Миссия развивающих занятий в первой и второй младших группах
Развитие — это важная составляющая целей любого образовательного курса, практикуемого с воспитанниками детского сада. Более того, те или иные аспекты развития являются обязательной частью не только непосредственной образовательной деятельности (НОД), но и режимных моментов, развлечений. Поэтому, рассматривая цели и задачи занятий по развитию в таком широком смысле, уместно говорить о миссии этого направления в целом в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Цели и задачи занятий по развитию определяются стратегиями изменений психолого-педагогических характеристик детей первой и второй младших групп.
Цели развития определяются возрастными особенностями малышей 1,5–4 лет
Цели занятий по развитию с детьми 1,5–3 лет
Суть занятий по развитию в первой младшей группе определяется отработкой трёх фундаментальных для малышей 1,5–3 лет жизненных приобретений — прямохождения, речи и предметного взаимодействия. Это:
- обучение манипулированию с различными предметами, уясняя их назначение (в процессе игр);
- формирование способности понимать и использовать речь в общении (расширяя пассивный запас слов, переводя его постепенно в активный);
- воспитание коллективного духа (даже с учётом того, что дети первой младшей группы действуют, играют не вместе, а рядом, они видят, что все виды работы выполняются одновременно и задачи едины для всех).
Цели занятий по развитию с малышами 3–4 лет
Во второй младшей группе продолжается стратегия осуществления целей, поставленных ещё в прошлом учебном году. При этом акцент, в силу того, что в 3–4 года дети осваивают обширный комплекс звуков и грамматики языка, делается на развитии речи:
- включение детей в диалог (со взрослым, друг с другом);
- стимуляция любознательности как средства познания мира (в силу возраста дети постоянно задают вопрос «почему», который взрослым ни в коем случае нельзя оставлять без внимания);
- понимание преимуществ коллективных игр (весело, интересно, ново).
Задачи развивающих занятий зависят от образовательной области, в рамках которой они рассматриваются.
Если в первой группе основными показателями развития являются освоение прямохождения, речи и предметного взаимодействия, то во второй акцент делается на развитие навыков общенияи умения работать не рядом, а вместе
Таблица: основные задачи развивающих занятий в первой и второй младших группах
Образовательная область | Задачи для первой младшей группы | Задачи для второй младшей группы |
Познание |
|
|
Социально-коммуникативное направление |
|
|
Речевое развитие |
|
|
Физическое развитие | Обучение координации частей тела при выполнении упражнений с одним видом физической нагрузки (только бег или только прыжки). | Продолжение работы по тренировке координации движений, но в упражнениях со 1–2 сменами действий (с ходьбы на бег или с ходьбы на приседания, а затем на прыжки). |
Xудожественно-эстетическое развитие |
|
|
Это интересно. Во второй младшей группе взрослый становится для ребёнка образцом для подражания, и желание копировать его действия вступает в противоречие с реальными возможностями маленького человека. Разрешению этого внутреннего конфликта способствуют сюжетно-ролевые игры, в которых малыш может исполнять роль врача, воспитателя, мамы или папы.
Примерить на себя роль взрослого ребёнку помогают сюжетно-ролевые игры
Выбираем время и место для работы
Для того, чтобы развивающие занятия для детей 4 лет дали результаты, они должны быть регулярными. Желательно дома выбирать одно и тоже время и место. Выбирая время необходимо учитывать, чтобы карапуз был бодр, сыт и активен. Следует методом эксперимента понаблюдать, какое время наиболее подходящее.
Психологи рекомендуют утро или после дневного сна. Нужно стараться, чтобы работа становилась частью режима дня.
Многие родители задаются вопросом, сколько времени следует заниматься с крохой. Структура головного мозга, развитие самоконтроля малыша 3-4 лет позволяют ему выдерживать 15 минутные уроки. Однако, при правильно поставленной работе и адаптации к упражнениям некоторые детки легко выдерживают не менее получаса.
Первые уроки должны быть не дольше 15 минут
Первые занятия обычно не превышают 10 минут, начинать необходимо с малого. Как только малыш адаптируется, можно потихоньку увеличивать время, сначала до 15 минут. Если он спокойно выдерживает его и после этого остается бодра и весел, то можно попробовать увеличить до 20 минут.
Выбирая место для ежедневной работы, прежде всего нужно обращать внимание на удобство. Рабочее место должно быть удобным как для малыша, так и для его мамы, может быть это детский стульчик со столом или коврик, на котором проходит работа.
Виды занятий по развитию в младших группах
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), с детьми 1,5–4 лет осуществляется НОД, нацеленная на развитие:
- интеллекта;
- эмоционально-волевой сферы;
- внимания;
- речи;
- основных движений;
- творческих способностей;
- культурно-гигиенических навыков (КГН);
- нравственно-патриотических чувств.
На занятиях в ДОУ малыши в увлекательной форме изучают цвета и формы, а также развивают творческие способности
Эти векторы развития в работе с малышами 1,5–3 лет реализуются на занятиях по:
- ознакомлению с окружающей средой (1 раз в неделю);
- развитию речи (1 раз в неделю);
- формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) (1 раз в неделю);
- физической культуре (2 раза в неделю);
- изобразительному искусству, куда входит рисование, лепка и конструирование (по одному разу в неделю);
- музыке (2 раза в неделю).
Это интересно. Такое распределение часов соответствует требованиям ФГОС и программе «От рождения до школы», принятой за основу в большинстве детских садов в стране.
Во второй младшей группе к перечню занятий добавляется 1 час на конструирование. В остальном же расчасовка будет идентичной. Однако для воспитанников 3–4 лет в учебно-воспитательный процесс могут быть включены часы на занятия:
- хореографией (1 или 2 часа);
- с логопедом (обычно это групповые занятия, индивидуальные начинаются в средней, когда весь звукоряд уже сформирован);
- английским языком;
- экологическим воспитанием.
Это интересно. Последние два курса в программе «От рождения до школы» включены в вариативную часть, что позволяет организовать кружковую работу в этих направлениях.
Развивающие задачи для всех видов занятий едины, в зависимости от характера НОД меняется только акцент в работе
В какой форме нужно проводить уроки?
Занятия для детей, не достигших 5 лет, должны проходить исключительно в форме игры. Это необходимо из-за психических особенностей малыша, потому что игра для него является ведущей деятельностью. Данный возраст уже позволяет крохе придумывать сюжеты, играть действия, находиться в роли режиссера, то есть он сам придумывает правила игры.
Игровая форма обучающих занятий наиболее подходит для детей 3-4 лет
Игровая атмосфера может создаться за счет ярких, красочных и интересных материалов. Именно на это необходимо делать акцент при выборе книжек. Книги должны иметь понятные и цветные картинки. Черно-белые иллюстрации могут навести на кроху скуку, а слишком броские и яркие цвета будут его отвлекать.
Нужный эмоциональный фон можно создавать за счет игрушек, приходящих на урок: «К нам сегодня пришел Буратино и принес разные фигуры».
Также можно подзадоривать детей соревновательным моментом, например, кто быстрей из множества геометрических фигур выберет круги, квадраты.
Естественно не нужно забывать хвалить кроху.
Методы и приёмы для развития младших дошкольников
При разработке занятий по развитию педагог активно обращается к копилке приёмов (средств) в рамках используемых в работе методов.
Таблица: приёмы на занятиях по развитию с детьми 1,5–4 лет
Метод | Приёмы | Когда и для чего может использоваться | Пример (группа) |
Наглядность | Показ объекта | При знакомстве с темой на всех видах занятий. | Картинки, иллюстрирующие тему «Домашние животные», на которых представлены взрослые особи и их детёныши (первая младшая группа). Плакаты с изображениями цифр (первая и вторая младшие). |
Показ образца | При отработке практического навыка. Как правило, на занятиях изобразительной деятельностью. | Прежде чем давать задание малышам второй младшей группы нарисовать одуванчик ватными палочками, педагог показывает картинки, нарисованные в этой технике. | |
Показ способов действия | Для того чтобы дети запомнили порядок движений в подвижной игре или ход действий при создании «шариков» из пластилина, педагог сам показывает процесс выполнения. | В первой младшей группе этот приём активно применяется и при проведении сюжетно-ролевых игр: у детей нет необходимого для них опыта, поэтому, чтобы показать, как ведёт себя кассир в магазине или врач, воспитатель изображает эти понятия в виде загадки, которую будут загадывать малыши своим одногруппникам. | |
Использование технических средств обучения (ТСО) |
| Например, в первой младшей группе при обучении правильно мыть руки с малышами можно смотреть серию «Осьминог» мультфильма о малышариках. | |
Речевые методы | Рассказ | Обычно используется для мотивации детей перед той или иной деятельностью. | Например, для введения детей второй младшей группы в тему «Элементарные фигуры: квадрат», перед выкладыванием квадрата из счётных палочек я рассказываю историю о том, как злая Баба-Яга захотела навредить доброму царю Квадрату и сломала его фигурку на столе. Дети помогают Квадрату, складывая «его» на столах. |
Беседа (полноценное использование возможно только со второй младшей группы, когда у ребят уже и опыта немного есть, и словарный запас немаленький). | Используется, как правило, в начале занятия для мотивации детей. | К примеру, тему о семье мы с ребятами 3–4 лет начинаем с ответов на вопросы:
| |
Рифмовки (стихотворения, загадки), чистоговорки. | Загадки и стихотворения применяются для мотивации, а чистоговорки для отработки звукопроизнесения. | Например, перед рассмотрением темы «Треугольник» в первой младшей группе со своими воспитанниками при помощи загадок мы повторяем уже выученные фигуры — круг и квадрат:
| |
Практические методы (призваны решить организационные вопросы в планировании занятия) | Планирование выполнения заданий | Очень важно, чтобы задания были логичными и грамотными: презентация нового материала, его связь с уже известным, отработка, закрепление. | |
Постановка задачи | Новая задача должна логично продолжать начатую ранее работу. Например, рассмотрение темы «Птицы осенью» во второй младшей группе является продолжением начатой в первой младшей темы «Птицы». | ||
Анализ результатов работы | Мониторинг необходим для выстраивания стратегии работы по развитию малышей, составления конспектов занятий. | ||
Контроль и коррекция | Приём необходим для того, чтобы вовремя начать работу со специалистом. Например, если малыш не просто пропускает звук, не выговаривая его, а заменяет его, то есть в его сознании произошла подмена одного звука другим, и сама по себе ситуация не изменится. | ||
Выяснение причин недостатков и разработка проекта их исправления | Если у детей не исправлять ошибки, то усвоение нового материала будет затруднено. Если не отследить время появления звуков, то можно пропустить момент, когда произойдёт замещение сложного звука. А это, в свою очередь, существенно снижает вероятность того, что звук, который малышом не выговаривается, появится. | ||
Информативно-рецептивный метод (педагог презентует информационный блок, а дети пытаются его осмыслить) | Наблюдение | Дети на прогулке наблюдают за сезонными изменениями и обсуждают их. | |
Экскурсии | Этот приём практикуется не во всех ДОУ. Предполагает наблюдение и обсуждение представленных объектов. | ||
Эвристический | Дети самостоятельно ищут информацию по тому или иному вопросу. В первой младшей группе не используется, а во второй только при условии включения родителей в образовательный процесс. Например, при помощи задания создать проект семейного дерева. | ||
Игры (основной вид деятельности у детей) |
|
Ознакомиться с примерами разных игр для младших дошкольников можно здесь. | |
Метод практических заданий (чаще всего являются формой проведения рефлексии по той или иной теме) |
| Например, знакомство с цифрой «1» в первой младшей группе можно подытожить аппликацией или раскрашиванием шаблона красками и пальчиками или традиционно, кисточкой. |
Видео: малышарики о мытье рук в серии «Осьминог»
Оформление предметно-развивающей среды в группе
Важной составляющей группы наглядных приёмов является предметно-развивающая среда, оформление которой для детей 1,5–4 лет имеет игровую направленность. При этом наполнение каждой из зон для младших дошкольников не имеет кардинальных отличий.
Это интересно. Материалы могут быть как фабричными, так и изготовленными своими руками.
Таблица: разновидности и наполнение предметно-развивающих зон для младших дошкольников
Предназначение уголка | Что входит |
Спортивный |
|
Для творческой активности |
Для детей 3–4 лет список дополняется клеем и ножницами. |
Игровой |
|
Музыкальный |
|
Речевой |
|
Книжный (часто располагается совместно с зоной речевого развития) | 4–6 книг со сказками, сборниками детских рифмовок и пр. по программе (русские народные сказки, произведения К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит», стихотворения С. Михалкова, А. Барто и др.). |
Математический |
|
Зона экспериментальной деятельности | Выставки из природных материалов необычной формы или интересно оформленные (каштаны, жёлуди, икебаны из осенних листьев). Для детей 3–4 лет могут добавляться средства для проведения наблюдений, например, лупа. |
Уголок для строительства из конструктора | Конструкторы из разноцветных деталей. |
Зона живой природы |
|
Уголок трудового воспитания | Оформляется со второй младшей группы. В него входят:
|
Во второй младшей группе предметно-развивающая среда дополняется, но не меняется полностью
Примерный план занятий
Конечно каждый родитель решает сам как проводить развивающие занятия дома с детьми, однако можно взять за основу ниже предложенный план, выбрав из него, то что необходимо его малышу в 3-4 года.
Физические упражнения
Ни одно развитие не может быть полноценным без физических занятий с ребенком. Данный пункт может включать в себя все что угодно, это связано с данными ребенка, с учетом его и родительских желаний.
Домашняя физкультура не менее эффективна, чем в спортивном зале
Все должно проводиться в веселой и легкой обстановке, хорошо было бы включать музыку, потому что таким образом кроха будет учиться двигаться под нее.
Главное в данном вопросе – не переусердствовать, хотя это касается всех областей развития.
К тому же, именно дома можно определить тот вид деятельности, который нравится и получается у малыша. Можно увидеть его наклонности и отдать в соответствующую секцию.
Развитие мелкой моторики рук
Развивающие упражнения этого пункта очень важны, потому что именно развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие головного мозга. Ни для кого не секрет, что руки напрямую связаны с головой.
Очень хорошо для детей 3-4 лет собирать конструкторы, мозаику, кубики, к тому же здесь можно сразу повторить цвета и формы.
Помимо моторики очень хорошо развивают воображение рисунки при помощи природных материалов: камушек, песка, ракушек.
Развивающие игрушки для моторики рук
На сегодняшний день имеются умные магазины, которые предложат заботливым родителям богатый ассортимент, помогающий проводить развивающие уроки дома.
Творческие уроки
Творчество хорошо развивает воображение, к ним относятся: лепка, поделки, аппликации, рисование, в том числе и пальчиковыми красками, различные ролевые игры, постановка спектаклей, кукольный театр, театр теней. Данные виды можно перечислять бесконечно, и дети 4 лет очень любят подобные виды деятельности.
Тренировка внимания и памяти
Очень важно тренировать память и внимание. Для этого превосходно подойдут шахматы, шашки, всевозможные домино. Хорошо дома тренировать внимание во время игры, для этого можно разложить 4-5 зверушек и менять их местами, при этом ребенку следует отвернуться. Повернувшись малыш должен отгадать, кто поменялся местами с медвежонком.
Настольные игры для тренировки памяти
Чтение
Дети в 3 года могут начинать знакомиться с буквами и звуками. Это очень важный момент. Хорошо ребятам во время знакомства с буквой для лучшего ее запоминания находить ее в книжке, слепить из пластилина, выложить из камушек. Неплохо было бы находить ее с закрытыми глазами в пластмассовом варианте. По мере знакомства магнитные буквы можно прикреплять на холодильник, чтобы они находились на глазах. Также магнитные и пластмассовые буквы хорошо использовать для собирания слогов и слов.
Важно! Во время проведения занятий родители должны учить ребенка буквам, при этом называя их звуки, то есть не «ЭЛ», а «Л», не «БЭ», а «Б», так будет проще малыша научить чтению.
Счет
Развивающие упражнения на 3-4 года должны включать обучение счету, то есть ребенка можно познакомить с порядковым счетом до 10. Он также может выкладывать цифры из подручных материалов, составлять несложные задачки. В данном возрасте математика основывается на элементарной логике, то есть можно с крохой поискать пару предмету, найти лишний предмет.
Наблюдения за окружающим миром должны быть активными
Знакомство с окружающим миром
В возрасте 3-4 лет необходимо давать ребенку элементарные понятия об окружающей нас среде, нужно его познакомить с животными, затронув тему домашние и дикие, с временами года, днями недели, осадками, съедобными и несъедобными предметами.
Следует обратить внимание на такие понятия, как узкий – широкий, высокий – низкий, большой – маленький, длинный – короткий.
К тому же, на примере сказок следует затронуть тему добра и зла.
Развитие ребенка – это очень важный процесс, который нужно проводить в дружеской и свободной форме, если ребенку будет интересно, тогда обучение будет происходить быстрей и эффективней.
Оставить комментарий
Методика проведения занятий по развитию в младших группах ДОУ
Поскольку развивающие цели есть в каждом занятии в детском саду, то обозначить, а значит, и проследить, общую линию реализации этого направления работы с детьми можно с помощью ежедневного планирования деятельности малышей.
Таблица: пример ежедневного планирования в первой младшей группе (фрагмент)
Автор | Красикова О. Ю., воспитатель МБДОУ комбинированного вида №106, г. Ангарск, Иркутская обл. | ||
Первая неделя сентября | |||
Дата | Утро | Прогулка | Вечер |
Понедельник | Знакомство с группой. Во время приёма уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями, долго капризничают и плачут. Подвижная игра (П/и) «Пальчики здороваются». Цель: развитие речи, памяти и мелкой моторики рук. Предложить детям игру с собачкой, которая лает. Обыграть сценку с собачкой, потом спеть песенку про собачку. Учить запоминать местонахождение игрушек в группе и класть их на свои места. | Наблюдение за ветром, как дует ветер, качаются деревья, на землю падают листья. П/и «Мотылёк». Цели:
Выносной материал:
Помочь детям включиться в игру, создать сюжет игры «Кукла Таня едет в гости». Показать, как нужно делать куличики для куклы. | Знакомство детей с кукольным уголком. Цели:
Во время еды следить за правильной посадкой детей за столом. Учить правильно, держать ложку и кружку, есть, и пить не проливая. Беседы с родителями о поведении детей дома с целью выявления лучшего опыта семейного воспитания. |
Вторник | Ласково и приветливо встретить детей. Уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями. Приучать детей перед едой мыть руки, закатывая рукава, насухо вытирать их личным полотенцем. Знакомство детей со строительным уголком. | Наблюдение за птицами. Какие они бывают, форма, цвет, большие и маленькие. П/и «По тропинке». Цель: упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади. Игры на поручение (соберём камушки с участка). | Знакомство детей с книжным уголком. Рассматривание и чтение сказки «Курочка Ряба». Цель: учить детей слушать. Беседы с родителями о том, как ребёнок провёл день. Продолжать учить детей запоминать местонахождение игрушек в групповой комнате и класть их на свои места. |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/03/18/kalendarnoe-planirovanie-dlya-detey-rannego-vozrasta |
Ежедневный план помогает распределить задачи развития между разными видами деятельности
Таблица: пример ежедневного планирования во второй младшей группе (фрагмент)
Автор | Пинчук Л. В., воспитатель МБДОУ Д/с «Родничок», г. Тамбов. | |||||||
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | |||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Последняя неделя сентября | ||||||||
Понедельник | Утро:
|
Цели:
| Индивидуальное задание ребёнку «Принеси много листьев (один лист)». |
| Дидактические игры:
Цель: обогащать словарь и сенсорный опыт детей. | |||
Организованная образовательная деятельность | Рисование «Красивые лесенки». Цели:
| |||||||
Музыка по плану музыкального руководителя | ||||||||
Подготовка к прогулке. Прогулка:
|
|
|
| Бег детей по дорожкам с опавшими листьями, слушание их шуршания. Предложение детям выбрать один понравившийся им лист. | ||||
Работа перед сном | Развивающая игровая ситуация «Овощи, фрукты, ягоды» (с использованием стихотворения Ю. Тувима «Овощи», сказки К. Ушинского «Умей обождать»). Цели:
| |||||||
Вечер:
|
| С Полиной Б., Димой Е. — беседа по игрушке «Мяч», «Кукла». | Ситуация помощи «Грибочки рассыпались». Цель: развивать интерес к действиям взрослых, желание помочь. | Рассматривание картинок на тему «Где что растёт» в уголке природы. | ||||
Прогулка | Трудовое поручение «Жёлуди и шишки». Цели:
| |||||||
Вторник | Утро:
|
| Дидактическая игра с детьми «Что нам привёз Мишутка?». Цель: закрепить названия знакомых овощей и фруктов. | Игра с народными сборно-разборными игрушками «Собери грибочки в лукошко». Цели:
| Дидактическая игра «Найди и назови овощи на картинке». Цель: закрепить знания детей об овощах их форме, величине, цвете. | |||
Организованная образовательная деятельность | ФЭМП «Количество». Цель: закреплять умение детей различать количество предметов, используя слова один, много, мало. | |||||||
Двигательная деятельность по плану инструктора по физической культуре | ||||||||
Подготовка к прогулке. Прогулка:
|
| Разучить с детьми чистоговорки. | Трудовое поручение: помочь взрослым убирать с клумбы или грядки высохшие растения, складывать в тележку и отвозить в определённое место. | Дидактическая игра «Вейся, венок». Цель: учить составлять из листьев разноцветные дорожки. | ||||
Работа перед сном | Мытьё рук с потешкой:
| |||||||
Вечер:
|
| Индивидуальное задание ребёнку «Возьми одну игрушку (много игрушек)». | Рассказы детей «Как мы ходили в лес». Цели:
| Рисование по трафарету «Что растёт на огороде?». | ||||
Прогулка |
| |||||||
Цит. по: https://infourok.ru/plan-na-kazhdiy-den-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-1764067.html |
Проследить динамику развивающих целей помогает ежедневное планирование
Временной план занятия
С детьми 1,5–4 лет занятие любой учебно-воспитательной направленности длится 15 минут. Это время педагог делит на 4 этапа работы с темой:
- Введение в изучение материала, а также мотивация малышей и актуализация знаний, навыков и умений, которые у малышей уже есть — до 2 минут.
- Этап презентации новой информации в связке с тем, что дети уже знают, а также проведение физкультминутки — до 7 минут.
- Закрепление материала в практических заданиях — до 4 минут.
- Этап подведения итогов, включающий положительную оценку педагогом деятельности всех детей — до 2 минут.
Таблица: пример конспекта занятия «Животные и их детёныши» в первой младшей группе (фрагмент)
Автор | Медвецкая О., воспитатель МБДОУ Д/с «Ромашка», пгт. Усть-Абакан, Республика Хакасия. |
Введение | Дети стоят полукругом, воспитатель читает стихотворение.
|
Изложение материала | <�… Дидактическая игра «Найди тень». Дети подбирают тень к животным, изображённым на слайдах презентации. Дидактическая игра «Чей малыш?». Дети называют детёныша лошади, коровы, собаки и др. Пальчиковая гимнастика «Щенок»…> <�… Дидактическая игра «Кто где живёт?». В.: Ребята, как вы думаете, смогли бы домашние животные выжить в лесу самостоятельно? (Нет). Почему? (За ними некому ухаживать). Какая опасность их подстерегает? (На них могут напасть дикие звери). Как человек ухаживает за домашними животными? (Кормит животных, заготавливает им еду, ухаживает за ними, строит жилища)…> |
Закрепление | <�… Рисование «Котёнок». В.: Ребята, давайте нарисуем котёнка. Только рисовать его будем необычно, с помощью ладошки и способа «примакивание»: сложенная ладонь — это туловище котёнка, кулачок-голова, пальчики-ушки, глазки, носик, ребро руки-лапки, хвостик. |
Подведение итогов | В.: Наше занятие подошло к концу. Мы с вами сегодня узнали много нового и интересного о домашних животных. Животным нужно дарить ласку, заботу и любовь. |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-razvivayuschego-zanjatija-v-pervoi-mladshei-grupe-domashnie-zhivotnye-i-ih-det-nyshi.html |
На занятиях по развитию используются разные виды игр: дидактические, подвижные, пальчиковые и театрализованные
Таблица: пример конспекта занятия «В гости кошке» во второй младшей группе (фрагмент)
Автор | Чеканова Н. Г., воспитатель МБДОУ Д/с №1, г. Озёрск, Челябинская обл. |
Введение | Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики, обращает внимание детей на стол, вокруг которого стоят стулья, а на стульях сидят игрушки. В.: Это домик, в котором живут кошка с котёнком. У маленького котёнка сегодня день рождения. Они готовятся к приёму гостей. Кошка накрывает на стол, давайте поможем ей. |
Изложение материала | В.: Что сначала надо постелить на стол? Дети: Скатерть. В.: Что мы поставим в середину и по краям стола? Дети: Самовар, чайник, чашки с блюдцами…> <�… Стук в дверь. В.: А вот и гости пришли. (Воспитатель идёт к дверям и заносит утку с утёнком). Ребята, кто это? Дети: Мама утка и маленький сынок утёнок…> <�… В.: У котёнка день рожденья, значит, будет угощенье: чай душистый и печенье. А теперь зверята приглашают вас поиграть в игру «Поручения»…> <�… В.: А теперь, ребята, зверята будут загадывать вам загадки, а вы по описанию будете отгадывать их. Утёнок: У неё есть донышко и ручка. Из неё пьют чай. Что это? (Чашка). Котёнок: У него есть две ручки, носик. В нём кипятят воду для чая, и он пузат. (Самовар)…> <�… В.: А теперь дети загадают вам свои загадки. Воспитатель вызывает желающих загадать загадку. Помогает детям с помощью шёпота на ушко, чтобы никто не слышал. Выслушиваются все желающие. |
Закрепление | В.: А сейчас зверята хотят с вами поиграть ещё в одну игру «Чей это голос?». Обыгрываются игрушки — голоса животных и их детёнышей — грубый, тонкий, мягкий голосок. |
Подведение итогов | Педагог благодарит малышей за работу. |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/10/26/seriya-zanyatiy-dlya-2-mladshey-gruppy |
Видео: занятие по развитию речи на тему «Курочка с цыплятами» в первой младшей группе
Видео: занятие по ФЭМП на тему «Путешествие с Колобком» во второй младшей группе
Комплексные занятия с трехлетними детьми
Евгения Федорова
Комплексные занятия с трехлетними детьми
Комплексные занятия с детьми 3-лет.
Занятие №1
Тема 1 : 1. Математическая ира << Что делают матрешки >>
2. Игра << Беги на носочках >>
Цель: 1. Учить малышей различать величину матрешек, формировать доброжелательные отношения.
2, Развивать слуховое внимание, координацию, чувство ритма.
Развивающая среда : Полный комплект матрешек (10-12 предметов)
или
2-3 набора 5–местных матрешек. Бубен.
Содержание.
Воспитатель ставит большую матрешку на стол : << Посмотрите,какая красавица к нам пришла!>> любуются, рассматривают ее. Воспитатель
Спрашивает :<< Во что одета матрешка? Какого цвета ее сарафан? Платочек? И т. д.Воспитатель удивленно говорит :<< Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!>>
<< Матрешка, матрешка, откройся немножко!>>
Новая матрешка ставится рядом, рассматривается, во что одета, какая выше, какая ниже. Затем воспитатель предлогает узнать, не спрятано ли что-нибудь во второй матрешке. Дети снова говорят хором те же слова
(<< Матрёшка, матрешка, откройся немножко!>>)
, и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.
Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову.
Дети ставят матрешек в кружок и играют в игру <<�Каравай>>(и учат
Матрешек играть)
<< А теперь поиграем по-другому, -говорит воспитатель. -Матрешки
Будут друг друга прятать >>.Воспитатель от имени самой маленькой матрешки просит: << Сестричка, сестричка, спрячь меня!>>.
<<�А ты скажи,какого цвета на мне палточек, -отвечает матрешка, -тогда спрячу!>>.
И так до тех пор пока не спрячутся все матрешки.
Воспитатель и дети играют с бубном. Воспитатель стучит тихо в бубен тихо, дети идут на носочках, громко – бегут.
Занятие №2
Тема : 1. Математическая игра <<�Приходи на лужок>>
2. Подвижная игра <<�Затейник>>
Цель: 1. Учить сравнивать различные предметы по величине ю
2. Развивать способность к подражанию, расширять словарный
Запас.
Развивающая среда : Одноцветные пирпамидки всех имеющих цветовых тонов по числу детей (или цветные палочки Кюизенера)
. Картонный круг зеленого цвета -15-20 см.
Содержание.
На столе стоят пирамидки, дети выбирают ту, которая нравится. Дети
Разбирают свои пирамидки и выстраивают колечки перед собой.
Воспитатель кладет картонный круг зеленого цвета и говорит :
<< Это будет лужок с зеленой травкой. Сюда будут приходить колечки поиграть >>. Воспитатель берет самое маленькое колечко своей пирамидки,
Кладет на середину лужка и говорит :<<�Приходите на лужок,становитесь в кружок!>> Дети вокруг кружка выкладывают свои маленькие колечки.
Воспитатель берет одно из колечек, накладывает его на колечко-образец и спрашивает, одинаковые ли они по величине, чтобы проверить, те ли колечки пришли.
Затем все дети по очереди выбирают колечко-образец, ставят его в центр зеленого круга и приглашают колечки такой же величины собраться вокруг него.
Воспитатель предлагает поиграть в игру <<�Затейники>> Выбирается затейник, он становится в середину круга. Дети, взявшись за руки,идут по кругу и произносят :
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно, вместе
Сделаем вот так!
Опуская руки, играющие останавливаются, затейник показывает какое-нибудь движение. Все дети повторяют это движение.
Занятие №3
Тема: Путешествие на кораблике <<�Плюх-Плюх>>
Цель: Развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук, внимания, памяти, речи.
Развивающая среда : Пятимачтовый кораблик <<�Плюх-Плюх>>(по числу детей)
;игрушки: гусь, лягушата.
Содержание.
Воспитатель показывает детям кораблик <<�Плюх-Плюх>>. Дети рассматривают флажки, называют цвет. Воспитатель приглашает их в путешествие.
Отважный кораблик плывет в океан,
Лягушки-матросы, а Гусь-капитан.
Лягушки, забыв про усталость и скуку,
В пути изучают морскую науку.
<<�Снять все флажки!>>? – командует Гусь-капитан. Малыши снимают флажки со всех мачт. <<Надеть флажки!>> — раздается новая команда.
Малыши надевают флажки в точно таком же порядке (если дети затрудняются, можно флажки снять только с одной мачты и надеть обратно, потом – с двух, с трех и т. д.).
Но вот подул сильный ветер, все флажки перепутались. Как быть лягушкам-матросам? Малыши снимают флажки со всех мачт кораблика и сортируют по цветам.
Флажков какого цвета больше всего? Какого цвета меньше всего?
Покажите самую низкую мачту. Покажите самую высокую мачту.
Предложить надеть флажки на самую низкую мачту. Можно ли все флажки надеть на эту мачту? Почему? Малыши надевают флажки таким образом, чтобы мачты стали <<�одноцветными>>. На какой
Мачте флажков больше всего? На какой – меньше всего? (мачты по высоте распределяются следующим образом : самая высокая, высокая, средняя, низкая, самая низкая) .
И вот плывет кораблик с красивыми разноцветными мачтами. Самая высокая мачта – какого цвета? Самая низкая мачта – какого цвета? Малыши называют цвета, играют с корабликами. Кораблик плывет все дальше и дальше, навстречу новым приключениям.
По быстрой речушке плывут в океан
Три бравых лягушки и Гусь-капитан.
Дети повторяют за воспитателем слова и фразы стихотворения.
Мониторинг развития младших дошкольников в детском саду
Чтобы оценить уровень развития ребёнка, в детском саду дважды в год (в январе и мае в первой младшей группе, и в сентябре и мае во второй) проводится мониторинг, включающий в себя оценку деятельности малыша по всем направлениям. Алгоритм установлен ФГОС, составлен в рамках работы ДОУ по программе «От рождения до школы» и подразумевает анализ таких сфер, как:
- познание;
- социально-коммуникативное развитие;
- развитие речи;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Диагностика показывает успешный или ошибочный вектор реализации целей развития ребёнка
Ознакомиться с картами диагностики для первой младшей группы можно в публикации педагога Локунёвой Н. Н. Схемы составления мониторинга для второй младшей группы представлены в работе воспитателя Кожиной Е. П.
Специфика целей и задач образовательной деятельности в первой и второй младших группах определяется особенностями развития детей этого возраста. Малыши активно познают мир, учатся взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, и всё это происходит на фоне активного развития речи. Именно эти направления являются приоритетными при разработке занятий с детьми 1,5–4 лет.