Пластилинография для детей 2-3-4-5-6-7-8 лет. Что это такое, шаблоны, трафареты на тему осень, зима, весна, лето, животные

Занятия пластилинографией являются не только эффективным методом развития у детей мелкой моторики, вне зависимости от того, сколько им лет, но и позволяет школьникам младших классов избавиться от физического и психического перенапряжения.

Лепка из пластилина также может помочь малышу в адаптации в детском саду, став для подрастающего человека любимым хобби, с помощью которого он может выражать скапливающиеся у него в течение дня эмоции, разгружая центральную нервную систему и предотвращая возникновение неврозов.

Польза пластилинографии

Пластилинография – это творческий процесс, в ходе которого дети создают объемные картины из пластилина, не задействуя при этом классические инструменты для рисования – кисти, краски или карандаши. Для рабочей поверхности обычно используются листы бумаги, формата А3 и больше, или плотный картон.


Пластилинография для детей весьма полезна в силу положительного влияния на их умственное и физическое развитие

Вне зависимости от того, сколько лет ребенку, 2 или 8, рассматриваемый вид декоративно-прикладного искусства положительно влияет не только на его умственное, но и физическое развитие:

  • восполнение познавательной потребности малышей (особенно актуально для детей от 2 до 4-5 лет);
  • приобретение способности ориентироваться в горизонтальной плоскости;
  • формирование творческой составляющей личности подрастающего человека (пробуждение интереса к творчеству, понимание алгоритма творческого процесса и так далее);
  • развитие фантазии;
  • развитие мелкой моторики рук (положительно влияет на речь ребенка и его общую развитость);
  • расширение кругозора;
  • преумножение чувствительности тактильного восприятия;
  • расширение словарного запаса (если ребенок уже умеет разговаривать) или стимуляция речи (если ребенок еще не разговаривает в силу возраста или задержки в развитии);
  • привитие усидчивости, аккуратности, самостоятельности ребенку во время рабочего процесса.

Подготовка занятий по пластилинографии в детском саду

В детском саду темы уроков по нетрадиционной технике лепки, интегрирующих разные области знаний и виды искусства, очень многообразны. В связи с этим методически грамотный подбор идеи заключается в том, чтобы найти тему, которая отражает реалии окружающего мира и/или соответствует времени года, общественно значимым событиям. Например, создание поделок на тему «Зима» в декабре-феврале, «Флаг России» в канун Дня флага России 22 августа или перед Днём народного единства 4 ноября.

Поделки к праздникам могут быть домашним заданием

Примерная тематика

Для подготовки уроков по пластилинографии педагог составляет рабочую программу, в которую включается перечень целей, задач для каждой группы, расписание занятий, описание УМК, а также календарно-тематическое планирование. При этом занятия планируются в виде тематических блоков, то есть темы уроков разных учебно-образовательных направлений пересекаются. Так, перед Днём матери на занятии по развитию речи дети учат стихотворения про маму, на уроке по ознакомлению с окружающим миром рассматривают историю этого праздника, а на пластилинографии делают поделки, связанные с угощениями.

В младших группах дети только знакомятся с пластилинографией, поэтому темы предполагают изготовление поделок с крупными элементами и не слишком изогнутыми линиями:

  • «Сушки»;
  • «Снеговик»;
  • «Украшаем одежду»;
  • «Пасхальное яйцо»;
  • «Пирог для мамы».

Примерами составления тематики занятий по пластилинографии для детей 4–5 лет могут быть такие:

  • «Овощи на тарелке»;
  • «Жучки на цветочной клумбе»;
  • «Грибы»;
  • «Солнце в тучах»;
  • «Веточка рябины»;
  • «Осеннее деревце»;
  • «Рыбка»;
  • «Новогодняя ёлка»;
  • «Ёлочные игрушки»;
  • «Снегирь»;
  • «Снежная баба-модница»;
  • «Теремок»;
  • «Павлин»;
  • «Весёлая ракета»;
  • «Подарок для папы (дедушки)»;
  • «Цветик-семицветик»;
  • «Белая берёза»;
  • «Космос»;
  • «Звёздное небо»;
  • «Одуванчик».

В старшей группе тематику дополняют занятия, посвящённые изучению народного декоративно-прикладного искусства:

  • «Матрёшка»;
  • «Гжель»;
  • «Тело человека. Человек под дождём»;
  • «Расписная тарелка».

В подготовительной группе в тематику включаются также темы, предполагающие усложнение техники пластилинографии:

  • «Кошка» (ребята тренируют навык создания перехода от светлых оттенков к тёмным) ;
  • «Одежда» (дети разрабатывают дизайн одежды, используя разные виды техники — прямой, контурный);
  • «Комнатные растения» (на этой теме дети учатся создавать фактурные изображения);
  • «Моя семья» (эта тема является усложнением изученной ранее темы «Моё тело» — теперь юные творцы учатся соблюдать пропорции между размером человечков разного возраста);
  • «Ландыш» (ребята продолжают работу в фактурной пластилинографии, комбинируя барельеф с контррельефом).

Фотогалерея: образцы работ по пластилинографии на разные темы

В подготовительной группе освоение фактурного вида пластилинографии удобно проводить на теме «Комнатные растения» Роспись «Гжель» обычно делается контурной пластилинографией Сложность выполнения расписной тарелки для детей заключается в выполнении чётких линий При выполнении матрёшки дети смешивают цвета для получения оттенков, например, белого и фиолетового для получения сиреневого, а также учатся их сочетать Для выполнения «зимних» поделок снег, например, на берёзах можно изображать с помощью мазков краской Кораблик в мозаичной технике можно сделать открыткой к 23 февраля В средней группе дети начинают фантазировать на тему формы подложки, делая её круглой, например Изображения птиц в средней группе усложняются прорисовкой оперения Усложнение задания на тему «Рыбка» состоит в заполнении пластилином фона рисунка Для большей рельефности ягод рябины можно скомбинировать два оттенка красного В средней группе дети осваивают выполнение заострённых элементов рисунка, например, траву в композиции с грибами В поделке на темы, связанные с цветами, старшие дошколята тренируют элементы создания контррельефа на листочках В подготовительной группе дети накладывают украшения после того, как основа полностью покрывается пластилином В старшей группе ребята осваивают тему «Тело человека. Человек под дождём» на основании полученных на занятиях лепкой представлений о пропорции строения тела, делая человечков не объёмными, а плоскими Кроме соблюдения пропорций тел, дети 6–7 лет на теме «Моя семья» учатся выдерживать пропорции и в одежде, например, небольшая блузка у мамы и рубашка побольше у папы Тема во второй младшей группе «Пирог для мамы» дублируется в средней, а в старшей группе может продолжиться темой «Торт для друга», в которой малыши отрабатывают приём заглаживания В младшей группе на поделке «Пасхальное яйцо» дети осваивают контурную пластилинографию

Шаблоны для выполнения поделок в технике пластилинографии

Первоначальные навыки изодеятельности в нетрадиционной технике лепки из пластилина дети получают при работе с шаблонами, которые используются, прежде всего, для прямого вида создания рисунков пластилином, но могут применяться и для более сложных разновидностей. Так, создание рисунков, где есть люди, считается одним из самых трудоёмких видов пластилинографии.

Шаблонами для пластилинографии могут служить и обычные раскраски.

Фотогалерея: шаблоны для пластилинографии на тему «Семья»

Шаблон с изображением дедушки и бабушки можно использовать для контурной пластилинографии Шаблон хрюшек можно использовать и в средней группе, если мелкие детали выложить мозаикой или просто раскрасить фломастерами В шаблоне, изображающем маму с детьми, прямой пластилинографией выкладываются кресло, собака, книга, остальные детали раскрашиваются или выкладываются пластилиновыми шариками, жгутиками, сделанными при помощи шприца без иглы Семья бегунов — сложный рисунок, так как в нём много элементов и мелких деталей, для выполнения которых требуется много времени, а значит использовать изображение можно либо для проекта, либо в работе кружка

Фотогалерея: шаблоны для пластилинографии на тему «Зима»

Шаблон такой ёлки подойдёт для прямой пластилинографии, а в старших группах рисунок можно выполнить жгутиками В средней группе этот шаблон можно использовать так: ёлку раскрасить, а игрушки сделать из пластилиновых шариков, старшие дошкольники могут обойтись и без раскрашивания, скомбинировав прямую и мозаичную пластилинографию Шаблон снеговика может использоваться для прямой пластилинографии в первой младшей группе Рисунок Снегурочки прост в исполнении, так как для него не требуется использовать много цветов пластилина

Фотогалерея: шаблоны для пластилинографии на тему «Домашние животные»

Сложность исполнения овечки в прямой технике будет в том, чтобы попасть в границы контура шерсти, в этом смысле удобнее работать шариками мозаичной пластилинографии или жгутиками контурной Обычно цыплёнок — это первый опыт пластилинографии в младшей группе На рисунке петушка можно отрабатывать приём смешения пластилина разных цветов Для выполнения коровы требуется прорисовать мелкие детали, поэтому задание подойдёт для старших дошкольников, владеющих разными видами пластилинографии

Цели и задачи

Цели и задачи занятий пластилинографией варьируются в зависимости от возраста ребенка и особенностей их развития.

В возрасте 2-3 лет

Пластилинография для детей 2-3 лет должна быть направлена на развитие мелкой моторики. Это поможет ребенку не только правильно развиваться физически, но и простимулирует его речевые навыки.

Взрослым, предлагая малышам создать картины из пластилина, следует не просто давать задание, а различными методами пробуждать творческие способности ребенка и его интерес к рабочему процессу (например, придумать сказку, включив в сюжет предмет, который затем будет лепить ребенок.

Это может быть цветок, топор или шапка – что-то состоящее из минимального числа деталей и не требующее большого количества времени на свое создание).

Так как дети в раннем возрасте не способны самостоятельно придумывать себе задание для пластилинографии, и достаточно быстро теряют интерес к рабочему процесс, если понимают, что предоставлены сами себе, четкую задачу перед ними в начале занятия должен ставить взрослый.


Пластилинография для детей 2-3 лет должна быть простой в исполнении

Контроль и помощь со стороны старшего товарища необходимо направить на развитие у ребенка аккуратности, усидчивости и сосредоточенности на последовательности действий.

С помощью пластилинографии можно также научить ребенка ориентироваться на бумаге, каждый раз описывая место размещения очередной детали создаваемого объекта. Например, детям 2-3 лет важно проговаривать, где левая сторона, а где правая, подсказывать и направлять их руки к нужному краю рабочей поверхности.

Когда юный творец начнет лучше ориентироваться на горизонтальной плоскости, взрослому следует начать давать указания устно, предоставляя ребенку возможность самостоятельно определить место, где необходимо расположить очередную деталь итогового изображения.

4-5-6 лет

Пластилинография для детей 4-5-6 лет должна быть направлена на совершенствование навыков работы с пластилином. В таком возрасте у подрастающего поколения зарождается интерес к изобразительной деятельности.


К 6 годам задания по пластилиновым аппликациям можно усложнять

Если родители своевременно поддержат ребенка и предпримут действия для раскрытия его творческого потенциала, им не только удастся укрепить психоэмоциональную связь со своим малышом, став ему поддержкой и опорой, но и дадут ему возможность попробовать себя в искусстве.

Лепка из пластилина для детей 4 – 6 лет также полезна тем, что эффективно развивает глазомер и улучшает координацию движений рук. Это не только делает ребенка более развитым физически, но и благотворно влияет на формирование нейронных связей в его мозге.

В этом возрасте дети предпочитают работать коллективно, а значит пластилинография для них в данном случае станет возможностью улучшить свои навыки общения с другими членами общества – научит объяснять свои намерения, доказывать правоту или корректно выражать несогласие.

7-8 лет

Пластилинография для детей 7-8 лет под своей основной целью подразумевает привитие младшим школьникам новых навыков лепки – надавливание, размазывание, скатывание, выдавливание из шприцов.

Уже обладая базовыми способностями создания изображений из пластилина, юные творцы будут увлечены в процесс, открыв для себя новые грани привычного вида творчества.

Это поможет им отвлечься от негативных мыслей, избавиться от стресса и выплеснуть эмоции, связанные с вступлением в новый коллектив в школе, а также с принятием большой ответственности и требований, предъявляемых к ним со стороны педагогов и родителей.

В возрасте 7-8 лет дети предпочитают работать индивидуально. Создание картин из пластилина станет для них эффективным методом развития фантазии, а также ярким способом самовыражения.

Младшим школьникам не обязательно давать четкий план действий, достаточно просто ограничить их тематикой, например, «Золотая осень», позволив самостоятельно придумать идею и основные этапы для своей дальнейшей работы.

Подготовка проекта по рисунку пластилином

Для более глубокого осмысления той или иной темы и расширения представлений ребят о технике пластилинографии в педагогической практике применяется метод проектов. Как правило, в практике ДОУ проекты по пластилинографии краткосрочные, то есть требующие небольшого отрезка времени для подготовки (2–3 дня). Разработка проекта включает несколько ступеней подготовки.

  1. Формулирование целей и задач. Целью проектной методики в пластилинографии является формирование творческого подхода при решении учебно-воспитательных задач. Задачи подготовки и выполнения проекта при этом следующие: отработка выполнения элементов в том или ином виде техники, обучение навыкам создавать художественные образы объектов мира вокруг, тренировка умения работать на ограниченном пространстве основы поделки, воспитание эстетического вкуса, усидчивости и умения работать в коллективе.
  2. Составление плана выполнения проекта. Этот этап включает: подготовку необходимых материалов и оборудования, мотивацию детей к выполнению задания. Важное значение имеет также событие, к которому приурочено выполнение проекта (например, наступление зимы, праздники).
  3. Выполнение проекта.
  4. Презентации результатов проектной деятельности. Это своеобразный отчёт, который может быть представлен в виде рассказа (защиты) поделки, выставки готовых работ в группе или актовом зале.

Пример описания проекта «Подарки осени»

Рассмотрим образец составления проекта на тему «Подарки осени» в подготовительной к школе группе.

  1. Цель — создание поделки к ежегодному Осеннему празднику в ДОУ. Задачи работы: закрепление навыков работы с пластилином, практика работы в группе, развитие умения отображать окружающий мир в элементах, сделанных из пластилина.
  2. Дети работают в группах по 3 человека, методом жеребьёвки распределяют обязанности (например, играют в «Камень, ножницы, бумага»). Если таким образом распределить обязанности не получается, педагог сам назначает ответственных за тот или иной фронт работ. Один делает грибы в прямой технике, второй — дерево в прямой и мозаичной техниках, третий — траву и ёжика в контурной технике (в нашем случае поделку дополняли травкой и небом в виде аппликации из кусочков бумаги).
    Аппликацию можно заменить мозаичной пластилинографией
  3. Ребята работают над проектом.
  4. Презентация результатов в актовом зале: описание работ, чтение стихотворений по теме в сопровождении музыки (например, «Осень» из циклов «Времена года» Вивальди и/или Чайковского).

Фотогалерея: идеи для проекта по теме «Подарки осени»

Для выполнения проектного задания можно также использовать дополнительные материалы, например, крупу Чем мельче детали и разнообразнее оттенки цветов, тем больше времени требуется для выполнения проекта Детям среднего возраста можно начинать с проектов по прямой пластилинографии

Общие рекомендации

Корректно организовать занятия по пластилинографии у детей можно только с учетом общих рекомендаций:

  • суммарное время на лепку из пластилина должно составлять не более 30 мин. (в противном случае внимание ребенка рассредоточится, а продуктивность, соответственно, снизится);
  • создавать картинки из пластилина необходимо в хорошо освещенном месте, комфортной для ребенка обстановке, исключающей присутствие поблизости отвлекающих предметов, например, смартфона, компьютера, планшета, телевизора или игрушек;
  • в занятиях с детьми 7-8 лет рекомендуется использовать плотный картон, так как обычная бумага будет деформироваться при применении приемов размазывания, раскатывания и сглаживания пластилина;
  • рабочую поверхность рекомендуется перед началом лепки проклеить прозрачным скотчем (это исключит вероятность возникновения жирных пятен и разводов от пластилина);
  • чтобы итоговое изображение сохранило свой первозданный вид как можно дольше, его рекомендуется покрыть бесцветным лаком в 2-3 слоя;
  • во время творческого процесса перед ребенком в зоне досягаемости должны находится не только основные рабочие инструменты для пластилинографии, но и влажные салфетки, нож или ножницы, а также листы плотной бумаги (с ее помощью можно корректировать пластилиновое изображение).

Как сделать пиццу из пластилина?

Возьмите всё необходимое, это:

  • лист картона;
  • пластилин нужных цветов;
  • шприц без иголки;
  • стеки для лепки.

Пусть ребёнок нарисует на листе картона круг. Такие будут очертания будущей пиццы. Теперь при помощи красно-коричневого цвета он сделает фон. Это кетчуп. Для него можно использовать и тёмно-красный цвет. Сделайте бортики для пиццы, основа готова.

Затем нужно сделать из белого пластилина грибы. Для этого ребёнок оторвёт от массы два кусочка, превратит их в два овала, затем придаст нужную форму и расплющит. Каждый гриб состоит из шляпки и ножки.

Следующей пиццу украшает колбаса. Чтобы это сделать, нужно сначала вылепить кружочки из розового пластилина, затем сделать из него же жгуты и обрамить ими эти заготовки. Из белого пластилина ребёнок сделает кружочки разного размера и приклеит их на эту импровизированную колбасу.

Следующим украшает эту работу в технике пластилинографии зелень. Листочки сделайте из пластилина соответствующего окраса, при помощи стека добавьте им прожилок.

Для следующей части работы пригодится деталь от Лего Дупло, при помощи неё вы сделаете отверстие в сыре. А его ребёнок создаст из жёлтого пластилина, который нужно раскатать в пласт или сделает это при помощи пальцев рук.

Также этот инструмент поможет сделать идеально ровными темные оливки, которые изготавливаются из чёрного пластилина.

Как создается такая пластилинография, фото наглядно демонстрирует. Пусть из красного пластилина ребёнок сделает жгуты, затем свернет их в виде змеек и приклеит эти струи кетчупа на место. Как видите, оливки можно вырезать ещё внутри, чтобы получились отверстия.

Но можно создавать не только пищу для кукол, но и для развития чувства прекрасного. Для этого посмотрите, как выполнить различные картины в этой интересной технике. Достаточно будет купить восковой пластилин, чтобы можно было создать такие шедевры.

Чтобы картина была наиболее долговечной, когда она будет готова, покройте ее с двух сторон лаком и дайте ему высохнуть.

Материалы для работы

Правильная организация занятия по пластилинографии предполагает наличие базового набора рабочих инструментов:

  • Плотный картон или лист бумаги большого формата.


Материалы и инструменты для работы с палстилином
В зависимости от возраста и практических навыков конкретного ребенка или группы детей, на рабочей поверхности можно прорисовать контур объекта, внутреннюю часть которого и предстоит заполнить ребенку.

  • Набор из разноцветного пластилина. Не рекомендуется предоставлять ребенку в пользование больше 7-8 цветов пластилина, так как это может способствовать рассеиванию внимания. Необходимость получить оттенок, которого нет в представленном наборе, будет стимулировать фантазию юного творца, а также побуждать его экспериментировать, смешивая вязкую массу.
  • Салфетки для рук и антисептическое средство. Необходимо для удаления остатков пластилина с кожи рук.
  • Стеки. Специальные небольшие пластмассовые ножи, предназначенные для работы с пластилином.
  • Доска для лепки. На отдельной деревянной поверхности ребенок будет создавать конкретную деталь объекта, раскатывая, нарезая, размазывая пластилин, который в последствие будет переносится на картон или бумагу, используемую в качестве основы.
  • Исходное изображение. Если ребенку дается задание создать конкретную картинку, ему следует предоставить итоговое изображение, продемонстрировав то, что он должен получить в результате своей творческой деятельности.

Способы рисования пластилином и необходимые материалы

Пластилин для работы нужно подобрать достаточно мягкий и податливый, чтобы ребенку было легко менять его форму, – например, восковой. Подойдет и любая другая безопасная масса для лепки. Цветов не обязательно должно быть много – важно, чтобы они были яркими и хорошо смешивались. Желательно иметь в палитре белый и черный, чтобы малыш понял принцип изменения насыщенности цвета.

Для начала работы понадобятся также следующие материалы и инструменты:

  • доска для раскатывания пластилина;
  • трафареты, шаблоны или готовые рисунки на картоне, пластике, стекле;
  • стеки, зубочистки, скалочки, формочки, штампы;
  • украшения — бисер, крупы, раскрашенные макароны, мелкие пуговицы, стразы, пайетки, ракушки;
  • шприц для выдавливания колбасок (пригодится для создания масштабных полотен продвинутым мастерам пластилинографии);
  • широкий скотч для заклеивания поверхности рисунка на картоне перед нанесением пластилина, чтобы было удобнее исправлять огрехи;
  • детские влажные салфетки для рук.

Очень удобно в качестве основы использовать одноразовые пластиковые тарелки. Пластилин на них хорошо держится, и в то же время рисунок легко корректировать. Круглая форма смотрится аккуратно, работа приобретает завершенный вид.

Сложность используемой техники должна возрастать поэтапно в зависимости от возраста и способностей ребенка:

  1. Начинающим художникам подойдет такой вариант, как размазывание пальчиками массы для лепки в пределах обозначенного контура.
  2. Детки от 5 лет, которые умеют скатывать из пластилина маленькие шарики или колбаски, смогут делать объемные рисунки.

Плоскостная лепка для самых маленьких

Знакомство с азами пластилинографии лучше всего начинать с рисования мазками. Предложите ребенку произвольно размазать несколько небольших разноцветных кусочков хорошо размятого пластилина на плотной поверхности (картоне или пластиковой доске). После этого можно начинать «раскрашивать» простые рисунки из крупных геометрических форм — солнышко, дерево, цветок, фигуры животных. Обычно малыши используют для работы указательный палец ведущей руки, но полезно подключать и другую руку, большие пальцы. Такие упражнения развивают синхронизацию работы обоих полушарий мозга.

Когда ребенок хорошо освоит прием размазывания, предложите нанести на рабочую поверхность 2–3 слоя пластилина любых цветов, а потом с нажимом поводить по ним пальцами или стеком. В зависимости от силы надавливания на палитре начнут проявляться разные оттенки — эффект поразит воображение малыша.

Мозаика из пластилиновых шариков

Эта техника доступна детям в средней или даже младшей группе детского сада. Как только малыш научился скатывать маленькие шарики из пластилина, можно предложить ему заполнить разноцветными комочками готовый контур, слегка придавливая их к основе. Такие занятия отлично развивают мелкую моторику и воображение. В этой технике можно изобразить что угодно, а любые погрешности легко исправить, просто переместив шарик на другой место.

Это свойство можно использовать. Попробуйте сделать с ребенком пластилиновый мультфильм на основе несложной картинки, передвигая комочки так, чтобы она «двигалась». Для съемок подойдет даже камера на мобильном телефоне, а малыш будет в восторге!

Пластилиновые колбаски и спирали

В старшей группе дети уже могут делать несложные композиции из пластилина, скатанного в тонкую колбаску. Здесь от них потребуется еще больше аккуратности и терпения — именно эти качества развивает работа в такой технике. Комбинируя полоски разных оттенков, ребята могут изобразить космос со звездами и кометами, а расположив слой пластилинового снега на зеленых ветках елей — настоящую зиму. В этой технике удачно получаются осенние деревья, подводный мир, пейзажи. Сложность работы можно повысить, располагая предметы один поверх другого, придавая картине глубину.

Пластилиновые жгутики, свернутые в спирали, похожи на цветы. Из таких заготовок можно собрать целый букет, а можно сделать кудрявую березку или пушистого кота. Палитра рисунков станет богаче, а сами работы — красивее, если скатывать пластилин близких оттенков, не смешивая их до однородного цвета. Чтобы получить нарядный леденец, нужно аккуратно перекрутить между собой два тонких жгутика (лучше – изготовленных с помощью шприца) ярких цветов, после чего свернуть полученную полоску в плоскую спираль или нарезать коротких палочек с крючком на конце.

Расположите среди полос белого пластилина 1–2 голубых, зеленых и розовых, после чего нанесите поперек всех живописные зигзаги стеком-лопаткой. Цвета слегка перемешаются, и получится северное сияние.

Рисование процарапыванием и вмятинами

Даже 3-летний малыш может нацарапать стеком или любой другой подходящей палочкой узоры на поверхности, покрытой пластилином. Получится своеобразная граттография. Ребята постарше используют подобные инструменты для детализации рисунка, придания ему дополнительного объема, реалистичности. Мелкие царапины помогут изобразить пушистые еловые ветви или роскошный лисий хвост, острой палочкой удобно рисовать чешую на разноцветных рыбках.

Малыши могут выдавливать на размазанном пластилине готовые фигурки с помощью специальных формочек. Старшим дошкольникам интересно с помощью этого же приема создавать орнаменты. В этом случае цельные силуэты заменяются маленькими фигурными штампами, в роли которых могут выступать декоративные пуговицы или макаронные изделия интересной формы. Инструмент с наконечником в виде полусферы поможет сделать углубления для глаз у животных или сказочных героев: с таким приспособлением качество картинки сразу повысится.

Купите ребенку набор из разнообразных стеков. Большой выбор наконечников — острых, плоских, круглых, зазубренных — подстегнет фантазию юного художника и вдохновит его на поиск новых образов.

Пластилинография — отличный вариант для проведения творческих занятий как с малышами, так и с ребятами школьного возраста. В этой технике у детей получаются оригинальные открытки для мамы на 8 Марта или папе к 23 февраля, новогодние и конкурсные поделки. Различных приемов и хитростей в исполнении пластилиновых картин очень много, все зависит от фантазии и опыта юного художника.

Способы пластилинографии

Способы пластилинографии в творчестве конкретного ребенка или группы детей должны подбираться с учетом навыков юных творцов, а также их способностей и особенностей развития.

Наиболее часто используемыми из них считаются:

  • Мазки. Небольшое количество пластилина размещается на подушечке указательного пальца или специальном пластмассовом шпателе, после чего резкими хаотично направленными движениями наносится на рабочую поверхность в нужном месте.
  • Шарики из пластилина. Обычно используются при расстановке акцентов на плоском изображении (например, середина цветка) или в качестве основных форм для заполнения внутренней поверхности объекта, схематично изображенного на рабочей плоскости.
  • Расплющивание скатанных шариков. При расплющивании шариков не рекомендуется применять много силы. В противном случае получившаяся фигура деформируется, потеряв таким образом четкие округлые формы.
  • Размазывание на поверхности. Этот прием используется для создания фона или заполнения внутренней части фигуры цветным материалом.
  • Процарапывание узоров на пластилине. Узоры создаются на расплющенном куске пластилина с помощью специального пластмассового ножа или инструментов с уже сформированной резьбой.
  • Скатывание пластилиновых колбасок. Скатывать колбаски можно как для их размещения на итоговом изображении, так и с целью применения в качестве заготовки.
  • Выдавливание пластилина из шприца. Для выдавливания рекомендуется использовать специальный шприц, позволяющий не только с легкостью выдавливать тонкие полосы пластилина, но и извлекать остатки рабочего материала из основного корпуса инструмента.

Пластилинография для детей на тему «Весна»

Подготовьте всё необходимое, после чего пора браться за дело. Лучше сначала отметить простым карандашом, где что будет находиться. Тогда вы покажите ребенку, как размять пластилин и сделать из него подобие подтаявших сугробов. А из чёрного он создаст проступающие островки земли.

Пусть будет видно, как текут талые воды. Это малыш передаст при помощи полоски синего пластилина. Из той же массы он создаст облака. Затем нужно оторвать от белого пластилина несколько кусочков, создать из них подобие бутонов. А распустившиеся лепестки состоят из трёх таких заготовок. Останется сделать солнышко и прикрепить его в верхнюю часть рисунка. Получилась чудесная работа в технике пластилинография.

Читайте также: Что такое реплика кроссовок

Если вам и детям понравилась пластилинография, весна будет запечатлена интереснейшим образом. Пусть ребёнок создаст объемную картину, на которой будет видно, что распускаются почки, прилетают скворцы. Люди строят для них скворечники. Ярко светит солнце. Не забудьте рассказать детям об этих признаках наступления весны. Малыши должны об этом знать.

Чтобы сделать такую работу, сначала нужно взять лист картона голубого цвета или покрасить белый, чтобы он стал такого тона. Но можно создать фон и при помощи голубого пластилина. Затем, используя жгутики, ребёнок сделает окантовку для ствола и веток берёзы. Само это дерево внутри он покроет белой массой для лепки. На неё нужно нанести несколько штрихов, чтобы было видно, что это берёза. При помощи зелёного пластилина ребёнок изобразит распустившиеся листочки.

Используя чёрный восковой пластилин, дети сделают скворцов, а их клювы смастерят из красного. Желтое солнце круглое, а лучи для него нужно сделать из пластилина, который прокатывается между ладоней. Осталось прикрепить скворечник, и картина, выполненная в технике пластинографии, которая называется «Весна», готова. Следующая работа выполнена в смешанной технике. Но в основном здесь используется мозаичная.

Цветы

Наиболее простой способ сделать цветок с помощью пластилинографии:

  • В центре листа бумаги или используемого плотного картона нарисовать очертания раскрывшегося цветка (середина и лепестки).
  • С помощью небольшого количества желтого пластилина, растертого по площади середины цветка, закрасить внутреннюю область бутона.
  • Равномерно растереть красный пластилин, покрыв им внутреннюю часть нарисованных лепестков, не заходя за границы середины.

  • Скрутить несколько колбасок из синего пластилина, после чего с их помощью обозначить границы цветка. В качестве альтернативного варианта лепки дополнительных элементов для создания границ, допускается простейшее растирание синего пластилина по контуру изображения с помощью пальца или специального шпателя.
  • Покрыть изображение 2 слоями бесцветного лака, после чего дать ему самостоятельно застыть.
  • Из середины цветка вывести несколько тонких линий с помощью растирания небольшого количества пластилина, направив их при этом к разным лепесткам.

Космос

Нижеприведенный вариант создания изображения космоса с помощью пластилина подойдет для детей любого возраста. Для малышей до 3-4 лет он станет полноценной поделкой, а то время, как для более старших такая картинка станет фоновой, подразумевающей дальнейшую доработку рисунка деталями.

Пошаговое выполнение:

  1. С помощью голубого и насыщенного синего пластилина сделать множественные мазки по всей площади используемого листа бумаги так, чтобы они выглядели единым целым.
  2. Из белого пластилина скатать маленькие шарики. Разместить их хаотично по сине-голубому фону, после чего слегка расплющить пальцем (небесные светила).

Плоскостная лепка

Начинать приобщать малыша к пластилинографии следует с обучения навыкам рисования продольными мазками. Покажите ребенку, как нужно растирать по поверхности несколько разноцветных ломтиков размятого пластилина. Потом начинайте выполнять «раскрашивание» геометрических фигур в виде солнышка, большого цветка, пирамидального тополя, зверей. Часто дети применяют в процессе работы только указательный палец, однако постарайтесь, чтобы они использовали обе конечности. Такие упражнения помогут улучшить синхронизацию деятельности мозговых полушарий.

Животные

Для создания изображения животного с помощью пластилина детям потребуются заранее подготовленные шаблоны. Внутренняя поверхность нарисованного зверя заполняется шариками пластилина (цвет рабочего материала соответствует оттенку шкуры животного), располагаемыми вплотную, или закрашивается с помощью его равномерного растирания или создания многочисленных мазков.

Занятия по созданию изображений для детей от 2 до 8 лет с помощью пластилина должны регулярно проводиться под контролем родителей или педагогов дошкольных, школьных учреждений.

Пластилинография помогает представителям подрастающего поколения раскрыть свой творческий потенциал, развить вкус в искусстве, улучшить показатели физического развития, а также параллельно нормализовать состояние собственной нервной системы, минимизировав тем самым возникновение депрессивного настроения.

Методы и приёмы работы в нетрадиционной технике лепки

При знакомстве с техникой пластилинографии педагог использует следующие методы:

  • наглядность (воспитатель показывает малышам образцы готовых картин, а также схемы поэтапного выполнения поделки),
  • словесные методы работы (в рассказе, беседе взрослый объясняет порядок исполнения того или иного приёма пластилинографии)
  • практические методы (дети отрабатывают приёмы различных техник пластилинографии, экспериментируют с сочетанием приёмов и техник, а также придумывают игровые действия с готовыми поделками, например, в подготовительной группе ребята выполняют картину «Клоун» витражной техникой, а затем рассказывают, как этого персонажа зовут, где он работает и какие номера показывает).

    В старших группах поделки в нетрадиционной технике лепки из пластилина могут быть основой для составления описания или даже целых рассказов

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) овладение пластилинографией предполагает использование тех же приёмов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционном технике лепки:

  • раскатывание «колбасок» – кусочек пластилина раскатывается между ладонями,
  • скатывание «шариков» – бесформенный кусочек пластилина формируется в шарик кругообразными движениями ладоней,
  • отщипывание — от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера,
  • прищипывание — кусочки соединяются в один элемент,
  • оттягивание — кончиками пальцев пластилиновой детали придаётся заострённая форма,
  • сплющивание в «блинчики» – пластилиновой детали придаётся форма лепёшки.

Кроме этого, малыши знакомятся с приёмами, используемыми именно в технике пластилинографии:

  • размазыванием, когда пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев,
  • примазыванием или придавливанием — соединением деталей для получения цельного сюжета,
  • налепливанием — нанесением элементов из пластилина на шаблон,
  • заглаживанием — приёмом, когда слой пластилина заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы,
  • смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков — в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.

Освоение приёмов работы с пластилином для поделок в традиционной и нетрадиционной техниках идёт параллельно.

Таблица: сравнительная таблица уровня сложности выполнения поделок с детьми разного возраста

Возраст детейКакие приёмы пластилинографии осваиваютсяВ какой форме проводится работаСпособ выполнения поделки
Первая младшая
  • скатывание,
  • раскатывание,
  • сплющивание,
  • размазывание,
  • налепливание (простые картины с крупными деталями, например, солнце).
Отдельно с каждым малышомДети повторяют за педагогом, выкладывающим детали поочерёдно.
Вторая младшая
  • отработка уже изученных навыков,
  • освоение умения работать со стекой и ножницами,
  • отщипывание,
  • прищипывание,
  • оттягивание,
  • примазывание,
  • налепливание.
  • отдельно с каждым малышом,
  • в мини-группах, парах.
Малыши повторяют выполнение рисунка, опираясь на готовый образец, который создавался на глазах малышей.
Средняя
  • повторение освоенных навыков,
  • овладение приёмами смешивания цветов, заглаживания,
  • привлечение в работу таких инструментов, как щёточки (например, зубные), кондитерский шприц или капсулы от ручки, фломастера.
  • индивидуальная,
  • в парах.
  • изготовление поделки по образцу,
  • самостоятельное планирование подготовки элементов картины.
Старшая
  • отработка и комбинация освоенных ранее приёмов,
  • заглаживание (для выполнения заглаживающих движений необходимы определённые мышечные усилия),
  • использование подручных материалов для выполнения поделок (бисера, пуговиц и пр.).
  • индивидуальная работа,
  • в мини-группах,
  • коллективная (всей группой).
  • самостоятельное придумывание сюжетов и материалов для его воплощения,
  • комбинация видов пластилинографии,
  • сюжетно-игровая основа выполнения поделки (дети придумывают словесное сопровождение сюжета — описывают, рассказывают сказки и пр.).
Подготовительная
  • освоение приёмов создания картин в фактурной технике (барельефов, горельефов и контррельефов),
  • отработка навыка оформления готовой картины (рамка, паспарту).

Фотогалерея: примеры работ по теме «Транспорт» в разных возрастных группах

Во второй младшей группе дети работают в прямой пластилинографии, а со второго семестра — осваивают контурный вид

В средней группе ребята учатся сочетать более двух контрастных цветов

В старшей группе дети учатся заполнять пластилином всё пространство рисунка

В подготовительной группе ребята активно подключают дополнительные материалы для изготовления поделок

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]