Методика проведения развивающих занятий в подготовительной группе

Дети так быстро растут, что ещё, казалось, не так давно малыш только учился ходить и разговаривать, а теперь идёт в школу. 6–7-летний возраст в России считается оптимальным для начала школьной жизни. Но современная программа обучения настолько трудная, что ребятам без специальной подготовки будет сложно за ней успевать.

Многие родители думают, что если малыш ходил в детский садик, то его там подготовят к школе. В каком-то смысле это правда, но проводить подготовку к школе и развивающие занятия для детей 6–7 лет могут и родители. Дети лучше воспринимают что-то новое, если в занятиях им помогают самые родные люди.

Это важно, поскольку только родители могут с уверенностью знать об индивидуальных особенностях своих деток. Даже лучшие учителя не смогут определить, что малыш усвоит лучше, а что – хуже, когда он капризничает, а когда действительно не может понять. Но нужно правильно подобрать занятия, чтобы они принесли максимальную пользу. И мы сегодня в этом поможем.

Миссия занятий по развитию в подготовительной группе

Прежде чем говорить о целях и задачах развивающих занятий с детьми 6–7 лет, необходимо определиться с тем, что такое занятие. В методической литературе под этим термином понимается организованный по структуре и времени элемент учебно-воспитательного процесса, призванный решить его конкретные цели и задачи. Занятия являются непосредственной образовательной деятельностью (НОД), которая характеризуется тремя направлениями формулировки целей: обучающей, воспитательной и развивающей. Таким образом, занятие любого направления является развивающим.

Продолжая начатую в старшей группе стратегию работы, целями таких уроков в подготовительной группе является:

  • закрепление умений, навыков, характеризующих нормы возрастного развития детей 6–7 лет (концентрироваться на выполнении задания, уметь предвидеть результаты выполнения задачи и пр.);
  • максимальное приближение условий взаимодействия в процессе НОД к уроку в школе (строгое соблюдение правил, к примеру, чтобы ответить или спросить, нужно поднимать руку, увеличение хронометража занятия до 30–35 минут);
  • воспитание духа коллективизма (на занятиях отдаётся предпочтение групповым формам работы).

На развивающих занятиях дети продолжают учиться работать сообща

Задачи развивающих занятий в подготовительной группе

Реализация целей занятий возможна при условии последовательного решения образовательных задач, которые определяются общим уровнем развития дошколят 6–7 лет по направлениям интеллектуального, физического и психического становления.

Таблица: задачи развивающих занятий по образовательным областям

ОбластьОсобенности развитияЗадачи развивающих занятий
Познание
  • стойкая мотивация (к примеру, малыш тренируется в чтении, потому что так делают все будущие первоклассники, или ищет информацию о хищных рыбах, заинтересовавшись акулами);
  • способность устанавливать причинно-следственные связи и группировать предметы на основании общих характеристик (металлический навес павильона группы летом нагревается, как и ложка в чае, потому что и одно и другое — из металла);
  • осведомлённость о целом ряде жизненных сфер (закономерностях природных явлений, некоторых знаковых системах — алфавите, цифрах).
  • продолжать работу над развитием умения созерцать объекты (всматриваться, вслушиваться);
  • совершенствовать навык определять сразу несколько свойств предмета для сравнения (например, по цвету, величине и форме);
  • развивать способность видеть пространственные особенности сооружений и определять их функциональное назначение (слив на крыше нужен для того, чтобы дождевая вода и растаявший снег стекали в одно место);
  • развивать навык конструирования объектов исходя из их назначения (например, узкий мост для пешеходов и широкий для транспорта);
  • помогать отрабатывать умение выделять авторитетный источник знаний (учиться пользоваться справочниками, энциклопедиями);
  • отрабатывать навык порядкового счёта до 20;
  • развивать навык уменьшать и увеличиваться отношения между числами на одну единицу;
  • формировать умение раскладывать 10 на два меньших слагаемых;
  • формировать умения решать арифметические задачи на вычитание и сложение при помощи наглядности;
  • закрепить умение делить целое на 4 и 8 частей;
  • стимулировать развитие навыка пользования условной мерой (листочком в клетку) при измерении длины;
  • развивать навык моделирования геометрических фигур (например, из многоугольника несколько треугольников);
  • расширять представления о весе (легче, тяжелее);
  • развивать навык чтения простых графических схем, используя словесные ориентиры «слева», «справа», «вниз», «вверх»;
  • расширять представления о времени (долго, быстро, сначала, потом);
  • совершенствовать представления о школе (назначение, традиции обучения);
  • углублять представления о некоторых явлениях при помощи экспериментаторской деятельности;
  • систематизировать представления о местах обитания разных животных, насекомых;
  • расширять знания признаков разных времён года (птицы улетают осенью, появление муравьёв весной и т. д.).
Социально-коммуникативное развитие
  • предпочтение игр, в которых отражаются отношения людей друг к другу, то есть сюжетно-ролевых (свадьба, устройство на работу и пр.);
  • богатство и глубина эмоциональных переживаний;
  • способность предвосхищать эмоциональную реакцию окружающих (к примеру, «Если я подарю рисунок бабушке, она очень обрадуется»);
  • выбор стратегии отношения к окружающим на основании понимания их отношения к себе (к примеру, если ребёнок видит, что воспитатель уделяет ему меньше внимания, чем Маше, Пете, то разговоры дома о том, как эти дети и воспитатель ему не нравятся, неизбежны);
  • умение аргументировано отстаивать свою позицию в совместной со сверстниками и взрослыми деятельности (например, при выполнении коллективного рисунка планеты Земля отпечатками ладошек, ребёнок объясняет товарищу, что бо́льшая часть рисунка должна быть голубой, так как на поверхности планеты много воды);
  • проявления чувства собственного достоинства;
  • волевое управление своими реакциями (малыш умеет побороть «хочу» из-за того, что «нельзя», способен управлять реакциями, выражать просьбы в приемлемой форме, то есть с обращением к адресату, речевыми клише и пр.).
  • поддерживать проявления чувства собственного достоинства как ценнейшего качества личности (обратить внимание и похвалить ребёнка за то, что он просит сверстников и взрослых обращаться к себе по имени);
  • развивать социальный опыт детей путём создания разных ситуаций общения (например, в сюжетно-ролевой игре «Ситуация на дороге», в которой инспектор ГИБДД штрафует водителя за превышение скорости);
  • формировать положительные установки к разным сферам деятельности человека;
  • развивать уважительное отношение к семье и обществу (к примеру, через знакомство с традициями и обычаями в стране, семьях);
  • воспитывать основы безопасного поведения в обществе, быту и на природе.
Физическое развитие
  • более совершенное в сравнении со средней и старшей группами владение телом (малыши могут комбинировать различные виды движений, предпочитают занятия на турниках);
  • чёткое представление о своих физических характеристиках и возможностях (к примеру, «я худой, высокий» и т. п.);
  • осмысленное владение культурно-гигиеническими навыками, обусловленное пониманием их необходимости.
  • стимулировать интерес к ознакомлению с особенностями строения человеческого организма;
  • расширять представления о ЗОЖ (здоровое питание, закаливающие процедуры и пр.);
  • тренировать навык пользования столовыми приборами;
  • воспитывать привычку благодарить, обращаясь с просьбой;
  • расширять представления о важности для организма человека света, воды, воздуха;
  • формировать навык регулировать темп бега и ходьбы, активного движения кистью руки при броске;
  • развивать ловкость, гибкость, выносливость (продолжение направлений, отрабатываемых в средней и старшей группах);
  • совершенствовать технику выполнения движений, добиваясь их максимальной выразительности;
  • поощрять инициативу в придумывании игр, комбинаций движений;
  • стимулировать развитие интереса к спортивным, народным играм (например, городки, бильбоке и пр.).
Развитие речи
  • свободное владение речью (словом, грамматическим строем языка);
  • базовые знания о языковой действительности (умение выделить в речи звук, слово, предложение);
  • тенденция к комментированию процесса работы над заданием;
  • способность выражать своё отношение к действительности и намерения речевыми и неречевыми средствами (мимикой, жестами).
  • обогащать словарный запас бытовой, обществоведческой лексики (названия бытовых приборов или терминов правой сферы, например, документ, права, декларация и пр.);
  • развивать графические навыки (дети учатся отображать на бумаге печатные и элементы прописных букв);
  • тренировать дикцию (развивать умение говорить внятно, чисто интонировать предложения);
  • отрабатывать навык словообразования при помощи приставок и суффиксов, учиться находить нюансы в значении (к примеру, учился — поучился, доучился, разучился);
  • воспитывать интерес к языку (например, через задания смотреть значения незнакомых слов в словаре);
  • развивать умение быть интересным и доброжелательным собеседником;
  • формировать умение составлять монологическое высказывание из 8–10 предложений на основе личного опыта;
  • развивать умение делить слова на слоги (двухсложные и трёхсложные с открытыми слогами);
  • стимулировать развитие навыка чтения (по слогам с проговариванием вслух).
Xудожественно-творческое развитие
  • способность создавать оригинальный образ в рисунке, аппликации, отличающийся вариативностью (к примеру, один и тот же персонаж на рисунке может быть представлен в разных настроениях);
  • развитое воображение;
  • готовность действовать спонтанно (например, нарисовать медвежонка после прослушивания сказки про Винни-Пуха).
  • развивать навык рисования с натуры;
  • отрабатывать плавность линий в рисунке;
  • тренировать умения работать с угольным карандашом, гелевой ручкой;
  • практиковать комбинацию материалов для создания выразительного образа (например, акварель на сырой подложке);
  • отрабатывать прямые линии, волнистые и завитки;
  • развивать умение находить цветовые решения в двух оттенках (серо-зелёный, жёлто-оранжевый и пр.);
  • развивать навык создания рисунков по мотивам народных росписей (дымковской, хохломской);
  • развивать навык передачи формы объёмной фигуры в лепке при помощи пальцев и стеки;
  • воспитывать чувство композиции (дети составляют сюжет из 2–3 пластилиновых фигурок);
  • развивать навык пользования разными техниками лепки (налеп, рельеф с углублением);
  • формировать навык создания объёмного объекта при помощи частичного приклеивания или вырезания из нескольких слоёв бумаги;
  • развивать чувство цвета, пропорции.

Это интересно. Педагог, выстраивая работу с родителями воспитанников, ориентирует мам и пап на обозначенные задачи развития, что позволяет реализовать принцип преемственности детского сада и семьи в образовательном процессе.

Практическое освоение жизни является важной задачей развивающих занятий

Задания на развитие детей 6–7 лет

Чтобы дети были полностью готовыми к школьной жизни, нужно готовить малыша едва ли не с рождения, постепенно усложняя задания. И тогда к школьному возрасту ребёнок будет уверенно себя чувствовать за партой. Непосредственно перед походом в школу нагрузку желательно увеличить.

Специалисты утверждают, что существует три фактора готовности детей в 6–7 лет:

  1. Физиологическая. Проще говоря, это уровень здоровья. Сможет ли ребёнок физически выдержать нагрузки, которые предполагает школьное обучение. Определяет соответствие этому показателю врач. Обычно в этом возрасте дети уже вполне готовы полноценно «грызть гранит науки». Если имеются отклонения в здоровье или развитии малыша, скорее всего, ему придётся учиться в коррекционных классах. Но родителям следует запомнить, что частые простуды не являются поводом для подобного группирования.
  2. Психологический аспект. Сюда можно отнести особенности развития мышления, памяти и речи ребёнка. Малыш должен уметь общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, не устраивать истерик из-за замечаний, быть достаточно ответственным, чтобы учиться, а не просто посещать занятия.
  3. Познавательный аспект. Детям в 6–7-летнем возрасте уже должны быть доступны определённые знания об окружающем мире. Как минимум ребёнок должен понимать элементарные понятия, уметь самостоятельно покушать, знать виды транспорта и т.п.

Всему этому его могут научить родители. Ниже мы привели несколько занятий, которые помогут ребёнку быстрее освоить все те навыки, что ему понадобятся в школьной жизни.

Внимание

Детям в семилетнем возрасте нужно быть достаточно внимательными, чтобы суметь услышать и увидеть подаваемую информацию. На момент поступления в школу они должны уметь:

  • работать по образцу;
  • делать задания по поиску сходств и различий;
  • концентрировать внимание на том, что нужно сделать, а не на чём им хочется.

Проще говоря, в этом возрасте у детей должно сформироваться произвольное внимание. Иногда малыши с этим «опаздывают», и задача родителей сформировать способность своего чада произвольно концентрировать внимание на вещах, которые, возможно, не вызывают его интерес. Проще всего проводить такие занятия в игровой форме:

  • «Части тела». Вам нужно усадить напротив себя ребёнка. Дальше поднимаете руку и называете «рука», поднимаете ногу, говоря «нога», показываете на ухо, приговаривая «ухо» и т.п. При этом ребёнок должен за вами повторить. Следующий этап, когда вы показываете палец, но говорите, например, «нос». Малыш должен уловить подвох и сказать правильно. Важно говорить неправильные названия между правильными, чтобы ребёнок оставался сконцентрированным.
  • «Найди отличия». Выберите любые картинки с отличиями. Например, можете взять тетрадь «Сходства и различия». Перед игрой обязательно оговорите с ребёнком, сколько отличий может быть на рисунке, чтобы он зря не ломал голову. Чтобы не просчитаться, желательно дать малышу карандаш, которым он будет обводить найденные отличия.

  • «Найди путь». Берем картинку из тетради «Лабиринты. Вокруг света». Ребёнку нужно найти верный путь, по которому можно пройти из точки «А» в точку «Б». Пересекать линии нельзя.

Существует множество других игр, которые вы можете подобрать индивидуально для своего ребёнка, учитывая его интересы.

Логика

Логическое мышление в этом возрасте уже может быть на довольно высоком уровне. Ребёнок должен уметь:

  • выявлять закономерности в ряде предметов;
  • выделять лишнее;
  • классифицировать по признакам и т.п.

Чтобы укрепить эти навыки, нужно заниматься, примерно вот так:

  • Найти лишний транспорт. Для этого нужно дать малышу рисунок, например, на котором нарисован автобус, грузовик, легковой автомобиль, скутер и вертолёт. Лишним, естественно, будет вертолёт, так как он не ездит, а летает. Но чтобы ребёнок справился с этим заданием, он должен быть знаком с темой транспорта.

  • «Чья здесь тень». Перед малышом картинка, на которой есть только очертания предмета или животного. Он должен выяснить, чья это тень.
  • Продолжить логический ряд. Например, на рисунке последовательно идут круг, квадрат, круг, и ребёнку нужно сказать, какая фигура будет следующей.

Еще больше интересных занятий на развитие мышления вы сможете найти в тетради «Логика. Уровень 2». Важно, чтобы занятие было интересным ребёнку, тогда он будет быстрее улавливать, что от него требуется.

Память

К памяти шестилеток также есть свои требования. Ребёнок должен:

  • запоминать небольшие стихотворения и рассказывать их наизусть;
  • делать пересказ небольших текстов;
  • запоминать до 10 изображений.

В этом возрасте формируется произвольная память. То есть, ребёнок может заставить себя запоминать. Параллельно развивается и словесно-логическая память, благодаря которой дошкольник лучше запоминает то, что успел понять.

Задачи, чтобы совершенствовать память ребёнка:

  • «Запоминай и повторяй». Вы должны сказать «дерево» – малыш его повторяет. Дальше говорите «дерево и цветок», ребёнок опять повторяет, и так постепенно увеличивайте словесный ряд, пока не накопится 8 слов.

  • «Запомни картинку». Перед малышом нужно поставить картинку и дать ему несколько секунд, чтобы он запомнил, что там нарисовано. Дальше переверните изображение и начинайте задавать наводящие вопросы. Например, «Какого цвета футболка у мальчика?», «Чем играют детки?» т.п.
  • Игры с предметами. Достаньте несколько игрушек и разложите перед чадом в определённом порядке. Можно просто хаотично расставить по комнате. Ребёнок должен запомнить, что и где лежит. Попросите его отвернуться или выйти из комнаты, а в это время переставьте предметы. Пригласите малыша обернуться и назвать, что изменилось.

Важно не перегружать шестилетку. Ему трудно подолгу заниматься однообразными играми, к тому же память и внимательность может ухудшаться, если долго заниматься.

Кругозор

Прежде чем пойти в первый класс, ребёнку обязательно нужно побольше рассказывать о предметах и явлениях, что его окружают. К этому возрасту он уже должен:

  • знать цвета;
  • животных и птичек, которые обитают в его регионе;
  • различать времена года;
  • знать о профессиях хотя бы то, кем работают его родители;
  • знать транспорт и т.п.

Чем шире кругозор малыша, тем лучше для него. А развивать его можно следующим образом:

  1. Используйте карточки из серии «Мир на ладошке» с разными предметами. Например, растениями, животными, мебелью. А также карточки с представителями разных профессий. Например, водитель управляет машиной, врач слушает пациента и т.п.
  2. Игра «Посуда и столовые приборы». Опишите какой-то столовый прибор. Например, вилку. Скажите, что это металлический предмет с острыми зубцами. Шестилетка должен угадать, что это. По аналогии опишите чайник, сковородку и т.п.
  3. Задания «Времена года». Назовите сезон, и ребёнок должен назвать его признаки. Это могут быть высказывания о погоде или о том, что ребёнок в это время делает. Например, зимой можно кататься на санках. Вы спрашиваете, почему он это может делать. Шестилетка, например, должен ответить, что это, возможно, из-за похолодания и выпавшего снега.

Часто гуляйте с ребёнком и рассказывайте ему обо всём, что видите.

Время и пространство

Подготовка ребёнка к школе должна включать увеличение его знания о времени и пространстве. Ребята не должны путать такие понятия, как:

  • утро, вечер, день и ночь;
  • вчера и сегодня;
  • времена года.

В шесть лет можно и нужно знакомить детей с календарём, в частности, с месяцами и днями недели.

  1. Знакомство с временем суток. Возьмите картинки, на которых показаны сцены из жизни, которые вы делаете в определённое время. Например, утром собираются в школу, днём гуляют на улице, вечером смотрят фильмы, а ночью спят. Попросите малыша разложить карточки от утра до ночи.
  2. Закончить фразу. Игра заключается в том, чтобы ребёнок закончил логичную последовательность. Например, «мы катаемся на лыжах зимой, а купаемся … (летом)».
  3. Дни недели. Хорошо играть, если есть несколько детей. Нужно стать в круг и, назвав день недели, бросать мяч другому ребёнку, который должен назвать следующий. Например, сказав «понедельник», бросить мячик соседу, который говорит «вторник» и бросает тому, кто скажет «среда». Позже последовательность можно поменять.

Что касается пространственных умений, ребёнок должен знать, где право, лево, верх, вниз, вперёд, назад и другие. Закрепить эти умения можно играми. Например, просите ребёнка что-то принести, говоря при этом «справа от стола», «на верхней полке», «внизу» и т.п. На практике такие навыки усваиваются лучше всего.

Цвета

Когда мы готовим ребёнка к школе, нужно убедиться, что он различает цвета и знает их название. Для того чтобы помочь ему это освоить, мы предлагаем несколько интересных занятий.

«Цветные» шаги. Эта игра закрепит знания об основных цветах, поможет ребёнку различать их оттенки. Кроме того, здесь можно двигаться, что развивает быстроту реакции. Но лучше проводить игру в группе из 8-10 деток. Чтобы ребёнку не было скучно, можете позвать его друзей.

Ход игры:

  • нужно, чтобы дети стали в ряд, а ведущий оборачивается к ним спиной;
  • ведущий говорит «те, у кого в одежде есть зелёный цвет – выйдите вперёд»;
  • ведущий оборачивается, и те, кто вышли, должны показать на себе обозначенный цвет;
  • дальше ведущий опять поворачивается и, называя другой цвет, говорит, чтобы те, у кого он есть, сделали два шага назад и так далее.

Особенность этой игры в том, что дети в разноцветной одежде, потому, даже если кто-то уже шагал, может это делать много раз, если называют цвет, который есть у него в наряде. Ребёнок, который первый подойдёт к ведущему, становится на его место.

Ещё одна интересная игра называется «Собираем угощенье». Для неё нужно подобрать несколько разноцветных салфеток, им в цвет ложки, вилки, чашки и миски. Можно брать пластиковые, тем более что разноцветную пластиковую посуду можно купить везде, и она недорогая.

Дальнейшие действия следующие. Перемешайте все предметы между собой и дайте ребёнку задачу – собрать сервиз каждого цвета и правильно назвать цвет. Причём важно, чтобы посуда была собрана аккуратно, ведь с неё нужно кушать.

Игру можно усложнить, если купить конфеты таких же цветов, как и посуда, перемешав с теми, которые не отвечают по цвету посуде. Ребёнок сортирует подходящие по цвету конфеты в тарелочки. Это явно добавит азарта юным ученикам.

Виды развивающих занятий в подготовительной группе

Осуществление задач развития по установкам Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) сопровождает весь образовательный процесс в детском саду, но наиболее выражено проявляется при организации НОД. Список дисциплин в сравнении со старшей группой расширяется:

  • математика (2 раза в неделю);
  • развитие речи (1 раз в неделю);
  • обучение грамоте (1 раз в неделю);
  • физкультура (3 раза в неделю, в некоторых детских садах одно из трёх занятие выделяется под спортивные игры, причём отдельно для мальчиков и девочек, например, пионербол и аэробика соответственно);
  • ознакомление с окружающим миром (1 раз в неделю);
  • экология и основы безопасности жизнедеятельности (1 раз в неделю);
  • художественное творчество (2 раза в неделю рисование, 1 раз лепка и аппликация);
  • конструирование (1 раз в неделю);
  • музыка (2 раза в неделю).

Если рабочей программой детского сада предусмотрено, то 1–2 часа в неделю в рабочем графике выделяются под хореографию (или логоритмику, ритмопластику) и иностранный язык (английский).

Задачи всестороннего развития дошкольников включаются также и в режимные моменты, а также в подготовку развлечений и организацию прогулок, предполагая:

  • отработку культуры гигиенических навыков в аспекте самообслуживания, следования правилам здорового образа жизни;
  • накопление опыта в эмоционально-волевой сфере;
  • развитие интеллекта, самостоятельности;
  • продолжения работы по формированию нравственных качеств личности и чувства патриотизма.

Развивающий компонент есть в каждом элементе образовательной деятельности в ДОУ

Методы и средства подготовки развивающих занятий

Развивающие занятия предполагают тщательный выбор комбинации методов, то есть комплекса способов реализации образовательных задач. При этом единицей осуществления метода будет приём — практический элемент работы, который, в свою очередь, требует рационального использования средств — совокупности объектов предметно-развивающей среды и заданий, то есть упражнений.

Ниже дана таблица, где все эти понятия объединяются в единую систему, направленную на осуществление задач развивающих занятий.

Таблица: методы, приёмы и упражнения для занятий по развитию в подготовительной группе

МетодПриёмСутьУпражнения
РечевойВопросыВ подготовительной группе этот приём помогает осуществлять эвристический подход к получению новых знаний: дети сами доходят до новых знаний.«Придумай свой вариант сказки» (для развития воображения). Педагог предлагает детям на основании ответов на вопросы составить свой вариант развития сюжет в сказке. Вопросы к сказке «Репка»:
  • «Кого ещё могли пригласить в помощь дед, бабка и др. персонажи?»;
  • «Какой инструмент мог бы помочь деду?»;
  • «Как можно корректировать процесс роста огородных культур?».
ИнструкцияИспользуется на развивающих занятиях по физкультуре, художественному творчеству, развитию речи, ФЭМП для направления хода работы детей.На занятии по развитию речи на тему «Здесь котята — акробаты» педагог предлагает детям составить предложения со словами: цирк, кино, парк: «Посмотрите на карточки на доске. Прочитайте слова и придумайте с ними предложения».
ОбъяснениеПараллельно с разъяснением материала при помощи объяснения педагог развивает у детей чувство языка, умение логично вытраивать монологическую и диалогическую речь.На занятии по развитию речи на тему «Вежливые слова» педагог разъясняет детям происхождение слова «Спасибо»: «В давние времена слово спасибо проговаривалось как «Спаси Бог»: так люди благодарили высшие силы за доброе отношение к ним. Со временем слово превратилось в наше привычное «спасибо», а значение стало более материальное — люди выражают признательность друг другу за разного рода одолжения».
БеседаДиалоговая форма работы с малышами является самой продуктивной, так как даёт возможность ребятам почувствовать себя взрослыми, значимыми, а также, как и объяснение, помогает усвоить правила построения логичных высказываний.В подготовительной группе беседы проводятся двух видов: познавательные и этические. Ознакомиться с примерами и тех и других можно в картотеке бесед для подготовительной группы.
Пословицы, поговорки, загадки, стихотворенияЭти приёмы обычно применяются для мотивации детей. Рифмовки не только привлекают внимание детей, сосредотачивают их на совместной деятельности, но и развивают память, словарный запас.Начало рассмотрения темы по музыке «Пёстрые страницы», связанной с изучением времён года, можно начать с обсуждения поговорок и пословиц:
  • «Весна водой богата»;
  • «Апрель с водой, а май с травою»;
  • «Дерево скоро садят, да не скоро от него плоды едят».

Тема по ознакомлению с окружающим миром «Космос» может начинаться с отгадывания загадок:

  • Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя, она моя, А называется … (Земля);
  • Бродит одиноко Огненное око. Всюду, где бывает, Взглядом согревает. (Солнце);
  • Рассыпалось ночью зерно, А утром нет ничего. (Звёзды).

Стихотворения могут использоваться не только в начале занятия, но и в конце, для подведения итогов изучения материала. Например, занятие по ФЭМП на тему «Геометрические формы» можно подытожить рифмовкой, после прослушивания которой, дети называют все упомянутые геометрические тела:

  • Принёс нам ящик почтальон — Посылка мне и брату. Ящик — куб, в нём шесть сторон, Все стороны — квадраты. А что лежит в посылке? Там треугольные опилки, Конфеты, круглые баранки, Ещё с вареньем банки.
СкороговоркиПомогают малышам отрабатывать дикцию.
  • «Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была»;
  • «Галка села на палку, палка ударила галку»;
  • «В живом уголке жили ежи да ужи».
НаглядныйКартинкиНаглядно-образный тип мышления малышей требует богатого иллюстративного материала для каждой темы, что помогает легче и быстрее переходить на следующий этап развития восприятия — абстрактно-логический.
ДемонстрацияПедагог лично показывает весь порядок выполнения упражнения.На занятиях по основам грамоты воспитатель показывает элементы прописывания букв, на аппликации — порядок наложения элементов изображения на подложку.
ПоказПрезентация материала в виде видеороликов. Обычно используется в качестве основы для беседы. Так, например, темы для формирования представлений о безопасности в быту можно проиллюстрировать серией мультфильмов про Аркадия Паровозова. Дети смотрят эпизод, а затем обсуждают его содержание и вместе с педагогом формулируют правила безопасного для жизни поведения.
НаблюденияПриём, позволяющий систематизировать знания об окружающем мире.Примеры заданий в рамках реализации разных развивающих задач можно найти в картотеке наблюдений для подготовительной группы.
ИгровойДидактическиеИспользуются для ознакомления, систематизации, обобщения материала.Перейдя по ссылке, можно ознакомиться с картотекой дидактических игр по разным темам для детей 6–7 лет.
ПодвижныеПризваны помочь детям отработать основные движения, а также удовлетворить потребность в двигательной активности.Картотека подвижных игр в подготовительной группе представлена здесь.
ТеатрализованныеРазвивают творческие способности малышей, раскрывают творческий потенциал.Ознакомится с примерами театрализованных игр можно здесь.
Сюжетно-ролевыеФормируют представления о моделях взаимодействия людей в разных обстоятельствах (в больнице, на работе, дома).Примеры заданий можно найти в картотеке сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы.
ПальчиковыеТренируют мелкую моторику, что способствует подготовки руки к письму, а это является важным показателем готовности ребёнка к школе.«Тараканы»
  • За буфетом под пакетом десять тараканов (2 раза) (ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук («тараканы») растопырены, шевелим ими) Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман. (бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание «за шиворот») За буфетом под пакетом девять тараканов. (загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов) За буфетом под пакетом девять тараканов (2 раза) (движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев (тараканов) не десять, а девять) И так далее.
ПрактическийОпытыДети учатся делать выводы о явлениях окружающей действительности через практическое взаимодействие с ней.Ознакомиться с картотекой заданий и хода проведения опытов в подготовительной группе можно здесь.
МоделированиеСоздание моделей, иллюстрирующих связи элементов, скрытые от непосредственного взгляда свойства. Моделирование может быть приёмом осуществления задачи включения родителей в образовательную деятельность, когда дети вместе со взрослыми создают макеты.Моделирование может быть из строительного материала (деталей конструктора, мозаики), а может быть из бумаги. Например, при изучении темы «Виды транспорта» дети выполняют корабль из деталей лего, используя схему составления конструкции. Вариант проекта с родителями — макет «Проезжая часть», с помощью которого ребята могут отрабатывать ПДД.
РисункиПриём, который используется не только на занятиях по художественно-творческому развитию соответствующего профиля, но и как элемент закрепления материала на занятиях разных учебно-воспитательных направлений. В подготовительной группе дети отрабатывают изученные ранее техники нетрадиционного рисования (монотипия — зеркальное отображение следов краски путём нанесения узоров на одну сторону согнутого пополам листа бумаги, рисование мыльными пузырями, штампами и пр.). Примеры картотеки тем рисунков в нетрадиционных техниках можно увидеть в публикации воспитателя Пыльновой Д.К.
АппликацииКак и рисунки, аппликации используются на уроках разных направлений. Например, на ознакомлении с окружающим миром при рассмотрении примет разных времён года, аппликация может быть из кусочков цветной бумаги.

Видео: приём показа — большой сборник советов от Аркадия Паровозова

Видео: экспериментирование «Молекулы и пузырьки» на развивающем занятии по ознакомлению с окружающей средой в подготовительной группе

Фотогалерея: практические приёмы на развивающих занятиях


В процессе моделирования из строительного материала дети учатся разбирать схемы сборки


Образное представление разных времён года развивает в детях творческий подход


Выполнение сложных поделок может быть групповым заданием или проектом для детей и родителей

Математика

Дети старшего дошкольного возраста должны уже многое уметь к семи годам. В список их знаний входит:

  • умение решать простые задачи и головоломки;
  • знать, что такое прибавить или вычесть, и различать знаки «+», «–», «=», «<�» и «>» ;

  • уметь считать до 10, выполняя действия с множествами, считать как вперёд, так и назад;
  • делать сравнения в плане «меньше», «больше», равно или неравно;
  • понимать, как правильно ответить, когда вопрос начинается со слов «сколько, который, какой по счёту»;
  • различать формы – круглую, квадратную, треугольную и прямоугольную, и разделять их на части (полукруг и т.п.).

Если ваш малыш пока не умеет делать чего-то из перечисленного, ничего страшного. Это можно исправить с помощью специальных занятий. Главное, выполнять их регулярно, и ребёнок быстро освоит то, что раньше не успел выучить.

Части целого

Ребёнок должен понимать, что нечто целое может состоять из нескольких деталей. Лучше всего это объяснить на геометрических фигурах. Именно потому мы выбрали такие задания:

  • Распечатайте карточки, на которых несколько геометрических фигур разной формы. Дальше ребёнок должен внимательно смотреть. Например, из двух треугольников можно составить квадрат или прямоугольник, полукружья формируют круг и т.п.
  • Математические пазлы. С их помощью ребёнок не только научится подбирать нужные детали, но и понимать их пространственное положение. К примеру, если кусочек пазла повернуть другой стороной, пусть он и правильный, деталь не подойдёт для формирования целого.

  • Фигурки разной формы. Это трёхмерный пример того, как складывать целое из деталей.

Прелесть этих занятий в том, что можно не покупать что-то отдельно. Для занятий с картинками можно просто распечатать и вырезать их. Пазлы тоже можно распечатать, но на более плотной бумаге.

Счёт до 10

Семилетки уже должны считать до десяти и пробовать выполнять простые математические действия с цифрами. Если ребёнок пока теряется, лучше усвоить материал ему помогут специальные задания:

  1. Математические пазлы. Суть игры в том, что для получения правильной картинки нужно, чтобы кусочки пазла были собраны по порядку. То есть, от 1 до 10. Переставлять цифры местами нельзя, но можно начинать отсчёт не от единицы, а от 10. Это поможет ребёнку научиться считать как в правильном порядке, так и наоборот.
  2. Считалки с картинками-раскрасками. Игровой формат счёта позволяет его усвоить даже детям, не особенно склонным к точным наукам и учёбе в целом. Под каждой цифрой находится какой-то цвет, но чтобы его узнать, нужно уметь считать и выполнять простые математические действия.
  3. Прописи-цифры. Дети научатся правильно не только считать, но и писать каждую цифру. Для этого лучше всего использовать пропись «Учимся и растем. Числа от 1 до 30», где ребёнок сможет выводить нужные символы, следуя за пунктирной линией.

Сегодня существует множество других интересных заданий, потому не останавливайтесь на перечисленных. И не забывайте постепенно усложнять задачи для ребёнка.

Счёт до 20

Следующий шаг в обучении юного математика – научить его считать до 20. Переход на десятки иногда становится для ребёнка настоящим стрессом, но если правильно всё организовать, можно довольно быстро освоить счёт, по крайней мере, до 20. В этом помогут следующие задачки:

  • Соединение чётных и нечётных чисел от 1 до 20. Здесь дети учатся, соединяя чётные (2,4,6,8 и т.п.) числа между собой, и по такой же аналогии нечётные (1,3,5 и т.п.). Так ребята научатся не только считать, но и делать это вразнобой. И естественно, они поймут, какие цифры чётные, а какие – нет. Все задания имеют смысл, поскольку благодаря соединению определённых чисел мы строим путь, по которому вроде должен пройти мультяшный персонаж. Ребёнку это интересно.
  • Таблица с цифрами, где некоторые пропущены. В задании есть несколько листов, которые предназначены для ребят с разным уровнем знаний. Например, на первом листе можно составить таблицу со счётом до 10, на втором – до 20, на следующем – до 50 и до 100. И так одним инструментом можно выучить первую сотню. К тому же ребёнок сможет лучше запомнить, как эти цифры пишутся, ведь он должен их вписать.

  • Карточки с цифрами. Каждая цифра должна быть на отдельной карточке, и желательно, чтобы на картинке было ещё что-то. Например, если нарисована цифра 19, на картинке может быть курица с 18 цыплятами. То есть, количество предметов должно быть ровно столько, сколько обозначает указанная цифра. Так малыш освоит не только цифру, но и понятие количества.

Не стоит оставлять ребёнка с этими заданиями одного – помогайте ему.

Счёт до 100

Сегодня рассмотрим один, но универсальный способ, как научить ребёнка считать в пределах сотни. Причём он намного эффективнее различных раскрасок или прописей, а всё, что для этого понадобится – 10 коробок спичек. Но их желательно обклеить разноцветной бумагой. Также потребуются бумажные квадратики, на которых написаны цифры от 1 до 100.

Покажите ребёнку, что от него требуется. Возьмите одну спичку и найдите квадратик с надписью «Один» с одной стороны и «1» – с другой. Малыш должен повторить ваше действие до 10.

Набрав 10 спичек, нужно взять коробок, и положить туда отобранные спички. Ребёнку нужно объяснить, что собранное в коробке количество спичек – это десяток. Одна коробка – 1 десяток, две коробки – 2 десятка и т.п. так как каждые новые 10 спичек обязательно должны быть спрятаны в новую коробочку.

Дальше объясните ребёнку, что десятки называют «Дцать». Так их называли в давние времена. Можно даже на коробочке это написать.

Возьмите одну спичку и положите на коробок. Получится «один на дцать», а проговаривается как «одиннадцать». Для наглядности нужно положить рядом карточку с этой цифрой. Дальше по аналогии – «две-на-дцать», «три-на-дцать» и так до 19.

Когда соберётся новых 10 спичек, их опять нужно спрятать в новый коробок. То есть в ещё одну «дцать». Получаем две коробки, то есть «два-дцать».

Рядом с двумя коробками «дцать» положите одну спичку. У нас получится два «дцать» и одна спичка, то есть «два-дцать-один». Рядом на карточке показать, как это пишется. И так продолжать до 40.

Теперь ответственный момент, поскольку слово «сорок» никак не связано с цифрой «четыре». Маленький мозг, привыкший к простой аналогии, показанной выше, может запутаться, ведь, по идее, это число должно звучать как «четыредцать». Вдаваться в лингвистические дебри ребёнку неинтересно, а вот послушать сказку – наоборот. Например:

Когда-то жили три верных друга – Двадцать, Тридцать и Четыредцать. Двадцать был мягким и пушистым, Тридцать напоминал серый камушек, а Четыредцать блестел как стёклышко на солнце. Когда ребята захотели погулять, их увидела сорока. Поскольку эти птицы очень любят всё блестящее, сорока схватила Четыредцать и утащила к себе в гнездо. Его друзья с тех пор всюду рассказывают, что их компаньон теперь живёт у сорок. И делают это так часто, что все вокруг начали называть Четыредцать «Сорок».

Если дальше всё идёт как по маслу, то доходя к цифре 90, опять возникает проблема, аналогичная цифре 40. Девяносто могут так называть, потому что девяти десятков так хочется стать сотней, что они даже называют себя «деве-но-сто». Если добавить к 90 ещё один десяток, будет сотня.

Изучаем фигуры

Игра с геометрическими фигурами развивает малыша. Для их изучения можно использовать развивающий набор «Форма. Цвет. Размер». Также используются карточки с картинками геометрических фигур разного цвета:

  1. Ребёнок получает карточки, на которых изображены от одной до пяти фигур. Он должен разложить их по возрастанию.
  2. Найти на карточках одинаковые фигуры, назвать их и какого они цвета.
  3. Разложить карточки, и пусть малыш перечислит все фигуры, которые там нарисованы. Причём сказать, что за фигура первая, вторая, третья и т.д.
  4. Усложнить задание можно, если попросить ребёнка назвать фигуру, например, между красным квадратом и зелёным треугольником.

Можно использовать другой инвентарь. Даже домашние предметы. Например, шкаф прямоугольный, мяч круглый, мамины духи треугольной формы и т.п.

Сравнение

В шестилетнем возрасте ребёнок должен понимать, что такое больше или меньше, то есть, сравнивать математические понятия. Лучше всего малыш осваивает наглядные примеры.

Именно потому можно взять печенье или конфеты и сложить в два кучки, заблаговременно одну сделав немного больше. Ребёнок должен пересчитать количество предметов в той и другой куче, и сказать какая больше. В идеале было бы хорошо, если он сказал, насколько она больше.

Картотеки упражнений для подготовительной группы

Как уже было отмечено, основной целью работы с детьми 6–7 лет является подготовка к школе. В этом контексте педагогу важно методически грамотно подбирать упражнения для развития ключевых умений и навыков (чтение, письмо, счёт и пр.). Ознакомиться с примером картотеки упражнений на развитие можно здесь.

Упражнения узкой специализации, а именно для развития графических навыков можно посмотреть здесь.

Педагог должен подбирать задания так, чтобы дети могли развивать все необходимые для следующей ступени образования навыки и умения

Чтение и грамота

Ребёнок к 6-7 годам должен хоть немного уметь читать, знать если не весь родной алфавит, то понятие «буква» должно быть его знакомым. А в идеале он может составлять их в слова. Обычно в этом возрасте дети читают медленно, но обучение даётся им просто. К тому же чтение и грамота непрерывно связаны между собой. Чтобы добиться лучшего результата, специалисты советуют тщательнее подбирать материалы для обучения. Вы можете воспользоваться динамическими кубиками «Читаю легко» или же попробовать другие варианты:

  • Настольные игры для детей 6 лет позволят изучить правильное составление слов из отдельных букв. Называется эта игра скрабл и идеально подойдёт для детей этого возраста. Но даже взрослым будет интересно в неё играть.
  • Ещё один вариант обучения грамоте – пазлы с буквами. Чтобы составить слово, малышу нужно правильно подобрать кусочек мозаики.
  • Для обучения чтению можно использовать формы, где в словах пропущены буквы, и нужно вписать их, чтобы закончить текст.

  • Очень помогает чтение вслух. Например, ребёнок может взять любимую книжку со сказками и прочитать какую-то историю своим родителям.
  • Родители могут помочь малышу научиться усваивать прочитанное, даже при каких-то отвлекающих факторах. Например, дошкольник сидит за столом и читает в голос (чтобы вы могли проверить, что он действительно занимается), а родители при этом могут хлопать в ладоши, создавая шум. Это отличная тренировка, поскольку в классе далеко не всегда тихо.

Научить шестилетку чему-то новому для него может показаться невыполнимой задачей. Но на самом деле 6–7 лет уже достаточно зрелый возраст для того, чтобы быстро освоить все перечисленные выше задачи. К тому же к этому возрасту малыши уже многое умеют. Здесь главное – родителям запастись терпением и усидчивостью. Возможно, что-то ребёнку будет и непонятно, но если несколько раз повторить, он обязательно добьётся результата.

Как оформить развивающий центр в подготовительной группе

Предметно-развивающая зона является местом расположения наглядных средств, используемых на занятиях для реализации задач развития. Этот уголок предметной среды отличается большим разнообразием материалов, которые можно сгруппировать в несколько блоков фабричных или изготовленных своими руками материалов.

Таблица: распределение материалов в центре развития

Назначение центраМатериалы
Зона спорта
  • гимнастические палки;
  • мячи;
  • скакалки;
  • кегли;
  • массажные коврики;
  • мячики с шипами;
  • портреты известных спортсменов.
Зона творчества
  • несколько видов бумаги (обычная, цветная, плотная, тонкая, цветная);
  • клей ПВА и клей-карандаш;
  • акварель, гуашь (сухая и жирная), угольный карандаш;
  • кисточки, баночка для воды;
  • тряпочка для рук;
  • карандаши;
  • фломастеры, гелевые ручки.
Игра (материалы для инсценировок, сюжетно-ролевых игр могут составлять отдельную зону — уголок театрализации)
  • дидактические игры на развитие речи, например, лото «Назови детёныша» для работы по теме «Дикие и домашние животные», «Теремки» В. Воскобовича для отработки навыка чтения (познакомиться в вариантами игр автора можно здесь);
  • фланелеграф;
  • магнитная доска;
  • игрушки (для постановок театра или участия в качестве приглашённого персонажа в занятии);
  • костюмы или элементы (кокошники, рубахи и пр.);
  • игровая ромашка, позволяющая детям выбрать направление игры (чаще всего используется для выбора сюжетно-ролевых игр – «Дом», «Детский сад», «В кафе», «Магазин», «Скорая помощь» и др.).
Музыкальный
  • аудиовизуальные материалы и технические средства обучения (ноутбук, проектор, магнитофон);
  • плакаты с изображением известных композиторов.
Развитие речи
  • дидактические пособия по развитию грамоты (к примеру, плакат с обозначенными разными цветами гласными и согласными);
  • постер с цифрами.
Зона чтения (часто совмещается с зоной речевого развития)
  • детские справочники (по видам диких и домашних животных, транспорту, истории появления жизни на Земле и др.);
  • энциклопедии;
  • 10–12 книг художественной литературы (например, А. Милна, Н. Носова, А. Толстого, С. Маршака, К. Чуковского и др.);
  • портреты писателей (в этой части развивающего центра регулярно проводятся экспозиции, посвящённые творчеству того или иного писателя с портретом и книгами автора).
Математическая зона
  • математические игры (игры на порядковый и количественный счёт – «Сколько медалей у победителей», в которой малыши считают награды у жителей леса, участвовавших в забеге);
  • часы (действующие и нерабочая модель для развития навыка определения времени по часам с циферблатом с арабскими цифрами);
  • магнитная доска.
Зона экспериментирования
  • школьная доска, мел;
  • глобус;
  • детский микроскоп;
  • выставка поделок (из природных материалов, например);
  • одежда для опытной деятельности (халаты, бахилы и пр.).
Зона для конструирования
  • пазлы;
  • наборы конструкторов разной величины;
  • макет перекрёстка для отработки навыков грамотного поведения на дороге, Светофорик, дорожные знаки;
  • макет пространства космоса.
Зона живой природы
  • цветы на подоконнике;
  • инструменты для полива (лейка, шланг).
Трудовая часть предметно-развивающей среды
  • календарь дежурств воспитанников группы;
  • спецодежда для уборки;
  • веники, совки для подметания;
  • ведро, тряпки для уборки.

Видео: игра «Теремки» по кубикам В. Воскобовича

Фотогалерея: пример организации предметно-развивающей среды в подготовительной группе


Очень важно поддерживать порядок в зонах предметно-развивающей среды


Технические средства обучения занимают важное место в оформлении предметно-развивающей среды группы современного детского сада


Для отдельных зон предметной среды можно выделять полку, например, под материалы для дидактических и подвижных игр

Задания и игры по разным предметам

Готовя ребенка к школе, родители должны запомнить несколько важных моментов:

  1. Проводить занятия нужно исключительно в игровой форме. Заставлять ребенка заниматься, кричать на него, а тем более наказывать или бить – недопустимо. Задача родителей заинтересовать ребенка, только тогда он будет успешным в жизни и завоюет уважение среди друзей.
  2. Длительность урока не должна превышать 15 минут, между уроками обязательно должна быть перемена в 20 минут.
  3. Предметы следует чередовать – чтение с рисованием, математику с физкультурой и так далее. Длительное умственное напряжение плохо сказывается на состоянии растущего организма.
  4. Сложность материала следует увеличивать постепенно, спешить с новыми заданиями не нужно.
  5. Пособия рекомендуется использовать красочные, тексты для чтения должны быть интересными.
  6. Помогайте ребенку, объясняйте то, что не понятно, читайте добрые сказки.

Уроки математики

Учить ребенка считать желательно на знакомых предметах – конфетах, игрушках. Чуть позже можно переходить на счетные палочки или специальные карточки.

Очень полезно изучать цифры парами, например, 5 яблок и 1 яблоко, вместе будет 6 яблок. Одну такую пару нужно изучать целый урок, а в начале следующего урока, нужно повторить пройденный материал, а потом переходить к следующей паре чисел.

Геометрические фигуры ребенок может изучать на примере печенья – в магазинах можно легко найти круглые, квадратные, треугольные печенья.

Когда ребенок запомнит формы и названия основных фигур можно переходить к их черчению при помощи линейки.

Справка! Больше пользы принесет чередование – сегодня счет, завтра — геометрия, послезавтра – решение простых примеров.

Математические игры:

  1. Нарисовать 2 домика из 3 этажей, в некоторых окнах одного дома заштриховать окна, и сказать ребенку, что в этих квартирах живут люди. Задание – заселить такое же количество людей в другой дом.
  2. Скачать числовые картинки, в которых нужно в правильном порядке соединять цифры линиями, чтобы получился рисунок.
  3. Нарисовать геометрические фигуры, и попросить ребенка придумать во что их можно превратить. Например, круг – в солнышко, несколько треугольников – в елочку и так далее.

Письмо

Полезные советы:

  1. Сначала нужно натренировать руку ребенка – без этого малыши не смогут долго заниматься письмом,
  2. Развивайте мелкую моторику – пусть ребенок сортирует крупы (фасоль, макароны), занимается лепкой,
  3. К письму руку хорошо готовит вырезание ножницами различных фигур.

Сначала нужно научить малыша писать печатные буквы, и только когда будет пройден весь алфавит, можно будет переходить к прописным.

Нужно обязательно объяснить ребенку, что писать нужно аккуратно, за полоски или клеточки выходить нельзя. Конечно ручка должна быть удобной, и ребенок должен правильно ее держать.

Задания по письму:

  1. Нарисуйте лабиринт, и пусть ребенок с помощью ручки прочертит путь из него, чтобы, скажем, зайчонок нашел свою маму.
  2. Нарисуйте простую картинку, например, букет цветов, пусть ребенок дорисует вазу для него.

Эти упражнения помогут ребенку научиться более уверенно держать ручку.

Чтение

Чем скорее ребенок научится читать, тем проще ему будет осваивать все остальные предметы.

Буквы нужно изучать по алфавиту. Их можно рисовать, лепить из пластилина, родители должны придумать ассоциацию к каждой букве. Например, буква О похожа на очки, Ж – на жука, а Д – на дом. Если получается, можно показывать буквы при помощи пальцев или туловища.

После того, как ребенок выучил несколько букв, прочитайте ему небольшой текст, и предложите поискать в нем знакомые ему буквы.

Обязательно спросите о чем был прочитанный текст, попросите пересказать, задайте несколько вопросов по тексту.

Задания:

  1. В небольшом тексте искать знакомое слово. Причем сделать это нужно за 1 минуту.
  2. Просите ребенка читать сначала громко, потом тихо, потом про себя. При этом надо следить, чтобы темп чтения не менялся. Попросите ребенка почитать не размыкая зубы. После прочтения ребенок должен пересказать текст.
  3. За 30 секунд предложите ребенку написать как можно больше сначала гласных, потом согласных.
  4. Пишите на карточках слоги, путь ребенок составляет из них слова.
  5. Играйте в «перевертыши» — покажите ребенку как «кот» может превратиться в «ток», а «зов» в «воз».
  6. Напишите насколько знакомых ребенку слов, и пропустите в них по одной букве. Путь ребенок вставит их.
  7. Учите ребенка читать на скорость. Для наглядности улучшения скорости можно использовать песочные часы.

Творчество

Учите ребенка пользоваться фломастерами, красками и кисочкой. Учите ребенка штриховать ограниченную область, не выходя за рамки. В этом хорошо помогут раскраски с крупными, а затем с мелкими деталями.

Во время рисования или лепки, можно заниматься изучением других предметов, например, пусть ребенок слепит буквы, или во время рисования находит геометрические фигуры – дом – это квадрат, его крыша – треугольник, а мяч – круг.

Временной план развивающего занятия в подготовительной группе

Урок с детьми 6–7 лет длится 30 минут и, как и в других возрастных группах, состоит из четырёх этапов:

  • организационного, призванного мотивировать ребят на работу (до 3 минут);
  • основного, разрабатывающего тему разными методами и приёмами, а также включающего физкультпаузу (до 12 минут);
  • стадии закрепления материала, то есть отработки нового материала в заданиях практического характера (до 10 минут);
  • заключительного этапа, на котором педагог и дети дают оценку своей деятельности (до 5 минут).

Это интересно. Этап закрепления может не выделяться отдельно, а вписываться в стадию разработки темы.

Все этапы разработки темы должны вписываться в хронометраж занятия в подготовительной группе, то есть в 30 минут

Алгоритм составления конспекта занятия

Конспект занятия — это «скелет», основа взаимодействия с детьми. К его составлению нужно подходить с особой тщательностью, причём это касается не только содержания, то есть методов и приёмов в работе, но и формы — последовательности этапов и формулирования целей и задач.

Таблица: структура конспекта развивающего занятия в подготовительной группе

Композиционный элементОбразец
Тематика урока, учебно-образовательный курс, образовательная область.«Путешествие по островам знаний», ФЭМП, «Познание».
Место урока в системе занятийИтоговое занятие
Название группы и возраст детей ФИО педагога с указанием должности и регалий
Целевой компонентВыявление знаний, умений, навыков воспитанников подготовительной к школе группы за пройденный период учебного года.
Перечень задачОбучающие задачи:
  • закрепить счёт до 10;
  • упражнять в количественном и порядковом счёте;
  • отвечать на вопросы « Сколько?», «На котором по счёту месте?»;
  • закреплять умение работать с «Квадратом» Воскобовича (складывать фигуры);
  • закреплять умение решать и составлять арифметические задачи;
  • закрепить умение работать в тетради в клетку;
  • закрепить названия дней недели;
  • закрепить понятие о видах транспорта.
Развивающие задачи:
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
  • развивать смекалку, зрительную память, внимание, ассоциативное мышление.
Воспитательные задачи:
  • воспитывать интерес к математическим познаниям;
  • воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Содержание урокаИзложение порядка и содержания каждого этапа занятия.

Таблица: Ширшикова И.В. конспект занятия по развитию речи на тему «Пересказ сказки «Лиса и Козёл» в подготовительной группе (фрагменты)

ЭтапСодержание
ОрганизационныйВоспитатель загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех зо­лотистый — это про кого загадка?» (Про лису.)
Показывает де­тям несколько картинок с изображением лисы: «Когда вы были в старшей группе, мы с вами рассматривали разные картин­ки. Сейчас вы можете взять любую картинку и сказать, какая у вас лиса. Если у одного лиса рыжая, то у другого ещё… у кого-то лиса красивая, а у кого-то ещё…»
ОсновнойВоспитатель выразительно рассказывает сказку «Лиса и Козёл». Задаёт вопросы: «О чём рассказывается в этой сказке?»; «Как она начинается? Заканчивается?»; «Какою показана Лиса в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какою ещё изображена Лиса?»; «А какой в сказке Козёл? Почему вы думаете, что он та­кой?»; «Какие слова и выражения вам больше всего понрави­лись?»
— Послушайте сказку ещё раз,— предлагает воспитатель,— потом вы будете её рассказывать. Слушайте внимательно и за­поминайте. Заслушиваются 3–4 пересказа. Можно предложить детям пересказать сказку по ролям (или группой — «командой»). Дети дают оценку пересказам товарищей. Если они зат­рудняются, воспитатель делает это сам, обращая их внима­ние на полноту передачи содержания, выразительность ин­тонаций в диалоге, использование образных слов и выраже­ний из текста.
Воспитатель обращается к детям: — Вы интересно и выразительно рассказали сказку. Давай­те ещё раз подумаем, какой был Козёл. Какими словами мож­но о нём сказать? (Недогадливый, глупый, неумный, невни­мательный и т. п.) — Какою была лиса? (Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая.) — Какие слова, которые вы сказали о козле и лисе, можно использовать, говоря о человеке? — Какой был колодец? (Глубокий, холодный, тёмный, мут­ный, грязный, узкий)…>
Этап закрепления материала<�… — Послушайте внимательно и ответьте. Холодный, глубо­кий, прозрачный — это река или ручей?.. Голубая, стеклянная, хрупкая — это блюдце или чашка? Проводя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы дети чётко произносили окончания, правильно согласовывали при­лагательные с существительными. Воспитатель предлагает выучить скороговорку о лисе: «Бе­жит лиса по шесточку. Лизни, лиса, песочку». Воспитатель, а затем дети произносят скороговорку громко, умеренно, тихо, шёпотом…>
Заключительный этап<�… Подведение итогов и рефлексия.

Таблица: Тяблина И.Н. конспект занятия по ФЭМП на тему «Путешествие в страну сказочных героев» в подготовительной группе (фрагменты)

ЭтапСодержание
ОрганизационныйВоспитатель: Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы! Собрались все дети в круг, Я твой друг, и ты мой друг, Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту телеграмму от Феи из страны «Сказочных героев». Давайте прочитаем его: «Дорогие ребята, мы, герои сказочной страны, попали в беду. Баба-Яга перепутала сказки, похитила главных героев и наложила на них заклятье. Помочь нам можете только вы. Если вы выполните все задания и отгадаете этих героев, то они вновь вернутся в сказочную страну в свои сказки. Милые детки, помогите нам».
— Хотите ли вы помочь сказочным героям? Дети: Да Воспитатель: Тогда давайте подготовимся к путешествию и проведём разминку для ума. Воспитатель: Ребята, для того, чтобы ответить правильно, нужно внимательно слушать. (Воспитатель передаёт детям мяч, у кого он оказался в руках, тот и отвечает на вопрос) Игра «Круглый год»: Какое сейчас время года? (Зима), Назови соседей зимы. (Осень, весна)…>
Основной<�… Воспитатель: — Ребята, давайте попробуем написать математический диктант и узнать, на чём же мы отправляемся в путешествие. Проходите на свои места. Откройте свои тетрадки, возьмите карандаши. Слушайте меня внимательно. Готовы?…>
<�…Воспитатель: — Что у нас получилось? Дети: — Самолёт! (под музыку изображают полёт самолёта)…>
<�…Воспитатель: — Итак, первое задание от Баба-Яги: cчёт от заданного числа до 10; обратный счёт от 10 до 0; назови число, которое больше 4, но меньше 6; назови число, которое больше 5, но меньше 7; назови числа, стоящие в ряду справа от 5…>
<�… Воспитатель: Чтобы спасти Красную Шапочку мы должны выполнить очередное задание Бабы-Яги. Задание с геометрическими фигурами. Воспитатель: Я вам покажу карточки с геометрическими фигурами, а вы назовёте лишнюю фигуру. (Дети называют лишнюю фигуру и объясняют свой выбор)…>
Воспитатель: Ребята, а теперь пришло время возвращаться в детский сад. Скажите, с помощью чего мы узнаём про время? Дети: При помощи часов. Воспитатель: А какие виды часов вы знаете? Дети: Песочные, солнечные, водяные, электронные, механические. Воспитатель: Который час показывают наши механические часы? …>
Заключительный этап<�… — Вот и подошло наше путешествие к концу. Ребята, вам понравилось путешествовать? Каким сказочным героям мы помогли? Что нового узнали?
Воспитатель: — Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными, и за это Фея вас благодарит и дарит вам вот такое улыбающееся солнышко. — А сейчас покажите, какое у вас настроение. — У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы!

Видео: развивающее занятие по обучению грамоте на отработку звука [Р] в подготовительной группе

Видео: развивающее занятие по музыке «Подружись с ритмом» в подготовительной группе

Английский язык

Наверняка вам известно, что чем раньше ребёнок начнёт изучать английский язык, тем больше шансов, что он его действительно выучит. Шестилетний возраст как раз является неплохим стартом для изучения иностранного языка. Тем более что малыш уже имеет неплохой словарный запас на своём родном языке. Это уменьшает вероятность, что он начнёт путать слова, создавая языковой микс.

Но к обучению нужно подойти ответственно, подготовив соответствующий материал:

  1. Карточки с алфавитом. Сначала с помощью карточек или же тетради «Учимся писать строчные буквы английского алфавита» ребёнок выучит буквы, научится их писать и произносить. Потом их можно использовать для формирования простых слов.
  2. Картинки для детей с животными. На них изображены домашние и дикие животные, птицы и рыбы. Такие же картинки можно найти с изображением предметов мебели, одежды, домашнего обихода, транспорта и т.п.
  3. Картинки с несколькими вариантами слов, описывающих, что на них происходит. Ребёнок должен выбрать правильный ответ, поставив возле него крестик или галочку.

Эти игры не только пополнят словарный запас, но и помогут развивать логическое мышление. А чтобы улучшить произношение, можно разучивать с ребёнком песенки на английском, устраивая целые представления, готовя костюмы, попутно пытаясь их описывать на английском и т.п. Детям такой творческий процесс очень интересен.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]