Хорошо!
Вопрос: Дашу и Олю Катя пригласила? Можно ли ходить в гости без приглашения?
Ответы детей: Катя пригласила Олю и Дашу (без приглашения нельзя ходить в гости).
Вопрос: Можно ли опаздывать или прийти раньше времени, к которому вас пригласили?
Ответ детей: Нет!
Вопрос: При встрече они поздоровались?
Ответ детей: Да! Оля и Даша сказали — «Здравствуй Катя!». И Катя, тоже поздоровалась с ними.
Вопрос: Как вели себя Оля и Даша в гостях? Они баловались, кричали?
Ответ детей: Нет, они вели себя хорошо, сидели тихо и спокойно общались.
Вопрос: можно ли перебивать во время беседы?
Ответ детей: Нет! При разговоре нельзя перебивать других людей.
Вопрос: Оля и Даша долго были в гостях?
Ответ детей: Нет!
Вопрос: А можно ли долго сидеть в гостях? Красиво ли это?
Ответ детей: Нет! В гостях засиживаться допоздна нельзя. Это не красиво.
Вопрос: Когда Оля и Даша уходили, они попрощались с Катей?
Ответ детей: Да!
Вопрос: А Катя попрощалась с гостями, сказала «до свидания!»?
Ответ детей: Да, Катя, тоже сказала «до свидания!»
Воспитатель: Все вспомнили, теперь скажите — «Хорошо ли вели себя Оля и Даша в гостях у Кати?»
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а какие еще правила поведения в гостях вы знаете, которые мы не проговаривали сейчас?
Ответ детей:
— нельзя напрашиваться на чай или угощение;
— в гости идти следует только с хорошим настроением.
Воспитатель: Правильно! Вы тоже, как и наши куколки, хорошо знаете правила поведения в гостях! Молодцы!
Вариант №2.
Обыграть с детьми противоположную картину поведения и обсудить: Что хорошо? Что плохо? Как нужно вести себя в гостях?
Конспект беседы с детьми 3–5 лет по формированию КГН «Правила этикета в общественном месте»
Цель: закреплять знания детей о правилах и нормах общения.
Сюрпризный момент: Волшебный сундучок.
Демонстрационный материал: красивая коробочка (волшебный сундучок) с записками-вопросами, бумажные самодельные медальки по количеству детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Это волшебный сундучок с секретом. Хотите узнать что там?
Ответ детей: Да!
Воспитатель: Чтобы узнать, что там за секрет, нам нужно ответить на вопросы, которые есть в записке. Вопросы будут, о том, как себя вести рядом с чужими людьми, в таких общественных местах, как магазин, театр, музей, транспорт и даже детская площадка, мы сейчас и поговорим.
Правила поведения в общественных местах – это, прежде всего, элементарная вежливость.
1. Если у вас насморк, что нужно делать?
Ответ детей: пользоваться носовым платком.
2. Воспитанные дети при кашле и чихании что делают?
Ответ детей: При кашле и чихании принято прикрывать рот.
3. Молодцы! Перед тем, как зайти в транспорт или магазин, что следует сначала сделать?
Ответ детей: следует сначала предоставить дорогу выходящим.
4. Когда вы едите в общественном транспорте, если вы сидите, а рядом стоит пожилой человек бабушка или дедушка, что вы сделаете?
Ответ детей: в транспорте следует уступать место старшим.
5. Правильно, мы должны проявлять вежливость к взрослым людям. Быть внимательным к людям с ограниченными возможностями.
Следующий вопрос: Можно ли громко разговаривать в общественных местах?
Ответ детей: Нет. Запрещено громко разговаривать, кричать, петь песни в общественных местах.
6. Молодцы, правильно! Новый вопрос: можно ли заходить в общественный транспорт или магазин или музей с едой?
Ответ детей: Нет. Нельзя заходить в транспорт, магазин и другие общественные места с едой или напитками.
7. Правильно, мальчик бросил на детской площадке бумажку от конфеты, можно так делать?
Ответ детей: Нет! Нельзя мусорить, необходимо соблюдать чистоту.
8. Замечательно, а еще нужно беречь зеленые насаждения, не ломать цветы, кустарники и деревья. Еще вопрос: кто — то на площадке забыл игрушку, можно ли ее забрать себе?
Ответ детей: Нет!
9. Конечно нельзя, вы правы, как бы сильно вам не хотелось этого сделать, никогда нельзя брать чужие вещи! Ведь, во-первых, это может оказаться опасным (взрывное устройство, во – вторых, когда ребенок вернется за своей игрушкой или вещью и ее не будет на месте, он очень расстроится. А вот такой вопрос: ругаться, драться, плеваться – можно?
Ответ детей: нет, нельзя!
10. Правильно, нельзя себя так вести. А еще нужно помогать маленьким, слабым и беззащитным. И последний вопрос: можно ли перебивать людей, которые говорят?
Ответ детей: Нет! Нельзя перебивать других людей.
Правильно! Молодцы, это не красиво! Еще не красиво тыкать пальцем.
Ребята, еще много правил, которые мы сегодня не проговорили, но обязательно еще повторим в следующий раз. Все эти правила сходятся к одному – нужно быть добрым и вежливым. Соблюдать правила этикета нужно всегда и тогда вы сможете вырасти хорошими, добрыми людьми, достойными уважения.
А я хочу вас поблагодарить, подарив вам то, что находится в нашем волшебном сундучке. Воспитатель раздает заготовленные медали «За вежливость» всем детям.