Картотека дидактических игркартотека по окружающему миру (старшая группа) на тему
Картотека дидактических игр
«Что такое хорошо и что такое плохо».
Цели: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
Демонстрационный материал: Отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.
Ход игры: Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение — делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее — улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.
Примерные вопросы .Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо? Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.
Что может случиться с Сережей? Дети отвечают.
«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.
Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.
«Мешок плохих поступков»
Ход игры: Дети получают чёрные бумажные кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.
«Цветок добрых дел»
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Детям предлагается собрать «Цветок добрых дел», для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и говорить, какие — либо добрые дела. Дети перечисляют положительные поступки по очереди, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.
« Как я дома помогаю?»
Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку
Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
«Давайте говорить друг другу комплименты»
Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).
Ход игры: Воспитатель приносит «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, воспитатель делает комплимент этим детям.
«Пожелания»
Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)
Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: « Я желаю тебе….»
Развивающие игры для детей дошкольников 4-7 лет
Авторские игры «Ребёнок и другие люди»
Описание: Предлагаю вашему вниманию игры из своего опыта работы. Материал предназначен для дошкольников средней, старшей, подготовительной группы. Этот материал может быть интересен воспитателям дошкольных учреждений, родителям. Цель: организация внеурочной деятельности детей дошкольного возраста Задачи: Развивать наблюдательность, сообразительность, воображение, Расширять кругозор детей, Способствовать обогащению речи,пополнению словарного запаса, Побуждать детей к познанию, размышлению. У каждого педагога в своей копилке есть интересные игры с использованием загадок, сюрпризных моментов, которые не раз выручали меня. В этом материале я хочу рассказать об играх, которые я из года в год использую в своей работе. Возможно, некоторые из них Вас заинтересуют. Игра «Моя семья» На столе или ковре педагог выкладывает из плотного картона круг, по краю которого прикрепляются заранее приготовленные фотографии семей игроков, в середине круга находится вращающая стрелка. Дети выбирают водящего с помощью считалки. Он вращает стрелку, в когда она останавливается около какой либо фотографии, говорит:»Стрелочка, семью нам покажи и о ней нам расскажи». Ребёнок, который узнал свою семью, рассказывает о ней. Он же становится следующим водящим. Игра — импровизация «Оцени поступок» Одному из детей предлагается показать какое либо действие по отношению к другому:подарить что — нибудь,отобрать игрушку и т.д. Остальные дети оценивают поступок. Игра «Сумка задумка» К сумке прикрепляется символ положительной или отрицательной эмоции (правильного или неправильного поведения).Педагог раздаёт детям сюжетные картинки и предлагает положить в сумку — задумку рисунок, соответствующий символу.Каждый ребёнок должен объяснить правильность выбора картинки. Дети могут помогать друг другу, получая из этого фишку. Игра»Какого цвета волосы?» В гости к детям приходят куклы с разным цветом волос (Снегурочка — с белым, Баба Яга- с чёрным, Клоун- с рыжим, Мальвина с голубым и др). Дети называют цвет волос каждой куклы. Педагог предлагает подумать и назвать сказочных героев, у которых такой же цвет волос, как у Снегурочки (Мальвины, клоуна и т.д.). Игра «Кто быстрее принесёт картинку?» На столе лежат картинки с изображением различной одежды, обуви, головных уборов. Педагог.Пальцы,ладонь, локоть — это… Дети определяют что это рука, и выбирают нужный предмет одежды. Лоб, нос,глаза, уши, волосы находятся на …. Дети говорят, что они находятся на голове, и также выбирают нужный предмет(головной убор). Игра «Звуки окружающего мира» Дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами, слушают аудиозапись разнообразных звуков (гром, грубый и ласковый голос, шум дождя,звук машины, пение птиц — радость и др). Игра «Хороший — плохой» Детям предлагается набор сюжетных картинок, на которых изображены хорошие и плохие поступки людей.Ребята оценивают эти поступки. Игра «Загадочные картинки» На наборе полотна выставляются загадочные изображения инопланетян. Дети определяют, чем эти человечки отличаются от людей.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для детей от 1 до 5 лет «Семейные увлечения» Напольная игра «Рыбалка» для детского сада своими руками Мастер-класс. Изготовление колец для жонгляжа Музыкальные и ритмические игры для детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Игры в детском саду для детей от 3 до 5 лет
Развивающая игра в подготовительной группе детского сада
Игры с мячом для детей 5-6 лет дома с родителями
Дидактическая игра «Плохо или Хорошо»
Ирина Тартабаева
Дидактическая игра «Плохо или Хорошо»
идактическая игра
«Плохо или Хорошо»
Дидактическая игра «Плохо или хорошо»
– занятие для дошкольников. В игровой форме воспитатель прививает воспитанникам нравственные нормы. Дети учатся отличать
хорошие поступки от плохих, в их памяти закрепляются правила поведения в определенных жизненных ситуациях.
В игру могут играть дети младшего и старшего дошкольного возраста.
Цель дидактической игры – формирование понимания, какие поступки являются хорошими, а какие неправильными, как правильно вести себя в разных жизненных ситуациях, как определять правильность поступков других людей.
Задачи:
• Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;
• Содействовать накоплению у детей опыта доброжелательных взаимоотношений с окружающими людьми и природой;
• Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;
• Воспитывать внимательное отношение и любовь к людям и окружающему миру;
• Развивать умение сотрудничать.
Игровой материал представляет собой карточки-лепесточки с изображением различных ситуаций, а также круги в виде двух смайликов (грустный и веселый,кружочки двух цветов (красный и зеленый)
по количеству участников игры.
Предварительная работа:Беседы на тему: «Добрые и плохие поступки»
,
«Как можно поступать,а как нельзя»
.
1 вариант.
Дети разделяют картинки –лепесточки на две группы, на хорошие и плохие поступки и прикладывают к соответствующему смайлику.
Дети объясняют почему положили к этому цветочку лепесток
2 вариант.
Задание можно усложнить : Дети разделяют картинки –лепесточки на две группы, на хорошие и плохие поступки и прикладывают к соответствующему смайлику,объясняют почему положили к этому цветочку.
К каждой иллюстрации, изображающей не правильное поведение, картинку с аналогичной ситуацией, где персонаж поступает правильно.
Дети ищут аналогичную ситуацию :плохой и хороший поступок
3 вариант.
Можно использовать для занятий в старшем дош. Воз. Для занятия необходимо подготовить зеленые и красные кружочки (на каждого реб. по одному кружочку красного и зеленого)
. Зеленый кружочек обозначает
«хорошо»
, красный
«плохо»
. Воспитатель показывает и зачитывает ситуацию, а дети поднимают один из кружочков в зависимости от ситуации.
Например: «Ребенок рисует на обоях – это хорошо или плохо?»
Дети поднимают красный кружок.
Вот такой получился цветок из хороших поступков.
Словесная игра «Хорошо и плохо»
1. Развивать речь, фантазию и творческое воображение детей.
2. Учить детей разбираться в нравственных ситуациях.
Воспитатель:
Ребята, а сейчас приготовьте цветные круги. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо — синий.
— «Колобок, Колобок я тебя съем!» (синий)
— «Шла, шла Маша по лесу — деревце за деревцем, кустик за кустиком и заблудилась!» (синий)
— «Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе дружно жить» (желтый)
— «Битый не битого везет, битый не битого везет!» (синий)
— «Посадил дед репку, выросла репка большая — пребольшая!» (желтый)
— «Повадилась лиса в курятник кур таскать…» (синий)
— «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка.» (желтый)
— «Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой.» (желтый)
__«Несу косу на плечи, хочу Лису засечи. Уходи, Лиса, вон!»(жёлтый)
__ «Не плачь дед! Не плачь бабка ! Снесу я вам яичко не золотое,
а простое!(жёлтый)
Воспитатель:
Ребята, а какие поступки вы больше хотите совершать? Давайте вы сейчас придумаете рассказ, о том, как совершили хороший поступок. Сейчас мы послушаем только два рассказа тех детей, которые первыми поднимут руку.(слушаем рассказы детей) А остальные расскажут дома своим родителям.
Ребята, что вам понравилось в нашей игре?
Консультация для родителей
«Что такое толерантность»
«Что такое толерантность»
В мире миллионы людей. Они разные. У них разный пол, разный возраст, разный социальный статус, разная внешность, разные права, разные расы, разные национальности. Мы разные, но мы все живем на одной планете — Земля. Мы каждый день сталкиваемся с большим количеством людей, которые не такие как мы, они не похожи на нас, они другие. Но эти люди нужны нам для дальнейшего развития мира, для жизни на Земле. Мы должны принимать их индивидуальность, уважать их права, выслушать их мнение. Мужчина должен уважать женщину, а женщина мужчину, взрослый — ребенка, а ребенок — взрослого, физически и психически здоровый человек должен уважать больного человека, представитель одной национальности должен уважать представителя другой национальности.
На нашей территории сложилось множество национальностей, культур, традиций и обрядов. Каждая национальная культура уникальна, каждая несет в себе, что-то особенное не похожее на другие. Жизнь в условиях этнического многообразия является одним из источников серьезных проблем для любого общества, где подрастают дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания. Но в этом веке живут наши дети. Неужели мы хотим, чтобы они жили в постоянной вражде и в непонимании. Неужели хотим, чтобы каждый день по причинам этнических конфликтов погибали люди. Неужели мы не хотим мира, который прославляем в своих стихах и песнях. А как прийти к миру, как установить мир на всей Земле? Для этого необходимо:
— воспитывать и учить детей быть открытыми, относится с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить их основам человеческого общежития;
— учить тому, насколько важно отказаться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов;
— воспитывать в детях альтруизм, открытость и уважение к другим, прививать им способность понимать других, сохраняя при этом свою индивидуальность. Все эти качества основаны на чувстве собственного достоинства и способности признавать культурное разнообразие, существующее в современном мире.
Постоянные региональные конфликты, взрывы враждебности между народами привели к распаду стран и серьезным переменам в политической карте мира, просуществовавшего до этого без изменений около полувека. По всему миру прокатилась волна групповых столкновений, религиозной вражды и этнических конфликтов. Различные сообщества оказались ввергнутыми в войну. Теперь разрешение споров, примирение враждующих сторон и восстановление социальной жизни стало одним из самых сложных процессов, которые когда – либо человеческое общество пыталось осуществить. В этой ситуации педагоги всех звеньев системы образования столкнулись с серьезной проблемой: как научить подрастающее поколение жить в современном мире, избегая конфликтов, с уважением относясь ко всем членам общества. Конфликты, усугубленные проблемами нищеты, усилили темпы миграции, увеличили число беженцев, ищущих приют, и мигрантов, ищущих работу в тех странах и регионах, которые некогда были преимущественно монокультурными. В ходе этих процессов обычно незаметно зарождается поликультурность, которая становится существенным фактором как общественной жизни так и дошкольного и школьного образования. Детские коллективы становятся микрокосмосом культурного многообразия. В этих условиях главным требованием для поддержания здоровой атмосферы в школах и дошкольных учреждениях стало требование взаимопонимания между людьми различных культур. Для многих новые обстоятельства стали источником сложных проблем явились предпосылкой для развития диалога культур. Межкультурному взаимопониманию необходимо учить. Примирению необходимо учить. Следовательно, вопрос обучения ТОЛЕРАНТНОСТИ становятся актуальным, является неотъемлемой составляющей прав человека. В своей самой простой и основной форме ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЕСТЬ ПРИЗНАНИЕ ЗА ДРУГИМИ ПРАВА НА УВАЖЕНИЕ ИХ ЛИЧНОСТИ И САМОИДЕНТИЧНОСТИ (Бэтти Риэрдон). Межнациональная толерантность – это терпимое, принимающее, уважительное, понимающее отношение как к собственной национальной и этнической культуре, так и к культуре иных наций и этносов. «Мы обречены на толерантность» — именно так гласит нам принцип морали. Приобщение ребенка к народной культуре составляет базис его национальной идентификации, становления чувства национальной гордости и самодостаточности, формирования межнациональной толерантности. «Возлюби ближнего как самого себя» — гласит Священное Писание. Чтобы принять и понять иного, другую национальную культуру, необходимо изначально приобщиться к истокам своей, осознать ее духовное богатство и безусловную социальную ценность. Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. И нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать ТОЛЕРАНТНОСТЬ Что же такое эта загадочная толерантность?
Толерантность можно определить как терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, религиозной или культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность проявляется в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования различных точек зрения без применения насилия. Но быть толерантным v не значит быть равнодушным к другим людям. Толерантность предполагает взаимность и активное участие всех заинтересованных сторон.
Важно отметить, что понимание и принятие «другого» напрямую связаны с терпимым отношением к самому себе. Толерантный человек обладает чувством собственного достоинства, имеет свои ценности и убеждения и, одновременно уважает убеждения других людей. Так, например, невозможно доброжелательно относиться к окружающим, если отрицательно относишься к себе самому.
Стать более толерантным человеком — значит научиться с уважением выслушивать любую точку зрения, перестать делить мир на два лагеря «свои» и «чужие». Просто необходимо научиться защищать свои убеждения без применения насилия, найти более конструктивные методы решения разногласия. Иногда достаточно просто выслушать и, главное, услышать другого человека для того, что бы и он, в свою очередь, прислушался к Вашему мнению.
Конечно, совсем непросто научиться жить с непохожими людьми, но это одна из реальных возможностей уменьшить количество конфликтов вокруг нас. Для этого нужно просто оглянуться вокруг себя, восхититься многообразием мира и людей вокруг и не забывать о том, что сохранение этого разнообразия зависит от уважительного и терпимого отношения каждого из нас!
Консультация для родителей «Как любить своего ребёнка»
-Мамочка, я так тебя люблю – говорит сынок матери. — А, я тебя тоже сильно – сильно. Любая мама мечтает услышать эти слова. Любовь к своему ребёнку – это своего рода искусство и в прямом смысле ежедневная работа, требующая определённых усилий. Любовь – это привязанность, это понимание, это восприятие своего ребёнка таким, каким он есть. Прислушайтесь к словам: « Я люблю». Чувствуете тепло, нежность, ощущаете прилив сил, энергии. Ребёнку необходимо, чтобы его любили, понимали. Он нуждается в вашей любви, заботе.
Что значит любить своего ребёнка? Любовь вообще по – своей природе очень индивидуальна. Дело в том, что мы все разные. У нас разные взгляды на жизнь, на воспитание детей. В большинстве случаев, родители, а именно мамы и папы, интуитивно пользуются установленными в их подсознании родительскими программами своих родителей. Бывает, конечно, и наоборот: «Мне в детстве многое запрещали, а вот я своему ребёнку, буду разрешать всё» или: «Родители меня в детстве очень баловали со своими детьми, я буду очень строга». Вы, не забывайте о ребёнке. Мы должны создать такие условия, которые бы благоприятно влияли на развитие вашего ребёнка. Необходимо придерживаться основных принципов в воспитании вашего ребёнка: — уделяйте, как можно больше внимания своему ребёнку; — общайтесь со своим ребёнком на равных, как с взрослым (они это любят); — не забывайте поощрять своего ребёнка, хвалите его, даже за самые маленькие победы; — и, самое главное – верьте в своего ребёнка, дарите ему уверенность в себе и, у вас обязательно всё будет хорошо.
Не бывает не хороших, не плохих родителей, а бывает конечный результат – это их дети. Все дети разные. У них разные интересы, наклонности, способности, характеры. Но их объединяет общая нравственная основа – они все дети. И, нам взрослым иногда просто необходимо перевоплотиться в роль ребёнка. И, посмотреть на любую ситуацию именно глазами ребёнка.
— Почему, мне запрещают бегать по лужам? Ведь, это же очень весело… Правда весело, но веселье же может закончиться болезнью, лекарствами и всё в этом роде. Но, ведь весело,… правда? Добрая (добрая ли?) мама разрешит бегать по лужам или попросту не обратит внимания. Злая мама поругает и оставит дома. И тут на горизонте появляется третья мама. Она не будет ругаться, не будет кричать и топать ногами. Она сядет рядом с ребёнком и нежно его обнимет. Тихо скажет, что гулять под дождём весело, но делать этого нельзя, иначе, можно заболеть. Ребёнок обращает внимание на тембр голоса матери, интонацию. Она говорит спокойно, ласково и в тоже время уверенно и настойчиво. И, добивается нужного результата: ребёнок с ней соглашается. Здесь, нет ничего сложного главное – это верить в результат.
Любить детей – это искусство, это важнейшая цель, в достижении которой много препятствий, много ошибок и промахов и, всё-таки обязательно нас ждёт ожидаемая победа. Ведь и вправду говорят:
«Счастливые дети – это самые любимые дети».