Конспект НОД с детьми 4-5 лет с использованием ИКТ «Бумага и ее свойства»
автор: Селихова Екатерина Александровна
Воспитатель Детский сад № 568 Екатеринбург
Конспект НОД с детьми 4-5 лет с использованием ИКТ «Бумага и ее свойства»
Непосредственная образовательная деятельность с детьми средней группы «Бумага, ее свойства и виды».
Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.
Задачи:
Образовательные:
расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;
Развивающие:
пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить проводить опыты, эксперименты.
Воспитательные:
воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.
Материал и оборудование: сундучок, ножницы, мяч, бумага, картон, спички, образцы разных видов бумаги, альбомный лист, клей, кисточки, салфетки.
ИКТ: проектор, экран, презентация «Как появилась бумага»
Ход НОД
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!
Слева друг, справа друг
Получился ровный круг.
Все мы за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся.
— Ребята, сегодня у нас необычное занятие, немножко даже волшебное. Мы будем с вами экспериментировать. А с чем мы будем проводить эксперимент, вы узнаете, отгадав загадку. Я принесла вот такой чудесный сундучок (лежат в сундучке разные виды бумаги). А что в нем лежит нам подскажет загадка:
«Она бывает документом,
плакатом, фантиком, конвертом,
письмом, обоями, листовкой,
альбомом, книгой, упаковкой» (бумага)
— Правильно ребята, это бумага.
— Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.
-Для чего нужна бумага?
— Вспомните, где применяется бумага?
— А вот всегда ли у человека была бумага? (дети отвечают отрицательно)
Воспитатель: -Как вы думаете, на чем в древности писали люди? (На камнях, на скалах).
В разные времена люди писали на разных материалах. — А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?
Воспитатель:
Просмотр презентации.
1 слайд: Титульный лист. 2 слайд: Задолго до появления бумаги… в древности люди выдалбливали надписи на камнях, делали наскальные рисунки. 3 слайд: В древней Греции писали на сырых глиняных плитках и дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой. Их неудобно было переносить и хранить. Они были тяжелые, хрупкие и легко ломались. 4 слайд: В древнем Египте на берегах реки Нил было найдено растение – папирус. Стебли его разрезали на тонкие полоски, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубочку. На папирусе рисовали и писали тонкими палочками. Длина такой книги была 100 шагов. 5 слайд: Пергамент впервые был изготовлен в государстве Пергам в Азии. Его делали из шкур телят и овец. Иногда книга, написанная на пергаменте, стоила дороже дома, потому что на ее изготовление уходило стадо телят или овец. На что она была похожа? Книга напоминала сундук. 6 слайд: На Руси писали на бересте. Это березовая кора. Сначала на ней писали грамоты, а потом и книги. Чем писали? Процарапывали костяным или железным писалом. 7 слайд: Бумагу впервые научился изготавливать в Китае изобретатель Цай Лунь. Клейкую массу из бамбука и воды раскатывали в плоский лист и сушили на солнце. 8 слайд: В наше время бумагу производят на целлюлозно — бумажных заводах из древесины практически всех пород деревьев. Лесорубы дерево срубили, На станке на части разделили, Чурбачки на щепки порубили, И в растворе долго их варили. А потом всю жидкость отжимают, Валиком утюжат, сушат, гладят. Так выходит чистый лист бумаги Для журнала, книги и тетра.
Процесс ОД
-А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).
— Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей) .
-Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные.
— А прочная ли бумага? Мы проверим.
Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: -Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки бумаги).
Экспериментальная часть.
Изучение свойств бумаги.
А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.
Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства) .
А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого про ведем ряд экспериментов:
1) Для начала, возьмите в руки лист бумаги и лист картона, и попробуйте смять его? Мнется? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается). (Ответы детей).
Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.
2) А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?
Бумага рвется, а значит она непрочная.
Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.
3) Возьмите ножницы и разрежьте сначала бумагу, потом картон.
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.
А как вы думаете, можно соединить бумагу? Как? (Склеить, сшить, переплести).
4) А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
5) Посмотрите, ребята, теперь я подожгу бумагу. Что с ней произошло?
Вывод: бумага горит.
6) А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги?
Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колыхаясь в разные стороны. Оторвите от него узкую полоску, поднимите ее над головой и отпустите. Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз, т. е., бумага падает по-разному.
Выводы исследований.
- Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
- 2. Бумага бывает прочной и не прочной.
- Бумага боится воды.
- Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.
- «Бумага горит»
Игра «Волшебная бумага»
я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.) .
А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т.д.).
Заключительная частьМолодцы! Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова:
Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.
Рефлексия
Интересно было в мастерской? А что нового вы узнали про бумагу?
Конспект НОД с детьми 4-5 лет с использованием ИКТ «Бумага и ее свойства»
Открытое занятие «Свойства бумаги»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК
Познавательно — исследовательская деятельность во II младшей группе «Свойство бумаги»
Подготовила и провела воспитатель II мл. гр. Шайхутдинова В.А. |
2016
Цели:
Формировать умение наблюдать и делать выводы. Познакомить детей со свойствами бумаги. В ходе экспериментальной деятельности учить давать полные ответы. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать любознательность.
Оборудование
: коробочка, различные виды бумаги, емкости с водой.
Ход:
1. Ребята, я принесла вам сегодня вот такую коробочку. Хотите посмотреть, что там внутри? Что же там? (бумажки) Правильно, в коробке много бумаги. Для чего нам нужна бумага? Правильно, на бумаге можно рисовать, можно клеить, им можно вытираться. Посмотрите, а в коробке бумаги все одинаковые или же они разные? Чтоб узнать, мы с ними поиграемся, рассмотрим их.
Работа у первого стола
. Оборудование: наборы разной бумаги — альбомный лист, салфетка, тетрадный лист, кусочки обоев, бархатная бумага т.д.
1.
Посмотрите как много разной бумаги, давайте ее потрогаем и рассмотрим
Зеленый листок бумаги какой на ощупь… (гладкий)
Красный листок бумаги какой на ощупь… (шероховатый)
Синий листок бумаги какой на ощупь… (толстый)
Желтый листок бумаги какой на ощупь… (тонкий, мягкий).
Бумага разная на ощупь: гладкая, мягкая, шероховатая, тонкая, толстая и т. д.
Посмотрите, какая бумага по цвету? (разноцветная.)
Сейчас мы поиграем в д/игру «Покажи правильно». Какой цвет я назову, такого цвета бумагу вы должны поднимать. Поднимите бумагу красного цвета, синего и т.д.
Ребятки, можно ли через бумагу что-нибудь увидеть?
— Возьмите бумагу и посмотрите через нее. Что–нибудь видно?
Значит бумага плотная, и через бумагу ничего не видно.
2.«Мнем и разглаживаем»
А еще бумагу можно мять. Возьмите тонкую, гладкую, белую бумагу и сомните ее, вот так, и у нас получился колобок, а теперь разгладьте. Получилось?
Вывод: бумагу можно мять и разглаживать.
Работа у второго стола.
1.
Оборудование: емкость с водой, бумага.
— А теперь возьмите полоски бумаги и опустите в емкость с водой. Что происходит? Бумага намокла, попробуйте взять ее в руки. Что произошло? Бумага порвалась.
Вывод: бумага размокла и порвалась. Бумага боится воды.
2.
Бумагу можно разорвать руками на мелкие кусочки, какая бумага рвется легче альбомный лист или цветная бумага? Посмотрите, сколько мелких кусочков у нас получилось. Как вы думаете, они нам нужны? Что с ними можно сделать? (склеить)
Конечно, из маленьких кусков бумаги можно сделать аппликацию. Посмотрите, какие рисунки я вам нарисовала, нравиться? И мне они очень нравятся, но если их обклеить нашими кусочками бумаги они станут еще красивее. Сегодня мы с вами после сна украсим наши рисунки.